Научная статья на тему 'Старейший вуз Дагестана'

Старейший вуз Дагестана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
453
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДАГЕСТАН / ПЕРВЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ТЕМИР-ХАН-ШУРА / 12 НОЯБРЯ 1917 Г / ДЖАВАДБЕК РАФИКБЕКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акавов Забит Насирович

С каким вузом связано начало высшего педагогического образования в Дагестане, сколько лет Дагестанскому государственному педагогическому университету на эти и другие вопросы отвечает автор статьи, обращаясь к публицистической печати начала ХХ в., частным архивам и другим материалам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Старейший вуз Дагестана»

СТАРЕИШИИ ВУЗ ДАГЕСТАНА

© 2008 Акавов З.Н.

Дагестанский государственный педагогический университет

С каким вузом связано начало высшего педагогического образования в Дагестане, сколько лет Дагестанскому государственному педагогическому университету - на эти и другие вопросы отвечает автор статьи, обращаясь к публицистической печати начала ХХв., частным архивам и другим материалам.

What high school is connected with the beginning of high pedagogical education in Daghestan? How old is Daghestan State Pedagogical University? These questions and the other ones the author of the article replies, appealing to the publicistic prose of the beginning of the 20th century, private archives and other materials.

Ключевые слова: педагогическое образование, Дагестан, первый педагогический институт, Темир-Хан-Шура, 12 ноября 1917 г., Джавадбек Рафикбеков.

Keywords: pedagogical education, Daghestan, the first pedagogical insitute, Temir-Khan-Shura, November, 12, 1917, Dzhavadbek Rafikbekov.

Еще в 1993 году в многотиражной газете Дагестанского государственного педагогического института «Народный учитель» известным исследователем истории края, доктором исторических наук А.С. Гаджиевым была опубликована статья, посвященная этому вузу, где указывалась дата открытия - 1917 год - в Темир-Хан-Шуре, кажется, первого в нашей республике высшего учебного заведения - педагогического института. В 1998 г. старший научный сотрудник Института ИАЭ ДНЦ РАН Г.М.-Р. Оразаев также акцентировал внимание читателей и общественности на этом историческом событии: в газете «Ёлдаш» («Товарищ», 6 февраля 1998 г.) он опубликовал стенограмму того памятного официального мероприятия, составленную известным журналистом Маго-медкеримом Сагадуллаевым, снабдив её собственными комментариями. Наконец, в конце октября 2007 г. в «Махачкалинских известиях» опубликована большая статья доцента кафедры Отечественной истории ДГПУ Т.Б. Шамиловой о родном вузе, в которой также содержится исторический экскурс, увязывающий начало высшего педагогического образования в Дагестане с упомянутым событием 1917 года.

Учитывая важность вопросов, связанных с истоками высшего профессионального (в том числе и педагогического) образования в республике, нам представляется целесообразным и весьма уместным обратиться к первоисточнику

- своеобразному «репортажу с места события» - в нашем переводе с кумыкского на русский язык. При этом любопытно, что в периодической печати тех лет (начала ХХ века), в частности в газетах Исмаила Гаспринского «Тарджуман» (Бахчисарай, 1883-1918), Саида Габиева «Мусульманская газета» (Петербург, 1914), в газетах «Мусават» (1917-1918), «Эдиль» («Волга», 1906-1916), «Халкъ» («Народ», 1908-1912), содержится богатая информация об открытии на Северном Кавказе различных новометодных школ и других образовательных учреждений начального и среднего звеньев, за исключением каких-либо сведений об их статусе, порядке, церемонии акта презентации.

Педагогический институт, о котором мы говорим, в этом плане представляет собой уникальное исключение: здесь мы получаем реальную картину презентации торжественного акта государственного, общенационального уровня и значения. Не вдаваясь, на наш взгляд, в ненужную

в данном случае дискуссию по проблемам правопреемника, считаем важным отметить тот факт, который связан с открытием, а точнее, по официально утвердившемуся мнению, якобы (в то же время с чисто формальной, так сказать, «протокольной», стороны действительно легитимно) с преобразованием педагогического в Дагестанский государственный университет. Дело в том, что, оперируя терминами «реструктурирование», «реорганизация», «преобразование» и т.п., мы при этом или забываем, или почему-то не придаем должного, адекватного значения совершившемуся в Дагестане в 1957 году историческому событию - открытию в республике высшего учебного заведения функционально и принципиально нового, а по международным стандартам классического типа. Если говорить по большому счету, педагогический институт никак не мог быть ни «преобразованным», ни «реструктурированным», ни «реорганизованным» в какие-либо иные учебные заведения, а в университет классического типа - тем более. Функциональное назначение университета (дарулфунун) в классическом его понимании определялось задачей подготовки, главным образом, научных кадров, а педагогического института (дарулмуаллимин) - учителей-педагогов. Кстати, известный кумыкский (дагестанский) просветитель, педагог и книгоиздатель Абусуфьян Акаев в том же 1917 году на страницах газеты «Мусават» («Равенство») в статьях о национальном языке подробно разъяснял и научно комментировал глоссарий таких базовых понятий, как педагогический институт (дарулмуаллимин), университет (дарулфунун), уровневое образование (школа -медресе, среднее специальное образование - мектебы, высшее образование -институт, университет, академия, бакалавр, магистр, доктор и т.д.). Повторим еще раз: точка отсчета Дагестанского государственного университета - 1957 год, поскольку именно с того времени он начал функционировать как государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «университет». Оттого, что офици-

ально этот акт и именовался как «преобразование», суть дела не меняется, только становится очевидным, мягко говоря, не совсем верное в то время юридическое, «процессуальное», определение вновь открываемой образовательнонаучной структуры или, другими словами, еще не устоявшаяся и вследствие этого недостаточно развитая терминологическая грамотность. Ведь с открытием (пусть и с «преобразованием») университета подготовка педагогов-учителей для школ республики не приостановилась?! «И все-таки прародителем ДГУ является пединститут им С.Стальского, и давайте не будем давать пищу для оппонентов в их нездоровых соревновательных вожделениях», советуют некоторые друзья и коллеги из ДГПУ. Не претендуя на истину в последней инстанции, все же придерживаемся иной постановки вопроса. В этом плане представляется резонным получить вразумительный ответ на вопрос, когда же создан (пусть и на базе педагогического института) Дагестанский государственный университет? На первый взгляд, как будто все ясно: в 1957 году. Но почему же в таком случае общественность республики на государственном уровне торжественно отметила его 75-летие? (Конечно, как благодарный выпускник классического университета, автор безмерно рад этому событию.) Не правомерно ли было презентовать его пятидесятилетие? Не правда ли, что здесь веет чубайсовской «приватизацией»? В действительности же Дагестанский государственный педагогический институт (университет) на 40 лет старше классического университета. Для убедительности еще раз подчеркнем и обратим внимание: акт открытия в 1917 году педагогического института происходил с соблюдением всех правовых норм легитимности: под эгидой областного административно-территориального руководства и при непосредственном участии государственных и общественно-политических лидеров, а также населения, граждан. Как показывают материалы торжественного открытия в 1917 году в городе Темир-Хан-Шуре педагогического института, этот

акт не может вызвать никаких иных толкований, то есть точку отсчета современного Дагестанского государственного педагогического университета, следовательно, и начало летосчисления высшего педагогического образования в Дагестане, на наш взгляд, целесообразно вести с 12 ноября 1917 г. Уместно будет сказать о том, что в 1920 году И.В. Сталин объявлял автономию Дагестана в здании бывшего реального училища, в котором происходила презентация педагогического института, где к времени приезда Иосифа Виссарионовича уже размещался русский республиканский театр.

Вместе с этим сегодняшний любознательный и «сердитый» читатель и вообще каждый гражданин, ощущающий себя обманутым во взращенных в нем с молоком матери, как оказалось, ложных социальных и политических идеалах и вследствие этого жаждущий получить вразумительные, свободные от господствовавших в течение многих десятилетий в нашей стране однонаправленных партийно-идеологических диктатов ответы на многие вопросы национальной истории, в одночасье очутившись в состоянии растерянности, осторожно и с сомнениями относится ко всему тому, что в свое время уже было в действительности, но что сейчас кажется новым открытием. Например, резонно спросить: остались ли какие-либо следы от открытого в 1917 году педагогического института? Какова была его судьба до 1931 года? И не раз задавались теми же вопросами. В этой связи интересным представляется сохранившееся в семейном архиве известного ученого-филолога и выдающегося государственного деятеля Республики Дагестан ныне покойного Абдулгамида Нухаевича Ба-тырмурзаева письмо, написанное в январе 1918 года его отцом и адресованное им из Темир-Хан-Шуры в Аксай своему брату Абдулвагабу. (В скобках замечу, что в 1982 году в книге «Биринчилер» («Они были первыми») это письмо в общем контексте биографии писателя было проанализировано нами. Но только сейчас приходим в недоумение, почему оно

не подверглось более внимательному и тщательному анализу и осмыслению. Задним числом с досадой отмечаем: пробежали глаза мимо интереснейшего факта, который в контексте настоящего разговора приобретает важное историческое наполнение и значение.) После общепринятых приветствий и благопожеланий Нухай Батырмурзаев сообщает о своих и сына Зайналабида будничных делах, столичных новостях, о всеобщей дороговизне, царящих кругом беспорядках и т.п. Примечательным здесь представляется сообщение о том, что «... недавно здесь открыли институт, и мальчик (Зайнала-бид - З.А.) сейчас преподает там уроки и скоро получит зарплату.». Поскольку до настоящего времени ни историками, ни культурологами, ни философами, ни педагогами (за исключением названных нами репортажа М. Сагадуллаева в газете «Мусават» и последующих ссылок Гад-жиева и Оразаева на это сообщение) факт открытия в 1917 году педагогического института никогда не упоминался, содержащаяся в письме Н. Батырмурзаева информация, на наш взгляд, представляет большой интерес. Не является ли это одним из свидетельств реальной деятельности педагогического института и существенной зацепкой для дальнейших поисков в раскрытии его последующей истории, что, впрочем, представляет собой предмет самостоятельного научного исследования. Сейчас же думается, что все это было звеньями единой цепи бурных событий начала двадцатого столетия. Как известно, события 20-х годов XX в. (революция, гражданская война и т.п.) стали причиной временного, вплоть до начала 30-х годов, прекращения деятельности многих институтов жизнеобеспечения и культурного строительства молодой советской республики Дагестан. Очевидно, и Дагестанский педагогический институт не мог избегнуть подобной участи.

Здесь хочется сослаться на мнение одного из авторитетнейших не только в нашей республике людей. Это участник и инвалид Великой Отечественной войны, доктор филологических наук, профессор, известный кумыкский писатель Ибрагим Абдулкеримович Керимов. В

специальной беседе по обсуждаемому сейчас вопросу он с присущей ему открытостью и любезностью поделился своими воспоминаниями о событиях тех далеких лет, которые совпали с его молодостью. Он, в частности, вспомнил, что в 1931 году в городе Махачкале был открыт Агропедагогический институт с двумя - аграрным (сельскохозяйственным) и педагогическим - факультетами и небольшим медицинским отделением, из которого в 1934 г. образуются современные сельскохозяйственная и медицинская академии и педагогический институт. Представляется чрезвычайно интересной и ценной в этом контексте статья члена-корреспондента РАСХН, заслуженного деятеля науки РФ и РД, президента ДСХА, уважаемого профессора Магомеда Мамаевича Джамбулатова «Сплав мудрости и молодости», опубликованная в «Дагестанской правде» 20.11.2007 г. и посвященная 75-летию Дагсельхозакадемии. В ней, в частности, дается документально подтвержденная информация: «Датой основания академии является 1932 год, когда Постановлением № 667 Совнаркома РСФСР от 29 июля 1932 года на базе отпочковавшегося от Горского СХИ (Северная Осетия) отделения в Дагестане был организован плодово-виноградный институт. Здание, в котором был размещен институт, называлось Домом кадров. В нем располагались еще педагогический и медицинский институты.». Как видно из приведенного текста, к 1932 году педагогический и медицинский институты уже функционировали и располагались они в здании Дома кадров. Поскольку И.А. Керимов говорил по памяти, очевидно, следует относиться к его воспоминанию с учетом законов жанра, подчеркивая при этом, что сообщения обоих уважаемых профессоров в главном не противоречат друг другу, а взаимодо-полняют и обогащают их.

Из сказанного становится явным, что в судьбе Дагестанского педагогического немало крутых поворотов: в 1931/1932 гг. возродился и возобновил свою деятельность; в 1939 г. - это двухгодичный учительский институт. В промежутке

времени 1957-1964 гг. ему суждено было вновь восстать, как фениксу из пепла, в иной - женской педагогической ипостаси. Далее - педагогический институт, педагогический университет. Может быть, эти, несколько отдаленно, но исторические «зигзаги», метаморфозы в судьбе педагогического института напоминают ситуацию с культовыми институтами - джума мечетями, сложившуюся в результате установления советской власти в бывшем СССР: в 20-30-е годы XX в. эти духовные учреждения почти на всей территории государства, в том числе, конечно, и Дагестана, как известно, были «переориентированы» в сельские клубы, избы-читальни, дома культуры и т.д. Однако эти меры новой власти не могли окончательно уничтожить институты религиозных отправлений населения, в том числе и джума мечетей, их место заняли, так сказать, «рядовые» мечети. Тем самым был найден путь сохранения культовых очагов духовности.

Таким образом, знакомя читателей, общественность республики с ниже предлагаемым их вниманию репортажем или стенограммой официального открытия в 1917 году в городе Темир-Хан-Шуре первого в Дагестане государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования - педагогического института, считаем необходимым обратиться к Президенту и Правительству Республики Дагестан, чтобы указанное историческое событие нашло свое адекватное осмысление и государственно-общественное признание.

Из страниц первой кумыкской газеты

Ниже мы представляем вниманию читателя в переводе с арабской графики на кириллицу текст репортажа, составленный и опубликованный 80 лет назад, который и сегодня, на наш взгляд, имеет немаловажное значение.

Во-первых, представляемый вниманию читателя репортаж свидетельствует о состоянии национальной журналистики. Его автор - нижнеказанищенец Ма-

гомедкарим Сагадуллаев (1890-1973 гг.), известный педагог и один из первых дагестанских профессиональных журналистов.

Во-вторых, приводимый ниже материал имеет историческое значение: речь в нем идет об открытии впервые в Дагестане высшего учебного заведения - Педагогического института (дарулмуалли-мин). Это радостное торжественное событие произошло 12 ноября 1917 года. На торжественном собрании, посвященном открытию Пединститута, выступили известные, популярные в то время в крае интеллигенты: Адилгерей Даитбеков,

Джалалутдин Коркмасов, Гайдар Бамма-тов, Нажмутдин Гоцинский, Нурмагомед Шахсуваров и др.

В-третьих, язык этих записей можно рассматривать и как памятник литературного языка, что, наверное, будет представлять определенный интерес для филологов.

Гасан Оразаев, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН.

Газета ЁЁлдаш» ( Товарищ»), №6(11347), 6 февраля 1998 г.

Открытие в Дагестане педагогического института

Двенадцатого ноября в 1 час дня в здании реального училища состоялось открытие Педагогического института (дарулмуаллиммин).

Поскольку Дагестанский областной совет в то время находился в Теми-Хан-Шуре, то сюда прибыли все духовные (мусульманские) лидеры и другие ученые, а также муфтий Северного Кавказа Нажмутдин-эфенди (Гоцинский). На этом историческом собрании было произнесено много слов - исторических справок, сокровенных надежд, вдохновенных пожеланий. Сейчас я воспроизведу эти выступления.

Собрание вступительным словом открыл министр просвещения Нурмагомед Шахсуваров. Он, в частности, сказал:

- Уважаемые эфенди! Я считаю себя самым счастливым человеком, потому что являюсь не только свидетелем, но и причастным к поистине историческому событию - открытию настоящего Педагогического института, символизирующего национальное возрождение и прогресс народов Дагестана. Вы знаете: процветание, прогресс, счастье нации, народа связаны с подвижнической деятельностью патриотической интеллигенции, талантливого и уважаемого поколения организаторов образования и воспитания, благодаря их неутомимому служению народ достигает высот цивилизации и прогресса. А талантливая и авторитетная молодежь образуется, выращивается только в стенах высших учебных заведений, в том числе и педагогических институтов.

Два года назад, когда я приезжал в Дагестан, в Тифлисе встретился с тогдашним министром просвещения и во время беседы обратил его внимание на то, что без педагогического института вопросы возрождения народов Дагестана не будут решены, и я получил от него на то благословение. Тогда же мы потребовали от министров открыть педагогический институт в Дагестане. Вы знаете: во времена господства тирании на наши нужды и требования министры не только не отвечали, но и не обращали никакого внимания, а все бумаги лежали под сукном. К радости, теперь время изменилось, настали долгожданные дни, когда нужды и запросы народа получают хоть какое-то соответствующее внимание. Поэтому нам удалось открыть настоящий Педагогический институт.

Уважаемые эфенди! Теперь я хочу сказать о тех учителях, которые обучали наших детей в Дагестане. До сегодняшнего дня в Дагестане мектебы были на русском языке. Национальные мектебы нельзя было встретить. В русских мекте-бах в основном учителя были русские и лишь некоторые из мусульман. Во всем Дагестане было только пять учителей с высшим педагогическим образованием. Другие - неизвестно где обучались, и учились-то они как попало. Только вот этот сегодня открывающийся Педагоги-

ческий институт подготовит нам глубоко воспитанных, настоящих, талантливых учителей. Будущее национальное возрождение Дагестана, несомненно, связано с этим институтом.

Директором (мюдюром) Педагогического института я назначаю Джавадбека Рафикбекова. Джавадбек - уважаемый молодой выходец города Гянджи, он окончил исторический факультет университета (дарулфанун). Первым его заместителем и товарищем назначаю учителя Мухаммад-кадия Дибирова. Мы надеемся, что эти два уважаемых человека будут достойно руководить Педагогическим институтом.

После Нурмагомеда-эфенди от имени Областного совета выступил Гайдар Бамматов и сказал, что благодаря открываемому Педагогическому институту культура и мораль мусульманских народов поднимется до уровня современной европейской культуры и просвещения; Дагестан, который до последнего времени стоял в стороне от европейской образованности и национальных высших учебных заведений, теперь будет возрождаться. Затем он обратился к Нурмагоме-ду Шахсуварову:

- От имени Областного совета Дагестана объявляю вам благодарность. Мы высоко ценим Вашу деятельность и знаем, что этот Педагогический институт, который станет храмом знаний, возник благодаря Вашей неутомимой энергии, благородному служению. Объявляя благодарность, я хочу пожелать Вам крепкого здоровья на такие благородные дела. Такие же пожелания хочу выразить и вновь назначенному директору Педагогического института Джавадбеку Рафик-бекову из Гянджи. Надеемся, что с Вашей помощью и Вашими действиями Дагестан засияет светом знаний, образования, культуры.

После Бамматова взял слово Джавад-бек:

- Если до настоящего времени Дагестан оставался в стороне от образования и просвещения, то благодаря этому событию, я уверен, он в этой области будет образцом для всех мусульманских народов Кавказа. Я обещаю, что приложу все

свои силы и знания для процветания Дагестана, в особенности настоящего высшего учебного заведения.

После Джавадбека выступил бывший Председатель Дагестанского областного комитета Джалалутдин Коркмасов:

- Дагестан расположен между Европой и Азией и в настоящее время находится в горниле революции. И в эти волнующие дни открывается Педагогический институт, который призван стать центром образования и воспитания. Мы должны помнить, что настоящее волнующее событие тесно связано с революцией и свободой. Надеемся, что этот Педагогический институт послужит возрождению бедного и обездоленного народа, принесет радость его исстрадавшемуся сердцу.

Шахсуваров комментирует одно письмо, поступившее из Тифлиса, в котором сообщается о выделении министерством финансов определенной суммы денег для открытия национального музея.

Все выступления на собрании были встречены с большим воодушевлением.

После этого муфтий Северного Кавказа и Дагестана Нажмудин призвал всех алимов и уважаемых людей Дагестана к сплочению, поздравил Педагогический институт, инициатора его открытия Нурмагомеда Шахсуварова поблагодарил особо. Затем он сказал:

- Уважаемые эфенди! Пусть каждый человек внесет посильный вклад в общенациональное дело, которое совершается алимами и уважаемыми гражданами. Пусть не будет между вами разногласия и недопонимания. Сейчас и духовенство, и достойные граждане нации, то есть ученые алимы и состоятельные граждане, должны объединиться ради общенационального дела. Если мы все вместе будем работать, то Аллах будет нам помогать. С этими словами он начал читать молитву, к нему присоединились все присутствовавшие на собрании.

После молитвы у муфтия попросил слова инженер Адильгерей Даитбеков:

- Уважаемые эфенди! После недавних русско-турецких противостояний многие подозреваемые в тех событиях, в

том числе и алимы и их безвинные семьи, были арестованы, сосланы в Сибирь, а их имущество конфисковано прежним царским правительством. Конфискованное имущество было продано, а вырученные деньги вложены в банки. Семь-восемь лет назад в Дагестане разрешено было открыть реальное училище, и оно было построено как раз на те самые деньги, которые являются кровным достоянием невинно обобранных наших сограждан. Вот это самое здание, в одном из помещений которого проходит настоящее волнительное событие, освящено кровью, потом и слезами наших людей. Поэтому, прошу Вас, произнесем молитву в память он них, пусть их души успокоятся.

Муфтий вторично прочитал молитву. Всюду царила атмосфера радости, вдохновения. Произносились призывы: «Да возрадуются ваши души, эй правоверные и преданные друг другу! Ваши богатства и имущество сейчас отобраны у тех, кто проливал вашу кровь, у тех, кто отнимал ваши дома и земли! Здание, которое построено на ваших слезах, на вашей крови, ныне превратилось в храм просвещения, в храм национального возрождения. И с этими словами завершилось собрание, посвященное открытию первого в Дагестане высшего учебного заведения -Педагогического института.

Мухаммадкарим

Газета Мусават» №33-34.

Темир-Хан-Шура, 30 ноября и 6 декабря 1917 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.