Научная статья на тему 'Старообрядчество в условиях либерализации государственной политики в 1860-е годы (на материалах Ярославской и Костромской губерний)'

Старообрядчество в условиях либерализации государственной политики в 1860-е годы (на материалах Ярославской и Костромской губерний) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
479
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРООБРЯДЧЕСТВО / ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ / РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Наградов Илья Сергеевич

В статье исследуются взаимоотношения старообрядцев, русской православной церкви и органов гражданской власти в 1860-е гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Наградов Илья Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Old Believers in the context of liberalization of public policy in the 1860ies (on materials of Yaroslavl and Kostroma Provinces)

The article investigates the relationship between the Old Believers, Russian Orthodox Church and civil government in the 1860ies.

Текст научной работы на тему «Старообрядчество в условиях либерализации государственной политики в 1860-е годы (на материалах Ярославской и Костромской губерний)»

5. Киреев Ф. Владикавказская операция // Белая гвардия. - 2005. - № 8. - С. 107-114.

6. Бурда Э. Терское казачество в период революций и гражданской войны 1917-1921 гг. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.apn.ru/publications/article23240.htm (ч. I); http://www.apn.ru/publications/artide23275.htm (ч. II); http://www.apn.ru/publications/artide23335.htm (ч. III); http: //www. apn. ru/publications/article2 3367. htm (ч. IV); Он же. Бичераховское восстание. К 94-й годовщине кровавых событий в Терской области. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.apn.ru/publications/article26773.htm (ч. 1); http://www.apn.ru/publications/article26791.htm (ч. 2).

7. Жанситов О.А. Антибольшевистское движение и деникинский режим в Кабарде и Балкарии. 1917-1920 годы. - Нальчик, 2009. - 151 c.

8. Джамбулатов Р. Гражданская война в Терской области в 1918 - начале 1919 г. // Вопросы истории. - 2008. - № 12. - С. 78-90.

9. Шкуро А.Г. Записки белого партизана // Белое дело: избр. произведения: в 16 кн. Кн. 7. - М.: Голос, 1996. - С. 75-247.

10. Российский Государственный Военный Архив (РГВА). Ф. 39779 (Партизанский отряд гене-

рала Бичерахова. 1918-1919). Оп. 2.

11. Директивы командования фронтов Красной армии (1917-1922 гг.) Сб. док.: В 4 т. Т. 1. Ноябрь 1917 - март 1919 г. - М.: Воениздат, 1971. - 788 с.

12. Государственный Архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. Р-446 (Политическая канцелярия Особого совещания при Главнокомандующем вооруженными силами на юге России). Оп. 2.

13. Институт Гуманитарных Исследований Российской Академии Наук Кабардино-Балкарской Республики (ИГИ РАН КБР). Ф. 2 (Архив документов периода Гражданской войны). Оп. 1.

14. ГА РФ Ф. Р-5351 (Войсковое правительство Терского казачьего войска). Оп. 1.

15. Арсеньев А. Воспоминания о службе в Кабардинском конном полку // Возрожденные полки Русской армии в Белой борьбе на Юге России. -М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002. - С. 303317.

16. Крутоголов Ф.Ф. На Кубани и Тереке. -Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1967. - С.160.

17. Цветков В.Ж. «...Добровольческая армия идет на Ингушетию не с миром, а с войной» // Военно-исторический журнал. - 1999. - N° 1. - С. 31-40.

УДК 94(47) 081; 908(470)

Наградов Илья Сергеевич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

nasta vnik_kim@ramЫer. ги

СТАРООБРЯДЧЕСТВО В УСЛОВИЯХ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В 1860-Е ГОДЫ (на материалах Ярославской и Костромской губерний)

В статье исследуются взаимоотношения старообрядцев, русской православной церкви и органов гражданской власти в 1860-е гг.

Ключевые слова: старообрядчество, Великие реформы, религиозная политика.

Вторая половина 1850-х гг. была отмечена бурными дебатами среди представителей высшей бюрократии и духовенства по вопросу об изменении правового положения староверов [22, с. 103-106]. Великому князю Константину Николаевичу и группе либеральных бюрократов не удалось добиться существенных перемен в законодательстве. Однако общая либерализация общественных отношений, прекращение мощного административного давления на сторонников старой веры с началом нового десятилетия позволили последним почувствовать себя более уверенно.

В первой половине 1860-х гг. правительство вплотную занималось проведением крестьянкой реформы, и попытки реформировать законодательство о «расколе» были отложены. С изменением ситуации в стране вопрос о правах старообрядцев вставал всё острее. По этой причине появилось несколько проектов разрешения старообрядческо-

го вопроса. Путёвку в жизнь получил проект министра внутренних дел П.А. Валуева. Его обсуждение и утверждение проходило в рамках Особого комитета для рассмотрения предложений о раскольниках под председательством управляющего II отделением Собственной е. и. в. канцелярии В.Н. Панина. Комитет работал с 14 марта по 19 мая 1864 г. [1, с. 168, 172]. Была пересмотрена классификация старообрядческих толков. Сторонники старых обрядов были поделены на приверженцев менее вредных и более вредных толков. Значительная часть беспоповцев попала в число последователей «более вредных» толков и не могла рассчитывать на широкие права. Члены «менее вредных» толков в тех местностях, где преобладали староверы, получили право занимать должности сельских старост, волостных старшин, сборщиков податей. При этом они не могли занимать должность городского головы. Старообрядцы имели право совершать

© Наградов И.С., 2012

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2012

51

молитвы без «публичного оказательства раскола». Распечатывание моленных и их ремонт мог быть осуществлен с разрешения начальника губернии или МВД. При этом должны были отсутствовать внешние атрибуты храма. [19, с. 26-29]. При этом сохранялся негласный надзор за старообрядцами. [3, л. 1 - 1 об.]. Другого положения дел вряд ли стоило ожидать в рассматриваемый период. Старообрядцы продолжали вызывать подозрения у гражданской власти. И хотя с середины 1860-х гг. структуры МВД на местах перешли к контролю над участниками польского восстания, высланными в центральные губернии, и число дел о старообрядцах существенно снизилось, староверы оставались в поле зрения всевидящего ока министерства. Уже в 1865 г. МВД разослало губернаторам приказ о доставлении в министерство сведений о старообрядцах. Причём «для некоторых соображений» требовалась карта с нанесёнными на неё населёнными пунктами, где проживают записные (официально признанные и зарегистрированные) и незаписные (официально числящиеся православными) старообрядцы [4, л. 3]. В 1868 г. губернаторам было предложено узнать, усиливается ли старообрядчество или ослабевает, причины этих процессов, а также имена старообрядческих лидеров [18, л. 1].

С другой стороны, П.И. Мельников в своей работе «Счисление раскольников», написанной во второй половине 1860-х гг., отмечал современные общественные тенденции: «В последние годы, когда система правительственных действий относительно раскольников значительно изменилась, и они уже не преследуются за свои заблуждения, когда затем крепостная зависимость крестьян от помещиков прекратилась, незаписные раскольники стали открыто заявлять принадлежность свою к расколу, которому, впрочем, следовали со дня своего рождения. Число раскольников, собственно говоря, не увеличивается, оно остаётся то же, но раскол начинает выходить наружу ...» [21, с. 394-395].

Рассмотрим различные проявления этого процесса на местах. Во-первых, в 1860-е гг. возложенная на них ответственность по надзору за «расколом» стала особенно тяготить полицейских. В 1869 г полиция потребовала от духовенства Романово-Бо-рисоглебского уезда Ярославской губернии доставить сведения о старообрядчестве в уезде. Однако два священника из сел Раменье и Давыдово отказались это делать. В результате разбирательства гражданская власть признала, что согласно указу Синода от 20 января 1866 г. духовенство обязано предоставлять сведения только своему высшему начальству и губернской статистической комиссии [18, л. 2]. Полицейские чины просили ярославское губернское правление разъяснить им, как собирать сведения [17, л. 2]. Это говорит о том, что систематический сбор информации полицией в уезде не производился.

Напротив, старообрядцы часто стремились занять общественную должность, что давало возможность помогать развитию своего толка. В селе Чёрной Варнавинского уезда Костромской губернии, по словам местного священника, начальство с волостного старшины до рассыльного являлись старообрядцами. Это позволяло им укрывать беглых (вероятно - старообрядческих священников) [2, л. 12 об. - 13].

В конце 1850 - начале 1860-х гг. уже не вёлся столь тщательный поиск старообрядческих храмов, как в годы правления Николая I. О существовании молитвенных домов сообщали священнослужители. Отношение же гражданской власти на местах было различным: от высылки организаторов до индифферентного отношения и разрешения официальной работы. Многое зависело от того, насколько лояльно относился к староверам местный исправник и его подчиненные, так как губернатор часто полагался на их мнение. Но по причине наличия моленных, функционировавших без разрешения, говорить о значительном влиянии на развитие старообрядчества пункта постановления 1864 г., разрешающего открывать моленные, также не приходится. Старообрядцы одновременно обращались с прошениями об открытии моленных и в то же время открывали их без разрешения, по словам священника Д. Ювенского, «пользуясь слабым надзором за ними гражданского начальства» [6, л. 78 об.].

В известном центре поповцев белокриницкого согласия Ярославской губернии села Елохино моленная находилась в доме казенной крестьянки Авдотьи Андреевой Затеевой и была запечатана вначале 1850-х гг. В 1862 г. крестьяне обратились к губернатору с просьбой открыть моленную. Учиненное губернатором расследование показало, что моленная была запечатана, так как староверы не смогли представить доказательств, что она построена до запрещения на строительство старообрядческих культовых зданий, состоявшегося в 1826 г. Летом 1863 г. на место был отправлен чиновник особых поручений при губернаторе, секретарь Тихомиров. Еще несколько лет назад подобный приезд не сулил бы крестьянам ничего хорошего. Однако Тихомиров провел опрос старожилов соседних деревень, не принадлежавших к белокриниц-кому согласию, и установил, что моленная действительно была сооружена ранее 1826 г. Вскоре, в ноябре 1863 г., она была распечатана. Ободренные победой, староверы в 1864 г. подали ещё одно прошение, теперь уже о ремонте моленной, выстроенной якобы с разрешения царя Алексея Михайловича. На основании мнения местного исправника в этой просьбе им было отказано [11, л. 1-30]. Активность староверов была налицо, и даниловский уездный исправник честно писал о ситуации в уезде и в селе Елохино в частности: «.Молельни

поправляются, местное сельское начальство потворствует, все скрыто, приказаний не слушают, так что полиция, при тех средствах, которые имеются, иногда затрудняется, как поступить в исполнении требований». Обеспокоенные невиданными ранее успехами «раскольников», духовные власти стали предпринимать ответные действия. По настоянию архиепископа Ярославского и Ростовского, а также по просьбе даниловского уездного исправника, губернатор И.С. Унковский 26 июля 1865 года отдал распоряжение о закрытии молельни и о передаче книг в Ярославскую духовную консисторию. В 1869 году Авдотья Андреевна вновь обращалась к губернатору с прошением об открытии молельни, согласно указу Московской судебной палаты 1869 г., но в просьбе ей было отказано [20, с. 150].

Изменилось отношение к старообрядческим молениям. Зачастую на поступавшие в их адрес заявления со стороны духовенства местные полицейские органы рапортовали начальству о фактическом наличии «раскольников», но категорически отвергали наличие каких-либо преступлений со стороны последних [8, л. 1, 4; 13, л. 1, 4]. Случаи обыска заканчивались благополучно даже для ста-рообрядцев-странников: отобранные 1863 г. во время «собрания раскольников» в доме крестьянина деревни Шашково Матвея Самсонова (Семёнова) богослужебные книги после рассмотрения в полиции (а не в консистории, куда было положено отправлять изъятые книги) были возвращены старообрядцам. В отношении же правомерности действий станового пристава Разумова по жалобе крестьян было проведено дознание [7, л. 1-3]. Что касается вопроса, распространяет ли указанный крестьянин «раскол», то «ясных доказательств на это нет» [12, л. 1, 2, 6, 10].

Ситуация с погребениями старообрядцев в первой половине 1860-х годов обострилась. Центральная власть старалась решить вопрос, пересмотрев отдельные постановления предыдущего царствования. В мае 1865 г. МВД обратилось к ярославскому губернатору с предложением отменить в губернии действие императорских указов от 3 ноября 1838 г. и 28 ноября 1839 г. об обязательном освидетельствовании тел умерших «раскольников» местной полицией на предмет насильственной смерти, по результатам которого выдавалось разрешение на погребение. Уездные исправники, мнение которых было затребовано, поддержали отмену данных законов, но этот факт вызвал активное обсуждение на местах.

Наибольшую активность проявил старшина Бухоловского волостного правления Аверьянов. В его волости родственники умерших старообрядцев требовали освидетельствования покойников в волостном правлении и погребения их по своим обрядам без обращения к приходскому духовенству. Для этого волостному правлению нужно было

иметь списки «раскольников», которые местные священники предоставлять отказывались. А это было очень важно, так как погребать таким образом можно было только «записных раскольников», то есть официально признанных таковыми (не более 10% от общей численности старообрядцев). Списки можно было получить и в полицейском ведомстве, но и они не соответствовали показаниям крестьян. Церковные же ведомости были не верны, так как священники, вопреки желанию крестьян, «отмечают собственно для своей пользы и сами хоронят как раскольников, но только с тем, что они вынужденно получают с крестьян большие вознаграждения и тем возбуждают ропот между крестьянами». Это подтверждали и сами крестьяне - жители деревни Заручье Угличского уезда. В 1862 г. они обращались к губернатору со следующим заявлением: «священноцерковнослужители за выдачу свидетельства и дозволение предать тело земле (по старым обрядам. - И.Н.) требуют денег до 30 руб[лей] серебром <...> и тем приводят в разорительное положение. Если же со стороны крестьян желание священноцерковнослужителей не будет исполнено, то они заводят разные несправедливые следствия и тем самым приводят в затруднительное положение местное начальство» [10, л. 1, 2,

3 об.]. Следовательно, в условиях сохранения старого ограничительного законодательства, желание старшины искоренить злоупотребления и «ввести совершенную правду по части раскольников» было неисполнимым, а предложение руководствоваться при погребении по старым или новым обрядам не списками «раскольников», а показаниями крестьян чересчур либеральным.

Двойной надзор за погребениями привел к борьбе между волостными правлениями, где было сильно влияние старообрядцев и духовной власти [5, л. 33, 33 об.]. Стороны жаловались друг на друга губернатору, одновременно отрицая свою вину. Губернатор старался занять промежуточную позицию. 17 января 1864 г. он разрешил Ермаковскому волостному правлению Даниловского уезда хоронить «раскольников» по желанию родственников на особо отведенных кладбищах. Но в уже в 1866 г., при рассмотрении жалобы архиепископа на действия старшин, губернатор приказал отводить для погребения староверов особые места на общих кладбищах, а выдавать разрешения для погребения на неофициальных староверческих погостах запретил [15, л. 1-5]. Подобное «соломоново» решение было принято и в конфликте вокруг старообрядческого федосеевского кладбища в деревне Андрюково Любимского уезда [14, л. 5, 5 об., 38 - 40 об., 46 -47 об., 54-57].

Следовательно, о проблеме было известно всем уровням власти, однако долгое время она не решалась. Однажды угличский исправник передал прошение крестьян деревни Заручье по вопросу о клад-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2012

53

бище в Ярославское губернское правление, за что получил отповедь от вице-губернатора Коханова: «чтобы он (исправник. - И.Н.) впредь не осмеливался утруждать начальство подобными просьбами под опасением за противное ответственности по закону». [10, л. 1, 2, 3 об.].

Отказывая старообрядцам в помощи, губернская гражданская власть в этот период не спешила и полностью вставать на сторону церкви. Не зря духовенство часто упрекало её в бездействии. В октябре 1865 г. ярославский архиепископ жаловался на старообрядцев села Никольское-на-Колок-ше Романово-Борисоглебского уезда, провожавших похоронные процессии на кладбище через шесть православных селений и этим смущавших прихожан местной церкви. Придя на кладбище, крестьянки отпели умерших староверов по своим обрядам. По мнению исправника, на присутствующих там православных это не произвело никакого впечатления. Опираясь на это мнение, губернатор рекомендовал епископу обратиться во вновь созданные судебные органы и не использовать административные возможности гражданской власти. [16, л. 1-13 об.].

Однако конфликтовать с духовенством губернская власть тоже не спешила. Это проявилось в делах о конфискованных старообрядческих вещах. Они по факту находились в руках духовной власти, и забрать их из ризниц было просто физически не возможно. Губернаторы это прекрасно понимали и не вмешивались в конфликт. Так, в 1860 г. на прошение старообрядцев села Вятское Даниловского уезда Ярославской губернии о возвращении

4 книг и 5 икон губернатор ответил, что они возвращены быть не могут в соответствии с мнением консистории [9, л. 1, 10, 32-32 об.].

В первой половине 1860-х гг. административный надзор за старообрядцами со стороны центральных органов власти заметно ослабел, хоть и не прекратился совсем. Это привело к тому, что староверы на волне общественного подъема начали укреплять свои позиции, используя как официальные пути (прошения, выдача разрешений на погребение), так и неофициальные (самовольные постройки, погребения и т.д.). В этом им помогали безразличие к религиозной стороне дела местных органов полиции, компромиссный характер политики губернских властей и участие в органах местного сельского самоуправления самих старообрядцев. Решительным противником староверия оставалась

синодальная церковь. Большинство дел, возбужденных в отношении староверов, инициировалось именно священнослужителями. В первой половине 1860-х гг. борьба происходила ещё с использованием устаревшего законодательства, не соответствовавшего новым общественным условиям, что объясняет её остроту и нерешительность губернской власти, балансировавшей между требованиями законодательства и реалиями новых общественных отношений.

Библиографический список

1. Алексеева С.И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственный учреждений пореформенной России. - СПб., 2003.

2. Государственный архив Костромской области. Ф. 131. Оп. 1. Д. 148. (Далее - ГАКО).

3. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 730. Оп. 1. Д. 1518.

4. Государственный архив Ярославской области. Ф. 73. Оп. 4. Д. 2798. (Далее - ГАЯО).

5. ГАКО. Ф. 132. Оп. 1. Д. 1249.

6. ГАКО. Ф. 134. Оп. 4. Д. 854.

7. ГАЯО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 2712.

8. ГАЯО. Ф. 73. Оп. 4. Д. 2717.

9. ГАЯО. Ф. 73. Оп. 4. Д. 2144.

10. ГАЯО. Ф. 73. Оп. 4. Д. 2584.

11. ГАЯО. Ф. 73. Оп. 4. Д. 2585.

12. ГАЯО. Ф. 73. Оп. 4. Д. 2586.

13. ГАЯО. Ф. 73. Оп. 4. Д. 2746.

14. ГАЯО. Ф. 73. Оп. 4. Д. 2754.

15. ГАЯО. Ф. 73. Оп. 4. Д. 2755.

16. ГАЯО. Ф. 73. Оп. 4. Д. 2806.

17. ГАЯО. Ф. 73. Оп. 4. Д. 2852.

18. ГАЯО. Ф. 73. Оп. 4. Д. 2956.

19. Ершова О.П. Роль министерства внутренних дел в формировании государственной политики в отношении старообрядчества в 60-е гг. XIX века // Старообрядчество. История. Культура. Современность. - М., 1996.

20. Мальцева Н.Ю. Старообрядцы села Вятское и его окрестностей // Старообрядцы Верхневолжья. - Кострома, 2005.

21. Мельников П.И. Счисление раскольников // Мельников П.И. Полн. собр. соч. - Т. 14. - СПб., 1898.

22. Наградов И.С. Борьба либералов за права старообрядцев в конце 1850-х годов // Российский либерализм в региональном измерении: идеи, структуры, тактики, лидеры: сб. докладов и материалов конференции. - М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.