Научная статья на тему 'Становление законодательства, регулирующего сферу потребительского кредитования в России'

Становление законодательства, регулирующего сферу потребительского кредитования в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
496
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / КРЕДИТ / ЗАЙМ / СТАНОВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казакова Евгения Борисовна

В данной статье рассматривается становление и развитие законодательства в сфере потребительского кредитования в нашей стране. Исследуются положения основных нормативных актов в данной области и делается вывод о необходимости дальнейшей работы по совершенствованию законодательства о потребительском кредите.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление законодательства, регулирующего сферу потребительского кредитования в России»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№1/2016

ISSN 2410-700Х

5. Обеспечение экологической безопасности

6. Экономическое регулирование

7. Право природопользования

8. Ответственность за нарушение экологического законодательства

Особенная будет регулировать отдельные институты экологического права (регулирование, охрана и использование земель, вод, атмосферного воздуха, недр, лесов, животного мира, особо охраняемых природных территорий).

Специальная часть - основные принципы международно-правовой охраны окружающей среды, характеристика объектов включенные в международную правовую охрану окружающей среды, международная ответственность за экологические правонарушения.

Введение Экологического кодекса повысит качество применения экологических норм, и исключит коллизию права в области охраны окружающей среды, природопользования. Он позволит обеспечить устойчивые условия, которые повысят возможность сохранения жизни и здоровья населения, и улучшит качества окружающей среды. И наконец, позволит Российской Федерации выйти на новый уровень регулирования отношений между обществом и природой. Список использованной литературы:

1. Газета «природно-ресурсные ведомости» №14. 2005.

2. Боголюбов С.А. «Проблемы и задачи Экологического кодекса» // Экологическое право. № 6. 2010.

3. Игнатьева И.А. Кодификация Экологического законодательства: современные проблемы и условия применения // Экологическое право. № 1. 2008.

4. Концепция проекта Федерального закона «Экологический кодекс» // http: // www.mnr.gvo.ru/.

5. Владимиров С.Н. «Создание эффективной законодательной базы в сере экологии - «Экологического кодекса» - одна из важнейших задач органов государственной власти России» // Журнал «Успехи современного естествознания» № 1. 2013.

© Е.А. Гринь, А.А. Нечаева, А.А. Шелухина, 2016

УДК 347.455

Казакова Евгения Борисовна,

канд. юрид. наук, доцент ПГУ, г.Пенза, РФ

СТАНОВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО СФЕРУ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО

КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ

Аннотация

В данной статье рассматривается становление и развитие законодательства в сфере потребительского кредитования в нашей стране. Исследуются положения основных нормативных актов в данной области и делается вывод о необходимости дальнейшей работы по совершенствованию законодательства о потребительском кредите.

Ключевые слова

потребительское кредитование, кредит, займ, становление законодательства, перспективы развития

Важным этапом развития законодательных и нормативных актов в сфере кредитования коммерческими банками можно считать период с 2000 г. по 2008 г.

«Данный этап развития сферы потребительского кредитования в России характеризуется следующими основными чертами:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

- быстрый рост объемов операций в сфере потребительского кредитования при относительной неразвитости отношений между основными участниками сделок, отсутствии традиций и обычаев делового оборота;

- отсутствие достаточного информационного обеспечения заемщиков, что приводит к наличию значительного числа источников потенциальных конфликтов между участниками договора потребительского кредитования;

- наличие повышенных кредитных рисков, обусловливающих в том числе высокую стоимость потребительского кредита;

- относительная слабость заемщика как стороны договора потребительского кредита, что обусловливает, в том числе, стремление кредиторов перенести на заемщика основные затраты и риски, связанные с развитием данного рынка»[1, с.6].

Для данного периода характерным является усиление внимания к снижению кредитного риска и развитию кредитования населения. В целях расширения операций с населением Банк России принимает Положение об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт (от 24.12.2004 № 266-П).

В этот период как важный момент в сфере кредитования следует отметить принятие Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях». Данный Закон определил порядок создания и работы кредитных бюро в Российской Федерации, которые начали формироваться стихийно в различных регионах страны. В этот период Банк России проводит большую работу по организации кредитных бюро и правил их работы. С этой целью им был принят ряд указаний по формированию каталога кредитных историй, направлению и получению соответствующей информации.

Также в этот период (в апреле 2008 года) в Федеральной закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» были внесены существенные для заемщиков изменения. Закон в сжатой форме определяет правила ведения кредитных операций. По существу в нем содержится лишь ст. 33, где в рамках коротких абзацев говорится о способах обеспечения кредита, и ст. 34, констатирующая обязательства кредитной организации предпринять меры для взыскания ссудной задолженности и ее право обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении должников. Изменениями было установлено, что кредитная организация обязана предоставить заемщику - физическому лицу информацию о полной стоимости кредита, а также перечень и размеры платежей заемщика - физического лица, связанные с несоблюдением им условий кредитного договора. В целях реализации названного Закона Указанием Банка России от 13.05.2008 № 2008-У [2] был установлен порядок расчета и доведения банком-кредитором до заемщика - физического лица полной стоимости кредита, предоставленного кредитором заемщику по кредитному договору и по договору банковского счета (на сегодняшний день данное Указание утратило силу в связи с принятием Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», регулирующим этот вопрос).

Однако в целом практика требовала обновления и дополнения правовой регламентации долговых отношений с учетом обеспечения справедливого баланса интересов как заемщиков, так и их кредиторов. В юридической литературе настойчиво отстаивалась точка зрения о необходимости скорейшего решения насущной задачи построения доступной, понятной и эффективной системы обеспечения населения кредитными ресурсами именно на законодательном уровне [3, с.35]. Тем не менее, рассмотренный этап в развитии законодательства о потребительском кредитовании стал действительно важным периодом и основополагающей базой для дальнейшего правового регулирования отношений в данной области.

Список использованной литературы:

1. Чурочкина О С. Защита прав потребителей при кредитовании в Российской Федерации (исторический аспект и современное состояние) // Юрист.- 2014.- №14.

2. Указание Банка России № 2008-У от 13.05.2008 «О порядке расчета и доведения до заемщика -физического лица полной стоимости кредита» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.05.2008 № 11772) // Вестник Банка России.- 2008.- № 28. (утратило силу).

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

3. Демченко С.С. Правовое регулирование потребительского кредитования в России в современный период // Адвокат.- 2012.- № 4.

© Е.Б. Казакова, 2016

УДК 341.48

Кобец Петр Николаевич

доктор юридических наук, профессор главный научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»

г. Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected]

ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ ИНСТИТУТА

КОНФИСКАЦИИ

Аннотация

Определенный интерес представляет практика использования зарубежными государствами института конфискации, поскольку конфискация является правовой санкцией, законодательное закрепление и применение которой прямо предписании международным правом, как обязанность государств. Такой особый статус конфискации во многом объясняется той ролью, которую отводит ей мировое сообщество в борьбе с такими видами транснациональной преступности, как организованная, незаконный оборот наркотиков и психотропных веществ, коррупция, легализация преступных доходов.

Ключевые слова Конфискация, предупреждение преступности, право уголовный закон.

Закрепляя указанные принципы, международные конвенции, тем не менее, оставляют национальным законодателям право самостоятельно определять юридический формат конфискации в соответствии с местными законодательными особенностями и традициями. В самом обобщенном виде, конфискация в уголовном законодательстве представляет собой как вид имущественного наказания, как правило, за корыстные преступления, так и иной уголовно-правовой меры, и состоит в принудительном безвозмездном изъятии и обращении в доход государства всего или части имущества осужденного лица. В современном уголовном праве можно выделить общую и специальную конфискацию.

Общая конфискация, еще в недавнем прошлом повсеместно применявшаяся во многих странах, в настоящее время исключена из уголовного законодательства большинства стран мирового сообщества Азербайджан, Аргентина, Барбадос, Бахрейн, Бельгия, Греция и других. Сохранилась общая конфискация в законодательстве относительно небольшого количества государств, как бывших стран социалистической ориентации, так и развитых демократических - Беларуси, Болгарии, Вьетнама, Дании, Казахстана, Латвии, Франции и других. Причем возможности применения конфискации в названных странах ограничены дополнительными условиями, например, в Белоруссии и Таджикистане конфискация применяется только за тяжкие и особо тяжкие преступления, во Франции - только за преступления против человечества, а также за незаконное производство, ввоз или вывоз наркотиков, в Казахстане - только за корыстные преступление и т.д. [1, с. 32].

В отличие от общей специальная конфискация предусматривается уголовным законодательством большинства стран мира, например, Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии, Грузии, Испании, Мексики, Португалии и других. В некоторых странах, например, государствах-участниках СНГ специальная конфискация признается мерой не уголовного, а уголовно-процессуального характера. Однако единого подхода к содержанию понятия специальной конфискации не существует. Как правило, можно выделить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.