С.С. Войтиков
СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА СОВЕТСКОГО ВОЕННОГО ВЕДОМСТВА (март - август 1918 г.)
К марту 1918 г. большевистскому руководству стало ясно, что без массовой регулярной армии не обойтись. Но руководство Наркомата по военным делам (Нар-комвоена) (в частности, лидеры коллегии наркомата Н.И. Подвойский и Н.В. Крыленко) продолжало проводить прежнюю политику - теперь вразрез с планами руководства государства. В марте над коллегиями Наркомвоена и Наркомата по морским делам поставили новый орган - Высший военный совет (Республики) (ВВСР), председателем которого стал Л.Д. Троцкий.
Для решения связанных с формированием регулярной Красной армии практических задач требовался отлаженный централизованный военный аппарат. Реорганизация старых и создание новых его подразделений, начатые еще в ноябре 1917 г., должны были претерпеть серьезную корректировку: необходимо реконструировать «ряд отдельных управлений старого аппарата»1.
К середине января сложилась следующая структура Наркомвоена. Наркомат возглавлял пленум коллегии, которому напрямую подчинялись Особое совещание по обороне государства, Ставка верховного главнокомандующего и Штаб Всероссийской коллегии по организации и формированию Красной армии (Всеросколле-гии). «Узкий» состав коллегии руководил напрямую сметно-финансовой частью и секретариатом, посредством Управления делами - центральными и главными управлениями военного ведомства, Главным штабом и Канцелярией Военного министерства (Кавоми). Отдельные члены коллегии руководили: отделами по демобилизации армии и артиллерийским, Управлением Главного комиссариата военно-учебных заведений (ГК ВУЗ) и редакцией печатного органа Наркомвоена.
Деятельность Наркомвоена затормозилась переводом в Москву в марте-апреле2 . В условиях переезда и развернулся под руководством ВВСР новый этап организационного развития советского центрального военного аппарата.
17 марта был утвержден первый штат ВВСР: военный руководитель; его помощник (со штатом состоящих при них порученцев и лиц административно-технического состава); генерал-квартирмейстер при ВВСР (с двумя помощниками по оперативной части и двумя - по разведке, начальником связи, зав. иностранными миссиями и топографом); начальник военных сообщений; полевой инспектор артиллерии; полевой инженер при ВВСР; полевой интендант при ВВСР; инспектор санитарной части при ВВСР; отдел по формированию; Канцелярия при ВВСР. Структуру ВВСР изменили 14 мая: отдел по формированию преобразовали в Организационное управление, штат генерал-квартирмейстера переименовали в Оперативное управление, вместо должности полевого интенданта ввели должность военно-хозяйственного инспектора3. 10 июня военрук ВВСР М.Д. Бонч-Бруевич указал, что работа управлений совета «должна иметь характер, близкий к работе Полевого штаба» (наименее рационально работало Оперативное управление)4. 11 июня утвердили штат Регистрационной службы при Оперативном управлении (контрразведка)5. 20 июня должность помощника военрука преобразовали в должность начальника Штаба ВВСР. В подчинение начальника Штаба перешли Оперативное и Организационное управления, начальник военных сообщений и комендант ВВСР. В непосредственное подчинение военрука ВВСР перешли инспекторы: хозяйственный, артиллерии, инженеров и санитарный. Затем всю работу объединили в Штабе ВВСР, в подчинении которого передали все отделы и инспекции6. По оценке Управляющего делами Наркомвоена Н.М. Потапова, Штаб ВВСР стал «чисто фронтовой организацией»7.
10 июля ВВСР утвердил ряд необходимых «временных» положений: о начальнике собственного Штаба; начальниках Оперативного и Организационного управлений Штаба; об Управлении военных сообщений (УВОСО); о коменданте Главной квартиры. На практике формирование управлений ВВСР затянулось на месяц: постановление ВВСР объявили приказом Наркомвоена только 18 августа8.
20 марта для координации работы главных довольствующих управлений в аппарате Наркомвоена был учрежден Военно-хозяйственный совет (ВХС), возглавленный широкой коллегией. В ее состав включались представители всех центральных и главных довольствующих управлений (их начальники и заведующие отделами), специалисты по различным отраслям военного дела и «лица по особому приглашению». Для рассмотрения вопросов, затрагивавших интересы иных ведомств, предусматривалось межведомственное совещание при ВХС. Местные органы при ВХС предстояло сформировать в лице окружных «военно-хозяйственных совещаний» (на их формирование обращались местные реквизиционно-оценочные комиссии упраздняемого Особого совещания по обороне государства.), а центральный аппарат - в составе управления делами и юрисконсультского отдела и трех управлений (законодательно-финансового, хозяйственно-технического, демобилизационноэкономического).
На формирование аппарата ВХС обращались окончательно упраздняемые с
20 марта органы Военного совета (ВС), Комиссариат по демобилизации, Кавоми, Управление делами и комиссии Особого совещания по обороне государства9. Под руководством ВХС отныне должны были функционировать 11 главных управлений Наркомвоена: артиллерийское (ГАУ), военно-инженерное (ГВИУ), по квартирному довольствию войск (ГУ КД), военно-воздушного флота (ГУ ВВФ), военно-хозяйственное (ГВХУ), военно-санитарное (ГВСанУ), ветеринарное управление армии (ВУА), по заграничному снабжению (ГУ ЗС), по ремонтированию армии (УРА), а
также Центральная научно-техническая лаборатория (ЦНТЛ) и Центральное распорядительное бюро военного имущества (Центрраспорбюро).
Генерал Потапов писал, что переезд в Москву дезорганизовал работу Наркомвоена, в частности - центрального аппарата снабжения10. Создание ВХС было «отголоском» домартовских представлений коллегии. Об этом свидетельствует один из членов, который писал В.И. Ленину и Я.М. Свердлову 1 апреля: коллегия Наркомвоена планировала создать «Военно-хозяйственный совет, построенный таким образом, что он целиком и каждая секция его в любой момент могут стать частью [ил]и частями» ВСНХ11. Примечательны сомнения члена коллегии Э.М. Склянско-го, исполнявшего на первыгх порах обязанности председателя ВХС и утверждавшего в дальнейшем постановления Совета, в целесообразности создания этого органа: ВХС «получился в окончательном виде, по моему мнению, бюрократическим аппаратом и вряд ли много улучшит дело... в проекте ничего нового, кроме комбинации, не получилось»12.
Эта реорганизация, как и все остальные, произошла далеко не сразу: только
27 марта Потапов приказал врид начальника Законодательно-финансового управления при ВХС Ф.П. Балканову запросить всех бышших членов Военного совета об их готовности продолжить службу «в составе армии», а 31 марта - спустя 10 дней после формального упразднения ВС - Балканов направил запросы его бышшим членам, желают они «вышти по этому случаю в отставку» или продолжить работу. В апреле он рапортовал, что из 15 запрошенных (всего в ВС числилось 27 членов) двоих не смогли разыскать: один находился в отпуске («по частным сведениям», как рапортовал Балканов, в Ревеле), второй «исчез» еще в октябре 1917 г Шестеро находились в отпуску и не ответили (один из них впервые просился в отставку еще 6 ноября 1917 г.). Десять изъявили желание вышти в отставку. Из девяти, на который, казалось, могла рассчитывать Советская власть, один (А.Ф. Добрышин) просил, ввиду необходимости лечения последствий контузии, оставить его на работе в Петрограде, второй (Д.В. Филатьев) хотел остаться на преподавательской работе в академии Генштаба, двое (А.В. Брилевич, В.Т. Чернявский) - на административно-хозяйственной, один (В.Н. Клембовский) просил сделать более конкретное предложение. О готовности служить в действующей армии заявил только один - полевой артиллерист, бышший командующий армией Е.А. Радкевич.
Лишь 25 мая Балканов предложил Склянскому считать 12 бышших членов Военного совета уволенными со службы с 21 марта с предоставлением им права на пенсию, а вопрос о служебном положении остальных оставить открытым13. Балканов и Потапов «порадели» бышшим членам ВС: учли все их пожелания и желающие остались на различных должностях в центральном военном аппарате. Клембовский, впоследствии расстрелянный по обвинению в измене, активно «пристраивал» своих людей во Всероссийский главный штаб, ответственным работником которого стал14.
С созданием ВХС к концу марта в целом завершилась намеченная еще домар-товской коллегией Наркомвоена реорганизация управления снабженческими структурами наркомата. Правда, вскоре только что сформированный аппарат начал пополняться новыми подразделениями, а его первоначально намеченный круг задач -соответственно расширяться. 30 апреля ВВСР постановил создать в составе ВХС 3 отдела: «по изданию законов, приказов, штатов и табелей», «по рассылке изданных законов, приказов, штатов и табелей в войсковые части, управления и заведения», а также «по составлению свода военного законодательства»15.
Искусственность такого совмещения функций выывилась быстро. Уже 1 июня ВХС разделили на Военно-законодательный совет (ВЗС) и Центральное управление по снабжению армии (ЦУС), занимающееся вопросами снабжением армии. Фактически ВХС переименовали в ВЗС, а вот ЦУС пришлось формировать заново, что не пошло на пользу планомерности работы. В задачи ЦУС входила организация планового снабжения частей армии, определение потребностей войск в вооружении, снаряжении, боеприпасах, технике и т.д., а также контроль за их расходованием. ЦУС возглавлял Совет в составе Главного начальника снабжения - ГНС (им стал генерал А.А. Маниковский) и двух комиссаров. Уже 6 июля ГНС и начальник отдела военного имущества ЦУС Н.П. Нейман обратились к заведующему Оперативным отделом Наркомвоена (Оперод) С.И. Аралову с предложением немедленно созвать под его председательством совещание начальников всех главных довольствующих управлений, представителей ГНС, руководства ВВСР и ВГШ для установления очередности отпусков предметов боевого снабжения: ЦУС буквально завалили требованиями Наркомвоен, ВВСР и другие «правомочные органы»16.
15 июня ЦУСу быши подчинены ГАУ, ГВИУ, ГВХУ, ГКУ, ГУ ВВФ, ГВСанУ, ВУА, УРА, ЦНТЛ, Центрраспорбюро (в виде отдела, ведающего сбором, учетом и распределением готового военного имущества и наблюдающего за работой довольствующих управлений) и Технический комитет Хозяйственно-технического управления при ВЗС (со всеми состоящими при нем подготовительными комиссиями и местными органами, а также ликвидационным отделом этого управления, за исключением части по претензиям). В ведение ЦУС также передавались общественные организации, выполняющие «какие-либо работы по снабжению» РККА. Все демобилизационные отделы, учрежденные при довольствующих управлениях 6 марта, упразднялись, сотрудников «в мере действительной надобности» предписывалось передать на укомплектование главных довольствующих управлений17.
Параллельно ЦУС действовал с 26 февраля отдел по вооружению Всероскол-легии, также занимавшийся учетом оружия, организацией его производства в случае недостатка, обеспечением правильного снабжения оружием главнейших баз и всех отрядов РККА.
В организации снабжения господствовали неразбериха и постоянный недостаток военного имущества. Дезорганизация снабжения усилилась, когда в августе вместо отдела по вооружению была создана Центральная комиссия по боевому снабжению, формально подчиненная Опероду и призванная установить строгий контроль за выполнением требований на боевое снабжение ЦУСом и главными довольствующими управлениями и их окружными и местными органами, без всякого вмешательства в деятельность этих учреждений.
Что же касается ВЗС, то 6 июня установили новый порядок направления дел по военному ведомству: центральные и главные управления, подчиненные Совету ВГШ или Совету ЦУС, лишались возможности прямого обращения в иные учреждения. Строго оговаривалось, какие вопросы Советам ВГШ или ЦУС передавать в коллегию Наркомвоена через управляющего делами наркомата, какие сопровождать заключением ЗФУ ВЗС18.
Для руководства деятельностью военных комиссаров («непосредственных политических органов Советской власти при армии») в масштабе всей армии в составе аппарата Наркомвоена 8 апреля бышо учреждено Всероссийское бюро военный комиссаров (Всебюрвоенком)19. Его первоначальной ячейкой явилось Бюро комиссаров Наркомвоена. 23 апреля в состав этого формирующегося центрального
органа передали агитационно-просветительный отдел Всеросколлегии. 8 мая оформили первоначальную структуру Всебюрвоенкома: секретариат, общее делопроизводство, административное и инспекторско-инструкторское отделения, агитационно-просветительный отдел. Вскоре к ним добавились служба связи (17 мая) и казначейский отдел (24 мая)20. 15 августа Всебюрвоенком пополнился военножелезнодорожным отделением, которому предстояло координировать работу политических комиссаров при начальниках УВОСО и уполномоченных ВОСО на железнодорожных станциях21. Так был заложен фундамент будущего Политического управления Реввоенсовета Республики.
В мае в составе центрального военного аппарата появилась параллельная Оперативному управлению ВВСР структура - Оперативный отдел Наркомвоена (Оперод), в уже «готовом» виде переданный из военкомата МВО. Оперод быстро рос и становился все более многофункциональным и самодостаточным органом, о чем свидетельствует перечень его отделений, созданных к октябрю: оперативное, разведывательное, военного контроля (контрразведывательное), связи, учетное, передвижения (военных сообщений), «общее» (управление делами), военно-топографическое, военно-политическое, военно-цензурное, а также секретариат и «комиссия по подаркам» (для рассылки в войсковые части подарков для бойцов - «эмбрион» наградного отдела)22.
Впервые военное руководство «взялось» за Оперод в начале июля, когда некоторых его специалистов попытались отправить в действующую армию. Тогда заведующему Оперодом Аралову удалось отстоять своих сотрудников23. Ситуация изменилась в начале осени: к 13 сентября в Красную армию призвали 55 сотрудников. Большинство, как докладывал Аралов Склянскому, занимало ответственные должности и не могло быть заменено «малоопытными», ибо это приведет «к неминуемому расстройству» его работы). Ходатайство не помогло: вскоре Оперод препроводил в мобилизационный отдел военкомата Москвы список на 63 сотрудника, среди которых оказались 1 консультант и 5 столоначальников24.
Импровизация в строительстве центрального военного аппарата ярко проявилась и в создании Высшей военной инспекции (ВВИ). Учрежденная 24 апреля25 как подразделение Наркомвоена, ВВИ предназначалась для инспектирования строительства частей и учреждений РККА. Председатель ВВИ Подвойский так определил ее задачи: «Ревизия на местах существующих военных учреждений; установление определенного в декретах порядка военного управления; организация и меры по подъему боевого духа и настроения среди действующих военных отрядов»26. На практике все вылилось в проверку работы военных отделов местных (преимущественно -окружных) Советов и оказание помощи в формировании местных военкоматов.
Работа ВВИ осложнилась преобразованием 24 августа одного из отделов ВЗС с состоящей при этом отделе ликвидационной комиссией в Военно-хозяйственный надзор - специализированный орган центрального контроля за финансовой деятельностью войск, управлений, учреждений и заведений военного ведомства. Новому учреждению вменялось в обязанность регулярное инспектирование военных управлений, учреждений и заведений на предмет упорядочения финансирования их деятельности и устранения злоупотреблений. По сути, ему предстояло - «по должности» - немедленно и решительно пресечь самодеятельные попытки ВВИ инспектировать постановку финансовой работы проверяемых воинских частей и местных органов военного ведомства27. Функции ВХС частично дублировали функции ВВИ, также пытавшейся инспектировать военные части, учреждения и заведения.
8 мая аппараты Всеросколлегии, Главного управления Генштаба, Главного штаба, ГК ВУЗ и УРА объединили во Всероссийский главный штаб (ВГШ, Всерог-лавштаб)28. В составленном Потаповым в 1936 г. «кратком очерке» деятельности ВВСР освещаются обстоятельства, непосредственно предшествовавшие учреждению ВГШ: когда «в первой декаде апреля» в коллегии Наркомвоена подняли «вопрос о том, что наряду с Главным штабом, ведающим, главным образом, вопросами комплектования и службы комсостава, нужно иметь еще для военно-оперативной работы Генеральный штаб», раздались замечания («Мы ликвидировали генералов, а хотим оставить Генеральный штаб!») и в итоге решили вместо двух органов создать единый громоздкий аппарат - Всероссийский главный штаб29. Потапов не ошибся: действительно двух. ГК ВУЗ, возглавляемый членом коллегии Наркомвоена И.Л. Дзевалтовским, фактически не зависел от руководства ВГШ, равно как и Всеросколлегия, во главе которой стоял член коллегии Наркомвоена В.А. Трифонов. Всеросколлегия продолжала активно работать, вмешиваясь в дела центральных военных органов. Фактически этот орган удалось «прижать» лишь в августе30.
Всероглавштаб, задуманный как универсальный оперативный и военно-административный орган, действительно оказался тяжеловесным и бюрократическим учреждением. В его состав включили 6 управлений: по организации армии, Оперативное, Военных сообщений, Военно-топографическое, Военно-учебных заведений, по командному составу. ВГШ сосредоточился преимущественно на вопросах формирования частей и соединений РККА, действуя даже на этом сравнительно узком участке работы весьма неспешно31. Управление по организации армии ВГШ первоначально включало в себя 4 отдела: общеорганизационный, по устройству и боевой подготовке войск, мобилизационный, по снабжению армии конским составом. 24 октября два последних преобразовали в самостоятельные управления Всероглавшта-ба. 10 декабря в составе управления сформировали Комиссию по исследованию и использованию опыта войны 1914 - 1918 гг.32
21 марта ВВСР отменил выборность командиров в РККА, положив начало переходу к ее строительству на основе массового привлечения военных специалистов. Для организации их учета в Наркомвоене 5 апреля была учреждена аттестационная комиссия, вскоре переименованная в Высшую аттестационную комиссию (ВАК). Ей предстояло установить общий порядок аттестации, непосредственно произвести аттестацию комсостава (от командира полка и выше, а также на соответствующие должности в военных учреждениях) и составить списки кандидатов на замещение этих должностей для утверждения наркомвоеном33 .
В работе ВАК и Управления по командному составу армии (УКС) Всероглав-штаба сразу наметился параллелизм. Именно УКС ВГШ изначально вменялось решать вопросы привлечения военспецов в Красную армию34. Видимо, первоначально предполагалось разделение функций: ВГШ намечал бы номенклатуру командных вакансий, а ВАК - выяснял профессиональное соответствие им наличных военспецов35. Однако всем местным штабам и военкоматам уже 7 мая приказали срочно доставить в УКС ВГШ списки и регистрационные карточки всех наличных на тот момент военнослужащих, включая и тех, чьи документы подлежали передаче в ВАК36.
Что касается «главных довольствующих управлений», то 13 марта Главное интендантское управление (ГинтУ) упразднили, часть его функций передали «ново-
учрежденному» Всероссийскому военно-хозяйственному комитету (Архозкому) во главе с коллегией под председательством члена коллегии Наркомвоена П.Е. Лази-мира. На Архозком возлагались прежние функции ГИнтУ: организация интендантского снабжения и финансового обеспечения Красной армии и координация военно-хозяйственных мероприятий на местах. Аппарат Архозкома составили 11 отделов: продовольственный, вещевой, технический, административно-организационный, инструкторский, транспортный, статистический, общий, квартирный, хозяйственный, мобилизационный37 . Но уже 20 июня Архозком реорганизовали в Главное военно-хозяйственное управление (ГВХУ) с прежними функциями ГИнтУ38. Обе «реорганизации» сводились к последовательным переименованиям прежней структуры.
28 февраля Главное военно-техническое управление переименовали в Центральное (ЦВТУ)39. 15 июня ЦВТУ, Военную авточасть, Совет по управлению всеми автоброневыми силами и Управление военного радиотелеграфа соединили в единое Главное военно-инженерное управление40 .
24 марта состоялось совместное постановление ВХС и ВСНХ о передаче ГУ ЗС в ведение ВСНХ. Заграничные заказы по боевому снабжению армии решили «ликвидировать по соглашению заказчиков с иностранными агентами, с обращением авансов на уплату - на заказы для мирных потребностей»41 . Однако фактически ГУ ЗС осталось в военном ведомстве, хотя и претерпело значительные сокращения (к 10 июня 1918 г. от его первоначального штата в 128 сотрудников сохранилось 85, к
I сентября - 45)42.
24 мая Управление военно-воздушным флотом переименовали в Главное управление Рабоче-крестьянского Красного воздушного флота.
Созданный в январе санитарный отдел Всеросколлегии слили с ГВСанУ43 .
II июня СНК постановил было реорганизовать ГВСанУ в военно-санитарный отдел Наркомздрав44, но на деле и название, и подведомственность Управления оставались прежними до конца Гражданской войны45. 3 августа 1918 г. вышел приказ Наркомвоена о включении ГКУ в ГВИУ, а окружных квартирных управлений (окар-ту) в окружные военно-инженерные управления (местные отделы по квартирному довольствию войск переименовывались в «дистанции»)46. Главное военно-метеорологическое управление переименовали 21 августа 1918 г. в военно-метеорологический отдел ЦУС, юридически сохранив за этим отделом права главного управления Наркомвоена47.
В итоге к лету 1918 г. центральный аппарат военного ведомства был уже способен решать стоявшие перед ним задачи, но его организация по-прежнему характеризовалась нестабильностью и параллелизмом в работе.
Примечания
1 Реформа в Красной Армии. М., 2006. Т. 2. С. 319.
2 РГВА. Ф. 11. Оп. 1. Д. 78. Л. 329-329 об., 695; Ф. 33988. Оп. 1. Д. 2. Л. 12.
3 [Миронова К.К. ] Краткая справка о структуре ВВСР. Рукописный экз. (Отдел публикации архивных документов РГВА).
4 РГВА. Ф. 3. Оп. 1. Д. 5. Л. 2.
5 [Миронова К.К. ] Указ. соч.
6 РГВА. Ф. 3. Историческая справка.
7 РГВА. Ф. 33221. Оп. 2. Д. 175. Л. 12.
8 РГВА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 93. Л. 359-363 об.
9 РГВА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 93. Л. 72 об.-73.
10 РГВА. Ф. 33221. Оп. 2. Д. 175. Л. 4.
11 См.: Молодцыгин М.А. Красная Армия. М., 1997. С. 83.
12 РГВА. Ф. 1. Оп. 3. Д. 36. Л. 251, 260.
13 РГВА. Ф. 44. Оп. 7. Д. 48. Л. 3, 5, 30 об.-33.
14 См.: Брусилов А.А. Мои воспоминания. М., 2003. С. 338-340.
15 РГВА. Ф. 3. Оп. 1. Д. 88. Л. 135 об.-136.
16 РГВА. Ф. 22. Оп. 3. Д. 14. Л. 17.
17 РГВА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 93. Л. 72 об.-73.
18 РГВА. Л. 234об.-235.
19 Кляцкин С.М. Институт военных комиссаров // Военно-исторический журнал. 1968. № 4. С. 123-124; РГВА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 93. Л. 95.
20 РГВА. Ф. 8. Историческая справка. Л. 2.
21 РГВА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 93. Л. 330 об.-331, 353 об.
22 РГВА. Ф. 1. Оп. 3. Д. 48. Л. 5 об.-6.
23 РГВА. Ф. 1. Оп. 2. Д. 125. Л. 16 и др.
24 Там же. Л. 111, 122.
25 РГВА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 93. Л. 136 об.-137.
26 Известия Наркомвоен. 1918. 2 сент.
27 Известия Наркомвоен. 1918. 31 авг.
28 РГВА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 93. Л. 202-202 об.
29 РГВА. Ф. 33221. Оп. 2. Д. 175. Л. 7.
30 РГВА. Ф. 20. Оп. 1. Д. 3. Л. 11.
31 РГВА. Ф. 10. Оп. 2. Д. 36. Л. 1.
32 РГВА. Ф. 11. Оп. 5. Д. 17. Л. 2; Д. 18. Л. 1-1об., 19; Ф. 1. Оп . 1. Д. 93. Л. 195об-196.
33 См.: КавтарадзеА.Г. Военные специалисты на службе Республики Советов. М., 1988. С. 79-80.
34 РГВА. Ф. 33987. Оп. 1. Д. 14. Л. 153.
35 РГВА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 117. Л. 165, 168.
36 РГВА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 93. Л. 191 об.
37 Там же. Л. 62.
38 Реввоенсовет Республики. Протоколы. Т. 1. М., 1997. С. 145.
39 РГВА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 93. Л. 54.
40 Там же. Л. 240-240 об.
41 СУ РСФСР, 1917 - 1918. М., 1919. Ст. 694.
42 РГВА. Ф. 44. Оп. 2. Д. 13. Л. 57, 77 об-78.
43 См.: Шатагин Н.И. Организация и строительство Советской армии в период военной интервенции и Гражданской войны. М., 1954. С. 59-60.
44 СУ РСФСР 1917-1918. Ст. 694.
45 РГВА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 216. Л. 27.
46 РГВА, Ф. 1. Оп. 1. Д. 93. Л. 303.
47 РГВА. Ф. 44. Оп. 2. Д. 34. Л. 156.