Научная статья на тему 'Становление современной банковской системы Вьетнама при переходе к рыночной экономике'

Становление современной банковской системы Вьетнама при переходе к рыночной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
363
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ / ИНФЛЯЦИЯ / БЮДЖЕТНАЯ СФЕРА / АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — То Динь Тон

В статье рассматриваются вопросы реформирования валютно-финансовой системы Вьетнама. Определены основные проблемы, связанные с формированием принципиально новой банковской структуры в условиях сохранения командно-административной системы управления. Показана роль государства в лице Центробанка по активизации деятельности коммерческих банков. Вьетнамский опыт свидетельствует, что эффект государственной антиинфляционной политики обеспечил курс на развитие многоукладной экономики, сочетание плановых и рыночных методов хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MODERN BANK SYSTEM OF VIETNAM AT TRANSITION TO MARKET ECONOMY

In article reforming questions currency-financial system Vietnam are considered. The basic problems connected with formation of essentially new bank structure in the conditions of preservation are defined is command-management system managements. The role of the state in the name of the Central Bank on activization of activity of commercial banks is shown. The Vietnamese experience testifies that the effect of the state anti-inflationary policy has provided a course on development of multistructure economy, a combination of planned and market methods of managing.

Текст научной работы на тему «Становление современной банковской системы Вьетнама при переходе к рыночной экономике»

_ТО ДИНЬ ТОН

СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ ВЬЕТНАМА ПРИ ПЕРЕХОДЕ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

В статье рассматриваются вопросы реформирования валютно-финансовой системы Вьетнама. Определены основные проблемы, связанные с формированием принципиально новой банковской структуры в условиях сохранения командно-административной системы управления. Показана роль государства в лице Центробанка по активизации деятельности коммерческих банков. Вьетнамский опыт свидетельствует, что эффект государственной антиинфляционной политики обеспечил курс на развитие многоукладной экономики, сочетание плановых и рыночных методов хозяйствования.

_TO DYNE TON

FORMATION OF MODERN BANK SYSTEM OF VIETNAM AT TRANSITION TO MARKET ECONOMY

In article reforming questions currency-financial system Vietnam are considered. The basic problems connected with formation of essentially new bank structure in the conditions of preservation are defined is command-management system managements. The role of the state in the name of the Central Bank on activization of activity of commercial banks is shown. The Vietnamese experience testifies that the effect of the state anti-inflationary policy has provided a course on development of multistructure economy, a combination of planned and market methods of managing.

Ключевые слова: банковская система, рыночная экономика, система управления, финансовые рынки, инфляция, бюджетная сфера, антиинфляционная политика, бюджетный дефицит.

Процесс реформирования валютно-финансовой системы Вьетнама берет начало со времени государственного воссоединения страны в 1976 г., однако были допущены ошибки и неудачи на первом периоде, связанные с формированием принципиально новой банковской структуры в условиях сохранения командно-административной системы управления.

Главное противоречие заключалось в том, что предпринимались попытки совместить финансовую самостоятельность предприятий, расширение сферы внутреннего рыночного оборота и децентрализацию внешней торговли с сохранением директивной системы планирования, государственного ценообразования, государственной системы распределения основных товаров первой необходимости и материально-технических ресурсов. Финансы и кредит обслуживали выполнение плановых заданий центра и провинций. Плановая система была не способна противостоять стихийно складывающимся пропорциям, открыта для некомпетентного волюнтаристского вмешательства государства, была затратна и дефицитна по своей природе.

Вьетнам постепенно достиг прогресса в развитии инфраструктуры для поддержки современной банковской системы и финансовых рынков, разработаны проекты по модернизации межбанковской системы, созданию международной системы расчетов, допуску внешних аудиторов в большинство вьетнамских банков, которые получили одобрение со стороны отечественных и зарубежных банкиров. Однако банковская система продолжает страдать от недостатка доверия потенциальных вкладчиков, недостаточного опыта на финансовых рынках и медленных темпов реформы. Центральный банк направляет свои усилия на выполнение своей регулирующей функции. В 2003 г. он наблюдал за деятельностью 4-х государственных коммерческих банков, 60 акционерных частных банков, 4 банков совместных предприятий, 24 филиалов иностранных банков и 67 банковских контор иностранных банков. Четыре государственных банка все еще доминируют в национальной банковской системе. Это - банк внешней торговли (Вьеткомбанк), Вьетнамский промышленный и коммерческий банк (Инкомбанк), Вьетнамский сельскохозяйственный банк и Вьетнамский банк инвестиций и развития (ВБИР), на их долю приходится 80% банковских активов [3].

Успех курса на обновление, провозглашенный в 1986 г. (так называемый «Дой Мой»), выдвинул новые требования в финансовом секторе, соизмеряя их с развитием рыночных отношений в стране и учитывая, что он работает в основном в изоляции от использования международных стандартов и практики. Всемирный банк и Азиатский банк развития начали инвестировать деньги в развитие инфраструктуры банковской системы, учитывая, что вьетнамская банковская система имеет проблему кредитоспособности в международном финансовом сообществе. Ряд банковских неудач создали в середине 90-х гг. кризисную ситуацию с отечественными и иностранными фирмами. В июне 1997 г. Томсон банк в Нью-Йорке проанализировал неспособность Вьетнама выполнить свои финансовые обязательства, растущую задолженность по торговле и сниженные иностранные резервы. Он снизил ставку суверенного риска с «В-минус» до «С» и присвоил банкам степень ЬС-4.

Важным и необходимым для вьетнамской банковской системы является повышение доверия вкладчиков к банкам. Недостаток доверия легко продемонстрировать на таком примере: население хранит 45% своих денег в виде наличности, а более 50% деловых сделок проходят не через банковскую систему. Частично трудности поощрения отечественных вкладов, и, следовательно, ускорение развития денежного рынка преодолеваются при помощи процентных ставок. Вьетнамская экономика продолжает функционировать в основном через наличные расчеты. Бумажные чеки были введены в 1995 г. Из-за того, что срок их действия длится 15 дней с момента подписания, они пока еще не стали популярной формой осуществления платежа. Банковская система находится в процессе создания национальной системы платежей, которая будет финансироваться многонациональными банками.

В условиях неблагоприятных внешнеэкономических и политических факторов - распад СЭВ и СССР, Вьетнам пошел на ужесточение денежно-

кредитной и фискальной политики, что помогло обуздать инфляцию до уровня менее 20% в год, а затем и удерживать ее в границах 10-15% годовых. При реформировании налогово-бюджетной (фискальной) политики акцент был сделан на всемерное увеличение внутренних резервов и капиталовложений, отмену системы дотаций, льготного кредитования госсектора, либерализацию цен, проведение неинфляционной денежной эмиссии, т.е. только в целях обеспечения товарной массы реальной денежной массой. Благодаря налоговой реформе и улучшению собираемости налогов выросли доходы бюджета. Снижение бюджетного дефицита за счет привлечения внешних кредитов и распространение государственных внутренних займов, прекращение субсидирования предприятий, эмиссионного кредитования бюджета и производственного сектора со стороны Госбанка были основными причинами умеренного уровня инфляции, начиная со 2-ой половины 90-х гг.[1].

Достижение устойчиво высоких темпов экономического роста, предусматривавшееся курсом реформ, было обусловлено ростом внутренних сбережений и инвестиций, которые направлялись на развитие производства, рост деловой активности. Преобразования в области денежно-кредитной политики включали повышение банковских реальных процентных ставок до положительного значения, стабилизацию национальной валюты путем девальвации донга до реальной цены «теневого рынка» и установление гибкого унифицированного валютного курса.

Меры по ограничению расходов и повышению доходов бюджета улучшили внешний платежный баланс. Внешняя торговля была переориентирована на капиталистический рынок и расчеты в СКВ. Вьетнам смог урегулировать свой внешний долг, часть которого по соглашению с иностранными кредиторами была списана, а остальная часть - реструктуризирована. Достижение договоренности с ведущими международными финансовыми организациями - МВФ и Всемирным банком, открыло дорогу возобновлению кредитования и выходу Вьетнама на международный рынок капитала со своими долговыми обязательствами.

Вьетнамское правительство в течение 90-х гг. намеревалось удержать инфляцию в пределах 10% в год и достигнуть экономического роста около 8% в год [6]. Подавляющая часть ресурсов для этих целей была заимствована из внешних источников, посредством правительственных коммерческих займов и привлечения прямых иностранных инвестиций.

Решение проблемы инфляции правительство пыталось первоначально найти на путях реформы цен и заработной платы. Главным методологическим пороком указанных реформ было то, что они проводились без слома старого механизма управления, в условиях сохранения неэффективной дефицитной системы планового распределения продукции. В результате потребность в дотациях и эмиссии не снижалась, а нарастала, но уже по новым ценам, что приводило к необходимости многократного пересмотра цен и развитию новой инфляционной спирали. Обесценивались накопления в денежной форме. Выигрывали те, у кого накопления существовали в товарно-

материальной форме, что стимулировало рост запасов и замедление торгового оборота.

Вьетнамский опыт свидетельствует, что эффект государственной антиинфляционной политики обеспечил курс на развитие многоукладной экономики, сочетание плановых и рыночных методов хозяйствования. Государственные предприятия перестали получать субсидии из бюджета. Бюджетные средства, предназначенные для поддержания низкого уровня цен на сырье и ряд потребительских товаров, были обращены в сбережения. Эти шаги совместно с мерами, принятыми в области стимулирования сельскохозяйственного производства и развития экспортно-импортных операций, позволили приостановить инфляцию и затем практически свести ее до нуля.

Переломным моментом в борьбе с инфляцией стало осознание того, что непосредственной причиной является наличие избыточной денежной массы. В связи с этим основной мерой стало ограничение денежной эмиссии.

Госбанк прекратил прямое кредитование предприятий и прямое финансирование госбюджета. В исключительных случаях Госбанк предоставлял кредиты правительству, которые должны быть возвращены. Важной частью банковской реформы стало предоставление относительной независимости Госбанку в принятии решений.

Уход Госбанка из бюджетной сферы был восполнен выпуском государственных внутренних займов и привлечением внешних источников - займов и грантов по линии ОДА (Официальной помощи развития), налоговых поступлений от деятельности отечественных и иностранных фирм [2].

Внутренние займы выпускались в виде ГКО и облигаций госкомпаний под гарантии правительства. Государственные ценные бумаги представляли собой внутренний государственный долг, которым управлял Госбанк, и это тоже относилось к новой сфере его функций. Негосударственные ценные бумаги были представлены векселями, депозитными сертификатами, валютными и «золотыми» векселями (соответствующими текущим ценам на золото) крупных банков, а также векселями высоконадежных предприятий и компаний. Задача Госбанка на формирующемся фондовом рынке состояла в сборе и анализе информации по спросу / предложению на рынке, его ликвидности, уровню ставок, настроениям участников и, исходя из этого, минимизации процента при размещении облигаций во избежание ощутимого давления на бюджет. В этом же заключалась его функция как финансового агента правительства: консультирование последнего в вопросах управления национальным долгом, валютной и денежно-кредитной политики, обслуживания счетов государственной резервной системы, участия в формировании бюджета. Позднее во Вьетнаме получили хождение облигации международного займа. Для привлечения иностранных кредитов выпускались эмитированные облигации и акции под оплату проектно-строительных работ.

Оставаясь государственными, 4 основные банка показали слабую способность к самостоятельной деятельности, накопили к середине 90-х годов крупную сумму просроченных кредитов в своих балансовых отчетах, большую часть которых представляли невозвращенные долги госпредприятий.

Проблема невозвращенных долгов вместе с тем не сводится только к госпредприятиям: доля частного сектора в непогашенных кредитах возросла более чем до 30% к середине 90-х гг.

К плохим долгам относятся замороженные долги госпредприятий, сомнительные с точки зрения возврата долги частного сектора, невозвращен-ные долги вследствие переоценки активов к началу 90-х гг. [5].

Банковский сектор постепенно расширялся за счет организации акционерных коммерческих банков, созданных крупными госпредприятиями банков, образованных частными предприятиями или на базе кредитных кооперативов финансовых компаний по операциям с драгоценными металлами, акционерных финансовых компаний. Вьетнамские банки, удовлетворяющие нормативам Госбанка о прибыльности и достаточности капитала (не менее 50 млрд. донгов или 5 млн. долларов), получили право вести операции на внешнем рынке, привлекать иностранных акционеров.

В экономической ситуации во Вьетнаме, когда происходило плавное снижение потребительских цен, а прирост инвестиционных ресурсов был вялый, Госбанк проводил гибкую денежно-кредитную политику, чтобы путем эффективных мер стимулировать внутренний спрос: происходило понижение процентных ставок, в том числе для иностранных юридических лиц, уравнивание максимальных процентных ставок по краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным кредитам [4].

Государство в лице Центробанка пыталось оживить деятельность коммерческих банков. Им было разрешено снизить резервные требования по краткосрочным депозитам до 5%. Однако финансовое состояние коммерческих банков ухудшалось. Процент просроченных и невыданных ссуд превышал допустимый лимит. Одной из причин просроченных или невыполненных кредитных обязательств явился чрезмерно быстрый рост банковских кредитов, выданных госпредприятиям на финансирование инфраструктурных долгосрочных проектов без твердого обеспечения. В коммерческих банках сохранялась слабая работа по мониторингу целевого использования выданных ссуд, необъективные финансовые отчеты, поступающие от предприятий, слабая дисциплина по взысканию долгов и т.п. Поэтому банки с небольшим банковским капиталом попали в кризисную ситуацию.

Вьетнамские ученые полагают, что эффект от банковской реформы может быть достигнут в ходе продолжения реструктуризации государственных и частных коммерческих банков, совершенствования институционной и законодательно-юридической работы, создания одинакового финансового климата (equal playing field) для всех банков, привлечения сбережений от населения (Human capacity) в банковскую систему.

Они считают, что в финансово-банковской деятельности необходимо создавать структуры, способные управлять банковскими операциями под имущественные гарантии (т.е. вводить залоговую систему). Правительство должно создавать компанию по управлению имуществом для продажи плохих кредитов на праве залога с обеспечением. Считается, что получив средства от правительства, компания будет иметь крупные денежные фонды для

выпуска именных акций и может заниматься куплей-продажей банковских кредитов под имущественное обеспечение (залог).

Бюджет и банковская сфера тесно связаны. На первом этапе реформы была достигнута реализация концепции «независимого» бюджета, т.е. превращения затратноориентированного бюджета в бюджет, обеспечивающий решение проблемы дефицита.

Для укрепления бюджета важную роль играло введение единой системы налогообложения, которая охватывает все сектора, включая государственный. В законодательном порядке введены единые правила взимания налогов, сокращено их количество и понижены ставки взимания налогов.

Анализ структуры доходов госбюджета из различных источников показал, что 1/5 всех выплат в бюджет в процентном отношении к ВВП поступала от государственного сектора. Частные непромышленные структуры, включая аграрный сектор, также принимают участие в формировании доходов бюджета путем взимания различных видов налогов: налога на прибыль, налога на личные доходы, налога с оборота, налога на товары, налога на выдачу лицензий и пр.

На начальном этапе бюджетный дефицит покрывался главным образом денежной эмиссией (до 60% дефицита). В то же время доля иностранных кредитов и помощи постепенно сокращалась: с 65% до 39%. К началу 90-х гг. источники внутреннего кредитования были по-прежнему недостаточными. Структура источников покрытия бюджетного дефицита по мере реформы претерпела существенные изменения, поскольку была сведена до минимума и затем полностью прекращена эмиссия денег для покрытия бюджетных перерасходов, государство было вынуждено увеличивать внутреннее кредитование и, как уже было сказано, использовать крупные иностранные источники субсидирования.

Рост внешних заимствований позволял постепенно увеличить доходы и покрыть дефицит госбюджета. Вместе с тем проблема внешней задолженности становилась одной из самых сложных: к концу 1990-х годов общая сумма внешних долгов достигла 10,8 млрд. долл., или 43% ВВП, 2/3 из которых -заимствования госбанка под правительственные гарантии - составили концессионные займы и коммерческие кредиты. На состояние бюджета оказывала влияние политика регулирования минимальных резервов Центробанком. Однако мера косвенного регулирования (обязательные минимальные резервы) сосуществовала с чисто административными мерами, которые устанавливались Центробанком по размеру ставок на вклады и кредиты.

Денежная политика Центробанка включала регулирование процентных ставок. При управлении денежными средствами осуществлялся прямой контроль Госбанка за общим объемом денег, находящихся в обороте. Однако прямое государственно-административное вмешательство в управление денежным обращением могло быть только временным, так как не сочеталось с развитием двухуровневой банковской системы.

Литература

1. Анищенко И.Ю. Банки и кредитно-финансовая система в процессе становления рыночной экономики в СВР. М., 1999. С. 9.

2. Доан Тхи Минь Тхо. Госбюджет и денежно-кредитная политика Центробанка Вьетнама. Ханой, 2002.

3. Нгуен Нгок Бан. Реформа банковской системы во Вьетнаме. Ханой, 2004.

4. Нгуен Тхи Тханг Тхо. Денежно-кредитная политика на этапе перехода Вьетнама к рынку. Ханой, 2001.

5. Экономика и внешнеэкономические связи Вьетнама: макроэкономический анализ. Ханой, 2003.

6. Vietnam's socio-economic development, 2004. N 39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.