СТАТИКА И ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ.
Демин Игорь Олегович - аспирант ТГУ им. Державина.
Аннотация. Раскрывается сущность понятий статики и динамики культуры. Рассматриваются основные идеи, концепции, теории динамики культуры.
Ключевые слова: статика культуры, динамика культуры, статика и динамика культуры.
Исследование истории культуры невозможно представить без совокупности статических и динамических элементов. Статика и динамика - это антагонистические понятия, характеризующие состояния покоя, неизменности и те преобразования, которые происходят в культуре, во взаимодействии различных культурных пластов.
Статика выражается, прежде всего, состоянием покоя, в некоем историческом стоянии. Кроме того, в статике культура рассматривается с точки зрения его структуры, компоновки частей, соединения каждой части (элементы), их функций, взаимозаменяемости и упорядоченности.
Культурная динамика характеризует процессы изменчивости внутри культуры или во взаимодействии между разными культурами, их обусловленность, направленность, сила выраженности, а также закономерности адаптации культуры к новым условиям, факторы, определяющие изменения в культуре, условия и механизмы, реализующие эти изменения.
Понятие «динамики культуры не следует путать с более широким понятием
«культурные изменения». Культурные изменения предполагают любые трансформации в культуре, в т. ч. такие, которые лишены целостности, ярко выраженной направленности движения.
Сущность понятия динамики культуры воспринимаются неоднозначно, и на сегодняшний день выработано немалое количество идей, концепций и теории, разъясняющие понятие динамики культуры с разных гносеологических позиций. Такое разнообразие методологий в изучении динамики неизбежно, и делает их взаимодополняющими при анализе данного базисного явления. Это обусловлено сложностью, а во многих случаях неочевидностью, изменений в культуре.
Можно выделить две самые значимые типологии культурной динамики: поступательно -линейная и циклическая.
Наиболее простая концепция культурного развития - традиционная теория линейного прогресса, т.е. целенаправленного поступательного движения культурных форм, который понимается в духе эволюционизма как совершенствование человеческого рода, общества, отдельного человека, а также результатов ее материальной и духовной деятельности.
Такой позиции придерживались И. Г. Гердер, Ж. А. Кондорсе, Г. В. - Ф. Гегель, О. Конт, К. Маркс, Э. Тайлор. Их основные методологические расхождения касались не самой сути культурной динамики как линейного процесса, а механизмов, ее «запускающих», тех факторов, которые становятся определяющими для исторических изменений.
Циклический тип культурной динамики исходит из представления о том, что изменения в мире подчинены закону повторяемости, обратимости.
Теоретики циклического направления исходят из идеи множественности культур, рассматривая человечество как совокупность исторически сложившихся общностей, каждая из которых занимает определенную территорию и имеет присущие только ей специфические черты, в совокупности образующие особый культурно-исторический тип.
Каждая культура проходит определенный жизненный цикл от рождения до смерти, двигаясь по замкнутому кругу к исходному состоянию хаоса.
Подобные взгляды были распространены в У-1У вв. до н. е. в греческой (Аристотель, Полибий) и древнекитайской (Сыма Цянь) философии.
Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, сформулированная в труде «Россия и Европа» (1869) стала основой нового научного подхода (циклического) в объяснении процессов культурной динамики, нового понимания принципов и механизмов культурной динамики общественных процессов.
Русский философ отмечал, что начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип сам вырабатывает их для себя при большем или меньшем влиянии чуждых ему цивилизаций, предшествовавших или современных. Влияние одной цивилизации на другую Н. Я. Данилевский допускал лишь в смысле «почвенного удобрения».
Всякое же системообразующее воздействие чуждых духовных начал на культуру он абсолютно отвергал. Все культурно-исторические типы одинаково самобытны и из себя самих черпают содержание своей исторической жизни. Но не все они реализуют свое содержание с одинаковой полнотой и многосторонностью.
Н. Я. Данилевский сформулировал основные принципы социокультурной динамики, которые аналогичны процессам, происходящим в живом организме, - это возникновение, рост и закат цивилизаций [1].
Взгляды Данилевского предвосхитили похожие теоретические построения О. Шпенглера. В своем главном труде «Закат Европы» он сделал предметом исследования «морфологию всемирной истории». Шпенглер настаивал на своеобразии мировых культур (или «духовных эпох»), которые рассматривал как неповторимые органические формы, понимаемые с помощью аналогий [2].
Шпенглер отрицал общепринятую условную периодизацию историко-культурного процесса - «Древний мир—Средние века—Новое время». Он предлагал другой взгляд на эволюцию мировой истории, объясняя ее сменой ряда независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания. Закат любой культуры характеризуется переходом от культуры к последней стадии своего существования - цивилизации. Отсюда ключевой принцип его концепции: противопоставление «становящегося» - живого, творческого начала, т. е. культуры, и «ставшего» - мертвого, формализованного, т. е. цивилизации [2].
Английский историк и культуролог А. Тойнби под влиянием идей предшественников разработал свою концепцию культурно-исторического процесса, где речь идет о 21 относительно замкнутой цивилизации. (Позже он выделял уже 36 «мертвых» цивилизаций и 5 «живущих» цивилизаций третьего поколения: западно-христианскую, православно-христианскую,
исламскую, индуистскую, дальневосточную.)
В этом труде Тойнби выделял цивилизации, для которых характерны уникальные универсальные религии, специфические формы правления и институционализации, а также самобытные искусство и философия. Каждая цивилизация в своем развитии прошла четыре стадии: возникновение, рост, надлом и разложение [3]. Тойнби попытался обосновать эмпирический закон повторяемости общественного развития. Согласно его концепции, эволюция общества осуществляется через «подражание». Если в примитивных обществах подражают старикам и предкам (что делает эти общества статичными), то в «цивилизациях» подражают творческим личностям, что обеспечивает динамику развития.
Он отмечает: Человек достигает цивилизации не вследствие биологического дарования (наследственности) или легких условий географического окружения, а в ответ на вызов в ситуации особой трудности, воодушевляющей на беспрецедентное до сих пор усилие [3].
В качестве «вызовов» рассматриваются неблагоприятные природно-климатические условия, вторжения соседей и гениальные достижения предшествующих цивилизаций. Если цивилизация достойно отвечает на вызов истории, то она получает импульс к дальнейшему развитию. Если же этот вызов оказался ей не по силам, то происходит надлом цивилизации, а потом - ее упадок. Движущей силой цивилизации, которая дает импульс к поиску ответа на вызов, является ее элита, творческое меньшинство, противопоставленное пассивному большинству.
Одна из важных концепций, где обосновывается гипотеза о нелинейном, циклически-волновом характере исторических процессов, представлена в трудах П. А. Сорокина. Свою теорию круговорота суперсистем он развил в четырехтомнике «Социальная и культурная динамика», введя в научный оборот термин «социокультурная динамика».
В основу модели социально-культурной макродинамики П. Сорокин положил известный принцип цикла исторических эпох. Согласно его модели, в истории каждой цивилизации последовательно и неизбежно сменяют друг друга три типа культуры[4]:
1) чувственный, для которого характерно чувственно-эмпирическое восприятие, где главными ценностями выступают утилитаризм и гедонизм;
2) идеациональный тип, для которого характерна ориентация на сверхчувственные ценности - Бог, Абсолют;
3) идеалистический - смешанный тип, сочетающий черты первого и второго типов.
Каждый из этих трех типов обладает единством ценностей и значений, которое
проявляется во всех сферах культуры. Динамику культуры можно представить как движение
маятника из одной крайней точки - «идеациональной» - в другую крайнюю точку -«чувственную», и обратно, с прохождением через промежуточную фазу «идеалистической» культуры [4].
В качестве варианта циклического развития выделяют также инверсионное развитие. Инверсия описывает изменения, которые движутся не по кругу, а совершают маятниковые движения - от одного полюса культурных значений к другому и обратно. Такой тип динамики возникает в обществах, где не сложилось устойчивое культурное ядро, «золотая середина» или прочная структура. Поэтому ослабление жесткой нормативности и ограничений может приводить к распущенности нравов, полная покорность существующим порядкам и их носителям может изменяться «бессмысленным и беспощадным бунтом», разгул страстей и чувственности может уступить место крайнему аскетизму и рассудочному рационализму. Чем меньше степень стабильности общества и чем слабее налажены отношения между его различными компонентами, тем больший размах приобретают повороты в его духовной и политической жизни.
Во второй половине XX в. одним из наиболее интенсивно развивающихся подходов к исследованию динамики культуры становится социально-синергетическая парадигма -комплексное научное направление, вобравшее в себя достижения неравновесной термодинамики, теории управления, теории сложных систем и информации. Синергетика радикально изменила понимание отношений между порядком и хаосом, между энтропией и информацией. Возникло новое видение мира культуры, представляющее состояние хаоса как переходное от одного уровня упорядоченности к другому. Основание синергетики связано с именами немецкого физика Г. Хакена и лауреата Нобелевской премии, бельгийского физика И. Р. Пригожина.
Один из центральных постулатов в теории - понятие сложных систем. Такие системы имеют место в различных сферах общественной жизни - в науке, в экономике, политике и т. п., а значит, и в культуре в целом. Особо важными являются два аспекта системы: большая размерность пространства и многоуровневая структура [5]. Именно в силу своей сложности системы обладают таким свойством, как неустойчивость (нестабильность). Состояние системы считается устойчивым, если при небольшом отклонении от него система возвращается в это исходное состояние, а неустойчивым - если отклонение от него со временем растет. Сложные системы характеризуются также многообразием нелинейности процессов. Синергетика развивает и новое понимание отношения случайности и необходимости, признавая, что в окружающем нас мире существуют и детерминизм и случайность, поэтому важно проследить, каким образом необходимость и случайность согласуются, дополняя одна другую.
В рамках теории катастроф появился термин «аттрактор», т. е. тенденция структурирования системы, формирования порядка. Противоположная аттрактору тенденция -стремление системы к хаосу - проявляется через диссипативность (рассеивание) структуры [5].
Таким образом, в рамках синергетики исследуется внутренняя неустойчивость процессов спонтанного упорядочивания систем, когда небольшие воздействия или случайные флуктуации способны привести к крупным последствиям в дальнейшем саморазвитии систем.
Одним из ведущих отечественных культурологов, создавших оригинальную концепцию культурной динамики в рамках синергетического подхода, был М. С. Каган.[
М. С. Каган развивает системный подход во взгляде на культуру, которая является для него составной частью более широкой системы - бытия вообще, существующего в трех основных взаимосвязанных формах: природа - общество - человек [6]. А культура как порождение человеческой деятельности становится четвертой, интегральной формой бытия, охватывающей все три сферы в равной степени.
Уже из этого видно, что культура включает в себя три сложных уровня, именно поэтому, отмечает М. С. Каган, при осмыслении столь сложного феномена, как культура, необходимо применять синергетический подход, т. е. рассматривать ее как процесс, детерминированный изнутри и обусловленный стремлением человека к самостоятельной, свободной и целенаправленной деятельности.
Культурная динамика, по мысли философа, соотносится с законами, которые действуют в физических процессах, т. е. переход от одного уровня культурной организации к другому совершается через разрушение сложившегося порядка (энтропии). Затем уровень энтропии падает, и на смену ему приходит уровень более совершенного порядка. Таким образом, история культуры проходит через этапы чередования состояний гармонии и хаоса [6].
В синергетических моделях культура и общество предстают как неравновесные системы особого типа. Культура как антиэнтропийный механизм, развиваясь, увеличивает энтропию в других системах и приводит к периодическим антропогенным кризисам.
Современный взгляд на культуру предполагает, что культура - это не просто система, а открытая, сложноорганизованная, саморазвивающаяся система. То есть культура развивается в соответствии с некими общими законами самоорганизации материи, что вынуждает культуру как открытую систему обмениваться энергией (информацией) с окружающей средой. Отсюда вытекает, что любые изменения в системе будут носить системный характер, например, невозможно поменять экономическую систему без изменения ценностных установок в обществе, которое эту экономику создает, и, соответственно, наоборот. Таким образом, синергетическая модель эволюции обнаруживает широкие перспективы для понимания, а следовательно, и для решения разного рода социокультурных проблем.
Итак, широкий аналитический диапазон в изучении динамики культуры позволяет говорить о многообразии позиций в понимании характера ее процессов и глубже увидеть и понять смысл культуры как таковой.
Кроме этого, в особое состояние выделяют культурный застой, состояние, когда происходит преобладание статики над культурной динамикой. Это состояние длительной неизменности культуры, при котором резко ограничиваются, запрещаются или повторяются нововведения, нормы, ценности, способы деятельности, идеалы воспроизводятся практически в неизменном виде. В состоянии застоя культура может находиться на протяжении как короткого по историческим масштабам, так и длительного времени. Застой следует отличать от устойчивости культурных традиций, он наступает, когда традиции доминируют над инновациями, подавляющие их. Не всякие культурные изменения ведут к выходу из состояния культурного застоя.
В целом связь между статикой и динамикой можно охарактеризовать всеобщим законом единства и борьбы, где движение и развитие обусловлено раздвоением единого на взаимопроникающие противоположности и разрешение возникающих противоречий между ними через борьбу.
Литература
1. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 2003. С. 487;
2. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории: В 2 т. М., 2003;
3. Тойнби А. Постижение истории. М., 1990. С. 148;
4. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика.М.: 2006. С. 1176;
5. Хакен Г. Синергетика. М., 2005, С. 404;
6. Каган М. С. Синергетика и культурология // Синергетика и методы науки. СПб., 1998.