Научная статья на тему 'Становление, тенденции и перспективы развития прессы Саратовской области (1990-2002 гг.)'

Становление, тенденции и перспективы развития прессы Саратовской области (1990-2002 гг.) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
246
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Путятина Ирина Александровна

В статье рассматриваются особенности развития областной периодической печати в 1990-2002гг. Подробно рассмотрена динамика изменений в период реформ, проанализирована тематико-содержательная направленность, периодичность СМИ. Сделаны выводы о развитии региональной печати.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation, Tendencies and Prospects of Saratov Press Development (1990-2002)

This article demonstrates the features of Saratov press development during the 12 years period (from 1990 to 2002). The author of the article shows in detail the course of changes of Saratov press during the reformation period, and analyses theme-contents direction and mass media periodicity. The summary of the local press development is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Становление, тенденции и перспективы развития прессы Саратовской области (1990-2002 гг.)»

туры России. В то же время выделенные этапы и факторы позволяют акцентировать внимание на перспективах развития института лютеранства в современных российских условиях. Представляется, что прежде всего в данном направлении необходим обдуманный подход в разрешении всех возникающих трудностей и в выявлении лютеранской идентичности как в социальном, так и в философско-религиозном аспекте.

Библиографический список

1. Gabriel, A. Geschichte der Kirche Osteuropas im 20. Jahrhundert [Текст] / A. Gabriel. -Ferdinand Schoening. Padeborn. - Mtochen ; Wien ; Zrnich, 1992.

2. Зайончковский, П. А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. [Текст] / П. А. Зайончковский. - М., 1978.

3. Meyer, Th. Luthers Erbe in Russland [Текст] / Th. Meyer. - М., 1918.

4. Lutherische Weltinformation. - 1998. - № 1.

5. Тульский, М. Старые протестанты и новые секты [Текст] / М. Тульский // НГ - религии : прилож. к «Независимой газете». - 2000. - 14 марта.

6. Евангелическо-Лютеранская Церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии [Текст]. - СПб., 1994-1999.

И. А. Путятина,

соискатель Саратовского государственного технического университета

СТАНОВЛЕНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕССЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (1990-2002 ГГ.)

Со дня введения в действие Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации» 1 августа 2007 г. исполнилось 17 лет [1]. Именно он предопределил процессы развития отечественных СМИ на непродолжительный, но очень бурный период - начало 90-х годов прошлого века. Закон заложил первый камень в фундамент правовых отношений и новых механизмов взаимодействия власти и СМИ. Появление союзного, а потом и российского (Закон РФ «О средствах массовой информации» [2]) законов о печати и средствах массовой информации дало доселе небывалую для страны и ее регионов возможность реализовать на деле принцип гласности, продекларированный еще в середине 1980-х годов инициаторами перестройки.

Пресса составляет ядро журналистики как системы средств массовой информации. Каждое издание имеет собственную целевую аудиторию в соответствии с профессиональным назначением, возрастом, наклонностями, предпочтениями, социальным происхождением и другими социально-политическими

и демографическими признаками. В период 1990-2002 гг. средства массовой информации стали функционировать в качественно иных условиях. Именно за 12 лет существенно изменилась юридическая база их деятельности, а также экономическое и социально-политическое состояние страны и региона.

Если к концу 1989 г. в Саратовской области выходило около 70 наименований газет и журналов, подавляющую часть которых составляли так называемые «районки» (ставшие несколько позже газетами администраций муниципальных образований области) и «многотиражки» (газеты предприятий и высших учебных заведений), то уже в 1990 г. число периодических печатных изданий возросло почти до 90. Рост произошел в первую очередь за счет изданий, появившихся в Саратове, где до этого выходили только ежедневная газета «Коммунист», еженедельники «Заря молодежи», «Новости киноэкрана», «Версия» (областное УВД), «Реклама недели», «Орбита», публиковавшая программы телевидения и радио, и журналы «Степные просторы» и «Волга» (литературнохудожественный), не считая двух партийно-просветительских журналов небольшого объема («Пропагандист» и «Блокнот агитатора»), выпускаемых идеологическим отделом обкома КПСС.

Осенью 1990 г. в Саратовском облисполкоме впервые была введена должность инструктора по работе СМИ, в обязанности которого входила подготовка документов на регистрацию СМИ, взаимодействие (в рамках закона о печати) с редакциями зарегистрированных изданий, отслеживание выполнения редакциями ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 19, ч. 1 ст. 21 Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации». За период с 10 сентября 1990 г. по 15 января 1992 г. (время, когда СМИ на территории области регистрировались облисполкомом) было зарегистрировано 54 СМИ. Возникновение многих из них стало отражением происходящих процессов в обществе.

«Своеобразным рубежом для саратовской прессы стали события октября 1993 года, когда в области были распущены органы представительной власти и начался почти двухлетний, вплоть до избрания новых депутатских органов, период монопольного правления власти исполнительной. Это было время фактического передела информационного пространства в пользу чиновников администраций» [3, с. 1, 3].

С середины 1990-х годов начинается довольно активный процесс появления новых печатных изданий, большинство из которых благополучно просуществовали до конца 2002 г. Замедление роста количества изданий отмечается только в 1997 г., когда в политической жизни региона наступило временное затишье между выборами. В целом же выборные процессы оказывали и оказывают стимулирующее воздействие на расширение информационного пространства.

Особое место в это же время начинают занимать региональные вкладки в центральные издания, такие как «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Аргументы и факты», «Известия», «Труд-7», «Мир новостей», «Парламентская газета», «За рулем», «Антенна», «Новая газета», «Автомир». Большинство из них прочно закрепились на саратовском рынке периодической печати, что дало повод местным аналитикам говорить о грозящей региону опасности газетной экспансии [4, с. 1-3].

Однако на деле только «доживший» до 2003 г. «МК в Саратове» и просуществовавшие всего несколько лет «Известия Поволжья» и «Новая газета в Саратове» были независимы от местного «официоза». И все же область, как и другие регионы, не избежала прихода первых в российской провинции медиабизнес-проектов. Для Саратова это было появление двух еженедельных газет: «Местное время» (впоследствии - «Жизнь») и «Саратовский Арбат». В очень короткое время тираж этих изданий достиг 40-50 тысяч экземпляров, превратив их таким образом в самоокупаемые, коммерчески успешные проекты. Прочие саратовские газеты по-прежнему не могли похвалиться высокими тиражами. Так, финансово поддерживаемые правительством ежедневные «Саратовские вести» и «Саратов - столица Поволжья» не переступили предела в 20 тысяч экземпляров. Отдельные издания имеют тираж в 10 тысяч, но большинство еженедельников не дотягивают до 5 тысяч. Только «Московский комсомолец» в Саратове» издается тиражом около 50 тысяч и имеет хорошо налаженную сеть распространения.

«За 1990-2002 годы в Саратовской области выходило с разной долей периодичности и длительностью существования около 450 наименований газет и журналов» [5, с. 12]. По мнению Д. Чернышевского, жизнь некоторых изданий ограничивалась несколькими номерами, других - одним-двумя годами, но в любом случае причина прекращения выхода была одна - отсутствие материальных средств и невозможность угнаться за непрерывным ростом тарифов на полиграфические услуги и бумагу. Особенно это касалось проектов, связанных с изданием газет культурной направленности, для молодежи и детей, а также узкотематических. При всех проблемах стабильно выходили только печатные издания, поддерживаемые бюджетом (газеты администраций области, городов и районов), отраслевые (как стали называться бывшие «многотиражки»), а также издания, имеющие богатых спонсоров или учредителей.

По количеству названий газет и журналов, выходивших с разной долей периодичности в 1990-2002 гг., на первом месте - общественно-политические издания, к которым следует прибавить близкие им по тематике муниципальные, отраслевые и вузовские газеты. На втором месте - специализированные издания (тематические, по экономике, медицине, праву, компьютерным технологиям, физкультуре и спорту). На третьем - издания политических партий и общественных организаций. На четвертом - издания, связанные с духовной жизнью (образование, наука, литература и искусство, для детей и молодежи, отдых). На пятом - издания национальных и конфессиональных образований (табл. 1).

Наличие всего 26 изданий, имеющих сугубо партийную принадлежность, на первый взгляд, свидетельствует о политической индифферентности саратовских средств массовой информации, хотя сама эта цифра, в сопоставлении с прессой соседних регионов, достаточно весома. Причина политизированности саратовской периодики напрямую связана с политизированностью самой региональной жизни, что, в свою очередь, вытекает из нерешенности множества социально-экономических проблем области: отсталые промышленность и сельское хозяйство, полуразрушенное ЖКХ, долги региона, бедственное положение работников бюджетных отраслей и т.д.

Тематико-содержательная направленность печатных СМИ Саратовской области в 1990-2002 гг.

Виды изданий Количество наименований, шт.

Общественно-политические 203

В том числе:

собственно общественно-политические 116

муниципальные 38

отраслевые 37

вузовские 12

Специализированные 133

В том числе:

тематические 32

экономика и бизнес 21

медицина и здоровье 15

право 14

издания для молодежи 12

издания для детей 11

физическая культура и спорт 10

компьютерные технологии 8

информационные издания 8

дайджесты 2

Политических партий и общественных организаций 49

В том числе:

издания политических партий 26

издания общественных организаций 23

Издания, связанные с духовной жизнью 44

В том числе:

литература и искусство 16

культура и развлечения 15

образование и наука 13

Национальных образований и конфессий 16

Неудивительно, что в условиях стагнирующей в середине 1990-х годов сара-

товской экономики печатные издания, связанные с бизнесом и финансами, количественно составляли всего 4,7%. После нескольких неудачных попыток еще в первой половине 1990-х годов (газеты «Биржевые вести», «Бизнес-новости», «Финансовый мир») это направление в саратовской периодике практически исчезло, оставшись в отдельных газетных и журнальных рубриках. Поскольку экономическое положение определяет уровень существования всего того, что относится к духовной сфере, то не следует удивляться бедности саратовской прессы, пишущей на эти темы. Так, в 2002 г. почти полностью отсутствовали периодические издания по культуре, литературе и искусству, кроме рекламно-информационного дайджеста «Рампа» (табл. 2).

«Всего в области в полной зависимости от бюджета в течение 1990-2002 гг. находились 56 изданий: вышеупомянутые ежедневные и муниципальные газеты, газеты районных администраций Саратова, мэрии Саратова, отдельных министерств Правительства области» [4, с. 1-3].

Тематико-содержательная направленность СМИ в 1990-2002 гг.

Сфера Количество, %

Образование и наука 2,9

Культура и развитие 3,4

Культура и искусство 3,6

Издания общественных организаций 5,2

Издания политических партий 5,8

Дайджесты 0,4

Компьютерные издания 1,8

Физкультура и спорт 2,2

Издания для детей 2,5

Издания для молодежи 2,7

Право 3,1

Медицина и здоровье 3,4

Экономика и бизнес 4,7

Тематические 7,2

Вузовские 2,7

Отраслевые 8,3

Муниципальные 8,5

Собственно общественно-политические 26,1

Издания национальных образований и конфессий 3,6

Еще более значительным событием для области стало появление Интернет-газет. Впервые такая газета стала выпускаться независимым Поволжским информационным агентством И. Малякина, созданным в начале 1990-х годов на средства гранта Фонда Сороса. Большой известностью пользовалась Интернет-газета «ТЕКРАР1А». В августе 2000 г. появляется Интернет-газета Правительства Саратовской области «Новости Саратовской губернии».

Как отмечает О.В. Данова, количественный и содержательный анализ периодических печатных изданий, выходивших на территории Саратовской области в 1990-2002 гг., позволяет сделать следующие выводы:

1. За 12 лет произошел количественный рост наименований издаваемых газет и журналов - с 68 до 223. Однако с учетом того, что в этот же период число учреждаемых изданий достигло почти 450.

2. Основная тенденция, повлиявшая на тематико-содержательную характеристику периодических изданий, выразилась в преобладании в газетах и журналах политической составляющей.

3. Тяжелое финансовое положение саратовских СМИ, отсутствие при слабой экономике серьезных рекламодателей [5, с. 12].

Очевидно, что пресса Саратовской области в рассматриваемый период развивалась в соответствии с тенденциями, обусловленными экономическими и социально-политическими процессами, происходившими как на общероссийском, так и на региональном уровнях.

1. Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» [Текст]. - М., 1990.

2. Закон РФ «О средствах массовой информации» [Текст]. - М., 1992.

3. Санберг, Ю. Обретения и потери саратовской прессы [Текст] / Ю. Санберг // Саратовские вести. - 1994. - 27 июля.

4. Чернышевский, Д. Сохранит ли губерния информационную независимость? [Текст] / Д. Чернышевский // Саратовские вести. - 2001. - 14 дек.

5.Данова, О. В. Социальная ответственность средств массовой информации в современном российском обществе [Текст] / О. В. Данова. - Саратов, 2004.

К.П. Лекомцев,

соискатель Саратовского юридического института МВД России

ФАКТОРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА

любом обществе определенные группы населения имеют лучший доступ к знаниям, власти и экономическим ресурсам, чем другие. Поскольку люди не равны по природе, всегда находятся основания для конфликта внутреннего и внешнего. В связи с этим возникает необходимость в построении моделей, учитывающих данное обстоятельство.

Теории, которые предполагают, что общество состоит из индивидов и групп с разнообразными и часто противоположными интересами, в центр модели ставят социальный конфликт [1, с. 72]. Так, согласно Дж. Спенсеру, общество -сверхорганический агрегат, развивающийся по законам эволюции. Эволюция происходит в борьбе за существование между обществом и окружающей средой и между различными обществами. В этой борьбе страх перед живыми и мертвыми выливается в конфликт. Страх перед живыми порождает политические действия, выражающиеся в милитаризме и порождающие социальную организацию и государство; страх перед мертвыми - религию как основу культуры. Социальная политика призвана исходить из эмпирического изучения социально-культурного контекста явлений. Ее значение состоит в том, чтобы дать естественный ход процессу эволюции, освободив его от произвола отдельных индивидов и групп. Исходя из этого, Дж. Спенсер сформулировал закон «равной свободы». Главная задача государства - обеспечение соблюдения закона равной свободы [2, с. 345-378].

Г. Зиммель настаивал на противоположности законов природы и общества, так как «жизнь» понималась им как процесс «творческого становления», неисчерпаемый рациональными средствами и постигаемый интуитивно. «Переживание жизни» объективизируется в многообразных формах культуры. «Трагедия жизни» - противоречие между творчеством и застывшими формами куль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.