Научная статья на тему 'Старый гностицизм на новый лад: лики модернизации мизантропических учений древности'

Старый гностицизм на новый лад: лики модернизации мизантропических учений древности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
401
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГНОСТИЦИЗМ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРОГРЕСС / ЭВОЛЮЦИОНИЗМ / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ / КОНЕЦ ИСТОРИИ / ЭЛИТАРИЗМ / МЕДИА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цуканов Е.А.

Татья посвящена проблеме возрождения жизнеотрицающей идеологии гностицизма в условиях современного кризиса культуры. Автор полагает, что модернизированное гностическое учение проникло во все сферы жизни общества политику, экономику, искусство, науку, образование, масс-медиа благодаря изящной маскировке под прогресс на волне увлечения передовыми технологиями и элементарной безграмотности масс. Главная мысль статьи заключается в том, что даже переформатированный на новый лад гностицизм продолжает оставаться весьма опасным антисоциальным явлением в связи с особой деструктивной настроенностью в отношении мира, человека, истории. Своевременное выявление гностических тенденций в культуре должно стать серьезным противоядием против нигилизации бытия и философской мизанртопии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OLD GNOSTICISM IN A NEW WAY: THE FACES OF MODERNIZATION OF MISANTHROPIC EXERCISES OF ANTIQUITY

The article is deals with a problem of revival of lifedenial ideology of gnosticism in the conditions of modern crisis of culture. The author believes that the upgraded gnostic doctrine got into all spheres of life of society politics, economy, art, science, education, mass media thanks to graceful masking under progress on a wave of hobby for advanced technologies and elementary incompetence of masses. The main thought of the article is that even the gnosticism reformatted in a new way continues to remain very dangerous antisocial phenomenon in connection with special destructive aim concerning the world, the person, history. Timely identification of gnostic trends in culture has to become a serious antidote against a nigilization of life and a philosophical misanthropy.

Текст научной работы на тему «Старый гностицизм на новый лад: лики модернизации мизантропических учений древности»

УДК 130.2

СТАРЫЙ ГНОСТИЦИЗМ НА НОВЫЙ ЛАД: ЛИКИ МОДЕРНИЗАЦИИ МИЗАНТРОПИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ ДРЕВНОСТИ

Е.А. Цуканов

Высшая школа печати и медиатехнологий Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, г. Санкт-Петербург e-mail: tsukanov_1975@inbox.ru

Статья посвящена проблеме возрождения жизнеотрицающей идеологии гностицизма в условиях современного кризиса культуры. Автор полагает, что модернизированное гностическое учение проникло во все сферы жизни общества - политику, экономику, искусство, науку, образование, масс-медиа - благодаря изящной маскировке под прогресс на волне увлечения передовыми технологиями и элементарной безграмотности масс. Главная мысль статьи заключается в том, что даже переформатированный на новый лад гностицизм продолжает оставаться весьма опасным антисоциальным явлением в связи с особой деструктивной настроенностью в отношении мира, человека, истории. Своевременное выявление гностических тенденций в культуре должно стать серьезным противоядием против нигилизации бытия и философской мизанртопии.

Ключевые слова: гностицизм, модернизация, прогресс, эволюционизм, общество знаний, конец истории, элитаризм, медиа.

Некоторым идеологическим учениям в истории человечества было суждено ради выживания неоднократно трансформироваться до неузнаваемости. Иногда казалось, что время таких учений безвозвратно ушло в прошлое, и память о них навсегда исчезла из общественного сознания. Однако каким-то непостижимым образом им удавалось реанимироваться и даже овладевать массами, обычно на стыке эпох, завоевывая исключительную популярность. Одним из таких учений был гностицизм.

Как философско-богословская доктрина гностицизм оформился на рубеже II-III вв. на Ближнем Востоке1. Имея синкретическую, оккультно-эзотерическую природу, данная доктрина противостояла радикально-монотеистическому христианству с его сотериологическим агапизмом, ностальгируя по уходящему язычеству, одновременно замешанному как на холодной и трезвой рассудочности, так и на магической экстатичности. Гностицизм, имевший десятки номинаций, стал категорично отрицательным ответом на упования первых христиан в отношении милующего и сострадательного божества, пришедшего в мир спасти всех, кто уверовал в него как в альфу и омегу мироздания. Гностики обстоятельно доказывали несколько негативистских максим: во-первых, мир, в котором мы живем, плох, поскольку в нем есть, болезни, смерть, несправедливость; во-вторых, бог (они его называли демиургом), который сотворил столь несовершенный мир, как минимум, подозрителен; в-третьих, взгляд на человека должен быть радикально релятивизирован, т.к. в мире среди людей наблюдается конфликт диаметрально

1 См.: Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979.

противоположных императивов поведения, в связи с чем, констатировали гностики, следует выделить несколько человеческих пород - низшие, гилики (телесные), промежуточное звено, психики (душевные) и высшие, пневматики (духовные). Последние - род, ищущий истинных знаний, гнозиса, идущего якобы от настоящего бога. Гнозис позволит обрести бессмертие избранным. Неизбранные же обречены погибнуть как творение самозваного демиурга, узурпировавшего в нашем мире божественные функции. Кстати, его монументальное изображение нанесено на фасад здания Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке. Картина, обрисованная здесь, прямо скажем, нерадостная для большинства населения планеты, поскольку в данной извращенной системе координат выживает лишь горстка пневматиков, а вся действительность идет на слом. Причем, пневматики активно участвуют в этом сломе.

Если внимательно присмотреться к данной катастрофичной интерпретации бытия у гностиков, то можно разглядеть чудовищное сходство ее с ультраправыми политическими доктринами, вызвавшими пожар Второй мировой войны, которые реализовывали коллизию противостояния людей разного сорта в условиях ХХ века. К счастью, эксперимент по принудительной сепарации людей и свертыванию бытия тогда не удался, но на современном этапе ростки деструктивно-гностической идеологии снова пробивают себе дорогу в море смыслов, кочующих в глобальном информационном поле. Данная статья направлена на то, чтобы выявить и описать некоторые неогностические тенденции в современном мире, уделяя повышенное внимание тем культурным феноменам, которые эксплицитно или имплицитно выражают старый гностицизм на новый лад.

В Новое и Новейшее время гностицизму пришлось научиться изящно маскироваться под передовые тенденции, вследствие чего неискушенному глазу бывает непросто идентифицировать его как деструктивное зло с оттенками мизантропии. На современном этапе этих оттенков становится все больше, отчего исследователь получает моральное право свидетельствовать о наличии множества модернизированных ликов данного опасного явления.

Можно, наверное, констатировать, что одним из первых «благородных» ликов гностицизма в эпоху прогресса стала эволюционная теория Ч. Дарвина, в которой более совершенные виды живых существ «естественным путем» вытесняют в небытие менее совершенных. Дарвинизм, охвативший в XIX - начале ХХ вв. многие сферы, включая науку, культуру, философию, политику, экономику, социальные отношения, как нам кажется, стал самым сильным импульсом к возрождению и модернизации забытого гностического мировоззрения. Интересно, что в научной среде дарвинизм часто квалифицируется в качестве квазирелигиозного эпифеномена, сконструированного в конъюнктурных целях недобросовестными шарлатанами2, а не примера достоверного знания.

Впрочем, видимо, именно эволюционизм позволил Д.И. Менделееву совершить грандиозный прорыв в области химии, когда он выстроил в периодической последовательности десятки элементов в зависимости от их атомного веса. Менделеев и Дарвин фактически были современниками, поэтому можно предположить, что взаимный обмен в сущности гностическими идеями повлиял на совершенные ими открытия. Менделеевская таблица отдаленно напоминает

2 См.: Ахиллесовы пяты эволюции. 9 докторов философии рассматривают фатальные проблемы теории эволюции. Киев, 2017.

фиксацию космогонического мифа, сочиненного во II веке гностиком Валентином об эонической структуре Вселенной, о чем более подробно мы писали в другом месте .

Ставшая ненадолго модным трендом в начале ХХ столетия сомнительная наука евгеника о принципах улучшения человеческой природы за счет искусственной селекции людей, очевидно, впитала в себя черты дарвиновского эволюционизма, и также, на наш взгляд, была фундирована гностическим мироощущением, которому свойственно высокомерно гнушаться отдельными слабостями вида homo sapiens, а также стремление к его искусственной коррекции.

Отголоском гностицизма стало завоевавшее заслуженный авторитет учение В.И. Вернадского о ноосфере5 как эксклюзивной сфере разума, выстроенной человеком в порыве борьбы против стихийных природных процессов. Ноосфера включает в себя весь объем интеллектуальных достижений и изобретений, технических средств, накопленный нами в процессе исторического развития, который возвышает нас над миром и делает, по сути, той демиургической совокупной личностью, о которой рассуждали ранние гностики.

Известные своей отчаянной и неприкрытой мизантропией сюрреализм, как декадентское направление в живописи, и экзистенциализм - в философии, также необходимо причислить к феноменам, имеющим генетическую связь с канувшим на долгое время в лету и «чудесно» воскресшим сегодня гностицизмом. Не имеет смысла доказывать тезис о том, что Сальвадор Дали или, скажем, Альбер Камю (на правах, вероятно, неопневматиков) с упоением сбивали царственную корону с головы человека, как венца природы, методично дискредитируя его образ и опорочивая саму сущность. Чего стоит одна лишь картина «Предчувствие гражданской войны» как яркая демонстрация болезни духа Дали, вынесенная на обложку книги Э. Фромма с говорящим названием «Анатомия человеческой деструктивности»? Или небрежно брошенная фраза А. Камю6, что, дескать, есть лишь один серьезный философский вопрос - вопрос о самоубийстве? Думается, что подобного рода мрачные месседжи недопустимы даже с учетом того факта, что творчество обоих было следствием боли, испытанной цивилизацией от пожара двух мировых конфликтов. Выдающиеся творцы обязаны, как кажется, уметь сублимировать собственную горечь и разочарование в онтологическую надежду для падшего человечества, а не мизантропировать дискурс о нём.

С нашей точки зрения, своего рода неогностическим синтезом стала также и внешне чрезвычайно респектабельная концепция информационного общества в различных ее версиях - К. Шеннона, Н. Винера, Э. Тоффлера, М. Кастельса и др. Футурологические доктрины, основанные на кибернетическом факторе, увязывающие прогресс с повсеместной компьютеризацией, развитием спутниковых, цифровых и пр. технологий, выводят нас на окологностический концепт «knowledge society», в котором сосредоточена энергия дискриминации целых регионов планеты, где развитие в силу определенных обстоятельств не могло идти такими же бурными темпами, как в США или Западной Европе. Кстати, обстоятельства эти, как правило, имели позорный колониально-эксплуататорский характер. В общем, все многообразие вариаций на тему информационного общества, думается, призвано служить в

3 См.: Цуканов Е.А. Эоническая структура медиа как влияние гностицизма // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке, 2018. Том 7. №2А. С. 85-89.

4 См.: Русская евгеника. Сборник оригинальных работ русских ученых (хрестоматия) под общей ред. В.Б. Авдеева. М., 2012.

5 См.: Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991.

6 Камю А. Изнанка и лицо: Сочинения. М., 1998. С. 109.

качестве эффективного идеологического оружия подавления отсталых регионов земного шара, населенных преимущественно «примитивными» гиликами и психиками со стороны «просвещенных» американцев и европейцев.

Особняком в этом ряду ученых рефлексий о будущем стоит обладающая налетом эсхатологизма доктрина «конца истории» Фрэнсиса Фукуямы7. Если не брать в расчет изрядную примесь гностицизма, то кажется, по меньшей мере, странным подобного рода кликушество по поводу финализации исторического процесса в духе либерального предпринимательства с заменой любых альтернативных событий банальным торговым обменом в вечном унылом настоящем человечества, акцентированного исключительно на коммерческой прибыли. История еще длится, а ее уже принудительно останавливают теоретики, зачем-то детализируя на бумаге гностические проекты первых веков, нацеленные на демонтаж «неправильного» мира. Кто-то ведь должен затем и воплотить эти замыслы в реальности?

К псевдо-аристократической концепции информационного общества логически примыкает концепция «новых медиа», в которой, как нам представляется, также зашифрован сценарий как бы пневматизации некоей части бытия для избранных, чей IQ несколько выше среднего в человеческом окружении. Чтобы ориентироваться в новом «софте» и новом «харде» современных медиа требуются особые знания и навыки, которые выделяют неогностиков на фоне огромной обывательской массы. Постепенно эти знания конвертируются в административно-властный капитал, дающий возможность манипулировать непросвещенной аудиторией медиа, выстраивая в каком-то смысле параллельный мир со своими непонятными полуорденскими законами.

Лжеименным гнозисом отдают и такие темы, как: нейролингвистическое

8 и

программирование (NLP) , альтшуллеровский метод решения исследовательских задач (ТРИЗ)9, объективизм в стиле Айн Рэнд10, оккультная герменевтика «тольтеков» К. Кастанеды11, или, к примеру, сайентологическая дианетика12 в силу претензий на интеллектуально-эвристический элитаризм, клубную специфичность и закрытость. Подобный гностико-ориентированный подход сегодня широко распространен в странах-гегемонах в плане организации сообществ хранителей фундаментальных знаний, находящихся зачастую на балансе у сильного государства или какой-то мега-корпорации. В качестве примера приведем такие секретные интеллектуальные

• 13

структуры, как «RAND corporation»13, или стратегический исследовательский центр Santa Fe14, или Тавистокский институт15, десятилетиями занимающиеся продвижением влияния определенных идеологических трендов, а иногда и целых парадигм, наподобие нью-эйдж, демократии шума или трансгуманизма.

В заключении следует признаться, что однозначно сложно сказать, - является ли современный неогностицизм неким единым и монолитным конструктом, подпитывающимся из одного искусственного источника, или же он просто

7 См.: Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М., 2015.

8 См.: Кочарян Г.С. Терапевтические техники нейролингвистического программирования. К., 2002.

9 См.: Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М., 1973.

10 См.: Рэнд Айн. Апология капитализма. М., 2003.

11 См.: Егазаров А. Между ужасом и восхищением // Кастанеда К. Учение Дона Хуана. Отдельная реальность. Путешествие в Икстлан. М., 1999. С. 5-10.

12 См.: Хаббард Р. Дианетика. Современная наука о разуме. М., 2001.

13 Гаврилова Н.В. Корпорация «Рэнд» на службе милитаризма США // Правовые аспекты осуществления внешнеэкономических связей: сборник науч. трудов. М., 1985. С. 140-147.

14 Бялый Ю. Концептуальная война. М., 2013. С. 66.

15 Эстулин Д. Тавистокский институт. Минск, 2014.

представляет собой многоликий феномен противоестественной ненависти к жизни, имеющий место во все эпохи, который З. Фрейд называл инстинктом смерти (танатосом)16, а Э. Фромм некрофильским комплексом17. Однако в любом случае, в современном мире гностическая мизантропия все более завоевывает позиции в различных социальных сферах, ставя тем самым под угрозу устойчивое существование мирового сообщества.

Список литературы:

1.Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. - М., 1973.

2.Ахиллесовы пяты эволюции. 9 докторов философии рассматривают фатальные проблемы теории эволюции. - Киев, 2017.

3.Бялый Ю. Концептуальная война. - М., 2013.

4.Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. - М., 1991.

5.Гаврилова Н.В. Корпорация «Рэнд» на службе милитаризма США // Правовые аспекты осуществления внешнеэкономических связей: сборник науч. трудов. - М., 1985. - С. 140-147.

6.Егазаров А. Между ужасом и восхищением // Кастанеда К. Учение Дона Хуана. Отдельная реальность. Путешествие в Икстлан. - М., 1999. - С. 5-10.

7.Камю А. Изнанка и лицо: Сочинения. - М.; Харьков, 1998.

8.Кочарян Г.С. Терапевтические техники нейролингвистического программирования (НЛП). - К., 2002.

9.Русская евгеника. Сборник оригинальных работ русских ученых. - М., 2012.

10.Рэнд Айн. Апология капитализма. - М., 2003.

11.Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979.

12.Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. - М., 1925.

13.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994.

14.Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - М., 2015.

15.Хаббард Р. Дианетика. Современная наука о разуме. - М., 2001.

16.Цуканов Е.А. Эоническая структура медиа как влияние гностицизма // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке, 2018. - Том 7. - №2А. - С. 85-89.

17.Эстулин Д. Тавистокский институт. - Минск, 2014.

16 Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1925.

17 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.

THE OLD GNOSTICISM IN A NEW WAY: THE FACES OF MODERNIZATION OF MISANTHROPIC EXERCISES OF ANTIQUITY

E.A. Tsukanov

The Higher School of the Press and Media Technologies of St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, St. Petersburg e-mail: tsukanov_1975@inbox.ru

The article is deals with a problem of revival of lifedenial ideology of gnosticism in the conditions of modern crisis of culture. The author believes that the upgraded gnostic doctrine got into all spheres of life of society - politics, economy, art, science, education, mass media - thanks to graceful masking under progress on a wave of hobby for advanced technologies and elementary incompetence of masses. The main thought of the article is that even the gnosticism reformatted in a new way continues to remain very dangerous antisocial phenomenon in connection with special destructive aim concerning the world, the person, history. Timely identification of gnostic trends in culture has to become a serious antidote against a nigilization of life and a philosophical misanthropy.

Keywords: gnosticism, modernization, progress, evolutionism, society of knowledge, end of history, elitism, media.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.