туры России. В то же время выделенные этапы и факторы позволяют акцентировать внимание на перспективах развития института лютеранства в современных российских условиях. Представляется, что прежде всего в данном направлении необходим обдуманный подход в разрешении всех возникающих трудностей и в выявлении лютеранской идентичности как в социальном, так и в философско-религиозном аспекте.
Библиографический список
1. Gabriel, A. Geschichte der Kirche Osteuropas im 20. Jahrhundert [Текст] / A. Gabriel. -Ferdinand Schoening. Padeborn. - Mtochen ; Wien ; Zrnich, 1992.
2. Зайончковский, П. А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. [Текст] / П. А. Зайончковский. - М., 1978.
3. Meyer, Th. Luthers Erbe in Russland [Текст] / Th. Meyer. - М., 1918.
4. Lutherische Weltinformation. - 1998. - № 1.
5. Тульский, М. Старые протестанты и новые секты [Текст] / М. Тульский // НГ - религии : прилож. к «Независимой газете». - 2000. - 14 марта.
6. Евангелическо-Лютеранская Церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии [Текст]. - СПб., 1994-1999.
И. А. Путятина,
соискатель Саратовского государственного технического университета
СТАНОВЛЕНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕССЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (1990-2002 ГГ.)
Со дня введения в действие Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации» 1 августа 2007 г. исполнилось 17 лет [1]. Именно он предопределил процессы развития отечественных СМИ на непродолжительный, но очень бурный период - начало 90-х годов прошлого века. Закон заложил первый камень в фундамент правовых отношений и новых механизмов взаимодействия власти и СМИ. Появление союзного, а потом и российского (Закон РФ «О средствах массовой информации» [2]) законов о печати и средствах массовой информации дало доселе небывалую для страны и ее регионов возможность реализовать на деле принцип гласности, продекларированный еще в середине 1980-х годов инициаторами перестройки.
Пресса составляет ядро журналистики как системы средств массовой информации. Каждое издание имеет собственную целевую аудиторию в соответствии с профессиональным назначением, возрастом, наклонностями, предпочтениями, социальным происхождением и другими социально-политическими
и демографическими признаками. В период 1990-2002 гг. средства массовой информации стали функционировать в качественно иных условиях. Именно за 12 лет существенно изменилась юридическая база их деятельности, а также экономическое и социально-политическое состояние страны и региона.
Если к концу 1989 г. в Саратовской области выходило около 70 наименований газет и журналов, подавляющую часть которых составляли так называемые «районки» (ставшие несколько позже газетами администраций муниципальных образований области) и «многотиражки» (газеты предприятий и высших учебных заведений), то уже в 1990 г. число периодических печатных изданий возросло почти до 90. Рост произошел в первую очередь за счет изданий, появившихся в Саратове, где до этого выходили только ежедневная газета «Коммунист», еженедельники «Заря молодежи», «Новости киноэкрана», «Версия» (областное УВД), «Реклама недели», «Орбита», публиковавшая программы телевидения и радио, и журналы «Степные просторы» и «Волга» (литературнохудожественный), не считая двух партийно-просветительских журналов небольшого объема («Пропагандист» и «Блокнот агитатора»), выпускаемых идеологическим отделом обкома КПСС.
Осенью 1990 г. в Саратовском облисполкоме впервые была введена должность инструктора по работе СМИ, в обязанности которого входила подготовка документов на регистрацию СМИ, взаимодействие (в рамках закона о печати) с редакциями зарегистрированных изданий, отслеживание выполнения редакциями ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 19, ч. 1 ст. 21 Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации». За период с 10 сентября 1990 г. по 15 января 1992 г. (время, когда СМИ на территории области регистрировались облисполкомом) было зарегистрировано 54 СМИ. Возникновение многих из них стало отражением происходящих процессов в обществе.
«Своеобразным рубежом для саратовской прессы стали события октября 1993 года, когда в области были распущены органы представительной власти и начался почти двухлетний, вплоть до избрания новых депутатских органов, период монопольного правления власти исполнительной. Это было время фактического передела информационного пространства в пользу чиновников администраций» [3, с. 1, 3].
С середины 1990-х годов начинается довольно активный процесс появления новых печатных изданий, большинство из которых благополучно просуществовали до конца 2002 г. Замедление роста количества изданий отмечается только в 1997 г., когда в политической жизни региона наступило временное затишье между выборами. В целом же выборные процессы оказывали и оказывают стимулирующее воздействие на расширение информационного пространства.
Особое место в это же время начинают занимать региональные вкладки в центральные издания, такие как «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Аргументы и факты», «Известия», «Труд-7», «Мир новостей», «Парламентская газета», «За рулем», «Антенна», «Новая газета», «Автомир». Большинство из них прочно закрепились на саратовском рынке периодической печати, что дало повод местным аналитикам говорить о грозящей региону опасности газетной экспансии [4, с. 1-3].
Однако на деле только «доживший» до 2003 г. «МК в Саратове» и просуществовавшие всего несколько лет «Известия Поволжья» и «Новая газета в Саратове» были независимы от местного «официоза». И все же область, как и другие регионы, не избежала прихода первых в российской провинции медиабизнес-проектов. Для Саратова это было появление двух еженедельных газет: «Местное время» (впоследствии - «Жизнь») и «Саратовский Арбат». В очень короткое время тираж этих изданий достиг 40-50 тысяч экземпляров, превратив их таким образом в самоокупаемые, коммерчески успешные проекты. Прочие саратовские газеты по-прежнему не могли похвалиться высокими тиражами. Так, финансово поддерживаемые правительством ежедневные «Саратовские вести» и «Саратов - столица Поволжья» не переступили предела в 20 тысяч экземпляров. Отдельные издания имеют тираж в 10 тысяч, но большинство еженедельников не дотягивают до 5 тысяч. Только «Московский комсомолец» в Саратове» издается тиражом около 50 тысяч и имеет хорошо налаженную сеть распространения.
«За 1990-2002 годы в Саратовской области выходило с разной долей периодичности и длительностью существования около 450 наименований газет и журналов» [5, с. 12]. По мнению Д. Чернышевского, жизнь некоторых изданий ограничивалась несколькими номерами, других - одним-двумя годами, но в любом случае причина прекращения выхода была одна - отсутствие материальных средств и невозможность угнаться за непрерывным ростом тарифов на полиграфические услуги и бумагу. Особенно это касалось проектов, связанных с изданием газет культурной направленности, для молодежи и детей, а также узкотематических. При всех проблемах стабильно выходили только печатные издания, поддерживаемые бюджетом (газеты администраций области, городов и районов), отраслевые (как стали называться бывшие «многотиражки»), а также издания, имеющие богатых спонсоров или учредителей.
По количеству названий газет и журналов, выходивших с разной долей периодичности в 1990-2002 гг., на первом месте - общественно-политические издания, к которым следует прибавить близкие им по тематике муниципальные, отраслевые и вузовские газеты. На втором месте - специализированные издания (тематические, по экономике, медицине, праву, компьютерным технологиям, физкультуре и спорту). На третьем - издания политических партий и общественных организаций. На четвертом - издания, связанные с духовной жизнью (образование, наука, литература и искусство, для детей и молодежи, отдых). На пятом - издания национальных и конфессиональных образований (табл. 1).
Наличие всего 26 изданий, имеющих сугубо партийную принадлежность, на первый взгляд, свидетельствует о политической индифферентности саратовских средств массовой информации, хотя сама эта цифра, в сопоставлении с прессой соседних регионов, достаточно весома. Причина политизированности саратовской периодики напрямую связана с политизированностью самой региональной жизни, что, в свою очередь, вытекает из нерешенности множества социально-экономических проблем области: отсталые промышленность и сельское хозяйство, полуразрушенное ЖКХ, долги региона, бедственное положение работников бюджетных отраслей и т.д.
Тематико-содержательная направленность печатных СМИ Саратовской области в 1990-2002 гг.
Виды изданий Количество наименований, шт.
Общественно-политические 203
В том числе:
собственно общественно-политические 116
муниципальные 38
отраслевые 37
вузовские 12
Специализированные 133
В том числе:
тематические 32
экономика и бизнес 21
медицина и здоровье 15
право 14
издания для молодежи 12
издания для детей 11
физическая культура и спорт 10
компьютерные технологии 8
информационные издания 8
дайджесты 2
Политических партий и общественных организаций 49
В том числе:
издания политических партий 26
издания общественных организаций 23
Издания, связанные с духовной жизнью 44
В том числе:
литература и искусство 16
культура и развлечения 15
образование и наука 13
Национальных образований и конфессий 16
Неудивительно, что в условиях стагнирующей в середине 1990-х годов сара-
товской экономики печатные издания, связанные с бизнесом и финансами, количественно составляли всего 4,7%. После нескольких неудачных попыток еще в первой половине 1990-х годов (газеты «Биржевые вести», «Бизнес-новости», «Финансовый мир») это направление в саратовской периодике практически исчезло, оставшись в отдельных газетных и журнальных рубриках. Поскольку экономическое положение определяет уровень существования всего того, что относится к духовной сфере, то не следует удивляться бедности саратовской прессы, пишущей на эти темы. Так, в 2002 г. почти полностью отсутствовали периодические издания по культуре, литературе и искусству, кроме рекламно-информационного дайджеста «Рампа» (табл. 2).
«Всего в области в полной зависимости от бюджета в течение 1990-2002 гг. находились 56 изданий: вышеупомянутые ежедневные и муниципальные газеты, газеты районных администраций Саратова, мэрии Саратова, отдельных министерств Правительства области» [4, с. 1-3].
Тематико-содержательная направленность СМИ в 1990-2002 гг.
Сфера Количество, %
Образование и наука 2,9
Культура и развитие 3,4
Культура и искусство 3,6
Издания общественных организаций 5,2
Издания политических партий 5,8
Дайджесты 0,4
Компьютерные издания 1,8
Физкультура и спорт 2,2
Издания для детей 2,5
Издания для молодежи 2,7
Право 3,1
Медицина и здоровье 3,4
Экономика и бизнес 4,7
Тематические 7,2
Вузовские 2,7
Отраслевые 8,3
Муниципальные 8,5
Собственно общественно-политические 26,1
Издания национальных образований и конфессий 3,6
Еще более значительным событием для области стало появление Интернет-газет. Впервые такая газета стала выпускаться независимым Поволжским информационным агентством И. Малякина, созданным в начале 1990-х годов на средства гранта Фонда Сороса. Большой известностью пользовалась Интернет-газета «ТЕКРАР1А». В августе 2000 г. появляется Интернет-газета Правительства Саратовской области «Новости Саратовской губернии».
Как отмечает О.В. Данова, количественный и содержательный анализ периодических печатных изданий, выходивших на территории Саратовской области в 1990-2002 гг., позволяет сделать следующие выводы:
1. За 12 лет произошел количественный рост наименований издаваемых газет и журналов - с 68 до 223. Однако с учетом того, что в этот же период число учреждаемых изданий достигло почти 450.
2. Основная тенденция, повлиявшая на тематико-содержательную характеристику периодических изданий, выразилась в преобладании в газетах и журналах политической составляющей.
3. Тяжелое финансовое положение саратовских СМИ, отсутствие при слабой экономике серьезных рекламодателей [5, с. 12].
Очевидно, что пресса Саратовской области в рассматриваемый период развивалась в соответствии с тенденциями, обусловленными экономическими и социально-политическими процессами, происходившими как на общероссийском, так и на региональном уровнях.
1. Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» [Текст]. - М., 1990.
2. Закон РФ «О средствах массовой информации» [Текст]. - М., 1992.
3. Санберг, Ю. Обретения и потери саратовской прессы [Текст] / Ю. Санберг // Саратовские вести. - 1994. - 27 июля.
4. Чернышевский, Д. Сохранит ли губерния информационную независимость? [Текст] / Д. Чернышевский // Саратовские вести. - 2001. - 14 дек.
5.Данова, О. В. Социальная ответственность средств массовой информации в современном российском обществе [Текст] / О. В. Данова. - Саратов, 2004.
К.П. Лекомцев,
соискатель Саратовского юридического института МВД России
ФАКТОРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА
любом обществе определенные группы населения имеют лучший доступ к знаниям, власти и экономическим ресурсам, чем другие. Поскольку люди не равны по природе, всегда находятся основания для конфликта внутреннего и внешнего. В связи с этим возникает необходимость в построении моделей, учитывающих данное обстоятельство.
Теории, которые предполагают, что общество состоит из индивидов и групп с разнообразными и часто противоположными интересами, в центр модели ставят социальный конфликт [1, с. 72]. Так, согласно Дж. Спенсеру, общество -сверхорганический агрегат, развивающийся по законам эволюции. Эволюция происходит в борьбе за существование между обществом и окружающей средой и между различными обществами. В этой борьбе страх перед живыми и мертвыми выливается в конфликт. Страх перед живыми порождает политические действия, выражающиеся в милитаризме и порождающие социальную организацию и государство; страх перед мертвыми - религию как основу культуры. Социальная политика призвана исходить из эмпирического изучения социально-культурного контекста явлений. Ее значение состоит в том, чтобы дать естественный ход процессу эволюции, освободив его от произвола отдельных индивидов и групп. Исходя из этого, Дж. Спенсер сформулировал закон «равной свободы». Главная задача государства - обеспечение соблюдения закона равной свободы [2, с. 345-378].
Г. Зиммель настаивал на противоположности законов природы и общества, так как «жизнь» понималась им как процесс «творческого становления», неисчерпаемый рациональными средствами и постигаемый интуитивно. «Переживание жизни» объективизируется в многообразных формах культуры. «Трагедия жизни» - противоречие между творчеством и застывшими формами куль-