СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ РАСТИТЕЛЬНЫХ МАСЕЛ
УДК 311
Владимир Сергеевич Мхитарян
Д.э.н, Профессор
Национальный Исследовательский Университет Высшая Школа Экономики
Владимир Викторович Евменов
Аспирант
Национальный Исследовательский Университет Высшая Школа Экономики; Тел.: +7(926) 144-85-22, Эл. почта: Evmenov [email protected]
Целью данной статьи является анализ ключевых тенденций на российском рынке растительных масел, выявить основные закономерности в функционировании рынка, рассмотреть предпосылки его дальнейшего развития. В статье рассмотрена общая структура рынка растительных масел, проанализирована структура экспорта и импорта, ценовая конъюнктура, проведена оценка ведущих игроков российского рынка растительных масел, определена структура потребления на рынке растительных масел, на основании всего вышеперечисленного выведены основные тенденции и перспективы российского рынка масел.
Ключевые слова: статистика, анализ, исследование, растительные масла.
Vladimir S. Mkhitaryan
PhD in Economics, Professor
National Research University Higher School
of Economics
Vladimir V. Evmenov
Post-graduate student
National Research University Higher School
of Economics;
Tel.: +7 (926) 144-85-22,
E-mail: Evmenov [email protected]
STATISTIC ANALYSES OF VEGETABLE OIL MARKET SITUATION IF THE RUSSIAN FEDEREATION
The main goal of this article is to analyze the key tendencies of Russian vegetable oil market, define the main mechanics of market functioning, define the main opportunities for further development. The overall structure of vegetable oil market was considered in the article. The structures of export, import and pricing were analyzed. The key Russian market players were assessed. The structure of consumption was defined. The main tendencies and prospects of Russian vegetable oil market were defined in the terms of the above listed.
Keywords: statistics, analyses, research, vegetable oil.
1. Введение
Общий объем российского рынка растительного масла оценивается около 2 млн. тонн, из которых на долю домохозяйств приходится 55-60%. В розничном секторе представлено в основном бутилированное масло, хотя небольшая часть выпускаемого масла продается в розлив (по мнению экспертов до 11%). В стоимостном выражении, объем потребительского рынка оценивается примерно в 40 млрд. руб.
По данным аналитиков, отмечающих стабильность на рынке растительного масла, в последние годы рост объема в натуральном выражении составляет около 2%, в стоимостном выражении - около 4%.
2. Производство растительных масел
В России посевные площади масличных культур в 2009 г. сократились. Посевная площадь масличных культур, по данным Росстата, в текущем году составила 6,9 млн. га, что на 10,3% меньше, чем в предшествующем году. Доля масличных во всей посевной площади сократилась с 10% в 2010 г. до 9,1%. По сравнению с прошлым годом на 13,8% сократились площади под подсолнечником, составив 5,3 млн. га. Почти на 3% выросли посевные площади под прочими видами масличных культур, главным образом под рапсом (на 24,2%) и льном-кудряшом (на 41,7%). Посевы соевых бобов уменьшились на 7,3%, горчицы - на 36,6%.
Таблица 1. Посевные площади масличных культур в 2009 г. (тыс. га, данные Росстата)
Вид Культур 2009 г. 2010 г. 2010 г. в % к 2009 г.
Масличные культуры -всего: 7692,5 6897,2 89,7
В том числе:
Подсолнечник 6100,7 5260,8 86,2
Лен-кудряш 76,3 108,2 141,7
Соя 849,4 783,6 92,3
Горчица 90,5 57,4 63,4
Рапс - всего 537,9 668,1 124,2
Рапс озимый 80,3 150,5 187,5
Кольза - рапс яровой 457,6 517,6 113,1
К началу ноября 2009 г. по данным Росстата убрано подсолнечника - с 89,8% (87,0%) посевов. В хозяйствах всех категорий (сельхозорганизации, фермеры, население), по расчетам, оприходованном весе, 5,5 млн. тонн подсолнечника. В текущем году подсолнечника собрано меньше прошлогоднего на 11,4%.
В России создана необходимая нормативная база для производства и применения биотоплива. В Ростовской области в последние годы посевы рапса увеличились в несколько раз. Но вместо того чтобы экспортировать урожай, было ре-
ЦФО 15,8%
СЗФО
ЮФО
Рис. 1. Структура отгрузки масличных культур, 2009 г. (данные Росстата)
№6, 2011
шено перерабатывать его силами сельхозпредприятий, получая биотопливо, и здесь же, на месте, использовать для заправки сельскохозяйственной техники. Для этого разработали специальную программу, рассчитанную на семь лет.
3. Экспорт и импорт
Экспорт растительного масла в 1-м полугодии 2009 г. продолжал расти, на фоне сокращения импортных поставок. Увеличился лишь ввоз кокосового и рапсового масла.
Высокий спрос на семена масличных на внутреннем рынке повлиял на уровень их экспорта в отчетном периоде. В I полугодии 2009 г. объем вывоза семян подсолнечника по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. сократился на 52,5% и, по данным ФТС России, составил 75,1 тыс. т. Экспорт других видов масличных также уменьшился относительно уровня предыдущего года на 17%.
Изменилась география экспорта подсолнечника. В I полугодии прошлого года основной вывоз осуществлялся в страны дальнего зарубежья, в текущем году большая доля приходилась на страны СНГ. Главным образом, поставки семян подсолнечника осуществлялись в Казахстан (57,3%) и Италию (25,7%).
Недостаток собственного сырья во II квартале 2009 г. обусловил увеличение импорта в июне соевых бобов, ко -торый составил 32 тыс. т против 60 т в прошлом году, несмотря, на то, что их цены на мировом рынке были выше прошлогодних.
Импорт растительного масла снизился по сравнению с I полугодием 2009 г. на 6,2%. Сократился ввоз соевого масла (на 44,4% относительно уровня предыдущего года), пальмового (на 7,4%), подсолнечного (на 11,9%), прочих (на 62,4%). Наряду с этим вырос импорт кокосового (на 11,5%) и рапсового масел (на 41,9%).
По данным Федеральной таможенной службы РФ, совокупный импорт всех видов масла из оливок в Россию в 2009 году составил 11 015 тонн (-4,6% к 2005 году, когда этот показатель был равен 11 543 тонн), или 27 945,1 тыс. долларов (+38,5% к 2005 году с показателем в 20 183,4 тыс. долларов). Это означает, что более половины всего ввезенного в Россию оливкового масла было использовано в промышленности или реализовано через предприятия сектора ИоЯеСа (сектор отелей, ресторанов, кафе).
Рис. 2. Доли производства масличных культур, 2009 г. и прогноз до 2012 г.
Рис. 3. Доля экспорта в производстве подсолнечного масла, тыс. тонн, источник: "Oil World"
Выход масла из килограмма свежих оливок довольно низок, а отжатые оливки не могут быть использованы в качестве ценного пищевого продукта. Это обстоятельство, прежде всего, ставит оливковое масло в ряд товаров премиальной категории. И, соответственно, повышает его стоимость на мировом рынке. На стоимость оливкового масла в России, кроме всего прочего, влияют затраты, связанные с его ввозом, в частности - на транспортировку и таможенные пошлины. Создать же предприятия по переработке оливкового масла в России, принимая во внимание климат страны, невозможно. Поэтому вряд ли удастся существенно снизить цену на оливковое масло.
Италия считается традиционным поставщиком оливкового масла в Россию. С ней активно соперничает Испания. Испанское масло в среднем на 15% дешевле, чем итальянское, к тому же
производство там имеет большие масштабы (около 900 тыс. тонн ежегодно). Доля мирового экспорта испанского оливкового масла составляет около 70 %. Италия лидер в производстве и экспорте в основном масла первого холодного отжима, Испания же наоборот -масел второго и третьего отжимов.
4. Ценовая конъюнктура
Масличный рынок России последние месяцы 2009 года был по большей части солидарен с мировым и имел ярко выраженную положительную направленность. Рынок подсолнечника претерпевал резкий рост, вызванный как закупочной политикой некоторых переработчиков, так и крайне низким уровнем предложений масло семян. Многие держатели сырья, видя столь резкое повышение закупочных цен, не стремились избавляться от имеющихся объемов. Таким образом, к началу декабря средняя цена на подсолнечник по югу
Таблица 2 Импорт масла оливкового первого (холодного) прессования в 2008-2010 гг (источник: Федеральная таможенная служба РФ)
Страна 2005 2009
Импорт, тонн Доля по объему, % Импорт, тыс. $ Доля по стоимости, % Импорт, тонн Доля по объему, % Импорт, тыс.$ Доля по стоимости, %
Испания 3 766 63,6 7 435,9 62,0 3 047 56,8 11 710,5 60,9
Италия 1 211 20,4 2 715,0 22,6 1 526 28,4 5 213,7 27,1
Греция 380 6,4 909,8 7,6 394 7,3 1 654,2 8,6
Тунис 270 4,6 314,6 2,6 259 4,8 299,0 1,6
Иордания 68 1,3 144,8 0,8
Сирия 41 0,8 73,6 0,4
Турция 246 4,2 518,5 4,3 17 0,3 63,0 0,3
Прочие 50 0,8 102,1 0,9 15 0,3 64,7 0,3
Всего 5 923 100,0 11 996,0 100,0 5 366 100,0 19 223,5 100,0
сложилась в районе 15500 -16000 руб./ тонна, по центру, в основном, на 500 руб./тонна ниже. Однако, были случаи, когда значительные объемы продавались и в ЮФО, и в ЦФО по 17 000 руб./ тонна. То же самое отмечалось и на рынке масла. Переработчики, покупая семечку по небывалым ценам, не желали продавать масло по установившейся на рынке стоимости на него, предпочитая накапливать объемы и постоянно повышая отпускные цены. Так, в начале декабря запросто можно было услышать цену 36 000 - 37 000 руб./тонна наливного нерафинированного масла.
Далее ситуация на масличном рынке характеризовалась дальнейшим укреплением рыночных цен. Особенностью данного периода стало усиление влияния сельхозпроизводителей на формирование рыночной цены. Этому способствовало выбывание из "закупочной гонки" холдинга "Юг Руси", который фактически прекратил покупку подсолнечника по причине остановки большинства заводов, принадлежащих компании, в виду перегруженности их готовой продукцией (масло). Официально озвучиваемая цена была снижена до 13 500 руб./тонна, что в текущих условиях и означает остановку закупа. В свою очередь, это повлекло временную остановку (на неделю-полто-ры) торгово-закупочной деятельности ряда предприятий ("Bunge Ltd", "Восход", "Южный полюс", "Светлоградс-кий МЗ" и пр.) и увеличение количества предложений маслосемян. В итоге, средняя цена в ЮФО к концу декабря сложилась на уровне 15 500 руб./тонна, в ЦФО - 15 000 руб./тонна с НДС на заводе.
На рынке подсолнечного масла в рассматриваемый период отмечен спад темпов роста отпускных цен по срав-
нению с началом декабря. Емкости для хранения готовой продукции на большинстве перерабатывающих предприятий Южного федерального округа практически полностью были заполнены маслом. Отпускные цены, тем не менее, либо удерживались на текущем уровне, либо повышались. Средняя декларируемая цена по югу страны составляла 36 500 руб./тонна, при этом реальные продажи масла осуществлялись по цене в 35 000 руб./тонна и ниже.
По данным экспертов ИА "АПК-Информ", на российском экспортном рынке нерафинированного подсолнечного масла отмечается тенденция роста цен. Так, по состоянию на сентябрь 2011 г. закупочные цены на масло с поставкой в октябре-ноябре достигают уровня $1450 за тонну, в то время как перед 2-мя месяцами ранее они не превышали $1350 за тонну. По мнению участников рынка, основной причиной наблюдающегося роста цен является сохраняющаяся тенденция укрепления мировых цен на масла. В настоящее время большинство экспортно-ориентированных компаний России не форсируют заключение новых внешнеэкономических контрактов, ожидая дальнейшего развития положительной динамики цен.
5. Ведущие игроки российского рынка растительных масел
Данные относительно количества производителей растительного масла на российском рынке сильно разнятся. По одним оценкам, на территории России функционирует примерно 1 500 предприятий, существенная часть из кото -рых приходится на локальных, небольших региональных производителей. По другим оценкам (например, информации Всероссийского научно-исследовательского института жиров), на российском рынке активно работают в сфере
производства растительного масла около 400 предприятий, при этом основное ядро составляют не более 10 крупных игроков. Среди них стоит отметить таких, как «Bunge Ltd», «Юг Руси», «Эфко», «WJ», «Валуйский комбинат». Если доли двух лидеров («Bunge Ltd» и «Юг Руси») в структуре розничных продаж примерно равны - около 15%, то в структуре оптовых продаж «Юг Руси» пока незначительно опережает своего бельгийского конкурента.
Сейчас многие игроки выступают одновременно и в корпоративном, и в розничном сегментах, например, «Юг Руси», «ЭФКО», компания «WJ». Основная масса торговых марок на рынке растительного масла позиционируется в среднем нижнем и среднем ценовых сегментах. Игроки отмечают, что средний и премиальный сегменты наиболее перспективны. Первый - потому, что это массовое производство (оно имеет большой оборот), второй обеспечивает высокую маржинальную прибыль. Сейчас компании начинают выводить на рынок новые марки, нацеливаясь на премиальный сегмент: чаще всего это смесь масел, которая позиционируется в качестве продукта для здорового образа жизни. В целом рынок становится более плотным, усиливается конкуренция. Состав марок-лидеров фактически сохранился с прошлого года.
В десятке лидирующих брендов (перечислены по алфавиту): «АведовЪ», «Злато», «Золотая семечка», «Мило-ра», «Олейна», «Отменное», «Слобода», «Раздолье», «Царь-поле», «Ideal». Их совокупная доля составляет 56% рынка.
Большинство этих предприятий находятся в структуре холдингов и промышленных компаний. Наиболее крупными из них являются агрохолдинг «Юг
№6, 2011Д 142| ■
Руси» (торговая марка «Золотая семечка»), в состав которого входят маслоэк-стракционный завод, терминалы по перевалке зерна и масла в Ростовской области, элеваторы и более 20 сельхозпредприятий на юге России; «ЭФКО» («Слобода», «Altero»), объединяющий несколько элеваторов, завод спецжиров и МЭЗ. В числе крупных игроков есть и иностранные компании. На российском рынке растительного масла работает американская корпорация «Bunge Ltd» (штаб-квартира в Нью-Йорке), которой принадлежит зерновой терминал в Ростове-на-Дону, права на дистрибуцию марки «Ideal» в России и СНГ (сделка с компанией «Molinos», владеющей маркой «Ideal», была осуществлена летом 2004 г.), а также «Олейна» (выпускается на Украине, а в 2005 г. заказ на производство масла «Олейна» размещен на мощностях компании «ЭФКО»). Крупный зерновой трейдер и производитель растительного масла в России - американская группа «WJ» (штаб-квартира -в Будапеште, торговый дом - в Москве); компании принадлежат торговые марки «Милора» и «Раздолье», кото -рые производятся на Валуйском и Чер-нянском заводах растительных масел в Белгородской области. Заметными игроками рынка являются группа «Ас-тон», которая в 2004 г. ввела в эксплуатацию завод «Волшебный край» (Ростовская область) и приобрела 90% акций Миллеровского МЭЗ и корпорация «ОГО» (торговые марки «Златица», «Русь»), в состав которой входили 3 завода по переработке маслосемян, элеваторы для хранения сырья и склады. В Южном и Центральном федеральных округах России выпускается более 85% сырого растительного масла. Основные производственные мощности сосредоточены в Краснодарском и Ставропольском краях, Белгородской, Воронежской, Волгоградской и Ростовской областях.
Активизировались игроки рынка растительного масла в 2005 г. Пришло время крупных игроков, увеличения производства и больших инвестиций. Рынок консолидируется. Корпорация «Bunge Ltd» приобрела у группы «ЭФКО» одну из "дочек" - компанию «Дара», имеющую в своем активе участок земли в Воронежской области, и заявила о строительстве нового масло-экстракционного завода (МЭЗ) мощностью 500 тыс. т в год. Стратегия иностранных компаний сходна практически во всех сегментах - они ищут российс-
кого делового партнера или стараются купить успешную компанию, лидера рынка. Российский рынок очень прибыльный, поэтому иностранные ком -пании будут на него выходить, несмотря на все риски. К тому же для иностранных игроков строительство производственных площадок означает увеличение маржинальной составляющей за счет снижения транспортных расходов.
Компания «Волшебный край», входящая в группу «Астон» (контролирует более 56% российского экспорта в сегменте сырого подсолнечного масла), планировала увеличить мощности маслоперерабатывающего производства до 900 тонн в сутки, за счет средств в объеме порядка $35 млн., полученных от Международной финансовой корпорации (ШС). Средства будут направлены на приобретение и монтаж новых линий по рафинации и фасовке растительного масла. Торговой марки ком -пания пока не имеет, но уже заявила о своих планах занять к 2010-2009 гг. 25% рынка.
Холдинг «ОГО» перевел свои масляные активы - «Эфирно-маслоэкст-ракционный комбинат «Флорентина»» (г Усть-Лабинск, Краснодарский край), «Невинно мысский маслоэкстракцион-ный завод» и «Масло Ставрополья» (г. Георгиевск) - суммарной мощностью переработки до 1,1 тыс. тонн в сутки в торговый дом «Русские масла». Недавно принадлежавшие холдингу «ОГО» масляные активы приобрел частный предприниматель. Фактически с рынка растительного масла ушел крупный производитель. В Ростовской области компанией «Юг Руси» запущен новый
маслоэкстракционныи завод мощностью 1,1 млн. тонн в год. Игроки рынка считают, что компания «Юг Руси» способна увеличить свою долю на рынке (по оценочным данным, компания занимает 20% рынка).
Структура рынка растительного масла очень пластична. Это означает, что в этот рынок легко войти. Новый игрок при правильном позиционировании способен занять долю в десятки процентов. По оценкам специалистов, мощности российских предприятий по переработке семян подсолнечника составляют порядка 5,5 млн. тонн в год. А на долю крупнейших компаний-производителей, в числе которых Валуйский комбинат растительных масел, Краснодарский МЭЗ, Лабинский МЭЗ, «Рабочий» (Ростов-на-Дону), Чернянский ЦРМ, Шуйский МЭЗ (принадлежит Нижегородскому МЖК), «ЭФКО», Cereol, Molinos, приходится 60% рынка растительного масла.
6. Структура потребления на рынке растит ельных масел
Потребительский рынок растительного масла условно можно разделить на две категории по типам потребителей: корпоративный рынок и розничный. На корпоративном рынке циркулирует преимущественно разливное масло, на розничном - бутилирован-ное. По экспертным оценкам, примерно 67%-70% приходится на корпоративный рынок и порядка 30%-33% - на розничный.
В настоящее время, в России минимальный естественный уровень потребления растительного масла на душу населения по сравнению с разви-
Ол и вко вое, 0,7%
Кукурузное 4,8%
Другое, 3,5%
Подсолнечное,
Рис. 4. Структура спроса на российском рынке растительных масел, 2010г. (источник: Бизнес Аналитика)
тыми странами. Он составляет по разным оценкам от 7 до 11 литров. Этот показатель почти в 3,3 раза ниже, чем в Испании, Греции и США и в 1,7 раза ниже, чем в Англии, Франции, Голлан -дии, Швеции и Аргентине. Вместе с тем, по сравнению с серединой 90-х годов прошлого века этот показатель вырос почти в 1,8 раза.
Основными регионами потребления оливкового масла остаются Москва и Петербург, где уровень доходов населения обуславливает устойчивый его спрос.
Доля того или иного вида оливкового масла в общем объеме потребления зависит прежде всего от гастрономической культуры соответствующего региона. В странах Средиземноморья, кухня которых предполагает использование большого количества свежих овощей, продажи extra virgin (масла первого холодного отжима) могут составлять до 80-90% от общих продаж оливкового масла. В России нерафинированному и рафинированному маслу, включая масло категории pure (очищенное), принадлежат примерно равные доли в розничных продажах в стоимостном выражении — соответственно, 2,9 и 2,5% (данные исследовательской компании "Бизнес Аналитика" за 2010 год).
7. Тенденции и перспективы российского рынка масел
Рост мирового спроса на растительные масла будет стимулировать российских производителей к увеличению сбора масличных культур.
Агроклиматические условия в России на больших территориях благоприятны для возделывания масличных и особенно рапса. По оценке специалистов, при высоком мировом спросе и благоприятной конъюнктуре максимальные площади под рапс могут увеличиться до 5 млн. га, сои - до 2 млн. га.
Рассматривая развитие ситуации на внутреннем рынке маслосемян в перспективе до 2012 года можно отметить основные моменты.
На российском рынке сохранится нынешняя тенденция к доминирующей роли подсолнечника. Посевные площади под подсолнечником останутся на достаточно высоком уровне - порядка 5,2 млн. га, посевные площади под рапсом увеличатся до 1 млн. га, под сою -до 0,8 млн. га.
Основные перспективные регионы для выращивания рапса - Курская, Орловская, Белгородская, Тульская, Тамбовская, Липецкая области, Республи-
ки Татарстан и Башкортостан, Красноярский край, Омская область и Алтайский край. Расширение посевных площадей под сою более ограничено, однако и для этой культуры возможно увеличение посевов в Дальневосточных регионах, а также в Южных областях -Краснодарском крае и Ростовской области.
Прогнозируется увеличение урожайности масличных культур за счет большего применения в качестве семян высокопродуктивных гибридов (в настоящее время доля гибридов составляет не более 40%).
Повышение урожайности масличных культур на фоне расширения посевных площадей под рапс и сою позволит увеличить производство подсолнечника до 7,28 млн. тонн, рапса - до 1,3 млн. тонн, сои - до 0,96 млн. тонн. В структуре производства масличных увеличится доля рапса и сои (до 14 и 10% соответственно), снизится до 76% доля подсолнечника. Общее производство маслосемян увеличится до 9,54 млн. тонн, соответственно, производство растительного масла сможет достичь 3,2 - 3,4 млн. тонн.
Дальнейшее развитие рынка от 2011 до 2014 года предполагает, что посевные площади под подсолнечником сократятся до научно-обоснованного целесообразного уровня - порядка 4,8 млн. га.
В то же время, произойдет значительно расширение посевных площадей под рапс (до 2,25 млн. га), как наиболее перспективную культуру. Можно предположить, что уже в ближайшие 3-4 года производство озимого рапса в Краснодарском крае будет намного рентабельней производства пшеницы. Развитие рапсосеяния позволит увеличить общий валовый сбор маслосемян, задействовать сельхозугодья Центрального района, Сибири, Урала, где другие масличные не растут из-за достаточно сурового климата.
Кроме того, прогнозируется увеличение посевных площадей под сою до 1,1 млн. га.
Структура производства масличных культур к 2014 году изменится еще в большей степени. Доля подсолнечника сократится до 52%, в то время как доля рапса увеличится до 32%. Общее производство масличных культур составит 13,9 млн. тонн, производство растительного масла сможет возрасти до 4,5 млн. тонн.
Импорт растительных масел в бли-
жайшие годы будет сохраняться на высоком уровне при доминирующем положении пальмового и других тропических масел. При внутреннем потреблении растительных масел около 2,9 -3,3 млн. тонн, экспорт масла может увеличиться к 2014 году до 1,1 млн. тонн и, в дальнейшем, к 2012 году - до 2 млн. тонн.
Таким образом, в ближайшие 6 лет Россия может стать не только ведущим экспортером нефти, но и одним из основных мировых экспортеров растительных масел.
Литература
1. http://www.rbc.ru (дата обращения: 17.04.2011)
2. http://www.ikar.ru (дата обращения: 17.04.2011)
3. http://www.chemport.ru (дата обращения: 17.04.2011)
4. http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat/rosstatsite/main/ (дата обращения: 17.04.2011)
5. http://www.fas.usda.gov/data.asp (дата обращения: 17.04.2011)
6. http ://www. reuters .com/finance/ markets (дата обращения: 17.04.2011)
7. http://www.romir.ru/news/ res_results/620.html (дата обращения: 17.04.2011)
8. http://www.businessanalytica.ru/ru/ products/index.php (дата обращения: 17.04.2011)
9. http://beta.apk-inform.com/ru/news (дата обращения: 18.04.2011)
10. http://zerno.agroru.com/news/ read/752601.htm (дата обращения: 18.04.2011)
11. http://www.agrospeaker.ru/var/ fck/file/pms.pdf (дата обращения: 18.04.2011)
12. https://stat.idk.ru/analytics/ reviews-world (дата обращения: 18.04.2011)
13. http://agroyug.ru/news/dir-3/ (дата обращения: 18.04.2011)
14. http://agrobiznes.com.ua/katalog/ (дата обращения: 19.04.2011)
15. http://www.efko.ru/page.php?id=2 (дата обращения: 19.04.2011)
16. http://goldenseed.ru/about/ history/ (дата обращения: 19.04.2011)
17. http://www.chemport.ru/ market_assessments/ (дата обращения: 19.04.2011)
18. http://www.oilworld.ru/news.php (дата обращения: 19.04.2011)
19. http://www.agronews.ru/ rubric_124/ (дата обращения: 19.04.2011)
20. http://www.proagro.ru/news/id_65
№6, 2011
(дата обращения: 19.04.2011)
References
1. http://www.rbc.ru (date os access: 17.04.2011)
2. http://www.ikar.ru (date os access: 17.04.2011)
3. http://www.chemport.ru (date os access: 17.04.2011)
4. http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat/rosstatsite/main/ (date os access: 17.04.2011)
5. http://www.fas.usda.gov/data.asp (date os access: 17.04.2011)
6. http: //www. reuters. c o m/financ e/ markets (date os access: 17.04.2011)
7. http://www.romir.ru/news/
res_results/620.html (date os access: 17.04.2011)
8. http://www.businessanalytica.ru/ru/ products/index.php (date os access: 17.04.2011)
9. http://beta.apk-inform.com/ru/news (date os access: 18.04.2011)
10. http://zerno.agroru.com/news/ read/752601.htm (date os access: 18.04.2011)
11. http://www.agrospeaker.ru/var/ fck/file/pms.pdf (date os access: 18.04.2011)
12. https://stat.idk.ru/analytics/ reviews-world (date os access: 18.04.2011)
13. http://agroyug.ru/news/dir-3/
(date os access: 18.04.2011)
14. http://agrobiznes.com.ua/katalog/ (date os access: 19.04.2011)
15. http://www.efko.ru/page.php?id=2 (date os access: 19.04.2011)
16. http://goldenseed.ru/about/ history/ (date os access: 19.04.2011)
17. http://www.chemport.ru/ market_assessments/ (date os access: 19.04.2011)
18. http://www.oilworld.ru/news.php (date os access: 19.04.2011)
19. http://www.agronews.ru/ rubric_124/ (date os access: 19.04.2011)
20. http://www.proagro.ru/news/id_65 (date os access: 19.04.2011)