Научная статья на тему 'Բարձրագույն կրթական համակարգի պետական կարգավորումը Հայաստանի Հանրապետությունում'

Բարձրագույն կրթական համակարգի պետական կարգավորումը Հայաստանի Հանրապետությունում Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
կրթություն / բարձրագույն կրթություն / պետական քաղաքականություն / կրթական բարեփոխումներ / պետության գործառույթ / կրթական ծառայություններ / կրթական չափորոշիչներ / համալսարան / պետական կառավարում / տեղեկատվա- հեռահաղորդակցական տեխնոլոգիաներ / образование / высшее образование / государственная политика / образовательные реформы / функция государства / образовательные услуги / образовательные стандарты / университет / государственное управление / информационные и телекоммуникационные технологии

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Գրիգորյան Հարություն Ա.

В статье рассматриваются вопросы государственного регулирования системы высшего образования, объективная необходимость которого для жизнедеятельности населения в Республике Армении. Государства в целом определяет его всеобщий, публичный характер при всех общественно-экономических формациях. Именно поэтому государство не может находиться в стороне от развития высшего образования и рассматривает систему высшего образования как приоритетный объект государственного управления, увязывая при этом интересы и населения, и экономики государства целом, принимая законы и иные нормативные правовые акты в области образовательной деятельности государства, связанной с различными ее направлениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Государственное регулирование системы высшего образования в Республике Армения

The questions of state regulation of higher education system, which is an objective necessity for the life of the population Republic of Armenia. And the state as a whole determines its universal, public, nature in all socioeconomic formations. That is why the state cannot be detached from the development of education and examines education, including higher education, a priority object of government, while linking the interests of both citizens and the state's economy overall, by adopting laws and other regulations in the field education state activities related to its various destinations.

Текст научной работы на тему «Բարձրագույն կրթական համակարգի պետական կարգավորումը Հայաստանի Հանրապետությունում»

ОБРАЗОВАНИЕ_

PmpÔpmqnLjù |ррш|шЬ hmtím^mpq^ u|hiiuul|iuíi ^mpqm^npnLÚp ^mjmurnmù^

^р^ЦП^шй ^ШpnLpJnLU U.

^^S^ hшцщцшtygnlpJnlййhpfr фшЦпцтктр, йшд^ишршйш (Ьркшй, <<)

harutyun.grigoryan99@gmail.com 8Г25: EDN: ZSGODH; DOI: 10.58587/18292437-2023.1-125 ^шЬqnLgшpшnhp" ^ppnLpjnLÜ, pmpápmqmjü ^ppnLpjnLÜ, щЬтш^шЬ pm^mpm^mbnLpjnLÜ, ^ррш^шЬ ршрЬфп^тйЬЬр, щЬтт^шЬ qnpôшпnLJp, ^ррш^шЬ 0ШПЩ|ПГР_)ПГЬЬЬР, ^ррш^шЬ ¿шфпрп2^^ЬЬр, hшúшLuшpшü, щЬтш^шЬ ^шпш^шртй, тЬрЬ^шт^ш-hhпшhшqnpqш^gш^шЬ mh^bninq^bhp:

Государственное регулирование системы высшего образования в Республике Армения

Григорян Арутюн А.

Mагистрант факультета маркетинговых коммуникаций АГЭУ (Ереван, РА)

harutyun.grigoryan99@gmail.com

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы государственного регулирования системы высшего образования, объективная необходимость которого для жизнедеятельности населения в Республике Армении. Государства в целом определяет его всеобщий, публичный характер при всех общественно-экономических формациях. Именно поэтому государство не может находиться в стороне от развития высшего образования и рассматривает систему высшего образования как приоритетный объект государственного управления, увязывая при этом интересы и населения, и экономики государства целом, принимая законы и иные нормативные правовые акты в области образовательной деятельности государства, связанной с различными ее направлениями.

Ключевые слова: образование, высшее образование, государственная политика, образовательные реформы, функция государства, образовательные услуги, образовательные стандарты, университет, государственное управление, информационные и телекоммуникационные технологии.

State Regulation of the Higher Education System in the Republic of Armenia

Grigoryan Harutyun A.

Master's student of the Faculty of Marketing Communications ASU E (Yerevan, RA)

harutyun.grigoryan99@gmail.com

Abstract. The questions of state regulation of higher education system, which is an objective necessity for the life of the population Republic of Armenia. And the state as a whole determines its universal, public, nature in all socioeconomic formations. That is why the state cannot be detached from the development of education and examines education, including higher education, a priority object of government, while linking the interests of both citizens and the state's economy overall, by adopting laws and other regulations in the field education state activities related to its various destinations.

Keywords: education, higher education, state policy, educational reforms, function of the state, educational services, educational standards, university, public administration, information and telecommunication technologies.

-- umhúmbmqpnLpjnLÜnLÜ t.

«3nLpmgmüyni.p ng nLÜp ^ppnLpjmü ppm^nLÜg»: ^шйшЬшЦшЦ^д hmumpm^nLpjmü hpúümpmp mpdbgühp^g t ^ppnLpjnLÜp' úmpqnL hpúümpmp hpm^nLÜgp, hmumpm^nLpjmü ungpmj-mümh-иш^шЬ qmpqmgúmü qpm^^müp: Прш^]ш]_ ^ppnLpjnLÜp jniprngmbynip щЬтт.р_)шЬ шпш^-ümhbppnLpjnLÜb t: Gum «^ррт.р_)шЬ йш^Ь» -- ophügh -шJшumшüh -шЬршщЬтт^шЬ ^ррт^шй hшúшЦшpqp щЬтшЦшй ^рршЦшй ^ШФПРП2^ЬЬР^, щЬтшЦшй hш4шmшpúшqpúшЬ ^шфшй^ЬЬрК 4ррт.р_)шЬ hш2npqшЦшЬnL-pjnLÜb шщшhn4nq тшррЬр йшЦшрцшЦ^ h. пщр4ш&П1.р]шЬ ^рршЦшй ôpшqphph, niunLÚ-

ЬшЦшЬ hшumшmnLpJnLÜühph h ^ррт^шй Цшпш^шрйшЬ йшрй^ЬЬЬр^ фn^ЦшщшЦg4шô шúрnq2nLpJnLÜ t:

-- ^ррш^шй hшúшЦшpqp ЬЬршпт.й t тшррЬр шumhfiшüühph ^рршЦшй бшпшдпь-pjnLÜbhp úшmnLgnq hшumшmnLpJnLÜühpp, ^ррт^шй Цшпш^шрйшй щЬтшЦшй h rnh-ршЦшй ^Ь2Ьшишпш4шрйшЬ йшрй^ЬЬЬрр,

h n ^ppnLpjnLÜ ^ш^ш^д^^

unLpjh^rnbhpp, njnpm^ 2шhшпnLЬhpp, nppmnLÚ ш2^ШШПР pшqúшhшqшp шЬйЬшЦшqúp, ^ррш-ЦшЬ ôpшqphpp h nppmp Цшpqш4npnq ophbuqpnLpjnLÜp:

Un^m hfr ^ppnLpjmb dmm^hi^nLpjmb, npm^fr k mpqjnLbm^bmnLpjmb hhm

pmq^mq^u^ fafrq^pfrhp, npnfrg pL&nLtffrhp hfr ^mhmfr^nLtf: Ujq fafrq^pfrhpfr mju ^mtf mjfr upnLpjmtfp mn^m hfr $nptfm^ ^ppnL-pjmfr pnpp tfm^mpqm^frhpnLtf, ^fr^hu frmk mpmmq^pngm^mfr, ipmgnLg^ k 2mpnLfrm^m-^mfr ^ppnLpjmfr njnpmfrhpnLtf:

^ppnLpjmfr pfrmqm^mnnLtf ^mnm^mpnL-pjnLfrp ^pm^mum. t m^mhn^h ^hmm^mfr %pm-^mfr gmqmgm^mfrnLpjmfr ^pm^mfrmgnLtfp, hmu-mmmhi ^hmm^mfr %pm^mfr ^m^npn2^frhp^ ftkm^nptfmfr k hmummmJm& ^mpqp, hmummmhi nLunLgmfr^nq tfmufrmq^mnLpjnLfrfrhp^ gmfr^p, hmfrpm^ppm^mfr, frmfafrm^mfr Jmu&mq^mm^m& (mphhummqnp&m^mfr), tf^frfr Jmu&mq^mm^m& k pmp&pmqnijfr dmu&mq^mm^m& ^ppnLpjmfr ^hmm^mfr ^mm^hpp, ^fr^hu frmk hmurnmrnniJ t ^hmm^mfr nLunLtffrm^mfr hmummmnLpjnLfr-frhp^ op^frm^hi^ ^mfrnfrmqpnLpjnLfrfrhpp k ^hmm^mfr frtfnL2^ m^mpmm^mfr ^mumm-pqphp^ ftkhpp.

^ppm^mfr hmtfm^mpq hmu^mgnLpjnLfrp, np^hu ^hmm^mfr ^mpqm^nptfmfr opjh^m, frhpmnnLtf t ^nfa^m^m^g^mft k ^nfamqqnq mmpphp^ tf^ mtfpnqgnLpjnLfr, mjq p^nLtf.

• mmpphp tfm^mpqm^frhp^ k nLqqm.pjnLfr-frhp^ ^ppm^mfr ftpmqphp k ^hmm^mfr ^ppm^mfr

• %pm^mfr ftpmqphp ^pm^mfrmgfrnq nLunLtffrm^mfr hmummmnLpjnLfrfrhp^ gmfrg" mfr^mfa qpmfrg ^mqtfm^hp^m^pm^m^mfr &khpfe| nL mhum^frhp^g,

• %pm^mfr tfmptf^frfrhpp k frpmfrg hfrpm^m h^tffrmp^frhpfr nL ^mqtfm^hp^nLpjnLfrfrhpp [10, t^hp 67-74]:

^ppnLpjmfr nppmnLtf ^hmm^mfr gmqmgm-^mfrnLpjnLfrp ^hmnLpjmfr nLqqnpqnq k ^mpqm-^npnq qnp&nLfrbnLpjnLfrfr t, npfr ^pm^mfrmg^nLtf t ^hmnLpjmfr nmqtfm^mpm^mfr fr^mmm^frhp^fr k fafrq^pfrhp^fr hmufrhpL hmtfmp[11, t?hp 29-39]: ^ppnLpjmfr nppm^ ^hmm^mfr ^mpqm^n-pnLtfp %pm^mfr qnp&pfrpmgfrhp^ ^pm mfrmh-um^mfr, ung^mjm^mfr, ^pm^m^mfr, gmqmgm^mfr k ^mqtfm^hp^m^mfr &khp^ k tfhpnqfrhp^ mqqhgnLpjmfr hmtfm^mpq t, npnfrf umhq&nLtf hfr ^mjtfmfrfrhp mjq fr^mmm^frhp^ k fafrq^pfrhp^ ^pm^mfrmgtfmfr hmtfmp: U^mdmtfmfrm^ ^hmnL-pjnLfrp ^hmg t mqq^ ph' %pm.pjmfr ^mhmfr-2mp^, ph' mnm^mp^ ^pm:

^ppm^mfr hmtfm^mpq^ qmpqmgtfmfr frhp^m ^mjnLtf ^mpknp t tf^m^nph ^hmnLpjmfr k hm-umpm^nLpjmfr ^mfrghpp ^ppnLpjmfr fafrq^pfrhp^ pL&tfmfr hmtfmp, frhpqpm^hp^ nLunLg^frhp^, qmumfanufrhp^ k hmfrpnLpjmfr mfrqmtffrhpfr" ^ qhtfu ftfrnqfrhp^, hfrmpm^npnLpjnLfr mm^n^ hm-tfmmhq pfrmph]_ ^ppnLpjmfr pn^mfrqm^nLpjnLfrp,

&khpp k tfhpnqfrhpp, ^ppm^mfr hmtfm^mpq^ hmfrpmj^fr ^mnm^mptfmfr hmjhgm^mpq^ ^pm^m-frmgtfmfr 2p?mfrm^frhpnLtf ^mjtfmfrfrhp umhq6h]_ un^npnqfrhp^ hmtfm^nqtfmfr^ qmpqmgtfmfr hmtfmp:

S^jmi hmjhgm^mpq^ frhpqptfmfr nLunLtffrmu^pnLpjnLfrp hfrmpm^npnLpjnLfr t m^hi pmgmhmjmh]_ ^hmm^mfr ^mnm^mptfmfr ^n^n-fam^mfr &khpp, npnfrf umhtfmfrnLtf hfr.

- nLunLtffrm^mfr hmummmnLpjmfr pmgm-hmjm^mft hfrmpm^npnLpjnLfrfrhpp k nhunLpufrhp^ ^m^mup,

- ^ppnLpjmfr ^mnm^mptfmfrp hmfrpnLpjmfr tfmufrm^gnLpjmfr hfrmpm^np &khpp,

- nLunLtffrm^mfr hmummmnLpjnL&nLtf qhmm-^mfr ^mnm^mptfmfr ^nfr^phm tfnqhj^ frhpqptfmfr ^mjtfmfrfrhpp [7, t^hp 314-316]:

^ppnLpjmfr ^mnm^mpnLtfp hfrpmqpnLtf t ^hmm^mfr ^mnm^mptfmfr npn2m^^ tfnqh]^ ^m-nnLgnLtf, npp pmq^mgmft t ^npu ^nfa^m^m^g-4m6 pmqmqp^^frhp^g.

1. fr^mmm^mu]_mgnLpjnLfr,

2. ^mqtfm^hp^^m&nLpjnLfr,

3. pfrpmgm^mpqnLpjnLfr,

4. mpqjnLfrm^hmnLpjnLfr [10, t?hp 67-74]:

t. ^n^mikp h^tffr^hin^ ^hptfmfr^mj^

nLunLtffrmu^pnLpjmfr ^pm, mnmfr&frmgph t hphf tfnqhi.

- ^hmm^mfr ^hpmhu^nqnLpjmfr tfnqh]_ (government control), npp pfrnLpmqp^nLtf t nLdhq ^hmm^mfr tfmptf^frfrhp^ ^2^mfrnLpjmtfp k tf^kfrnLjfr dmtfmfrm^ pnLhhp^ frhpunLtf m^m-qhtf^m^mfr ^hpfrmfam^ tfh6 mqqhgnLpjmtfp.

- ^hmm^mfr hu^nqnLpjmfr tfnqhi (government supervision), npp frmfamshunLtf t ^hmnLpjmfr m^hj^ i^mqnpnLpjnLfrfrhp, hmtfm]_umpmfr-frhpnLtf m^mqhtf^m^mfr hmfrpnLpjmfr k hmtfm-Lumpmfr^ qh^m^mpnLpjmfr mqqhgnLpjmfr tfh&m-gnLtf,

- «qfrmhmmnq ^hmnLpjmfr» tfnqhp, npnLtf ^hmnLpjmfr mqqhgnLpjnLfrfr ^pm^mfrmg^nLtf t n^ ph ^mpqm^nptfmfr, mj]_ ^ppm^mfr ^mqtfm^hp-^nLpjnLfrfrhp^ qfrmhmstfmfr tf^^ngn^ [9, t?hp 5661]:

^ppnLpjmfr ^mnm^mpnLtffr ^u^mfr^mjnLtf, ^ mmpphpnLpjnLfr ^hptfmfr^mj^, ^pm^mfrmg^nLtf t ^hmm^mfr ^mnm^mptfmfr tfmptf^frfrhp^, ^frgfrm-4mp hmtfmjfrgfrhp^ k mhqm^mfr ^ppm^mfr fcfamfrnLpjnLfrfrhp^ tf^^k [6, t?hp 3-7]:

^mtfm&mjfrhin^ Qmuh^^^frmj^ ^mpft^p^ hhm" ^hmg t mnmfr&frmgfrh]_ ^ppm^mfr hmtfm-^mpq^ ^mnm^mptfmfr hp^nL tfm^mpqm^.

- dm^pn dm^mpqm^ - ^ppm^mfr hmtfm-^mpq^ ^mnm^mpnLtf h^tffrm^mfr mmpphp^ tf^mufrnLpjmfr tfhg, mmpphp tfm^mpqm^frhp^ k nLqqnLpjnLfrfrhp^ ^ppm^mfr ftpmqphp k ^m^npn-2^^frhp, ftpmqphpfr ^pm^mfrmgfrnq nLunLtffrm^mfr

hшumшmnLрJnLЬЬЬp^ дшЬд" шЬЦш^ ^ршЬд ЦшqйшЦЬpщш^pш4шUшЬ ЬкЬр^д т. тЬишЦ-ЬЬр^д, ^ррпгрдшЬ Цшпш^шрйшЬ йшрй^ЬЬЬр к ЬршЬд ЬЬршЦш h^йЬшpЦЬЬp к ЦшqйшЦЬpщпL-р^ЬЬЬр, ^рртрдшЬ щпрттй qпp&пLЬЬпLрJшЬ ^pшЦшЬшдЬпq ^рш^шршЬшЦшЬ шЬ&шЬд, hшишpшЦшЦшЬ к щЬтшЦшЬ йшрй^ЬЬЬр^ й^ш^прпЫ:

- й^Црп йшЦшрцшЦ - ^рршЦшЬ hшиmш-тшрдшЬ ЬЬрипЫ Цшпш^шрйшЬ hшйшЦшpq, прр Цшpqш4пp4пLй Ь ^щЬи «шртш^Ь» ^рш^шЦшЬ шЦтЬрпф ЬЬ орЬЬрЬЬрр,

hpшйшЬшqpЬpр, ш|ЬщЬи Ь! ЬЬр£^к qЬЦш4шp^ hpшйшЬЬЬpпф дт.дт.йЬЬрп4 [8, ^Ьр 82-91 ]:

^шрЦ Ь пр иди ЬрЦш. йшЦшpqшЦЬЬpр фп^ЦшщшЦд^шй ЬЬ, пшт^ ^рршЦшЬ hшиmш-тпгрипШЬЬрр ^ЬЬ Цшpпq рЬqпLЬЬl ^рш^шЦшЬ-Ьпрйшт^^ шкт, прр hшЦшипLй Ь щЬтпгрдшЬ opЬЬиqpшЦшЬ qш2m^k

Ц|пш Цпqй^д, ^рршЦшЬ ЦшqйшЦЬpщпL-р^ЬЬЬрр Цшpпq ЬЬ qшпЬшl_ opЬЬиqpшЦшЬ Ьш^ш&ЬпЬщЬЬр к hшйшщшmшиfaшЬ фпфп-^пгрдпШЬЬр ЦштшрЬ]_ qпp&пq Ьпрйшт^ qш2mпLй:

^ррпгрдшЬ пррт^ ^рш щЬттрдшЬ шqqЬ-дшрдшЬ Ьp4pпpq йЬ^шЬ^йр ^рртрдшЬ щЬтшЦшЬ Цшpqш4пpпLйЬ Ъ и^шб^йшЬшЦ щЬт£ Ь тшррЬршЦЬ]_ ^рршЦшЬ qпp&пLЬЬпLрJшЬ «Цшpqш4пpпLй» к «llшЬпЬшЦшpq» hшиЦшдпL-р^ЬЬЬрр:

ЬрЬ Цшpqш4пpпLйр (шЬql. 81а1е regulation) ЬщштшЦшт^^шй шqqЬдпLрJпLЬ Ь hшишpш-ЦшрдшЬ прп2шЦ^ hшm4ш&^ ^рш, шщш ЦшЬп-ЬшЦшpqпLйр (фршЬи. reglament) прп2ш^ qпp&рЬршд^ ^рш^шЦшЬ Цшpqш4пpпLйр Цшq-йшЦЬрщЬр1. й^пд: Ц|ищ^ипф ^рршЦшЬ qпp-йпШЬшрдшЬ Цшpqш4пpпLйр ^рршЦшЬ qпp&-рЬршд^ ^рш^шЦшЬ Цшpqш4пpйшЬ й^пд Ь

^ррпгрдшЬ щЬтшЦшЬ Цшpqш4пpйшЬ h^йЬшЦшЬ пLqqпLpJпLЬЬЬpЬ ЬЬ ^рршЦшЬ qпp&пLЬЬпLpJшЬ фдЬЬqш4пpпLйр к щЬтшЦшЬ hш4шmшpйшqpпLйр:

^рршЦшЬ qпp&пLЬЬпLpJшЬ Цшpqш4пpпLйр ^рршЦшЬ hшйшЦшpq^ ^рш ЬщшmшЦшпLqq4ш& шqqЬдпLpJпLЬ ^ Ьрш шрц^Ьш^Ьт qпp&пL-ЬЬпгрдшЬ ЬщштшЦпф

^рршЦшЬ hшйшЦшpq^ пршЦр Ьр^р^ qшp-qшдйшЬ шпшЬд^шфЬ qпp&пЬ Ь ^рршЦшЬ &ш-пшпр^ЬЬЬр^ прртр щЬт£ Ь Цшpqш4пp4^, £шЬ^ пр ршрйр пршЦш^прпЫ пLЬЬдпq йши-ЬшqЬm^ h^йЬшЦшЬ щштфрштпШ щЬтп^ р]пШЬ Ь [7, ^Ьр 314-316 ]:

^ррпгрдшЬ pЬшqш4шппLй щЬтшЦшЬ £ш-qшgшЦшЬпLpJшЬ иЦqpпLЬgЬЬpр шйpшqp4ш& ЬЬ «"^ррт^шЬ йши^Ь» орЬЬ^п1й: ^ршЬ^ ЬЬ.

• %рп1.р]шЬ йшpqши^pшЦшЬ рЬп1]рр, hшйшйшpqЦшJ^Ь шрбк^ЬЬр^, йшpqпL

шппц2п1ИшЬ, шЬhшm^ шqшm к hшйшЦпqйшЬ^ qшpqшдйшЬ шпш2Ьш]Ьп1р]п1Ьр, gшqшgшд^ш-ЦшЬ q^mшЦдпLpJшЬ, шqqщфЬ шрб^Ьшщшт-4пLpJшЬ, hшJpЬЬши^pпLpJшЬ, ор^ЬшЦшЬп1р]шЬ к pЬшщшhщшЬшЦшЬ ш2^шphшJшдg^ qшиm^-шршЦп1р]п1Ьр,

• ^ррт^шЬ йшт^Ь|^п1р]п1Ьр, 2шpпLЬш-ЦшЦшЬп1р]п1Ьр, hш2пpqшЦшЬпLpJпLЬр к hшйш-щштши^шЬп1р]п1Ьр ип4пpпqЬЬp^ qшpqшдйшЬ йшЦшpqшЦ^Ь, шпшЬйЬшhшmЦпLpJпLЬЬЬp^Ь щштршитшЦшЬп1р]шЬ шит^бшЬ^к щЬтш-ЦшЬ щшpmшq^p Ь4шqшqпLJЬ^ шщшhп4йшйp,

• ^ррп1р]шЬ pЬшqш4шппLй dпqп^pqш4ш-рт^шЬ иЦqpпLЬgЬЬp^ шщшhп4пLйр,

• й^2шqqшJ^Ь ^рршЦшЬ hшйшЦшpqпLй ^ЬmЬqpшдпLйр,

• иф]п1п^п1й hшJшщшhщшЬ ^рршЦшЬ qпp&пLЬЬпLpJшЬЬ ш^шЦдЬ^р,

• пштйЬшЦшЬ hшиmшmпLpJпLЬЬЬpпLй ^ррп1р]шЬ ш2^шph^Ц рЬп1]рр,

• пштйЬшЦшЬ hшиmшmпLpJпLЬЬЬp^ пц2-шй^т ^Ь^Ьш^шрпг-р^Ьр,

• щЬтшЦшЬ к п^ щЬтшЦшЬ п1ип1йЬшЦшЬ hшиmшmпLpJпLЬЬЬpпLй gшqшgшд^ЬЬp^ ^ррп1-р^Ь итшЬш!п1 hЬшpш4пpпLpJпLЬЬЬp^ Ьрш2-

• пштйЬшЦшЬ hшиmшmпLрJпLЬЬЬp^ qpшЬд Цпqй^д mp4пq ш^шршшЦшЬ фшитш-рqрЬp^ ^pш4шhш4шишp шщшhп4пLйр:

PшpйpшqпLJЬ ^ррп1р]шЬ hшйшЦшpqр щЬ-тшЦшЬ Цшпш^шрйшЬ qЬpшЦш ор]ЬЦт прЬ рЬqqpЦпLй Ь рЬш^пгрдшЬ, тЬтЬип1р]шЬ, щЬтп1р]шЬ 2шhЬpр: ^Ьтп1р]п1Ьр рЦтЬпЫ Ь ^рршЦшЬ п^прт^ тшррЬр пLqqпLрJпLЬЬЬpпLй орЬЬ^ЬЬр к Ьпрйшт^4ш]^Ь ^рш^ш^шЬ шЦтЬр: PшpйpшqпLJЬ к hЬmpпLhшЦшЬ йшиЬшq^-тшЦшЬ ^ррп1р]шЬ pЬшqш4шппLй щЬтшЦшЬ gшqшgшЦшЬпLрJшЬ иЦqpпLЬgЬЬpЬ шйpшqp4ш& ЬЬ «PшpйpшqпLJЬ к hЬmpпLhшЦшЬ ^ррп1р]шЬ йши^Ь» ^^ орЬЬ^п1й.

• йшpqпL к gшqшgшдпL, pшpйpшqпLJЬ к hЬmpпLhшЦшЬ йшиЬшq^mшЦшЬ ^ррп1р]п1Ь итшЬш!п1 ^рш^пШ^ шщшhп4пLйр к щш2т-щшЬп1р]п1Ьр.

• pшp&pшqпLJЬ к hЬmpпLhшЦшЬ йшиЬш-

• ^рршЦшЬ qпp&рЬршд^ шЬрЬqhшmпL-р]п1Ьр, hш2пpqшJЬпLрJпLЬр к 2шр^ЬшЦшЦш-Ьп1р]п1Ьр.

• йрдп1рш]Ьп1р]п1Ьр, ршфшЬд^Цп1р]п1Ьр к hpшщшpшЦшJЬпLрJпLЬр.

• Ь^рпщшЦшЬ к отшрЬр^р]ш шл щЬтп1-р]п1ЬЬЬрп1й ^ш^шитшЬ^ -^шЬршщЬттришЬ pшpйpшqпLJЬ к hЬmpпLhшЦшЬ ^ррп1р]шЬ прш-

Цш^^йшЬ шumhfiшüühph hшúhúшmhфnLpJnLÜp к qh4inúühph бшйш^фиьришй шщшhn4nLÚp.

• nLuшünqühph úh2шqqшфü 2шpdnLÜnL-p^üp üщшumhlp.

• pшpйpшqnLJÜ пШИ^ЬШ^ШЬ hшumшmnL-pjnLÜühph шЦшц:húhшЦшü шqшmnLpJnLÜühpp к hÜ£Üш4шpnLpJnLÜp ^pшühlü nL qшpqшgühlp.

• hшJшqqh omшphp4pJШ ^^^ghühph (u^jnLngp hшúшp), hü^hu Ьшк hшJшqhmnL-Р)шЬ qшpqшgúшü ЬщштшЦп^ úшuüшqhшшЦшü щшmpшumnLÚp к npшЦш4npúшü pшpйpшgnLÚp [2]:

Sbqh^m^^ü ц:шpш2P2шünLÚ ^ppnL-Р)шЬ nppmnLÚ Цшmшp4nq шpúшmшЦшü фпфп-fanLpjnLÜühpp uhpmnphü hü, hü^hu

тЬцЭДшт^шюшй к hшцnpц:шЦgnLpJшü шpц:h úh^ngühph qшpqшgúшü, mjü^hu ti mшpшöúшü hhrn, np hhüg ünp rnhfaüninq^ühp^ ühp-

цpúшúp t mbqh nLÜhünLÚ ^ppnLp^ü hшúшЦшp-qh шpqhшЦшüшgnLÚ, nLunLÚüшЦшü qnpö-püpшgh шpqJnLÜш4hmnLpJшü pшpйpшgnLÚ: frü^hu пц2 ш2^шphnLÚ, mjü^hu ti -^ШJШumш-ünLÚ úh0 nL2шqpnLpJnLÜ t qmpÜ^nLÚ ^ppnLp^ü ninprnnLÚ тЬцЭДшт^шЦшй к hшqnpqшЦgшЦшü mhfaünlnqhшühph ühpцpúшü к шpцJnLÜш4hm Ц^шп^Ь, hü^hu Ьшк ^ppnLpj шй mhqh^m-4ш]йшдйшй faüqhpühphü:

^ppnLp^ü ninprnnLÚ тЬцЭДшт^шЦшй к hшqnpqшЦgшЦшü mhfaünlnqhшühph ühpqpnLÚü nL шpцJnLÜш4hm ЦhpшnnLÚü nLцдшЦhnphü hü щhmшЦшü ш2шЦgnLpJnLÜhg: ^h-тшЦшй mju ninprnnLÚ

щшhшÜ2nLÚ t шühpшdh2m ophüuцpшünpúш-тЭДшфй йкш4npnLÚ к ^ш hhmUn^-

Цшй ЦhpшnnLÚ: ---nLÚ ^ppnLpj шй ninprnp Цшpqш4npnq ophüuцpшhpш4шЦшü qm2mp йкш-^np^nLÚ t uшhúшüшцpnLpJшü, üшfaшqшhh hpшúшüшqphph, ninprnp Цшpqш4npnq ophüf-ühph, npn2nLÚühph, hpшúшüühph к шцй^ hhúшü ^ш: Uju шnnLÚn^, шnшüg£шфü qhpшЦш-mшpnLpJnLÜ nLÜh «"^ppnLpj шй Úшuhü» --ophügp, nprnhq ühp^m^g^ö hü ^ppnLp^ü püшqш4шnh ^тшЦшй £шрш£шЦшЬ^р]шй püqhшünLp qpmjpühpp4 üщшmшЦühp, u^qpnLÜg-ühp, ^ршЦшй hpш4nLÜgh чhmшЦшü hpш2fahE-ühp, %ршЦшй hшúшЦшpq к ^ш Цшnш4шpnLÚ к щцй:

Ujq qnpöpüpшgühph шúpnq2nLpJnLÜp к üщшmшЦühpü hpшqnpöhlnL hшúшp -- ЦШПШ-^pnLpjnLÜÜ nLÜh Úh 2ШPE hPш4шunLpJnLÜÜhp

[3].

ш шщшhn4nLÚ t щhmшЦшü ЦppшЦшü £ш-qшgшЦшünLpJшü hpшЦшÜшgnLÚp,

ш hшumшmnLÚ t ^тшЦшй %ршЦшй ^ш-фnpn2h^ühph йкш4npúшü к hшumшmúшü

kшpqp,

ш uшhúшünLÚ t npшЦш4npnLÚühph шq-qmjhü 2P2шüшЦp к hшumшmnLÚ t ^ppnLp^ü npшЦш4npúшü шumhfiшüühph püqhшüpшЦшü pünLpшqphpp,

ш hшumшmnLÚ t nLunLgшü4nq úшuüш-qhrnnLpjnLÜühph gшüЦp,

ш hшumшmnLÚ t hшüpшЦppшЦшü, Ьш^-ЬшЦшй úшuüшqhшшЦшü (шphhumшqnpöшЦшü), úh^hü úшuüшqhшшЦшü к pшpйpшqnL)ü úшu-üшqhmшЦшü ЦppnLpJшü щhmшЦшü щшm4hpp,

ш hшumшmnLÚ t щhmшЦшü nLunLÚüшЦшü hшumшmnLpJnLÜühph ophüшЦhlh ЦшünüшqpnL-pjnLÜühpp,

ш hшumшmnLÚ t щhmшЦшü üúnL2h ш4шp-тшЦшй фшumшpqphph йкhpp. 1. uшhúшünLÚ t lpшgnLgh^ ЦppшЦшü öpшqphph ЦшqúшЦhpщúшü к hpшЦшüшgúшü Цшpqp. 2. uшhúшünLÚ t п^ фnpúшl к hüфnpúшl nLunLgúшü шpq]nLÜgühph qüшhшmúшü к йшйш^шй Цшpqp,

ш hpшЦшüшgünLÚ t ophügn^ uшhúшü4шö шл lhшqnpnLpJnLÜühp:

---nLÚ uЦuшö 2000 p. SS ninprnh щhmш-Цшй Цшpqш4npnLÚp, -- Цшnш4шpnLpJшü ^nqúhg fiшüш^4hl t mümhunLpJшü qшpqшgúшü qhpшЦш fijnL^hp:

^ppnLpJшü ninprnnLÚ mhqh^m^^ü к hшqnpqшЦgшЦшü mh^ünlnqhшühph Цhpшnúшü nL ^ppnLpj шü mhqhЦшm4шJÜшgúшü qnpöpüpш-gh hш2nqnLpJшü Цшpкnp üш^шщшJÚшüühphg t ophüuцpшhpш4шЦшü qш2mh шnЦшJnLpJnLÜp, npp úh ^nqúhg" üщшumnLÚ t ^ppnLpj шй nppmh mhqhЦшm4шJÜшgúшü шpqJnLÜш4hm qnpöpüpш-ghü, шщшhn4nLÚ ^ppnLpjшü úшm^hlnLpJnLÜü nL hшuшühlhnLpJnLÜp hшuшpшЦnLpJшü pninp 2hprnhph hшúшp, hu^ újnLu ^nqúhg' üщшumh hшuшpшЦшЦшü ЦJшügnLÚ mhqhЦшm4nLpJшü, qhmhihfh к mhqh^m^^ü mh^ünlnqhшühph qhph úhöшgúшüü nL шpцJnLÜш4hm oqmшqnpö-úшüp: UpqjnLÜgnLÚ ^^ш^^^й «тЬ^ЬЦшт-^шЦшй hdrnnLpjnLÙbhp», npnüf hüшpш4npnL-pjnLÜ Цтшй un^npnqühphü JnLpшgühl úшuüш-qhmшЦшü ЦppшЦшü öpшqhpü nLunLÚüшЦшü qnpönLÜhnLp^ü npn2шЦh hшúшЦшpqn4, nprnhq nLunLgh^p ^ú qшuш^nup hшüqhu Цqшü np^hu nL^qnpqnq: Uju húrnnLpjnLÜühpp щшhшÜ24nLÚ hü, np^huqh úшpqp mhqhЦшm4шЦшü qшpш-2P2шünLÚ Цшpnцшüш npnühi, qrnühi, Ú2шЦhl шühpшdh2m nL hш4шumh mhqшЦшm4nLpJnLÜ, ^hpinLÖhi mjü к, hhшpЦh, фn^шüghl:

^hmnLpJшü, hшuшpшЦnLpJшü, £шцш£шgh-ühph hшúшp шühpшdh2m t, np ^ppnLpjnLÜü шpqJnLÜш4hmnphü Цшmшph hP ш^шйцшЦшй qnpöшnnLJpühpp"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• unghшlшЦшüшgnLÚ,

• шй^ йкш4npnLÚ,

• gшqшgшghшЦшü qшumhшpшЦnLp)nLÜ [11, t?hp 29-39]:

Pшp&pшqnLJЬ Цррп1.р]шЬ hшйшЦшpqр ЬЬ-ршппЫ Ь -ицшитшЬ^ -шЬршщЬтт.р]шЬ ЦрртрдшЬ, q^mnLрJшЬ, й2шЦпцр^ к ищпрт^ Ьш^шршршрипШр, «L^gЬЬqш4npйшЬ к hш4ш-mшpйшqpйшЬ &шпш|п1.р]п1Ьр», «ЦЦшцЬй^ш-ЦшЬ фп^бшЬш^йшЬ к 2шрдп1Ьп1р]шЬ шqqщфЬ тЬцЬЦшт^шЦшЬ ЦЬЬтрпЬр», «^ррп1.р]шЬ шqqщфЬ ^Ьит^тпшр», «"^рршЦшЬ тЬ^Ьп-^^шЬЬр^ шqqщфЬ ЦЬЬтрпЬр», «ОфтшрдшЬ щЬтшЦшЬ Цпй^тЬЬ», «Pшp&pшqnLJЬ пршЦш-ЦпрйшЬ Цпй^тЬЬ», -- ЗД-^и «"^рршЦшЬ &pшq-рЬр^ ЦЬЬтрпЬр», «UшиЬшq^mшЦшЬ ЦрртрдшЬ пршЦ^ шщшhn4йшЬ шqqщфЬ ЦЬЬтрпЬ» h^йЬш-цршйр, щЬтшЦшЬ к п щЬтшЦшЬ pшp&pшqnLJЬ пшпЫЬшЦшЬ hшиmшmnLрJnLЬЬЬpр: -идши-тшЬ^ -шЬршщЬтшрдшЬ pшp&pшqnLJЬ Цррп^ р)шЬ hшйшЦшpqр Цшpqш4np4nLй Ь -ш|ши-тшЬ^ -шЬршщЬттрдшЬ ишМшЬшцршришйр, «^ррпгрдшЬ йши^Ь» -- орЬЬрпЦ, «Ршр&рш-qnLJЬ к hЬmpnLhшЦшЬ йшиЬшq^mшЦшЬ Цррп^ р)шЬ йши^Ь» -- орЬЬрпЦ, Ьшfaшqшh^ hpш-йшЬшqpЬpn4, ЬЬрщЬтшЦшЬ шд Ьпрйшт^Ц ^ршЦшЦшЬ шЦтЬрпЦ к й^2шqqшJ^Ь фшитш-рцрЬрпЦ:

Пррт^ hЬmшqш qшpqшдйшЬ шщшhn4-йшЬ, ^Ь^щЬи Ьшк pшpйpшqnLJЬ ЦррпгрдшЬ qlnpшL прртпЫ рЬршдп^ ЦЬршфп^пЫЬЬр^Ь к цршЬдпЦ шпш2шцрЦш& Ьпр ^рп^шрдпШЬЬр^Ь шпшЦЬ hиmшЦ hшйшщшmши^шЬnLрJшЬ шщшhnЦйшЬ ЬЦштшптйЬЬр^д Ь]ЬЬр4 PшpйpшqnLJЬ ЦрршрдшЬ прртр ЦшpqшЦnpnq h^йЬшЦшЬ орЬЬрр ЬЬршрЦЦЬ Ь h^йЬшpшp фпфп^пгрдшЬ к qmЬ4nLй Ь -- шqqщфЬ дпцп-ЦпЫ: Ъпр орЬЬр^ Ьшfaшq^&р h^йЬnфЬ ЦЬршфп^тй Ь ^Ь^щЬи pшp&pшqnLJЬ ЦрршЦшЬ hшйшЦшpq^ щЬтшЦшЬ ЦшpqшЦnpйшЬ, ш|ЬщЬи Ь]_ ртЬЬр^ ^ЬрЬшЦшпшЦшрйшЬ, ЦрртрдпШ-q^mnLрJnLЬ-mЬmЬиnLрJnLЬ, ЦpрnLр]nLЬ-2шhш-Ц^дЬЬр hшйшqnp&шЦдnLрJшЬ ЬЬрЦшфи иЦорпШ^ЬЬрЬ т. ЦшпnLдшЦшpqЬpр: -ш|ши-тшЬ^ -^шЬршщЬтшришЬ ЦшпшЦшрп1р]п1Ьр й2тшщЬи ^р п1.2шцрп1.р]шЬ ЦЬЬтрпЬпЫ Ь щшhЬl_ йшиЬшq^mшЦшЬ ЦррпгрдшЬ qшpqшд-йшЬ ^Ьц^рЬЬрр, прпЬд ^ййшЬ тЬи]шЦшЬЬЬрЬ ^ррк р^рш^ЬЬр ЬЬршпЦЬ ЬЬ ^Ь^щЬи -ш|ши-тшЬ^ -шЬршщЬтп1.р]шЬ qшpqшдйшЬ пшqйш-ЦшршЦшЬ &pшqpЬpnLй, ш|ЬщЬи Ь! -- Цшпш-ЦшршрдшЬ тшррЬр тшр^ЬЬр^ qnp&nцnLрJnLЬ-ЬЬр^ &pшqpnLй: -ш|шитшЬ^ -шЬршщЬтп^ р)шЬ pшpйpшqnLJЬ ЦррпгрдшЬ щпртр ^Ь^щЬи Цшпп1д4ш&2ш)^Ь, идЬщЬи Ь! рЬршдшЦшpqщфЬ т. рп^шЬцшЦшфЬ шпп1йп^ qшpqшдйшЬ ЬрЦшр fiшЬшщшph Ь шЬдЬ]_, ^Ь^^ шр^]п1Ь£п1й пршЦшЦшЬ Ьпр, ш^Ьф ршрйр йшЦшр^шЦ^ шЬдЬЬ^п1 рш^шршр h^йgЬp ЬЬ hшйшЦшpqnLй: ишЦш|Ь пршЦшЦшЬ рп^^р^ ЬрЦшршдшйЦЬт qшpqшдйшЬ шщшhn4йшЬ

шЬhpшdЬ2mnLрJnLЬр щшhшЬ2nLй ЬЬ ЬшщЬи 4ЬршЬш]Ь]_ pшpйpшqnLJЬ ^ррп1р)шЬ hшйш-Цшpq^ ЬЬрЦш^^и рЬЦш!п1йЬЬрр п^прт^ ф^ЬшЬ-иш^прйшЬ, Цшpqш4npйшЬ, pnLhшЦшЬ hшйш-0пр&шЦдп1.р]шЬ шрйштш4пр4ш& йптЬдп1й-ЬЬрр, шпшЬд прпЬд hшйшЦшpq^ шр^]п1Ьш4Ьт qшpqшдnLйЬ шЬhЬшp^Ь ЦфЬ^ [5, 11]:

-ш^шитшЬ^ -шЬршщЬтт.р]шЬ Цшпш^ш-рп1р]п1Ьр ЬЬрЦш^шдрЬ! Ь «-ш|шитшЬ^ -шЬрш-щЬтп1р)шЬ ^ррп1р)шЬ й^Ь^к 2030 р^шЦшЬр qшpqшдйшЬ щЬтшЦшЬ &pшq^pр hшиmшmЬLnL йши^Ь» -- орЬЬр^ Ьш^шq^&р, ршЬ^ пр «^ррп1р)шЬ йши^Ь» -- орЬЬр^ Ь2^ш& ЦЬт^ щшhшЬ2n4, ^ррп1р)шЬ pшЬшqш4шпnLй щЬтш-ЦшЬ рш^шршЦшЬп1р)шЬ ЦшqйшЦЬpщшЦшЬ h^йgр ^ррп1р)шЬ qшpqшдйшЬ щЬтшЦшЬ &pшq^pЬ Ь, прр -- Цшпш4шрп1р]шЬ ЬЬрЦш^шд-йшйр hшиmшmnLй Ь -- шqqшJ^Ь дп^п^р: Ъш^шq&n4 Ьш^шmЬи4nLй Ь пшqйш4шpшUшЬ йптЬдп1йЬЬр^ npqЬqpnLй, прпЬр Цшщшhn4ЬЬ ^ррт.р]шЬ qшpqшдйшЬ

шпш4Ь]_ ЬщштшЦшй^4ш&п1р)п1Ь, пршЦ, шр^]п1Ьш4Ьтп1р)п1Ь: ^ррп1р)шЬ шпш?рЬршдЬ шпш4Ь]_ ЬщштшЦшфЬ к шр^]п1Ьш4Ьт ^шр&ЬЬ!п1 hшйшp hЬmшqш qшpqшдnLйЬЬpр ^ршЦшЬшд4Ь1п1 ЬЬ' -- Цшпш^шрпгрдшЬ Цп^й^д ишhйшЬ4ш& qЬpшЦш п1^^п1р]п1ЬЬЬр^ к qшpqшдйшЬ ЬщштшЦш^^Ь дп1дшЬ^2ЬЬр^ hшйшщшmши^шЬ, прпЬр ЦЬщшитЬЬ -ш^ши-тшЬ^ ЦрршЦшЬ йрдпШшЦшрдшЬ ршрйршд-йшЬр: Opшq^pр, ^ршЦшЬшд4Ь1п1 Ь 2 2022-2026 рр. к 2027-2030 рр.: ЧЬр^ЬшЦшЬ ЬщштшЦЬ Ь йкш4прЬ]_ шqqшJ^Ь к hшйш-шрдЬрЬЬр^ ^рш h^йЬ4ш&, -ш^шитшЬ^ -шЬршщЬтп1.р]шЬ qшpqшдйшЬр шр^)п1Ьш4Ьт к й^2шqqшJЬnpЬЬ йрдп1ЬшЦ ЦрршЦшЬ hшйшЦшpq, прр ]п1.рш£шЬуп1.р^Ь, рп!пр фп1|Ьрп1й,

hЬшpш4npnLрJnLЬ Ь тш|^и итшЬш]_ ^р Цшр^р-ЬЬр^Ь к рЬ^п1ЬшЦп1р]п1ЬЬЬр^Ь hшйшщшmши-^шЬ пршЦ]ш]_ Цррп1р)п1Ь, шщшhn4nLй Ь 2р?ш-Ьш^шршЬЬр^ йрдп1ЬшЦ йшиЬшq^mшЦшЬ щштршит4ш&п1р)п1Ьр к рш^шршд^ш-

ЦшЬ ^^ррпрп2п1йр:

^ррп1р]шЬ прртпЫ h^йЬшЦшЬ qЬpш-Цш]п1р)п1Ьр пршЦ^ ршр&ршдпЫЬ Ь, прр ЬЬршпп1й Ь pшqйшрM. рш^ш^р^^ЬЬр: ^ршЬд^д шпш2ЬшhЬpрЬ п1ип1йЬшпп1р)шЬ шрцлпШрЬЬрЬ ЬЬ, прпЬр щшhшЬ24ш& ЬЬ ип^прп^ЬЬр^ Цп^й^д к шщшhn4nLй ЬЬ 2р?шЬш4шртЬЬр^ щшт-ршит4ш&п1р]п1Ьр' п1ип1йр 2шрп^ЬшЦЬ1п1 ЦррпгрдшЬ hш2npq йшЦшр^шЦп1й, Цшй шЬдЬЬ^п1 hшйшщшmши^шЬ ш2^штшЬрш]^Ь qnp&nLЬhnLрJшЬ:

UшhйшЬ4nLй Ь Ьшк Цррп1.р]шЬ п^пртп1й -ш^шитшЬ^ -шЬршщЬтп1р]шЬ щЬтшЦшЬ рш^шршЦшЬп1р)шЬ пшqйш4шpшЦшЬ шпш?Ьш-

hhppnLpjnLÜühpp" ühp^m^gühp^ qpшüg opqш-ЬшЦшЬ Цш^ ^тшЦшй к úшuüш4np ЦшphE-ühph, hü^4hu йшк hшúш2^шphшJhü qшpqшg-úшü úhwnLÚühph hhrn: -шuшpшЦшЦшü-£шqш-£шЦшй hpшфfiшЦp, nph щшJÚшüühpnLÚ Ú2шЦ4hl t öpшqhpp, tшЦшЬnphü mшpphp4nLÚ t úhü mju qnjnLpjnLÜ nLÜhgшö hpшфfiшЦühphg: ^ш^ш^^ш^и ühphmjnLÚ шпЦш t £шрш-£шЦшй ^úg к humшЦ üщшmшЦшqpnLÚ, Цш-nnLghpL hpшщhu hügüшЦшnш4шp4nq к ^^йш-Цшpqш4np4nq, ЦnLuшЦgшЦшü шqqhgnLpJnLÜ-ühphg шqшm, шйЦш^ к йш^ш^пйпр,

^üqhpühp uшhúшünq к ^шй^ pLÖnq, ühpшnnq, umhqöшpшp к шpцJnLÜш4hm ЦppшЦшü úh?ш4шJp" pnpph hшúшp: ShulшЦшüh hhúgnLÚ -ШJШumшüh 4hpшфn^úшü nшqúш4шpnLpJnLÜü t, к hшmЦшщhu hhúüшЦшü йщштшЦй t" q]mhj]g], d2m^nLjp^, q^rnm^gnLpjmb,

hdiiiiiLpjiiLlilih|i]i hmdmrnmpmö, ùhpmnm^mù,

ùnpmpmpm^mù к hmùpmdmrn^hi] qmpqmg-dmù к jnLpmgdmù dfr^ngn^ nLÙhbmi gm-umhцöшqnpö, ùrnfarnfthnùn^, lшpnцnLÙшl nL dpgnLЬшЦ рш^шршд], nLd hшdшp ]pш4nLÙgùhp] ]pшgnLdo ùnLJÙgшù ^rnp^p t, npgшù щшpmшЦшùnLpJnLÙùhp] ЦшmшpnLdo, n^ шпш^Ь hhpp]ù ]phù t hrndrnpnLd uhфшЦшù pшphЦhgnLpJшù к шппц^^РЦШЬ щшшшu^шЬшшnLЬ:

Uhü^. 2030 p4шЦшüp uшhúшü4nLÚ hü hhmU^L nшqúш4шpшЦшü nLqqnLpjnLÜühpp.

1) hrndQÙrçhrnùnLp [^пити^шЬ un^npn-mlhùmpnù ^рш^шй dfrgrn^rnjp] umhqönLd, npp JnLpшgшü^JnLp £шqш£шgnL hшúшp Ц]шй^ pnpp фnLLhpnLÚ hшuшühф Цqшpйüh hP qшp-qшgúшü к шйййшфй шnшüйüшhшmЦnLpJnLÜ-ühphg pfanq ^ш^ш^ к шpq)nLÜш4hm ЦppшЦшü öшnшJnLpJnLÜühpp -- nq? mшpшögnLÚ,

2) ^p^Lp^ù шp^JnLÙш4hmnLpJшù prnpñprngnLd, hü^p Цшщшhn4h nhunLpuh (ühpшnJШl_ úшpqЦшJhü) шnш4hlшqnLJÜ oщmhúшl_ к шpq)nLÜшhhüg mhqшpш2^nLÚ, hшúшЦшpqh qnpöpüpшgшJhü, öшfauшJhü к Цшnш4шpúшü шpqJnLÜш4hmnLpJшü pшpйpшgnLÚ,

3) ^прш^шЬ öiiiinujnLpjnLlilihp]] к шpmшqpшùg] d]2шqqшJÙшgnLd к шpmш-hшùnLd, npp ^шpu^4шö t ihühpL úh?шqqшJhü ЦppшЦшü rnhpnijpnLÚ к hшúшЦшpqhpnLÚ hшJЦшЦшü ЦppшЦшü hшúшЦшpqh шúpnq2шЦшü к pn4шüqшЦшJhü hüшhqpúшü, hü^hu йшк hшJЦшЦшü ЦppшЦшü öшnшJnLpJnLÜühph к шpmшqpшügh шpmшhшüúшü ^ш" 2ш№Цш-ünphü фn^шЦhpщhLn4 -^ШJШumшüh qhpp qlnpшl ЦppшЦшü hшúшЦшpqnLÚ[4, t?hp 3-5] :

Pnpp nLunLÚüшЦшü hшumшmnLpJnLÜühpp mhqhЦшm4шЦшü к hшqnpqшЦgшЦшü mhfaünp-qhшühph ЦhpшnhlnL hшpgnLÚ npкt uшhúшüш-фшЦnLÚ ^nLÜhü: Gum %prn.p^ü úhü^. 2030

p. qшpqшgúшü щhmшЦшü öpшqpnLÚ», 4ppnL-PJШÜ qшpqшgúшü qhpшЦшJnLpJnLÜühpp к qnpönqnLpjnLÜühph 2P?шüшЦp ühpшnnLÚ t odшüqшЦnLpJnLÜ ünpшpшpшЦшü, ШJl_pümpшü-£шфй, 4pprnp^ü qhpшqшügnLpJшü к ф^йш-pшpшЦшü ЦppшЦшü öpшqphph Ú2шЦúшüp, ühp-qpúшüp к hpшЦшüшgúшüp, hhnш4шp ЦppшЦшü öшnшJnLpJnLÜühph, tlhЦmpnüшJhü pшg щш2шp-ühph, шngшüg qшupüpшgühph ühpqpnLÚ, mjq p^nLÚ' q]nLqшЦшü к uшhúшüшúhpà hшúшJÜg-ühph hшúшp к nLunLÚüшЦшü hшumшmnLpJnLÜ-ühph nLunLÚüшЦшü qnLjfh, dшúшüшЦшЦhg hшúшЦшpq^ШJhü uшpgш4npnLÚühph 2шpnLÜш-ЦшЦшй шpqhшЦшüшgnLÚ, hшúшgшügh npшЦ]Шl_ hшuшüh|hnLpJшü шщшhn4nLÚ, dшúшüшЦшЦhg lшpnpшmnphшühph, úшpqшqшhlhfiühph к qpшqшpшüühph urnhqónLÚ, dшúшüшЦшЦhg mhqhЦшm4шЦшü mh^ünLnqhшühph ЦhpшnnL-p^ü pbq]_m^bnLÚ, mhqhЦшm4шЦшü к hhnшhш-qnpqшЦgúшü mh^ünLnqhшühph ЦppшЦшü öpшqphph pшphl_ш4nLÚ, шпЦШ l_ш4шqnLJÜ фnpйh pbqim^ünLÚ к qшpqшgnLÚ к шлй [4, t? 31]: Ujuhügü" qnpönq ophüuqpnLpjnLÜü pЬqшúhüü odшüqшЦnLÚ t ЦppnLpJшü ninprnnLÚ mhqhЦшm-4шЦшй к hшqnpqшЦgшЦшü mh^ünLnqhшühph Цhpшnúшü шЦmh4шgúшüp к ЦppnLpJшü rnhqh-Цшm4шJÜшgúшü úшЦшpqшЦh pшpйpшgúшüp:

ЪhpЦшJnLÚu XX qшph шpq)nLÜшphpшЦшü hшuшpшЦnLpJnLÜhg шügnLÚ t Цшmшp4nLÚ XXI qшph qhwhihfh hшuшpшЦnLpJnLÜ: ^hmhlh2ш-hhüf hшuшpшЦnLpJшü йкш4npúшü hшúшp, npp qhmhjh^hhüg mümhunLpJшü úh?ш4шJpü t, pшpйpшqnLJÜ 4ppnLp^úp mümhuшщhu шЦmh4 püшЦ¿nLpJnLÜp ^hrng t Цшqúh 2nLp? 60%: ^ppnLpJшü qшpqшgnLÚp щшJÚшüш4np4шö t hшuшpшЦnLpJшü qnpönLÜhnLpJшü pnpp qnp-önüühpn^ к щшJÚшüühpn4. тйт^шЦшй, ^ш-рш^шЦшй, unghшl_шЦшü, Ú2шЦnLpшJhü к щцй:

Uju^]un^, ^ppnLpjnLÙQ dpgшЦgшJ]Ь к ^rnjnLÙ qшpqшgdшЬ h]dfhp] 4pш qùhj_nL hшdшp шùhpшdh2m t, np hrnj^rn^rnb ЦppшЦшù hшdшЦшpqù ]ùmhqp^] к бшйш^] d]2шqqшJ]ù hшppшЦùhpnLd:

Oqшшqпpй4ш^ шqp|ПLpühp] guiíili

1. -- uшhúщüшqpnLpJnLÜ, bp., 2015

2. «Pщp&pщqnLJÜ к hhшpnLhщЦщü úшuüшqhmшЦшü ЦppnLpJщü úщuhü», -- ophüfp, CüqnLÜ^ö t 2004 p. qhUrnhúphph 14-hü

3. «kppnLpJщü úщuhü^> -- ophüfp, CüqnLÜ4щö t 1999 p. ш^ф 14-hü

4. «-щJщuшщüh -щüpщщhшnLpJщü ^pmp^ü úhü^h 2030 p4щЦщüp qщpqщgúщü щЬтшЦшЬ

öpщqhpp hщuшщшhlnL úщuhü» -- ophüfh

üщ^щqhö, https://www.e-

draft. am/projects/4013/about

5. « pшp&pшqnLJh ЦрршрдшЬ ршрЬфп^пЫЬЬр^ пщqйщ4щpnlрJnLЬ к hpЦщpщdщйЦhш qщpqщg-йшЬ &ршфр, Ър., 2018

6. Аветисян, М. Б. Сравнительный анализ управления системами высшего образования Германии и Испании / М. Б. Аветисян // Вюник Черкаського ушверситету. - 2018. Вип. № 5. - С. 3-7.

7. Грибина, Г. А. Государственное регулирование в сфере высшего образование / Г. А. Грибина, Е. Л. Ермолаева, Е. С. Илюшина, М. Е. Кокарева, Л. А. Федосеева // Современные научные исследования и разработки. - 2019. - №1(30). -С. 314-316. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37113110 _56243874.pdf, (Дата обращения: 15.12.2022 )

8. Засыпкин, В. П. Модели государственного управления образованием: анализ зарубежного опыта // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2008. - № 10. - С. 82-91.

9. Ковалева, Е. Н. Иерархия и регионализация образовательных услуг: опыт Германии //

Человеческий капитал и профессиональное образование. 2017, № 3(23). С. 56-61.

10. Кошелева, Е. Г. Государственное регулирование системы образования: теорико-концептуальный подход, Образование и проблемы развития общества, №4 (17), 2021, С. 67-74, https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-regulirovanie-sistemy-obrazovaniya-teoretiko-kontseptualnyy-podhod, (Дата обращения: 20.12.2022 )

11. Мамедов, А. А. Государственное регулирование в сфере высшего образования // Вестник РУДН. 2011. № 2, С. 29-39, https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-regulirovanie-v-sfere-vysshego-obrazovaniya, (Дата обращения: 20.12.2022 )

Сдана/^шйШф1 Г 10.02.2023 Рецензирована/0-рш^пиф1 Г 16.02.2023 Принята/^йцтй^Щ Г 19.02.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.