Научная статья на тему 'State regulation of franchising in the EU member countries'

State regulation of franchising in the EU member countries Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
franchising / european business / international economic relations / european market / state regulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Solomiya Ohinok

In despite of extensive research of franchising in the scientific community, there are a lot of unresolved issues relating to franchising, in particular its regulation at the national level and at the level of the European Union that is why the purpose of the paper is to summarise and present the difference between state regulation of franchising in the EU member states and to research the basic principles of state regulation of franchising in the EU also to analyze legislation of the franchise relationship. Methodology. The survey is based on a comparison of data from all EU member countries and analisis of the legal framework of each country in particular and in general EU legislation. The article is devoted to a detailed analysis of main features of the franchise business in Europe. The mechanism of implementation of franchise relations between EU member states are studied. Government regulation of franchising in the EU member states are investigated. The rate of growth of franchising in Europe are analized. Results. By comparing different state laws and regulations of franchising we have identified the most effective and productive. We divided counties into two groups due to their regulation of franchising: countries which do not have a special government regulation of franchising; the countries which have state regulation of franchising; countries which have government regulation of franchising and it is governed by EU law, countries in which regulation is carried out in accordance with EU law. Thus, results of the survey showed that government regulation of franchising, as well as its regulation at the level of EU institutions have a positive impact on the development of franchising relationships. Practical implications of the results of the paper will help to develop well known network of franchise bussiness without legislative interference. Value/originality. It is first time we have grouped countries due to the main aspects of state regulation of franchising.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В СТРАНАХ ЕС

В несмотря на обширные исследования франчайзинга в научном сообществе, есть много нерешенных вопросов, касающихся франчайзинга, в частности, его регулирование на национальном уровне и на уровне Европейского Союза, поэтому целью данной работы является обобщение и представление разницы между государственным регулированием франчайзинга в странах-членах ЕС и исследование основных принципов государственного регулирования франчайзинга в ЕС также анализ законодательства франчайзингових отношений. Статья посвящена детальному анализу основных особенностей франчайзинга в Европе. Методика. Исследование основано на сравнении данных из всех стран-членов ЕС и анализ правовой системы каждой страны в частности и в целом законодательства ЕС. Изучен механизм реализации франчайзинговых отношений между государствами-членами ЕС, так же исследовано государственное регулирование франчайзинга в странах-членах ЕС. Проанализированы темпы роста франчайзинга в Европе. Сравнивая различные государственные законы и правила франчайзинга мы определили наиболее эффективные и продуктивные. Результаты. Мы разделили страны ЕС на группы в согласно регулирования франчайзинга: страны, которые не имеют специального государственного регулирования франчайзинга; страны, которые имеют государственное регулирование франчайзинга; страны, которые имеют государственное регулирование франчайзинга и он регулируется законом ЕС, страны, в которых регулирование осуществляется в соответствии с законодательством ЕС. Таким образом, результаты исследования показали, что государственное регулирование франчайзинга, а также его регулирование на уровне институтов ЕС оказывает положительное влияние на развитие отношений франчайзинга. Практические последствия результатов работы поможет развить хорошо известную сеть франчайзинга без законодательных препятствий. Значение/оригинальность. Впервые мы сгруппировали страны в соответствие с основными аспектами государственного регулирования франчайзинга.

Текст научной работы на тему «State regulation of franchising in the EU member countries»

STATE REGULATION OF FRANCHISING IN THE EU MEMBER COUNTRIES

Solomiya OHINOK1,

Ivan Franko National University of Lviv, Ukraine

Abstract. In despite of extensive research of franchising in the scientific community, there are a lot of unresolved issues relating to franchising, in particular its regulation at the national level and at the level of the European Union that is why the purpose of the paper is to summarise and present the difference between state regulation of franchising in the EU member states and to research the basic principles of state regulation of franchising in the EU also to analyze legislation of the franchise relationship. Methodology. The survey is based on a comparison of data from all EU member countries and analisis of the legal framework of each country in particular and in general EU legislation. The article is devoted to a detailed analysis of main features of the franchise business in Europe. The mechanism of implementation of franchise relations between EU member states are studied. Government regulation of franchising in the EU member states are investigated. The rate of growth of franchising in Europe are analized. Results. By comparing different state laws and regulations of franchising we have identified the most effective and productive. We divided counties into two groups due to their regulation of franchising: countries which do not have a special government regulation of franchising; the countries which have state regulation of franchising; countries which have government regulation of franchising and it is governed by EU law, countries in which regulation is carried out in accordance with EU law. Thus, results of the survey showed that government regulation of franchising, as well as its regulation at the level of EU institutions have a positive impact on the development of franchising relationships. Practical implications of the results of the paper will help to develop well known network of franchise bussiness without legislative interference. Value/originality. It is first time we have grouped countries due to the main aspects of state regulation of franchising.

Key words: franchising, european business, international economic relations, european market, state regulation.

JEL Classification: M20, F5, K29

1. Введение

Франчайзинг признан в мире, как наиболее прогрессивная форма ведения бизнеса (Yalovoy, G., 2013). Привлекательность франчайзинга определяется, прежде всего, его прозрачностью и комплексным характером. Такая стратегия ведения бизнеса предоставляет большие перспективы, поскольку позволяет привлекать иностранные инвестиции из различных стран для развития одной отрасли, а также внедрять высокие стандарты. Государственное регулирование франчайзинга в странах ЕС достаточно разнообразное и мало исследо-ванно, поэтому требует дальнейшего анализа и рассмотрения, что даст новые перспективы для его развития.

Учитывая большую популярность франчайзинга в Европе и мире, он является достаточно исследуемой темой. Среди ученых, занимавшихся анализом франчайзинга, отметим таких С. Сосна, Е. Васильева, А. Городова, Р. Гамельтон, И. Дахно, Д. Хайфилд, М. Мендельсон, Д. Стэнфорд, Б. Смит, Н. Широбо-

кова, В. Шкромада, Д. Балде, Е. Кошелев, В. Денисюк, Е. Легенда, Г. Цират, Л. Цимбал, Г. Андрощук, В. Суховатый, В. Ляшенко. Несмотря на широкие исследования франчайзинга в научных кругах, существует достаточно много нерешенных вопросов, касающихся сферы франчайзинга, в частности его регулирования на государственном уровне в странах-членах ЕС.

2. Роль франчайзинга в Европе

Высокая популярность и значительная распространенность франчайзинга определяется тем, что он предоставляет реальные возможности для развития сети сбыта товаров как на национальных рынках, так и на зарубежных, привлекая относительно небольшие средства, а главное за небольшой промежуток времени.

Роль франчайзинга в Европе растет с каждым годом, ведь на базе Единого европейского рынка страны-члены ЕС получили значительные преимущества, связанные с активизацией международного производства и стимулирования деятельности крупных и малых компаний.

Corresponding author:

1 Department of International Economic Relations, Ivan Franko National University of Lviv, Ukraine E-mail: ohinok.solomiya@gmail.com

160,00 140,00 120,00 100,00 80,00 60,00 40,00

20,00

$

Источник: Составлено автором на основе данных (The European Franchise Federation, 2015)

Рис. 1. Темпы роста франчайзинга в странах-членах ЕС

Распространению франчайзинга как инструмента увеличения количества сетей сбыта товаров способствует обретения страной членства в ЕС, ведь именно так перед национальными фирмами открываются широкие возможности вхождения на крупные и небольшие иностранные рынки.

Сегодня европейский франчайзинг развивается постепенно и непрерывно, по данным Международной Федерации Франчайзинга европейские франчайзеры занимали 31% мирового рынка в 2013 году (The European Franchise Federation, 2015).

Наиболее привлекательными для развития франчайзинга являются страны Центральной и Юго-Восточной Европы, среди них Польша, Чехия и Венгрия. Интересно, что среди стран Центральной и Восточной Европы лидером по количеству франчайзинго-вых брендов есть именно Польша. После вступления Польши в Европейский Союз ее возможности по развитию собственных предприятий с помощью франчайзинга стали значительно больше. Вместе со вступлением в ЕС перед польскими франчайзинговым сетями открылись широкие возможности выхода на зарубежные рынки и сбыта собственной продукции на территории общего рынка ("Report on franchising in Poland," 2015).

Распространению франчайзинга в Польше, Болгарии, Румынии, Венгрии и Чешской Республике способствует либерализация их экономик, в связи с вступлением в ЕС и интеграция в организованную коммерческую систему европейского рынка. Эти страны являются очень популярными для иностранных инвесторов в связи с высоко-квалифицированной рабочей силой, существенным ростом рыночного спроса и приемлемыми ценами на рекламу и недвижимость. На рынках стран Центральной и Юго-Восточной Европы существует большая конкуренция между американскими и западно-европейскими сетями, так как первые обладают широко-известными марками и хорошей репутацией, а вторые хорошо знакомы с рынком и потребительским спросом.

3. Государственное регулирование фр анчайзинга

Однако рынок франчайзинга в некоторых странах является весьма ограниченным, прежде всего это касается нехватки внутреннего капитала и отсутствия адекватной законодательной базы. Существует ряд стран, которые имеют совершенное государственное регулирование франчайзинговой деятельности, но большинство стран Европы его не имеют или оно уже долгое время находится на стадии разработки. Предлагаем рассмотреть это более подробно. Разделим страны на следующие группы:

• страны, которые не имеют отдельного государственного регулирования франчайзинга;

• страны, в которых франчайзинг регулируется на государственном уровне;

• страны, которые имеют государственное регулирование франчайзинга, а также он регулируется правом ЕС.

• страны, в которых государственное регулирование осуществляется в соответствии с правом ЕС.

К первой группе стран относятся: Португалия, Швейцария, Чехия и Греция. Однако, осуществлять франчайзинговые отношения их участники должны действовать в соответствии с нормами Гражданского кодекса, законов об интеллектуальной собственности и налогообложения.

I група стран

600 500 400 300 200 100

I Кол-во франчайзеров

Чешская Республика

I

Греция

Португалия

Швейцария

Источник-составлено автором на основе данных (Top 500 Franchises in Europe, 2015) Рис. 2. Страны, не имеющие отдельного государственного регулирования франчайзинга

Ко второй группе относятся Великобритания, Бельгия, Италия и Норвегия. В Великобритании фран-чайзинговые отношения регулируются договорным правом. В Бельгии франчайзинг регулируется в соответствии с Государственным Актом, 2005 года (the 2005 Disclosure Act). В Италии с 2004 года существует отдельный закон, которым регулируются франчайзин-говые отношения, а также указам Министерства экономического развития Италии, с 2005 года. В Норвегии регулирования франчайзинга осуществляется антимонопольной правовой базой. Однако, рассматривая государственное регулирование во второй группе стран, следует отметить, что отдельным законодательным

0

90

актом государственное регулирование франчайзинга осуществляется только в Италии, а в Бельгии и Норвегии оно осуществляется в части определенного нормативного акта или закона.

900 800 700 600 500 400 300 200 100 0 II група стран

778 778

100

Великобритания Италт Норвегия Бельгия

■ Кол-во франчайзеров 718 778 350 100

Источник-составлено автором на основе данных (Top 500 Franchises in Europe, 2015)

Рис. 3. Страны, в которых франчайзинг регулируется на государственном уровне

К третьей группе стран относятся Австрия, Франция, Германия и Италия. Государственное регулирование франчайзинга в Австрии осуществляется в части национальной антимонопольной базы, а также в соответствии с правом ЕС - Регламентом Комиссии (EC) № 2790/1999 «О применении статьи 81(3) Договора к категориям вертикальных соглашений и согласованных действий»и ЕС 330/2010 в Германии регулируется конкурентным правом и ЕС Reg. 330/2010 (Commission Regulation (EC) N 2790/1999 of 22 December 1999 on the application of Article 81(3) of the Treaty to categories of vertical agreements and concerted practices, 1999), (Burnett, 2004). Во Франции франчайзинговые отношения также регулируются ЕС Reg. 330/2010, однако на национальном уровне существует отдельный законодательный акт (Loi DOUBIN), которым государство регулирует данный вид экономической деятельности. В Швеции государственном регулировании франчай-

III група стран

Австрия Франция Гремания Швеция

■ Кол-во франчайзеров 370 1037 900 790

Источник-составлено автором на основе данных (Top 500 Franchises in Europe, 2015)

Рис. 4. Страны, имеющие государственное регулирование франчайзинга, а также он регулируется правом ЕС

зинга осуществляется на обоих уровнях, на национальном уровне с 2006 года (SFS 2006: 484) и на уровне ЕС с 2010 (EU Reg. 330/2010).

К четвертой группе стран отнесем Финляндию, Данию, Нидерланды и Польшу. Все эти четыре страны имплемен-тировали ЕС Reg. 330/2010 и осуществляют государственное регулирование франчайзинга в соответствии с нормами и положениями этого документа. На национальном уровне ни у Финляндии, ни Дании, ни Нидерландов, ни Польшы нет специального законодательного акта для урегулирования франчайзинговых отношений.

IV група стран

900 800 700 600 500 400 300 200 100 0

I К-сть франчайзера

■ ■

Фтляндт Дант Нщерланди П

177 128 453

Польща

814

Источник-составлено автором на основе данных (Top 500 Franchises in Europe, 2015)

Рис. 5. Страны, в которых государственное регулирование осуществляется в соответствии с правом ЕС

По нашему мнению, следует обратить внимание, на то, что франчайзинг является экономической деятельностью, поэтому его государственное регулирование осуществляется в соответствии с нормами, которые закреплены в таких законотворческих актах как Гражданский Кодекс, Закон о праве на интеллектуальную собственность, Налоговый Кодекс и ряд других законов, регулирующих экономическую деятельность в каждой стране.

4. Выводы

Анализируя выше приведенный материал, можем сделать вывод, что страны, которые относятся к II, III и IV группы стран имеют значительно более высокие темпы роста количества франчайзеров чем те, что относятся к первой. Итак, государственное регулирование франчайзинга, а также его регулирования на уровне институтов Европейского Союза положительно влияют на развитие франчайзинговых отношений. Также стоит обратить внимание на III группу стран, в которых есть как государственное регулирование франчайзинга и так же он регулируется правом Европейского Союза, поскольку они являются ярким примером того, что чем больше урегулирован франчайзинг как экономической деятельности, тем позитивнее это влияет на его рост и развитие.

References

Report on franchising in Poland 2015 - Thousand ideas for business in 2015. (2015). Retrieved from http://franchise.org.pl/report-on-franchising-in-poland

Yalovoy, G. (2013) Prospects for the development of commercial concession (franchise) in Ukraine - Kiev, Taras Shevchenko National University of Kyiv, 203 p.

Burnett, R. (2004) Law of International Business Transactions. 3rd ed. - Sydney, 329 p.

Commission Regulation (EC) N 2790/1999 of 22 December 1999 on the application ofArticle 81(3) of the Treaty

to categories of vertical agreements and concerted practices,1999. Vol. 42, L 336. - P. 21-25.

The European Franchise Federation. (2015). Retrieved from http://www.eff-franchise.com

Top 500 Franchises in Europe. (2015). - Retrieved from http://www.franchisedirect.co.uk/top500/

Соломия ОГИНОК

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В СТРАНАХ ЕС

Аннотация. В несмотря на обширные исследования франчайзинга в научном сообществе, есть много нерешенных вопросов, касающихся франчайзинга, в частности, его регулирование на национальном уровне и на уровне Европейского Союза, поэтому целью данной работы является обобщение и представление разницы между государственным регулированием франчайзинга в странах-членах ЕС и исследование основных принципов государственного регулирования франчайзинга в ЕС также анализ законодательства фран-чайзингових отношений. Статья посвящена детальному анализу основных особенностей франчайзинга в Европе. Методика. Исследование основано на сравнении данных из всех стран-членов ЕС и анализ правовой системы каждой страны в частности и в целом законодательства ЕС. Изучен механизм реализации франчай-зинговых отношений между государствами-членами ЕС, так же исследовано государственное регулирование франчайзинга в странах-членах ЕС. Проанализированы темпы роста франчайзинга в Европе. Сравнивая различные государственные законы и правила франчайзинга мы определили наиболее эффективные и продуктивные. Результаты. Мы разделили страны ЕС на группы в согласно регулирования франчайзинга: страны, которые не имеют специального государственного регулирования франчайзинга; страны, которые имеют государственное регулирование франчайзинга; страны, которые имеют государственное регулирование франчайзинга и он регулируется законом ЕС, страны, в которых регулирование осуществляется в соответствии с законодательством ЕС. Таким образом, результаты исследования показали, что государственное регулирование франчайзинга, а также его регулирование на уровне институтов ЕС оказывает положительное влияние на развитие отношений франчайзинга. Практические последствия результатов работы поможет развить хорошо известную сеть франчайзинга без законодательных препятствий. Значение/оригинальность. Впервые мы сгруппировали страны в соответствие с основными аспектами государственного регулирования франчайзинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.