Статистическая грамотность как конкурентное преимущество в профессиональной
среде
Statistical literacy as a competitive advantage in a professional environment
Жигляева Анастасия Викторовна
Студентка 3 курса факультета Экономики и Права
РЭУ им. Г.В. Плеханова Россия, г. Москва e-mail: anastasia. zhiglyaeva@gmail. com
Zhiglyaeva Anastasia Viktorovna
3rd year student, Faculty of Economics and Law Plekhanov Russian University of Economics
Russia, Moscow e-mail: anastasia. zhiglyaeva@gmail. com
Аннотация.
Статистическая грамотность, достаточно высокий общий уровень статистической культуры как профессионального сообщества, так и населения в целом являются важнейшими составляющими интеллектуального и профессионального развития страны. На современном этапе проводится множество конференций, круглых столов, мастер-классов, иных научно-практических мероприятий, направленных на обсуждение данного аспекта. Статья посвящена вопросу о необходимости повышения статистической грамотности как значительного конкурентного преимущества в профессиональной деятельности. Обоснована значимость владения определёнными статистическими знаниями и навыками для лиц, основная деятельность которых не связана непосредственно со статистикой или научно-исследовательской работой. Выделены важные преимущества статистической грамотности для специалистов в различных сферах. В статье уделено внимание формированию статистической культуры у студентов, а также мерам, которые целесообразно предпринимать для популяризации статистики.
Annotation.
Statistical literacy, a sufficiently high overall level of the statistical culture of both the professional community and the population as a whole are the most important components of the country's intellectual and professional development. At the present stage, many conferences, round tables, master classes, and other scientific and practical events are held to discuss this aspect. The article is devoted to the issue of the need to increase statistical literacy as a significant competitive advantage in professional activities. The significance of possession of certain statistical knowledge and skills for individuals whose main activity is not directly related to statistics or research work is substantiated. Important advantages of statistical literacy for specialists in various fields are singled out. The article focuses on the formation of statistical culture among students, as well as the measures that are necessary to increase the popularity of statistics.
Ключевые слова: статистика, статистическая грамотность, профессиональная деятельность.
Keywords: statistics, statistical literacy, professional activity.
В настоящее время проблема статистической грамотности, а именно, необходимости её повышения, является весьма актуальной. Данный вопрос обсуждается в широких кругах, поскольку практически вся общественность в том или ином виде использует статистические данные, однако при этом возникают серьёзные проблемы с точки зрения правильности интерпретации статистической информации. Кроме того, не менее проблемным аспектом является и корректность самих данных. К сожалению, элементы безграмотности представления статистической информации нередко встречаются в СМИ и даже в оформлении научных работ.
Несомненно, иметь базовые знания в области статистики, навыки расчёта элементарных показателей и интерпретации, оценки полученных результатов должен каждый член современного общества, даже если его деятельность непосредственно не связана с данной дисциплиной или научными исследованиями. Тем не менее, целесообразно отметить особую важность, прикладное значение статистики и статистической грамотности для осуществления профессиональной деятельности.
Умение уверенно работать со статистическими данными необходимо далеко не только экономистам, математикам, финансистам. Так, например, журналисты должны быть подготовлены к составлению и восприятию графиков, таблиц, иных видов и форм представления информации (главным образом для повышения точности, информативности статей, отчётов, заметок, а также для систематизации и наглядного отображения больших объёмов информации). Помимо этого, существует множество различных отраслей прикладной статистики - биостатистика, политическая статистика, медицинская статистика и т.п.
Представляется возможным выделить основные преимущества статистической грамотности для профессионалов в различных сферах:
• основа для организации логической последовательности работы с информацией (от сбора и накопления до анализа результатов);
• получение адекватных, качественных, достоверных результатов (что непосредственно отражается на качестве и эффективности работы в целом);
• принятие верных, оптимальных решений в конкретных условиях;
• ориентация в обширных массивах данных, выделение ключевых аспектов и сосредоточение на наиболее важных показателях;
• возможность прогнозирования, предвидения хода событий и т.п., что существенно способствует снижению рисков, вероятности допущения ошибок.
Таким образом, статистика выступает в качестве создателя аналитической базы для профессиональной деятельности. Специалисту, профессионалу в области, не имеющей непосредственного отношения к статистике, намного проще воспринимать колоссальные информационные потоки, анализировать получаемую информацию, если он обладает определёнными навыками. Соответственно, его неподготовленные коллеги рискуют встретиться со сложностями, что приводит, как правило, к неуверенности, снижению продуктивности в работе и другим негативным последствиям. В данном контексте статистическую грамотность можно сравнить с владением иностранным языком, которое также является весомым конкурентным преимуществом в любой профессиональной области.
Целесообразно отметить, что формирование определённого уровня статистической культуры, развитие навыков обработки информации, понимания процесса анализа данных чрезвычайно важно в процессе обучения студентов в вузах (как уже было упомянуто ранее, не только профильных и не только в рамках специальностей, связанных со статистикой). К сожалению, на сегодняшний день отчётливо наблюдается тенденция сокращения
часов аудиторных занятий, что отрицательно сказывается на качестве преподавания дисциплин, в том числе статистических.
Необходимо понимать, что восприятие студентами статистики как некой абстрактной науки также является проблемным аспектом, ведь необходимо чёткое осознание прикладного, практического значения дисциплины. Следовательно, как и в случае с преподаванием иностранных языков, важно систематическое, непрерывное «общение» на «языке» статистики, постоянное применение статистического аппарата, как можно более широкого спектра методов. У студентов должно формироваться понимание значимости статистической грамотности, компетентности для успешного построения карьеры в будущем.
Следует отметить, что для применения получаемых знаний на практике целесообразно организовывать различные научно-исследовательские проекты среди студентов, в которых можно реализовать описательный статистический анализ, методы изучения многофакторных влияний и другие приёмы и методы в целях получения практически значимых результатов. Таким образом у студентов появляется возможность самостоятельной работы с большими массивами статистической информации и составления грамотных отчётов по итогам проведённого исследования.
Что необходимо предпринять для формирования и повышения статистической грамотности как важнейшего элемента профессионального развития? Выделим некоторые важные мероприятия именно для обучения студентов высших учебных заведений:
Представление нового материала с использованием статистического . ПО J N
г Применение Г Включение ^
нетрадиционных компонента
методов оценок статистической
и грамотности во
инновационных вводном курсе
моделей статистики
\ /
Моделирование реальных жизненных ситуаций
Реализация проектов с экспертными обзорами и докладами
Рис.1 Методы обучения и способы популяризации статистики среди студентов1
Наряду с вышеприведёнными мероприятиями следует отметить также необходимость рассмотрения конкретных примеров, приложений, изучения аргументов, используемых статистиками в качестве
1 Составлено на основе: Акопян К.А., Оганесян А.М. Современные проблемы статистического образования. sisupr.mrsu.ru>2016-2/PDF.
доказательств. Использование мультимедийных технологий также приветствуется, поскольку оно позволяет сделать процесс обучения более наглядным, интересным и активным.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что сеть Интернет и проведение масштабных тематических мероприятий могут выступать в роли особенно мощных и эффективных средств, способствующих росту популярности статистики (в силу того, что они охватывают весьма обширную аудиторию, причём в разрезе различных возрастных категорий). Своевременное усвоение и закрепление основ статистики является залогом более высокой оперативности, адаптивности, профессиональной предприимчивости в сложных ситуациях в процессе осуществления профессиональной деятельности.
Статистическая грамотность должна являться неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки специалистов любой сферы деятельности. Наконец, важно также уделять особенное внимание статистической подготовке экономистов, социологов, менеджеров, учитывая динамично изменяющиеся обстоятельства в социально-экономической сфере. Необходимо совершенствовать методику обучения таких специалистов, находить максимально эффективные подходы и способствовать активному применению получаемых знаний в практических ситуациях.
Список используемой литературы:
1. Шамхалова Д.М. Проблемы повышения статистической грамотности в современной России // Символ науки. - 2016. - № 10-3. - С. 175-176.
2. Тихомирова Н.В. Проблемы воспроизводства статистических кадров в России. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/smi/prezent23-2013/tihomirova.
3. Повышение статистической грамотности: опыт российской статистики. http://www.econorus.org.