8. Otchet tayjnogo sovetnika Speranskogo v obozrenii Sibiri s predvariteljnihmi svedeniyami i osnovaniyami k obrazovaniyu eyo upravleniya // Prutchenko, S. Sibirskie okrainih. Prilozheniya. - SPb., 1899.
9. Afanasjev, P.A. Osobennosti i kharakter posetheniya Altayjskikh gornihkh zavodov grafom K. de Sent-Aljdegondom // Voprosih arkheologii i istorii yuga Zapadnoyj Sibiri: mater. Vseros. nauchno-praktich. konf., posvyath. 90-letiyu so dnya rozhd. Zasl. Deyatelya nauki RF prof. A.P. Umanskogo. - Barnaul, 2013.
10. Afanasjev, P.A. Reviziya K.V. Chevkina 1835 g. i eyo mesto v modernizacii tradicionnoyj modeli upravleniya i khozyayjstvovaniya Altayjskikh gornihkh zavodov // Kabinetskaya modelj upravleniya khozyayjstvom i ehkspluatacii prirodnihkh resursov Altaya v XVIII - nachale XX v: sb. nauch. st. / otv. red. T.N. Soboleva. - Barnaul, 2011.
11. Afanasjev, P.A. Otnoshenie Kabineta k revizionnoyj forme kontrolya v Altayjskom gornom okruge v 50-60-e gg. XIX v. // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya. - 2009. - № 4 (8).
12. Afanasjev, P.A. Reviziya Altayjskikh gornihkh zavodov 1871 goda // Istoricheskiyj ezhegodnik. 2008: sb. nauch. tr. / Institut istorii SO RAN. -Novosibirsk, 2008.
13. Afanasjev, P.A. Provedenie i itogi revizii Altayjskogo gornogo okruga 1882 g. // Istoricheskiyj ezhegodnik. 2009: sb. nauch. tr. / Institut istorii SO RAN. - Novosibirsk, 2009.
14. Rossiyjskiyj gosudarstvennihyj istoricheskiyj arkhiv - F. 468. - Op. 23. - D. 322.
15. Afanasjev, P.A. Regionaljnihyj aspekt revizionnoyj deyateljnosti Kabineta Ego Imperatorskogo Velichestva v Altayjskom okruge v konce XIX - nachale XX v. // Izvestiya Altayjskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2007. - № 4/1. - Ser.: Istoriya, politologiya.
16. Afanasjev, P.A. Sostoyanie i perspektivih razvitiya ehkonomiki Altayjskogo okruga v nachale XX v. (po materialam kabinetskikh reviziyj) // Ehkonomicheskaya istoriya Sibiri XX veka: mater. Vseros. nauch. konf. / pod red. E.V. Demchik. - Barnaul, 2006. - Ch. 1.
Статья поступила в редакцию 17.11.14
УДК 94(571.15)
Kovalenko P.S. THE COSSACK CATHEDRAL AS A UNIQUE COMPONENT OF THE ORTHODOX HISTORY OF BIYSK. It is known that perish churches dominated over the general architecture of the landscape in the local areas of Biysk. It was a perish church that was the general object where the observance, i.e. the religious people, came to. All perish churches in Biysk were symbols of the historical districts of the city. In the paper for the first time in big details, on the basis of numerous archival documentary sources the history of the Cossack Cathedral of the city of Biysk is studied. It is one of the first stone buildings of Biysk, previously used as a fortress. The author discusses the importance of Churches in the history of Biysk. An important place is given to the restoration of the forgotten names of the members of the Church clergy of the Cathedral. The author mentions the names of many of the priests and other workers of the Cathedral, kept in archival documents and writes about some facts of their biographies.
Key words: ^urch, the Cathedral of the assumption of the blessed virgin Mary, clergy sheets, banner, Cossack Cathedral, Cossaks, Biysk fortress, Archpriest Vladimir Dagaev.
П.С. Коваленко, аспирант ФГБОУ ВПО «Алтайская гос. педагогическая академия», г. Барнаул, E-mail: [email protected]
СТАРО-УСПЕНСКИЙ «КАЗАЧИЙ» СОБОР - УНИКАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ИСТОРИИ БИЙСКА
Приходские храмы в пределах отдельных локальных территорий Бийска обычно главенствовали над общей архитектурой ландшафта. Именно приходские храмы являлись главными объектами притяжения приходов, символами исторически сложившихся районов города. В работе впервые подробно, на основе многочисленных архивных документальных источников освящается вековая история Старо-Успенского «Казачьего» собора города Бийска - первого каменного строения Бийской крепости, рассматривается значение храма в истории Бийска. Важное место отводится восстановлению забытых имен церковного причта собора и их биографий.
Ключевые слова: церковь, собор, клировые ведомости, хоругвь, Успение Пресвятой Богородицы, Старо-Успенский «Казачий» собор, служилые казаки, Бийская крепость, протоиерей Владимир Дагаев.
Самыми распространенными архитектурными сооружениями Русской Православной Церкви, предназначенными для совершения богослужений и религиозных обрядов, являются православные храмы. В истории Бийска они занимали и продолжают занимать важное место. Помимо основного предназначения храмы использовались как места общественных собраний, торжественных церемоний. Некоторые из них носили мемориальный характер.
На протяжении многих столетий приходские храмы - общественные центры приходов - являлись основной структурной епархиальной единицей.
По слову Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Приход - это не храм, а православный народ, проживающий на определенной территории» [1].
Приходские храмы в пределах отдельных локальных территорий Бийска всегда ставились на обозреваемых отовсюду местах и обычно главенствовали над общей архитектурой ландшафта. Именно приходские храмы являлись главными объектами притяжения приходов, символами исторически сложившихся районов города.
В XIX в. в Бийске начинают открываться домовые храмы. Такие церкви обычно располагались в больницах, богадельнях, приютах, тюрьмах, иных социальных учреждениях, а также в учебных заведениях и предназначались для участия в богослужении лиц, постоянно или временно пребывающих в этих учреждениях. 496
Среди двух десятков православных храмов в истории Бий-ска особое место занимает Казачий Старо-Успенский собор. Именно этот храм являлся первым каменным зданием Бийской крепости и до постройки Троицкого собора именовался Гра-до-Бийским соборным, то есть главным храмом города.
Казачьему собору предшествовал деревянный храм, построенный стараниями коменданта крепости полковника П.И. Четова. Первый Успенский храм просуществовал довольно не долго - с сентября 1774 до начала 1830-х гг., и был снесен «за ветхостью» во время очередной перепланировки кварталов с целью «придания оным надлежащей геометрической регулярности» [2].
В первом Успенском храме одной из главных святынь и реликвий было древнее стрелецкое знамя, принадлежавшее первым сибирским казакам. В 1787 г. по распоряжению командира Сибирского линейного казачьего войска поручика К.Г. Бардина знамя перевезено в город Омск. Старые стрелецкие знамена в те времена иногда вручались казакам, потому что единого типа знамени для казаков тогда не существовало и знамя для вручения выбирали из хорошо сохранившихся старых [3].
В «Хронологическом перечне событий из истории Сибирского казачьего войска», составленном есаулом Н.Г. Путинцевым и изданным в Омске в 1891 г., говорится, что «знамя имеет вид большой, почти квадратной хоругви, каждая сторона которой равняется трем аршинам и девяти вершкам; оно сделано из плотной шелковой материи золотистого цвета, с мелким рисунком. С трех
сторон знамени сохранилась узкая золотая бахрома. Древка нет. По средине полотнища изображен двухглавый орел, в центре которого, в кругу, изображение Божией Матери с младенцем. По сторонам орла, также в кругах, помещены изображения святых угодников: Иоанна Предтечи, Св. Климента - папы Римского, Св. Петра, Св. Иова, Сергия Радонежского, митрополитов Петра, Алексея и Филиппа, Николая Мирликийского Чудотворца и Саввы Сторожевского. Сверху орла, в облаках, изображен крест и Св. Троица. По всему полотнищу знамени разбросано несколько вышитых звезд и кружков. Внизу полотнища сохранилась надпись из старых церковно-славянских букв, которая гласит: «Лета 7198 г. июня 29-го, по указу Великих Государей, Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всея Великия, Малыя и Белыя России самодержцев построено». Переводя 7198 г. на наше летоисчисление, мы обнаруживаем, что знамя это появилось в 1689 г. Однако не удалось узнать ни из надписи, ни из дел архивов, кому именно это знамя было вручено. В описи же знамен, штандартов и других знаков отличий, находящихся в казачьих войсках, составленной при департаменте военных поселений в 1855 г., между прочим, значится, что «при войсковом правлении Сибирского линейного казачьего войска хранится одно знамя с изображением святых; откуда и когда оно поступило в войско, неизвестно» [4].
Для выяснения прошлого этого знамени «войсковой наказ-ный атаман, генерал от инфантерии Колпаковский просил директора Московского государственного архива, пользуясь хронологической датой на самом знамени, навести в делах архива справку, кому именно и по какому случаю дано было это знамя. Однако в этом хранилище не оказалось, как уведомил потом Барон Бюллер, никаких положительных данных о знамени» [5].
В настоящее время «Бийская хоругвь» (под таким наименованием знамя вошло в научный оборот) хранится в Омском государственном историко-краеведческом музее и почитается как одна из главных реликвий Сибирского казачьего войска [6].
Вторая Успенская церковь (Казачий собор) была освящена по благословению Преосвященнейшего Варлаама, архиепископа Тобольского и Сибирского, в июне 1794 г. Построенный трудами коменданта крепости генерал-лейтенанта С.Л. Богданова с прихожанами храм в народе именовался «казачьим собором», потому как прихожанами в основном являлись «служилые казаки» и члены их семей, коренные жители Бийска.
Возводилась церковь по проекту и под личным надзором талантливого сибирского летописца, художника и зодчего-храмостроителя, выходца из тобольских ямщиков И. Черепанова, специально прибывшего в Бийскую крепость в 1788 г. [7].
Указом Томской духовной консистории от 31 октября 1858 г. за № 1228 «назначено ей быть Соборной» [8].
Как повествуют ежегодные клировые ведомости о храме за вторую половину XIX - начало ХХ вв., здание собора было каменным с таковою же колокольней и обнесено деревянной оградой. Престолов в нем значилось три: «главный - во имя Успения Божией Матери; придельные - по правую сторону - первовер-ховных апостолов Петра и Павла, по левую - святителя и чудотворца Николая - как главный храм, так и оба придела теплые» [9].
Причт собора состоял из штатного протоиерея, двух священников, дьякона и четырех псаломщиков. В 1873 г. имелись «дома у причта, кроме исправляющих должность псаломщиков П. Торопова и К. Алферьева, собственные деревянные и не на церковной земле, а в разных местах, между обывательскими местами». В должности псаломщика священник С. Гурьев проживал в селении Старо-Чемровском и пользовался квартирой, предоставленной «от общества» [10].
Исторические архивные документы сохранили и донесли до нас имена многих священно- и церковнослужителей этого храма. В середине XIX века долгое время в приходе священствовал в должности настоятеля иерей Стефан Ломшаков [11]. С 8 января 1861 г. по 1879 г. настоятелем собора являлся произведенный в сан протоиерея Д. Емельянов. Одновременно ему было определено быть благочинным над церквями 1-го Бийского благочиннического округа [12]. Последним настоятелем собора стал впоследствии авторитетный и всеми уважаемый протоиерей В. Дагаев (1835-1912 гг.). Будущий отец Владимир около 1855 г. окончил Тобольскую духовную семинарию и 20 июня 1858 г. в возрасте двадцати двух лет был рукоположен в иерея и направлен на служение в единственную в то время в Бийске Градо-Бийскую Успенскую церковь, а 13 мая 1885 г. возведен в сан протоиерея. В разные годы исполнял должности учителя
Томского духовного училища, благочинного сельских церквей Томской епархии, духовника причтов десяти храмов, вел большую преподавательскую работу в Бийске, был законоучителем двухклассного городского и мужского приходского училищ, женской прогимназии, Владимирского женского и Успенского цер-ковно-приходского училищ, заречных церковно-приходских школ. В. Дагаев являлся помощником председателя и казначеем Бий-ского отделения противораскольничьего братства святителя Димитрия Ростовского, членом попечительского совета Бийской женской прогимназии, следователем благочиния № 24 Томской епархии с 1891 г.
За усердные труды протоиерей Владимир был награжден золотым наперсным крестом, орденами святой Анны III и II степеней, святого Владимира IV степени [13]. В 1912 г. он скончался и с особыми почестями был захоронен в ограде Казачьего собора, слева от жертвенника храма [14]. Во время сноса храма его могилу сравняли с поверхностью земли. В современных условиях останки благочестивого протоиерея покоятся в северной части современного стадиона «Авангард».
Священниками Успенской церкви в разные годы XIX в. были протоиерей В. Замятин, иереи Н. Кузнецов, С. Рудаков, А. Кайдалов, К. Ефимов, В. Кармильский [15].
В клировые ведомости собора в XIX в. вписаны имена многих дьяконов. Это П. Седачев, С. Корюкаев и другие. В храме также служили исправляющие должность псаломщиков диакон И. Стабников, П. Торопов; дьячки В. Лукин, М. Хмелев [16].
В 1860-1870-е гг. церковным старостой собора являлся именитый бийский 1-ой гильдии купец А.Ф. Морозов, который заботился о благоукрашении храма, производил ремонтные работы, покупал иконы, церковную утварь, священнические облачения. После постройки нового Градо-Бийского Троицкого соборного храма А.Ф. Морозов, как главный строитель последнего, естественно был определен церковным старостой именно туда.
В 1878 г. на его место «заступил» утвержденный епархиальным начальством в именитый купец М.С. Сычев. Являясь церковным старостой Казачьего собора, он ежегодно выделял деньги на его содержание: ремонтные работы, обновление иконостаса, покупку икон и церковной утвари; платил жалование певчим. Так, в 1884 г. он отчислил 210 рублей на постройку новой ограды и штукатурку стен храма, в 1886 г. приобрел на сумму в 300 рублей «три ризы серебряной парчи», в 1877 г. архиерейское облачение «серебряной парчи» стоимостью 450 рублей и две иконы стоимостью 250 рублей [17].
По состоянию на 1873 г. земли при храме пахотной и усадебной не имелось, но имелась сенокосная, «примерно копен на 200» [18].
В конце XIX в. при соборе числилось три приписных храма: кладбищенская церковь во имя Вознесения Господня в Бийске, храмы во имя Покрова Пресвятой Богородицы в селе Малоугре-невском и во имя архистратига Михаила в селе Старо-Чемров-ском [19].
В соборе хранились копии с метрических книг с 1787 г. Причтом постоянно велись метрические, обыскные, приходно-расходные книги, исповедные росписи [20].
Уже в середине XIX века, в связи с ростом городского населения, храм не имел возможности вместить всех приписных к нему прихожан, поэтому было принято решение строить рядом, на Успенской площади, большой каменный собор, третий Успенский в истории города. В 1901 г. «по освидетельствованию двумя архитекторами» старый Успенский собор признали «по ветхости неблагонадежным к долгому существованию». Цоколь церкви отставал от здания во многих местах, стены фундамента имели трещины. Каменный купол главного придела ввиду возможности обрушения пришлось разобрать и сделать из плах. Поэтому с окончанием постройки новой Успенской церкви в 1903 г. собор был закрыт для совершения постоянных богослужений [21].
С возведением и освящением в 1903 г. третьего по счету Успенского храма Казачий собор стали именовать Старо-Успенским.
«Готовясь в 1909 г. к празднованию 200-летнего юбилея Бий-ска, городские власти выделили деньги на реставрацию, но отпущенной суммы хватило лишь на позолоту иконостаса, побелку стен и покраску куполов. В 1912 г. храм обветшал настолько, что было решено вообще прекратить здесь службы». В марте 1914 г. городская управа все же решила выделить деньги на ремонт Старо-Успенской церкви «вследствие ее несомненной архитектурной и культурной ценности и исторической значимости для
нашего города. Планируемой реставрации помешала вскоре начавшаяся Первая мировая война» [22].
Вопрос о целесообразности сохранения медленно разрушающейся церкви остро встал перед советскими властями Бийска в 1926 г. «Комиссии по вопросу о судьбе храма плодотворно работали два года: совещались, четыре раза осматривали церковное здание, писали резолюции...» [23].
Так, в газете «Звезда Алтая» от 5 июля 1927 г. сообщалось: «Старую Успенскую церковь решено разобрать, т.к. церковь эта пришла в ветхость. Материал церкви будет использован на строительство коммунтреста» [24]. Меньше чем через два месяца на страницах той же газеты от 2 сентября появляется заметка «К сносу старой Успенской церкви» со следующим содержанием: «В октябре горкоммунотдел приступит к сносу старой Успенской церкви, которая не имеет ценности и ежечасно грозит обвалом. На освободившемся участке будут построены фруктовые магазины государственных и кооперативных торговых организаций и частных лиц» [25].
Для Старо-Успенского собора 1928 г. стал последним, роковым. Решением от 15 мая 1928 г. была окончательно решена судьба собора: его надлежало снести.
Вскоре газета «Звезда Алтая» опубликовала по сути итоговую статью печального содержания: «Успенский собор ни исторического, ни архитектурного значения не имеет. Разобрав церковь и освободив место под постройку новых торговых рядов, комхоз пополнит бюджет горсовета.
Почему Старо-Успенский собор сейчас разбирают? На этот вопрос отвечает акт специальной комиссии, с участием окринже-нера, брандмейстера, санврача, представителей окрмузея, ком-мунхоза, окрфинотдела и общины верующих: «Кирпичное здание Ст.-Успенского собора имеет ряд сквозных трещин. Кирпичный фундамент выветрился. Трещины в сводах и стенах настолько опасны, что эксплуатация здания недопустима. Собор никакого исторического и архитектурного значения не имеет». И далее в акте сказано: «Предметов культа - облачений, одежд, покровов и колоколов в здании не оказалось. Здание совершенно ветхо и страшно загрязнено». Из Бийска запросили музейный отдел Главнауки, стоит ли сохранять это ветхое здание, загромождающее базарную площадь и грозящее обвалом, на том основании, что оно, может быть, представляет из себя хоть какую-нибудь ценность как памятник старины. Из Москвы ответили: «Допустить разборку, предварительно сняв со здания детальные фотографии». Обосновывая необходимость сноса собора, газета пишет: « Что даст снос этой церкви? Обезопасит прохожих от
Библиографический список
возможности быть раньше иль позже задавленными какими-нибудь обломками. Порядком расширит базарную площадь и позволит комхозу построить новые торговые ряды, а это обогатит ежегодный бюджет нашего города на 5-6 тыс. руб.» [26].
Именно тогда сравняли у алтаря и прилегающее к нему небольшое кладбище, где были погребены коменданты Бий-ской крепости, некоторые священнослужители, в том числе последний настоятель собора протоиерей Владимир Дагаев [27] и купцы-благотворители, среди которых бийский 2-й гильдии купец и почетный попечитель Успенского прихода Н.И. Гусев [28].
Несколькими годами раньше печальная судьба постигла могилу и останки строителя первой деревянной Успенской церкви - коменданта Бийской крепости П.И. Четова. Его могила находилась рядом с Казачьим собором, с западной стороны при входе в храм, в районе современного местонахождения памятника истории «Пушки Бийской крепости». В 1923 г. состоялось вскрытие могилы полковника Четова, о чем бийчан известила газета «Звезда Алтая»: «15 июня центральной ячейкой комсомола была произведена раскопка могилы полковника Четова -основателя Бийской крепости, которая находится в саду театра «Мир».
По-кощунски поступили в советские годы пионеры, сдавшие чугунную надгробную плиту с могилы на металлолом. Текст надгробной плиты с могилы полковника П. Четова, со слов известного бийского краеведа Б.Х. Кадикова, гласил: «Полковник Петр Четов, здесь сею крепость устроял и именем своим храм Божий украшал. Сей памятник возложен за верну добродетель, чтоб в поздние века был точным всем свидетель» [30].
Таким образом, почти полуторастолетняя история СтароУспенского «Казачьего» собора - православного символа Бийска и бийского казачества - должна стать объектом пристального исследования и музеефикации.
В современных условиях стадион «Авангард», собственность ОАО «Бийского котельного завода», планируется выставить на торги. Важно, чтобы независимо от исхода решения вопроса, будущий собственник заблаговременно знал и понимал уникальность и историческую значимость данного места и стал одним из главных инициаторов в деле сохранения исторической памяти посредством создания историко-мемориального комплекса на месте «Казачьего» собора. Этот комплекс необходим как память о славной истории Бийской крепости, её комендантах и служилых казаках, защищавших сибирские территории Российской Империи.
1. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе. Москва, 2 февраля 2013 года // Православие.ги [Э/р]. - Р/д: http:// www.pravoslavie.ru/news/59206.htm
2. Исупов, С.Ю. Первые храмы Бийска // Крепость Бийская есть главная... - Барнаул, 2009.
3. Знамена и штандарты казаков // Казачьи войска. Часть 2. [Э/р]. - Р/д: http://www.vexillographia.ru/russia/cosacco0.htm
4. Путинцев, Н.Г. Хронологический перечень событий из истории Сибирского казачьего войска. - Омск, 1891.
5. Путинцев, Н.Г. Хронологический перечень событий из истории Сибирского казачьего войска. - Омск, 1891.
6. Кондратюкова, М. Омичам покажут историческую реликвию [Э/р]. - Р/д: http://top55.info/?id=17&newsid=3634
7. Лебедева, Н. Ильинская церковь - омская святыня и жемчужина российского зодчества [Э/р]. - Р/д: http://www.sttatiana-omsk.ru
8. ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 180. Л. 1.
9. ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 396. Л. 1.
10. ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 920. Л. 1-1об.
11. Пятидесятилетие служения в священном сане о. протоиерея градо-Барнаульского 12. Петропавловского собора Стефана Ломшакова // ТЕВ. - 1890. - № 22.
12. Протоиерей Дмитрий Ионович Емельянов (Некролог) // ТЕВ. - 1889. - № 17.
13. Коваленко, П.С. Дагаев Владимир Александрович // Бийск: энциклопедия. - Бийск, 2009.
14. Погребение прот. Владимира Дагаева // ТЕВ. - 1912. - №10.
15. МАДМ. НВФ. 591.
16. МАДМ. НВФ. 670.
17. ГААК. Ф. 174. Оп. 1. Д. 290. Л. 2-23 об.
18. ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 920. Л. 1об.
19. ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 920. Л. 2, 2 об.
20. ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 920. Л. 3, 3 об.
21. ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 3279. Л. 19.
22. Исупов, С.Ю. Первые храмы Бийска // Наш храм. - 2003. - № 3.
23. Исупов, С.Ю. Первые храмы Бийска // Наш храм. - 2003. - № 3.
24. Старую Успенскую церковь решено разобрать // Звезда Алтая. - 1927. - 5 июля (№ 150).
25. К сносу старой Успенской церкви // Звезда Алтая. - 1927. - 2 сентября (№ 193).
26. Исупов, С.Ю. Первые храмы Бийска // Крепость Бийская есть главная. - Барнаул, 2009.
27. Погребение прот. Владимира Дагаева // ТЕВ. - 1912. - № 10.
28. Шнайдер, В.А. Дворики старого Бийска: справочно-энциклопедическое издание. - Барнаул, 2009.
29. Вскрытие могилы полковника Четова // Звезда Алтая. - 1923. - 22 июня. - № 136.
30. МАДМ. НВФ. 699.
Bibliography
1. Doklad Svyateyjshego Patriarkha Kirilla na Arkhiereyjskom Sobore. Moskva, 2 fevralya 2013 goda // Pravoslavie.ru [Eh/r]. - R/d: http:// www.pravoslavie.ru/news/59206.htm
2. Isupov, S.Yu. Pervihe khramih Biyjska // Krepostj Biyjskaya estj glavnaya... - Barnaul, 2009.
3. Znamena i shtandartih kazakov // Kazachji voyjska. Chastj 2. [Eh/r]. - R/d: http://www.vexillographia.ru/russia/cosacco0.htm
4. Putincev, N.G. Khronologicheskiyj perechenj sobihtiyj iz istorii Sibirskogo kazachjego voyjska. - Omsk, 1891.
5. Putincev, N.G. Khronologicheskiyj perechenj sobihtiyj iz istorii Sibirskogo kazachjego voyjska. - Omsk, 1891.
6. Kondratyukova, M. Omicham pokazhut istoricheskuyu relikviyu [Eh/r]. - R/d: http://top55.info/?id=17&newsid=3634
7. Lebedeva, N. Iljinskaya cerkovj - omskaya svyatihnya i zhemchuzhina rossiyjskogo zodchestva [Eh/r]. - R/d: http://www.sttatiana-omsk.ru
8. GATO. F. 170. Op. 1. D. 180. L. 1.
9. GATO. F. 170. Op. 1. D. 396. L. 1.
10. GATO. F. 170. Op. 1. D. 920. L. 1-1ob.
11. Pyatidesyatiletie sluzheniya v svyathennom sane o. protoiereya grado-Barnauljskogo 12. Petropavlovskogo sobora Stefana Lomshakova // TEV. - 1890. - № 22.
12. Protoiereyj Dmitriyj lonovich Emeljyanov (Nekrolog) // TEV. - 1889. - № 17.
13. Kovalenko, P.S. Dagaev Vladimir Aleksandrovich // Biyjsk: ehnciklopediya. - Biyjsk, 2009.
14. Pogrebenie prot. Vladimira Dagaeva // TEV. - 1912. - №10.
15. MADM. NVF. 591.
16. MADM. NVF. 670.
17. GAAK. F. 174. Op. 1. D. 290. L. 2-23 ob.
18. GATO. F. 170. Op. 1. D. 920. L. 1ob.
19. GATO. F. 170. Op. 1. D. 920. L. 2, 2 ob.
20. GATO. F. 170. Op. 1. D. 920. L. 3, 3 ob.
21. GATO. F. 170. Op. 1. D. 3279. L. 19.
22. Isupov, S.Yu. Pervihe khramih Biyjska // Nash khram. - 2003. - № 3.
23. Isupov, S.Yu. Pervihe khramih Biyjska // Nash khram. - 2003. - № 3.
24. Staruyu Uspenskuyu cerkovj resheno razobratj // Zvezda Altaya. - 1927. - 5 iyulya (№ 150).
25. K snosu staroyj Uspenskoyj cerkvi // Zvezda Altaya. - 1927. - 2 sentyabrya (№ 193).
26. Isupov, S.Yu. Pervihe khramih Biyjska // Krepostj Biyjskaya estj glavnaya. - Barnaul, 2009.
27. Pogrebenie prot. Vladimira Dagaeva // TEV. - 1912. - № 10.
28. Shnayjder, V.A. Dvoriki starogo Biyjska: spravochno-ehnciklopedicheskoe izdanie. - Barnaul, 2009.
29. Vskrihtie mogilih polkovnika Chetova // Zvezda Altaya. - 1923. - 22 iyunya. - № 136.
30. MADM. NVF. 699.
Статья поступила в редакцию 19.11.14
УДК 94 (571.1)
Skopa V.A,. THE HERITAGE AND ARCHAEOLOGICAL ACTIVITIES OF THE STATISTICAL AGENCIES OF WESTERN SIBERIA AND THE STEPPE REGION IN THE SECOND HALF OF XIX - EARLY XX CENTURIES. On
the basis of archival material and published sources the direction of social and cultural activities of statistical committees of Western Siberia and the Steppes Region is studied. The close connection of regional centers of statistical records with the largest scientific societies, such as the Moscow Archaeological Society, the Russian Geographical Society, discloses the methods of work in the organization and conduct ethnographic and archaeological research. The approach is based on the analysis of archival data. The author's work reveals the main methods of the procedures. The author looks especially seriously at the participation in exhibitions of statistical committees as part of the historical and ethnographic activities. The first statistical committees in Western Siberia made reports on a wide range of activities of the population. The distinctive feature of their work was the very close connection of their work with history, archeology, literature, anthropology, and other disciplines.
Key words: history; Western Siberia; Steppe Region; archaeological and ethnographic work, secretary.
В.А. Скопа, канд. ист. наук, доц. каф. историко-культурного наследия и туризма ФГБОУ ВПО «Алтайская гос. педагогическая академия», г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ И АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАТИСТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ И СТЕПНОГО КРАЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
В статье на основе архивного материала и опубликованных источников рассматриваются направления социокультурной деятельности статистических комитетов Западной Сибири и Степного края. Показана тесная связь региональных центров статистического учета с крупнейшими научными обществами, такими как Московское археологическое общество, Русское географическое общество, раскрываются методы работы в организации и проведении этнографических и археологических изысканий. На основе анализа архивных данных выявлены основные методы работы. Автор отдельно рассматривает участие в выставках статистических комитетов как часть историко-этнографической деятельности.
Ключевые слова: история; Западная Сибирь; Степной край; археологическая и этнографическая деятельность, секретарь.
В последнее время проблемам краеведения и отдельным аспектам изучения регионов посвящено достаточно много исследований различного характера. На наш взгляд, должного освещения не получила проблема историко-этнографической и археологической деятельности статистических учреждений Западной Сибири и Степного края. Опираясь на материалы центральных и региональных архивов, а также ряд исследований, нами предпринята попытка рассмотреть данные направления деятельности как часть социокультурного изучения региона.
Учреждение губернских и областных статистических комитетов способствовало не только развитию статистического уче-
та в регионе, но и его широкомасштабному научному изучению. Являясь административно-научными центрами, статистические комитеты начали консолидировать передовую общественность региона. Положение 1860 года «О губернских и областных статистических комитетах» превращало статистические учреждения в научно-административные центры, что закреплялось циркуляром МВД от 8 апреля 1861 года за № 397, в котором выражалось пожелание, «чтобы в делопроизводстве статистических комитетов, как учреждениях административно-ученого, а не просто административного, не было введено лишней административной переписки» [1]. Тем самым, формировались отношения между