Научная статья на тему 'Статистическая оценка подверженности студенческой молодежи финансовым рискам'

Статистическая оценка подверженности студенческой молодежи финансовым рискам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / FINANCIAL BEHAVIOR / ПОДВЕРЖЕННОСТЬ ФИНАНСОВЫМ РИСКАМ / RISK AVERSION / СКЛОННОСТЬ К РИСКУ / ФИНАНСОВАЯ ИНФАНТИЛЬНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / FINANCIAL LITERACY / ФИНАНСОВЫЕ СТРАТЕГИИ / FINANCIAL STRATEGIES / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ РЕГРЕССИЯ / LOGISTIC REGRESSION / FINANCIAL RISKS EXPOSURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ниворожкина Л. И., Синявская Т. Г., Новиков Д. С.

В статье проводится статистическое исследование подверженности студенческой молодежи финансовым рискам. На основе эмпирических данных анкетного опроса студентов вузов юга России показано, что основными факторами подверженности финансовым рискам является склонность к риску и финансовая инфантильность. Выявлено, что 22,4% опрошенных характеризуются как финансово инфантильные. Преобладающие финансовые стратегии у молодых людей умеренно сберегательные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper gives a statistical study of student’s exposure to financial risks. Research based on empirical data of a survey of students held at universities in south Russia. The study showed that the main financial risk exposure factors are risk aversion and financial infantilism. It is discovered that 22.4% of respondents are characterized as financial infantile. Prevailing financial strategies of the young people are moderate savings.

Текст научной работы на тему «Статистическая оценка подверженности студенческой молодежи финансовым рискам»

Ниворожкина Л.И.,

доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, зав. кафедрой «Математическая статистика, эконометрика и актуарные расчеты» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) Эл. почта: lin45 a mail.ni Синявская Т.Г.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Математическая статистика, эконометрика и актуарные расчеты» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) Эл. почта: [email protected] Новиков Д.С.,

руководитель группы продаж ООО «ТТ Капитал»

Эл. почта: [email protected]

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

ПОДВЕРЖЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ФИНАНСОВЫМ РИСКАМ1

В статье проводится статистическое исследование подверженности студенческой молодежи финансовым рискам. На основе эмпирических данных анкетного опроса студентов вузов юга России показано, что основными факторами подверженности финансовым рискам является склонность к риску и финансовая инфантильность. Выявлено, что 22,4% опрошенных характеризуются как финансово инфантильные. Преобладающие финансовые стратегии у молодых людей - умеренно сберегательные.

Ключевые слова: финансовое поведение, подверженность финансовым рискам, склонность к риску, финансовая инфантильность, финансовая грамотность, финансовые стратегии, логистическая регрессия

1 Работа выполнена в процессе реализации проекта, выполняемого РГЭУ (РИНХ) в рамках базовой части государственного задания «Разработка концепции и моделирование рисков финансового поведения населения как инструмент обеспечения социально-экономической безопасности»

Nivorozhkina L.I., Sinyavskaya T.G., Novikov D.S.

STATISTICAL EVALUATION OF STUDENT'S EXPOSURE TO FINANCIAL RISKS

The paper gives a statistical study of student's exposure to financial risks. Research based on empirical data of a survey of students held at universities in south Russia. The study showed that the main financial risk exposure factors are risk aversion and financial infantilism. It is discovered that 22.4% of respondents are characterized as financial infantile. Prevailing financial strategies of the young people are moderate savings.

Key words: financial behavior, financial risks exposure, risk aversion, financial literacy, financial strategies, logistic regression

Введение

В настоящее время, в связи с возрастанием роли финансовой активности населения, финансовые риски занимают особое место в структуре рисков индивидов и до-мохозяйств. Реализация финансовых рисков становится особенно опасной, когда население с не адаптированным к рыночным условиям менталитетом все шире вовлекается в кредитную, страховую и иные виды финансовой деятельности. Поэтому оценка подверженности финансовым рискам является важной задачей, особенно для молодежи, которая будет формировать облик экономики в будущем.

Под подверженностью финансовым рискам нужно понимать свойство индивида, заключающееся в возможности попасть в ситуацию потери финансовых ресурсов при осуществлении каких-либо видов финансовой активности. Она связана с наличием у индивида уязвимостей, таких, как: финансовая неграмотность, склонность к риску и финансовая инфантильность.

Степень подверженности риску, отличается для разных индивидов и зависит от их характеристик, в том числе от возраста. Особенно уязвимые к финансовым рисками возрастные группы - это молодежь и лица старшего возраста. И хотя

причины повышенной подверженности рискам у них могут быть схожими, проявления и последствия имеют свои особенности. Задачей данного исследования являлась оценка подверженности молодежи финансовым рискам, связанной со спецификой ее финансового поведения.

Следует отметить, что в рамках данного исследования изучается подверженность рискам не молодежи в целом, а студенческого ее сегмента старших курсов обучения, которые, с одной стороны, уже выбывают из контингента обучающихся и выходят на рынок труда, следовательно, должны готовиться к реализации собственных финансовых стратегий, а с другой стороны - еще не имеют достаточного опыта и зачастую финансовой самостоятельности. Именно поэтому представляется интересным выявить особенности подверженности рискам именно этой части молодежи.

Эмпирическая база исследования

Подверженность молодежи финансовым рискам можно исследовать на основании данных анкетного опроса, нацеленного на выявление основных ее факторов, с последующей оценкой их воздействия. Для этой цели были использованы данные опроса 696 студентов выпускных курсов вузов юга России, разработанного и проведенного в рамках исследования «Модернизация инструментария управления рисками финансовых институтов в сфере отмывания денег или финансирования терроризма на основе повышения финансовой грамотности клиентов-физических лиц (на примере юга России)»1.

Стратегии поведения студенческой молодежи

Молодежи присущи собственные, отличающиеся от лиц более зрелого возраста, стратегии экономического, и в частности, финансового, поведения. Согласно Володину В.М. и Михневой С.Г. [1], многие молодые люди применяют активные страте-

1 Исследование проведено при финансовой поддержке государства в лице Минобрнауки России проект №14.В37.21.0022

гии, их прельщает работа с высоким заработком, и они готовы прилагать максимум усилий, чтобы много работать и хорошо получать за эту работу. Достаточно высока доля молодежи, стремящейся создать свой бизнес. Вместе с тем все же некоторая часть молодежи склонна проявлять пассивные стратегии, рассчитывать на государственную поддержку, а также финансовую поддержку семьи, родственников.

Оба варианта стратегий, активные и пассивные, связаны с подверженностью рискам. Активная позиция при высокой склонности к риску и финансовой неграмотности может приводить молодого человека к попаданию в ситуации высокого риска с непредсказуемыми последствиями. Однако пассивная позиция в этом смысле представляется более опасной: финансовая инфантильность, особенно в сочетании с упомянутой склонностью к риску и финансовой неграмотностью, может приводить к участию в непродуманных, а в ряде случаев даже неправомерных и незаконных, финансовых операциях, необоснованному кредитованию, нерациональному распоряжению деньгами.

Как было выявлено Князевым П.А. [2], доминирующая ценностная мотивация молодежи «жить в настоящем, здесь и сейчас» порождает минимизацию накопительного, сберегательного и инвестиционного поведения. Возрастание экономических рисков сберегательного, инвестиционного и кредитного поведения приводит к «сворачиванию» данных стратегий экономического поведения, а также усилению теневых, девиантных, иждивенческих и протестных моделей поведения, а также трудовой миграции и смены работ на фоне повышения молодежной безработицы.

Для выявления стратегий финансового поведения по результатам опроса результаты ответа респондентов на вопрос о будущих финансовых стратегиях с горизонтом планирования в 10 лет были сгруппированы следующим образом (см. табл. 1). Было выделено 4 финансовые стратегии: одна инвестиционная и три сберегательных по типам активности.

Таблица 1 - Формирование переменных, характеризующих финансовые стратегии

№ стратегии Условное название стратегии Варианты ответа на вопрос «. Вы собираетесь закончить обучение в вузе и вам придется планировать ваши инвестиционные стратегии. Предположим, что горизонт прогнозирования -ближайшие 10 лет, вы начнете...»

1 умеренные сберегательные стратегии копить рублевые средства в Сбербанке как наиболее надежном финансовом институте

копить валютные средства в Сбербанке как наиболее надежном финансовом институте

2 активные сберегательные стратегии копить рублевые средства и помещать их на счета коммерческих банков, предлагающих самые высокие проценты

копить валютные средства и помещать их на счета коммерческих банков, предлагающих самые высокие проценты

3 пассивные сберегательные стратегии покупать валюту (доллары, евро) и хранить ее в надежном месте, но не в банках

копить рублевые средства и хранить их в надежном месте, но не в банках

4 инвестиционные стратегии покупать акции и ценные бумаги

покупать облигации государственного займа

отдавать деньги в доверительное управление, покупать доли в паевых фондах

В таблице 2 представлено распределение ответов по выбранным стратегиям. Большинство респондентов может быть отнесено к «умеренным сберегателям», далее следуют «инвесторы» и «активные сберегатели». Такой результат может рассматриваться как соответствующий теоретическим представлениям: «умеренное» большинство и инвестиционные стратегии,

Ноль стратегий означает отсутствие ответа на данный вопрос, одна - что респондент выбрал варианты ответа, относящиеся согласно таблице 1 к одной из стратегий. Максимальное количество отмеченных одновременно стратегий - 4. Этих респондентов, а также предположи-

отражающие активность, свойственную молодым людям. Сумма частот больше общего числа респондентов, так как вопрос, на основании которого производился расчет, позволял возможность множественного ответа. В таблице 3 содержится информация о том, какое количество студентов выбрало разное количество перспективных стратегий поведения.

тельно те 7%, которые выбрали по три стратегии, можно охарактеризовать, как не слишком готовых к будущей финансовой деятельности, поскольку такой разброс свидетельствует о том, что на самом деле студенты не представляют, как будут действовать в реальности.

Таблица 2 - Распределение выбранных студентами финансовых стратегий

№ стратегии Стратегия Частота Доля, %

1 умеренный сберегатель 280 40,2

2 активный сберегатель 191 27,4

3 Инвестор 238 34,2

4 пассивный сберегатель 105 15,1

5 нет стратегий 54 7,8

Итого 696 100,0

Таблица 3 - Распределение количества студентами финансовых стратегий

Количество выбранных

стратегий Частота Доля, %

ноль стратегий 76 10,92

одна стратегия 379 54,45

две стратегии 187 26,87

три стратегии 49 7,04

четыре стратегии 5 0,72

Итого 696 100

Финансовая инфантильность молодежи как фактор подверженности рискам

Особенности подверженности молодежи финансовым рискам связаны в первую очередь, с определяющими ее факторами, в структуре которых необходимо выделить социально-демографические параметры (пол, возраст, семейное положение и состав семьи, уровень образования, образование родителей), экономические (наличие работы и размер дохода, расходы), включая текущее финансовое поведение (наличие кредитов, сбережений, страховки), и личностные характеристики. К последним относятся: уровень финансовой грамотности, склонность к риску, инфантильность или, наоборот, зрелость в решении финансовых вопросов, предпочтения в отношении финансового поведения.

Так как исследование нацелено на молодых индивидов, особенно важным представляется изучить степень зрелости и самостоятельности финансовых решений или ее обратную сторону - финансовую инфантильность.

Согласно определению А.А. Сереги-ной [3], инфантилизм - это комплекс характеристик личности, выражающихся в незрелости эмоционально-волевой сферы, задержке нравственного и социального созревания, отсутствии трудовой мотивации, слабой потребности в достижениях, несамостоятельности решений и действий, зависимости личности от других, хаотичности поведения, позиции иждивенчества, гедонизме, а также слаборазвитой способности рефлексии при явно доминирующей потребности в удовольствии и развлечении, несформированностью преодолевающего поведения.

Финансовый инфантилизм соответственно - это проявление данных характеристик в отношении решений, связанных с распоряжением личными финансами. Финансово инфантильной личности свойственно, таким образом:

- иждивенчество;

-отсутствие мотивации к труду, в том числе отсутствие желания и готовности к трудностям, связанным с карьерным продвижением и соответствующим ростом заработка; -желание получить «много и сразу» для удовлетворения собственных текущих потребностей; -склонность к «демонстративному

потреблению»; -отсутствие навыков и желания финансового планирования; -низкий уровень финансовой грамотности; -неумение сопоставлять теоретические финансовые знания с практикой, при наличии желания получать новые знания - «учиться ради учебы», а не для устранения фактических, практико-ориентированных пробелов в знаниях;

- непоследовательность и несогласованность суждений в отношении финансовых предпочтений и стратегий;

- слабая или отсутствующая способность к рефлексии относительно собственного финансового поведения.

Оценить финансовую инфантильность, как характеристику личности, достаточно сложно, поскольку она является не просто комплексной, а фактически ненаблюдаемой. В связи с тем что в данном исследовании подверженности финансо-

вым рискам молодого населения выдвинуто предположение, что основную опасность финансовая инфантильность несет с точки зрения потенциальной неготовности молодежи к реализации собственных инвестиционных стратегий, она выявлялась с применением ответов на несколько вопросов, касавшихся прожективного финансового поведения.

Так, были использованы ответы на вопросы о предполагаемых инвестиционных стратегиях по окончании вуза, о том, какие способы сохранения предполагаемого наследства выбрал бы респондент, и о том, какой стратегии обеспечения безопасности жизнедеятельности планирует следовать респондент. Для каждого из трех этих вопросов имеется вариант ответа, означающий отсутствие в настоящем финансовых стратегий, направленных на будущее. На первый вопрос 7,8% опрошенных ответили, что будут тратить все и не

думают об инвестициях. На второй, о наследстве, 1,4% ответили, что не будут сохранять средства, все потратят. И на третий, о страховании, 16,8% ответили, что не видят необходимости в каком-либо виде страхования. Представляется, что одного ответа недостаточно для определения индивида, как финансово инфантильного, так как они характеризуют разные стороны данного явления. Поэтому финансово инфантильными нужно считать респондентов, давших не менее одного подобного ответа на рассмотренные вопросы.

По результатам 22,4% опрошенных можно охарактеризовать, как финансово инфантильных, и, следовательно, входящих в группу подверженных финансовому риску, особенно в сопряжении с рассмотренными характеристиками финансовой неграмотности и склонности к финансовому риску. Наглядно это распределение представлено на рис. 1.

□ не инфантильный

□ инфантильный

Рисунок 1 - Соотношение финансово инфантильных и неинфантильных молодых людей

среди опрошенных

Подверженность финансовым рискам предположительно связана с характеристикой финансовой инфантильности. Поэтому важно определить, какие факторы детерминируют, склонен ли молодой человек к финансовой инфантильности, или нет. Для этого была оценена модель логистической регрессии. В качестве зависимой переменной выбрана бинарная переменная, принимающая значение 1, если индивид расценивается как финансово инфантиль-

ный, и 0 в противном случае. Принцип формирования переменной был описан выше. Регрессорами выступают различные социально-демографические характеристики, а также переменные финансовой грамотности и склонности к риску. Результаты оценивания представлены в таблице 4. Как видно из результатов оценивания, модель статистически значима, и совокупность ре-грессоров объясняет около 5% вариации финансовой инфантильности, что можно

считать неплохим результатом для такой сложной характеристики. Значимо влияет, уменьшая риск быть финансово инфантильным, обучение на бюджетной основе, принадлежность к этносам Северного Кав-

Коэффициенты при переменных «финансовая грамотность», «национальная принадлежность к русским», «работа в свободное время», «образование матери» оказались статистически незначимыми, однако их влияние теоретически объяснимо. Противоречат начальным предположениям только знаки при переменной «пол», поскольку предполагалось, что женщины более финансово инфантильны. По-видимому, это можно объяснить возраст-

каза, склонность к риску, ведение финансовых записей, среднее полное общее образование отца. Также значимо влияет пол - в среднем вероятность быть финансово инфантильным выше для мужчин.

ной категорией опрошенных. Современная молодежь в принципе более инфантильна по сравнению с предшественниками, так как возраст вступления в самостоятельную жизнь для многих наступает уже после окончания вуза, либо даже после получения некоторого трудового стажа, дающего возможность зарабатывать на проживание отдельно от родителей. Молодежь, оканчивающая вуз, оказывается, таким образом, экономически несамостоятельной, а так как

Таблица 4 - Результаты оценивания логистической регрессии

для финансовой инфантильности

Переменная Коэффициент Стандартная ошибка z- статистика Prob.

Обучение на бюджетной основе (эталон - коммерческая основа) -0,387502 0,228360 -1,696889 0,0897

Национальность (эталон - «другие»)

этносы Северного Кавказа -0,690784 0,419508 -1,646652 0,0996

Русские -0,372243 0,262444 -1,418373 0,1561

Пол (эталон - женский) 0,578567 0,216802 2,668649 0,0076

Финансовая грамотность (эталон - неграмотный) -0,319026 0,209526 -1,522611 0,1279

Работает в свободное время (эталон - не работает) -0,009508 0,217051 -0,043804 0,9651

Расходы на личные нужды в месяц, руб. -2,18E-05 1,31E-05 -1,662256 0,0965

Склонность к риску (эталон - не склонный к риску) -0,587883 0,289774 -2,028764 0,0425

Ведение финансовых записей (эталон - не ведет) -0,538049 0,252711 -2,129103 0,0332

Образование отца (эталон - два и более высших, ученая степень)

Неполное среднее -0,975685 0,658735 -1,481150 0,1386

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среднее полное общее -0,918111 0,471478 -1,947302 0,0515

Среднее специальное -0,255383 0,340433 -0,750172 0,4532

Высшее -0,211728 0,323553 -0,654384 0,5129

Образование матери (эталон - два и более высших, ученая степень)

Неполное среднее 1,019233 0,861054 1,183704 0,2365

Среднее полное общее 0,771804 0,509578 1,514595 0,1299

Среднее специальное 0,236364 0,437716 0,539993 0,5892

Высшее 0,446339 0,406103 1,099079 0,2717

Константа -0,452699 0,512874 -0,882671 0,3774

LR статистика (17 df) 31,70416 Информационный критерий Akaike 1,056699

Prob,(LR статистика) 0,016373 Информационный критерий Schwarz 1,190155

Макфадден R-квадрат 0,051118

девушкам свойственно более раннее взросление по сравнению с юношами, они раньше начинают задумываться о реализации финансовых стратегий на перспективу.

Интересна выявленная обратная связь между финансовой инфантильностью и склонностью к риску. Можно предположить на основании полученных результатов, что финансово инфантильные молодые люди скорее пассивны, что в определенной степени снижает их подверженность финансовым рискам с точки зрения вовлечения в рискованные активные стратегии. По-видимому, склонность к финансовому риску провоцирует более активное финансовое поведение.

Детерминанты подверженности студентов финансовым рискам Для анализа феномена подверженности финансовым рискам и связанных с ними факторов в качестве индикатора был выбран ответ на следующий вопрос: «Если ваш друг или родственник, сославшись на сложную жизненную ситуацию, попросит вас несколько раз отнести в ломбард ювелирные изделия и оформить залог на вас

(объяснив, что он и так уже имеет много кредитов и заложенного имущества, а ему срочно нужны деньги)». Варианты ответа:

1) соглашусь сразу - я убежден(а), что людям нужно доверять и помогать;

2) соглашусь за вознаграждение;

3) подумаю - если найду подтверждение тому, что он говорит правду, то соглашусь;

4) откажусь, если это не слишком близкий друг или родственник;

5) откажусь в любом случае.

Была оценена модель логистической регрессии, где в качестве зависимой переменной была использована бинарная переменная, принимающая значение 1 для потенциально подверженных риску индивидов, и 0 - для неподверженных. Потенциально подверженных финансовым рискам считаются индивиды, которые согласятся оформить на себя залог в ответе на использованный в качестве индикатора вопрос, по доверчивости или жадности (варианты ответа 1 и 2). Результаты оценивания представлены в таблице 5.

Таблица 5 - Результаты оценивания логистической регрессии для подверженности финансовым рискам

Переменная Коэффициент Стандартная ошибка 2-статистика РгоЬ.

Финансовая грамотность (эталон - неграмотный) 0,068745 0,352765 0,194874 0,8455

Финансовая инфантильность (эталон -неинфантильный) 0,597586 0,358115 1,668697 0,0952

Склонность к риску (эталон - не склонный к риску) 0,688980 0,371406 1,855061 0,0636

Национальность (эталон - «другие»)

этносы Северного Кавказа -0,341348 0,593422 -0,575219 0,5651

Русские -0,706794 0,390132 -1,811677 0,0700

Обучение на бюджетной основе (эталон - коммерческая основа) -0,296862 0,358566 -0,827913 0,4077

Количество иждивенцев в семье 0,089783 0,125280 0,716662 0,4736

Работает в свободное время (эталон - не работает) -0,198534 0,360383 -0,550897 0,5817

Расходы на личные нужды в месяц, руб, -3,54Е-06 1,80Е-05 -0,196945 0,8439

Специальность (эталон - гуманитарная

Экономическая -0,611382 0,477686 -1,279881 0,2006

Техническая -0,126092 0,497876 -0,253259 0,8001

Отношение к среднему классу (эталон -не относится) 0,617714 0,551916 1,119217 0,2630

Ведение финансовых записей (эталон -не ведет) -0,422175 0,418249 -1,009387 0,3128

Пол (эталон - женский) 0,450776 0,376611 1,196925 0,2313

Константа -2,132792 0,684746 -3,114720 0,0018

LR статистика (17 df) 21,21153 Информационный критерий Akaike 0,535493

Prob,(LR статистика) 0,096333 Информационный критерий Schwarz 0,648480

Макфадден R-квадрат 0,070409

Как видно из результатов оценивания, модель статистически значима и объясняет около 7% вариации подверженности финансовым рискам. Финансовая инфантильность, грамотность и склонность к риску увеличивают подверженность финансовым рискам.

Однако коэффициент при финансовой грамотности статистически незначим. Принадлежность к русским и кавказским этносам снижает подверженность риску, причем к русским - статистически значимо. Пол, обучение на бюджетной основе, ведение финансовых записей, специальность, отношение семьи к среднему классу, расходы на личные нужды, работа в свободное от учебы время и число иждивенцев в семье влияют статистически незначимо.

Выводы

Финансовая инфантильность и склонность к риску представляют собой важные личностные характеристики, формирующие подверженность молодых людей финансовым рискам. Это важно учитывать при формировании политики в отношении регулирования финансовой системы, а также при подготовке и реализации мер, нацеленных на вовлечение молодежи в различные виды финансовой активности и повышение ее финансовой грамотности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Володин, В.М. Экономическое поведение молодежи в условиях модерниза-

ции российского общества / В. М. Володин, С. Г. Михнева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - № 3(23) -С. 121-126.

2. Князев, П.А. Экономическое поведение российской молодежи в период мирового финансового кризиса / П.А. Князев // Теория и практика общественного развития. - 2010. - №2.

3. Серегина А. А. Социально-психологические условия преодоления инфантилизма у безработной молодежи : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Рос. гос. соц. ун-т. - Москва, 2006. - 25 с.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Volodin V. M. Economic behavior of young people in terms of modernization of Russian society / V. M. Volodin, S. G. Mihneva // Proceedings of the higher educational institutions. Volga region. Social sciences. - 2012. . - № 3(23) - P. 121-126.

2. Knyazev P. A. Economic behavior of the Russian youth in the global financial crisis period. / P. A. Knyazev // Theory and practice of social development. - 2010. - №2.

3. Seregina A.A. Social and psychological conditions of overcoming infantilism at unemployed youth: thesis abstract ... candidate of psychology 19.00.05 / Ros. State Social Univ. - Moscow, 2006. - 25 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.