УДК 159.9.072.43 © Ефременко И.О., 2014 СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ УСПЕШНОСТИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Аннотация. В статье представлено исследование субъективного восприятия успешности. В данной работе проводится разграничение понятий адаптации и адаптивности, их влияния на формирование ощущения успешности студентов. Изучены различия в формировании образа успешности на различных факультетах и курсах.
Ключевые слова: субъективное восприятие успешности, экстериоризированный успех, интериоризированный успех, адаптация, адаптивность.
© Efremenko I.O., 2014 THE BECOMING OF SUBJECTIVE PERCEPTION OF SUCCESS IN ADAPTATION AMONG STUDENTS ENROLLED AT THE FACULTY OF CLINICAL PSYCHOLOGY
Abstract. The article presents a study of subjective perception of success. In this paper we distinguish the concepts of adaptation and adaptability, their influence on the formation of the sense of the success of students. The paper discusses the differences in the formation of an image of success in various faculties and courses.
Key words:subjective perception of success, externalize success, internalize success, adaptation, adaptability.
Актуальность данного исследования заключается в малой изученности понятия успешности обучения студентов. Наше исследование занимается рассмотрением данной темы со стороны адаптации, чего раньше не проводилось. Успешность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в ВУЗ. Начало занятий и устройство быта означает включение студента в сложную систему адаптации.
Проблемы и неудачи, с которыми сталкиваются первокурсники, могут негативно повлиять на их восприятие собственной успешности.
Начало систематического обучения в ВУЗе является стрессовой ситуацией в жизни человека, так как интенсивные учебные программы, увеличившийся объем информации и повышение требований к образованию не всегда сочетаются с возможностями сохранения и укрепления его психического здоровья. Данный период связан с новыми требованиями и освоением новых моделей поведения, что связано с необходимостью адаптироваться к новым социальным условиям [9].
В связи с этим мы выдвинули проблему: какая существует взаимосвязь эффективности процесса адаптации и субъективного восприятия успешности у студентов первого и второго курсов?
Объект исследования - субъективное восприятие успешности.
Предмет исследования - взаимосвязь эффективности процесса адаптации и субъективного восприятия успешности студентов первого и второго курсов.
Цель исследования - изучить взаимосвязь эффективности процесса адаптации и субъективного восприятия успешности у студентов первого и второго курсов Курского государственного медицинского университета (КГМУ).
Были выдвинуты задачи исследования:
1. Выявить уровень адаптации и адаптивности студентов первого и второго курсов КГМУ.
2. Изучить субъективное восприятие успешности студентов первого и второго курсов КГМУ.
3. Оценить взаимосвязь успешности студентов и уровня адаптации.
4. Оценить взаимосвязь успешности студентов и уровня адаптивности.
5. Сравнить показатели адаптации, адаптивности и успешности на первом и втором курсах и различных факультетах КГМУ.
Внешнюю мотивацию достижения успеха (экстериоризированный успех) составляют следующие виды успеха: успех-удача, материальный уровень жизни, признание и власть.
Успех-удача, или везение, определяет неустойчивый, ситуативный результат деятельности. Он характерен для лиц плохо адаптированных в окружающей среде, всегда надеющихся на случай, а не на собственные силы.
Успех как материальный уровень жизни представляет собой ценность материального продукта деятельности, внешнее, результативное достижение, независимо от способа его получения.
Социальное подкрепление составляет успех-признание, который определяет популярность личности в социальном окружении, одобрение авторитетными «значимыми другими.
Люди с данными типами успеха могут позиционировать себя успешными, но для этого может ни быть основания.
К внутренней мотивации достижения успеха (интериоризированный успех) отнесены пять видов успеха: успех как психическое состояние, личный успех, успех как результат собственной деятельности, успех как преодоление препятствий, успех-призвание. Эти показатели в полной мере раскрывают понятие успешности.
Процесс адаптации необходим для построения правильной системы ценностей, что позволит человеку, в стремлении к успеху, ориентироваться на собственные предпочтения, не поддаваясь воздействию окружающих.
Адаптация способствует отожествлению себя как автономной, успешной личности.
Опираясь на данные теоретические представления, мы выдвинули гипотезу исследования о взаимосвязи эффективности процесса адаптации и субъективного восприятия успешности у студентов первого курса.
Из центральной гипотезы вытекает ряд рабочих гипотез:
1. Если студент имеет высокий уровень адаптации, то он считает себя успешным. 2. Если студент имеет низкий уровень адаптации, то он не считает себя успешным. 3. Если студент имеет высокий уровень адаптивности, то он считает себя успешным. 4. Если студент имеет низкий уровень адаптивности, то он не считает себя успешным. 5. На первом и втором курсах показатели адаптации, адаптивности и успешности различны.
Все переменные зависимые.
Первая зависимая переменная (группирующая) - уровень адаптации студента. Градации переменной: студенты, с высоким уровнем адаптации, с низким уровнем адаптации.
Вторая зависимая переменная - субъективное восприятие успешности. Градации переменной: успешные, неуспешные.
В качестве дополнительной переменной мы рассматриваем адаптивность студентов. Способ контроля - измерение.
В нашем исследовании используется корреляционные экспериментальные планы «Многомерное корреляционное исследование» и «Сравнение двух групп» который представлен в схеме: Я' 01 -Я" - 02
Данные планы используется нами по причине того, что контроль наших переменных является пассивным и нам необходимо установить сходство и различия нескольких, позже двух естественных групп различающихся по выбранным нами параметрам.
Для проведения исследования привлекались реальные группы. При проведении исследования создавались и поддерживались константные условия.
В нашем исследовании мы используем перечень методов, необходимых нам для получения наиболее достоверных результатов.
Такими методами являются:
1. Психологическая диагностика мотивации достижения успеха студентов в вузе С. Пакулиной.
2. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
3. Анкетные вопросы, а именно: самовосприятие успешности. Результаты и их интерпретация. В ходе проведенного исследования мы
изучили взаимосвязь процесса адаптации и субъективным восприятием успешности. Нами были получены результаты, отражающие взаимосвязь этих двух факторов.
В начале мы изучили связь уровня адаптации и разнообразных показателей успешности при помощи критерия Я Спирмена. Результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Критерий корреляции Я Спирмена. Адаптация
Переменные R p-level
Адаптация & Успех-удача 0,038425 0,627350
Адаптация & Успех как материальный уровень жизни 0,296103 0,000130
Адаптация & Успех-признание 0,053169 0,501606
Адаптация & Успех-власть 0,245146 0,001666
Адаптация & Успех как результат собственной деятельности 0,225235 0,003955
Адаптация & Личный успех 0,319696 0,000034
Адаптация & Успех как психическое состояние 0,211732 0,006835
Адаптация & Успех как преодоление препятствий 0,259243 0,000865
Адаптация & Успех-призвание 0,172297 0,028349
Адаптация & Экстериоризация успеха 0,188378 0,016367
Адаптация & Интериоризация успеха 0,279637 0,000314
Адаптация & Самовосприятие успешности 0,141524 0,000428
Связь была обнаружена по всем показателям, кроме: Адаптация & Успех-удача и Адаптация & Успех-власть. Все шкалы, показывающие интериориза-
цию успеха, находятся в связи с адаптацией, что подтверждает нашу гипотезу о связи адаптации и субъективной успешности.
Затем был проведен анализ связи между адаптивностью и субъективной успешностью при помощи критерия Я Спирмена. Результаты представлены в табл. 2.
Таблица 2
Критерий корреляции Я Спирмена. Адаптивность
Pair of Variables R p-level
Адаптивность & Успех-удача 0,159460 0,042676
Адаптивность & Успех как материальный уровень жизни 0,274564 0,000407
Адаптивность & Успех-признание 0,243941 0,001759
Адаптивность & Успех-власть 0,281717 0,000282
Адаптивность & Успех как результат собственной деятельности 0,198191 0,011466
Адаптивность & Личный успех 0,224515 0,004076
Адаптивность & Успех как психическое состояние 0,158573 0,043858
Адаптивность & Успех как преодоление препятствий 0,128408 0,003428
Адаптивность & Успех-призвание 0,112703 0,043315
Адаптивность & Экстериоризация успеха 0,310335 0,000058
Адаптивность & Интериоризация успеха 0,245094 0,001670
Адаптивность & Самовосприятие успешности 0,156175 0,047190
Связь была обнаружена по всем показателям, что подтверждает еще одно наше предположение о существовании связи между адаптивностью и субъективной успешностью.
Это доказывает, что для ощущения собственной успешности, студентам первого курса необходимо адаптироваться в новой для них обстановке. Адаптированные же студенты вторых курсов не испытывают ощущений неуспешности.
Далее мы решили выяснить, существуют ли различия в показателях на первом и втором курсах. Для этого мы использовали критерий Манна-Уитни для сравнения двух независимых выборок. Результаты представлены ниже в табл. 3.
Таблица 3
Критерий Манна-Уитни
Переменные p-level М (1к.) М (2к.) СКО (1к.) СКО (2к.)
Успех-удача 0,000033 16,0909 13,8889 2,21816 3,41303
Успех как материальный уровень жизни 0,000004 16,1717 13,9524 2,48276 2,94262
Успех-признание 0,000277 15,5455 13,7143 2,73404 3,19490
Успех-власть 0,014313 14,3131 13,0159 3,98376 3,40063
Успех как результат собственной деятельности 0,000025 17,1111 14,8889 1,91071 3,30743
Личный успех 0,000000 17,4040 14,4762 2,03500 3,15644
Успех как психическое состояние 0,000000 17,2525 14,6190 2,15872 3,18479
Успех как преодоление препятствий 0,001383 16,5253 14,9524 2,26483 3,05027
Успех-призвание 0,000019 16,7879 14,8095 1,67376 2,91192
Экстериоризация успеха 0,000167 73,3226 65,9286 15,63013 10,93155
Интериоризация успеха 0,000000 84,8990 75,5873 7,39621 10,22116
Адаптация 0,000000 0,6343 0,5306 0,10610 0,09435
Адаптивность 0,000000 141,9798 122,0000 20,80178 24,25603
Самовосприятие успешности 0,030337 5,0404 4,5238 1,30868 1,56429
Статистические различия были обнаружены по всем критериям, причем при анализе видно, что показатели на первом курсе выше показателей на втором.
Выводы:
1. Между адаптацией и субъективной успешностью существует прямая связь. Чем выше уровень адаптации, тем выше субъективное восприятие успешности. Помимо этого связь существует между адаптивностью и субъективным восприятием успешности.
2. На первом и втором курсах выявлены различные результаты в адаптации, адаптивности и восприятии успешности.
Восприятие успешности на первом курсе выше, чем на втором. Студенты первого курса считают себя более успешными по всем показателям. Помимо этого, процесс адаптации проходит интенсивнее, что не удивительно, так как ко второму курсу студенты осваиваются в окружающей их обстановке и данный процесс теряет свою актуальность.
3. По факультетам выявлены различные результаты в адаптации, адаптивности и восприятии субъективной успешности.
Фармацевтический факультет показал самые высокие результаты по восприятию субъективной успешности так же, как по адаптивности и адаптации, что неудивительно, так как была доказана связь.
Факультет клинической психологии показал вторые по величине результаты по всем сравниваемым характеристикам.
В ходе полученных результатов сравнения трех факультетов можно сделать вывод: студенты фармацевтического факультета успех воспринимают в большей части как материальную составляющую. Студенты факультета клинической психологии воспринимают успех как внутреннюю составляющую. Студенты лечебного факультета в равной степени воспринимают успех, то есть для них важны все составляющие успешности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Битянова М.Р. Адаптация студента в ВУЗе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: сб. метод. материалов. М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997.
2. Белкин А.С. Ситуация успеха: как ее создать. М.: Просвещение, 1991.
176 с.
3. Беляев И.А. Адаптация как форма становления индивидуальной целостности человека // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 2 (108). С. 4-10.
4. Гильгенберг И.В. Формирование ценностных отношений у студентов 1 курса в процессе учебно-адаптационных сборов // Методика вузовского преподавания: материалы 4-й межвуз. науч.-метод. конф. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000.
5. Горностаева З.Я. Некоторые психологические особенности первокурсников и учет их в учебно-воспитательной работе // Профессионально-педагогическая подготовка студентов. М.: Издательство МОПИ им. Н.К. Крупской, 1974.
6. Ефремова О.И. Успех как социокультурный феномен: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1993. 17 с.
7. Кетько С.М. Роль социальных институтов в детерминации поведения личности: дис. ... канд. философ. наук. Екатеринбург, 1996. 150 с.
8. Ларионова И.А. Ситуация успеха в учебной деятельности как фактор развития отношений сотрудничества в системе «учитель-ученик»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 1996.
9. Овчинников М.В. Смысловая организация мотивационной сферы личности студента // Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы второй науч. конф. молодых ученых, аспирантов и соискателей (4 ноября 2003 г.). Челябинск: Челябинская гос. академия культуры и искусств, 2003.
10. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык., 1990. 921 с.
11. Пакулина С.А. Механизм развития адаптивных способностей студентов педагогического вуза. Ч. 2. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001.
12. Пакулина С.А. Успех как форма самореализации духовного развития личности. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000.
13. Пакулина С.А., Кетько С.М. Единство рефлексии, мотивации и адаптации в профессиональном сознании личности. Ч. 1. Екатеринбург, 2002. С. 185-190.
14. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М.: Логос, 1994. 155 с.
15. Якунин В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова, 2000. 348 с.