Научная статья на тему 'Старообрядчество на страницах православных периодических изданий середины XIX начала ХХ в'

Старообрядчество на страницах православных периодических изданий середины XIX начала ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
322
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРООБРЯДЧЕСТВО / ПРАВОСЛАВНЫЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ / СЕРЕДИНА XIX НАЧАЛО ХХ В / OLD BELIEF / ORTHODOX PERIODICALS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузоро Кристина Александровна

Рассматривается роль и место православной периодики середины XIX начала ХХ в. в изучении старообрядчества. Охарактеризованы особенности и основные направления деятельности церковных периодических изданий в деле исследования и распространения научного знания о старообрядчестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The middle of the 19th − beginning of the 20th centuries was the time of comprehension by historical science and public thought that the Old Belief requires most attentive studying. Therefore the given period became the time of the most multilateral and detailed scientific research of the Old Belief. The leading part in distribution of scientific knowledge about the Old Belief among readers belongs to ecclesiastic periodicals. The edition of church periodicals dates back to the first quarter of the 19th century. In 1821 the Metropolitan of St.-Petersburg and Novgorod Grigory (Postnikov) founded one of the spiritual journals, first in the country, − The Christian Reading, at St.-Petersburg Ecclesiastic Academy, thus starting official ecclesiastic journalism. Ecclesiastic journals, comprising both journalistic and art works, serious scientific researches, became an appreciable phenomenon in religious education in Russia. Wellknown church figures occupied the posts of editors of orthodox journals at that time. The church periodical press was popular with the reading public. Therefore, it is very important to define the role, the place, the value and the specificity of church periodicals in the Old Belief research. In the list of the orthodox periodicals containing scientific researches of the church split, were journals of general orientation: The Theological Bulletin (Sergiev Posad), The Christian Reading (St.-Petersburg), The Church Bulletin (St.-Petersburg), The Wanderer (St.Petersburg), The Ecclesiastic Reading (Moscow), The Instruction for Rural Pastors (Kiev); and those specialising directly on the split studying: The Brotherly Word (Moscow), The Orthodox Interlocutor (Kazan), The Orthodox Review (Moscow). Publishing materials on the split history, ecclesiastic journals kept the readers informed about modern events in the life of Old Believers; publication and distribution of proceedings of historians and theologians; some literary monuments of the Old Russian; spiritual poetry and prose. Missionary conversations with Old Believers, proceedings of Synod historians were published. Publishing houses of journals were engaged in the publication and distribution of books about the Old Belief. They were sent to ecclesiastic brotherhoods, consistories, private persons. The monuments of the Old Believers' book learning were also published. Thus, church journals, publishing proceedings of Synod researchers, making and printing lists of the new literature, being engaged in distribution of books, left an appreciable trace in distribution of scientific knowledge about the Old Belief, having transferred it from ecclesiastic academies directly to the reader. Orthodox periodicals left an outstanding trace in distribution of scientific knowledge, increase of cultural level of the reading audience.

Текст научной работы на тему «Старообрядчество на страницах православных периодических изданий середины XIX начала ХХ в»

К.А. Кузоро

СТАРООБРЯДЧЕСТВО НА СТРАНИЦАХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

СЕРЕДИНЫ XIX - НАЧАЛА ХХ в.

Рассматривается роль и место православной периодики середины XIX - начала ХХ в. в изучении старообрядчества. Охарактеризованы особенности и основные направления деятельности церковных периодических изданий в деле исследования и распространения научного знания о старообрядчестве.

Ключевые слова: старообрядчество; православные периодические издания; середина XIX - начало ХХ в.

Середина XIX - начало ХХ в. - время осознания исторической наукой и общественной мыслью того, что старообрядчество представляет собой сложное и противоречивое явление, подлежащее самому внимательному изучению. Поэтому данный период стал временем наиболее многостороннего и подробного научного исследования старообрядчества. Изучение староверия окончательно перемещается в духовно-академическую среду. В тщательности, добросовестности и полноте исследования церковные историки второй половины XIX - начала ХХ в. не уступали светским ученым. Синодальными историками были созданы многочисленные исторические сочинения, весьма актуальные для изучения истории раскола Русской православной церкви и в настоящее время.

Ведущая роль в распространении научного знания о старообрядчестве принадлежит духовным журналам. Начало издания церковных периодических изданий относится к первой четверти XIX в. В 1821 г. митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Григорий (Постников) основал при Санкт-Петербургской духовной академии один из первых в стране духовных журналов - «Христианское чтение», положив тем самым начало официальной духовной журналистике. Намерение издавать журнал преследовало цель противостоять распространению в обществе мистики и масонства посредством изложения основ христианского учения. Журнал «Христианское чтение» стал первым ежемесячно издаваемым печатным органом православного научного сообщества.

Духовные журналы, содержащие в себе как публицистические и художественные сочинения, так и серьезные научные исследования, стали заметным явлением в деле религиозного просвещения в России. Должности редакторов православных журналов в то время занимали известные церковные деятели. Если журнал издавался при духовной академии, то этот пост занимал ее ректор, что не могло не отразиться на высоком научном уровне изданий. Церковная периодика пользовалась большой популярностью среди читающей публики. Поэтому очень важно определить роль, место, значение и специфику церковных периодических изданий в изучении старообрядчества. Также тема церковной периодической печати актуальна и в связи с возрождением в настоящее время православной журналистики, благодаря которому обрели вторую жизнь многие дореволюционные издания (запрещенные после 1917 г.) и появились новые.

Процесс публикации многочисленных материалов и исследований о церковном расколе в середине XIX в. заметно активизировался в связи с необходимостью иметь более полные систематические и основательно

обработанные сведения о старообрядчестве, так как существующие представления о нем были весьма противоречивы. В 1853 г. при Санкт-Петербургской и Московской духовных академиях были учреждены отделения по изучению старообрядчества для подготовки миссионеров. В 1854 г. миссионерские отделения открываются при Казанской духовной академии и семинарии. Кроме того, при Казанской духовной академии было решено начать издание духовного журнала «с преимущественным направлением его против раскола в разных видах», получившего название «Православный собеседник». Для занятий на миссионерских отделениях и для «основательного изготовления статей в означенный журнал» в Казань высылаются собрания печатных и рукописных книг из библиотек Ниловой пустыни и Соловецкого монастыря. Относительно открытия миссионерских отделений при Казанской духовной академии и семинарии, а также издания при первой из них журнала «Православный собеседник» и отсылки из библиотек Ниловой пустыни и Соловецкого монастыря в Казанскую академию старопечатных книг и древних рукописей см. Указ от 30 апреля 1854 г. [1]. «Православный собеседник» издавался ежемесячно объемом в 8-10 печатных листов. Каждый номер делился на две части. В первой части помещались материалы по богословским дисциплинам: библейской и церковной истории, догматическому и нравственному богословию, апологетике, литургике, гомилетике. Вторая часть служила для публикации материалов церковно-исторического характера, значительную часть которых составляли материалы по истории старообрядчества.

В перечне православных периодических изданий, содержащих научные исследования церковного раскола, присутствовали как журналы общецерковной направленности: «Богословский вестник» (Сергиев Посад), «Христианское чтение» (Санкт-Петербург), «Церковные вестник» (Санкт-Петербург), «Странник»

(Санкт-Петербург), «Душеполезное чтение» (Москва), так и специализирующиеся непосредственно на раско-ловедении. Среди последних - журналы «Братское слово» (Москва), «Православный собеседник» (Казань), «Православное обозрение» (Москва). Кроме того, материалы о староверах печатались в региональных «Епархиальных ведомостях» и в трудах духовных академий. Журналы печатались значительными тиражами для того, чтобы быть доступными широкому кругу читателей, ведь, по мнению редакторов, «это именно и есть залог достигаемого изданием успеха: чем больше у него читателей, тем больше надежды, что сообщаемые в нем сведения о расколе будут восприняты и употреблены с пользой» [2. С. 125]. При этом подразумевалось условие, «чтобы характер и содержание издания делали его чтение полезным» [2. С. 125].

В результате исследования ряда вышеназванных духовных журналов нам удалось сделать следующие выводы. Содержание каждого из журналов имело свою специфику. К примеру, журнал «Братское слово» акцентировал внимание на изучении белокриницкого старообрядческого согласия. С редакцией журнала вели переписку бывшие староверы, некоторые из них официально входили в ее штат. «Православное обозрение» носило преимущественно публицистический характер, кроме церковных событий в нем обсуждались события общественной жизни в целом. В журнале «Странник» печатались литературные труды - духовная поэзия и проза, что обусловливало высокий спрос на него. Но в каждом из журналов отводилось значительное место вопросам, связанным с расколом Русской православной церкви.

В церковных журналах помещался список новинок православной литературы, книги из этого списка читатели могли заказывать через редакцию самого журнала. Среди этих книг были и издания, посвященные исследованию старообрядчества. К примеру, журнал «Братское слово», издававшийся при братстве св. митрополита Петра под редакцией профессора кафедры истории и обличения русского раскола Московской духовной академии Николая Ивановича Субботина, своей важнейшей задачей ставил «издание и распространение книг, содействующих обличению и ослаблению раскола» [2. С. 125]. Братство прилагало усилия к распространению книг и журналов среди самих староверов.

Публикуя материалы по истории старообрядчества, духовные журналы держали своих читателей в курсе современных событий в жизни староверов. Так, в журнале «Братское слово» Н.И. Субботин вел рубрику «Летопись современного раскола», здесь же помещались отчеты противораскольнического братства св. митрополита Петра, несущие ценную информацию о жизни старообрядчества. В рубрике «Летопись церковной и общественной жизни в России» журнала «Церковный вестник» помещались известия о событиях в среде староверов. Миссионеры и священники писали и отправляли в духовные журналы свои заметки о старообрядцах, таким образом, читатель мог ознакомиться с сюжетами их повседневной жизни. Во второй половине XIX в. как отдельное направление в изучении староверия выделяется составление церковными историками бесед со старообрядцами, в которых обсуждались обрядовые и догматические вопросы. И, конечно же, беседы со староверами находили место на страницах православных периодических изданий (например, беседы архимандрита Павла Прусского в журнале «Братское слово» (1886-1894)).

Одна из важнейших заслуг духовных журналов состояла в публикации научных трудов синодальных историков. Во второй половине XIX - начале ХХ в. в церковных журналах были изданы сочинения известнейших исследователей старообрядчества: «Раскольнические споры о метриках» Н.И. Субботина (Душеполезное чтение. 1867. № 3), «О рябиновщине» (Православный собеседник. 1867. № 5), «О численности раскола» Н.И. Ивановского (Православный собеседник. 1867. № 8), «Семейная жизнь в русском расколе в настоящее царствование» И.Ф. Нильского (Христианское

чтение. 1871. № 12), «Из истории полемики с расколом» П. С. Смирнова (Православное обозрение. 1889. Т. 2). Следует отметить, что синодальные историки рассматриваемого периода исследовали обширный спектр связанных со старообрядчеством вопросов. Исследователи посвящали свои произведения изучению истоков церковного раскола, истории отдельных согласий, истории старообрядческих центров, анализу конкретных пунктов старообрядческих учений.

В православных периодических изданиях находили место и статьи, посвященные единоверию (группа русских православных церквей, сохраняющих дониконов-ский богослужебный чин при каноническом разрыве со старообрядчеством). Так, в журнале «Православный собеседник» за 1867 г. была опубликована статья священника Николая Варушкина «О единоверии в нижнетагильском заводе и его округе», в которой автор делился опытом совместного обучения в духовных училищах детей единоверцев и староверов [3. С. 1-42].

Помимо публикации непосредственно на страницах православных периодических изданий редакции журналов издавали труды церковных историков и отдельными книгами. Приходно-расходная книга братства св. митрополита Петра содержит сведения об издании редакцией журнала «Братское слово» полемической и исторической литературы, посвященной старообрядчеству: «Беседы к глаголемому старообрядству» митрополита Филарета (Дроздова), «Истинно древняя и истинно православная Христова церковь. Изложение в отношении к глаголемому старообрядству» митрополита Григория (Постникова), пастырские послания митрополита Платона (Левшина), сочинения Н.И. Субботина: «Беседы о создании церкви», «Беседы с одним из поповцев австрийского согласия», «Беседы о власти антихриста» и т.д. [4. Л. 14-24].

К примеру, в течение 1886 г. редакцией журнала «Братское слово» были изданы: «...том “материалов” и семнадцать разных книжек и листов, в общей сложности составляющих до 60 000 экземпляров... Общее количество распространяемых частию посредством продажи, частию безвозмездно, разных книг и книжек восходит до 426 000 экземпляров» [2. С. 135]. Книги о старообрядчестве рассылались по требованиям православных братств (Астраханского, Барнаульского, Бий-ского, Владимирского, Саратовского), духовных консисторий, миссионерских комитетов, а также и по требованиям частных лиц.

Еще одно направление деятельности духовных журналов - публикация источников по истории церковного раскола. Публиковались источники, созданные в старообрядческой среде: например, воспоминания староверов, присоединившихся к единоверию или православию в «Братском слове» и «Православном собеседнике». В связи с перенесением в Казанскую духовную академию рукописей Соловецкого монастыря появилась возможность публикации в «Православном собеседнике» исторических памятников, относящихся к истории старообрядчества и полемике с ним: «Проски-нитарии» Арсения Суханова (1870. № 1), «Список исповедания и обращения Ивана Ларионова от раскольников к Церкви и вере православной» (1871. № 9). Значительный вклад в публикацию старообрядческих

книжных памятников внес профессор кафедры истории и обличения русского раскола Казанской духовной академии Николай Иванович Ивановский, активно сотрудничавший с редакцией журнала.

Таким образом, церковные журналы, публикуя научные труды синодальных исследователей, составляя и печатая списки новой литературы, оставили заметный след в распространении научного знания о старообрядчестве, «перенеся» его из духовных академий непосредственно к читателю. Проделанная редакторами журналов работа по изданию уникальных памятников старообрядческой письменности позволила сохранить

их и донести до современных исследователей. Знакомство с происходящими в среде староверов событиями являлось еще одной важнейшей функцией церковных периодических изданий, с которой в то время могли справиться только они. Важно, что из периодических изданий читатель мог узнать о жизни староверов разных регионов: Центральной России, Поволжья, Урала, Сибири. Отличаясь серьезностью, основательностью, полнотой суждений и сведений, духовные журналы способствовали знакомству читателей с исследованиями старообрядчества и событиями из жизни староверов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Собрание постановлений по части раскола, состоявшихся по ведомству Св. Синода (1801-1858). СПб., 1860. Кн. 2. С. 568-572.

2. Отчет по Братству св. Петра митрополита за 1886 год // Братское слово. 1887. № 2. С. 125-138.

3. Варушкин Н. О единоверии в нижнетагильском заводе и его округе // Православный собеседник. 1867. № 5. С. 1-42.

4. Приходно-расходная книга 1872-1893 гг. // Центральный исторический архив Москвы. Ф. 1363. Оп. 1. Д. 1.

Статья представлена научной редакцией «История» 22 марта 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.