Научная статья на тему '\ стартап \ интернет-инкубатор'

\ стартап \ интернет-инкубатор Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ стартап \ интернет-инкубатор»

\ СТАРТАП \

Интернет-инкубатор

Молодая российская венчурная компания Fast Lane Ventures за полтора года работы создала 12 интернет-компаний — на запуск каждого проекта по «лекалам» успешных западных онлайн-компаний уходит 50 дней.

Виктория Пятьдесят дней одного года

МУСОРИНА Каждый месяц в Fast Lane Ventures приходит полторы

сотни заявок от начинающих предпринимателей, мечтающих получить финансирование для своего онлайн-проекта. Бизнес-планы анализируют, после чего на инвестиционный комитет выносят одну-две идеи. Несмотря на жесточайшую конкуренцию желающих получить деньги от венчурной компании меньше не становится. Почему?

Секрет в том, что привлечение финансирования от Fast Lane Ventures означает не просто необходимую финансовую поддержку. Это практически гарантированный успех того или иного бизнеса: за 50 дней Fast Lane Ventures превращает идею с уровня бизнес-плана в реальную интернет-компанию, которая обрастает клиентами и со временем становится рентабельной. Примерно через три месяца после запуска Fast Lane Ventures помогает лидеру стартапа в поисках внешнего инвестора,

«Электронная коммерция, пожалуй, один из самых перспективных рынков в России. Эта ниша сейчас активно развивается».

заинтересованного в дальнейшем развитии этого бизнеса. Как только инвестор вкладывает деньги в свой новый актив, доля Fast Lane Ventures постепенно уменьшается. Однако вплоть до окончательной продажи доля «материнской» венчурной компании не может быть меньше 30%.

Сегодня в портфеле Fast Lane Ventures — 12 интернет-компаний (первая запущена полтора года назад, последней чуть больше двух месяцев) и еще четыре — на уровне разработки.

Основатели Fast Lane Ventures — 28-летний немец Оскар Хартман, 41-летний француз Паскаль Клеман и 38-летняя россиянка Марина Трещова. Впрочем, Оскар Хартман неплохо знаком с Россией: он родился в Казахстане, затем его семья эмигрировала в Германию, где г-н Хартман и вырос. Несколько лет он проработал в российском отделении Boston Consulting Group, откуда три года назад ушел в собственный стартап-проект. Опыт оказался успешным: за три года онлайн-шопинг-клуб KupiVIP.ru пришел к годовой выручке в $100 млн и успел получить огромные для российского рынка электронной коммерции инвестиции ($86 млн) от внешних инвесторов, в том числе от международных фондов Russia Partners, Accel Partners и Mangrove Capital Partners.

Свой первый успех Оскар Хартман конвертировал не только в деньги, но и в свежую идею — создать платформу, которая бы растила интернет-стартапы. При двух условиях. Во-первых, от появления идеи до запуска новой компании должно пройти не больше месяца-полутора. Неслучайно на стене переговорной Fast Lane Ventures крупными буквами написано Speed (англ. «скорость»). Во-вторых, каждый проект должен быть построен на базе успешных моделей, уже реализованных в Европе или США.

В Fast Lane Ventures работает 500 сотрудников. Таким образом, сегодня это единственная в России компания, которая не только вкладывает собственные средства в реализацию перспективных идей, но и организует весь процесс создания новых направлений бизнеса и предприятий с нуля, обеспечивая стартапам поддержку на разных стадиях развития.

74 ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 12 (116) 2011

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

ВЛАДИМИР ХАХАНОВ

Деньги из сети

На начальном этапе (запуск и первые месяцы развития) каждой компании на реализацию идеи требуется в среднем от 300-500 тыс. до 1 млн евро. Эти деньги инвестирует сама Fast Lane Ventures. Для следующих этапов привлекают внешние раунды финансирования. На текущий момент в компанию и все ее стартапы вложено около $50 млн.

На создание первого стартпапа — онлайн-магазина обуви Sapato.ru — компанию вдохновил опыт популярного американского ресурса Zappos.com, выручка которого достигла в 2009 году $1 млрд. Тогда же проект был продан Amazon. Sapato.ru стартовал в России в июне 2010 года. Сегодня ассортимент российского онлайн-магазина насчитывает более 5000 моделей, их число к концу 2011 года должно вырасти до 7,5 тыс. В июне 2011-го Sapato.ru привлек $12 млн. Основным инвестором стал фонд Intel Capital. На свой обувной актив в компании смотрят оптимистично. По мнению главы Fast Lane Ventures Марины Трещовой, 140 млн россиян, носящих обувь, и есть гарант

По данным Российской ассоциации венчурных инвесторов, совокупный объем капиталов, аккумулированных в мировых венчурных фондах, в 2010 году вырос относительно предыдущего года примерно на 10,5% и достиг $16,8 млрд. объем вновь привлеченных средств в фонды в абсолют-

ном выражении достиг $1,74 млрд. основная активность венчурных фондов приходится на финансирование сектора информационных технологий, где общий объем сделок составил 43% от общего объема всех зафиксированных в мире инвестиций — около $1061 млн.

потенциала развития этого бизнеса. В июне 2011 года отгрузки Sapato.ru составили 2,5 млн евро против 50 тыс. евро в сентябре прошлого года.

Марина Трещова — увлеченная охотница. И вот в портфеле компании появился онлайн-магазин товаров для активного отдыха, путешествий и спорта Heverest.

Также среди активно работающих компаний — Kupi-Bonus.ru — сервис, построенный по модели продажи купонов со скидками в салоны красоты и здоровья.

Другие проекты Fast Lane Ventures — телеканал ShoppingLive.ru, система онлайн-бронирования частного жилья TravelRent, способная не только найти подходящий вариант в любом уголке мира, но и снабдить путешественника советами от местных жителей.

Особенно Fast Lane Ventures гордится своим «социально ориентированным» проектом — ресурсом о здоровье VitaPortal, где каждая статья проверяется профильным врачом.

Финансовые модели в проектах различаются. KupiBo-nus.ru и TravelRent.com приносят процент от стоимости оказываемой услуги. RelevantMedia и VitaPortal живут за счет высокого трафика и привлечения рекламодателей. Есть модель ежемесячной подписки (Teamo, RentHome) и т.д.

В конце октября Fast Lane Ventures запустила профессиональную сеть вопросов и ответов, контент в которой создается и управляется самими пользователями, — ОдинОтвет. Платный контент будут создавать сведущие в той или иной области (маркетинг, спорт, здоровье, еда и пр.) пользователи.

Одна из моделей, которую Fast Lane Ventures пока не смогла реализовать, — электронная торговля детскими товарами. По словам Марины Трещовой, появление такого проекта сдерживает большое количество игроков на рынке, его фрагментация, высокая чувствительность покупателей к цене, а значит, низкая маржинальность. «Для того чтобы стать прибыльным участником, этой отрасли необходима долгая убыточная работа», — отмечает г-жа Трещова.

«Электронная коммерция дает привлекательное сочетание роста клиентской базы одновременно с увеличением выручки, чего, собственно, ищут инвестпартнеры. Этот сегмент интернет-рынка относительно стабильный, с низкими рисками. Fast Lane Ventures использует понятные и проверенные западные бизнес-модели, однако на копиях «мегазвезду» не построишь», — оценивает перспективы работы компании управляющий партнер «Ютинет.ру» Михаил уколов.

«Электронная коммерция, пожалуй, один из самых перспективных рынков в России, — считает партнер венчурного фонда Foresight Ventures Андрей Казаков. — Эта

ниша сейчас активно развивается, однако максимум, чего на отечественном рынке можно добиться, что будет благоприятным выходом для компании, — поглощение стратегическим инвестором».

По оценкам иК «Финам», к 2015 году объем электронной торговли должен вырасти с нынешних 270 млрд до 652 млрд руб., что составит 3-3,5% от общего розничного товарооборота в России. В качестве сдерживающих факторов эксперты отмечают низкий уровень развития безналичных платежей в России и слабую логистику.

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 12 (116) 2011 75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.