Научная статья на тему 'Статико-динамическая модель тематической организации диалектного монологического текста (статья i)'

Статико-динамическая модель тематической организации диалектного монологического текста (статья i) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
207
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛЕКТНЫЙ МОНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / ТЕМАТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТАТИКО-ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / STATIC / DYNAMIC MODELLING OF THE TOPICAL FRAMEWORK / THE DIALECT MONOLOGUE / TOPICAL FRAMEWORK / TOPICAL STRUCTURE / TOPICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Косицина Юлия Владимировна, Петрунина Светлана Петровна

Рассматривается статико-динамическая модель тематической организации диалектного монолога, представленная инвариантной тематической структурой и вариативным тематическим развитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with the static and dynamic model of the topical development in a dialect speaker's monologue. The model is represented by the invariative topical structure and variative topical development.

Текст научной работы на тему «Статико-динамическая модель тематической организации диалектного монологического текста (статья i)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 4 (295). Филология. Искусствоведение. Вып. 75. С. 52-54.

Ю. В. Косицина, С. П. Петрунина

СТАТИКО-ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДИАЛЕКТНОГО МОНОЛОГИЧЕСКОГО ТЕКСТА (Статья I)

Рассматривается статико-динамическая модель тематической организации диалектного монолога, представленная инвариантной тематической структурой и вариативным тематическим развитием.

Ключевые слова: диалектный монологический текст, тематическая организация, тематическая структура, тематическое развитие, статико-динамическая модель тематической организации.

В статье представлен анализ диалектных монологов с точки зрения их 1) тематической структуры и 2) тематического развития, отражающих статический и динамический аспекты изучения тематической организации диалектного текста. Исследование выполнено на материале говоров Кемеровской области (Беловский, Ленинск-Кузнецкий, Мариинский, Новокузнецкий, Прокопьевский, Промышленновский, Топкинский, Юргинский районы). Для анализа использованы записи диалектной речи из фонотеки и текстотеки кафедры русского языка Кузбасской государственной педагогической академии, представляющие материалы диалектологических экспедиций разных лет (1952-2010 гг.).

Тема рассматривается в формально-семантическом и коммуникативном аспектах и определяется следующим образом. В формальносемантическом аспекте тема - это последовательность (цепочка) номинаций, объединенных логико-семантическими отношениями и лексико-грамматическими средствами связи. В коммуникативном аспекте тема - это факты и события окружающей действительности, находящиеся в фокусе внимания говорящего, иначе прошедшие обработку вниманием в речевом сознании говорящего, то есть фокализацию (о ней см. в [1]).

Методика тематического членения диалектного текста основана на принципе узкой тематической разметки [2]. Единицей тематического анализа является отдельный целостный диалектный монологический текст, принадлежащий одному информанту. Выделение темы определяется линейным принципом, отражающим процесс текстообразования. Принцип линейности позволяет выделить тематическую (номинационную) цепочку [3. С. 21] - после-

довательность номинаций. Под номинацией нами понимается выражение как предмета, признака, явления, так и события (пропозитив-ная номинация).

Независимо от количества членов (номинаций) тематическая цепочка является единицей вхождения в тему. В некоторых случаях можно говорить о намеченной тематической цепочке, выраженной одной номинацией. На примере текстового фрагмента представляем тематическую разметку диалектного текста: «... СнапЫ/ снапЫ визала/ у нас самавЯска былА/ машины касили самавЯскай/ и ставили ф снапЫ/ а патом малатили/ вот/хлЕба намалотишь вОрах/ веишь иво/ и возишь гасударству...». Выделенные номинации образуют тематическую цепочку темы работа.

Основания выделения тем различны. Так, по характеру возникновения темы бывают фиксированными (задаются собеседником в форме вопросов и просьб) и спонтанными (возникают без какого-либо воздействия извне, без внешних импульсов). Фиксированные темы могут быть прямыми (воспроизводят заданную собеседником тему) и косвенными (связываются с заданной темой логико-семантическими отношениями и лексико-грамматическими средствами связи). По степени независимости от других тем темы делятся на самостоятельные (выступают как особый предмет высказывания) и фоновые (выступают в качестве фона для развертывания других тем). По характеру развития можно выделить темы активные (развиваются в сюжетный рассказ) и пассивные (не имеют сюжетного развития, представлены единицей вхождения в тему - тематической цепочкой или намеченной тематической цепочкой).

Тематическая структура диалектного монологического текста имеет уровневую ор-

ганизацию и представлена следующими тематическими уровнями: гипертематическим, тематическим, подтематическим, микротемати-ческим. Единицей гипертематического уровня является гипертема, тематического уровня -тема, подтематического - подтема, микротема-тического - микротема.

Под гипертемой понимается, во-первых, тема, объединяющая все тематические уровни текста, во-вторых, тема, общая для значительной совокупности текстов. Гипертема диалектного монолога является объектом повествования и формулируется как жизнь диалектоно-сителя и его окружения. Гипертема вводится диалектологом фразами «Как вы жили?», «Расскажите о своей жизни» и выражается в диалектной речи словоформами жили, пережили, жизнь и т. п., а также местоимением мы, указывающим на связь носителя диалекта с окружением (родными, односельчанами): ... Вот и такая вот жизнь-та/ Очинь мнОга пережили-та .;.Щас бы вот пажИли/ пас-матрели бы/кАк эта жили. ; Вот такая маЯ жизь былА.

Тема выявляется на основе своего отношения к гипертеме как части к целому, как конкретного к общему. В диалектном монологе нами выделены следующие темы: прошлое и настоящее, семья, работа, жизнь села, жизненные трудности, дорога, превратности судьбы, я-говорящий.

Отношения части и целого характерны также для подтемы и темы, микротемы и темы / подтемы. Микротема является минимальной, далее не делимой единицей тематической структуры диалектного монолога.

Таким образом, тематическая структура диалектного текста имеет четырехуровневый и трехуровневый вид: темы работа, жизнь села, жизненные трудности, превратности судьбы, я-говорящий включают подтематический и микротематический уровни, темы семья и дорога представлены микротематическим уровнем. Исключением являются темы прошлое и настоящее, специфика которых заключается в отсутствии подтем / микротем.

Темы прошлое и настоящее могут быть самостоятельными, выражая оценку одного времени по сравнению с другим (...МОладась была/ ни та/ што щас/ мОладась-та/ што дЕвачки сами за рибятами ходят-та/ тагда рибЯты хадили за дефками...), и фоновыми. В этом случае на их фоне развиваются темы, подтемы и микротемы.

Тема семья представлена микротемами дети, муж, мать, отец, свекровь, свекор, бабушка, дед, сестра, племянники, внуки и правнуки, замужество, сватовство (...Забрали мы с мужем/ такой лес.; ...Туда утром уйдём с рибитишками/ ну и вот так и мучились мы с рибитишками-та са сваими...). Данная тема может быть как фиксированной (прямой и косвенной), так и спонтанной. Она является самостоятельной, часто функционирует как активная.

Тема работа включает подтемы строительство дома (микротемы заготовка леса, покрытие крыши и др.), работа в поле (микротемы посев, уборка урожая, сенокос, молотьба и др.), работа в огороде (микротемы посадка, прополка, уборка урожая), работа по дому (микротемы приготовление еды, шитьё, стирка), добыча пропитания (микротемы продажа вещей, обмен на еду, сбор ягод и грибов), уход за скотиной (микротемы уход за коровами, свиньями, курами и др.) и т.п. (.Мы и пошли/ лес наготовили. / на сани/ апшкУрили и всё зделали.; ... Вот приехали/ а тоже сЕна на сибе вазИли. ). Эта тема часто функционирует как прямая фиксированная, самостоятельная, пассивная.

Тема жизнь села представлена подтемами история села (микротемы первые поселенцы, место заселения, время заселения), природа (микротемы животные, птицы, рыбы. растения), сельские обычаи (микротемы устройство дома, приготовление пищи, орудия труда, свадьба и др.), жители села (микротемы соседи, председатель, кулаки и др.), а также микротемами колхоз, совхоз (...Раньши кАтку наварят/хмЕлю напарят/ накроют/ вот и фся гульбА былА/и фсепадрЯт эта пИва дУли.; ... А калхозы арганизовывали тОжи/ придла-гали фсем. кто сразу-та пашли/ дак анО вить тем лУччи.). Данная тема может быть фиксированной (как прямой, так и косвенной) и спонтанной, активной и пассивной, выступает чаще всего как самостоятельная.

Тема жизненные трудности реализуется в подтемах война (микротемы Первая мировая война, гражданская война, Великая Отечественная война), жизненное неустройство (микротемы нехватка земли, жилищное неустройство, голод) и микротемами репрессии, коллективизация, налоги (...И вот такая жизнь/ трудная жизнь тагда былА/ гОря бОльна мнОга.;... А там вайна/ гирман-ская/ папу взяли на вайну; ...; ... А жить нЕ-чим бЫла/ гОлад был/ алинОе (льняное) семя

талклИ да ели замЕста хлЕба/ нЕчива бЫла ись.; ...Када нас раскулачивали/ нас раскулачивали харашо/у нас фсё/ фсё забрали. ; ...На нас налажили/ нАда бЫла налОх платить/ хлеп/ налОх же накладывали.). Как правило, тема представлена как косвенная фиксированная, может быть как самостоятельной, так и фоновой, как активной, так и пассивной.

Тема дорога выражается подтемой переселение (микротемы переселение «из Расеи» в Сибирь, переезд в другое село, переезд в город) (.Вот мне атъижжать уже/ атъижжать нАда ф Сибирь.; ...Я с систрой приехала ф Сибирь.). В большинстве случаев эта тема функционирует как прямая фиксированная, пассивная, может быть как самостоятельной, так и фоновой.

Тема превратности судьбы представлена подтемами болезнь (микротемы рак, инсульт, паралич, ранение и др.), смерть (микротемы убийство, самоубийство, внезапная кончина, несчастный случай) (.У ниво наверна рак горла был/ он ни мог глатАть.; ... Три года он лижАл парализованный/ маЯ жись так прашла...). Чаще всего является спонтанной, самостоятельной, активной.

Тема я-говорящий, характеризующаяся как спонтанная, фоновая и пассивная, связана с тематической цепочкой говорящего, выделяемой лишь в тех фрагментах текста, в которых рассказ диалектоносителя о самом себе соотносится с моментом речи, что выражено личным местоимением я, глаголами 1-го лица настоящего времени, а также (в ряде случаев) наречиями сейчас, сегодня. В данной теме выделяются следующие подтемы: 1) физическое состояние диалектоносителя, выражаемое в микротемах болезнь, повседневные состояния и занятия (И вот я щас так и балЕю мУчусь-та/ мУчусь.;.А вот щас приключилась

нОги/ с сЕрцем плОха.); 2) душевное состояние диалектоносителя, представленное микротемами одиночество, страх (.И вот/ сёдни день такой тижёлый/я ни магУ/ фсё баюсь/у миня фсё свЯзана с нЕрвам наверна.); 3) ментально-эмоциональное осмысление жизненного пространства, выраженное микротемами память, знание, эмоциональная оценка (...Ну да вайнЫ я щас ни помню/ налоги платили или нет.;. Вот дураки/ тОжи/ я щас дажи думаю/ нАда бЫла/пусть бы он ехал. ).

Таким образом, тематическая структура диалектного монологического текста, представляющая статический аспект в исследовании тематической организации, имеет следующий вид (таблица).

Статический аспект Гипертематический уровень (гипертема)

Тематическая структура Тематический уровень (тема)

Подтематический уровень (подтема) / ш

Микротематический уровень (микротема)

Список литературы

1. Ван Дейк, Т. А. Вопросы прагматики текста // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. УШ. М., 1980. С. 259-336.

2. Гольдин, В. Е. Тематическая разметка и тематический анализ диалектного текстового корпуса / В. Е. Гольдин, О. Ю. Крючкова // Языковая личность - текст - дискурс: теоретические и прикладные аспекты исследования : материалы междунар. науч. конф. : в 2 ч. Ч. 1. Самара, 2006. С. 71-80.

3. Матвеева, Т. В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий: синхронно-сопоставительный очерк. Свердловск, 1990. 172 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.