Научная статья на тему 'Старообрядческая община астраханских липован: прошлое и настоящее'

Старообрядческая община астраханских липован: прошлое и настоящее Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старообрядцы-липоване / община / «вождение стрелы» / реконструкция. / Old Believers-Lipovans / community / «arrow driving» / reconstruction.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Иванова Ольга Анатольевна

Консолидация липованской общины базируется на религиозных убеждениях её представителей. В статье рассматриваются исторические предпосылки образования старообрядческой общины. Отмечаются пути перемещения липован с территорий Российской Империи и их причины. Время пребывания за пределами родины дало возможность консервации русской традиционной культуры на протяжении многих лет. Таким образом, удалось сохранить живое бытование свадебного, календарных обрядов, а также пласт песенного фольклора на чужбине. Целью данной статьи явилось доказательство постулата о том, что возвращение на родину предков повлекло множество изменений как в жизненном укладе, так и в культурном наследии старообрядцев-липован. Во-первых, общинный уклад жизни был нарушен, во-вторых, долгое время существовал запрет на свободу вероисповедания, в-третьих, традиционное наследие стало расцениваться со стороны правящих властей как форма концертного исполнительства. Акцентируется внимание на том, что многие элементы старины вышли из активной формы бытования, и лишь спустя десятки лет стало возможным свободно обсуждать вопросы старообрядческой общины, которые в первую очередь связаны с религией, и вести просветительскую деятельность среди молодого поколения старообрядцев-липован.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Old Believers Community of Astrakhan Lipovan: Past and Present

The consolidation of the Lipovan community is based on the religious beliefs of its representatives. The article deals with the historical prerequisites for the formation of the Old Believers community. The ways the Lipovans moved from the territories of the Russian Empire and their reasons are noted. The time spent outside the Motherland made it possible to preserve Russian traditional culture for many years. Thus, in a foreign land it was possible to preserve wedding and calendar rites, as well as collections of song folklore. The purpose of this article was to prove that the return to the land of their ancestors led to many changes, both in the way of life and in the cultural heritage of the Old Believers-Lipovans. Firstly, the communal way of life was violated; secondly, there was a ban on freedom of religion for a long time; and thirdly, the ruling authorities began to regard the traditional heritage as a form of concert performance. Attention is focused on the fact that many ancient cultural elements came out of an active form of existence, and only after decades it became possible to freely discuss the issues of the Old Believer community, which are primarily related to religion, and conduct educational activities among the younger generation of Lipovan Old Believers.

Текст научной работы на тему «Старообрядческая община астраханских липован: прошлое и настоящее»

Иванова Ольга Анатольевна, преподаватель кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории

Ivanova Olga Anatolievna, Lecturer at the Theory and History of Music Department of the Astrakhan State Conservatory

E-mail: nofany4@mail.ru

СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ОБЩИНА АСТРАХАНСКИХ ЛИПОВАН: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Консолидация липованской общины базируется на религиозных убеждениях её представителей. В статье рассматриваются исторические предпосылки образования старообрядческой общины. Отмечаются пути перемещения липован с территорий Российской Империи и их причины. Время пребывания за пределами родины дало возможность консервации русской традиционной культуры на протяжении многих лет. Таким образом, удалось сохранить живое бытование свадебного, календарных обрядов, а также пласт песенного фольклора на чужбине. Целью данной статьи явилось доказательство постулата о том, что возвращение на родину предков повлекло множество изменений как в жизненном укладе, так и в культурном наследии старообрядцев-липован. Во-первых, общинный уклад жизни был нарушен, во-вторых, долгое время существовал запрет на свободу вероисповедания, в-третьих, традиционное наследие стало расцениваться со стороны правящих властей как форма концертного исполнительства. Акцентируется внимание на том, что многие элементы старины вышли из активной формы бытования, и лишь спустя десятки лет стало возможным свободно обсуждать вопросы старообрядческой общины, которые в первую очередь связаны с религией, и вести просветительскую деятельность среди молодого поколения старообрядцев-липован.

Ключевые слова: старообрядцы-липоване, община, «вождение стрелы», реконструкция.

THE OLD BELIEVERS COMMUNITY OF ASTRAKHAN LIPOVAN: PAST AND PRESENT

The consolidation of the Lipovan community is based on the religious beliefs of its representatives. The article deals with the historical prerequisites for the formation of the Old Believers community. The ways the Lipovans moved from the territories of the Russian Empire and their reasons are noted. The time spent outside the Motherland made it possible to preserve Russian traditional culture for many years. Thus, in a foreign land it was possible to preserve wedding and calendar rites, as well as collections of song folklore. The purpose of this article was to prove that the return to the land of their ancestors led to many changes, both in the way oflife and in the cultural heritage of the Old Believers-Lipovans. Firstly, the communal way of life was violated; secondly, there was aban on freedom of religion for a long time; and thirdly, the ruling authorities began to regard the traditional heritage as a form of concert performance. Attention is focused on the fact that many ancient cultural elements came out of an active form of existence, and only after decades it became possible to freely discuss the issues of the Old Believer community, which are primarily related to religion, and conduct educational activities among the younger generation of Lipovan Old Believers.

Key words: Old Believers-Lipovans, community, «arrow driving», reconstruction.

Как известно, изучение традиционной культуры — важный аспект научной деятельности этномузыкологов в свете современных этнических миграционных процессов, влияющих на степень сохранности культурных ценностей различных народов, населяющих территории России. Целью настоящей статьи стало изучение степени сохранности песенной культуры этноконфессиональной группы липован, проживающей в Астраханской области.

Укажем, что липоване — потомки русских староверов, которые бежали из России в XVП-XVШ вв., не приняв реформы патриарха Никона. Ради возможности свободно совершать богослужения они согласны были терпеть бытовые лишения. Среди духовных центров старообрядчества (монастыри и скиты) обращает на себя внимание Ветковский центр, который просуществовал до 1761 г. (см. об этом [3, с. 45]). Среди ушедших в конце XVII в. с Ветки старообрядцев были и липоване. Укажем, что большая часть поселилась на территории современной Саратовской области, и именно выходцы с Ветки образовали впоследствии знаменитые на весь старообрядческий мир Иргизские монастыри. Когда территория Ветки вновь перешла во владения Российской Империи в результате ослабления польского

государства, они были вынуждены отступить к границам Османской Империи. Позднее часть земель османов стала принадлежать Румынии, в связи с чем старообрядцы, приехавшие из России, селились вдоль Дуная, в Закарпатье. Здесь они основывали свои сёла, строили в них храмы.

Во второй половине XVIII в. в Румынии появились такие посёлки, как Русская Слава, Камень, Журилов-ка. На сегодняшний день в ряде городов — Бухарест, Тульча, Констанца, Брэила, Яссы, Сучава — липованами заселены целые кварталы. С момента возникновения общины они относились как к поповскому, так и беспоповскому согласию, но большинство из них всё же — к «попёжникам» (то есть поповцам). Духовным центром липован-поповцев стал монастырь в селе Белая Криница (см. об этом [5, с. 193]).

Поселившиеся в 1947 г. в Астраханской области липоване — старообрядцы белокриницкого согласия, прибывшие из двух сёл Румынии: Камень (Каменка) округа города Тульча на Дунае и Сарикёй. Село Сарикёй — одно из крупнейших сёл Добруджи. Территориально оно относится к округу города Тульча. Село Камень (Каркалиу) переводится с татарского языка как «Чёрный камень»,

оно было основано в конце XVII — начале XVIII в. После 1878 г. село Камень стало полностью русским старообрядческим (см. об этом [1, с. 29]). По замечанию Е. Па-уновой, «в XX веке из сёл Камень и Сарикёй было три репатриации в Россию (1905, 1915, 1947 гг.) — в Краснодарский край и Астраханскую область» [4, с. 47].

В Астраханской области старообрядцам были предложены заведомо неудобные места для проживания. Поселения находились на расстоянии триста километров друг от друга. Первое — в Камызякском районе (бывший посёлок Корейский) и второе — в Харабалинском районе (бывшее село Тюменевка). В этих условиях удержать общинный уклад между группами липован было уже невозможно [2, с. 5]. В первый же год проживания на родине им пришлось справляться со всеми выпавшими на их долю испытаниями. Селились репатрианты в бараках, в степи, в нескольких километрах от населенного пункта, где незадолго до этого жили корейцы.

Переселенцы вспоминают: «Перезимовали как — да помилуй Бог. А потом на лето кто куды побегли, кто в Ставропольский край, кто в Молдавию, у кого терпенья было — тот остался» [4, с. 46]. Липоване заново построили себе сёла и дали им названия «Успех» в Камызякском районе и «Речное» в Харабалинском районе.

Вернуться на родину хотели все старообрядцы Румынии, но отважились лишь немногие. «Сначала как нам была трудна — эта даже не передать. Вот на што я де-сить лет (была ещё рибёнкым), я так плакала, а атец аш пачирнел ат таски. Мать плачит: куда ты миня завёс...»1.

В последующие годы пребывания на родине, для того чтобы выжить, липоване вынуждены были интегрироваться в иную социальную среду. Старообрядцам не разрешили свободно проповедовать старую веру, строить церковь в селе, совершать привычные обряды, которые они хранили и берегли на протяжении нескольких веков. Старообрядцам пришлось идти на работу в колхоз, участвовать в общественных мероприятиях. И всё же они сохранили православную старообрядческую веру и её внешние признаки.

Их самой главной задачей является сохранение духовных ценностей — веры, семейного уклада, воспитания детей, почитания старших и так далее. Липоване отличаются от других групп старообрядчества необычайной приветливостью и гостеприимством, подчёркивая внешними признаками свою конфессиональную обособленность.

Перед трапезой всей семьёй читается молитва. Зачастую местное население Астраханской области, не разбираясь в каких-либо религиозных тонкостях и отличиях, всех старообрядцев называет словом, ставшим в народе нарицательным — «кулугуры». Многие считают старообрядцев замкнутыми и нелюдимыми, хотя липоване довольно гостеприимны, однако рассказывать много о своей жизни и семье чужим людям не торопятся.

За обеденным столом — привычные для астраханских липован блюда, достаточно простые. Предпочтение отдаётся каше из кукурузной сечки — мамалыге, напоминающей вкус запеканки. Едят её с творогом или сметаной. Едят также нечищеную рыбу, запечённую в углях.

Календарная система астраханских липован состоит из основного набора праздников, которые встречаются повсеместно на всей территории православной России. Информанты упоминают следующие праздники: Рождество, Новый год, Крещение, Масленица, Пост, Пасха, Вознесение, Троица. Почти все из перечисленных праздников ассоциируются у представителей данной общины с посещением церкви и исполнением духовных песнопений. Исключением служит Масленица, имеющая яркое этнографическое оформление. Липоване говорят, что с четверга Масленичной недели начинают водить хороводы. Особенно информанты выделяют хороводное шествие «вождение стрелы» и обрядовую песню «Я пущу стрелу» (см. об этом [6, с. 394]).

В ходе сравнительного анализа песенных образцов у румынских и астраханских липован прослеживается степень сохранности музыкально-этнографического материала. К примеру, святочный период (7-19 января), характеризующийся у всех славянских народов, в том числе русских, традиционными обходами дворов с пением поздравительных песен (колядок, авсеней, таусеней, баусеней, виноградий, щедровок и т. д.), встречается и у липован. У румынских липован сохранились святочные обходы дворов с колядками и новогодними припевками «Сею-вею» (см. об этом [6, с. 393]. Эти жанры сохранились у липован села Успех: «Мы хадили на Новый год, сею, вею пасеваю и тут ходют да сих пор у нас ребятишки: Сею, вею, пасеваю, с Новым годам паздравляю, на гусей, на курят, на маленькых парасят». У липован, населяющих село Речное, эти сведения не выявлены, лишь в экспедиции 1996 г. от них была записана одна посевальная песня: «Арарох-ара-рох, сеял Боженька горох». В селе Успех Камызякского района информанты отмечают сведения о том, что под Рождество «дети хадили: — С празничкам, с Раждиством Христовым. Малитву какую читали, быльшии ни хадили», а на Рождество «в церкви пають». После церковной службы батюшка кадилил по домам — славил Христа. Какие песнопения при этом исполнял священнослужитель, народные исполнители не помнят: «Я, доча, малая была, не помню...»2.

Среди народных праздников, отмечающихся в ли-пованской среде, встречается обряд почитания повивальных бабок, называемый в народе: «Бабьи кашки». Но у них он получил иную приуроченность — на вечер Святого Василия Великого (13 января).

Свадьбы у русских липован игрались почти все на «зимнее прошежговенье — от крещенья до масли-

1 Записано О. А. Ивановой в 2010 г. в селе Успех Камызякского района Астраханской области от Вассы Ивановны Бужоро-вой 1937 г. р.

2 Записано О. А. Ивановой в 2010 г. в селе Успех Камызякского района Астраханской области от Марфы Артамоновны Кутузовой 1930 г. р.

ны и более всего в осенний мясоед — с Покрова дня до Филипповок»3.

Музыкальный фольклор астраханских липован складывался с конца XVII до середины XX вв. На момент переселения (1947) жанровый состав и репертуар астраханских липован были представлены наиболее полно, однако разобщение и всевозможные запреты властей на совершение религиозных обрядов существенно сократили певческий репертуар. Традиционные обряды, например свадебный и ряд календарных обрядов, бывшие средством консолидации всех русских общин в Румынии, в Астраханской области перестали выполнять свою функцию.

К обрядам, потерявшим живое своё воплощение, относится, в том числе и «вождение стрелы», выполнявшее объединяющую функцию всей липованской общины. Песни, передаваемые молодому поколению старообрядческой общины только в хороводном шествии, ушли из живого бытования и стали звучать лишь на сценических площадках села, района, области. В результате молодое поколение осталось без практического опыта исполнения традиционного фольклора старообряд-цев-липован. На сегодняшний день их песни звучат в основном в исполнении фольклорных коллективов города Астрахани («Раздивье», «Веретено», «Прялица», «Перязва»). Благодаря их деятельности этнографический контекст песенной традиции астраханских липован реконструируется.

Так, с 2020 г. в селе Успех ежегодно проходит реконструкция обряда «вождения стрелы» на масленичной неделе. Это действо является совместным творческим проектом Астраханской государственной консерватории и Астраханского колледжа культуры и искусств при поддержке Министерства культуры и туризма Астраханской области и Астраханского регионального отделения ВОО «Союз композиторов России».

Благодаря тщательному исследованию исторического и этнографического материала о старообряд-цах-липованах, а также соблюдению последовательности традиционных элементов в эпизодах празднования Масленицы, осуществление реконструкции обрядового действия «вождение стрелы» нашло свое воплощение на нынешней территории их проживания в селе Успех Камызякского района Астраханской области. Цель реконструкции — возвратить песенно-этнографический материал старообрядцев-липован в активную форму бытования. Ведущим принципом реконструкции послужил опыт исследователей — собирателей фольклора, зафиксировавших этнографические сведения и песенный материал, характеризующий празднование масленицы (работы В. П. Самаренко, А. С. Ярешко, И. В. Тарасовой, К. В. Гузенко, С. Б. Тарнавчик, Е. В. Ар-слановой), а также — фиксированный видеоматериал с фестиваля 1995 г., проходившего в Румынии, в ходе

которого были продемонстрированы различные виды хороводов.

Обряд «вождение стрелы» представляет собой одну из уникальных форм культурного наследия, хранящую память и любовь к предкам старообрядцев-липован. Ведь из всего перечня традиций, которыми они богаты, особую роль занимает Масленица. Этот праздник выступает объединяющим элементом липованской общины. Вот как комментируют время празднования Масленицы в Румынии нынешние старожилы села Успех Камызякского района Астраханской области: «У нас да, у нас украшивают кареты, повозки, лошадей украшива-ют и по селу катаются на санях, вот, у нас там масленицу очень хорошо празднуют, хороводы водють, на улице столько людей, ой село большое, людей многа и село красивое, не так как там, <...> вулицы ровные, красивые и мы таму кого повозки тройку как запряжем, разукрасим лошадей и па дарогам, па улицам катаемся.»4.

Для реконструкции обряда разучены песенные образцы, установлен этнографический контекст, разработаны эскизы и изготовлены традиционные комплексы одежды: сарафанный, парочка, мужской костюм и верхняя одежда. Также в качестве реквизита выступили камышинки длиной 1,5 м, атласные ленты для их украшения, а для реализации стрельного шествия изготовлены платочки, обвязанные кружевом.

Во время реконструкции обряда «вождение стрелы» звучат традиционные песни, характерные для исполнения липованской общиной на Масленицу. В качестве главной песни из ряда хороводных выступает «Я пущу стрелу». Также звучат и другие стрельные песни: «Ва-силь, Василь, Василёчек», «Плетётся мой хмелюшек». «Стрела» периодически останавливается на перекрёстках улиц, где разыгрываются круговые хороводы «Против каменных ворот», «Зайди, зайди, молодец», «Как на горке на крутой».

Для удобства работы над реконструкцией обряда в современных условиях рассматриваются следующие эпизоды:

1) подготовка к шествию, приветствие всех участников;

2) сбор в «стрелу» от исходной точки, вождение стрелы по улицам села, завершение стрельного шествия по приходу на главную площадь села;

3) начало обрядового действа, проведение обрядового действа с участниками ансамблей и местными жителями;

4) заключение обрядового действа, игры на выбор пары;

5) звон колокола и заключительная песня, исполненная старожилами села, завершение праздника.

В первом и втором эпизодах реализуется основное направление «стрелы», которое устремлено к центральной площади села. Но при этом одна из её задач прой-

3 Записано О. А. Ивановой в 2010 г. в селе Успех Камызякского района Астраханской области от Вассы Ивановны Бужоро-вой 1937 г. р.

4 Записано Л. Карповой и А. Кульчановым в 2022 г. в селе Успех Камызякского района Астраханской области от Агафьи Кузьминичны Верёвкиной 1931 г. р.

70

ти по улицам села — Садовой и Советской (в народе именуемых как «кошачейка» и «собачейка») — с разыгрыванием традиционных песен: «Я пущу стрелу», «Плетется мой хмелюшек», «Василь, Василь, Василечек». «Стрела», как уже отмечалось, может останавливаться на перекрёстках улиц или просторных площадках удомов, где реализуются круговые хороводы: «Как на горке на крутой», «Зайди, зайди, молодец», «Против каменных ворот». Жители села, желающие присоединиться к действию, становятся участниками хоровода, а затем торжественное шествие «вождения стрелы» продолжается.

В третьем эпизоде «стрела» приходит на главную площадь, где начинается подготовка к круговым хороводам. Все участники «стрелы» встают в хоровод и берут в руки камышинки, украшенные атласными лентами. Начинается хоровод с камышинками, во время которого исполняется песня «Против каменных ворот». После него разыгрывается следующий круговой хоровод — «Зайди, зайди молодец» с театрализованной сценкой внутри круга, в котором демонстрируются две модели поведения девушки по отношению к парню. По его завершении звучит песня «Как на горке на крутой» с исполнением танца. На этом эпизоде вождение круговых хороводов завершается.

В четвертом эпизоде разворачиваются игры на выбор пары. Участники обряда встают в хоровод и начинают играть «Как под тем дубочком». Водящий, находящийся в центре круга, должен выбрать себе пару, после чего становится в круг, а выбранный участник становится на место водящего. Таким образом, игра продолжается, пока каждый из присутствующих не примет участие в игровом процессе в роли ведущего.

На слова «Раз, два! Раз, два! У нас меняется игра!» происходит смена игры. В данной реконструкции начинается игра «Бояре», которая также предназначена для выбора пары. Она разыгрывается в «стеночном хороводе». В ней проецируется свадебный мотив, поскольку участники одной «стенки» выбирают невесту из другой «стенки». Игра заканчивается тогда, когда сторона, выступающая в роли «сватов», забирает в свою

сторону всех «невест». В завершении игрового процесса активный участник оповещает об окончании хороводов словами: «Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра!».

Песня для липован является самым красочным воспоминанием о своей культуре, о жизни общины в разные исторические эпохи. Это ценность, объединяющая старшее и младшее поколение, придающая традиции жизненные силы. В пятом эпизоде в качестве финала исполняется песня «Как по морю», по её завершении раздаётся звон колокола, что служит оповещением об окончании масленичной недели и приближении Великого Поста.

В качестве вывода отметим, что календарная система астраханских липован состоит из основного набора праздников, которые встречаются повсеместно на всей территории православной России. Степень сохранности их традиционной культуры значительно уступает сведениям, записанным от румын, что демонстрируется уменьшением песенных образцов. Запрет на религиозные вероисповедания в период советской власти стал самым трудным испытанием за всё время гонения старообрядцев никоновской церковью, именно его не смогли преодолеть люди, свято верующие в необходимость продолжения и тиражирования традиций, завещанные предками. Привычный общинный уклад жизни липован на Астраханской земле был разрушен.

Укажем, что за время пребывания астраханских липован в России с 1947 г. в их традиционной культуре не сформировались и не выявились признаки ассимиляции с советскими культурными традициями. Обособление по конфессиональному признаку, малочисленность диаспоры, территориальное разобщение (два села находятся далеко друг от друга) способствовали угасанию традиций предков, в том числе и песенных. К началу XXI в. значительная часть песенного репертуара была утрачена.

Тем не менее, коллективная память астраханских липован (старейших представителей общины) даёт представление о богатых песенных традициях, которые липоване привезли на родину, но не сумели передать последующим поколениям.

Литература

1. БондарюкБ. М. Старообрядческое население Буковины в описании австрийского натуралиста конца XVIII в. Балта-зара Гаке // Липоване: история и культура русских старообрядцев. Вып. 3. Одесса, 2006. С. 27-30.

2. Васькин Н. М. Заселение Астраханского края. Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во, 1973. 47 с.

3. Зудин А. И., Властна Н. А. Русская связь: история и культура старообрядчества юга России и зарубежья. При-морско-Ахтарск, 2016. 168 с.

4. Паунова Е. В. Астраханские липоване: прошлое и на-

стоящее // Традиции живая нить. Вып. 6. Астрахань 2001. С. 46-49.

5. Пригарин А. А. История и этнография в изданиях общины русских-липован Румынии 2002-2005 гг. // Липоване: история и культура русских старообрядцев. Вып. 2. Одесса, 2005. С. 189-194.

6. Савельева И. А. Календарная традиция русских старообрядческих сёл Румынии // Фольклор: современность и традиция: Материалы третьей международной конференции памяти А. М. Рудневой. М., 2004. С. 391-396.

References

1. Bondaryuk B. M. Staroobraydcheskoe naselenie Bukovi-ni vopisanii avstriiskogo naturalista kontsa XVIII v. Baltazara Gake [The Old Believers population of Bukovina as described byanAustrian naturalist of the late 18th century Balthazar Gaquet] // Lipovane. Istoriya i kultura russkih staroobraydtsev [Lipovane: history and culture of Russian Old Believers]. Vip. 3. Odessa, 2006. P. 27-30.

2. Vaskin N. M. Zaselenie Astrahanskogo kraya [Settlement ofthe Astrakhan Territory]. Volgograd: Nigne-Volgskoe kn. Izd-vo, 1973. 47 p.

3. Zudin A. I., Vlaskina N. A. Russkaya svyaz': istoriya i kultura staroobryadchestva yuga Rossii i zarubezhya [Russian connection: history and culture of the Old Believers in the south of Russia and abroad]. Primorsko-Akhtarsk, 2016. 168 p.

4. Paunova E. V. Astrakhanskie lipovane: prochloe i nas-

toyashchee [Astrakhan Lipovans: past and present] // Traditsii zhivaya nit [A living thread of tradition]. Vip. 6. Astrakhan 2001. P. 46-49.

5. Prigarin A. A. Istoriya i Etnografiya v izdaniyah obshchini russkih-lipovan Ruminii 2002-2005 gg. [History and ethnography in publications ofthe Russian-Lipovan community ofRo-mania in 2002-2005] // Lipovane: istoriya i kultura russkih staroobryadtsev [Lipovane: history and culture of Russian Old Believers]. Vip. 2. Odessa, 2005. P. 189-194.

6. Savelyeva I. A. Kalendarnaya traditsiya russkih staroo-bryadcheskih sel Ruminii [The Calendar Tradition of Russian Old Believers Villages in Romania] // Fol'klor: sovremennost' i traditsiya [Folklore: Modernity and Tradition]: Materialy tret'ei mezhdunarodnoi konferencii pamyati A. M. Rudnevoi. M., 2004. P. 391-396.

Информация об авторе

Ольга Анатольевна Иванова E-mail: nofany4@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Астраханская государственная консерватория» 414000, Астрахань, ул. Советская, 23

Information about the author

Olga Anatolievna Ivanova E-mail: nofany4@mail.ru

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Astrakhan State Conservatory» 414000, Astrakhan, 23 Soviet Str.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.