Научная статья на тему 'Стартапы в экономике: понятие, сущность и характеристики'

Стартапы в экономике: понятие, сущность и характеристики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1284
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
стартап / жизненный цикл / инновации / терминология / startup / life cycle / innovation / terminology

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сатаев Павел Алексеевич, Соловейчик Кирилл Александрович

Актуальность вопроса исследования стартапов обусловлена акцентом на новые технологии в современной экономике и тем, что стартапы создают инновации. Для организаций, которые занимаются инновациями открываются новые возможности. Понятие стартап используют и в качестве обозначения организации, обладающей специфическими характеристиками, и в качестве стадии жизненного цикла организации. Содержимое термина неоднозначно, к характеристикам стартапам могут относить такие элементы как инновационность (создание инновационных продуктов или услуг, или работа по инновационной бизнес-модели), потенциал (существует гипотеза, что стартапы будут проходить стадию масштабирования после выхода на рынок и смогут занять существенную долю рынка), небольшой срок работы, высокий риск, небольшой размер, временное состояние. В разных работах подчеркивают разные характеристики. Четкое обозначение термина необходимо для однозначного понимания в контексте научных и других работ без необходимости дополнительных уточнений. Кроме того, определение термина стартап и его ключевых элементов необходимо, например, для проведения исследований или для осуществления поддержки организаций, которые создают инновации. В обзорной статье исследуются существующие подходы к стартапам, исследуются их ключевые особенности, которые отмечают в разных источниках. Приводится авторское определение термина. Кроме того, в целях рассмотрения подхода к стартапу как к этапу жизненного цикла и уточнения содержания термина, в статье исследуется жизненный цикл стартапа. В работе в качестве источников исследуются отчеты и базы данных, в которых используют понятие «стартап», положения о стартап визах в разных странах, отечественная практика работы с термином в рамках программы «СТАРТ» Фонда содействия инновациям и Проекта Положения о поддержке стартап-студий, а также подходы С. Бланка и Э. Риса и научного сообщества. Выявляются характеристики стартапа, указывается, насколько часто и в каких источниках они встречаются, делается вывод об интерпретации термина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сатаев Павел Алексеевич, Соловейчик Кирилл Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Startups in economics: definition, essence and characteristics

The relevance of the issue of researching startups is due to the emphasis on new technologies in the modern economy and the fact that startups create innovations. New opportunities are opening up for organizations that innovate. The concept of a startup is used both as a designation for an organization with specific characteristics and as a stage in the life cycle of an organization. The content of the term is ambiguous, the characteristics of startups can include such elements as innovation (creation of innovative products or services, or work on an innovative business model), potential (there is a hypothesis that startups will go through the stage of scaling after entering the market and will be able to occupy a significant market share), short term of work, high risk, small size, temporary condition. Different studies emphasize different characteristics. A clear designation of the term is necessary for unambiguous understanding in the context of scientific and other works without the need for additional clarifications. In addition, defining the term startup and its key elements is necessary, for example, to conduct research or to support organizations that create innovations. The review article examines existing approaches to startups, examines their key features, which are noted in various sources. The author's definition of the term is given. In addition, the article examines the life cycle of a startup in order to consider the approach to a startup as a stage of the life cycle and clarify the content of the term. Reports and databases in which the concept of "start-up" is used, provisions on start-up visas in different countries, domestic practice of working with the term "Start" (support program and the Draft Regulations on the support of start-up studios), as well as approaches of S. Blank and E. Ries and the scientific community are investigated in the work as sources. The characteristics of a startup from different sources are revealed. The frequency of use of the characteristic is indicated. The conclusion about the interpretation of the term is made.

Текст научной работы на тему «Стартапы в экономике: понятие, сущность и характеристики»

Научная статья УДК 334.012

DOI: https://doi.org/10.18721/JE.14507

СТАРТАПЫ В ЭКОНОМИКЕ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ

П.А. Сатаев н , К.А. Соловейчик

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Российская Федерация

н sataevpa@gmail.com

Аннотация. Актуальность вопроса исследования стартапов обусловлена акцентом на новые технологии в современной экономике и тем, что стартапы создают инновации. Для организаций, которые занимаются инновациями открываются новые возможности. Понятие стартап используют и в качестве обозначения организации, обладающей специфическими характеристиками, и в качестве стадии жизненного цикла организации. Содержимое термина неоднозначно, к характеристикам стартапам могут относить такие элементы как инновационность (создание инновационных продуктов или услуг, или работа по инновационной бизнес-модели), потенциал (существует гипотеза, что стартапы будут проходить стадию масштабирования после выхода на рынок и смогут занять существенную долю рынка), небольшой срок работы, высокий риск, небольшой размер, временное состояние. В разных работах подчеркивают разные характеристики. Четкое обозначение термина необходимо для однозначного понимания в контексте научных и других работ без необходимости дополнительных уточнений. Кроме того, определение термина стартап и его ключевых элементов необходимо, например, для проведения исследований или для осуществления поддержки организаций, которые создают инновации. В обзорной статье исследуются существующие подходы к стартапам, исследуются их ключевые особенности, которые отмечают в разных источниках. Приводится авторское определение термина. Кроме того, в целях рассмотрения подхода к стартапу как к этапу жизненного цикла и уточнения содержания термина, в статье исследуется жизненный цикл стартапа. В работе в качестве источников исследуются отчеты и базы данных, в которых используют понятие «стартап», положения о стартап визах в разных странах, отечественная практика работы с термином в рамках программы «СТАРТ» Фонда содействия инновациям и Проекта Положения о поддержке стартап-студий, а также подходы С. Бланка и Э. Риса и научного сообщества. Выявляются характеристики стартапа, указывается, насколько часто и в каких источниках они встречаются, делается вывод об интерпретации термина.

Ключевые слова: стартап, жизненный цикл, инновации, терминология

Для цитирования: Сатаев П.А., Соловейчик К.А. Стартапы в экономике: понятие, сущность и характеристики // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2021. Т. 14, № 5. С. 92-110. DOI: https://doi.org/10.18721/JE.14507

Это статья открытого доступа, распространяемая по лицензии СС BY-NC 4.0 (https://crea-tivecommons.Org/licenses/by-nc/4.0/)

© Сатаев П.А., Соловейчик К.А., 2021. Издатель: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Research article

DOI: https://doi.org/10.18721/JE.14507

STARTUPS IN ECONOMICS: DEFINITION, ESSENCE AND CHARACTERISTICS

P.A. Sataev , K.S. Soloveychik

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russian Federation

H sataevpa@gmail.com

Abstract. The relevance of the issue of researching startups is due to the emphasis on new technologies in the modern economy and the fact that startups create innovations. New opportunities are opening up for organizations that innovate. The concept of a startup is used both as a designation for an organization with specific characteristics and as a stage in the life cycle of an organization. The content of the term is ambiguous, the characteristics of startups can include such elements as innovation (creation of innovative products or services, or work on an innovative business model), potential (there is a hypothesis that startups will go through the stage of scaling after entering the market and will be able to occupy a significant market share), short term of work, high risk, small size, temporary condition. Different studies emphasize different characteristics. A clear designation of the term is necessary for unambiguous understanding in the context of scientific and other works without the need for additional clarifications. In addition, defining the term startup and its key elements is necessary, for example, to conduct research or to support organizations that create innovations. The review article examines existing approaches to startups, examines their key features, which are noted in various sources. The author's definition of the term is given. In addition, the article examines the life cycle of a startup in order to consider the approach to a startup as a stage of the life cycle and clarify the content of the term. Reports and databases in which the concept of "start-up" is used, provisions on start-up visas in different countries, domestic practice of working with the term "Start" (support program and the Draft Regulations on the support of start-up studios), as well as approaches of S. Blank and E. Ries and the scientific community are investigated in the work as sources. The characteristics of a startup from different sources are revealed. The frequency of use of the characteristic is indicated. The conclusion about the interpretation of the term is made.

Keywords: startup, life cycle, innovation, terminology

Citation: P.A. Sataev, K.S. Soloveychik, Startups in economics: definition, essence and characteristics, St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 14 (5) (2021) 92—110. DOI: https://doi.org/10.18721/JE.14507

This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license (https://creativecommons.org/li-censes/by-nc/4.0/)

Введение

Актуальность исследования стартапов обусловлена акцентом на инновационное развитие в мире, в частности такими трендами как: новая промышленная революция, экономика знаний, цифровая трансформация. В нашей стране инновациям и стартапам уделяют все больше внимания. Развитие стартапов упоминаются в федеральных посланиях Президента1,2,3, вводятся специальные программы «Стартап как диплом»4, оказывается поддержка на уровне технопарков, акселераторов и т.д.

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 "Послание Президента Федеральному Собранию"

2 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 "Послание Президента Федеральному Собранию"

3 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 "Послание Президента Федеральному Собранию"

4 Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на оказание государственной поддержки студий студенческого технологического предпринимательства ("стартап-студий")" (подготовлен Минобрнауки России 30.03.2021)

© P.A. Sataev, K.S. Soloveychik, 2021. Published by Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

Несмотря на развитие отрасли и увеличение потока инвестиций в стартапы в 2021 г. [1], дефиниция «стартап» до сих пор четко не определена и трактуется всеми по-разному. Хотя, даже с учетом всех расхождений, которые возникают при детальном изучении термина, понятие стартап можно отнести к категории интуитивно-понятных, что может быть допустимо в повседневном общении, но может вызвать ряд сложностей, например, при анализе баз данных и отчетов. В целом ряде источников, посвященным стартапам или в которых фигурирует термин «стартап» может не быть интерпретации термина, как например в статьях Мотовилова О.В. [2], Заболоцкой В.В. [3], Ятлук Л.Ю. [4], Зобниной М. [5], Таловской Б.М. [6], Вольфсона С.В. [7], Дежина И.Г. [8], Зарицкого Б.Е. [9], Арженовского И.В. [10], Майорова С.И. [11], а вне научного пространства такое встречается можно сказать повсеместно. Во многих научных работах на тему стартапа, авторы приводят свои версии терминов (что еще больше усложняет вопрос терминологии), часто авторы используют подходы С. Бланка или Э. Риса.

Вопрос дефиниции «стартап» прорабатывается академическим сообществом. Например:

♦ он подробно обсуждается в [12], где приводятся весомые основания, чтобы оставить вопрос термина открытым. В работе проводили интервью участников стартап-сообществ и выявили отсутствие единого понимания термина и даже обнаружили полностью противоположные подходы к интерпретации.

♦ В [13] подход к термину «стартап» выводят через исследование подходов к жизненному циклу (далее — ЖЦ) стартапа. Предлагается использовать термин «стартап» исключительно к некоторым этапам ЖЦ.

♦ В [14] вопрос исследования термина «стартап» затрагивается в рамках сравнения малых и средних предприятий (далее — МСП) и стартапов в контексте взаимоотношений этих структур. Аналогичное исследование термина «стартап» проводят в [15], в рамках сравнения концепций «предпринимательства» и «стартапа».

♦ В [16] в рамках исследования экспортного потенциала региона проводится краткий анализ подходов к термину «стартап».

В ходе исследования было изучено более ста научных статей, а также другие материалы, например, отчеты по стартапам. Комплексного исследования «стартапа» с точки зрения анализа интерпретаций из разных источников (научные статьи, государственные программы, отчеты и т.д.) не удалось обнаружить при проведении анализа, что обусловило выбор темы, объекта, предмета и цели исследования.

Объектом исследования в обзорной статье выступает стартап. Предметом исследования — трактовка понятия «стартап», классификационные признаки стартапа.

Цель работы — проанализировать использование термина стартап в разных источниках и сделать авторскую интерпретацию с учетом выявленных особенностей.

К задачам исследования относятся:

♦ Анализ интерпретации термина «стартап» в разных источниках.

♦ Выявление классификационных признаков стартапа в определениях из разных источников и сравнение частоты использования.

♦ Анализ подходов к ЖЦ стартапа для выявления противоречий в определении относительно наличия у стартапа организационно-правовой формы.

♦ Синтез классификационных признаков стартапа и выявление его особенностей для авторской интерпретации термина.

Методы

В ходе исследования были использованы следующие научные методы: сбор и анализ информации, систематизация данных, визуализация результатов (в табличной форме), синтез, индук-ционно-дедукционные логические заключения, сравнение.

В ходе работы с источниками и сравнения различных подходов к интерпретации «стартапа» была проведена классификация ключевых тезисов из определений и составлен перечень характеристик «стартапа». Определены важные характеристики стартапа, осуществлен синтез определения на основе практики применения характеристик стартапа. Исследован вопрос жизненного цикла стартапа и сделаны выводы о его влиянии на термин.

Результаты

В начале рассмотрим некоторые существующие интерпретации дефиниции «стартап». Определения из зарубежных источников представлены в табл. 1, из российских — в табл. 2.

Таблица 1. Примеры интерпретации «стартапа» в зарубежных источниках Table 1. Examples of interpretation of a "startup" in foreign sources

Определение Автор Источник

Стартап — это временная структура, которая занимается поисками масштабируемой, воспроизводимой, рентабельной бизнес-модели С. Бланк [17, с. 29] Литература по бизнесу

Созданное людьми предприятие, цель которого — разработка новых товаров и услуг в условиях чрезвычайной неопределенности. Вновь созданная организация, которая занимается разработкой новых товаров или услуг в условиях чрезвычайной неопределенности Э. Рис [18, с. 16, с. 37] Литература по бизнесу

Компании со следующими характеристиками: моложе 10 лет; 2. новаторские в своих продуктах, услугах, технологиях или бизнес-моделях; показывают значительный рост сотрудников или продаж или стремятся к нему Отчет по стартапам. Austrian Startup 2020 [19, с. 5]

«Новые» (т.е. обычно работающие в течение четырех-шести лет) и «независимые» предприятия, предназначенные для эффективной разработки и проверки масштабируемой, воспроизводимой и, по крайней мере, безубыточной бизнес-модели Henry M. и другие [20] Научная статья

Инновационный и масштабируемый бизнес, основанный на технологиях Стартап виза. Startup Estonia [21]

Таблица 2. Примеры интерпретации «стартапа» в отечественных источниках Table 2. Examples of interpretation of a "startup" in domestic sources

Определение Источник

Особая форма проекта с короткой историей деятельности, способная существовать без образования организационно-правовой формы, направленная на тестирование идей и гипотез с целью создания нового бизнеса или достижения социального эффекта. Основная деятельность стартапа — создание инновационного продукта (товара, технологии, услуги или процесса), поиск партнеров и потребителей продукта, а также привлечение финансирования для создания устойчивой и масштабируемой бизнес-модели Проект Постановления Правительства Российской Федерации4

Понимается в достаточно устоявшемся значении как 1) экономический субъект (как действующий, так и потенциальный), 2) характеризующийся или имеющий потенциал для высокого прироста бизнеса за короткий период, 3) путем внесения в существующий рынок качественной новизны и 4) действующий в условиях Андреева Е.Л. и другие [22]

Временная структура, объединяющая людей, преследующих общую цель — разработку и быстрое внедрение жизнеспособной инновационной идеи в виде прибыльного массового продукта или услуги №М&>шуа S. [23]

В представленных в табл. 1 и табл. 2 интерпретациях можно заметить и сходства, и различия в подходах к определению. Далее в исследовании эти и другие (будет использован больший перечень источников и, соответственно, интерпретаций) трактовки «стартапа» будут проанализированы путем выделения классификационных признаков и сравнения частоты их использования в разных источниках. В дальнейшем не будем приводить не попавшие в табл. 1 и 2 интерпретации отдельно, а станем отображать их исключительно через характеристики.

В рамках статьи были проанализированы следующие источники:

♦ Аналитические материалы и базы данных стартапов.

♦ Программы виз для стартапов, программа поддержки стартапов «Старт», проект поддержки стартап-студий в Российской Федерации.

♦ Научные статьи и тематические книги.

В табл. 3 представим наиболее часто встречающиеся характеристики, а также «форму» старта-па, которые будем выявлять в определениях.

Таблица 3. Основные характеристики стартапа, которые обозначают в интерпретации термина Table 3. The main characteristics of a startup, which are indicated in the interpretation of the term

Характеристика Трактовка характеристики

Форма Чем является стартап? Например, его могут относить к категории «организация» или «проект»

Инновационность Указывается, что стартап выходит на рынок с новым продуктом, услугой или используя новую бизнес-модель

Небольшой срок работы Указывается, что стартап создан недавно. Если в работах указывается конкретный срок работы стартапа, то будем указывать его

Потенциал Указывается, что стартап сможет выйти на рынок и пройти этап масштабирования, указывается, что стартап обладает серьезными возможностями для роста и развития

Временное состояние Делается уточнение, что стартап — временное состояние, что спустя какое-то время стартап превращается в обычную организацию с отлаженными бизнес-процессами и/или выходит на IPO

Дальнейшее исследование построено на анализе трактовок (и в некоторых случаях отдельно выделяемых признаков) стартапа и их интерпретация в терминах характеристик из табл. 3. Если в каком-либо источнике термин содержит уникальные признаки, то это будет обозначено отдельно.

В начале проведем разбор аналитических материалов и баз данных. Будем опираться на те источники, в которых четко указывается «стартап» в качестве объекта исследования и в которых указана интерпретация этого термина (данные критерии отсеивают ряд источников). Некоторые из представленных материалов выходят с годовой периодичностью, и внутренняя методология может частично меняться, поэтому за основу будут браться только актуальные на момент исследования (01.08.21) отчеты. В начале обозначим источники, сразу перечислив отличительные особенности интерпретаций, если таковые присутствуют, а после этого — распределим определения по характеристикам стартапа.

♦ StartupBlink 2021 — отчет исследовательского центра, который занимается экосистемами стартапов. В [24, с. 12] стартапом не считают компанию, которая прошла IPO или получила инвестиции больше 1 млрд. $.

♦ Startupgenome 2020 — отчет исследовательской группы по экосистемам стартапов. В [25, с. 193] говорится, что «стартап» основан на технологиях. Здесь могут быть разночтения с характеристикой «инновационность», но для целей статьи включим определение источника в эту характеристику. В [25, с. 193] после своего определения указывают определение С. Бланка, поэтому источник попадает еще и в характеристики «временное состояние» и «потенциал».

♦ European Startup Monitor 2019 — отчет исследователей по стартапам в Европе [26]; Deutscher Startup Monitor 2020 — отчет исследователей по стартапам в Германии [27]; Austrian Startup 2020 — отчет исследователей по стартапам в Австрии [19]. В [26] подчеркивается, что понятие «стартап» не имеет официального определения. В каждом отчете предлагаются 3 критерия.

♦ Startupranking — международная база данных стартапов. В [28] тоже делается тезис о том, что стартап еще не прошел этап IPO.

♦ Dealroom — международная база данных стартапов. В [29] ссылаются на дефиницию П. Грэма и подчеркивают, что строгие критерии стартапов невозможны, при этом уточняя, что во взаимодействии стартапов с правительством это все равно важно. Там же отмечают, что срок существования до 10 лет — не критерий для стартапа. Подчеркивается, что технологии не являются отличительной характеристикой, самое важное — рост компании.

♦ Стартап барометр 2021 — отечественный исследовательский проект о венчурных инвестициях и стартапах. В отчете полного определения не дается, но из раздела «портрет стартапа» [30, с. 11—15] следует, что «и проекты на поздних стадиях с большой командой можно считать старта-пами», кроме того в выборку попали и те компании, продукт которых «не является инновационным, мы умеем хорошо его продавать», при этом само исследование позиционируется как «исследование рынка технологического предпринимательства», поэтому в интерпретацию стартапа укажем только «инновационность».

♦ Венчурный рынок России в 2020 году, исследование incrussia — журнал для предпринимателей. В [31] говорится, что стартап работает с «высокими технологиями», в рамках статьи добавим такой подход в характеристику «инновационность», кроме того, подчеркивается, что проект запускают частные лица.

Распределение по характеристикам представим в табл. 4.

Таблица 4. Характеристики стартапа, используемые в базах данных и отчетах Table 4. Startup characteristics used in databases and reports

Характеристика Трактовка характеристики

Форма • Бизнес: StartupBlink [24, с. 12], Startup Genome [25, с. 193]. • Компания European Startup Monitor [26, с. 4], Austrian Startup Monitor [19, с. 5], Dealroom [29], Barometer [30, с. 11-15]. • Организация: Startup Ranking [28], Startup Genome [25, c. 193]. • Проект: Пленин Д. и др. [31].

Инновационность 8 источников StartupBlink [24, с. 12], Startup Genome [25, с. 193], European Startup Monitor [26, с. 4], Deuts^er Startup Monitor [27, с. 12], Austrian Startup Monitor [19, с. 5], Startup Ranking [28], Barometer [30, с. 11-15], Пленин Д. и др. [31]

Небольшой срок работы Меньше 10 лет — 6 источников: Startup Genome [25, с. 193], European Startup Monitor [26, с. 4], DeutsAer Startup Monitor [27, с. 12], Austrian Startup Monitor [19, с. 5], Startup Ranking [28], Пленин Д. и др. [31]

Потенциал 7 источников: StartupBlink [24, с. 12], Startup Genome [25, с. 193], European Startup Monitor [26, с. 4], Deuts^er Startup Monitor [27, с. 12], Austrian Startup Monitor [19, с. 5], Startup Ranking [28], Dealroom [29]

Временное состояние Startup Genome [25, с. 193].

По итогу получаем, что в базах данных и отчетах стартапов важными характеристиками старта-па являются «инновационность» и «потенциал», а также в большинстве работ используют 10 лет в качестве предела срока работы организации в качестве стартапа. Кроме того, под стартапом в большинстве случаев понимают действующую организацию, а не проект без организационно-правовой формы.

Теперь перейдем к анализу применения термина в разных странах. Для анализа будем в первую очередь ориентироваться на страны, которые находятся в верхних строчках рейтинга стартап экосистем (Российскую Федерацию рассмотрим отдельно) [24, с. 19] и рассмотрим существующие программы специальных стартап виз, в которых фигурирует понятие «стартап» (т.е. в исследование не используем программы виз, которые обозначаются как визы для предпринимателей, технологических предпринимателей и т.д.). По аналогии с анализом отчетов и баз данных в начале обозначим источники с их особенностями, а после этого — непосредственно распределение по характеристикам.

♦ Великобритания. В рамках визы для стартапов [32] заявители должны быть отобраны уполномоченным органом и соответствовать критерию «инновационность» и «потенциал».

♦ Канада. В рамках визы для стартапов [33] заявители должны получить поддержку от фонда или бизнес-инкубатора из заданного перечня, в каждом из которых индивидуальные требования. В информации о процессе получения визы указываются такие характеристики как «инновацион-ность» и конкурентоспособность на мировом рынке («потенциал»).

♦ Нидерланды. При получении вида на жительство по категории «стартап» необходимо сотрудничать с фасилитатором и обладать характеристикой «инновационность» [34].

♦ Франция. Для получения визы необходимо быть отобранным партнерскими инкубаторами или акселераторами и получить подтверждение «инновационности» [35].

♦ Эстония. Для получения стартап визы необходимо соответствовать критериям «инновационность» и «потенциал», а также получить утверждение в специальном комитете [21].

♦ Финляндия. Для получения стартап визы необходимо соответствовать критериям «инновационность» и «потенциал» [36].

♦ Литва. Для стартап визы необходимо, чтобы стартап работал в одной из отраслей из списка (т.к. отрасли можно отнести к передовым, то отметим это как критерий «инновационность»), а затем — пройти оценочную комиссию [37].

Отдельно выделим две страны, которые не попали в этот перечень. В США термин стартап можно встретить в названии закона «JUMPSTART OUR BUSINESS STARTUPS ACT»5, при этом в самом законе вводят понятие «emerging growth company» (под который попадают компании с годовым доходом меньше 1 млрд. $), но не понятие стартапа. В Швеции представлены обычные визовые программы для бизнеса, но на государственном сайте для компаний [38] в разделе «стар-тапы» приводят аналогичное С. Бланку определение, указывается, что сложно определить стар-тап компанию и говорится, что это не «тип бизнеса», а «способ работы с компанией».

Распределение по характеристикам представим в табл. 5.

По программам виз для стартапов отметим, что в большинстве случаев для получения стартап визы требуется взаимодействовать со сторонними организациями. Допускается трактовка старта-па в качестве проекта/идеи, с последующим преобразованием в организационно-правовую форму после получения визы. Из-за этого в характеристике «небольшой срок работы» идет пропуск, т.к. при описании стартап-виз этому пункту не уделяется отдельного внимания, но предполагается включение в программу на самых ранних этапах работы над проектом. Везде присутствует характеристика «инновационность», встречается характеристика «потенциал».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Переходим к интерпретации термина, который используется в отечественной практике взаимодействия со стартапами. Переводя в характеристики трактовку из Проекта Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на оказание государственной поддержки студий студенческого технологического предпринимательства ("стартап-студий") (определение представлено в табл. 2), получаем:

♦ форма: проект;

5 H.R.3606 - JumpSart Our Business Startups. Congress.gov. URL: https://www.congress.gov/bill/112th-congress/house-bill/3606/text?r=18&s=5.

Таблица 5. Характеристики стартапа, используемые в описаниях условий получения стартап виз Table 5. Startup characteristics used in the descriptions of the conditions for obtaining startup visas

Характеристика Трактовка характеристики

Форма • Бизнес: Великобритания [32], Канада [33], Эстония [21]. • Компания: Нидерланды [34], Финляндия [36]. • Идея: Великобритания [32], Нидерланды [34]. • Фирма: Литва [37]. • Проект: Франция [35].

Инновационность Все 7 источников: Великобритания [32], Канада [33], Нидерланды [34], Франция [35], Эстония [21], Финляндия [36], Литва [37]

Потенциал 4 источника: Великобритания [32], Канада [33], Эстония [21], Финляндия [36]

♦ Инновационность: создание инновационного продукта;

♦ Небольшой срок работы: короткая история деятельности;

♦ Потенциал: масштабирование бизнес-модели;

♦ Временное состояние: в явном виде не указано, но исходя из тезиса «с целью создания нового бизнеса...» определение можно интерпретировать таким образом, что после создания бизнеса термин стартап применяться не будет.

В [16] указывается на легитимизацию термина в 2013 г. в Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, указывается на использование термина в рамках государственной программы «Цифровая экономика».

По результату анализа различных инициатив и программ поддержки, в которых фигурирует понятие стартапам можно отметить, что термину стартап редко дают определение и его используют в описаниях наряду с такими понятиями как «инновационное предпринимательство», «технологический проект» (причем на разных стадиях ЖЦ) и т.д. Т.е. термин носит обобщающий, в какой-то степени маркетинговый характер и не используется в документах.

В Федеральном государственном бюджетном учреждении «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», в рамках грантовой программы «СТАРТ» [39], которая позиционируется как поддержка стартапов [40], участниками выступают «субъекты малого предпринимательства» (далее — СМП) [41], при этом срок работы участников должен быть меньше двух лет. Также к участию допускаются физические лица, к ним устанавливается требование по созданию юридического лица в случае победы заявки. В данном случае у стартапа появляется сразу ряд зафиксированных в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ критериев, которым он должен соответствовать, например, среднесписочная численность. Кроме того, в рамках программы указываются такие характеристики как «инновационность», «потенциал».

Переходим к анализу научных работ. Для исследования были отобраны материалы, индексируемые в Scopus или Web of Science, опубликованные в период с 2012 по 2021 гг., в которых присутствует или собственная трактовка термина стартап или ссылка на используемую трактовку, или в явном виде указываются характеристики стартапа. В перечень попали 20 статей: Nikiforova S. [23], Giardino C. и др. [42], Saura J. R. и др. [43], Kopera S. и др. [44], Henry M. и др. [20], Cavallo A. и др. [14], Le H. V. и др. [45], El Hanchi S. и др. [46], Hernández C. и др. [47], Wagemans A. и др. [48], Wang X. и др. [49], Глухих П. Л. и др. [16], Андреева Е. Л. и др. [22], Ходов Л. Г. и др. [50], Тимонина И. Л. и др. [51], Zajko M. [52], Garcia-Gutierrez I. и др. [53], Skala A. [54], Baran A. и др. [55], Socorro Márquez F. O. и др. [15]. Источники [56, 57] представлены от авторского коллектива [42]; автор [16] присутствует в соавторах исследования [22], поэтому в рамках распределения характеристик в перечне будем включать только одну работу.

Отдельно выделены интерпретации С. Бланка и Э. Риса, как самые часто используемые и цитируемые определения. Если источник, который ссылается на С. Бланка или Э. Риса встречается

в перечне, это означает, что авторы или выделяют дополнительные характеристики стартапа, или дополнительно дают свое определение. В начале разберем подходы С. Бланка и Э. Риса, затем перейдем к распределению по перечню характеристик, после этого — к особенностям, о которых пишут авторы статей и которые не попали в перечень.

С. Бланк [17, с. 29] (определение представлено в табл. 1) Характеристики стартапа: форма — «структура», «временное состояние», «потенциал». Определение используется в [57, 23, 44, 49] (без учета других ссылок на автора и простого упоминания термина, например в таблице с примерами определений).

Э. Рис [18, с. 16, с. 37] (определение представлено в табл. 2). Характеристики стартапа: форма — «организация»/«предприятие», «инновационность». Кроме того, в определении появляется характеристика «высокий уровень риска» («... в условиях чрезвычайной неопределенности»). Определение используется в [57, 23, 49, 52, 53, 15] (без учета других ссылок на автора и простого упоминания термина, например в таблице с примерами определений).

Распределение по характеристикам представим в табл. 6.

Таблица 6. Характеристики стартапа, используемые в академической среде (включая трактовки С. Бланка и Э. Риса, как наиболее цитируемые) Table 6. Characteristics of a startup used in the academic environment (including the interpretations of S. Blank and E. Rees, as the most cited)

Характеристика Трактовка характеристики

Форма • Структура: С. Бланк [17, с. 29], Nikiforova S. [23]. • Предприятие: Э. Рис [18, с. 16, с. 37], Hernández C. и др. [47], Skala A. [54]. • Организация: Э. Рис [18, с. 16, с. 37], Giardino C. и др. [42], Henry M. и др. [20]. • Компания: Saura J.R. и др. [43], El Hanchi S. и др. [46], Ходов Л.Г. и др. [50], Тимонина И.Л. и др. [51], Baran A. и др. [55], Wang X. и др. [49], Socorro Márquez F.O. и др. [15]. • Бизнес: Le H. V. и др. [45]. • Малое предприятие: Zajko M. [52]. • Малые и средние предприятия: Wagemans A. и др. [48]. • Экономический субъект: Андреева Е. Л. и др. [22] (отдельно выделяется, что субъект может быть потенциальным, а не действующим), Baran A. и др. [55]. • Новый тип хозяйственной деятельности: Глухих П. Л. и др. [16]

Инновационность Э. Рис [18, с. 16, с. 37]. 11 статей: Nikiforova S. [23], Giardino C. и др. [42], Saura J. R. и др. [43], Henry M. и др. [20], Cavallo A. и др. [14], Le H. V. и др. [45], Hernández C. и др. [47], Андреева Е. Л. и др. [22], Ходов Л. Г. и др. [50], Zajko M. [52], Socorro Márquez F.O. и др. [15]

Небольшой срок работы 7 статей: Giardino C. и др. [42], El Hanchi S. и др. [46], Ходов Л. Г. и др. [50], Тимонина И. Л. и др. [51], Zajko M. [52], Baran A. и др. [55], Wang X. и др. [49]. До 5 лет: Zajko M. [52]. До 10 лет: El Hanchi S. и др. [46]

Потенциал С. Бланк [17, c. 29]. 9 статей: Nikiforova S. [23], Giardino C. и др. [42], Henry M. и др. [20], Cavallo A. и др. [14], Le H. V. и др. [45], Андреева Е. Л. и др. [22], Тимонина И. Л. и др. [51], Zajko M. [52], Wang X. и др. [49]

Временное состояние С. Бланк [17, c. 29]. 2 статьи: Nikiforova S. [23], Henry M. и др. [20]

Не присутствующая в изначальном перечне характеристик, но часто применяемая в академической характеристика «риск» встречается в следующих источниках: Э. Рис [18, с. 16, с. 37], 6 статей: Wang X. и др. [49], Kopera S. и др. [44], Wang X. и др. [49], Андреева Е.Л. и др. [22], Ти-монина И.Л. и др. [51], Socorro Márquez F. O. и др. [15].

В [42] после определения указывается на то, что «обычно» (поэтому не включаем в перечень характеристик) можно встретить характеристики «временное состояние» и «риск». В [20] при

определении стартапа напрямую не ссылаются на С. Бланка, но частично используется его формулировка с добавлением характеристики «инновационность». В [20] указывают на постоянные эксперименты стартапа на рынке для сбора данных (вероятно, для цели сокращения неопределенности). В [14] проводится сравнение стартапов и малых, средних предприятий. В контексте характеристик у стартапов в явном виде присутствует «потенциал» («стремление к масштабированию») и «инновационность». В [45] подчеркиваются разные подходы к термину и выделяются «потенциал» и «инновационность. В [46] делается достаточно абстрактное уточнение, что у стартапа «нет знаний и опыта и, что он использует возможности для выхода в новые области», такую же трактовку можно встретить и в [55]. В [55] подчеркивается, что стартап — период жизни компании и указываются разные подходы относительно времени этого периода. В [46] в качестве примера определения используют подход консалтинговой компании Deloitte с указанием характеристики «риск» и приводя 10 лет в качестве предельного срока работы стартапа. В [47] делается уточнение, что предприятие пытается оптимизировать сложные процессы для своих клиентов. В [48] стартапы приравниваются к малым и средним предприятиям с численностью менее 250 сотрудников. В [49] подчеркивается отсутствие в определении Э. Риса характеристики «потенциал», которая есть у С. Бланка, кроме того эта характеристика называется главной отличительной чертой от малых предприятий. В статьях Глухих П.Л. [16] и Андреевой Е.Л. [22] отдельно выделяется работа в условиях высокого уровня риска и уровня неопределенности в качестве отличительной особенности. В [51] указывается на то, что стартап может не являться «венчуром», но в ряде документов (а также и в самой статье) эти понятия используются как синонимы, поэтому в рамках статьи в перечне укажем еще и характеристики, которые в источнике указаны применительно к «венчуру». В рамках исследований авторы могут использовать базы данных по типу Crunchbase и startupranking и самостоятельно определять время работы стартапа и другие характеристики, целесообразные для исследования, так, например, в [58] из базы данных отбирают стартапы, основанные в последние 5 лет до начала исследования, а также те, которые получили внешнее финансирование за последние два года, а в [59] — отбирают «венчуры» от 1 — 5 лет (с последующим разделение по этапам ЖЦ). В [52] опираются на отчет Генерального директората по внутреннему рынку, промышленности, предпринимательству и МСП Европейской комиссии. В [52] указывают на открытость для альтернативного финансирования. В [54] подчеркивается популярность термина «стартап» и его неточное использование, после чего дается определение применительно к исследованию. В [54] в качестве ключевого элемента стартапа подчеркивают обработку информации и производные технологии как основу бизнес-модели.

По итогу получаем следующее. В научной среде относительно формы стартапа в большинстве случаев говорят именно как о действующей организации. В большинстве источников встречаются характеристики «инновационность» и «потенциал». Реже указывается небольшой срок работы, в большинстве случаев он не конкретизируется, также не рассматривается в базовых определениях Э. Риса и С. Бланка. Практически не рассматривается «временное состояние», за исключением подхода С. Бланка и ссылок на него. Появляется характеристика, которую можно вынести в общей перечень — «риск» — высокий уровень риска, работа в условиях высокой неопределенности.

Теперь перейдем к анализу того, целесообразно ли считать «стартапом» проект, который еще не получил организационно правовой формы. В случае с базами данных, отчетами о стартапах и научным сообществом ответ будет отрицательным. Однако, когда мы рассмотрим подходы к ЖЦ стартапа, то в большинстве случаев обнаружим наличие этапа «идея». Кроме того, в рамках терминологического вопроса нельзя не отметить, что у «стартапа» можно встретить и стадию жизненного цикла — «стартап» [26, с. 4; 27, с. 21; 19, с. 18; 56], что добавляет еще больше разнообразия в трактовку дефиниции.

В самой укрупненной версии ЖЦ стартапа — 2 этапа: разработка продукта и работа на рынке. Например, в [60] в целях составления модели оценки стартапов в условиях неопределённости

используется разделение на этап вывода продукта на рынок и этап завоевания рынка. В более подробных моделях каждый из этих пунктов раскрывается более детально.

Для анализа подходов к ЖЦ стартапа возьмем за основу деление на этапы, которую используют в исследовании Барометр (используется в опросе стартапов для понимания их стадии развития) [30, с. 12]:

1. От идеи до бизнес-модели/прототипа.

2. MVP и первые продажи.

3. Усовершенствование продукта. Оптимизация бизнес-процессов.

4. Масштабирование.

5. Стабильное развитие. Поиск новых направлений для роста.

В отчетах о стартапах в разных странах представлено похожее разделение [26, с. 4; 27, с. 21; 19, с. 18], но есть важные различия, которые не позволяют сравнивать этапы напрямую:

♦ Отдельно не представлен этап № 3, вместо него сразу идет этап роста (в котором по смыслу должно входить масштабирование).

♦ В [27, с. 21; 19, с. 18] в предпоследнем этапе ЖЦ говорится о выходе на IPO. Стоит отметить, что выход на IPO скорее говорит о прекращении существования организации в виде «стартапа» (такой подход можно встретить в [52; 24, с. 12; 28]).

♦ На последнем этапе не указывается на возможность поиска новых направлений.

В [23] приводится два разделения на этапы ЖЦ (включая сокращенное), основанные на подходах Ф. Котлера, Э. Риса и других. Сравним сокращенное разделение с Баромтером:

♦ Этап «концепт», «тест» и «разработка» можно соотнести с первыми тремя этапами из Стар-тап. Барометр.

♦ При этом последний, четвертый этап в данном подходе — «Запуск» может попасть в этапы № 3, № 4 из разделения выше, т.к. на этих этапах уже могут присутствовать инвесторы (посевной раунд, раунды А и В), что соответствует описанию этапа в [23].

В [56] приводят модель, в которой у «стартапа» уже первый этап ЖЦ называют «стартап» (отметим, что в [26, с. 4; 27, с. 21; 19, с. 18] перед этапом с аналогичным содержимым идет отдельный этап, посвященный идее и концепции). В таком подходе происходит объединение этапов № 1 и №2 из Барометра в один этап — «стартап», а последующие этапы сопоставимы с остальными стадиями: «стабилизация»; «рост»; «превращение в организацию со стабильными процессами».

Существующее разделение финансирование стартапов по раундам тоже отражает ЖЦ стартапа. Рассмотрим этапы, ориентируясь на [45]. Посевное финансирование соответствует первому этапу ЖЦ из Стартап. Барометр. Раунд А — этапу № 2 и № 3. Раунд В — этапу масштабирования № 4.

В [47] этапы совпадают с первыми четырьмя этапами из Барометра. В [60], со ссылкой на отчет KPMG приводят таблицу с аналогичным разделением на этапы, только первый этап из Барометра разбит на два этапа «до концепции» и «до прототипа».

В [49] на основании работ С. Бланка и Э. Риса использует разделение ЖЦ на этапы процесса обучения построению устойчивого бизнеса и этапы, связанные с разработкой продукта, в которых происходит весь цикл работы с продуктом от концепции до его финальной версии.

В рамках этапов ЖЦ и терминов еще необходимо обозначить наличие такого понятия как <^са1еир». В [59] разделили стартапы и «scaleups» по следующему критерию: стартапы не приблизились к этапу масштабирования и не получили финансирование раунда «А», т.е., если мы рассматриваем модель ЖЦ, представленную в Барометре, то стартап переставал бы являться таковым после этапа № 3. В [60] также приводят подход к «^саЬир», определяя его как компанию, которая уже протестировала масштабированную бизнес-модель, заняла свое место на рынке и ищет финансирование для расширения.

По ЖЦ стартапа можно заметить, что в ряде источников подход к стадиям развития в большей степени совпадает, но встречаются небольшие различия и исключения в виде других подходов к проблеме.

Подводя итог по вопросу ЖЦ, можно отметить, что рассматривая ЖЦ стартапа в большинстве случаев, например, в исследовании Barometr [30, с. 12], исследованиях стартапов в Европе [26, с. 4], Германии [27, с. 21], Австрии [19, с. 18], статьях Nikiforova S. [23], Paternoster J. [56], Hernan-dez C. [47] присутствует или работа с идеей, или разработка концепции, или любой другой признак, указывающий на то, что стартап еще существует в том состоянии, когда он не имеет организационно-правовой формы. Т.е. возникает противоречие с подходами к непосредственно интерпретации термина «стартап», определяя который, только в редких случаях (как например в [22] или в Проекте Постановления Правительства4, или в случае с программами виз для стартапов, когда появление организационно-правовой формы может предусматриваться после переезда основателя) подчеркивают, что стартап может еще не иметь организационно-правовой формы. Однако, в таком случае данную сущность будет практически невозможно отслеживать, собирать о ней данные и исследовать, поэтому в отчетах о стартапах и базах данных речь идет об уже основанных компаниях. Соответственно в рамках ЖЦ стартапа для уменьшения противоречий с большинством интерпретаций термина можно вынести этап работы с идеей и концепцией за рамки «стартапа».

В заключении составим табл. 7 с характеристиками стартапа и сопоставим их с проработанными источниками.

В итоге получаем, что стартап обязательно обладает характеристиками «инновационность» и «потенциал», и имеет форму — организация (использовать трактовку из НК РФ Статья 11 пункт 2 абзац 26). Характеристика «небольшой срок работы» требует дополнительного уточнения, т.к. в зависимости от разных источников (база данных, программа поддержки, научное исследование) она может отличаться или вообще отсутствовать. Это один из тех параметров, который в явном виде может ограничивать область исследований стартапов и вносить путаницу при работе с отчетами, базами данных и другой статистической информацией (похожую гипотезу в целом по проблеме конкретизации термина выдвигают в работе [12]). «Временное состояние» нецелесообразно выделять отдельно, это уже подразумевается в рамках ЖЦ стартапа. Характеристика была бы уместной в подходе, когда стартап выступает исключительно как этап развития инновационной организации, но в большинстве источников такой подход не используют. «Риск», работу в условиях высокого уровня неопределенности тоже не стоит выделять отдельно, потому что «иннова-ционность» вместе с «потенциалом» сами по себе подразумевают высокий риск.

На основании полученных данных, в качестве обобщающего варианта определения предлагается следующий подход, стартап — это организация, создающая и реализующая инновационный продукт или услугу, или работающая по инновационной бизнес-модели, имеющая потенциал к масштабированию.

Под инновационной бизнес-моделью в рамках определения подразумеваем новые бизне-сы-процессы или новые способы их организации, которые отличаются от существующих большей эффективностью. Под потенциалом к масштабированию подразумеваем, что существует гипотеза о возможности выхода стартапа на новые рынки. Также отметим, что определение того, является ли организация стартапом требует определенной экспертной оценки, т.к. инноваци-онность и потенциал к масштабированию может быть затруднительно определить. Экспертная оценка присутствует и в базах данных по стартапам, например в [29], помимо машинного обучения, работы с данными и взаимодействий со стартапами указывают на подход проверки стар-тапов, который они в кавычках называют следующим образом: «мы узнаем стартап, когда видим его» (этот тезис можно отнести ко всей ситуации относительно термина «стартап»).

6 "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 23.11.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/

Таблица 7. Какие характеристики стартапа упоминаются в различных источниках Table 7. What characteristics of a startup are mentioned in various sources

Характеристика Отчеты и базы данных Описание в программах стартап виз «Стартап-студии»4 «Старт» [41] С. Бланк [17, с 29]., Э. Рис [18, с. 16, с. 37] и научные статьи

Форма Компания Бизнес, компания Проект4. СМП, также допускаются физ. лица [41] С. Бланк - структура. Э. Рис — организация, предприятие. Большинство статей - компания

Инновационность + + + Указывается у Э. Риса и ряда авторов

Небольшой срок работы Меньше 10 лет Предполагается включение в программу на самых ранних этапах работы над проектом +4; до 2 лет [41] + —

Временное состояние - - Может подразу-меваться4 Указывается у С. Бланка

Потенциал + + - + Указывается у С. Бланка и ряда авторов

Дополнительно Э. Рис и ряд авторов выделяют высокий уровень риска / неопределенности

Заключение

В обзорной статье:

♦ проанализирована дефиниция «стартап», по-разному трактуемая в разных источниках.

♦ Приведены ключевые характеристики стартапа и исследована частота их появления в терминах в разных источниках.

♦ В рамках вопроса отнесения стартапа к организационно-правовой форме проанализированы подходы к ЖЦ стартапа, в которых в большинстве случаев в начале выделяют проработку идеи, концепции.

♦ На основе исследования предложено определение стартапа — это организация, создающая и реализующая инновационный продукт или услугу, или работающая по инновационной бизнес-модели, имеющая потенциал к масштабированию.

Направление для дальнейших исследований:

♦ Анализ факторов, влияющих на потенциальную эффективность стартапа в контексте ЖЦ стартапа и классификации стартапа.

♦ Учет и оценка факторов эффективности стартапа при взаимодействии со стейкхолдерами.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. State Of Venture Q2'21 Report. CB Insights. URL: https://www.cbinsights.com/research/report/ venture-trends-q2-2021/ (дата обращения: 22.08.21)

2. Мотовилов О.В. Феномен краудфандинга: исследование особенностей // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Экономика. 2018. № 2. С. 298—316.

3. Заболоцкая В.В. Государственные программы поддержки малого бизнеса в США // Мировая экономика и международные отношения. 2019. Т. 63. № 12. С. 15—22.

4. Ятлук Л.Ю. Стратегии и тактики адаптации ученых в условиях перехода к предпринимательскому университет // Вопросы образования. 2020. № 4. С. 165—192.

5. Зобнина М., Коротков А., Рожков А. Структура, вызовы и возможности развития предпринимательского образования в российских университетах // Форсайт. 2019. Т. 13. № 4. С. 69—81.

6. Таловская Б.М. Технион (Израиль) — Опыт создания университетской экосистемы поддержки стартапов // Вестник Томского государственного университета. История. 2018. № 53. С. 121-126.

7. Вольфсон С.В. К вопросу об истории становления Инновационного предпринимательства. Международный опыт // Вестник Томского государственного университета. История. 2018. № 53. С. 112-115.

8. Дежина И.Г., Нафикова Т.Н. Интернет вещей: концепции и государственная политика // Мировая экономика и международные отношения. 2019. Т. 63. № 7. С. 23-31.

9. Зарицкий Б.Е. Проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в Германии // Вестник МГИМО Университета. 2020. Т. 13. № 6. С. 133-152.

10. Арженовский И.В. Факторы взаимного влияния инновационных стартапов и региональной среды // Регионология. 2018. Т. 26. № 4 (105). С. 658-673.

11. Майоров С.И. Цифровая трансформация инфраструктуры рынка капитала // Экономическая политика. 2020. Т. 15. № 5. С. 8-31.

12. Cockayne D. What is a startup firm? A methodological and epistemological investigation into research objects in economic geography, Geoforum, 2019, vol. 107, pp. 77-87.

13. Reisdorfer-Leite B., Marcos de Oliveira M., Rudek M., Szejka A.L., Canriglieri Junior O. Startup Definition Proposal Using Product Lifecycle Management. IFIP Advances in Information and Communication Technology, vol. 594, pp. 426-435.

14. Cavallo A., Ghezzi A., Rossi-Lamastra C. Small-medium enterprises and innovative startups in entrepreneurial ecosystems: exploring an under-remarked relation. International Entrepreneurship and Management Journal, 2020.

15. Socorro Márquez F.O., Ortiz R., Giovanni E. Theoretical analysis of the misconceptions and disen-chantments of entrepreneurship and start-up. Journal of Management Information and Decision Sciences, 2021, vol. 25, iss. 7, pp. 1-13.

16. Глухих П.Л., Мыслякова Ю.Г., Малышева Е.В., Красных С.С. Взаимосвязь экспортного потенциала региона и стартап-движения молодежи // Экономика региона. 2018. Т. 14. Вып. 4. C. 1512-1525.

17. Бланк C., Дорф Б. Стартап: настольная книга основателя. Альпина Паблишер, 2013. 616 c.

18. Рис Э. Бизнес с нуля. Метод Lean Startup. Альпина Паблишер, 2016. 253 с.

19. Austrian Startup Monitor 2020. 115 p. URL: https://austrianstartupmonitor.at/wp-content/up-loads/2021/05/Austrian-Startup-2020.pdf (дата обращения: 01.08.21).

20. Henry M., Bauwens T., Hekkert M., Kirchherr J. A typology of circular start-ups: Analysis of 128 circular business models. Journal of Cleaner Production, 2020, vol. 245, article number 118528

21. Startup visa Eligibility. Startup Estonia. URL: https://startupestonia.ee/visa/eligibility-foreign-founder#eligibilityStart (дата обращения: 22.08.21).

22. Андреева Е.Л., Глухих П.Л., Мыслякова Ю.Г. Бизнес-стратегии участия компании в предпринимательских экосистемах // Управленец. 2018. Т. 9. №6. С. 49-57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Nikiforova S. The study of the correspondence of marketing instruments to the stages of the start-up life cycle. MATEC Web of Conferences, 2018, vol. 239, article number 07004.

24. Global Startup Ecosystem Index 2021. StartupBlink. 333 p. URL: https://report.startupblink.com (дата обращения: 01.08.21).

25. The Global Startup Ecosystem Report GSER 2020. Startup Genome. 233 p. URL: https://start-upgenome.com/reports/gser2020 (дата обращения: 01.08.21).

26. European Startup Monitor 2019/2020. European Startup Monitor. 38 p. URL: https://www.euro-peanstartupmonitor2019.eu/EuropeanStartupMonitor2019_2020_21_02_2020-1.pdf (дата обращения: 01.08.21).

27. Deutscher Startup Monitor 2020. 83 p. URL: https://deutscherstartupmonitor.de/wp-content/up-loads/2020/09/dsm_2020.pdf (дата обращения: 01.08.21).

28. What is a startup? Startup Ranking. URL: https://www.startupranking.com/what-is-a-startup (дата обращения: 01.08.21).

29. What is a startup? Dealroom. URL: https://dealroom.co/blog/what-is-a-startup (дата обращения: 01.08.21).

30. Исследование рынка стартапов в России Startup Barometer 2021. Исследовательский проект Barometer. 54 с. URL: https://vc-barometer.ru/ (дата обращения: 22.08.21).

31. Пленин Д., Иванова Е. Венчурный рынок России в 2020 году. URL: https://incrussia.ru/un-derstand/vc-2020/ (дата обращения: 22.08.21).

32. Start-up visa. GOVUK. URL: https://www.gov.uk/start-up-visa (дата обращения: 22.08.21).

33. Eligibility requirements for the Start-up Visa Program. Government of Canada. URL: https://www. cic.gc.ca/english/helpcentre/answer.asp?qnum=645&top=6 (дата обращения: 22.08.21).

34. Start-up. Immigration and Naturalisation Service. URL: https://ind.nl/en/work/working_in_the_ Netherlands/Pages/Start-up.aspx (дата обращения: 22.08.21).

35. French Tech Visa for Founders. Welcome to France. URL: https://www.welcometofrance.com/en/ fiche/french-tech-visa-for-founders (дата обращения: 22.08.21).

36. Build your startup in Finland. Business Finland. URL: https://www.businessfinland.fi/en/do-busi-ness-with-finland/startup-in-finland/startup-permit (дата обращения: 22.08.21).

37. Startup visa. Go Vilnius. URL: https://www.govilnius.lt/relocate-and-live/relocation-process/ startup-visa (дата обращения: 22.08.21).

38. What is a startup? verksamt.se. URL: https://www.verksamt.se/web/international/starting/startup (дата обращения: 22.08.21).

39. Аркин П.А., Соловейчик К.А. Государственная промышленная политика развития малого предпринимательства в целях создания инновационной и наукоемкой продукции // Современный менеджмент: проблемы и перспективы. Сборник статей по итогам XV международной научно-практической конференции. Под редакцией Е.А. Горбашко, И.В. Федосеева. 2020. С. 23-28.

40. Соловейчик К.А., Микитась А.В., Аркин П.А. Методологические подходы к определению терминологии в области наукоёмкого производства. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 5 (125). C. 9-18.

41. Программа «старт». Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. URL: https://fasie.ru/programs/programma-start/ (дата обращения: 22.08.21).

42. Giardino C., Paternoster N., Unterkalmsteiner M., Gorschek T., Abrahamsson P. Software Development in Startup Companies The Greenfield Startup Model. IEEE Transactions on Software Engineering, 2016, vol. 42, iss. 6, article number 7360225, pp. 585-604.

43. Saura J.R., Palos-Sanchez P., Grilo A. Detecting Indicators for Startup Business Success: Sentiment Analysis Using Text Data Mining. Sustainability (Switzerland), 2019, vol. 11, iss. 3, article number 917.

44. Kopera S., Wszendybyl-Skulska E., Cebulak J., Grabowski S. Interdisciplinarity in Tech Startups Development — Case Study of 'Unistartapp' Project. Foundations of Management, 2018, vol. 2018, iss. 1, pp. 23-32.

45. Le H.V., Suh M.-H. Changing trends in internet startup value propositions, from the perspective of the customer. Technological Forecasting and Social Change, 2019, vol. 146, pp. 853—864.

46. El Hanchi S., Kerzazi L. A multidimensional framework for innovation typology: The case of Moroccan entrepreneurs. Academy of Entrepreneurship Journal, 2019, vol. 25, iss. 1.

47. Hernández C., González D. Study of the Start-Up Ecosystem in Lima, Peru: Collective Case Study. Latin American Business Review, 2016, vol. 17, iss. 2, pp. 115—137.

48. Wagemans A., Witschge T., Deuze M. Ideology as Resource in Entrepreneurial Journalism. Journalism Practice, 2016, vol. 10, iss. 2, pp. 160—170.

49. Wang X., Edison H., Bajwa S.S., Giardino C., Abrahamsson P. Key Challenges in Software Startups Across Life Cycle Stages. Lecture Notes in Business Information Processing, 2016, vol. 251, pp. 169—182.

50. Ходов Л.Г. Как финансируются стартапы в Германии // ^временная Европа. 2017. T. 77. № 5. С. 86—92.

51. Тимонина И.Л. Университетские стартапы и венчуры и конкурентоспособность страны: опыт Японии // Японские исследования. 2018. № 4. С. 92—110.

52. Zajko M. Challenges of scaling-up process for start-ups. Balkan Region Conference on Engineering and Business Education, 2017, vol. 3, iss. 1, pp. 62—70.

53. Garcia-Gutierrez I., Martinez-Borreguero F.J. The Innovation Pivot Framework Fostering Business Model Innovation in Startups. Research-technology management, 2016, vol. 59, iss. 5, pp. 48—56.

54. Skala A. Statement on the first research on digital startups in Poland. Advancing research in entre-preneurship in the global context, 2016, pp. 983—993.

55. Baran A., Zhumabaeva A. Intellectual property management in startups — problematic issues. Engineering Management in Production and Services, 2018, vol. 10, iss. 2, pp. 66—74.

56. Paternoster N., Giardino C., Unterkalmsteiner M., Gorschek T., Abrahamsson P. Software development in startup companies: A systematic mapping study. Information and Software Technology, 2014, vol. 56, iss. 10, pp. 1200-1218.

57. Pantiuchina J., Mondini M., Khanna D., Wang X., Abrahamsson P. Are Software Startups Applying Agile Practices? The State of the Practice from a Large Survey. Lecture Notes in Business Information Processing, 2017, vol. 283, pp. 167-183.

58. Sanasi S., Ghezzi A., Cavallo A., Rangone A. Making sense of the sharing economy: a business model innovation perspective. Technology analysis & strategic management, 2020, vol. 32, iss. 8, pp. 895-909.

59. Cavallo A., Ghezzi A., Dell'Era C., Pellizzoni E. Fostering digital entrepreneurship from startup to scaleup: The role of venture capital funds and angel groups. Technological forecasting and social change, 2019, vol. 145, pp. 24-35.

60. Malyar N., Polishchuk V., Sharkadi M., Liakh I. Model of start-ups assessment under conditions of information uncertainty. Eastern-European Journal of Enterprise Technologies, 2016, vol. 3, iss. 4-81, pp. 43-49.

REFERENCES

1. State Of Venture Q2'21 Report. CB Insights. URL: https://www.cbinsights.com/research/report/ venture-trends-q2-2021/ (accessed: August 22, 2021).

2. O.V. Motovilov, Crowdfunding phenomenon: investigation of features. Vestnik Sankt-peterburgsko-go universiteta-ekonomika-St petersburg university journal of economic studies, 2018, iss. 2, pp. 298—316. (rus)

3. V.V. Zabolotskaya, Governmental programs of small business support in the usa. World Economy and International Relations, 2019, vol. 63, iss. 12, pp. 15—22. (rus)

4. L. Yatluk, Strategies and Tactics of Academics in the Context of Transition toward the Entrepreneurial. Voprosy Obrazovaniya, 2020, iss. 4. pp. 165—192. (rus)

5. M. Zobnina, A. Rozhkov, A. Korotkov, Structure, challenges and opportunities for development of entrepreneurial education in russian universitie, 2019, vol. 13, iss. 4, pp. 69—81. (rus)

6. B.M. Talovskaia, Technion (Israel) — experience in creating a university ecosystem to support startups. Vestnik tomskogo gosudarstvennogo universiteta istoriya — Tomsk state university journal of history, 2018, iss. 53, pp. 121-126. (rus)

7. S.V. Wolfson, To the question about the history of formation of innovative entrepreneurship. International experience, 2018, iss. 53, pp. 112-115. (rus)

8. I.G. Dezhina, T.N. Nafikova, Evolution of "internet of things" concept and state policy. World Economy and International Relations, 2019, vol. 63, iss. 7, pp. 23-31. (rus)

9. B.E. Zaritskiy, Problems of Small and Medium Business in Germany. MGIMO review of international relations, 2020, vol. 13, iss. 6, pp. 133-152. (rus)

10. I.V. Arzhenovskiy, Factors of Mutual Impact of Innovative Startups and the Regional Environment. Regionologiya-regionology Russian journal of regional studies, 2018, vol. 26, iss. 4, pp. 658-673. (rus)

11. S.I. Mayorov, Digital Transformation of Capital Market Infrastructure // Ekonomicheskaya politi-ka, 2020, vol. 15, iss. 5, pp. 8-31. (rus)

12. D. Cockayne, What is a startup firm? A methodological and epistemological investigation into research objects in economic geography, Geoforum, 2019, vol. 107, pp. 77-87.

13. B. Reisdorfer-Leite, M. Marcos de Oliveira, M. Rudek, A.L. Szejka, O. Canciglieri Junior, Startup Definition Proposal Using Product Lifecycle Management. IFIP Advances in Information and Communication Technology, vol. 594, pp. 426-435.

14. A. Cavallo, A. Ghezzi, C. Rossi-Lamastra, Small-medium enterprises and innovative startups in entrepreneurial ecosystems: exploring an under-remarked relation. International Entrepreneurship and Management Journal, 2020.

15. F.O. Socorro Márquez, R. Ortiz, E. Giovanni, Theoretical analysis of the misconceptions and disenchantments of entrepreneurship and start-up. Journal of Management Information and Decision Sciences, 2021, vol. 25, iss 7, pp. 1—13.

16. P.L. Glukhikh, Yu.G. Myslyakova, E.V. Malysheva, S.S. Krasnykh, The Relationship of the Region's Export Potential and the Start-Up Movement of the Youth. Ekonomika regiona-economy of region, 2018, vol. 14, iss. 4, pp. 1512—1525. (rus)

17. S. Blank, B. Dorf, The Startup Owner's Manual: The Step-By-Step Guide for Building a Great Company. Alpina Publisher, 2013. 616 p. (rus)

18. E. Ries, The Lean Startup: How Today's Entrepreneurs Use Continuous Innovation to Create Radically Successful Businesses. Alpina Publisher, 2016. 253 p. (rus)

19. Austrian Startup Monitor 2020. 115 p. URL: https://austrianstartupmonitor.at/wp-content/up-loads/2021/05/Austrian-Startup-2020.pdf (accessed: August 01, 2021).

20. M. Henry, T. Bauwens, M. Hekkert, J. Kirchherr, A typology of circular start-ups: Analysis of 128 circular business models. Journal of Cleaner Production, 2020, vol. 245, article number 118528.

21. Startup visa Eligibility. Startup Estonia. URL: https://startupestonia.ee/visa/eligibility-foreign-founder#eligibilityStart (accessed: August 22, 2021).

22. E.L. Andreeva, P.L. Glukhikh, Y.G. Myslyakova, A company's business strategies for participating in ecosystems. Upravlenets-the manager, 2018, vol. 9, iss. 6, pp. 49—57. (rus)

23. S. Nikiforova, The study of the correspondence of marketing instruments to the stages of the startup life cycle. MATEC Web of Conferences, 2018, vol. 239, article number 07004.

24. Global Startup Ecosystem Index 2021. Startup Blink. 333 p. URL: https://report.startupblink.com (accessed: August 01, 2021).

25. The Global Startup Ecosystem Report GSER 2020. Startup Genome. 233 p. URL: https://start-upgenome.com/reports/gser2020 (accessed: August 01, 2021).

26. European Startup Monitor 2019/2020. European Startup Monitor. 38 p. URL: https://www.euro-peanstartupmonitor2019.eu/EuropeanStartupMonitor2019_2020_21_02_2020-1.pdf (accessed: August 01, 2021).

27. Deutscher Startup Monitor 2020. 83 p. URL: https://deutscherstartupmonitor.de/wp-content/up-loads/2020/09/dsm_2020.pdf (accessed: August 01, 2021).

28. What is a startup? Startup Ranking. URL: https://www.startupranking.com/what-is-a-startup (accessed: August 01, 2021).

29. What is a startup? Dealroom. URL: https://dealroom.co/blog/what-is-a-startup (accessed: August 01, 2021).

30. Research of the start-up market in Russia Startup Barometer 2021. Barometer Research Project. 54 p. URL: https://vc-barometer.ru/ (accessed: August 22, 2021). (rus)

31. D. Plenin, E. Ivanova, Венчурный рынок России в 2020 году. URL: https://incrussia.ru/under-stand/vc-2020/ (accessed: August 22, 2021). (rus)

32. Start-up visa. GOVUK. URL: https://www.gov.uk/start-up-visa (accessed: August 22, 2021).

33. Eligibility requirements for the Start-up Visa Program. Government of Canada. URL: https://www. cic.gc.ca/english/helpcentre/answer.asp?qnum=645&top=6 (accessed: August 01, 2021).

34. Start-up. Immigration and Naturalisation Service. URL: https://ind.nl/en/work/working_in_the_ Netherlands/Pages/Start-up.aspx (accessed: August 22, 2021).

35. French Tech Visa for Founders. Welcome to France. URL: https://www.welcometofrance.com/en/ fiche/french-tech-visa-for-founders (accessed: August 01, 2021).

36. Build your startup in Finland. Business Finland. URL: https://www.businessfinland.fi/en/do-busi-ness-with-finland/startup-in-finland/startup-permit (accessed: August 01, 2021).

37. Startup visa. Go Vilnius. URL: https://www.govilnius.lt/relocate-and-live/relocation-process/ startup-visa (accessed: August 22, 2021).

38. What is a startup? verksamt.se. URL: https://www.verksamt.se/web/international/starting/startup (accessed: August 22, 2021).

39. P.A. Arkin, K.A. Soloveichik, State industrial policy for the development of small business in order to create innovative and high technology products // Modern management: problems and prospects. Collection of articles on the results of the XV international scientific and practical conference. Edited by E.A. Gorbashko, I.V Fedoseev, 2020, pp. 23—28. (rus)

40. K.A. Soloveichik, A.V. Mikitas, P.A. Arkin, Methodological approaches to definition of terminology in the field of knowledge-intensive production. Izvestiâ Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo èkonomiceskogo universiteta, 2020, no. №5 (125), pp. 9-18. (rus)

41. «Start» program. Foundation for Assistance to Small Innovative Enterprises. URL: https://fasie.ru/ programs/programma-start/ (accessed: August 22, 2021). (rus)

42. C. Giardino, N. Paternoster, M. Unterkalmsteiner, T. Gorschek, P. Abrahamsson, Software Development in Startup Companies The Greenfield Startup Model. IEEE Transactions on Software Engineering, 2016, vol. 42, iss. 6, article number 7360225, pp. 585-604.

43. J.R. Saura, P. Palos-Sanchez, A. Grilo, Detecting Indicators for Startup Business Success: Sentiment Analysis Using Text Data Mining. Sustainability (Switzerland), 2019, vol. 11, iss. 3, article number 917.

44. S. Kopera, E. Wszendybyl-Skulska, J. Cebulak, S. Grabowski, Interdisciplinarity in Tech Startups Development - Case Study of 'Unistartapp' Project. Foundations of Management, 2018, vol. 2018, iss. 1, pp. 23-32.

45. H.V. Le, M.-H. Suh, Changing trends in internet startup value propositions, from the perspective of the customer. Technological Forecasting and Social Change, 2019, vol. 146, pp. 853-864.

46. S. El Hanchi, L. Kerzazi, A multidimensional framework for innovation typology: The case of Moroccan entrepreneurs. Academy of Entrepreneurship Journal, 2019, vol. 25, iss. 1.

47. C. Hernández, D. González, Study of the Start-Up Ecosystem in Lima, Peru: Collective Case Study. Latin American Business Review, 2016, vol. 17, iss. 2, pp. 115-137.

48. A. Wagemans, T. Witschge, M. Deuze, Ideology as Resource in Entrepreneurial Journalism. Journalism Practice, 2016, vol. 10, iss. 2, pp. 160-170.

49. X. Wang, H. Edison, S.S. Bajwa, C. Giardino, P. Abrahamsson, Key Challenges in Software Startups Across Life Cycle Stages. Lecture Notes in Business Information Processing, 2016, vol. 251, pp. 169-182.

50. L. Khodov, How start-ups in Germany are financed? Sovremennaya Evropa, 2017, vol. 77, iss. 5, pp. 86-92. (rus)

51. I.L. Timonina, University startups and ventures and the competitiveness of the country: experience of Japan. Japanese studies in Russia, 2018, iss. 4, pp. 92-110. (rus)

52. M. Zajko, Challenges of scaling-up process for start-ups. Balkan Region Conference on Engineering and Business Education, 2017, vol. 3, iss. 1, pp. 62-70.

53. I. Garcia-Gutierrez, F.J. Martinez-Borreguero, The Innovation Pivot Framework Fostering Business Model Innovation in Startups. Research-technology management, 2016, vol. 59, iss. 5, pp. 48-56.

54. A. Skala, Statement on the first research on digital startups in Poland. Advancing research in entrepreneurship in the global context, 2016, pp. 983-993.

55. A. Baran, A. Zhumabaeva, Intellectual property management in startups - problematic issues. Engineering Management in Production and Services, 2018, vol. 10, iss. 2, pp. 66-74.

56. N. Paternoster, C. Giardino, M. Unterkalmsteiner, T. Gorschek, P. Abrahamsson, Software development in startup companies: A systematic mapping study. Information and Software Technology, 2014, vol. 56, iss. 10, pp. 1200-1218.

57. J. Pantiuchina, M. Mondini, D. Khanna, X. Wang, P. Abrahamsson, Are Software Startups Applying Agile Practices? The State of the Practice from a Large Survey. Lecture Notes in Business Information Processing, 2017, vol. 283, pp. 167-183.

58. S. Sanasi, A. Ghezzi, A. Cavallo, A. Rangone, Making sense of the sharing economy: a business model innovation perspective. Technology analysis & strategic management, 2020, vol. 32, iss. 8, pp. 895-909.

59. A. Cavallo, A. Ghezzi, C. Dell'Era, E. Pellizzoni, Fostering digital entrepreneurship from startup to scaleup: The role of venture capital funds and angel groups. Technological forecasting and social change, 2019, vol. 145, pp. 24-35.

60. N. Malyar, V. Polishchuk, M. Sharkadi, I. Liakh, Model of start-ups assessment under conditions of information uncertainty. Eastern-European Journal of Enterprise Technologies, 2016, vol. 3, iss. 4-81, pp. 43-49.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ / THE AUTHORS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

САТАЕВ Павел Алексеевич

E-mail: sataevpa@gmail.com

SATAEV Pavel A.

E-mail: sataevpa@gmail.com

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4091-4304

СОЛОВЕЙЧИК Кирилл Александрович

E-mail: kirill.soloveychik@gmail.com SOLOVEYCHIK Kirill A.

E-mail: kirill.soloveychik@gmail.com

Статья поступила в редакцию 01.09.2021; одобрена после рецензирования 11.10.2021; принята к публикации 15.10.2021.

The article was submitted 01.09.2021; approved after reviewing 11.10.2021; accepted for publication 15.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.