Научная статья на тему 'Статальная интерпретация мира и знаний о мире в языке: методологическое обоснование'

Статальная интерпретация мира и знаний о мире в языке: методологическое обоснование Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
231
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ / КОНЦЕПТ / КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / КАТЕГОРИЯ / КАТЕГОРИЗАЦИЯ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / СТАТАЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЗНАНИЙ О МИРЕ / ИНТЕРПРЕТИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ЯЗЫКА / STATE / CONCEPT / CONCEPTUALIZATION / CATEGORY / CATEGORIZATION / INTERPRETATION / STATIVE INTERPRETATION OF WORLD / STATIVE INTERPRETATION OF KNOWLEDGE ABOUT THE WORLD / INTERPRETATIVE FUNCTION OF LANGUAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Павлова Анна Владимировна

Термин «интерпретация» в широком смысле понимается как универсальная способность человека, которая, с одной стороны, выделяет его из всех живых существ, а с другой определяет развитие когнитивного и языкового сознания. В рамках когнитивного подхода к исследованию языка, опираясь на теорию интерпретации, предложенную Н.Н. Болдыревым, интерпретация определяется как языковая познавательная активность. Ее результаты приводят как к формированию индивидуальной концептуальной системы (первичная интерпретация мира), так и к конструированию действительности человеком относительно системы своего собственного понимания мира и индивидуальных предпочтений (вторичная интерпретация знаний о мире). С этой точки зрения, первичная интерпретация мира в качестве состояний определяется как статальная интерпретация мира, она приводит к формированию различных статальных концептов. Таким образом, в статье понятие «статальная интерпретация» получает методологическое обоснование, раскрывается его научная значимость и описывается необходимость его выделения в отдельный объект исследования как одного из видов интерпретации. Когнитивная матрица состояния, лежащая в основе статальной интерпретации мира, выступает в качестве когнитивной схемы для вторичной интерпретации знаний о мире с целью формирования статальных смыслов. Когнитивную схему статальной интерпретации формируют «субъект нереферентной активности» и «статичность» (неизменяемость в течение некоторого промежутка времени). Когнитивная схема статальной интерпретации на языковом уровне представлена глагольными экзистенциальными и посессивными корреляциями, структурирующими статальную функцию языкового сознания. Объектом вторичной интерпретации знаний о мире в качестве состояний, т. е. статальной интерпретации знаний о мире, выступают уже вербализованные данные об объектах и явлениях действительности, зафиксированные в коллективном языковом сознании. Результатом статальной интерпретации знаний о мире становятся новые, индивидуально воспринятые, субъективно вербализованные, часто оценочные данные о состояниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATIVE INTERPRETATION OF THE WORLD AND KNOWLEDGE ABOUT THE WORLD: METHODOLOGICAL BASIS

Generally the term «interpretation» is understood as a universal human ability, which, on the one hand, distinguishes a man from natural world, and, on the other hand, influences the development of cognition and its linguistic part mostly. Under the Cognitive Linguistics framework our definition of interpretation is based on the Theory of interpretation worked out by N.N. Boldyrev and consisted in understanding interpretation as linguistic cognitive activity. Its results lead both to forming individual conceptual system (primary interpretation of the world) and construing the reality according to the system of man’s understanding the world and his individual preferences (secondary interpretation of knowledge about the world). From this point of view, primary interpretation of the world in a form of a state is defined as stative interpretation of the world, it leads to forming different stative concepts. Thus, the term «stative interpretation» is methodologically proved, its scientific value is revealed, the necessity of presenting it as a separate object of research as a type of interpretation is demonstrated. State cognitive matrix, which lies in the basis of stative interpretation of the world, stands for a cognitive schema of linguistic interpretation of knowledge about the world in the form of a state. State cognitive schema is formed by «the subject of nonreferential activity» and «stability» (unchangeability during some period of time). State cognitive schema on the linguistic level is represented by verbal existential and possessive correlations, which structure stative interpretative function of linguistic cognition. The object of secondary interpretation of knowledge about the world, i.e. stative interpretation of knowledge about the world, is already verbalized data about the objects and entities of reality, which are fixed in collective linguistic cognition. The result of stative interpretation of knowledge about the world is new, individually perceived, subjectively verbalized states of the world, often of evaluative character.

Текст научной работы на тему «Статальная интерпретация мира и знаний о мире в языке: методологическое обоснование»

УДК 81.37+81.36]

Павлова А.В.

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г Тамбов, Россия

E-mail: pavlova_a@bk.ru

СТАТАЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МИРА И ЗНАНИЙ О МИРЕ В ЯЗЫКЕ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Термин «интерпретация» в широком смысле понимается как универсальная способность человека, которая, с одной стороны, выделяет его из всех живых существ, а с другой - определяет развитие когнитивного и языкового сознания. В рамках когнитивного подхода к исследованию языка, опираясь на теорию интерпретации, предложенную Н.Н. Болдыревым, интерпретация определяется как языковая познавательная активность. Ее результаты приводят как к формированию индивидуальной концептуальной системы (первичная интерпретация мира), так и к конструированию действительности человеком относительно системы своего собственного понимания мира и индивидуальных предпочтений (вторичная интерпретация знаний о мире). С этой точки зрения, первичная интерпретация мира в качестве состояний определяется как статальная интерпретация мира, она приводит к формированию различных статальных концептов. Таким образом, в статье понятие «статальная интерпретация» получает методологическое обоснование, раскрывается его научная значимость и описывается необходимость его выделения в отдельный объект исследования как одного из видов интерпретации.

Когнитивная матрица состояния, лежащая в основе статальной интерпретации мира, выступает в качестве когнитивной схемы для вторичной интерпретации знаний о мире с целью формирования статальных смыслов. Когнитивную схему статальной интерпретации формируют «субъект нереферентной активности» и «статичность» (неизменяемость в течение некоторого промежутка времени). Когнитивная схема статальной интерпретации на языковом уровне представлена глагольными экзистенциальными и посессивными корреляциями, структурирующими статальную функцию языкового сознания.

Объектом вторичной интерпретации знаний о мире в качестве состояний, т. е. статальной интерпретации знаний о мире, выступают уже вербализованные данные об объектах и явлениях действительности, зафиксированные в коллективном языковом сознании. Результатом статаль-ной интерпретации знаний о мире становятся новые, индивидуально воспринятые, субъективно вербализованные, часто оценочные данные о состояниях.

Ключевые слова: состояние, концепт, концептуализация, категория, категоризация, интерпретация, статальная интерпретация знаний о мире, интерпретирующая функция языка.

Пресловутые «Монбланы фактов» все еще разделены в когнитивной науке широкими равнинами terra incognita

Б.М. ВЕЛИЧКОВСКИЙ

Осознание того, что человек - не случайный предмет в разобщенном мире, а «в силу качества и биологических свойств мысли центр конструирования универсума» способствовало установлению антропоцентризма как ведущего методологического принципа исследований в разных областях гуманитарного знания [14, с. 140].

Попытки раскрыть антропоцентрическую сущность языка предпринимались на протяжении всей истории развития лингвистической мысли. Однако в силу фундаментальности и многогранности проблема языкового антропоцентризма и сегодня не теряет своей актуальности. Более того, интерес к ней неумолимо растет в связи с появлением новых и уточнением имевшихся данных о человеке как субъекте

познания в рамках таких наук, как биология, психология, антропология, нейронауки. В частности, И.П. Меркулов подчеркивает, что на данный момент «в распоряжении исследователей оказался огромный массив информации о функционировании когнитивной системы человека, несопоставимый по своему объему и достоверности с теми знаниями, которые были накоплены человечеством в течение предшествующих тысячелетий» [9, с. 36].

Учет и анализ этих сведений важен для когнитивных исследований языка, так как при таком подходе язык рассматривается как одна из когнитивных способностей человека, а изучение «способов восприятия мира человеком, представленных в языковой семантике» происходит через призму основных познавательных процессов - концептуализации и категоризации [4, с. 10].

По мнению Н.Н. Болдырева, именно современный когнитивный подход, нацеленный на «выявление соотношения и взаимосвязи мен-

тальных и языковых структур», обеспечивает возможность разработки антропоцентрической теории языка, «поскольку именно в этих взаимосвязях и в этом соотношении и проявляется его антропоцентрическая природа» [7, с. 21].

Опираясь на положение о том, что «человек не отражает мир в языке, а конструирует его с помощью языка в своем сознании», эта теория требует «не только применения нового понятийно-терминологического аппарата, но и коренное изменение взглядов на природу языка, его структуру, функции, семантику его единиц и категорий» [4, с. 10].

С этой точки зрения, исследование состояния в рамках антропоцентрического подхода со всей неизбежностью указывает на необходимость выявления и описания природы статаль-ного концепта, его структурно-содержательных особенностей, когнитивных и языковых механизмов формирования статальных смыслов (см. подробнее [11], [12]).

Принципиальную важность в достижении этой цели приобретает рассмотрение понятия интерпретация, так как эта универсальная когнитивная способность человека лежит в основе конструирования мира в языке. Детерминируемая психофизиологической уникальностью человека и личностным опытом, в том числе языковым, интерпретация предполагает избирательность человека в процессе познания. Выбор различных объектов и характеристик мира и отнесение их к соответствующим когнитивным областям - проявление интерпретирующей функции человеческого сознания. На уровне языка интерпретирующий характер конструирования мира проявляется в выборе различных языковых средств репрезентации объектов и характеристик действительности. Основные выводы изучения специфики интерпретирующей функции человеческого сознания заключаются в том, что «интерпретация как когнитивная активность: 1) структурирована, 2) опирается на существующие коллективные схемы знаний и 3) ориентирована на концептуальную систему индивида, т. е. индивидуальна, субъективна» [1], [2, с. 12].

Согласно теории интерпретации, предложенной Н.Н. Болдыревым, различается первичная интерпретация мира и вторичная интерпретация знаний о мире. Учитывая тот факт, что

«первичная интерпретация означает активное, целенаправленное участие человека в структурировании мира, схематизации опыта взаимодействия с ним», «предполагает выделение единиц знания (концептов) с помощью языка и их объединение в категории с общим языковым обозначением» [3, с. 8], можно говорить о первичной интерпретации мира в качестве состояний, как о статальной интерпретации мира.

Иными словами, языковая интерпретация статичных характеристик объектов и событий действительности, как представляется, суть статальной интерпретации мира. Ее результатом выступает система коллективных знаний о состояниях мира, которые фиксируются такими статальными концептами, как СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА, ПРИРОДЫ, СИСТЕМ. Эти тематические статальные концепты заключают в себе все знания о состояниях мира. Они организуются в концептуально-тематические области и выполняют функцию коллективных когнитивных схем восприятия мира в статике, выступая основанием дальнейшей интерпретации знаний о мире.

Концептуально-тематические области знаний о состояниях выполняют определенную интерпретирующую функцию в процессах формирования конкретных статальных смыслов. Их интерпретирующая функция реализуется в нескольких аспектах: 1) в интерпретации самих состояний, 2) в интерпретации состояний за счет установления межконцептуальных связей и 3) в различных способах структурирования самого статального концепта.

В первом случае коллективные знания о состояниях в рамках определенного статального концепта выступают необходимым контекстом осмысления того или иного статального смысла. Например: холодный душ («температурное состояние воды») - холодный ветер («температурное состояние потока воздуха»); сырое помещение («гигроскопическое состояние ограниченного пространства») - сырое мясо («не доведенное до состояния, при котором его можно употреблять в пищу»); красный помидор («спелый») - красный рак («вареный»).

Во втором случае интерпретация событий мира в качестве состояний осуществляется на основе конструирования логических или метафорических связей между разными

концептуально-тематическими областями и их элементами. Логические связи, как представляется, отражают состояние как побуждение к действию (причинные); состояние как результат действия или бездействия (причинно-следственные); нахождение в нескольких состояниях одновременно (параллельные); одно состояние как следствие другого (следственные); включенность одного состояния в другое (иерархические) и т. д. Интерпретирующая роль человека в конструировании этих связей заключается в выделении и акцентировании определенных статичных характеристик: В комнате бардак, давай сделаем уборку; Не пей холодное -будет горло болеть; Будучи студентом, он еле-еле сводил концы с концами; Быть здоровым и богатым лучше, чем больным и бедным; Ощущение безнадежности лишало его физических сил продолжать борьбу.

Как известно, метафорические межконцептуальные связи по определению субъективны: Терпение - это искусство надеяться (Вове-нарг), Образование - лицо разума (Кей Кавус), Леность - мать всех пороков (Владимир Мономах), Физические недуги - это тот налог, который берет с нас наша окаянная жизнь; одни облагаются более высоким налогом, другие -более низким, но платят все (Честерфилд) [14, с. 259, 109, 110, 233].

Третий аспект интерпретирующей функции статальных концептов проявляется в различных способах их структурирования и конструирования множества межконцептуальных связей внутри них: синонимических (болезнь - заболевание, недуг, хворь, недомогание), антонимических (умный - глупый, больной - здоровый, бедный - богатый, счастливый - несчастный), гиперо-гипонимических (психологическое состояние человека - радость, гнев, страх, уныние, злость, беспокойство, вдохновение, грусть, ненависть, огорчение, неприязнь и т. д.)

Отдельного рассмотрения требует статаль-ная интерпретация объектов и событий за счет их метонимической характеристики, так как специфика концептуализации состояний как преимущественно внутренних характеристик одушевленных и неодушевленных объектов мира проявляется в экспликации части (признака состояния) от целого ( состояния). Например, контекст коллективных знаний о болезненных

состояниях человека формируется такими признаками, как нездоровый цвет лица (бледность или, напротив, покраснение), высыпания на коже, чихание, кашель, насморк, повышенная или пониженная температура тела и т. д. Метонимическая статальная интерпретация мира может быть представлена следующими моделями: состояние субъекта - состояние его части тела или органа (печальные глаза, легкий румянец, красный нос, синие губы), состояние субъекта - действие, в том числе речевое (плач, улыбка, сбивчивая речь, крик, нервная походка, дрожь), состояние - время (в отпуске, на каникулах), состояние - место (на работе, в больнице, в тюрьме, в школе).

Когнитивная матрица состояния (см. подробнее [13]), лежащая в основе первичной статальной интерпретации мира, выступает в качестве когнитивной схемы для вторичной интерпретации знаний о мире. Разделяя мнение Э. Фромма о том, что «наш язык не обеспечивает нас словами, необходимыми для описания многих внутренних переживаний, не соответствующих схеме наших мыслей» [15, с. 346], можно заключить, что когнитивная схема ста-тальной интерпретации мира представляет собой такую схему наших мыслей. На ее основе происходит переосмысление функции языковых единиц, репрезентирующих различные характеристики мира - пространственные, временные, цветовые, звуковые и т. д. с целью формирования статального смысла.

Когнитивную схему статальной интерпретации формируют «субъект нереферентной активности» и «статичность» (неизменяемость в течение некоторого промежутка времени). Концептуальная характеристика «субъект нереферентной активности» в языке может быть представлена наименованием объекта одной из концептуально-тематических областей - ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО, СИСТЕМА. Концептуальная характеристика «статичность» профилирует «способ нахождения в пространстве», «общественную формацию», «временную соотнесенность», «локализован-ность в пространстве», «генерализованную активность» и репрезентируется различными языковыми единицами, объединяемыми в языковую категорию статальности. Прототипиче-ский принцип формирования этой категории

определяет ее структуру. Образующие ядро ста-тальные глаголы и так называемые слова категории состояния отвечают основным критериям определения центральности - периферийно-сти языковых единиц категории статальности: 1) первичность реализации статальной функции; 2) предикативность; 3) содержательная соотнесенность с областью определения. Прототипами этих ядерных единиц, как показывают существующие исследования в этой области [18, с. 361-362], [6, с. 59], [19], [17] и собственный концептуальный анализ, выступает корреляция с глагольными сочетаниями экзистенциального (быть в определенном состоянии / настроении / должности) и поссессивного (иметь чувство / мысль / желание / отношение) характера. Соответственно на основе этих корреляций, представляющих структуру статальной функции, происходит вторичная статальная интерпретация, т.е. статальная интерпретация знаний о мире в языке.

Этот тип интерпретации в высшей степени субъективен, так как основан на способности индивидуальной конфигурации знаний и осуществляется в рамках индивидуальной концептуальной системы. Выбранное в качестве эпиграфа к статье высказывание Б.М. Велич-ковского - «Пресловутые «Монбланы фактов» все еще разделены в когнитивной науке широкими равнинами terra incognita» [8, с. 11] - может послужить хорошим примером результата статальной интерпретации знаний о мире. Оно наглядно иллюстрирует интерпретацию не только как фундаментальную и универсальную когнитивную способность человека, но и как языковое творчество ученого, раскрывающее его субъективное понимание современного состояния развития когнитивной науки.

Исключительную важность при изучении статальной интерпретации знаний о мире получает установление концептуально-тематических областей - источников этого вида интерпретации, определение тех концептуальных характеристик, на основе которых возможна вторичная

концептуализация как особо значимый познавательный процесс, в результате которого конструируется тот или иной статальный смысл.

Результаты проведенного исследования вторичных языковых единиц с семантикой состояния свидетельствуют о высоком интерпретирующем потенциале глаголов нахождения в пространстве, колоронимов, пространственной и временной лексики с точки зрения формирования статальных смыслов. Например: батарея телефона села («разрядилась»), платье село после стирки («стало узко»), голос сел («воспалились голосовые связки»), уголовник сел в тюрьму («отбывает наказание»); человека из деревни можно вывезти, а деревню из человека нет; молодость - это состояние души; голубая кровь, зеленым быть легко и т. д.

Подводя итог всему сказанному, подчеркнем, что статальная интерпретация мира определяется как когнитивная способность человека представлять события мира в качестве состояний. Состояние как форма интерпретации мира в языке существует исключительно в индивидуальной концептуальной системе субъекта познания и определяется как статичная характеристика объекта интерпретации. Результат статальной интерпретации мира -количество, объем и конфигурация статальных концептов - зависят от психофизиологической уникальности индивида и его личностного опыта, в большей степени языкового. Когнитивная матрица состояния представляет собой систему взаимосвязанных когнитивных контекстов, репрезентирующих знания о состояниях мира и его объектов. Когнитивная схема статальной интерпретации на языковом уровне представлена глагольными экзистенциальными и посессивными корреляциями, структурирующими статальную функцию языкового сознания. Языковая категория статальности, формируемая на основе статального концепта-функции, обнаруживает прототипический принцип своей организации, объединяя и структурируя все языковые средства выражения состояния.

13.05.2017

Публикация выполнена при поддержке Российского научного фонда (проект № 15-18-10006 «Исследование антропоцентрической природы языка в когнитивном контексте») в Тамбовском государственном университете

имени Г.Р. Державина.

Список литературы:

1. Болдырев, Н.Н. Интерпретирующая функция языка / Н.Н. Болдырев // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - №31. - Серия: Филология. Искусствоведение. - Вып. 60. - С. 11-16.

2. Болдырев, Н.Н. Роль интерпретирующей функции в формировании языковых категорий / Н.Н. Болдырев // Вестник ТГУ. -2011. - Вып. 1(93). - С. 9-16.

3. Болдырев, Н.Н. Антропоцентрическая сущность языка в его функциях, единицах и категориях / Н.Н. Болдырев // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2015. - №1. - С. 5-12.

4. Болдырев, Н.Н. Когнитивные схемы языковой интерпретации / Н.Н. Болдырев // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2016. -№4. - С. 10-20.

5. Болдырев, Н.Н. Когнитивная семантика глагола: сборник статей / Н.Н. Болдырев. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016. -224 с.

6. Болдырев, Н.Н. Функциональная категоризация английского глагола : монография - 3-е изд. / Н.Н. Болдырев. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 212 с.

7. Болдырев, Н.Н. Антропоцентрическая теория языка. Теоретико-методологические основы / Н.Н. Болдырев // Когнитивные исследования языка. Вып. XXVIII : Антропоцентрический характер языка : коллективная монография / Отв. ред. вып. С.Г. Виноградова. - М.-Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина. - 2017. - С. 20-81.

8. Величковский, Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. / Б.М. Величковский. - Т. 1. - М.: Смысл : Издательский центр «Академия». - 2006. - 448 с.

9. Меркулов, И.П. Когнитивная модель сознания / И.П. Меркулов // Эволюция. Мышление. Сознание. - М.: Канон+, 2004. -352 с.

10. Меркулов, И.П. Эволюционирует ли человеческое сознание? / И.П. Меркулов // Философия науки. - Вып. 12: Феномен сознания. - М.: ЦОП Института философии РАН. - 2006. - С.45-70.

11. Павлова, А.В. Состояние как формат языкового знания (на материале современного английского языка) / А.В. Павлова // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2016. - №3. - С. 96-102.

12. Павлова, А.В. Статальное форматирование знаний о мире как проявление антропоцентризма в языке / А.В. Павлова // Когнитивные исследования языка. Вып. XXVIII : Антропоцентрический характер языка : коллективная монография / Отв. ред. вып. С.Г. Виноградова. - М.-Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина. - 2017. - С. 237-262.

13. Павлова, А.В. Состояние в концептуальном пространстве современного английского языка / А.В. Павлова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2017. - №1. - С. 81-84.

14. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека: сб. очерков и эссе / П. Тейяр де Шарден; пер. с фр. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 553 с.

15. Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. - М.: Республика, 1992. - 430 с.

16. Энциклопедия ума / Автор-сост. С. Дмитренко. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. - 606 с.

17. Herslund, M. Introduction: Dimensions of possession / M. Herslund, I. Baron and F. Sorensen (eds.) // Dimensions of possession. Typological studies in language. - 47. - Copenhagen: Copenhagen Business school. - 2001. - P. 1-26.

18. Jackendoff, R. Foundations of language: Brain, Meaning, Grammar, Evolution / R. Jackendoff. - New York: Oxford University Press Inc., 2002. - 477 p.

19. Michaelis, L. A. Stative by construction / L. Michaelis // Linguistics. - 49-6. - 2011. - Р. 1359-1399.

Сведения об авторе:

Павлова Анна Владимировна, ведущий научный сотрудник сетевого научно-образовательного центра когнитивных исследований, кандидат филологических наук, доцент 392000, г. Тамбов, ул. Советская, 181и, корпус №5, каб. 408, тел. (4752) 723434, доб. 8605,

е-шаП: pavlova_a@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.