Научная статья на тему 'Становление жанра рассказав крымскотатарской литературе'

Становление жанра рассказав крымскотатарской литературе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
233
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМСКОТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЖАНР РАССКАЗА / РОМАН / ПОЭТИКА / ПРОЗА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Джемилева А.А.

Джемілєва А. А. Становлення жанру оповідання в кримськотатарській літературі / А. А. Джемілєва // Вчені записки Таврійського національного університету імені В. І. Вернадського. Серія«Філологія. Соціальні комунікації». 2012. Т. 25 (64), № 3, ч. 1. С. 75-78.У статті зроблено спробу виявити процес становлення жанру оповідання в кримськотатарській літературі. Також показати джерела впливу на формування прози.Ключові слова: кримськотатарська література, жанр оповідання, роман, поетика, проза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dzhemileva A. A. Formation of a genre of the story in crimeantatar literature / A. A. Dzhemileva // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. Series: Philology. Social communications.2012. Vol. 25 (64), No 3, part 1. P. 75-78.In article attempt to reveal process of formation of a genre of the story and to show sources of influence on prose formation in crimeantatar literature is made.Key words: crimeantatar literature, a story genre, the novel, poetics, prose.

Текст научной работы на тему «Становление жанра рассказав крымскотатарской литературе»

Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 25 (64). № 3, ч. 1. 2012 г. С. 75-78.

УДК: 821.512.145 - 32.09

СТАНОВЛЕНИЕ ЖАНРА РАССКАЗА В КРЫМСКОТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Джемилева А. А.

Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь, Украина,

e-mail: ayshe66@ mail.ru

В статье сделана попытка выявить процесс становления жанра рассказа в крымскотатарской литературе; показать источники влияния на формирование прозы.

Ключевые слова: крымскотатарская литература, жанр рассказа, роман, поэтика, проза.

Постановка проблемы. Становление жанра рассказа в литературах тюркских народов происходило примерно одинаково (через художественное освоение поэтики фольклорных жанров и уже существовавших малых прозаических форм, через соприкосновение с эстетическим опытом русской литературы), но не синхронно по времени.

Анализ последних исследований по проблематике работы.

Процесс становления жанра рассказа в крымскотатарской литературе являлся предметом исследования таких литературоведов, как А. С. Айвазов, Б. Чобан-заде, А. Крымский, А. Лятиф-заде, А. Гирайбай, Ш. Алядин, И. Керимов.

Цель и задачи: Изучить процесс становления жанра рассказа в крымскотатарской литературе; показать источники влияния на формирование прозы.

Методы исследования: метод сравнительно-исторического исследования; описательный метод.

Революционное пробуждение национального самосознания крымскотатарского народа началось в значительной степени под влиянием просветительской и социально-демократической деятельности газеты «Терджиман» - «Переводчик», которая стала издаваться в Бахчисарае в 1883 году под руководством Исмаила Гаспринско-го. Эта дата стала отправной точкой в истории развития национальной печати, публицистики, литературы, в возрождении культуры и образования крымских татар. Исследователи называют этот период - период с начала выхода газеты «Терджиман» и до начала 20-х г.г. ХХ века - «периодом пробуждения» [1, 178]. Это период пробуждения национального самосознания, формирования народа как нации, изменений в образе жизни крымских татар, развития общественной жизни.

Предметом заботы И. Гаспринского, главной темой его творчества была тема просвещения народа, приобщение его к мировой культуре. За время своего функционирования газета «Терджиман» приобрела общетюркское значение. Преобладающее развитие в это время в крымскотатарской литературе получает журнальная сатирическая проза: фельетоны, письма, отрывки из путешествий. Ведущим жанром становится роман, что объяснялось сильным влиянием на творчество крымскотатарских просветителей русского и западноевропейского романа.

Романы общественного деятеля «Кунь догъды» и «Дар-ур- рахат мусульманла-ры» автобиографичны и имеют форму самоповествования. Питательной средой для автобиографии стала западноевропейская культура с её духом самоанализа и индивидуалистическим мироощущением. Произведения Гаспринского - первые образцы автобиографической прозы в крымскотатарской литературе начала ХХ века.

Роман «Френкистан мектюплери» («Французские письма»), как и «Африка мектюплери» («Африканские письма»), «Къадынлар улькеси» («Страна амазонок»), представляет одну из частей «Дар-ур- рахат мусульманлары». И. Керимов пишет, что с «Французских писем», подписанных псевдонимом Молла Аббас, Гаспринский начинает публикацию своего романа, который впоследствии будет назван «Молла Аббас» [2, 138]. Произведение по праву считается одним из лучших классических произведений в крымскотатарской литературе.

«Къадынлар улькеси» («Страна амазонок») - изложение событий от первого лица, от лица рассказчика Моллы Аббаса. Рассказчик повествует о том, как он и ещё шестеро путников путешествовали на верблюдах по пустыне. Путники шли сорок дней. На сорок первый день началась сильная песчаная буря, которая «превратила день в ночь», - говорит рассказчик. Молла Аббас детально описывает путешествие, высказывая своё мнение и представляя читателю собственную оценку событий. Путники видят сотню всадников, вооружённых пиками, присмотревшись, замечают, что у них длинные волосы и высокая грудь: это были воины страны амазонок. Девушки забирают путников в плен и отправляют весть царице Малике. Царица узнаёт, что приближается караван, и спешит его встретить. В это время пленники усыпляют стражниц и, погрузив всё имущество на верблюдов, выходят в путь. В пустыне они встречаются с караваном и вступают в бой с девушками. Напуганные стрельбой, женщины спасаются бегством.

Таким образом, мы выделили следующие особенности поэтики рассказа: в основу истории Моллы Аббаса положено одно событие, произведение представляет описание собственных приключений рассказчика; одна субъективная точка зрения организует повествование; участие небольшого количества действующих лиц; описание портретных характеристик персонажей; охватывается небольшой временной промежуток; выдержанный тон; естественно развивающийся финал. Так, в крымскотатарской литературе начала ХХ века создаются произведения автобиографической прозы, в которых чётко проявляются особенности поэтики жанра рассказа, ав-тодиегетического нарратива.

Обратим внимание на ситуацию в других тюркских литературах. Восточный роман, как утверждает татарский исследователь Ф. Мусин, берёт своё начало из путевых заметок, дневниковых записей. Возникновение романа в татарской литературе способствует появлению и выделению жанра рассказа. В просветительской узбекской литературе под воздействием русской культуры появляются первые образцы прозы европейского типа - очерк, путевые заметки, рассказ, повесть (Хамза, С. Айни и др.). В казахской литературе своими изобразительными средствами роман обязан эпической поэзии: большинство образов, сравнений, закрепились традицией за определенными темами. Зарождение и становление туркменского рассказа связано с именами писателей Б. Кербабаева, А. Дурдыева и др. Формирование по-

76

СТАНОВЛЕНИЕ ЖАНРА РАССКАЗА В КРЫМСКОТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

вести и романа в азербайджанской литературе прослеживается в творчестве писателей Абульгасана, Ордубады.

Жизнь трудового крестьянства, судьба женщины Востока, духовная отсталость народных масс, косность религиозных служителей - всё это волновало писателей романтического направления, так же как и писателей-реалистов. Аналогичные процессы происходили во многих тюркских литературах. Как указывает Л. Алькаева, в турецкой литературе в это время самой известной фигурой был Намык Кемаль [3, 6]. Он положил начало турецкому роману.

Следует отметить ещё один источник влияния на формирование крымскотатарской прозы. Речь идёт о татарской и азербайджанской литературе, которая в силу родства языка была доступна крымскотатарским писателям. Татарская литература имела в тот период таких крупных представителей, как А. Тукай и основоположник новеллы Ш. Камал.

Важную роль в развитии прозы тюркоязычных народов сыграл казахский прозаик - Мухтар Ауэзов, основоположник рассказа [4]. Рассказ М. Ауэзова «Серый лютый» - образец жанра в казахской литературе.

Развитие жанра рассказа в узбекской литературе связано с талантливым и многогранным мастером слова Хамзой Хаким-заде Ниязи. По мнению литературоведов, с его именем связан рост и развитие всех без исключения жанров узбекской литературы [5, 14].

Существенную роль в возникновении первых рассказов в крымскотатарской прозе сыграло знакомство с русской реалистической прозой, которая была представлена, главным образом, в переводах. В начале ХХ века многие писатели занимались переводческой деятельностью. Как указывает А. Крымский, А. Боданинский перевёл рассказ Н. Гоголя «Нос» («Бурун»), А.С. Айвазов - отрывки из романа Тургенева «Отцы и дети», рассказы Чехова: «Супруга» («Зевдже»), «Радость» («Къу-ванч») и др. [6, 147].

Выводы. Таким образом, традиции тюркских литератур для крымскотатарской литературы в силу родства языка и менталитета были плодотворными. В это время были заложены основы для развития прозаических жанров в национальной литературе, в том числе и рассказа. Своеобразие развития национальной литературы начала ХХ века состояло в том, что, с одной стороны, она находилась в непосредственной близости к народной жизни и фольклору, а с другой - впитывала восточную и европейскую культуру.

Перспективы дальнейших исследований. Это был период истинного новаторства, основанный на традициях устного народного творчества, благотворного влияния восточных и европейских традиций, которые предстоит исследовать крымскотатарскому литературоведению.

Литература

1. Фазылов Р. Къырымтатар эдебиятынынъ тарихы. Къыскъа бир назар /Р. Фазылов, С. Нагаев. -Симферополь: Къырым девлет окъув-педагогика нешрияты, 2001. - 640 с.

2. Юнусова Л. С. Крымскотатарская литература /Юнусова Л. С. - Симферополь: Доля, 2002. - 344 с.)

3. Алькаева Л. О. Очерки по истории турецкой литературы (1908-1939 гг.) /Алькаева Л. О. - Изд-во Академии Наук СССР, М., 1959. - 220 с.

77

4. Мухтар Ауэзов в воспоминаниях современников. - Алма-Ата: Жазушы, 1972. - 360 с.

5. Владимирова Н. Узбекский советский рассказ /Н. Владимирова, М. Султанова. - Акад. Наук Узб ССР, Ин-т яз. и лит-ры им. А.С. Пушкина, Государственное изд-во художественной лит-ры Узб ССР, Ташкент, 1962. - 160 с.)

6. Крымский А. Литература крымских татар /Крымский А. - Симферополь: Доля, 2003. - 200 с.

Джемшева А. А. Становлення жанру оповвдання в кримськотатарськш лiтературi / А. А.

Джемшева // Вчет записки Тавршського нащонального утверситету iMeHi В. I. Вернадського. Серш «Фшолопя. Сощальт комушкаци». - 2012. - Т. 25 (64), № 3, ч. 1. - С. 75-78.

У статп зроблено спробу виявити процес становлення жанру оповвдання в кримськотатарськш лггератург Також показати джерела впливу на формування прози.

Ключовi слова: кримськотатарська лггература, жанр оповiдання, роман, поетика, проза.

Dzhemileva A. A. Formation of a genre of the story in crimeantatar literature / A. A. Dzhemileva // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. - Series: Philology. Social communications. - 2012. - Vol. 25 (64), No 3, part 1. - P. 75-78.

In article attempt to reveal process of formation of a genre of the story and to show sources of influence on prose formation in crimeantatar literature is made.

Key words: crimeantatar literature, a story genre, the novel, poetics, prose.

Поступила в редакцию 03.09.2012 г.

78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.