Старообрядцы в духовной культуре полиэтнического населения Алтая
Зыкин Алексей Владимирович
кандидат филологических наук
доцент, кафедра иностранных языков, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Санкт-Петербургский государственный аграрный университет
196601, Россия, г. Санкт-Петербург, пушкин, ул. Ул. средняя 6/1-28, ул. Средняя 6/1-28
П
Статья из рубрики "Культура и культуры"
Аннотация.
В настоящей работе проводится анализ старообрядчества и его позиции в структуре этнических групп Алтая. Данное исследование является логическим продолжением серии работ, посвященных социолингвокультурологическим аспектам формирования, развития и современного состояния этносов Южной Сибири: шорцев, хакасов, тувинцев и алтайцев. В период 60-80-х гг. XVIII века на Алтае появляются русские поселения, и ссылается множество старообрядцев, преимущественно в Уймонскую долину в стремлении отыскать Беловодье, а к концу XVIII в. завершается процесс консолидации группы местного населения (сибиряков). Необходимо отметить, что старообрядцы в данном процессе было отведена значительная роль как в плане трудовые достижения, так и в развитие духовной культуры региона. Они смогли сберечь собственную особость, верования и культуру, а также не растеряли отличительные черты говора. Старообрядчество необходимо рассматривать в качестве духовно-религиозного течения, оберегающего устои, ритуалы и обрядовую практику прародителей, причем как в в о про с а х ре лиг ии и в ж из не де я те льно сти о бщины, та к и в с е ме йной ж из ни. В а ж но отметить значительную роль старообрядчества в совершенствовании художественной культуры. Благодаря им сохранились многие архитектурные памятники, иконы, старинные книги, рукописи, песни и многое другое.
Ключевые слова: старообрядцы, культура, Алтай, этнические группы, шорцы, хакасы, тувинцы, алтайцы, Уймонская долина, Сибирь
DOI:
10.7256/2454-0625.2019.2.28903
Дата направления в редакцию:
07-02-2019
Дата рецензирования:
10-02-2019
Дата публикации:
18-02-2019
Алтай - колыбель народов, центр, из которого человечество когда-то расселилось по нашей планете.
Н. Рерих
В настоящей работе проводится анализ старообрядчества и его позиции в структуре этнических групп Алтая. Данное исследование является логическим продолжением серии работ, посвященных социолингвокультурологическим аспектам формирования,
развития и современного состояния этносов Южной Сибири^: шорцев [2-6], хакасов-7-,
тувинцев-8-11! и алтайцев-12!.
Традиционно в истории духовной и материальной ученые выделяют несколько хронологических исторической науке:
- с древности до XVIII века;
- с XVIII века до образования СССР;
- во времена СССР;
- современное состояние культуры на Алтае (с 1990 г. по настоящее время).
Все перечисленные этапы описывают как конкретные исторические периоды, так и отличительные черты социально-культурного характера этносов в рамках этнологических исследований. Существенный вклад в последние сделал Л.Н. Гумилев в рамках разработанной им теории этногенеза, объединившей этнические и цивилизационные характеристики. Стадии культурного развития в цивилизационных характеристиках устанавливаются по наличию искусства как особой разновидности художественной деятельности, существованию письменности и монументальной архитектуры, государственности и правотворчества, городов и идеологии религиозной направленности, народных мифов и ритуалов.
В период 60-80-х гг. XVIII века на Алтае повсеместно появляются русские поселения: деревни, села, возводятся рабочие поселки, а также основываются административные центры. В последние годы царствования Екатерины II сюда переселилось множество казаков из Запорожья и с Дона. В тот же период в Сибирь было сослано множество старообрядцев, получивших у местного населения прозвище «поляки». Именно благодаря им возникли многие поселения, включая деревню Плоскую, Третьяково, Екатерининское, Старо-Алейск и пр. Подданными Российской Империи в качестве оседлых «чужеземцев» стали так называемые каменщики, переселившиеся с гор в Уймонскую долину и основавшие там множество поселений. Данная группа населения сформировалась из беглого крестьянства, горнозаводских работников и ремесленников, разнообразных раскольников и дезертиров, а также крепостных, сбежавших сюда от помещиков в стремлении отыскать Беловодье - существовавшее в легендах государство, где можно было обрести личную свободу. К концу XVIII в. завершилось формирование группы местного населения, известной как сибиряки. Ее структура всегда была разнородной, при этом в процентном соотношении в период до 1750-х гг. среди поселенцев доминировали севернорусы, однако уже в 1760-е гг. удвоилось число
культуры полиэтнического Алтая периодизаций, устоявшихся в
поселенцев, прибывших на Алтай из Средней полосы и Черноземья в европейской части страны, притом на южнорусов приходилось свыше 30% от суммарного числа переселенцев.
В период с 1800 по 1850 гг. происходило заселение территории, расположенной вблизи речек Бии и Катуни. В качестве переселенцев выступали люди, ранее проживавшие на обжитых территориях Колывано-Воскресенского округа. Кроме того, местность осваивало русское население, отправленное сюда в ссылку из разных уголков страны, либо переселившееся сюда по своей воле. Ближе к концу XIX столетия помимо русского населения в Алтайский край начинают переселяться малороссы, прибывшие из Полтавской, Черниговской и иных губерний, а в 1900-е гг. к ним присоединяются поволжские и украинские немцы. Малороссы поселялись на западе Алтая, в степях, а немцы возводили свои населенные пункты в основном на землях, где в настоящее время располагается Немецкий национальный район. Благодаря усердной работе поселенцев пустоши стали плодоносными землями. В результате Алтайский край превратился во всероссийскую житницу.
Существенный вклад в трудовые достижения новых поселенцев сделали старообрядцы, отправленные сюда в ссылку. Столь же существенным можно назвать их вклад в развитие духовной культуры края. Они смогли сберечь собственную особость и верования, как и культуру, а также не растеряли отличительные черты южнорусского говора. Стоит вспомнить, что в середине XVII столетия началось разделение Русской Православной Церкви. Причиной этого раскола стали реформы, осуществленные Патриархом Никоном во времена царствования Алексея Романова. В результате раскола произошел раздел церкви на новую никонианскую, также называемую новообрядческой, и прежнюю старообрядческую. Второе церковное течение поддерживали люди, стремившиеся сохранить прежний фундамент верования и обрядовые практики, позаимствованные у византийцев во времена распространения православия по Руси.
Всеобщее признание в качестве лидера старообрядческой церкви получил протопоп Аввакум, чья жизнь окончилась трагично. Культура старообрядцев, как и прочие, разделяется на две ветви - духовную и материальную. Они не могут существовать по отдельности, без непрерывного взаимодействия, способствующего появлению художественной культуры, отличающейся богатством и своеобразием. Религиозные верования считаются одним из проявлений духовности, следовательно, культуру старообрядцев необходимо анализировать с учетом религиозной стороны жизни, главным проявлением которой можно назвать сохранившиеся с древности устои и обрядовые практики.
Жизнеописание Аввакума считается превосходным примером сохранения древнейших ценностей и обычаев. Общеизвестен тот факт, что он был влиятельным духовным лидером и общественным деятелем, а также православным священнослужителем. В период с 40-х по 50-е гг. XVII века Аввакум активно участвовал в Кружке ревнителей благочестия и занимал в нем видную позицию. Также в это время он дружил с будущим патриархом Москвы Никоном и всесторонне его поддерживал. В дальнейшем он ожесточенно боролся с реформой, проводимой Никоном по поручению монарха Алексея Романова. Именно Аввакум был главным идеологом и основным лидером старообрядческого течения на этапе его формирования. Протопоп жестоко поплатился за собственные взгляды - его ждала ссылка, заточение в темницу, а в дальнейшем и казнь. Старообрядцы признавали его значимость и авторитет, а после смерти почитали как мученика и исповедника.
Причиной конфликта между Никоном и Аввакумом стало несовпадение взглядов относительно планировавшейся реформы: протопоп считал необходимым исправить церковные книги, руководствуясь православными рукописями Древней Руси, в то время как патриарх намеревался скорректировать тексты, воспользовавшись византийской богослужебной литературой. Поначалу Никон стремился брать древнейшие «харатейные» источники, однако в дальнейшем удовлетворялся печатными копиями, позаимствованными у итальянцев. При этом протопоп вместе с остальными противниками реформирования церкви не сомневался в том, что на эти перепечатки нельзя полагаться в силу наличия в них искажений перевода. Аввакум раскритиковал взгляды патриарха в челобитной, поданной им Алексею Романову, в ее написании также поучаствовал протопоп Даниил из Костромы.
Протопоп являлся известным сторонником сохранения обычаев и обрядовой практики, также он одним из первых пострадал от гонений вместе с остальными противниками церковных реформ. Вероучение протопопа отличалось традиционностью, а его любимейшей сферой богословия стала опора на нравственность и аскетизм. Полемичность проявлялась в критике церковной реформы патриарха, которую Аввакум
связывал с «римской блуднёй», то есть католицизмом
Старообрядчество необходимо рассматривать в качестве духовно-религиозного течения, оберегающего устои, ритуалы и обрядовую практику прародителей, причем как в вопросах религии, так и в жизнедеятельности общины, а также в семейной жизни. По мнению современных ученых и философов, изучавших отличительные черты старообрядчества, последнее базируется на нижеследующих принципах:
- оставшееся с древности двуперстное сложение для совершения крестного знамения;
- литургический обряд Евхаристии выполняется на 7 просфирах (у никониан осталось 5 просфир);
- произношение и написание имени Спасителя с единственной буквой «и», то есть «Исус» вместо «Иисус»;
- в соответствии с древними традициями, сохраняется восьмиконечный крест (в реформированной церкви он становится четырехконечным);
- все разновидности церковного богослужения и домашней молитвы выполняются согласно книгам, появившимся до середины XVII столетия, другими словами, до реформирования церкви.-14-
Исследователи насчитывают свыше десятка принципиальных отличий между старообрядчеством и никонианством.
Желание сберечь древнейшие устои и защитить их от ожесточенных гонений со стороны нового патриарха и возглавляемой им церкви, а также царя Алексея Михайловича, а потом его сына и приемника - Петра I, вынуждало приверженцев прежней религиозной традиции покидать обжитые места и удаляться в труднодоступную местность. Поначалу прибежищем им служило Поволжье и занятые русским населением северные регионы, а позднее - Сибирь. Со временем к раскольникам присоединялись и иные беглецы, включая семьи с маленькими детьми. Это вело к образованию скитов, то есть маленьких селений. Постепенно в них развивалось хозяйство. Вместе с переселенцами в обживаемые ими места приходили элементы культурных традиций, сформировавшихся к тому моменту в вышеупомянутых регионах. Культура алтайских старообрядцев отличается
богатством и разнообразием, и по праву считается неотъемлемой частью общероссийской культуры в целом и национальной русской культуры в частности. Более того, это необходимый структурный компонент российской православной культуры, не лишенный определенного своеобычия. А по мнению ученых-социологов и политологов,
православие является фундаментом суверенитета нашего государства^15^.
Старообрядцам свойственен общинный способ существования. Роль основного элемента общины отводилась собору либо молельне, в которых проводились богослужения. Как и в период раннего христианства на Руси, в них обсуждались и решались самые значимые для мирян вопросы. Участвовать в таких собраниях мог любой житель, что позволяет говорить о наличии реального самоуправления, причем как на общинном, так и на церковном уровне. Старообрядческая вера является значимым социокультурным феноменом, сберегшим устои и обычаи старого православия, свойственного раннему периоду христианизации Руси.
Среди раскольников были широко распространены старинные былины, сказания и генеалогические предания. Кроме того, много внимания уделялось житиям святых, среди которых центральное место занимал протопоп Аввакум и его ученики. Среди легенд стоит выделить утопические сказания о Беловодье. После религиозного раскола многие старообрядцы, поддерживавшие прежние порядки, пытаясь избежать гонений, покидали родные места в поисках незаселенных территорий. Основным побуждением к этому было стремление отыскать легендарное государство, где природа сохранилась в первозданном виде, а среди людей отсутствовало социальное неравенство и преследование за религиозные воззрения. Поначалу в качестве местоположения Беловодья раскольники указывали земли, находящиеся на российско-китайской границе. Позднее, начиная с середины XVIII столетия, местоположение легендарного государства переместилось в Бухтарминскую и Уймонскую долины. Наименование сказочной страны было обусловлено белоснежностью речек, текущих с заснеженных гор, и тем, что проживавшее там население прозвало покрытые снегом горные вершины «белками». Кроме того, вблизи находилась возвышенность Белуха и протекали две речки со схожими названиями - Белая и Беловая. Эта страна казалась утопией, где нет правительства и принуждения с его стороны. В этой вольнице жизнь была благополучной и изобильной, соблюдались Божьи заповеди и не велись войны, а следовательно отсутствовала обязательная солдатская служба. Отыскать Беловодье раскольникам так и не удалось. Начиная со второй половины XIX века, а особенно с наступлением ХХ столетия, сказание о легендарной стране утрачивает первоначальную социальную значимость и переходит в разряд исторических преданий. Тем не менее, старообрядцы сохранили стремление уйти от деспотичного государства. В результате появилось новое беспоповское религиозное течение, известное как бегуны или
бегунство. Примерно в 1766 г.^16^ в беспоповстве появилось независимое направление, получившее название страннического согласия. Его возникновению поспособствовало изменение отношения к старообрядчеству со стороны государства. В результате в старообрядческой среде начались споры относительно необходимости записывания в раскольничество. Спорщики поделились на три категории: 1) «записные», считавшие, что необходимо записываться; 2) «скрывающиеся за попами», которые благодаря мздоимству последних могли утаить, что являлись раскольниками; 3) «странники», отрицавшие два первых пути и выбравшие подпольное существование. Они полагали, что нельзя сберечь «истинную церковь», сосуществуя и непрерывно вступая в контакт с «миром антихриста», поэтому следует убегать и прятаться от прислуживающих ему властей. Подобные взгляды разделял, к примеру, раскольник Андреян. Выяснить, что случилось с ранними общинами странников, так и не удалось.
Эти идеи получили дальнейшее развитие благодаря Евфимию. Он был убежден, что даже верующие люди не должны называться истинными христианами, поскольку они двойственно относятся к официальной религии и государству. Как ревностный беспоповец, Евфимий считал важным сражаться с подобным злом.
К ХХ столетию бегунство, невзирая на немногочисленность данного движения, благодаря высокой мобильности его приверженцев стремительно проникло во все уголки страны, от Петербурга до глухих сибирских деревень. К концу ХХ столетия их осталось немного. Большинство бегунов жили в труднодоступных сибирских и северно-уральских землях, в небольших разрозненных общинах, отрицающих государство, официальную церковь и их законы. Именно бегунство считают ответственным за популяризацию преданий о Беловодье
В настоящее время, говоря о раскольниках-беглецах, большинство людей сразу вспоминают семью Лыковых, случайно обнаруженную еще во времена СССР. Это старообрядческое семейство более 40 лет вело отшельнический образ жизни вблизи Абаканского хребта, расположенного в Республике Хакасия. В 30-х гг. ХХ века несколько семейств, включая Лыковых, добровольно уединились в Саянской тайге, где долгие годы жили изолированно. В 2013 г. Агафья Лыкова выбрала воссоединение со старообрядческой церковью (РПСЦ). Ее семья проживала в выстроенной ими избе на побережье притока речки Еринат. Чтобы выжить, они вели подсобное хозяйство, охотились в тайге, ловили рыбу, занимались собирательством и заготовкой кедровых орехов.
В Алтайском крае, в особенности в старообрядческих поселениях, было принято красочно разрисовывать избы изнутри, покрывая их стены разноцветными орнаментами.
Роль старообрядчества в совершенствовании художественной культуры нашей страны пока недостаточно изучена и слабо освещена в литературных источниках, относящихся к сфере культурологии, истории и искусствоведения. В то же время раскольники сделали огромный вклад в сбережение традиционной русской культуры и немало поспособствовали ее развитию. Именно благодаря им сохранились многие архитектурные памятники, иконы, старинные книги, рукописи, песни и многое другое.
Раскол в православии, без сомнений, посодействовал активной духовной жизни, что отразилось в иконописи и книгах. Почитание человеком образов святых свидетельствовало о его благочестии. К настоящему времени техники старообрядческой иконописи были утеряны. Сегодня раскольникам приходится обращаться за этой услугой к профессиональным иконописцам. Помимо икон, до нашего времени дошло множество образцов религиозного шитья, медной пластики и др.
Сегодня на Алтае проживает множество этносов и этнографических групп, каждая из которых имеет собственную уникальную материальную и духовную культуру: архитектурные, костюмные и вышивальные традиции, воспитательные практики, особенности внутрисемейных и соседских взаимоотношений. Сегодняшнее разнообразие культур стало итогом пореформенных переселений разных народностей, ранее проживавших в Европейской части страны. К ним относятся русские, украинцы, немцы, чуваши, мордва и иные представители славянской, германской, финно-угорской и тюркской культур. Изначальная культура переселенцев складывалась в степях с теплым климатом и черноземом, дающим хороший урожай. Население на этих территориях всегда было тесно связано с соседними народами (западноевропейскими,
среднеазиатскими, кавказскими) и многое переняло от чужеземных культур. Алтай всегда был закрыт для переселенцев, в отличие от остальных сибирских территорий, которые после указа 1822 г. начали заселять российские крестьяне, покидавшие малоземельные губернии. Он по-прежнему играл роль основного центра северорусской народной культуры в Сибири, с элементами казачьей, староверской культуры и традициями горных рабочих. И хотя в культуре наблюдались закономерные изменения, наименее подверженными новым веяниям стали именно староверы разных согласий, а наиболее восприимчивыми к любым новинкам, в особенности в области моды, стали казаки.
Так пошагово складывалась самобытная народная культура населения Алтая, в которой каждый элемент, привнесенный разными этносами и этнографическими группами, играл особую роль, формируя единую культуру, включающую фрагменты быта и традиций древних славян и старообрядцев, прошедшие проверку в определенных географических условиях и воспроизводившие многовековой народный опыт.
Библиография
1. Зыкин А.В. Концептуальное осмысление этнической и языковой культур в полиэтническом социуме (Монография). СПб.: Изд-во СПбГАУ, 2017. - 196 С.
2. Зыкин А.В. О некоторых особенностях в понимании мироустройства шорцев: социально-философский анализ // Успехи современной науки. - 2017. №1. Т.2. -С.7-12.
3. Зыкин А.В. К вопросу о национальной идее шорского этноса // Успехи современной науки и образования. - 2017. №4. Т.6 - С.187-190.
4. Зыкин А.В. Значение этнонима «шорцы» в становлении культурного кода и самоидентификации шорского этноса // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2018. №3 (36). - С. 31-35.
5. Зыкин А.В. Развитие культуры и этнического самосознания шорцев в XX веке // Человек, культура, образование. №4. 2018. - С. 72-89.
6. Зыкин А.В. Культура и этническое самосознание шорцев в конце XX - начале XXI веков // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2018. № 3 (78). - С. 17-20.
7. Зыкин А.В. Культурное своеобразие и этническое самосознание хакасов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. -2018. № 4 (79). - С. 15-21.
8. Зыкин А.В. Анимизм, соотношение природного и культурного в мировоззрении тувинцев // Современная наука: актуальные проблемы. Серия «Познание» - 2018. № 10. - С.4-9.
9. Зыкин А.В. К вопросу о своеобразии праздничной (церемониальной) культуры тувинского этноса // Миссия конфессий. Том 7. Часть 6 (№33). Москва. - 2018. - С. 711-723.
10. Зыкин А.В. Закат традиционной культуры тувинского этноса в трагических условиях существования Тувинской Народной Республики // Культура и цивилизация. Том 8, №5А. 2018. - С. 45-56.
11. Зыкин А.В. Проблема возрождения традиционной культуры тувинского этноса в постсоветский период // Человек и культура. - 2019. - № 1. - С.1-9. URL: http://e-notabene.ru/ca/article_28729.html
12. Зыкин А.В. Формирование культурного кода этносов Алтая // Культура и цивилизация. 2018. Том 8. № 6А. - С. 79-92.
13. Кожурин К. Я. Протопоп Аввакум: Жизнь за веру. - Изд. 2-е. - Москва: Молодая гвардия, 2013. - 394 с.
14. Давыденкова А.Г., Баев В.Г., Козлова Т.И. Старообрядчество в культуре России: философские и социально-правовые аспекты: Монография. - СПб., 2015. - С.70-71.
15. Панченко И.С., Туфанов А.О., Талалай Г.С. Православная культура - основа национального суверенитета России/ Проблемы и базовые принципы укрепления суверенитета России: Коллективная монография / под.ред. М.А. Арефьева, В.Л. Обухова, М.В. Величко. - СПб.: СПбГАУ, 2017. - С.260-266.
16. Беспоповцы // Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. - Т.IV. - С. 702-724.