Научная статья на тему 'Стартап вместо дипломной работы'

Стартап вместо дипломной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СТАРТАПЫ / КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ / ЛИДЕРСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / HIGHER EDUCATION / ENTREPRENEURSHIP / STARTUPS / TEAM BUILDING / LEADERSHIP / ENTREPRENEURIAL UNIVERSITIES / ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганбаров Анар Табият Оглы

В статье рассматриваются социальные, экономические и организационные аспекты обучения предпринимательству в высших учебных заведениях страны. Автор предлагает ввести во всех высших учебных заведениях страны практику сдачи стартапов как дипломных работ, которая поможет студентам развить или сформировать у себя важнейшие предпринимательские компетенции. В статье рассказывается о многочисленных благоприятных результатах внедрения такой практики, как для высшего учебного заведения, так и для региональной и национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ганбаров Анар Табият Оглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STARTUP INSTEAD OF DIPLOMA WORK

The article deals with the social, economic and organizational aspects of entrepreneurship education in the country's higher education institutions. The author proposes to introduce in all higher educational institutions of the country the practice of putting startups as dissertations that will help students develop or form the most important entrepreneurial competencies. The article describes the many favorable results of the introduction of such practices, both for higher education institutions and for the regional and national economies.

Текст научной работы на тему «Стартап вместо дипломной работы»

СТАРТАП ВМЕСТО ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ Ганбаров А.Т. Email: Ganbarov665@scientifictext.ru

Ганбаров Анар Табият оглы - студент, кафедра информационных технологий, факультет математики и информационных технологий, Астраханский государственный университет, г. Астрахань

Аннотация: в статье рассматриваются социальные, экономические и организационные аспекты обучения предпринимательству в высших учебных заведениях страны. Автор предлагает ввести во всех высших учебных заведениях страны практику сдачи стартапов как дипломных работ, которая поможет студентам развить или сформировать у себя важнейшие предпринимательские компетенции. В статье рассказывается о многочисленных благоприятных результатах внедрения такой практики, как для высшего учебного заведения, так и для региональной и национальной экономики.

Ключевые слова: высшее образование, предпринимательство, стартапы, командообразование, лидерство, предпринимательские университеты, предпринимательские компетенции.

STARTUP INSTEAD OF DIPLOMA WORK Ganbarov A.T.

Ganbarov Anar Tabiyat ogly - Student, DEPARTMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES, FACULTY OF MATHEMATICS AND INFORMATION TECHNOLOGIES, ASTRAKHAN STATE UNIVERSITY, ASTRAKHAN

Abstract: the article deals with the social, economic and organizational aspects of entrepreneurship education in the country's higher education institutions. The author proposes to introduce in all higher educational institutions of the country the practice of putting startups as dissertations that will help students develop or form the most important entrepreneurial competencies. The article describes the many favorable results of the introduction of such practices, both for higher education institutions and for the regional and national economies.

Keywords: higher education, entrepreneurship, startups, team building, leadership, entrepreneurial universities, entrepreneurial competencies.

Информационная система поддержки студенческих проектов

В России студентов пытаются заинтересовать стартапами со времен учебы. В некоторых ВУЗах разрешили сдавать стартапы вместо дипломных работ. Также пресс-служба Минобрнауки заявила, что такая возможно совсем скоро появится и в остальных ВУЗах страны.

На данный момент традиционным способом выпускные квалификационные работы принимают в 1 тыс. ВУЗах страны, но стоит заметить, что уже в 71 вузе страны применяется практика сдачи стартапов вместо диплома. Также стоит отметить, что данная идея в России может столкнуться с проблемами при ее воплощении, ведь эта концепция слишком революционна для отечественной системы образования. Но в министерстве отметили, что принимать стартап как диплом позволяет и действующий порядок аттестации и корректировать законодательство для этого не придется.

Для разработки стартапа студентам будут необходимы определенные знания и навыки в области финансов, маркетинга, а также глубокие знания предметной области

самого изобретения. Поэтому в разработке стартапов должны участвовать выпускники различных направлений подготовки или университет должен включать в свои образовательные программы модули по предпринимательству.

Большинство университетов, к сожалению, не включают в свои образовательные программы модули по предпринимательству. У студентов низкий уровень навыков в области предпринимательства. Это и является одним из главных препятствий на пути развития высокотехнологичного предпринимательства в России. Этот факт многократно фиксировался не только в различных экспертных и правительственных документах, но и в таких социологических исследованиях, как Глобальное исследование предпринимательского духа студентов(GUESSS).

Под предпринимательством не надо рассматривать только деятельность, направленную на создание коммерческих проектов для прибыли.

Предпринимательство - это определенный тип человеческого поведения, при котором у человека есть способность самому выбирать свою реакцию на внешние раздражители, результатами которого являются идеи и товары.

Для любой предпринимательской деятельности кроме знания технологий определенной отрасли нужны умения обнаруживать новые возможности, а также, привлекая все недостающие ресурсы, умения их реализовывать. И если, в рамках образовательных программ студенты получают знания по определенным технологиям, то опыт предпринимательства студенты могут получить только в совместной учебной и проектной деятельности при создании стартапа.

Однако и сейчас есть акселераторы, где обучение, в основном, фокусируется на тех людях, которые уже находятся в процессе создания предприятия, и в основном сводится к формированию полезных навыков по раскрутке стартапов, привлечению финансирования, выводу на рынок продуктов и услуг. Но в результате за бортом остаются потенциальные молодые амбициозные предприниматели - студенты руководители общественных, социальных, культурных проектов, реализация которых также требует платформы для коммуникации студентов и получению предпринимательских навыков.

К сожалению, университеты очень медленно двигаются в направлении разрешения введения практики сдачи стартапов вместо дипломов. Да и те, что двигаются в этом направлении, практическим опытом между собой обмениваются очень редко, что также замедляет введение этой технологии. В основном подразделения, занимающиеся стартапами - это, как правило, акселераторы от различных корпораций, у которых, либо очень высокий порог вступления в акселерацию, либо узкий круг направлений стартапов.

Дав возможность студентам сдавать стартап вместо диплома, российские вузы смогут предложить экономике страны компетентных молодых специалистов с определенным опытом создания и ведения бизнеса, и тем самым увеличить своё влияние на экономику в регионе.

В рамках проекта «Деловая среда» Сбербанк запустил онлайн-курсы, которые очень быстро набрали популярность. Также постоянно увеличивается количество компаний, которые открывают бизнес-акселераторы, создают программы работы со стартапами, основной целью которых является выращивание конкурентоспособных предпринимателей.

В последнее время потребности в конкурентоспособных предпринимателях являются довольно острыми. Это в свою очередь постоянно приводит на рынок новых участников.

Поддерживая стартапы, т.е. начинающих предпринимателей из числа студентов и молодых преподавателей, университет действует в интересах региональной и национальной экономики, ведь от появления новых компаний с современными технологиями экономика только выиграет.

Так, добавив дополнительные возможности в области образования, университеты не только удовлетворят потребности потенциальных будущих предпринимателей, но и получат конкурентные преимущества на образовательном рынке.

Список литературы /References

1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.guesssurvey.org // Глобальный исследовательский проект о студенческом предпринимательстве/ (дата обращения: 17.06.2019).

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: government.ru/orders/selection/401/27989/ // О развитии студенческого технологического предпринимательства/ (дата обращения: 17.06.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.