Научная статья на тему 'Старообрядческие архивы Молдавской и дальневосточной епархий русской православной старообрядческой церкви: судьба и особенности состава'

Старообрядческие архивы Молдавской и дальневосточной епархий русской православной старообрядческой церкви: судьба и особенности состава Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвина Наталья Викторовна

В статье рассматриваются два типа «старообрядческих» архивов, т.е. сознательно созданных в старообрядческих общинах: 1) исторически сложившийся под влиянием государственной надзорно-отчетной системы (Совета по делам религиозных культов/религий) и 2) сформированный по инициативе старообрядческого лидера. В качестве примеров приводятся архивы двух епархий Русской Православной старообрядческой Церкви: Кишиневской и всея Молдавии и Дальневосточной. Описание исторических и архивоведческих характеристик каждого архива предваряет краткий обзор истории заселения старообрядцами территорий двух епархий. Работа с архивами в старообрядческих общинах включает несколько основных этапов: решение технических задач хранения документов, разработка системы фондов и описей исходя из массива имеющихся документов, затем решение конкретных проблем архивной систематизации с учетом специфики уже сформированных архивных дел и потребностей общины. Отдельно отмечены антропологические задачи архивной работы в старообрядческой среде. Архивист должен быть подготовлен к правилам поведения в общине, а также к трудностям взаимодействия со старообрядцами, базирующимся на разделении ими незнакомцев на своих (старообрядцев, единоверцев) и чужих (не старообрядцев, людей другой веры). К текущим антропологическим задачам относится мы работа по описанию современного состояния старообрядческой общины-хранительницы архива. Это и создание аудио и видео документов, фиксирующих беседы со старообрядцами и событий, происходящих в общине, а кроме того, ведение полевого дневника. Подобное внимание к событиям и повседневности, которую архивисты застают во время своей непосредственной работы, помогает старообрядцам ценить не только свое прошлое, но и расширять рамки понимания современного документирования истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Archives of Old Believers communities of the Moldovan and Far Eastern dioceses: The fate and characteristics of the contents

The article deals with two types of “old believers” archives, which consciously created in the old believers communities: 1) historically formed under the inuence of the state Supervisory and reporting sys-tem (Council for religions and cults) and 2) formed by the initiative of the old believers leader. The archives of two eparchies of the Russian Orthodox old believer Church Chisinau and all Moldova and far East are given as examples. A brief review of the history of the settle-ment of the territories of the two dioceses by old believers is preceded by description of historical and archival characteristics of each archive.Work with archives in old believers communities includes sever-al main stages: the solution of technical problems of storage of doc-uments, the development of a system of archival funds based on the array of available documents, then the solution of specic prob-lems of archival systematization taking into account the specics of the already formed archival cases and the needs of the community.Also there is the anthropological tasks of archival work in the old believers environment. The archivist should be prepared to the rules of conduct in the community, as well as the difculties of interaction with the old believers, based on the separation of the in ours people (old believers) and strangers (non-believers, people of other faiths). The cur-rent anthropological problems include the work on the description of the current state of the old believer community the Keeper of the archive. This is the creation of audio and video documents: recording conver-sations with old believers and events taking place in the community, as well as maintaining a eld diary. Similar attention to events and everyday life of community which archivists nd during their direct work, helps old believers to appreciate not only their past, but also to ex-pand the scope of understanding of modern documentation of history.

Текст научной работы на тему «Старообрядческие архивы Молдавской и дальневосточной епархий русской православной старообрядческой церкви: судьба и особенности состава»

ТЕМА НОМЕРА: СТАРООБРЯДЧЕСТВО

Литвина Наталья Викторовна

СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ АРХИВЫ МОЛДАВСКОЙ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ЕПАРХИЙ РУССКОЙ

ПРАВОСЛАВНОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ: СУДЬБА И ОСОБЕННОСТИ СОСТАВА

Natalia Litvina

ARCHIVES OF OLD BELIEVERS COMMUNITIES OF THE

MOLDOVAN AND FAR EASTERN DIOCESES: THE FATE AND CHARACTERISTICS OF THE CONTENTS

The article deals with two types of "old believers" archives, which consciously created in the old believers communities: 1) historically formed under the influence of the state Supervisory and reporting system (Council for religions and cults) and 2) formed by the initiative of the old believers leader. The archives of two eparchies of the Russian Orthodox old believer Church - Chisinau and all Moldova and far East - are given as examples. A brief review of the history of the settlement of the territories of the two dioceses by old believers is preceded by description of historical and archival characteristics of each archive.

Work with archives in old believers communities includes several main stages: the solution of technical problems of storage of documents, the development of a system of archival funds based on the array of available documents, then the solution of specific problems of archival systematization taking into account the specifics of the already formed archival cases and the needs of the community.

Also there is the anthropological tasks of archival work in the old believers environment. The archivist should be prepared to the rules

Религиоведческие исследования. 1 (17). 2018.

doi:10.23761/rrs2018-17.8-32

of conduct in the community, as well as the difficulties of interaction with the old believers, based on the separation of the in ours people (old believers) and strangers (non-believers, people of other faiths). The current anthropological problems include the work on the description of the current state of the old believer community - the Keeper of the archive. This is the creation of audio and video documents: recording conversations with old believers and events taking place in the community, as well as maintaining a field diary. Similar attention to events and everyday life of community which archivists find during their direct work, helps old believers to appreciate not only their past, but also to expand the scope of understanding of modern documentation of history.

Старообрядческие архивы, то есть сформированные и сохраняемые в общинах самостоятельные документальные собрания, осмысленные самими старообрядцами как обладающие значимостью, явление достаточно редкое. Безусловно, старообрядцы всех согласий могут хранить исторические документы, которые как прежде, так и теперь подтверждают те или иные права общины. Так, старообрядцы села Ку-нича (Молдавия) прятали и берегли молдавскую грамоту 1804 г. молдавского господаря Иона Александру Мурузи, которую считали древним разрешением на пристройку алтаря к храму либо на строительство самого храма. В 2007 г. ее показали исследователям, благодаря которым документ был переведен и уже неоднократно опубликован1. Но те же старообрядцы-куничане, уже зная об интересах исследова-

1 Магола А.А. Старинная молдавская грамота, найденная в старообрядческой церкви села Кунича // Липоване: история и культура русских старообрядцев. Вып. 6. Одесса, 2008. С. 143-150; Пригарин А.А. Русские старообрядцы на Дунае. Одесса-Измаил-Москва, 2010. С. 40-42; Николаев Д., Донцов П. Кунича, которой всего 580 лет // Электронный ресурс: ВКС Российских соотечественников, проживающих за рубежом. URL: http://vksrs.com/publications/ kunicha-kotoroy-vsego-580-let/. Дата обращения: 31.01.2018.

телей, использовали для растопки церковных печей мешок исторических документов. К сожалению, такое отношение к «старым бумагам» не редкость.

Целенаправленному делопроизводству в старообрядческих епархиях способствовала инициатива «сверху», а именно регламентирующие внутренний документооборот предписания уполномоченных Совета по делам религиозных культов при Совете народных комиссаров РСФСР (Совете Министров СССР), созданного в 1943-1944 гг. и реорганизованного в 1965 г. в Совет по делам религий при Совете Министров СССР, который прекратил свою деятельность в 1991 г.1 Учетно-контрольные функции уполномоченных накладывали на все религиозные объединения, включая старообрядцев, обязанности документально фиксировать и предоставлять государственным органам все этапы деятельности общины от заявления о регистрации, списков, протоколов и анкет до кассовых отчетов о доходах и рас-ходах2. Однако качество и полнота ведения номенклатуры, а также соотношение дел, передаваемых в государственные органы и сохраняемых для внутренних целей епархии, -факторы вполне субъективные.

Осознанное специальное формирование старообрядцами своих собственных исторических документальных собраний - признак новейшего времени.

1 24 марта 1992 г. был принят Закон Республики Молдова «О культах» № 979.-ХП. С 1992 по 2007 гг. существовала Государственная служба по проблемам культов при Правительстве Республики Молдова, которая в частности занималась регистрацией религиозных культов и их составных частей. После ликвидации Государственной службы дела, находящиеся в ее архиве, были переданы в Министерство юстиции.

2 См. например: Молодов О.Б. Роль уполномоченных Совета по делам религий в реализации государственной вероисповедной политики на Русском Севере (1960-1980-е гг.) // Вестник Пермского университета. Вып. 1(28). 2015. С. 242-247.

На сегодняшний день в научный оборот постепенно вводятся материалы трех старообрядческих архивов Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ): музейно-библиотечно-архивного отдела Митрополии РПСЦ, архива Кишиневской и всея Молдавии епархии РПСЦ (названного исследователями Мазаракиевским по месту расположения епархии) и архива Дальневосточной епархии РПСЦ (второе название - архив Аввакумовского братства). Работа в архиве Митрополии проводится под руководством профессионального архивиста-старообрядца, а систематизацию документов двух других архивов ведут привлеченные специалисты, в том числе автор статьи. Именно по этой причине мы остановимся на двух последних архивах.

Мазаракиевский архив (МА)

Старообрядческие поселения на территории современной Молдавии появились в первой половине XVIII в. в результате миграций из Ветковско-Стародубских слобод, а затем притока старообрядцев с Кубанско-Донских территорий1. Приверженцы дораскольных традиций раннего периода переселения мигрировали на юго-запад под влиянием проповеди о поиске благочестивого архиерея в Молдавской митрополии. Однако среди староверов не было единства по вопросу о рукоположении священников, и это могло стать одной из причин отказа ясского митрополита Антония в их просьбах о хиротонии старообрядческого инока. Различные источники упоминают о расселении старообрядцев в Молдавском княжестве уже в начале 1730-х гг. В XVIII в. старообрядческие общины существуют в городах на севере (Хотине, Бельцах и Сороках), в Приднестровье (Бендеры, Тирасполь)

1 Пригарин А.А. Юго-западное направление поисков благочестия // Электронный ресурс: Клинцовский портал. URL: http://klintsy-portal. ru/index.php?id_catalog=1254. Дата обращения: 31.01.2018.

и нескольких старообрядческих селах (таких как Куничи, Серково, Теленешты)1. В 1780-е гг. в ответ на жалобы старообрядцев на притеснения господари даровали им самостоятельность и свободу в делах их веры, но стабильная численность старообрядческих поселений вплоть до 1810-х гг. оставалась небольшой2. До 1812 г., когда по Бухарестскому мирному договору к Российской империи была присоединена Бессарабская область, историю молдавского старообрядчества необходимо рассматривать в тесной связи как с политической ситуацией в окружающих государствах, Речи Посполитой, Российской, Австрийской и Османской империях, так и с другими старообрядческими центрами.

Историю старообрядческих общин периода Бессарабской области, а затем губернии можно проследить по статистическим сводкам (НАРМ)3, статьям и заметкам в епархиальных ведомостях4 и историческим

1 Скальковский А.А. Опыт статистического описания Новороссийского края. Одесса, 1850. Ч. 1. С. 212-215; Табак И.В. Русское население Молдавии. Численность, расселение, межэтнические связи. Кишинев, 1990. С. 19.

2 Зеленчук В.С. Расселение и численность русского населения в Бессарабии XVIII-XIX вв. Проблемы географии Молдавии. Кишинев, 1969. Вып. 4. С. 118.

3 См., например: НАРМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 2041. 225 л. Сведения о числе старообрядцев и раскольников по Бессарабской области. 5 ноября 1834 г. - 23 января 1837г.; Ф. 2. Оп. 1. Д. 8021. 72 л. О раскольниках, проживающих в Бессарабской губернии. 3 октября 1868 г. - 25 марта 1869 г.

4 Материалы, касающиеся как общих тем, связанных со старообрядчеством или «расколом», так и местного старообрядчества регулярно публиковались в Кишиневских епархиальных ведомостях с 1869 по 1915 гг. См., например: Милкин Г. Разговор священника Кишиневской единоверческой церкви со старообрядцами австрийской секты // Кишиневские епархиальные ведомости. 1875, № 15. С. 576584; Маргаритов С. Собеседование с старообрядцами в Кишиневской духовной семинарии // Кишиневские епархиальные ведомости. 1897. № 4. С. 59-63; № 55. С. 94-97; № 6. С. 120-122; № 7. С. 164-166; № 8. С. 204-210.

исследованиям1. На протяжении XIX в. старообрядцы находились под контролем благочинных Синодальной церкви, периодически сталкиваясь с жестокими запретительными мерами. Трагической была история знаменитого старейшего (30-40-е гг. XVIII в.) на территории Молдавии мужского Серковского монастыря, иноки которого сыграли ключевую роль в организации успешной экспедиции в поисках благочестивого архиерея. Монастырь был закрыт в 1845 г. накануне исторического события присоединения к старообрядчеству митрополита Амвросия2.

Большое архивное дело, посвященное разгрому объединенными усилиями светских и религиозных властей алтаря старообрядческой церкви села Кунича, позволяет не только детально оценить нанесенный ущерб, но и степень уверенности старообрядцев в своих правах. Представители общины требовали вернуть вывезенные святыни, обращаясь с письмами во все органы власти, вплоть до обер-прокурора Святейшего Синода и Его Императорского Величества3.

1 См., например: Абакумова-Забунова Н.В. Старообрядческие монастыри и скиты в Бессарабии // Revista de etnologie §i culturologie. Vol. IX-X. С. 75-80; Абакумова-Забунова Н.В. Политика правительства и взаимоотношения бессарабских некрасовцев с местной гражданской и епархиальной властью в 20-40-е гг. XIX в. // Липоване. Вып. 7. Одесса-Измаил, 2010. С. 23-31; Болученкова А.А., Латышев Д.И. Вера и жизнь: очерки старообрядчества Молдовы. Кишинев, 2011; Пригарин А.А. Русские старообрядцы на Дунае: формирование этноконфессиональной обшцости в конце XVIII - первой половине XIX вв. Одесса-Измаил-Москва: Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова; «СМИЛ» - «Археодоксия», 2010.

2 См. подробнее: Абакумова-Забунова Н.В. Духовные центры старообрядчества в Бессарабии: Серковский мужской монастырь (XVIII-XIX вв.) // Русские старообрядцы. Духовные и культурные традиции. Chisinäu, 2011. С. 26.

3 НАРМ. Ф. 208. Оп. 3. Д. 831. 127 л. Об отобранных раскольнических

В 1915 г. в Бессарабии уже насчитывалось 24 русских села1. После революции территория отошла к Румынии, благодаря чему старообрядцы избежали советских довоенных гонений, но испытывали притеснения румынских властей2. До войны в селе Кунича скрывался от преследований епископ Иннокентий (Усов), в Бессарабии и Румынии работал старообрядческий просветитель Ф.Е. Мельников. В это же время в Бессарабии неоднократно проходили старообрядческие съезды.

В 1944 г. Бессарабия снова вошла в состав СССР. Начиная с 1945 г. жизнь старообрядческих общин наиболее ярко и полно отражают документы Мазаракиевского архива.

Документы Кишиневской епархии долгое время хранились в мешках в одной из нежилых комнат епархии. В 2011 г. епархиальное собрание поручило заниматься архивом диакону Андрею Вознюку, но из-за бесконечной череды епархиальных и богослужебных дел работа началась позже, когда отец Андрей был рукоположен в иереи, а к архиву проявил интерес кишиневский историк Александр Магола. Летом 2014 г. к систематизации материалов присоединились историки из Одессы Александр Пригарин и Ольга Лунева, затем кишиневский историк-архивист Наталья Абакумова, а с 2015 г. московскиеисследователи3.Напервомэтапедокументыбыли

вещах, книгах и иконах из раскольнической часовни из домов раскольников в селе Куничьем Сорокскаго уезда. 22 Ноября 1861 г. -2 мая 1866 г.

1 Зеленчук В.С. Расселение и численность русского населения в Бессарабии XVШ-XIX вв. Проблемы географии Молдавии. Кишинев, 1969. Вып. 4. С 125.

2 По рассказам П.Е. Сосовой, 1931 г.р. Запись 2018 г. (Материалы Археографической лаборатории исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова).

3 Лунева О.К., Пригарин А.А., Литвина Н.В. Обзор «мазаракиевского» архива Кишиневской старообрядческой общины // Современное 14

предварительно систематизированы по территориальному признаку и выделен комплекс полистной россыпи, требующий тщательной обработки. Одновременно обнаружились неизвестные ранее материалы последнего периода деятельности Измаильской епархии (1945-1947) и переписка владыки Арсения (Лысова).

Самым ранним текстовым документом обнаруженным в МА на сегодня является воззвание Белокриницкого митрополита Тихона1, датированное 1942 г. Письмо было составлено в связи с тем, что «в настоящее время надвигается на наших христиан, истинно верующих Старообрядцев усиленная гроза - угрожающия нас лагерями, если мы не примем Католический Армяногригорианский Календарь, то есть, новый стиль» и содержало просьбу

0 сборе средств2.

Предыдущий период в истории старообрядчества Бессарабии наиболее ярко охарактеризовал секретарь епархии, о. Пагкратий Дементьев. В 1947 г. он писал: «Начиная с 1918 г. до 1944 г. в Бессарабии, среди старообрядческого мира, время было смутное и безотрадное. Старообрядческая церковь, в это время в Бессарабии, без всякого страха перед Богом, была раздираема на части, приспешниками

старообрядчество Молдавии: книжность, традиции, хозяйство: сборник научных статей и документов. М., 2016. С. 93-98; Пригарин А.А. Старообрядческая община г. Одессы 1945-1962 гг.: по материалам архива Кишиневской епархии РПСЦ // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 15. М., 2015. С. 93-101.

1 Митрополит Тихон (Качалкин) (1878-1968) был избран митрополитом Белокриницким на Освященном Соборе в Румынии 12 апреля 1942 г. За твердое стояние в вере, неукоснительное соблюдение канонов и враждебное отношение к навязыванию липованам григорианского календаря в 1943 г. был арестован и несколько месяцев провел в лагере.

2 Воззвание митрополита Белокриницкого Тихона / публ. Н.В. Литвиной // Современное старообрядчество Молдавии: книжность, традиции, хозяйство: сборник научных статей и документов. М, 2016. С. 118.

западного папизма, называвших себя по имени служителями церкви»1. Документов, характеризующих этот период истории бессарабского старообрядчества нет ни в МА, ни в Национальном архиве Республики Молдова (НАРМ). Вероятно, их поиск предстоит проводить в архивах Румынии и Украины, ориентируясь, в том числе, на румынское территориальное деление Бессарабии.

Основу МА составляют документы 1945-1965 гг. Значительный массив материалов этого периода сформирован в архивные дела по приходам, большинство дел снабжены оглавлениями, прошиты в современные документам папки и пронумерованы постранично. Подобное делопроизводство в епархии было организовано при епископе Иосифе (Моржакове), управлявшем епархией в 1945-1961 гг. Сам владыка обладал каллиграфическим почерком, почти все свои документы датировал и снабжал входящими и исходящими номерами. Кроме того, при владыке Иосифе к значительному числу входящих и исходящих писем создавались машинописные копии. Сравнение стилей технической обработки родственных дел НАРМ и МА не подтверждает нашу первоначальную версию, о том, что дела в епархии до середины 1960-х гг. формировались столь тщательно в расчете на передачу в государственные органы. Вероятно, епархиальная делопроизводственная культура являлась заслугой в первую очередь самого владыки Иосифа.

Епископ Никодим Латышев (1961-1986 гг.) также добросовестно запрашивал сведения из приходов, занимался кадровыми делами и вел обширную переписку. Однако документы с середины 1960-х гг. находятся в более

1 Пагкратий Дементьев, иерей. Старообрядческая Бессарабия 1940-х гг. / публ. Н.В. Литвиной // Современное старообрядчество Молдавии: книжность, традиции, хозяйство: сборник научных статей и документов. М., 2016. С. 111.

или менее хаотичном состоянии, в том числе и в виде плохо систематизированной полистной россыпи.

МА и документы старообрядческих общин, хранящиеся в НАРМ, представляют собой единый делопроизводственный комплекс. Соответствующие документы НАРМ советского периода дублируют и частично дополняют материалы МА. В НАРМ сохранилось несколько регистрационных дел, сформированных уже после снятия общин с регистрации. Например, «Регистрационное дело религиозного общества старообрядцев г. Бельцы», датируется периодом с 9 ноября 1945 по 1962 гг. На его обложке есть помета о снятии общины с регистрации 29.IV.1962 г. по распоряжению Совета министров №3321. В то же время в епархиальном архиве десять дел этого периода с материалами Бельцкой общины имеют отличную датировку: 1948-1967 гг. Содержание документов двух архивовразительно отличается.НАРМ хранит официальные сведения - именные списки, справки церковнослужителей, заявления и письменные обращения к уполномоченному. МА располагает помимо полной официальной отчетности, протоколов и актов, отчетов по кассовым книгам, обширнейшей перепиской священников, причта и членов двадцатки с владыкой Иосифом. Именно переписка раскрывает все сложности и обстоятельства жизни общины, взаимоотношения прихода со священниками и многое другое. Примером может служить фрагмент письма епископу Иосифу от И.И. Венедиктова, члена двадцатки,

0 потере документа о регистрации общины: «Один отец Артемон натворил делов, а вся община страдает. Он говорит, что он и не знает какая такая регистрация, он ее и не видел, спрашивается: как же он начал служить, пока он документа в руки не взял, просто смех и горе. Словом дослужился пока церкви решился, ведь он был поп, он был считавод,

1 НАРМ. Ф. 3305. Оп. 2. Д. 50. Л. 1-149.

он и секретарь, и говорить кто-то вкрал документ. Да разве документ лошадь, что с конюшни вывели, ведь ето же его хлеб»1.

Аналогичное дело о регистрации из фондов НАРМ было сформировано после закрытия женского монастыря села Куничи в 1959 г.2 В нем пронумеровано 253 листа, и помимо разного рода повторяемой в МА статистической отчетности, в деле имеются оригинальная план-схема монастыря и письма игуменьи монастыря и епископа Иосифа, в частности уполномоченным Совета по делам религиозных культов. Материалы МА, касающиеся того же женского монастыря, сформированы в шесть архивных дел за период 1946-1989 гг. (более 1700 листов). Они включают обширнейшую переписку насельниц монастыря с владыкой, которая приоткрывает многие детали монастырской жизни, человеческих взаимоотношений в самом монастыре и монахинь с жителями Куничи, границы послушания монахинь владыке, а также причины некоторых самовольных действий. В МА есть материалы, свидетельствующие о жизни некоторых монахинь после снятия монастыря с регистрации. Кроме того, в делах МА о монастыре есть обращения и материалы, связанные с подготовкой возобновления монастырской жизни, датированные 1989 г. Без сомнения, после открытия МА для исследования истории монастыря и старообрядческих общин Молдавии ХХ в. документов НАРМ будет недостаточно.

Состав документов в делах одного и того же прихода, хранящихся в НАРМ и МА, отражает запросы двух

1 МА. Ф. Кишиневская епархия. Оп. 17. г. Бельцы. Покровская община. Д. 1. Стр. 233. Письмо И.И. Венедиктова от 10.01.1960.

2 Регистрационное дело на общество старообрядцев женского монастыря села Куничи Флорештского района, снятого с регистрации в 1959 году. НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 353.

систем, - государственных потребностей в информации и взаимоотношений внутри епархии, - отраженных не только в содержании, но и в принципах документооборота. Государственные документы носят более формальный характер, а письма уполномоченному вызывают трудности в их трактовке. Так, без привлечения документов МА остается неясным, действительно ли игуменья жалуется уполномоченному на неподчиняющихся ей матушек или это способ защитить монастырь от возможных неприятностей. Как трактовать письмо владыки, который в свою очередь жалуется уполномоченному на самоуправство игуменьи? Даже если сами уполномоченные и были в курсе особенностей жизни и взаимоотношений внутри старообрядческой епархии, для ведения делопроизводства они ограничивались необходимым минимумом, руководствуясь инструкциями и нормативами. Таким образом, две системы подбора документов в делах приходов могут помочь в исследовании подвижной дистанции между старообрядческой церковью и государством.

Как уже упоминалось, при систематизации архива мы продолжали следовать территориальному принципу, формируя описи по епархиям (Измаильской и Кишиневской), а внутри епархий по приходам. Предварительный состав первых десяти описей Измаильской епархии был опубликован нами в 2016 г.1 На данном этапе мы приняли решение не расформировывать дела, подшитые и пронумерованные при владыке Иосифе, несмотря на то, что листы подобраны с нарушением хронологического принципа. Кроме того, часто дела содержат не только документы общины, но и личные

1 Измаильская епархия Русской православной старообрядческой церкви. Описи 1-10 // Современное старообрядчество Молдавии: книжность, традиции, хозяйство: сборник научных статей и документов. М., 2016. С. 99-106.

документы (например, записки-напоминания владыки Иосифа, анкеты, автобиографии священников и др.). Выходом из данной ситуации мы считаем составление подробных внутренних описей дел в дополнение к общему оглавлению, которое зачастую уже присутствует. Трудность также представляет формирование переписки владыки Иосифа: те письма, которые находятся в россыпи, будут систематизированы по архивным правилам, но значительная часть писем священников к владыке и масса писем прихожан по брачным и прочим делам подшиты в дела приходов.

Архив Аввакумовского братства

На Дальний Восток старообрядцы разных, преимущественно беспоповских согласий начали переселяться с середины XIX в. После принятия закона об укреплении начал веротерпимости, начиная с 1907 г. поток старообрядцев Белокриницкой иерархии значительно возрос за счет зарубежных общин, которые отправились к дальним окраинам Российской империи в поисках свободных земель для ведения сельского хозяйства.

В 1910 г. состоялся Петрвый съезд амурских старообрядцев1. Судьбоносным стал Съезд 1911 г. в селе Бардагон Амурской области, на котором было принято решение просить Освященный собор о создании на Дальневосточной территории самостоятельной епископской кафедры. К этому времени только в Амурской области насчитывалось более 20 белокриницких приходов, которые обслуживали 10 священников. В этом же году обращение к Собору было направлено. Тогда же была учреждена епархия Амурско-Иркутская и всего Дальнего Востока, в состав которой

1 Белошицкая Е.Н. Штрихи истории // Русь православная. 1999. №1 (42). С. 5.

вошли приходы Амурской, Приморской, Забайкальской и Якутской областей, Иркутской губернии. В сан епископа посвятили священноинока Иосифа Антипина1.

За девять лет активной епархиальной жизни до Гражданской войны и установления советской власти было построено не менее 10 храмов, организовывались общины, собирались епархиальные съезды и съезды мирян. С начала 1920-х гг. старообрядцы стали эмигрировать в Китай2, в г. Харбин выехал и владыка Иосиф.

С 1925 по 1929 гг. вдовствующую Дальневосточную епархию окормляли епископы Климент (Логвинов) и Тихон (Сухов). 6 мая 1929 г. в Успенской церкви города Томска на Амурско-Иркутскую кафедру был хиротонисан священноиерей Амвросий, принявший в иночестве имя Афанасий (Федотов). В 1938 г. епископ Афанасий был арестован и принял мученическую смерть за веру.

Жизнь общин старообрядцев белокриницкого согласия замерла вплоть до начала 1990-х гг. В епархии сохранился единственный бездействующий старообрядческий храм в с. Доно Читинской области. В советский период неофициально сохранялись старообрядческие общины в г. Хабаровске, г. Владивостоке, в г. Свободный Амурской обл., небольшие группы старообрядцев в Бурятии и в Читинской области. Ближайший действующий храм находился в Новосибирске3.

История возобновления жизни белокриницких общин на огромной территории Восточной Сибири с начала 1990-х гг. в значительной степени отражена в документах Архива

1 Новорукоположенный епископ Иосиф // Церковь. 1912. № 4. С. 94-95.

2 Шевнин И.Л. Старообрядцы на Дальнем Востоке. Трагические страницы // Электронный ресурс: Словесница искусств. URL: http:// www.slovoart.ru/node/88. Дата обращения: 31.01.2018.

3 Петров С.П. Епархия Иркутско-Амурская и всего Дальнего Востока Русской Православной Старообрядческой Церкви // Электронный ресурс: Старовер. URL: http://starover.net/group/6/. Дата обращения: 31.01.2018.

Аввакумовского братства.

В формировании документального собрания Дальневосточной епархии РПСЦ принимали участие не менее десяти старообрядцев-членов Аввакумовского братства, однако фактически этот архив создан организационными усилиями одного человека, прирожденного архивиста, протоиерея Елисея Елисеева. Этот человек всю жизнь относился к любым письменным и изобразительным материалам, своим собственным или попадавшим к нему в руки, как к представляющему ценность историческому источнику. Поскольку отец Елисей и как священник, и как общественный деятель всегда был чрезвычайно активен и сыграл заметную и неоднозначную роль в истории РПСЦ 2000-х гг., документы, собранные им, его семьей и соратниками представляют собой интереснейший материал по истории сложного периода в истории РПСЦ первого десятилетия XXI в. Кроме того, в архиве можно найти ответы на многие исследовательские вопросы о роли конкретной личности в истории церкви, эволюции взглядов, о сложных процессах формирования старообрядческого религиозного сознания в новейшее время.

История архива неразрывно связана с судьбой отца Елисея, который не просто документировал свою жизнь, но на каждом ее этапе собирал исторические источники. Именно биография создателя архива в значительной степени является для нас путеводителем по фондам.

Елисей (до крещения Эдуард) Елисеев родился в 1965 г. в г. Большой Камень (Приморского края)1. Учился

1 Город Большой Камень (Приморский край) расположен на берегу Уссурийского залива, с 1996 до 2014 г. - ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование), т.к. на территории города располагается завод «Звезда» по ремонту, переоборудованию

в Хабаровском государственном институте культуры, на последнем курсе которого женился на однокурснице Ирине. После окончания они вместе получили распределение в гимназию г. Большой Камень, где начали активную педагогическую и общественную деятельность. Наиболее заметными для города стали организованные ими фестивали «Рок над волной» и открытая творческая мастерская «Клуб 40», где выступала с поэтическими и музыкальными концертами увлеченная молодежь. Перед крещением в старообрядческой церкви Эдуард Елисеев успел пережить краткий период интереса к Обществу сознания Кришны. К сожалению, в архиве материалов на эту тему мало, большинство документов по решению старосты старообрядческой общины ушли на растопку.

Старообрядческий период в жизни семьи Елисеевых начинается до принятия крещения, с участия в обустройстве старообрядческой часовни в п. Врангель и знакомства с иереем Валерием Новицким. Отец Валерий перешел в РПСЦ из рядов Русской православной церкви (Московский патриархат). В 1993 г. он был поставлен на приход поселка Врангель митрополитом Алимпием (Гусевым), в том же году община получила официальную регистрацию. Благодаря о. Валерию старообрядческие общины на Дальнем Востоке появлялись одна за другой: в 1994 г. во Владивостоке и Уссурийске, в 1995 г. - в п. Вольно-Надеждинском и в г. Большой Камень (Суходольская община)1.

В 1995 г. Елисеевы приняли старообрядческое крещение, практически одновременно с ними крестилось и модернизации кораблей, в т.ч. подводных лодок с ядерными энергетическими установками.

1 Елисеев Елисей, иерей. Этапы восстановления дальневосточной епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви в конце 90-х годов XX в. К 90-летию Дальневосточной епархии РПСЦ // Современное Древлеправославие. URL: https://staroobrad.ru/modules. php?name=Pages&pa=showpage&pid=7. Дата обращения: 31.01.2018.

несколько дружественных семей, связанных с Елисеевыми по работе в школе, организации творческих акций и совместно создавших в помещении бывшей школы села Суходол (пригород Большого Камня) приют для детей из неблагополучных семей. Практически все они несколько позже станут членами Аввакумовского братства и активными деятелями возрожденного дальневосточного старообрядчества. В Суходоле к этому времени в покинутой военными гарнизонной столовой начала обустройство церкви семья Шестаковых, крещеных в самом начале 1990-х гг.

В 1996 г. в том же селе по инициативе активных прихожан, среди которых были и Елисеевы, по благословению епископа Новосибирского, всея Сибири и Дальнего Востока Силуяна (Килина) состоялся I съезд мирян древлеправославных общин Приморского края. По решению съезда был создан постоянно действующий орган - Совет съезда мирян. С января 1996 года по благословению владыки Силуяна начался выпуск газеты «Русь православная», редактором которой стала Н.П. Беляева1.

В 1997 г. состоялось рукоположение Александра Шестакова на суходольский приход и освящение храма во имя святого преподобного Сергия, игумена Радонежского. Сразу затем в Суходоле прошел II съезд мирян, на котором кроме представителей общин присутствовали епископ Силуян и четыре священника. На съезде по благословению владыки принято решение

0 начале формирования Дальневосточного Архива РПСЦ. В том же году стала издаваться газета «Дальневосточный старообрядец».

1 Кокорин С.В. Роль духовных центров русского старообрядчества: их значение и вековая преемственность // Семейские - староверы Забайкалья. URL: http://semeyskie.ru/science_kokorin2.html. Дата обращения: 31.01.2018.

III съезд мирян Приморского края состоялся там же в 1998 г. Съезд направил в митрополию обращение

0 восстановлении Дальневосточной епархии, которое было поддержано. На Освященном соборе РПСЦ было принято решение: «ВОССОЗДАТЬ Дальневосточную епархию (ранее именованную Амурско-Иркутской) в следующих границах: Приморский, Хабаровский края, Амурская область, Еврейская АО, Читинская область, Бурятия, Камчатская, Магаданская области, о. Сахалин, Курилы, Чукотка»1.

В связи с официальным воссозданием епархии в 1999 г. в с. Суходол прошел уже не очередной съезд мирян, а I Дальневосточный епархиальный съезд. Центром епархии был определен г. Уссурийск. По ходатайству съезда благочинным епархии до поставления правящего архиерея был определен о. Александр Шестаков.

С 1998 по 2001 гг. Елисеевы жили и обучались в Рогожском поселке, в это время Елисей Елисеевич стал руководителем издательского отдела митрополии РПСЦ. В 2001 г. епископ Силуян рукоположил Елисея в иереи в общину г. Улан-Удэ, с 2004 г. о. Елисей определен к служению на Большекаменский (Суходольский) приход. В 2005 г. епископ Герман (Савельев) возвел о. Елисея в ранг протоиерея.

С 2002-2003 гг. начинается серия раздоров в РПСЦ, происходивших при непосредственном участии отца Елисея. Наиболее драматичным стал раздор 2007 г., когда Дальневосточная часть священства покинула Освященный собор, прекратив молитвенное общение с последователями митрополита Корнилия. Причины и следствия этих разрушительных действий были подробно изложены и прокомментированы обеими сторонами.

1 Елисеев Елисей, иерей. Этапы восстановления дальневосточной епархии...

Дальневосточники вменяли в вину митрополиту «отказ от анафематствования никонианской ереси», сближение с РПЦ (Московским патриархатом) и многое другое1. В свою очередь в Постановлении Освященного собора РПСЦ в частности сказано: «За досаждение предстоятелю Церкви и оскорбление всего Освященного Собора извергнуть из сана протоиерея Елисея Елисеева согласно 55 правилу Святых Апостол»2.

В настоящее время, после идейного размежевания внутри покинувших Собор 2007 года дальневосточников, о. Елисей продолжает окормлять Суходольский приход, общину в Вольно-Надеждинском и множество разрозненных прихожан на Дальнем Востоке, в Забайкалье и Центральной России. Он остается непоминающим митрополита Корнилия, на службах и в домашних молитвах о. Елисей поминает митрополита Белокриницкого Леонтия (Изотова).

Отец Елисей всегда был и остается активным общественным деятелем, он член Общественной палаты Приморского края, организатор Большекаменского Центра научных исследований. Отец Елисей продолжает заниматься публицистикой и историческими исследованиями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Постановление так называемого Алтуфьевского собора опубликовано на различных сайтах, см. например: Постановление Освященного Собора Древлеправославной Церкви Христовой Белокриницкой иерархии, проходившего в граде Москве 22-23 ноября 2007 г. // URL: http://www.evangelie.ru/forum/t40847.html, http://evharistia.com/ postanovleniya_v_altufyevo_2007.html. Дата обращения: 31.01.2018.

2 Постановления Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви (состоявшегося в граде Москве 2007 года) // URL: http://rpsc.ru/docs/postanovleniya-coborov/postanovleniya-osvyaschennogo-sobora-russkoy-pravoslavnoy-staroobryadcheskoy-tserkvi-sostoyavshegosya-v-grade-moskve-2007-goda/. Дата обращения: 31.01.2018.

Перечисляя вехи жизни отца Елисея, тесно переплетенные с историей РПСЦ последнего двадцатилетия, приходилось удерживаться от ярких и спорных подробностей, документальными источниками которых служат материалы архива. Период служения отца Елисея в Улан-Удэ, описанный краткой строкой, это целая коробка материалов: переписка с прихожанами, которые тепло приняли и поддерживали молодого многодетного батюшку, а затем пошли на конфликт, приведший к целой серии спекулятивных и оправдательных публикаций в прессе. Вряд ли документы помогут разобраться в истоках конфликта, но заслугой отца Елисея является то, что собраны все возможные материалы в поддержку позиции каждой из конфликтующих сторон.

Долгое время архив хранился в коробках частично в церкви села Суходол, частично в доме Елисеевых в п. Шкотово. Аккумулировать весь архив в одном месте было сложно. В церкви было достаточно места, но повышенная влажность и нерегулярное зимнее отопление не позволяли это сделать. Для работы приезжающих специалистов архив постепенно перевозили в церковь, а по окончании сроков архивной экспедиции увозили назад.

Первой архивной экспедиции Бизнес-архива города Хабаровск в 2013 г. удалось систематизировать восемь фондов культурно-просветительского периода жизни Елисеевых, т.е. до принятия старообрядческого крещения: Творческое объединение молодежи; средние школы, гимназия, лицей г. Большой Камень; Социально-досуговый центр; Творческое объединение молодежи «МИЦАР»; Рукописный журнал «Яквампишус»; ООО «Милосердие»; благотворительный фонд социальной реабилитации «Приют»; детские творческие объединения.

Затем к работе подключились сотрудники Архива РАН (Москва) Е.В. Косырева, Т.Н. Лаптева и автор статьи. В ходе

полного предварительного разбора документов к концу архивной экспедиции 2014 г. совместно с отцом Елисеем был определен состав 32 фондов, который до настоящего времени остается неизменным1. Среди фондов архива мы можем выделить следующие тематические блоки: 1) Материалы, касающиеся Браильской и Московской митрополий: Освященные соборы, Советы митрополии, распорядительные документы. 2) Материалы Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии, включая подготовительные и итоговые материалы Съездов мирян и епархиального Съезда, материалы работы Совета съездов, документы общин епархии, личные дела клира и пр. Наиболее объемный и интересный блок посвящен издательской деятельности Аввакумовского братства: материалы подготовки выпусков газеты «Русь православная», включая переписку со старообрядцами без преувеличения со всего мира, выпусков газеты «Дальневосточный старообрядец», информационной рассылки о событиях в жизни Дальневосточной старообрядческой церкви после раздора 2007 г., которую всем заинтересованным адресатам направлял о. Елисей. Помимо периодических изданий братство занималось подготовкой житий, в частности преподобномучеников Константина и Аркадия Шамарских Чудотворцев, епископов Афанасия и Иосифа.

Документальный состав позволил выделить личные фонды самого отца Елисея; яркого мыслителя и деятеля Дальневосточного старообрядчества А.И. Ванчева,

1 Косырева Е.В., Литвина Н.В. Архив старообрядческой общины Приморья как часть национального достояния архивного фонда России // Малые города Дальнего Востока как стартовые площадки опережающего развития экономики региона: мат-лы XI регион. науч.-практич. конф., г. Большой Камень, 29-30 мая 2015 г. / Дальневосточный федеральный университет. Владивосток, 2015. С. 318-321.

фонд иерея Александра Шестакова. Внимание будущих исследователей несомненно привлекут фонды «Раздоры в Российской православной старообрядческой церкви», а также самостоятельный фонд иллюстративных материалов, который в прошедшем году удалось в значительной степени систематизировать и описать.

С 2016 г. почти год ушел на то, чтобы выделить и отремонтировать отапливаемое помещение - одну из келий общежительства в Суходоле, - под архив, а затем построить соответствующий стеллаж. Сегодня архив перемещен в новое хранилище, систематизирован по фондам и продолжает комплектоваться.

Работа со старообрядческими архивами сопряжена не только с разного рода техническими трудностями, но также с решением общих и текущих архивоведческих и антропологических задач. Общие задачи архивоведения связаны в первую очередь с разработкой специфических критериев систематизации, учитывающих помимо архивных правил специфику материалов архива и потребности общины в работе с документами. Текущие задачи в работе с документами связаны с постоянным принятием решений в сложных ситуациях: документы могут иметь отношение к личному фонду и одновременно к истории нескольких приходов, когда речь идет, например, о нескольких назначениях священника с богатым эпистолярным наследием или частных записках владыки, по каким-то причинам подшитых в приходское дело.

Отдельно требуют осмысления и антропологические задачи такой работы. Даже подготовленный архивист, приехавший по договоренности разбирать старообрядческие документы, не сразу будет понят и принят старообрядцами. И речь не только о соблюдении

целого ряда правил, включая приличествующую случаю одежду, поведение в церкви, на трапезе и в общении со священниками и прихожанами. Речь в первую очередь о вере приезжего. Для старообрядцев незнакомец, но единоверец, уже свой, а любому неединоверцу в общении со старообрядцами придется набраться терпения. И даже работа на пользу общины не гарантирует сокращения дистанции. На преодоление этой разделяющей пропасти и на приобретение взаимного доверия уходит много времени и сил. Текущими антропологическими задачами мы считаем работу по описанию современного состояния тех общин, в которых нам довелось разбирать архивы. Вопрос о передаче такого рода материалов в фонды пока не стоит, для этого, помимо прочего, необходимо техническое оборудование архива, возможность хранить так называемые технотронные документы. Однако наше внимание к событиям и повседневности, которую мы застаем во время работы, учит старообрядцев не только ценить свое прошлое, но и расширять рамки понимания современного документирования истории.

Приложение

В качестве примера тематического состава документов прихода в Мазаракиевском архиве мы приведем три оглавления, современных делам общины Куничи, самого знаменитого старообрядческого села Молдавии. №1. Договора, письма, заявления, бракоразводные дела. 19641972 гг. Оглавление:

Договор, письма, заявления-жалобы, касающиеся священника Константина Лепилова; Письма куничан владыке Никодиму, ответы владыки; Бракоразводные дела, дело Сосовой А.В.; Объяснения и доклады священника Константина Лепилова о Кауновых, Лепилове, Иване Д., Андронниковых; Бракоразводные, семейные и личные дела Донцова Антипа С. и Матрены Прокопьевны, Донцова Якова Антоновича, Венедиктова Нестора Ивановича, Белова Ивана Карповича, Богдановых (Лысовой), Самохвалова Григория Федотовича, Подлеснова Ермила А., Курачевых Петра Ф. и Пелагеи Савичны, супругов Тютюнниковых Иллариона Дав. и Феодосии Иосифовны, Елизаветских Киприяна П. и Анны Антоновны;

О погребениях: Баснуева В.В., Череватова Д.М., Тютюнникова И.Е., Донцовой А.Н., Старченко С.С., Ярового И.В., Аникитова Д.Ф., Лепилова З.Т.; Разные письма.

№ 2. Судные дела в селе Куничи и разводы. 1955-1976 гг. Оглавление:

Документы по вопросу служения без покаяния и самоубийцам;

Переписка диякона (так!) Венедиктова Нестора Ивановича; Переписка о поведении дьяков, певцов и др. служителей церкви;

О должности диякона и кандидатах в дияконы; О кандидатах в священники;

Документы и переписка священника Софрония Васильевича Череватова;

Документы священноинока Мартынова И.Ф.; Документы об определении на село Кунича протоиерея Павла Морозова;

Документы о смерти протоиерея Исидора Ивановича Лепилова;

Переписка священников.

№ 3. Село Кунича. 1948-1956 гг. Оглавление:

Переписка о Константине Лепилове, о священнике Якове Самохвалове, о священнике Дорофее Федорчукове; Переписка Фалина Филарета Леонтьевича; Анонимные письма и ответы на них;

Переписка по вопросу о раскольнической и вредной деятельности группы прихожан;

Акты ревизии, отчеты, доклады благочинного и уполномоченных епископов; Переписка с исполнительным органом; Протоколы собраний, юридические документы; Переписка о здании второй церкви, о ремонте церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.