Научная статья на тему 'Старообрядческие гектографированные издания: к вопросу о технике тиражирования, формате и целевом назначении'

Старообрядческие гектографированные издания: к вопросу о технике тиражирования, формате и целевом назначении Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
162
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕКТОГРАФ / СТАРООБРЯДЧЕСТВО / ТЕХНИКА ТИРАЖИРОВАНИЯ / ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ / HECTOGRAPH / OLD BELIEF / PRINTING TECHNIQUE OF REPLICATION / READERS' PRACTICES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Есипова Валерия Анатольевна

Статья посвящена вопросу о соотношении формата и целевого назначения старообрядческих гектографированных изданий. На примере экземпляра из коллекции Томского областного краеведческого музея (ТОКМ) показаны технические проблемы печати гектографированных изданий большого формата (Собрание священных правил и законов законоположителя и судии cеваста Арменопула. ТОКМ, 7904/150). Установлено, что работа с листами больших форматов приводила к смазыванию текста, появлению ненамеренных дополнительных оттисков фрагментов текста на полях и др. Поставлен вопрос о причинах использования больших форматов, несмотря на технические сложности. По каталогу Н. Ю. Бубнова (Библиотека Российской академии наук) выявлены все гектографированные издания формата 10 и 20. Установлено, что техническими возможностями для печати изданий большого формата обладали всего несколько старообрядческих типографий (печатни Г. М. Калинина, П. С. Феоктистова и Д. В. Батова). Показано, что большой формат использовался при печати настенных листов, ответов на сообщения в газетах, отдельных полемических сочинений, а также изданий, включающих тексты старообрядческих соборов и церковных правил. Из-за технических проблем с печатью больших форматов наиболее часто таким способом печатались однолистные и летучие издания, а издания большого объема были сравнительно редки. Выявлены основные группы изданий большого формата по целевому назначению: с одной стороны, распространение оперативной информации, с другой фиксирование важной, значимой информации и сохранение ее в течение длительного времени, увековечивание. Выдвинуты предположения о читательских практиках в отношении изданий больших форматов; они должны были различаться для летучих изданий и для изданий большого объема. Представляется, что дальнейшее изучение читательских практик, связанных с разными типами гектографических изданий, может быть достаточно перспективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Есипова Валерия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Old believer's hectographed editions: the question of printing technique, format and purpose

The article focuses on the relationship between the format and purpose of the Old Believers' hectographed editions. Technical problems of hectograph printing of large format editions were shown using the example of a copy from collection of the Tomsk Museum of Local History (Collection of Sacred rules and laws of universal judge Constantine Harmenopoulus. Tomsk Museum of Local History. 7904/150). It was ascertained that working with sheets of large format led to blurred text, the appearance of unintended additional fragments of the text prints on the fields of edition, etc. The question about reasons for usage of large formats, despite the technical difficulties, is raised. All hectographed Old believers' editions with format 10 and 20 were identified in the catalogue of Nicolay Bubnov (the Library of the Russian Academy of Sciences). It was established that the technical capabilities of printing large-format editions were available only in a few of Old Believers' printing houses (typography of G. Kalinin, P. Feoktistov and D. Batov). It is shown that a large format was used for printing of wall sheets, responses to articles in newspapers, certain polemical writings and publications, including the texts of the Old Believers' counsels and Church rules. Mono-sheet editions as well as announcement editions and notices were produced more often, and publications of a large volume were relatively rare due to the technical problems with printing of large format editions. The basic groups of large format editions were singled out according to their intended purpose: on the one hand, there were editions intended for operational information dissemination, on the other some editions were printed for fixing important meaningful information and keeping it for a long time, i.e., for its perpetuation. It was suggested that the practices of reading of the large-format editions had been varied: they had to be different for the announcement publications and for the editions of large volume. A further study of the readers' practices concerning different types of hectographed editions is considered to be quite promising.

Текст научной работы на тему «Старообрядческие гектографированные издания: к вопросу о технике тиражирования, формате и целевом назначении»

В. А. Есипова

СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ГЕКТОГРАФИРОВАННЫЕ ИЗДАНИЯ: К ВОПРОСУ О ТЕХНИКЕ ТИРАЖИРОВАНИЯ, ФОРМАТЕ И ЦЕЛЕВОМ НАЗНАЧЕНИИ*

Статья посвящена вопросу о соотношении формата и целевого назначения старообрядческих гектографированных изданий. На примере экземпляра из коллекции Томского областного краеведческого музея (ТОКМ) показаны технические проблемы печати гектографированных изданий большого формата (Собрание священных правил и законов за-коноположителя и судии севаста Арменопула. ТОКМ, 7904/150). Установлено, что работа с листами больших форматов приводила к смазыванию текста, появлению ненамеренных дополнительных оттисков фрагментов текста на полях и др. Поставлен вопрос о причинах использования больших форматов, несмотря на технические сложности.

По каталогу Н. Ю. Бубнова (Библиотека Российской академии наук) выявлены все гектографированные издания формата 10 и 2°. Установлено, что техническими возможностями для печати изданий большого формата обладали всего несколько старообрядческих типографий (печатни Г. М. Калинина, П. С. Феоктистова и Д. В. Батова). Показано, что большой формат использовался при печати настенных листов, ответов на сообщения в газетах, отдельных полемических сочинений, а также изданий, включающих тексты старообрядческих соборов и церковных правил. Из-за технических проблем с печатью больших форматов наиболее часто таким способом печатались однолистные и летучие издания, а издания большого объема были сравнительно редки. Выявлены основные группы изданий большого формата по целевому назначению: с одной стороны, распространение оперативной информации, с другой — фиксирование важной, значимой информации и сохранение ее в течение длительного времени, увековечивание.

Выдвинуты предположения о читательских практиках в отношении изданий больших форматов; они должны были различаться для летучих

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Томской области в рамках научного проекта №16-14-70001 «а/р».

© В. А. Есипова, 2017

169

изданий и для изданий большого объема. Представляется, что дальнейшее изучение читательских практик, связанных с разными типами гектографических изданий, может быть достаточно перспективным.

Ключевые слова: гектограф, старообрядчество, техника тиражирования, читательские практики.

В последние десятилетия XIX — начале XX в. в России получили широкое распространение различные техники тиражирования книги, которые сейчас принято называть «малой полиграфией». Нередко техники такого рода использовались для печати неподцензурных малотиражных изданий. Часть этих техник являлась безнаборной, в том числе — гектографирование.

Гектограф технически представляет собой инструмент для безнаборного тиражирования текста; оригинал для воспроизведения изготавливается с использованием специальных гектографических чернил путем переписывания от руки, либо такими же чернилами пропитывается лента печатной машинки — в этом случае текст печатается. Основу гектографического станка представляет собой емкость, заполненная смесью с включением глицерина; готовый оригинал прикладывается к поверхности смеси, на которой и отпечатывается текст. Затем на получившийся отпечаток прикладываются чистые листы, на которых появляется оттиск текста. Как отмечает Е. Л. Немировский, «характерной особенностью этого процесса было совмещение красочного резервуара с формой. Печатание здесь осуществлялось с некоторой эластичной массы, в недрах которой было заранее сформировано красочное изображение, причем красочный слой в процессе печатания не возобновлялся»1. Устройство для гектографирования называют гектографом, оно было изобретено в 1869 г. в России М. И. Алисовым и усовершенствовано в 1879 г. чешскими изобретателями В. Квайсером и Р. Гусаком. В частности, гектографирование широко использовалось в русской нелегальной печати2. Подробно биографию М. И. Алисова изложил Е. Л. Немировский3.

1 Немировский Е. Л. Изобретение книгопечатания. Технические аспекты. М.: Наука, 2000. С. 464.

2 Дубровская Н. А. Подготовка оригиналов малотиражных работ к оперативному изданию. М., 1969.

3 Немировский Е. Л. Изобретение книгопечатания... С. 393-394, 464.

Каталогизация гектографированных изданий началась сравнительно недавно. Прот. П. И. Мангилёвым была разработана методика описания таких изданий4. Одно из наиболее обширных на настоящий момент описаний — каталог старообрядческих гектографированных изданий БАН — было составлено Н. Ю. Бубновым: он содержит описания 578 изданий5; в предисловии автором был дан также обзор работ, посвященных изучению и описанию старообрядческих гектографированных изданий.

В числе прочего, в описании гектографированных изданий отмечаются их количественная характеристика и формат издания. В этой связи привлекает внимание экземпляр, хранящийся в ТОКМ (ил. 1-3)6. На титульном листе книги имеется заглавие: «Собрание священных правил и законов законоположителя и судии севаста Арменопула. Первое гектографическое издание. 1905 года. Издал Г. М. Калинин». Издание известно в нескольких экземплярах: уже упомянутый экземпляр ТОКМ, экземпляр Института истории СО РАН7, а также экземпляр Лаборатории археографических исследований УрФУ8. Известна также продажа экземпляров издания на аукционах9.

Сочинение, которое опубликовано в составе описанного выше издания, принадлежит Константину Арменопулу (сер. XIV в.), известному византийскому юристу и канонисту. Известно, что он являлся судьей в Фессалониках; один из его известнейших трудов — «Шести-книжие», которое было задумано как практическое руководство для

4 Описание старообрядческих гектографированных изданий. Методические рекомендации / сост. П. И. Мангилёв. Екатеринбург, 1993. 33 с.

5 Старообрядческие гектографированные издания Библиотеки Российской Академии наук / авт.-сост. Н. Ю. Бубнов. СПб., 2012. 460 с. (далее — Бубнов).

6 ТОКМ 7904/150.

7 № 2/71. Рукописи XVI-XX вв. и книги старой печати из собрания Института истории СО РАН / сост. Н. Д. Зольникова, А. И. Мальцев, Т. В. Панич, Л. В. Титова. 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://history.nsc.ru/n-tr.htm (дата обращения: 09.02.2017).

8 № 7р/14. Константин Арменопул. Собрание божественных и священных книг. Гектограф. Нач. XX в. 497 лл. Свердловское (IX) собрание. Описи фондов. ЛАИ УрФУ. URL: http://hist.igni.urfu.ru/lai/inventory.files/man09.html (дата обращения:20.02.2017). Сердечная благодарность прот. Петру Мангилёву, указавшему на этот экземпляр.

9 Аукцион № 25. «Редкие книги, рукописи, автографы, фотографии и плакаты». 3 апреля 2014 г., Москва. М., 2014.

судей и включало, в числе прочего, ряд норм византийского церковного права. Также Арменопул составил «Краткое изложение божественных и святых канонов» в шести разделах, представляющее собой сборник именно канонического права. Перевод этого сочинения на славянский язык был выполнен в середине XVII в. Епифанием Славинецким, под заглавием «Епитом, или Сокращений». «Шестикнижие» неоднократно издавалось на греческом и латинском языках, в нашей стране было широко известно в рукописных списках, а первое издание на русском языке впервые вышло в свет в 1831 г.10 Известны рукописи с текстом этого сочинения — например одна из них хранится в библиотеке Тро-ице-Сергиевой лавры11. Имеется список этого сочинения и в составе коллекции ОРКП НБ ТГУ, однако он более поздний и относится к началу XX в.12 Эта рукопись была приобретена библиотекой в 2014 г., а до этого бытовала в составе библиотеки старообрядцев-странников, проживавших на территории Томской области в районе пос. Красный Яр Кривошеинского района. Таким образом, сочинения Арменопула пользовались известностью как в православной, так и в старообрядческой среде.

При описании экземпляра ТОКМ бросились в глаза некоторые особенности печати, а именно: по углам листов 236, 237 об, 290, 302-302 об. отпечатались фрагменты того же текста, воспроизведение которого читается на указанных листах (ил. 4-7). Местами смазаны цифры пагинации (л. 280 и др.), смазан текст на лл. 279 об, 80 нн. об. и др. (ил. 8, 9). Скорее всего, эти особенности вызваны сложностью технологического процесса печати в случае большого формата издания: они возникали в процессе снятия листа с оттиском с поверхности глицериновой смеси,

10 Перевод ручной книги законов или так называемого Шестикнижия, собранного отовсюду и сокращенного достопочтенным номофилактом и судьею в Фессалонике Константином Арменопулом. СПб.: Сенатская тип., 1831. 11, 264, 7, 273, 103 с.

11 «Епитоми божественных и священных правил, бывшая от всечестнаго севаста и законохранителя и судии фессалоническаго господина Константина Арменопола». № 192. Ф. 173. I. Фундаментальное собрание библиотеки МДА. URL: http://old.stsl.ru/ manuscripts/medium.php?col=5&manuscript=192&pagefile=192-0001 (дата обращения: 09.02.2017).

12 ОРКП НБ ТГУ. В-27.479. «Епитомии божественных и священных правил, бывшая от всечестнаго севаста и законохранителя и судии фесалоническаго, господина Константина Арменополя». XX в. (нач.).

о чем свидетельствует характер этих оттисков. Действительно, размер блока изучаемого экземпляра составляет 35,0x21,7 см — и это при том, что листы очевидно обрезаны при переплете. Листы в рассматриваемом экземпляре сшиты в тетради преимущественно по шесть; это означает, что изготавливались оттиски сразу же двойного разворота, а его размер при этом составлял 35,0x43,4 см как минимум. Очевидно, оперировать листом такого размера было непросто, поэтому и возникали дефекты в процессе печати.

Возникает вопрос: каковы были причины изготовления изданий такого значительного формата, особенно с учетом имеющихся технических проблем? Отметим, что формат большинства изданий как в каталоге Мангилёва, так и в каталоге Бубнова обычно 40 или 80. Вообще гектографы большого формата встречаются достаточно редко; так, в каталоге Бубнова изданий форматом в 10 описано 3 ед.; изданий форматом 20 зарегистрировано 1813.

Таким образом, получается, что экземпляр ТОКМ — практически единственное издание, напечатанное на гектографе в формате 10 (за исключением также единственного настенного листа). Это предполагает, во-первых, соответствующее техническое оснащение типографии и гектографический аппарат с достаточно большой емкостью для глицериновой смеси. Как видно из каталога Бубнова, такой гектограф имелся в типографии, принадлежавшей Г. М. Калинину. Настенный лист такого же формата был отпечатан в типографии П. С. Феоктистова, но книг формата 10 эта типография не выпускала. Значит, существовало две типографии, оснащенных гектографом, позволявшим делать оттиски в формате 10: это предприятия Г. М. Калинина и П. С. Феоктистова. Издания в формате 20 выпускала в основном печатня Д. В. Батова.

Рассмотрим подробнее тематику гектографированных изданий большого формата и их целевое назначение. Из трех изданий форматом в 10, описанных Бубновым, два представляют собой варианты одного и

13 Формат 10: Бубнов. № 235,538, 538а. Формат 20: Бубнов № 3, 3а (вариант), 9, 94, 165, 165 а (вариант), 186, 334, 334а (вариант), 405, 421, 456, 466, 481, 519, 519-519 (вариант), 571, 572 (вариант). Очевидно, что эта информация не является абсолютно полной и имеются другие большеформатные гектографированные издания; их выявление и библиографический учет — пока что дело будущего.

того же издания — и это издание, экземпляр которого описан выше14. Третье представляет собой настенный лист «О вере, надежде и любви, вернейших человеческаго спасения посредствах»; он напечатан в начале XX в. в Саратове, в тип. П. С. Феоктистова15.

Изданий, напечатанных форматом в 20, как отмечено выше, было несколько больше. Среди них также три настенных листа: это краткая биография Андрея Денисова16, «Малоспасаемые»17 и «Пророко-апо-стольския о последнем времени предречения», напечатанные в начале XX в. Д. В. Батовым18; также к настенным листам относится и «Копия с благодетельнаго законоположения. Об изменении порядка увещания перешедших от господствующей Церкви в раскол»19, напечатанная Д. В. Батовым, и вариант этого издания20.

Еще три издания представляют собой ответы и опровержения на газетные публикации, а также письма21. Эти издания содержат 4-5 листов и по формату близки газетам, в которых и размещались опровергаемые заметки. Таким же образом оформлены «Представление уполномочен-

14 Бубнов. № 538. «Собрание священных правил и законов законоположителя и судии Севаста Арменопула. Первое гектографированное издание. Издал Г. М. Калинин». 1905. 501 л.; № 538а. «Собрание священных правил. Издал Г. М. Калинин». 1905. 501 л.

15 Бубнов. № 235. «О вере, надежде и любви, вернейших человеческаго спасения посредствах». XX в. (нач.). Настенный лист в орнаментальной рамке, отпечатанный типографским способом в г. Саратове, в тип. П. С. Феоктистова.

16 Бубнов № 3 [Андрей Денисов. Краткая биография]. XIX в. (кон.) — XX в. (нач.). Настенный лист в рамке. Изд. Д. В. Батов.

17 Бубнов. № 186. «Малоспасаемые». Настенный лист. Батов Д. В. (изд.). XIX в. (кон.) — XX в. (нач.). 1 л.

18 Бубнов. № 466. «Пророко-апостольския о последнем времени предречения». Батов Д. В. XX в. (нач.). 1 л.

19 Бубнов. № 165. «Копия с благодетельнаго законоположения. Об изменении порядка увещания перешедших от господствующей Церкви в раскол». [Батов Д. В.]. XIX в. (кон.) — XX в. (нач.). 1 л.

20 Бубнов. № 165 а.

21 Бубнов. № 334 «О скоропостижно умершем, народных суевериях и газетных фразах. Ответ старообрядца-поморца на статьи в газете «Московский листок» от 30 ноября 1891 года за № 333». [Батов Д. В.] 1891 г. 2 лл.; № 334а (вариант); № 405. [Отзыв]. «Ка-занско-тульскому колосальному учителю, енергичному ратобору староверия г. Гребенщикову, на полемическо-ироническое письмо 31 марта 1894 г. от получившего адресата. Отзыв». [Батов Д. В.]. 1894. 2 лл.; № 429. [Письмо]. Батов Д. В. Тула, 1893 г. 4 лл.

ных старообрядцев г-ну министру внутренних дел 9 февраля 1903 г. в Петрограде»22 и «Памятная записка о событиях, произшедших в последнее время в старообрядчестве»23.

Если настенные листы предполагалось размещать на стенах в моленных или в доме, то письма, опровержения, обращение к министру внутренних дел выполняли, скорее всего, те же функции, что и газеты и листовки: они предназначались к оперативному информированию, прочтению, как и газета, в кругу единомышленников, но, вероятно, не предполагали длительного хранения. Из-за небольшого количества листов их можно было сложить в несколько раз, спрятать в карман, убрать в тайник — если в этом была необходимость. В случае же надобности их легко было уничтожить.

Имеются среди изданий большого формата также учительные, полемические тексты24; кроме того, в таком же формате изданы и «Деяния соборов 7420-7421 гг. в Вичуговской стране»25. В отличие от указанных выше изданий, они более значительны по объему (до 250 страниц) и их немного: всего 7 изданий. Как видно, среди перечисленных изданий нет ни богослужебных, ни четьих текстов, а полемические тексты, хотя и представлены, но немногочисленны; все же подавляющее их большинство изданы именно форматом в 40. Функцией этих изданий являлось фиксирование важной, значимой информации и сохранение ее в течение длительного времени, увековечивание.

Собственно, можно предположить, что эти целевые установки и предопределяли использование именно таких форматов изданий, не-

22 Бубнов. № 456. «Представление уполномоченных старообрядцев г-ну министру внутренних дел 9 февраля 1903 г. в Петрограде». 1903. 16 с.

23 Бубнов. № 421. «Памятная записка о событиях, произшедших в последнее время в старообрядчестве». [Бриллиантов М. И.]. XX в. (нач.). 5 л.

24 Бубнов. № 9. «Апология христиан старообрядцев или рассмотрение и опровержение обвинений, возводимых на старообрядчество духовно-господствующей литературой. [Боев А. Г., автор]. XX в. (нач.). 96 с.; № 481. Разбор и опровержение учения Федора Михайловича, составленный сторонниками Александра Васильевича. [Залесский М. И. и др.]. XX в. (10-20-е гг.). 254 с.; № 519. «Свидетельства от Святаго Писания о единой святей и апостольской соборной церкви». [Залесский М. И., изд.]. 1914. 68 лл.; № 519519 вариант; № 571. «Учение православной церкви о святом апостоле Петре и о других апостолах и учение Александра Васильева и его единомысленника еретика папы рим-скаго. Разбор». Залесский М. И. XX в. (нач.). 145 л.; № 572 (вариант).

25 Бубнов. № 94. «Деяния соборов 7420-7421 гг. в Вичуговской стране». [Залесский М. И., сост.]. 1915-1916. 200 л.

смотря на технические проблемы при их печатании. Отметим, что преобладали среди изданий больших форматов все же однолистки, что является косвенным подтверждением проблемы с тиражированием.

Формат издания и содержание текста должны были порождать соответствующие читательские практики: если однолистки и летучие издания предполагалось располагать на стене либо носить с собой в свернутом виде, читать самостоятельно или среди единомышленников, то огромные по формату и количеству листов, одетые в тяжелые переплеты экземпляры не предполагали чтения сидя в кресле или на лавочке; очевидно, они должны были располагаться как минимум на столе, внушая уважение одним своим размером. Скорее всего, чтение таких книг предполагало соответствующую торжественность обстановки или особый случай.

Таким образом, старообрядческие гектографированные издания большого формата ограничивались определенной тематикой и целевым назначением. Из-за технических проблем с печатью больших форматов наиболее часто таким способом печатались однолистные и летучие издания, а издания большого объема были сравнительно редки. Кроме того, далеко не каждая старообрядческая печатня обладала соответствующей техникой. Представляется, что дальнейшее изучение читательских практик, связанных с разными типами гектографических изданий, может быть достаточно перспективным.

Список литературы

1. Аукцион № 25. «Редкие книги, рукописи, автографы, фотографии и плакаты». 3 апреля 2014 года. Москва. М., 2014. 224 с.

2. Дубровская Н. А. Подготовка оригиналов малотиражных работ к оперативному изданию. М., 1969. 173 с.

3. Епитоми божественных и священных правил, бывшая от всечестнаго севаста и законохранителя и судии фессалоническаго господина Константина Арменопола. № 192. Фонд 173. I. Фундаментальное собрание библиотеки МДА. URL: http://old.stsl. ru/manuscripts/medium.php?col=5&manuscript=192&pagefile= 192-0001 (дата обращения: 09.02.2017).

4. Немировский Е. Л. Изобретение книгопечатания. Технические аспекты. М.: Наука, 2000. 659 с.

5. Описание старообрядческих гектографированных изданий. Методические рекомендации / сост. П. И. Мангилёв. Екатеринбург, 1993. 33 с.

6. ОРКП НБ ТГУ — Отдел рукописей и книжных памятников Научной библиотеки Томского государственного университета. В-27.479. «Епитомии божественных и священных правил, бывшая от всечестнаго севаста и законохранителя и судии Фесалони-ческаго, господина Константина Арменополя». XX в. (нач.). 571 л.

7. Перевод ручной книги законов или так называемого Шестикнижия, собранного отовсюду и сокращенного достопочтенным номофилактом и судьею в Фессалонике Константином Арменопулом. СПб.: Сенатская тип., 1831. 11, 264, 7, 273, 103 с.

8. Рукописи XVI — XX вв. и книги старой печати из собрания Института истории СО РАН / сост. Н. Д. Зольникова, А. И. Мальцев, Т. В. Панич, Л. В. Титова. 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://history.nsc.ru/n-tr.htm (дата обращения: 09.02.2017).

9. Старообрядческие гектографированные издания Библиотеки Российской Академии наук / авт.-сост. Н. Ю. Бубнов. СПб., 2012. 460 с.

10. ТОКМ — Томский областной краеведческий музей, 7904/150.

Valeriya A. Esipova

THE OLD BELIEVER'S HECTOGRAPHED EDITIONS: THE QUESTION OF PRINTING TECHNIQUE, FORMAT AND PURPOSE

Abstract

The article focuses on the relationship between the format and purpose of the Old Believers' hectographed editions. Technical problems of hectograph printing of large format editions were shown using the example of a copy from collection of the Tomsk Museum of Local History (Collection of Sacred rules and laws of universal judge Constantine Harmenopoulus. Tomsk Museum of Local History. 7904/150). It was ascertained that working with sheets of large format led to blurred text, the appearance of unintended additional fragments of the text prints on the fields of edition, etc. The question about reasons for usage of large formats, despite the technical difficulties, is raised.

All hectographed Old believers' editions with format 10 and 20 were identified in the catalogue of Nicolay Bubnov (the Library of the Russian Academy of Sciences). It was established that the technical capabilities of printing large-format editions were available only in a few of Old Believers' printing houses (typography of G. Kalinin, P. Feoktistov and D. Batov). It is shown that a large format was used for printing of wall sheets, responses to articles in newspapers, certain polemical writings and publications, including the texts of the Old Believers' counsels and Church rules. Mono-sheet editions as well as announcement editions and notices were produced more often, and publications of a large volume were relatively rare due to the technical problems with printing of large format editions. The basic groups of large format editions were singled out according to their intended purpose: on the one hand, there were

editions intended for operational information dissemination, on the other — some editions were printed for fixing important meaningful information and keeping it for a long time, i.e., for its perpetuation.

It was suggested that the practices of reading of the large-format editions had been varied: they had to be different for the announcement publications and for the editions of large volume. A further study of the readers' practices concerning different types of hectographed editions is considered to be quite promising.

Key words: hectograph, Old Belief, printing technique of replication, readers' practices.

References

1. Auktsion № 25. «Redkie knigi, rukopisi, avtografy, fotografii i plakaty». 3 aprelia 2014 goda. Moskva [Auction no. 25. "Rare books, manuscripts, autographs, photographs and posters"]. Moscow, 2014, 224 pp.

2. Dubrovskaia N. A. Podgotovka originalov malotirazhnykh rabot k operativnomu izdani-iu [Preparation of the originals of limited circulation for operating edition]. Moscow, 1969, 173 pp.

3. Epitomi bozhestvennykh i sviashchennykh pravil, byvshaia ot vsechestnago sevasta i za-konokhranitelia i sudii fessalonicheskago gospodina Konstantina Armenopola. № 192. F. 173. I. Fundamental'noe sobranie biblioteki MDA. [Epitome of the Divine and Sacred Rules of Constantinus Harmenopoulus, the Venerable Sebastos, Lawkeeper and Judge of Thessaloniki. Stock 173, no. 192, I. Basic Collection of the Moscow Theological Academy Library]. Available at: http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=5&manuscript= 192&pagefile= 1920001 (accessed: 09.02.2017).

4. Nemirovskii E. L. Izobretenie knigopechataniia. Tekhnicheskie aspekty [The Invention of Book-printing. Technical aspects]. Moscow, Nauka, 2000, 659 pp.

5. Opisanie staroobriadcheskikh gektografirovannykh izdanii. Metodicheskie rekomendat-sii / sost. P. I. Mangilev [Description of the Old believer's hectographed editions. Guidelines]. Ekaterinburg, 1993. 33 pp.

6. ORKP NB TGU — Otdel rukopisei i knizhnykh pamiatnikov Nauchnoi biblioteki Tom-skogo gosudarstvennogo universiteta [The Department of Manuscripts and Literary Works of the Scientific Library of Tomsk State University]. B-27.479 (Epitomii bozhestvennykh i sviashchennykh pravil, byvshaia ot vsechestnago sevasta i zakonokhranitelia i sudii Fesa-lonicheskago, gospodina Konstantina Armenopolia. (nach. 20 v.)) [Epitome of the Divine and Sacred Rules of Constantinus Harmenopoulus, the Venerable Sebastos, Lawkeeper and Judge of Thessaloniki (Beginning of the 20th century)]. 571 ff.

7. Perevod ruchnoi knigi zakonov ili tak nazyvaemogo Shestiknizhiia, sobrannogo otov-siudu i sokrashchennogo dostopochtennym nomofilaktom i sud'eiu v Fessalonike Konstan-tinom Armenopulom [Translation of the Law Book Manuscript or the so called Six Books compiled by the Venerable Constantinus Harmenopoulus, a Lawyer and Universal Judge of Thessaloniki]. St Petersburg, 1831. 11, 264, 7, 273, 103 pp.

8. Rukopisi XVI-XX vv. i knigi staroi pechati iz sobraniia Instituta istorii SO RAN / sost. N. D. Zol'nikova, A. I. Mal'tsev, T. V. Panich, L. V. Titova. 2010 [Manuscripts of the 16th — 17th cc. and the Old-printed Books from the Collection of History Institute of the Siberian Branch of the Russian Academy of Science (eds. N. D. Zolnikova, A. I. Maltsev, T. V. Panich, L. V. Titova)]. Available at: http://history.nsc.ru/n-tr.htm (accessed: 09.02.2017).

9. Staroobriadcheskie gektografirovannye izdaniia Biblioteki Rossiiskoi Akademii nauk [The Old believer's hectographed editions of the Russian Academy of Science Library] (ed. N. Yu. Bubnov). Saint Petersburg, 2012, 460 pp.

10. TOKM — Tomskii oblastnoi kraevedcheskii muzei [Tomsk Regional Museum of Local History], 7904/150.

Ил. 1. ТОт 7904/150. Титульный лист

Ил. 2. ТОКМ 7904/150. Л. 154

Ил. 3. ТОт 7904/150. Л. 488

Ил. 4. ТОКМ 7904/150. Л. 236. Отпечаток на полях

Ил. S. ТОКМ 7904/150. Отпечаток на полях

'и *

w

у*' ï*

ШЩ кдгш m «flöf^HTi мин

ff» Mf^AM^ fw вримкгмгмгягж к*

yiíT) Н+'ч« TMÍHTH

lûïni Я1«Л» fauMfN*JHII# Ж( wmih/H ¡umirff

Miami, КД5Ш ИДЧ|Г»И niwçiAiT» 8Í) ""/W* «*«А Л1ЛАЙ1 ft V V^MiiT« лшАст, и ai Íta

«WAHIf мяиммм ит^ч «до)

Ил. б. TOКM 7904/150. Отпечаток на полях

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i »

oîçwl'

UiA. *

\ * •»

At

КНИГА, с, .

й «Рииищлмм»*

г TIBÍ Hi «ГШ Mil

, / со умиЛиыи rft ¡МАННИК н*«ик*плш1 : сж« и ^

лусш Б1кдл?,нстшдтни. 3* стрщ пни*ш НИьГкЬаМ f^ÄTM WtUll MjtTi

... iiuui WM»»

III II п . ■ .

Ил. 7. TOКM 7904/150. Отпечаток на полях

khhVÍ I a

timmwi*» ********

йсшшид ИМ» К«*«* fln «

мюамсгм. ÄM ««*« г«дстсшшс л !

Kiiijiicu '4я J^ÍMmVm t ;

Ал H niliC 1 OS«

Тм *ГИ аЛ'11 At-f nfAÜIfCA /*KW CUTttttt £

yw'A miman mimhhi iuum¥,№ tÄjjl^

a t ПОСЛЕД«« Et «jftl UWpr,|*pH Щщ

fi" Ä И jUVlH f д^ннп же 13нр/тн lyrfwV m^MMmï а Н(1уДё£9Н(рШ(НН9м¥ Háffwm "пчйглк$ êfaMUrtHA H Wtíntáтли,M ж ni «er« ПДОДОргм ссзст^нтншп»

ГАЖДЛТСЛЛ. MK« СДМШН МК1(1Т»Ш

^ЖМДГЯСА t ÏTÎ/IÏ fei OCM|I сир Kfünf witiiîimîi (домкнп. ЛН1Ж1 тщш

И L'A /ли...... ? f * » |l

""^etiliune, ff¿ff£«CTH4r« Tl«¿f HCTtTMM t**

llMi

Ил. S. ТОКМ 7904/150. Текст, оттиснутый с дефектами

Ил. 9. TOКM 7904/150. Текст, оттиснутый с дефектами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.