Научная статья на тему 'Становление зубоврачебного образования в Беларуси до начала ХХ века'

Становление зубоврачебного образования в Беларуси до начала ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
243
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление зубоврачебного образования в Беларуси до начала ХХ века»

история стоматологии

СТАНОВЛЕНИЕ ЗУБОВРАЧЕБНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БЕЛАРУСИ ДО НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Шумин Н.С., заведующий Музеем истории медицины Беларуси Республиканской научной медицинской библиотеки, Минск

Shumin N.S.

Museum of the History of Belarusian medicine by Republican Scientific Medical Library, Minsk Dental education in Belarus before the XX century

Стоматология, как и вся медицинская наука, неуклонно движется по пути прогресса, который обусловлен постоянной потребностью в совершенствовании. Однако прогресс невозможен без обращения к историческому прошлому, особенно если оно имеет отношение к подготовке медицинских кадров.

Развитие зубоврачебного образования на территории Беларуси берет начало в XVI веке, когда стала практиковаться подготовка цирюльников - специалистов в области врачевания, имевших право лечить все болезни и производить все операции без исключения, в том числе удаление зубов [1].

Историк отечественной медицины В.П.Грицкевич отмечал, что в письменных источниках XVI-XVIII вв. упоминается свыше 150 цирюльников, более чем в 40 городах и местечках Великого княжества Литовского, которые после получения привилея на право создания цеха, объединялись в закрытые общества, деятельность которых строго регламентировалась уставом.

В уставе предусматривалось, что в цехе должно быть 7-8 мастеров (братьев), столько же подмастерьев (товарищей) и 14-16 учеников (хлопцев). Традиционной формой подготовки цирюльников было личное обучение, продолжавшееся 12 лет: 3 года работы учеником, 6 лет «специализации» путем перехода от мастера к мастеру по различным городам и в заключение - 3 года работы подмастерьем у одного из мастеров. После этого обучающийся допускался к экзамену, на котором было необходимо предоставить документ от мастера с подтверждением того, что экзаменуемый проработал подмастерьем, наточить бритву, приготовить пластыри и доказать свое умение в хирургии. В случае несдачи экзамена к повторному допускали только после вторичного прохождения практики при одном из мастеров [1].

В конце XVII - начале XVIII вв. в Европе зубоврачевание выделилось в самостоятельную область медицины, чему в значительной степени способствовала деятельность Пьера Фошара (1678-1761), знаменитого французского дантиста, описавшего около 150 заболеваний зубов и болезней ротовой полости, изучившего причины их возникновения и особенности течения [2].

В последней четверти XVIII в. была предпринята попытка создания медицинского учебного заведения на территории современной Беларуси. В Гродно усилиями под-скарбия Великого княжества Литовского, руководителя гродненских королевских экономий графа Антония Тызенгауза на королевские средства была основана медицинская школа. По его приглашению в Гродно приехал профессор анатомии, хирургии и природоведения Лионского медицинского колледжа Жан Эммануэль Жилибер, возглавивший в 1775 г. [роднен-скую медицинскую школу (академию), в которой готовили городских врачей, лекарей и повитух для королевских экономий. В 1781 г. она была закрыта и переведена в Вильно, где послужила основой для формирования Медицинского коллегиума Главной Литовской школы [1, 3].

После трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795) на присоединенной к Российской империи современной территории Беларуси начинает развиваться Российское законодательство, в том числе в области образования, медицины и здравоохранения.

Со вступлением на российский престол императора Александра I в государстве начали проводиться реформы, способствующие коренным изменениям во всех сферах жизни. В 1803 г. издано новое положение об устройстве учебных заведений, внесшее существенные изменения в систему образования: бессословность учебных заведений, бесплатное обучение на низших его ступенях, преемственность учебных программ [4].

В этом же году на базе главной Литовской школы образован Виленский университет, в структуре которого работал медицинский факультет.

В 1810 г. разработаны и утверждены «Правила об экзаменах медицинских чиновников» [5], в которых университетам было дано право экзаменовать и производить в «достоинства медицинские» только тех, кто обучался медицине в данном учебном заведении. Остальные же медицинские чиновники, обучавшиеся медицине в училищах, так же как и иностранцы, хотя и экзаменовались в университетах, но дипломы и звания по решению экзаменаторов получали от Медицинского управления. Этими правилами было введено звание «зубной лекарь» взамен прежнего «зубной врач», существовавшего в Российской империи с 1710 г.

Подготовка зубных лекарей ЙепМи^) осуществлялась путем ученичества у известного мастера, после чего необходимо было сдать экзамены в одном из университетов или медико-хирургической академии. Экзаменационные испытания включали следующие разделы: 1. Строение человеческих челюстей, зубов, десен. 2. Болезни, случающиеся в этих частях. 3. Способы их лечения местными средствами «как единственно к употреблению дантистом дозволенные». Кроме того, экзаменуемый подвергался практическим испытаниям в клинике. Необходимо было сделать несколько зубных операций на трупах и на живых людях [5].

В марте 1829 г. российским императором Николаем I утверждено положение Комитета Министров «О допущении женщин к испытанию на звание зубного врача» [6], закрепившее право женщин на равных условиях с мужчинами в случае сдачи экзамена в Медико-хирургической академии или университетах получать звание зубного лекаря. Первой женщиной, получившей это звание, была Мария Назон, уроженка Варшавы.

В 1832 г. в ответ на участие молодежи Беларуси и Литвы в восстании 1830-1831 гг. Виленский университет был закрыт. Для подготовки медицинских кадров на базе медицинского факультета Виленского университета открыта медико-хирургическая академия, в уставе которой сказано, что наряду с другими медицинскими званиями в академии приобретали звание дантиста (фр. dentist - специалист-практик по лечению и протезированию зубов) [7]. Академия просуществовала недолго. После раскрытия в Вильно подпольной националистической организации указом Николая I от 1 августа 1842 г. академия была закрыта, а на ее основе образован медицинский факультет Киевского университета Св. Владимира [3].

В дальнейшем желавшие получить медицинские, фармацевтические или ветеринарные звания должны были сдать экзаменационные испытания, проводимые в Высших врачебно-учебных заведениях или при Медицинском совете Царства Польского [8].

Согласно «Правилам врачей, фармацевтов, ветеринаров, дантистов и повивальных бабок» (1845) [9] и «Уставу врачебному» (1857) [10], приобретаемые медицинские звания подразделялись следующим образом:

1. Учено-практические: лекарь; доктор медицины; доктор медицины и хирургии.

2. Учено-служебные: уездный врач; член врачебной управы; акушер и оператор; инспектор врачебной управы.

3. Специально-практические: дантист; повивальная бабка.

Чтобы получить одно из вышеперечисленных званий, кандидат был обязан предоставить в Медико-хирургическую академию или в один из университетов прошение с указанием звания, на которое он претендует. Кроме того, лица, не обучавшиеся в том учебном заведении, в котором собирались сдавать экзаменационные испытания, должны были предоставить дополнительные свидетельства:

1. О рождении и вероисповедовании;

2. О благонравном поведении; 3. О выслушивании полного курса медицинских, ветеринарных или фармацевтических наук.

Для получения звания дантиста последний пункт заменялся свидетельством об ученичестве, в котором должно было быть указано, что кандидат на это звание не менее трех лет успешно обучался зубоврачебному делу у известного дантиста и при этом «производил различные зубные операции на живых людях, с надлежащим искусством и зна-

нием». Свидетельство об ученичестве в обязательном порядке подтверждалось подписью «вышестоящего медицинского начальства». Только после рассмотрения комиссией всех документов кандидат допускался к экзаменам, которые были определены «Правилами об экзаменах медицинских чиновников» (1810).

Результаты испытаний по каждому предмету вносились в протокол с проставлением двух отметок: «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Однако лекарям, провизорам, аптекарским помощникам, ветеринарам, дантистам и повивальным бабкам на усмотрение экзаменаторов могли выдаваться свидетельства и дипломы с отметкой, что «испытуемый удовлетворил всем требованиям с отличием» [11].

За выдаваемые Медико-хирургической академией или университетами свидетельства «дантист» взималась плата «три рубля серебром за каждое» [12].

На территории современной Беларуси вплоть до последней четверти Х1Х в. зубоврачебную помощь населению оказывали лекари, подлекари и цирюльники. Специализация в области зубоврачевания была крайне редким явлением. Зубные врачи обслуживали лишь высшие слои общества, служили в высших учебных заведениях и в основном занимались протезированием зубов. Однако изменения, происходившие в образовательной сфере, имели определенный успех [13]. Если в 1809 г. на всей территории Российской империи числилось всего 18 зубных врачей [13, 14], то уже в 90-х гг. Х1Х в. на территории Беларуси (Виленская, Витебская, Гродненская, Минская, Могилевская губернии) было зарегистрировано более 50 дантистов [15-25]. В Могилевской губернии в 1893 г. у 6 дантистов обучалось более 14 учеников [25], в 1903 г. у 43 зубных врачей и дантистов обучалось 270 учеников, причем 44% от всех учащихся (121 чел.) составляли женщины [26].

К концу XIX в. на территории Российской империи сложились условия, способствующие коренным преобразованиям в области зубоврачевании. Важнейшими факторами, предопределившими развитие этих условий, были разработка соответствующей нормативной документации, регламентирующей деятельность зубных лекарей (дантистов), и открытие специализированных учебных заведений, в которых готовили зубных врачей.

Первая Зубоврачебная школа была открыта в 1840 г. в Балтиморе (США). Ее появление имело огромное влияние на развитие зубоврачебного искусства [13].

В Российской империи первая Зубоврачебная школа открыта в Санкт-Петербурге 6 сентября 1881 г. дантистом Ф.И.Важинским в помещении Императорского человеколюбивого общества, позже преобразованного в больницу им. В.М.Куйбышева [14]. Данный прецедент послужил толчком к открытию подобных специализированных учебных заведений на всей территории Российской империи. Врачи и дантисты, заинтересованные в усовершенствовании уровня оказания зубоврачебной помощи населению, выступали с ходатайствами перед вышестоящим начальством с предложениями открытия зубоврачебных школ.

Чтобы разрешить сложившееся положение, Государственным Советом Российской империи 7 мая 1891 г. утвержден закон «О преобразовании обучения зубоврачебному искусству» [27], согласно которому учреждались специализированные учебные заведения - зубоврачебные школы, предназначенные для подготовки зубных врачей. При этом официально закреплялось разделение специалистов в области зубоврачевания на дантистов (обучались путем ученичества в частных кабинетах) и зубных врачей.

Данным законом устанавливались лишь основные положения для открытия зубоврачебных школ, а их дальнейшая деятельность регламентировалась «Нормальным уставом зубоврачебных школ» (рис. 1) [28], составленным Медицинским Советом и утвержденным 28 мая 1891 г. и 24 мая 1893 г. в Министерстве внутренних дел после предварительного согласования с Министерством народного просвещения и военным ведомством.

Согласно закону и «Нормальному уставу зубоврачебных школ» данные специализированные учебные заведения причислялись к первому разряду частных учебных заведений, состояли в ведомстве Министерства внутренних дел под непосредственным наблюдением губернского врачебного инспектора, учреждались по частной инициативе с разрешения губернского медицинского правления и содержались исключительно за счет учредителей.

Учредитель зубоврачебной школы имел право: 1. Избирать заведующего школой, утверждаемого врачебным инспектором (заведующим могло быть лицо, имеющее высшее образование). 2. Избирать первоначальный преподавательский состав, утверждаемый врачебным инспектором (преподавателями могли быть только лица, имевшие

История стоматологии

ЗУБОВРАЧЕБНАЯ ШКОЛА

лг'рра 1 н. Шктра • А. К |1Р»«з1?1Ч'П г ^ Р «н; ■ 1

--

.и! мл ..^..впи Л |М1Щ фДОДО-

л Почила Апдт/гН-мжп ил* ¿4-7.1 ,||Гил }ка с и £4чл Шля гйй# к

ншннк т Ггтан.

Осимма 1,1л. ^¿вдии-Ешли. шьиь отойти !шияга и ккксот нъ тсшитикгатп мщишь 1Ш1Щ4ШР ЧНИЩ'" П»"

луип -1ГЫ11Н!

§ 1!. 11<ъ>ш1 к^яъ "] чошя и* uix.il I ('.■.!»л*»-:г- ' ?'■•• гйа г ри-иг'МЬик-ив из Ь злидош! (гушптрот^ ^ IX'. 1 тп.-'г i-.iiiiiii.in-4 н 11^1 |р"н»-п- iK-.il. Й1| ИЧ'

ири-М. »ж- 1.7 |1ти

¡¡¡И. Хг.ИМЦ«.1 ЫГТТШГП- ВТ. ШКОЛ} 1ШЯРТ! Ц<ШН||1' 14 ЛИГ прялршичы^

ДОТ1И*ТТ1ГП.

!!■ НГ-ГкАЭД-тЧИЧ ГМДОТМКТМ Г" рС№.''1|111 * Ег^пкпт; ггал 'п-чрнр^г-гряп- г^г-ни^Ичу^Ь

ртЖН!"!» ■ -I гивд'кпы ктпи и: I> «ЛюЛмИЛ-11111 гп >ини .-.Н 1ШиЫ№Т«Р <Ш ■■ ЛЬБППП ГМГу-liir.il и-., пишу ШИШТО! ГТ Гф1ЛМ!иг<Г-- с .ЗИлК-.З! |кТ4К|> "рм!та1''- цмн'-тш ил

■ ^•иНЙл. 1:1 йр|Г?уй,1£|1Ц" пи ]| ИРТ*!!!1

-1ОТ1Мк |тяеЛ 1Й

ПГЧГ|Г 1КПГ'-Т17 I пиjrf.Tr1 ит! 11Т1. : ■ мп.ьАЦи р| ш МиЫ-ЛЬ-гТЫ ^трИк :11.-й н КIIН1II111 Прв-

ИНПИй! С2. ИРТ|IНО11Ж1 РЪ ПСЫ1

Рис. 1. Извлечение из Нормального устава зубоврачебных школ для Минской зубоврачебной школы врача Л.Н.Шапиро и дантиста А.Л.Демиховского (Национальный исторический архив Беларуси)

ученые степени). 3. Назначать плату за обучение, вносившуюся каждые полгода (размер платы должен был оставаться неизменным в течение всего учебного года с последующим увеличением только для вновь поступающих учеников). Открытие зубоврачебных школ позволялось только в городах с высшими учебными заведениями.

Школа могла начать работу лишь после аккредитации губернским врачебным инспектором. При ней должны были быть лаборатория для изучения зубоврачебной техники, зал для приема больных с операционными креслами по одному на 4 учеников двух старших классов, аудитории и комната для наркоза.

Ежедневно в течение 6 часов в обязательном порядке осуществлялся прием пациентов с болезнями зубов по умеренной таксе (рис. 2), утверждаемой ежегодно врачебным инспектором.

В зубоврачебную школу принимались лица обоего пола не моложе 17 лет. Прием учащихся происходил один раз в год, в начале осеннего полугодия, переход из одной школы в другую допускался только с разрешения школьного совета во время учебного года.

Для поступления необходимо было предоставить следующие документы: 1. Прошение на имя заведующего. 2. Свидетельство о рождении и крещении. Причем лица неправославного ве-

роисповедования предоставляли только свидетельства о рождении. 3. Свидетельство от губернатора о неимении препятствий к поступлению в школу. 4. Удостоверение о праве проживания в данной местности. 5. Свидетельство об окончании шести классов среднего общеобразовательного учебного заведения. 6. Свидетельство об освобождении от воинской повинности. 7. Несовершеннолетние - разрешение от родителей или опекунов на поступление в школу. 8. Замужние женщины - согласие от мужей на обучение зубоврачебному искусству.

Курс обучения продолжался два с половиной года и распределялся на пять полугодий. Переход с одного семестра на другой осуществлялся только после сдачи экзаменационных испытаний. Лекции и занятия продолжались с 1 сентября до 10 декабря, экзамены - с 10 до 22 декабря. После зимних и рождественских каникул занятия возобновлялись 10 января и продолжались до 20 мая, экзамены длились с 25 мая до 25 июня.

В состав учебного курса входили: 1. Физика. 2. Химия (общая и зубоврачебная). 3. Анатомия человека. 4. Гистология и физиология. 5. Специальная анатомия, гистология и развитие зубов и соседних частей. 6. Общая патология и патологическая анатомия. 7. Частная патология и терапия болезней зубов и десен. 8. Общая хирургия. 9. Частная хирургия полости рта. 10. Фармакология и рецептура. 11. Общая диагностика и терапия. 12. Протезное и оперативное зубоврачевание. 13. Пломбирование и гигиена зубов. 14. Клиника болезней зубов и полости рта. 15. Протезная клиника и техника. 16. Практические занятия по общей и специальной химии, микроскопии, анатомическим диссекциям, извлечение зубов на трупах и операции под наркозом. В 1905 г. в программу зубоврачебных школ было введено ознакомление учащихся с проявлениями сифилиса в полости рта.

Кроме того, каждый слушатель был обязан участвовать в 3-часовом приеме больных не менее 100 раз, причем в приеме пациентов участвовали учащиеся трех старших семестров. Во время приема они должны были сделать не менее 50

пломб (в том числе 15 золотых) и приготовить не менее 5 протезов отдельным пациентам.

После усвоения учебного курса проходили выпускные экзамены: 1. По теоретическим предметам в присутствии врачебного инспектора. 2. По практическим предметам в присутствии врачебного инспектора и двух приглашенных зубных врачей, не работающих в школе. Педагогическим советом школы и губернским врачебным инспектором выдавалось удостоверение об успешном прохождении курса, позволявшее после сдачи дополнительных испытаний в Медико-хирургической академии или в одном из университетов получить звание зубного врача. После этого выдавалось разрешение на практическую деятельность. При поступлении на государственную службу зубные врачи пользовались правом на чин десятого класса, в котором утверждались после выслуги четырех лет.

В 1910 г. в Управлении Главного врачебного инспектора был составлен «Список болезней и телесных недостатков, могущих препятствовать приему в зубоврачебные школы, учебные заведения по подготовке фельдшеров, фельдшериц, повивальных бабок обоих разрядов, а также в школы массажа, гигиенической, врачебной и педагогической гимнастики» [29].

Относительно дантистов в 1892 г. Министерством внутренних дел был обнародован дополнительный циркуляр, в котором было сказано, что «держать то или иное число учеников разрешается только известным дантистам, соответственно числу их пациентов». В ученики принимались лица, достигшие 17-летнего возраста. После трехлетнего обучения комиссия из

Рис. 2. Такса Минской лечебницы зубоврачебной школы зубных врачей А.М.Кудзинович и Р.Д.Каплана (Национальный исторический архив Беларуси)

Рис. 3. Разрешение на открытие Минской зубоврачебной школы, выданное по ходатайству врача Л.Н.Шапиро и дантиста А.Л.Демиховского (Национальный исторический архив Беларуси)

Врачебного управления, состоявшая из врачебного инспектора, врачей и дантистов, производила предварительную проверку технических навыков, полученных учеником. Испытуемый, прошедший проверку, получал право держать экзамен на звание дантиста на медицинском факультете медико-хирургических академий или в одном из университетов на территории Российской империи [30].

Первая на территории современной Беларуси зубоврачебная школа была открыта в Минске 11 сентября 1907 г. доктором Л.М.Шапиро и дантистом А.Л.Демиховским (рис. 3). Годом позже открыта вторая школа зубных врачей М.А.Кудзинович и Р.Д.Каплана. В 1909 г. обе школы слились в одну, и общее количество учащихся достигло 130 человек.

При школе действовала зубная лечебница, в которой лечили и удаляли зубы бесплатно. Первый выпуск зубных врачей состоялся 22 декабря 1909 г. в количестве 44 человек [3, 31, 32].

Уже к 1915 г. на территориях Вилен-ской, Минской и Могилевской губерний числилось более 270 зубных врачей и дантистов [33-35].

Таким образом, становление зубоврачебного образования на территории Беларуси происходит лишь в начале ХХ в. К этому времени в Российской империи была разработана необходимая законодательная база, позволившая открыть первое специализированное учебное заведение по подготовке зубных врачей, образовательная деятельность которого повлияла на дальнейшее развитие стоматологии Беларуси.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грицкевич, В.П. С факелом Гиппократа: Из истории белорусской медицины / В.П.Грицкевич. - Минск, 1987. - С.73-80, 94-96.

2. Пьер Фошар // Большая медицинская энциклопедия: в 29 т. / под ред. Б.В.Петрова. - М.: СовЭн, 1985. - Т.26. - С.414-415.

3. Крючок, Г.Р. Очерки истории медицины Беларуси / Г.Р.Крючок. - Минск: Беларусь, 1976. - С.56; 89; 173.

4. Псторыя Беларуси у 6 т. Т.4. Беларусь у складзе Рашскай iмперыi ^Ш-Х1Х ст.ст.) / М.Бiч р ¡нш]. -Миск: Экаперспектыва, 2007. - С.137-142.

5. Полное собрате законовъ Росшской Имперм съ 1649 г. Собрате первое. - СПб.: Тип. II Отделетя Собственной Его Императорскаго Величества Канцелярк 1830. - Т. XXXI (1810-1811). - С.255-261. Полное собрате законовъ Росшской Имперк Собрате второе. - Там же - Ш 1829. Отъ №2575 до 3398. - С.171.

7. Полное собрате законовъ Росшской Имперк Собрате второе. - СПб.: Тип. II Отделетя Собственной Его Императорскаго Величества Канцелярк 1833. - ТЖ 1832. Отъ №5053 до 5876. - С.572.

8. Полное собрате законовъ Росшской Имперк Собрате второе. - СПб.: Тип. II Отделетя Собственной Его Императорскаго Величества Канцелярк 1840. - ТЖ 1839. Отъ №11377 до 11908. - С.421.

9. Полное собрате законовъ Росшской Имперк Собрате второе. - СПб.: Тип. II Отделетя Собственной Его Императорскаго Величества Канцелярк 1846. - Т.ХХ. 1845. Отъ №19304 до 19568. -С.213-224.

10. Сводъ законовъ Росшской Имперк - СПб.: Тип. II Отделетя Собственной Его Императорскаго Величества Канцелярк 1857. - Т.ХХХ. - С.82-90.

11. Сводъ законовъ Росшской Имперк - СПб.: Тип. II Отделетя Собственной Его Императорскаго Величества Канцелярк 1842. - Т. XIII. - С.71.

12. Полное собрате законовъ Росшской Имперк Собрате второе. - СПб.: Тип. II Отделетя Собственной Его Императорскаго Величества Канцелярк 1840. - ТЖ 1840. Отъ №13044 до 14140. - С.544.

13. Сорокина, Т.С. История медицины: учеб. для студ. высш. мед. учеб. заведений / Т.С.Сорокина. - М.: Академия, 2004. - С.461-462.

14. Пашков, К.А. Зубоврачевание и стоматология в России !Х-ХХ вв. / К.А.Пашков. - М.: МГСУ 2008. -С.25-26, 42.

15. Российский медицинский список на 1891 год. - СПб.: Тип. Министерства внутренних дел, 1891. - С.31-36.

16. Памятная книжка Витебской губернии на 1889 г. -Витебск: Губерн. типография, 1889. - С.296-297.

17. Памятная книжка Витебской губернии на 1895 год. - Витебск: Губерн. типография, 1895. -С.224-226.

18. Памятная книжка Минской губернии на 1882 год. -Минск: Типо-Литография Дворжеца, 1881. - С.280.

19. Памятная книжка Минской губернии на 1883 год. - Минск: Типо-Литография Дворжеца, 1884. -С.262-263.

20. Памятная книжка Минской губернии на 1907 год. -Минск: Типо-Литография Дворжеца, 1906. - С.98-99.

21. Памятная книжка Гродненской губернии на 1885 год. - Гродно: Губерн. типография, 1884. - С.87-88.

22. Памятная книжка Гродненской губернии на 1887 год. - Гродно: Губерн. типография, 1888. - С.91-93.

23. Памятная книжка Гродненской губернии на 1894 год. - Гродно: Губерн. типография, 1893. - С.22-24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Памятная книжка Гродненской губернии на 1900 год. - Гродно: Губерн. типография, 1900. - С.47.

25. Памятная книжка Могилевской губернии на 1893 год. - Могилев: Тип. Губерн. правления, 1893. - С.408.

26. Памятная книжка Могилевской губернии на 1903 год. - Могилев: Тип. Губерн. правления, 1903. - С.70.

27. Полное собрате законовъ Росшской Имперк Собрате третье. - СПб.: Тип. II отделетя Собственной Его Императорскаго Величества Канцелярк - 1894. ТХ 1891. Отъ №7340 до 8241 и доп. - С.241-242.

28. Врачебно-санитарное законодательство в России (Узаконения и распоряжения правительства по гражданской медицине, санитарной и фармацевтической частям, опубликованные на 1-е января 1908 г.) / сост. Н.Г.Фрейберг. - СПб., 1908. - С.93-99.

29. Национальный исторический архив Беларуси: Ф. 299., оп. 3., д. 1402. - л.161-162.

30. Зубные врачи // Энциклопедически словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. / под ред. К.К. Арсеньева [и др.]. - СПб.: Типо-Литография И.А.Ефрона, 1894. -Т.ХНА. - С.702.

31. Национальный исторический архив Беларуси: Ф. 299., оп. 3., д. 1277. - л. 4, 17, 35.

32. Национальный исторический архив Беларуси: Ф. 299., оп. 3., д. 1278. - л.1, 472.

33. Памятная книжка Виленской губернии на 1915 год. - Вильно: Губерн. типография, 1915. - С.57-60.

34. Памятная книжка Минской губернии на 1915 год. - Минск: Губерн. типография, 1914. - С.46-49.

35. Памятная книжка Могилевской губернии на 1914 год. - Могилев: Губерн. типография, 1914. - С.90-96.

Поступила 27.02.2012 г.

Не забудьте продлить подписку на I полугодие 2013 г.

Подписные индексы в каталоге РУП "Белпочта": 75038 и 750382

Электронная подписка: www.mednovosti.by

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.