УДК 821.551.3:94(571.66)»191/192» DOI 10.24411/1026-8804-2019-10055
Становление советской власти в изображении корякского писателя Кецая Кеккетына1
Татьяна Александровна Голованева,
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института филологии СО РАН, Новосибирск. E-mail: [email protected]
Иван Сергеевич Полторацкий,
младший научный сотрудник Института филологии СО РАН, Новосибирск. E-mail: [email protected]
Первый корякский писатель Кецай Кеккетын (1918—1939(?)) отразил в твор -честве сомнения и надежды своих земляков, ставших свидетелями установле -ния советской власти в центральном и северном районах Камчатки. К. Кекке -тын стремился реалистично передать переживания очевидцев революционных трансформаций. В гуще политических событий оказался его отец, Кеккет Мей -нувье: бывший малооленный батрак осваивает грамоту, становится председателем оленеводческого товарищества, страстным агитатором за советскую власть. Опираясь на рассказы отца, К. Кеккетын пишет повесть о судьбе бат -рака Эвныто. Главный герой является непосредственным участником установ -ления новых порядков в кочевом стойбище оленных коряков (чавчувенов). Повесть «Эвныто - батрак» насыщена достоверными деталями бытовой и со -циальной жизни корякского стойбища в 1920- е гг. Неподдельным энтузиаз -мом, верой в светлое будущее, восторгом от осознания происходящих пе ремен проникнуты произведения первого корякского писателя. К. Кеккетын изображает первое знакомство оленеводов с новой властью. Для Кецая крас -ный флаг, хлеб, кино, обучение грамоте, товарищества и артели — воплоще ние положительных перемен. Однако история утверждения советской власти оказалась более противоречивой и драматичной. Документы, а также коряк ские исторические предания свидетельствуют о трагических последствиях коллективизации: огромных потерях в оленеводстве и страшном голоде ко чевого населения. Сам писатель, несмотря на свою преданность советской U власти, был арестован. О его судьбе после 1939 г. ничего не известно. ^ Ключевые слова: камчатская литература, корякская литература, корякские о писатели, Кецай Кеккетын, корякские исторические предания, коллективи -^ зация на Камчатке, установление советской власти на Камчатке. fcc _
s
g 1 Исследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда (про -8 ект № 17 - 78 - 20185) «Текст в культуре этноса как фактор сохранения идентичности народов сибирско - дальневосточного региона».
Formation of the Soviet Power in Works of Koryak Writer Ketsai Kekketyn. Tat'yana Golovaneva, Institute of Philology, SB RAS, Novosibirsk, Russia. E-mail: [email protected].
Ivan Poltoratskiy, Institute of Philology, SB RAS, Novosibirsk, Russia. E-mail: [email protected].
Ketsai Kekketyn, the first Koryak writer (1918—1939(?)), in his works described doubts and hopes of his fellow countrymen who witnessed the formation of the Soviet power in the central and north regions of Kamchatka. K. Kekketyn tried to realistically depict the feelings of witnesses of revolutionary transforma -tions. Kekket Meinuvye, the father of the writer, was in the center of political events. K. Meinuvye was a reindeer herdsman who managed to learn literacy, became a member of deer community and agitator for the Soviet power. Basing on the father's stories, K. Kekketyn wrote a story about the life of the herdsman Evnyto who became a part of new rules in a nomad camp of reindeer Koryaks (Chauchuven). The story "Evnyto - Herdsman" is full of details of the domestic and social life of the Koryak's camp in the 1920s. The works of the first Koryak writer are full of enthusiasm, hopes for the bright future, delight of new changes. K. Kekketyn shows the first contact of the reindeer herders with the Soviet power. The red flag, bread, cinema, literacy, associations and artels are symbols of positive changes for Ketsai. However, the history of the Soviet power appeared to be more contradictory and dramatic. Some documents and Koryak historic legends revealed tragical events after collectivization: great losses in deer farming and famine in nomadic tribes. Despite his loyalty to the Soviet power, the writer was arrested. Nothing has been known about his life since 1939.
Keywords: literature of Kamchatka, Koryak literature, Koryak writers, Ketsai Kekketyn, Koryak historical traditions, collectivization in Kamchatka, formation of the Soviet power in Kamchatka
Социальные трансформации, инициированные революционным пере -воротом 1917 г., охватили всю Россию, включая отдалённые окраины государства. Коренное этническое население, проживающее на Камчат -ском полуострове, оказалось подвержено процессам, к которым готово не было, но которые стали неизбежны в условиях тотального государст -венного контроля. Окончательное утверждение советской власти на Кам -чатке происходит в 1924 г. Во второй половине 1920- х и в 1930- е гг. кар -динально меняется традиционный хозяйственный уклад оленных коряков (чавчувенов). Прибывшие на полуостров большевики — наделённые вла -стью начальники — устанавливали новые порядки, далеко не всегда по -нятные коренному населению. В годы утверждения советской власти чавчувены называли жизнь, организованную по - советски, тойвагыйуын («новое бытие»)2.
2 Здесь и далее перевод с корякского Т. Голованевой, Е. Прониной.
Восприятие современниками феномена новой, советской жизни запе -чатлено в фольклоре, литературе и газетной публицистике. Цель данной статьи — проанализировать особенности изображения периода социаль -ных трансформаций 1920—1930- х гг. в произведениях первого корякско -го писателя Кецая Кеккетына.
К. Кеккетын (1918—1939(?)) отразил сомнения и надежды своих земля -ков, очевидцев утверждения советской власти в кочевых стойбищах Кам -чатки. В гуще политических событий был его отец — Кеккет Мейнувье, — резко поднявшийся по социальной лестнице. Стремление учиться, интерес ко всему новому, восторженное принятие изменений, а также положение бедняка позволили бывшему малооленному батраку стать руководите лем Воямпольского оленеводческого товарищества [15, с. 3]. «В Воям -полке он был первым грамотным коряком, в годы становления Советской власти разъезжал по стойбищам, рассказывал о новой жизни, о боль -шевиках» [16]. Отношение советской власти к судьбе Кеккета Мейнувье оказалось переменчивым: поддержка сменилась обвинением в расхище -нии государственных средств. В сентябре 1938 г. он был осуждён [Анкета арестованного Кекета Мейнувье от 13 сент. 1938 г. // ГАКК. Ф. 1199. Оп. 1. Д. 2636. Л. 3, 17—17 об.]. О его судьбе после 1940 г. ничего не известно.
Как писал в автобиографии Кецай Кеккетын [18, с. 4], отец много рас -сказывал ему о переломном времени, о своих впечатлениях и сомне ниях в тот период. Через личную историю безоленного батрака Эвны -то, в одночасье ставшего председателем оленеводческого товарищества, Кецай Кеккетын передал историю установления советской власти в коче вых стойбищах Камчатки. В повести «Эвныто - батрак» [18] с удивитель -ной психологической точностью изображены внутренние переживания оленевода батрака, волей судьбы оказавшегося в гуще революционных событий. Произведение не только насыщено достоверными деталями бытовой и социальной жизни корякского стойбища в период установ ления советской власти, но и имеет психологически достоверную осно ву. Стремление реалистично передать переживания очевидцев позволило Кецаю запечатлеть особенности восприятия социальных трансформаций местным населением северных районов Камчатки.
БОРЬБА СТАРОЗАКОННИКОВ И НОВОЗАКОННИКОВ
Политическое противостояние, захватившее всю Россию в револю ционный период, затронуло и северные районы Камчатки. В мае 1921 г. во Владивостоке под руководством купцов Н.Д. и С.Д. Меркуловых было образовано Черносотенное правительство, а «в сентябре 1921 года меркуловское правительство подготовило с помощью Японии экс-педиционный корпус во главе с особоуполномоченным Биричем для завоевания Охотско - Камчатского края» [14, с. 17]. Один из эпизодов дви -жения белогвардейцев по кочевым стойбищам Камчатки описан Кецаем
Кеккетыном в рассказе «Petьvagьjцьl'o merkulew» / «Старозаконники -меркуловцы» [19, с. 61—63]. Поражение белогвардейцев на Дальнем Вос -токе датируется ноябрём 1922 г. [14, с. 17], однако их группировки про -должали своё продвижение на север полуострова. Весной 1923 г. для устранения оставшихся на севере Камчатки белогвардейцев в Пенжин -ский район был направлен отряд большевиков: «13 апреля 1923 г. банда Бочкарёва была ликвидирована» [3, с. 117]. Изображаемое К. Кеккетыном столкновение меркуловцев (белогвардейского отряда под руководством Бочкарёва) и красноармейцев произошло в апреле 1923 г., Кецаю на тот момент исполнилось пять лет. Он ещё не мог являться рефлектирующим свидетелем событий Гражданской войны, но, взрослея, должен был слы -шать о меркуловцах от своего отца или старших родственников, которые как раз и стали очевидцами вооружённых столкновений «старозаконни ков» и «новозаконников». В рассказе Кецая командиром отряда белогвар -дейцев является сам Меркулов: «<...> ре^адццьЮ gьntawlaj Rossijaцqo gamga'эjavanotajЩ. Эсдьпап gьntawtьlama nakownajvьцvoцnaw tumgin рьКоцдццо. „Ток, цеПь qajtallajkьnegьtkь т^ьк javal", — т Merkulov, mejцьc'дn petьvagьjцьl'en. „БШ1и ajtatka, mьccanmьtkolaцtьk ии <...>"»3 / «<...> старозаконники сбежали из России в разные далёкие земли. Они, убегая, отбирали у людей имущество. „Ну - ка, табун гоните за нами сле -дом", — сказал Меркулов, начальник старозаконников. „Если не погони -те, истребим вас <...>"» [19, с. 61]. В действительности братья Меркуловы возглавляли самопровозглашённое Черносотенное правительство во Вла -дивостоке и на Камчатке никогда не были.
Чавчувены относились без особенного участия к представителям вою ющих сторон, не различая их между собой: «Подавляющая масса насе ления, особенно кочевых оленеводов тундры, оставалась в стороне от происходивших событий <...> не понимала и чуждалась новых веяний ре -волюционной эпохи» [12, с. 213]. В произведениях Кецая Кеккетына нет упоминаний о непосредственном участии коряков в вооружённых столк новениях белогвардейцев и большевиков, более того, в его рассказе чав чувены на вопрос красноармейцев, кто велел оленеводам гнать табун, отвечают: «Наверное, ваши товарищи — меркуловцы.»4. Такое отожде -ствление с меркуловцами оскорбляет красноармейца: «„Мы не меркулов цы! — воскликнул острошапочник. — Мы новозаконные!"» [19, с. 62].
Коренное население Камчатки не понимало мотивов противостоя ния пришлых людей: Гражданская война воспринималась ими как вой на одних чужаков против других — при этом представителей проти воборствующих сторон чавчувены различали по форме головного 2; убора. Большевиков - красноармейцев в будёновках коряки именовали ичвыпэцкэлг'у [^эрецкеГ?и] «острошапочники». °
__о_
3 При цитировании текста на корякском языке орфографическое оформление соот - ^ ветствует источнику. ^
4 В связи с установленным объёмом публикации далее цитаты из оригинального ко - 8 рякского текста представлены только в переводе.
ОСТРОШАПОЧНИКИ
Герой повести Кецая Кеккетына батрак Эвныто, приехавший посмот -реть, что за новый порядок установлен в посёлке, видит в торговой избе новых торговцев в остроконечных шапках. Писатель воссоздаёт первое впечатление оленевода от знакомства с большевиками. Сначала герой чув ствует страх перед наделёнными властью «острошапочниками». Доказа -тельством их власти являются ружьеца - револьверы, такими раньше вла -дели «погононосцы» — начальники при царской власти: «Там [в торговой избе] стояли два человека: шапки [у них] острые и мешочки носят. Эвныто у входа остановился, потому что боялся стоявших. „Уж наверное, ружьеца носят, — стал думать, — такими в людей стреляют"» [18, с. 52—53].
Красноармейцы изначально старались расположить к себе местное население: увидев чавчувена, вошедшего в торговую избу, они дружес -ки улыбаются, здороваясь с ним, пожимают его руку. Такое отношение начальников поражает бедняка оленевода: «Эвныто понял: „Не бойся, мы тоже бедняки". Эвныто стал смеяться, воскликнул: „Здорово, прияте -ли!" Рукой показал Эвныто на мешочек, который висел у острошапочни -ка. Острошапочник догадался — достал из мешочка маленькое ружьецо и хотел было дать Эвныто рассмотреть» [18, с. 53]. Дружеское отношение наделённых властью острошапочников поражает чавчувена, но абсолют ным доказательством равенства становится возможность посмотреть их оружие, ведь врагу его не доверят.
Вернувшись из посёлка в родное кочевье, Эвныто, воодушевлён -ный дружеской встречей с большевиками, стремится убедить оленево дов принять сторону острошапочников - красноармейцев, при этом в ка -честве неопровержимого аргумента он приводит факт доверия оружия: «Острошапочники никогда не станут убивать вас! Очень хорошие они! Даже я вместе [с ними] разговаривал. И ружьецо показывали, и я прове -рял его» [18, с. 67]. Дружеское отношение большевиков - острошапочников оказалось решающим в процессе политического самоопределения глав -ного героя повести «Эвныто батрак».
КРАСНЫЙ ФЛАГ
Для местных жителей, не разбирающихся в мотивах политического про тивоборства пришлых русских, внешним маркером произошедших измене ний становится красный флаг. В повести К. Кеккетына кочевник - оленевод, оказавшийся в посёлке после установления советской власти, в первую оче редь обратил внимание на красный кусок ткани, закреплённый на крыше старой церкви: «Стал [Эвныто] приближаться [к посёлку]: на старой церкви красный лоскут ткани на шест приделан. <...> „Что же такое делаете? Зачем на дом кусок красной бумаги прилепили?" — спросил Эвныто» [18, с. 51—52].
Спустя несколько месяцев герой снова приезжает из кочевья в посё -лок Тигиль, где за это время произошло укрепление советской власти. Теперь Эвныто видит, что лоскуты красной ткани развешаны по всему по -сёлку: «Приблизился к Тигилю. Все дома обвешаны красными лоскутами. „Раньше здесь только на одном доме был красный лоскут."» [18, с. 64].
Носительница корякского языка чавчувенка Е.И. Дедык (1932 г.р., уро -женка с. Воямполка Тигильского района Камчатского края) в своих авто -биографических рассказах также вспоминает, что к палатке, в которой обитала её семья, был прикреплён красный лоскут: «Мама быстро стави -ла хижину, соединяла жерди, а сверху накрывала их дырявой тканью от старой палатки. Сверху на жердях вешала красный лоскуток. „Мама, за чем это?" Она отвечала нам: „Чтобы прохожие знали, что мы — советские люди". Наверное, где- то на собрании слышала об этом» [4, с. 21]. В пери -од утверждения советской власти красный лоскут, прикреплённый к жи лищу, становится гарантом безопасности.
ХЛЕБ
Новая власть приходит не только с красным флагом и дружествен ным отношением к беднякам. Более существенным аргументом в пользу её принятия становится доступность дефицитных привозных продуктов: хлеба, чая и сахара. До утверждения советской власти муку на парохо дах доставляли английская торговая фирма «Гудзон - Бей» и американская фирма «Свенсон и Ко» [8, с. 28]. В северные кочевья муку привозили ис -ключительно редко, что было обусловлено высокой ценой на неё, а так -же сложностью доставки вглубь полуострова. Русские жители камчатских посёлков выпекали хлеб для своих семей. В ходе торга оленные коряки выменивали у них хлеб, взамен предлагая оленину и оленьи шкуры. Мало оленным корякам хлеб был недоступен. В повести К. Кеккетына «Эвныто батрак» жена бедняка жалуется своему мужу на хозяев: «Утром начинаем чаевать, достают [всё], хлеб едят — ничего мне не дают» [18, с. 20].
Обретающее силу советское правительство поставило перед собой задачу предельно ограничить влияние иностранных торговых кампаний на Дальнем Востоке. В телеграмме Народного комиссариата внутренней торговли безапелляционно заявлялось: «в этом [1924] году иностран цы не получат права на снабжение Камчатки и закупки там пушнины» [Цит. по: 17, с. 166]. В мае 1924 г. на основании решения Совнаркома Дальбюро ЦК РКП(б) было создано «Охотско - Камчатское акционерное рыбопромышленное общество» (ОКАРО), которому поручалось снабжение полуострова. В 1924 г. на Камчатке ОКАРО «было открыто несколь -ко факторий и завезено в них большое количество продуктов» [10, с. 171]. К 1929 г. хлебозапасные магазины имелись уже в отдалённых северных корякских посёлках: Гижиге, Караге, Пенжино [2, с. 17]. Для бедняков сви -детельством положительных изменений становится доступность муки
и хлеба. Так, после организации поставок продовольствия в «Охотском уезде в факториях ОКАРО кулёк муки стоил 5 рублей 50 копеек, а у част -ных фирм — свыше 20 рублей <...>» [17, с. 168].
Главный герой повести К. Кеккетына «Эвныто - батрак», впервые попав в столовую (её организовали для слушателей партийных курсов), был по -ражён обилием хлеба: «На другой день попили чай утром. Оё - ёй, [как] много хлеба!» [18, с. 70].
Сторонники советской власти — члены артелей и товариществ — имели возможность обменять добытую рыбу на чай и хлеб. В своих расска -зах корякский писатель изображает восторг артельцев от обилия вкусной еды, которой снабжает их новая власть: «Артельцы много добыли рыбы. Много запасли [себе на еду]. Остальное в Тигиль свезли, в кооператив. Оттуда привезли всякой вкусной еды и чаю» [19, с. 86]. Местное население оценивало советскую власть в том числе и по тому, какие материальные блага она могла дать. Равенство и грамота являлись сомнительными пре имуществами, а вот снижение цен на муку было понятно многим. Артель цы, герои рассказа К. Кеккетына «Единоличник», убеждают единоличника -Эвйичана вступить в артель: «„Лучше уж давай с нами вместе, — сказал ему бригадир артели. — Общими силами работать хорошо. Да ещё будешь брать всякие продукты из Тигиля"» [18, с. 86—87]. Кецай Кеккетын, сто -ронник советской власти, рисует новый мир полным изобилия и достат ка, однако реальность была гораздо более драматичной.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ
До утверждения советской власти на Камчатском полуострове отсут ствовали школы, предназначенные для обучения грамоте кочевого насе ления. Однако более 10 школ было организовано для русских и ительме -нов, проживающих в посёлках [1, с. 45]. Отсутствие самих условий для обучения кочевого населения Севера и Дальнего Востока делало повсе местную безграмотность в этих районах типичным явлением. Кочевни -ки севера Камчатки естественным образом не были грамотными, не вла дели русским языком, что делало советскую агитационную пропаганду неэффективной. Советская власть утверждала себя посредством агита ции и официальных писем, поэтому В.И. Ленин настаивал: «пока у нас есть в стране такое явление, как безграмотность, о политическом просвеще нии слишком трудно говорить. Это не есть политическая задача, это есть условие, без которого о политике говорить нельзя. Безграмотный человек стоит вне политики, его сначала нужно научить азбуке» [7, с. 174].
По сюжету повести «Эвныто - батрак» в отдалённые кочевья совет -ская власть сначала приходит в виде официального письма. Так как ко рякские стойбища находятся друг от друга за сотни километров, то любой гость, преодолевший такое расстояние, вызывал всеобщий непод дельный интерес. Местных жителей удивляет странная цель приезжего
русского: «Какой - то русский. Какое - то письмо привёз» [18, с. 59]. Грамот -ных в стойбище не было, о содержании письма невозможно было и до -гадаться. Однако из текста повести следует, что хозяин табуна, богатый оленевод Чачоль, умел читать по - русски: «Прочту- ка письмо: „Всем бат -ракам!"» [18, с. 63]. О новых порядках батраки узнают от своего хозяи -на. Пользуясь их неграмотностью, он сам утверждает себя председателем оленеводческого товарищества.
На начальном этапе языковой барьер не позволял русскоязычным аги -таторам эффективно вести советскую пропаганду среди коренного эт -нического населения полуострова. В 1928 г. Камчатский окрисполком вынужден был признать «зависимость уполномоченных от переводчи ков, через которых не всегда можно правильно передать то, что хотел бы уполномоченный» [13, с. 28].
Кардинальное переустройство социальной жизни оленеводов проис -ходит тогда, когда в стойбища приезжают советские агитаторы, умею щие говорить по - корякски. Именно с этого момента агитационная по -литика большевиков становится эффективной. По сюжету повести, неожиданное прибытие в чавчувенское стойбище русского большеви ка, владеющего корякским языком, его агитационная речь, произнесён ная по корякски, меняют итоги выборов председателя оленеводческого товарищества [18, с. 67—68].
По мере налаживания эффективной пропаганды на корякском языке и утверждения позиций советской власти бедняки батраки поднимают ся по социальной лестнице. Этот факт точно отражён в повести: безолен -ный Эвныто неожиданно для самого себя становится председателем оле неводческого товарищества. Показательно, что первое, с чего начинается его председательство, — это трёхмесячная учёба на партийных курсах.
Для продвижения в жизнь обязательных к исполнению декретов со -ветского правительства необходимо было создать штат уполномочен ных властью руководителей из числа коренного населения, понимающих по русски, умеющих читать, писать и считать. На севере Камчатки «в но ябре 1928 г. были открыты краткосрочные курсы счётных работников ко -оперативов, курсы длились от 3 до 4 месяцев, одновременно обучение проходило 15—20 курсантов» [2, с. 20]. Партийные курсы готовили пред -ставителей советской власти из числа малооленных и безоленных коря -ков. Занятия предполагали не только идеологическую подготовку сторон -ников социализма, но и обучение местных активистов русскому языку, письму, чтению, счёту, а также учёту обобществлённого имущества.
Кеккет Мейнувье, отец первого корякского писателя, проходил обуче -ние на подобных курсах. Ориентируясь на его рассказы, Кецай Кеккетын воссоздаёт первые впечатления бывшего бедняка оленевода, приехавше го на партийную учёбу. Героя повести поражает то покровительственное отношение, которое проявляют к нему новые начальники: они здорова ются с ним за руку, заботятся о его питании, стараются говорить медлен но, так, чтобы он понял, при этом русскую агитационную речь начальника
переводят на корякский язык. За три месяца курсанты осваивали русский язык, грамоту, счёт, а также чёткие идеологические установки: какой была прежняя жизнь и какой она должна теперь стать.
По сюжету повести новый председатель, бывший бедняк Эвныто, про шедший обучение на партийных курсах, возвращается в родное стойби ще. Он является законным председателем, т.е. формально власть принад лежит ему, но фактически никто из чавчувенов не стремится примкнуть к ставленнику большевиков. Однако Эвныто чувствует себя не только вправе, но и обязанным организовать собрание и разъяснить оленево -дам положительные стороны новой жизни. В своём выступлении он ри сует перспективы коллективного хозяйства, которое соответствует идеа лу безбедной жизни: «Теперь [даже в дальние] кочевья в хребтах доставим муку, сахар, чай, табак, чашки и остальное. А к осени сделаем для магази на рукавицы, кухлянки, торбаза» [18, с. 78].
В круг важнейших задач советской власти входило обучение грамо те детей школьного возраста. Кецай Кеккетын был в числе первых учени ков первой кочевой корякской школы, открытой 1 декабря 1929 г. Пять лет спустя он, уже будучи студентом второго курса Института народов Севера им. П.Г. Смидовича, подготовил для газеты «Инсовец» статью о на чале учёбы в кочевой школе. Условия там были далеки от тех, которые создавались для слушателей партийных курсов: «Зайдёшь в столовую, невозможно терпеть от дыма. <...> Учитель не знал корякского языка. Это объясняется тем, что с 1929 до 1932 гг. все учителя не знали коряк -ского языка. <...> Учитель мог вести разговор только жестами. <...> Про -шёл месяц — ученики немного стали понимать русский язык» [6]. Работая над составлением «Книги для чтения», Кецай Кеккетын несколько расска зов посвятил популяризации школы и обучения: «¿ьди ка1е)а)^ц» / «Луч -ше в школу»; «Ка1е)ак» / «В школе»; «Lьvьcetgьjqьn» / «Соревнование»; «¡оддьР» / «Ёххыт» [19]. В них он представил занимательные эпизоды из школьной жизни корякских ребятишек. В произведениях К. Кеккетына, предназначенных для детского чтения, жизнь школьников наполнена ин тересными событиями, учитель изображён мудрым и добрым, а сама учё ба — увлекательной и доступной.
КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ
^ В повести «Эвныто - батрак» хозяин табуна, богач Чачоль, пользуясь неграмотностью своих работников, в течение двух лет после утвержде -
§ ния советской власти остаётся руководителем оленеводческого товари -
о. щества. О новых порядках батраки узнают от него. Он намеренно идёт
^ на обман новой власти, объявляя себя председателем: «[Если бы] рань -
| ше я председателем не стал, давно бы с нами плохо обошлись. А теперь
£ уж второй год заканчивается, как я начал председателем быть. С этих пор
очень осторожно будем жить» [18, с. 63]. Кецай Кеккетын точно отразил историческую ситуацию первых лет установления советской власти в ко чевьях, однако идеологически предвзято обосновал причины председа тельства богатого оленевода.
В первые два года после установления советской власти (1924—1926 гг.) руководителями оленеводческих хозяйств продолжали оставаться опыт ные богатые оленеводы. Их авторитет в Пенжинском районе Камчатки был настолько велик, что его вынужденно признавала даже избиратель ная комиссия. Так, обосновывая нежелательный исход выборов, она на -писала в отчёте: «председателями выбраны крупные оленеводы. Ввиду их сильного влияния среди оленеводов вывести их из состава тузсоветов невозможно» [8, с. 75]. Хозяева больших табунов пользовались огромным авторитетом, так как являлись опытными, умелыми, удачливыми в олене водстве. В первые годы советской власти крупные оленеводы «выдвигались в Советы в силу своей общественной значимости. <...> Их авторитет был освящён традицией почитания старшего в семье и роде» [5, с. 163]. В ис -торических преданиях о раскулачивании коряков, записанных в 2017 г., спустя столетие после установления советской власти, сохранились обра зы богатых оленеводов, которые отличались своим мастерством и трудо любием. Н.И. Тынетэгин (1937 г.р., уроженец с. Таловка Пенжинского рай -она) с восхищением рассказывал о богаче оленеводе: «Вэккик — он самый богатый был. Но почему он стал богатый? У него телята - мальчишки как бычки были двухгодовалые [настолько крупные]. Вот, где большие теля -та! Это ведь надо уметь так выпасать телят! Вот уж кто умел выпасать оле ней!» [ПМА; зап. в г. Петропавловске- Камчатском, 17.08.2017].
Совершенно иной образ богатого оленевода создал в своей повести Кецай Кеккетын. В его трактовке богатый оленевод Чачоль воплощает со бой отрицательный образ кулака, разбогатевшего исключительно за счёт эксплуатации бедняков. Такая односторонность художественного образа обусловлена шаблонным представлением феномена кулачества в ранней советской литературе: богатый оленевод Чачоль изображён К. Кеккеты ном как наслаждающийся своей властью, ничего не смыслящий в олене водстве самодур, по вине которого гибнут десятки оленей. По логике сю жета, отстранение хозяина табуна от оленеводческой деятельности сулит только положительные перемены, способствующие развитию хозяйства.
В действительности ситуация была совершенно иной. Первый этап проведения коллективизации на Камчатке (1929—1932 гг.) обернулся ка -тастрофическими последствиями [3, с. 130]. Отстранение от руководства опытных оленеводов подорвало основы ведения оленеводческого хозяй -ства. Неквалифицированные председатели из бедняков не имели доста - § точного мастерства и опыта. Советские ветеринары, призванные помочь о. восстановлению обобществлённых табунов, вынуждены были конста - ^ тировать ужасающий падёж оленей. Несмотря на выделяемые денеж - § ные средства, изменить ситуацию не удавалось. Бедственное положение £
камчатского оленеводства открыто обсуждалось в декабре 1929 г. во время проведения Пленума по развитию сельского хозяйства Камчатки: «болезни, принимая повальную форму, уносят из табунов многие сотни и тысячи оленей. Некоторые виды домашних оленей не изучены вовсе. Ветеринарный врач Домашевич, посетивший хребты, откровенно соз нался: „Я оказался бессильным, когда столкнулся с некоторыми видами домашних оленей. В ветеринарии они ещё не известны". Теперь, когда Окрисполком отпустил средства на ветеринара фельдшера, пленум опа сается, как бы его работа не прошла впустую» [13, с. 50].
По подсчётам историка экономиста М.А. Сергеева, за девять лет (1926—1934 гг.) Камчатско- Охотский край потерял 200 тыс. оле -ней [11, с. 410]. Местное население осталось без своего основного источни ка питания. В северные районы полуострова привозные продукты постав лялись в минимальном количестве и не могли компенсировать тотальные потери в оленеводстве. В корякских исторических преданиях до сих пор сохранились сюжеты о страшном голоде, который наступил в северных посёлках Камчатки в результате проведения коллективизации: «После того, как раскулачили, оленей отобрали, стало очень тяжело. Не оста лось ни грузовых нарт, ни ездовых оленей. Старички, старухи одни оста лись. Шкуры, какие в юртах были, стали на еду использовать. Постепен -но шерсть со шкур счищали, кожу варили и кушали. Все шкуры, что были внутри юрты, съели. А юрта ведь покрывается дымлёниной. И вот, чтобы не погибнуть, начали снимать покрышки с юрты. Шерсть счищали и кожу варили. Тогда ведь совсем ничего не было, ни капканов, ни проволоки, чтобы поймать зайца или куропатку, ни муки, ни сахара — ничего не было. Приходилось кушать кожу. Буквально за два года от голода умерло мно го стариков» [ПМА; зап. в г. Петропавловске- Камчатском, 17.08.2017, от Николая Ивановича Тынетэгина (корякское имя Ты уэтэгын), 1937 г.р., уроженца с. Таловка Пенжинского района Камчатского края].
Оказавшись перед лицом тотального разорения оленеводческих хо зяйств, партия была вынуждена признать, что «коллективизация осущест влялась непомерно быстрыми темпами» [3, с. 130]. В повестях и рассказах Кецая Кеккетына она представлена исключительно в положительном све те. Призывы писателя вступать в товарищества и артели наполнены верой в светлое будущее коллективизации. Однако реальность оказалась другой.
^ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
§ Социальные потрясения, захлестнувшие страну в период установле -
о. ния советской власти, являлись тотальными: они охватили даже самые
^ дальние рубежи. Коренное население, проживающее в отдалённых ре-
| гионах, в том числе и на территории Камчатского полуострова, невольно
£ оказалось в гуще политических событий: борьба за установление новой
власти на местах, в отдалённых районах, была столь же рьяной, что и в центре. В этот переломный период полностью меняются социальная структура, быт, мировоззренческие установки этноса. Масштабы истори -ческих потрясений осознаются обществом спустя годы. После раскрытия документов о политических репрессиях, о катастрофических последст -виях коллективизации события первых лет установления советской вла -сти воспринимаются как трагический период нашей истории. Однако со временники воспринимали происходящие изменения несколько иначе. Неподдельным энтузиазмом, верой в светлое будущее, восторгом от осоз -нания происходящих перемен проникнуты произведения первого коряк ского писателя Кецая Кеккетына. Советская власть дала ему возможность учиться в первой кочевой корякской школе, а затем — в Ленинградском институте народов Севера им. П.Г. Смидовича. Кецай Кеккетын был очаро -ван новой властью, которая открыла ему, сыну малооленного чавчувена, невероятные возможности для духовного роста, для знакомства с русской литературой, для воплощения писательских (!) замыслов. Он переводит на корякский произведения русских классиков, пишет авторские повес ти и рассказы. В 1936 г. в Ленинграде тиражом 1200 экземпляров выхо -дит первое в истории мировой литературы авторское произведение на корякском языке — повесть Кецая Кеккетына «Эвныто батрак», в том же году опубликован подготовленный Кецаем сборник рассказов для чтения в начальной школе. Судьба корякского юноши из камчатского кочевого стойбища кажется фантастически успешной: в 18 лет он становится пер вым корякским писателем. В 1936 г. Кецай Кеккетын берёт отпуск по мес ту учёбы и возвращается из Ленинграда на Камчатку, где активно участву ет в политике, становится секретарём Корякского окружкома.
Стремительный взлёт оборвался мгновенно. В 1938 г. в газете «Коряк ский большевик» была опубликована «Поправка»: «По вине отв. секре таря редакции т. Кецая при переводе лозунга „Пролетарии всех стран соединяйтесь" на корякский язык допущено грубое искажение лозунга („К. Б." № 3 от 16 января — 38 г. № 4 от 21 января с - г.). Следует читать: „Пролетарьяв гемгенутекинев, комакалайкинетык!"5 Редакция» [9, с. 4]. Из протокола подсудимого Кеккета Мейнувье, отца Кецая Кеккетына, из вестно, что его сын также был арестован [Протокол судебного заседания Тигильского районного суда Корякского нац. округа Камчатской области от 2 сент. 1940 г. // ГАКК. Ф. 1199. Оп. 1. Д. 2636. Л. 85—85 об., 86—86 об.]. Точная дата ареста Кецая и формулировка обвинения пока не установле ны. О дальнейшей судьбе первого корякского писателя до сих пор ниче -го не известно. ^
__с^
5 В переводе Кецая Кеккетына пролетарский лозунг выглядел так: «Пролетару гэм- а-гэнутэкинэу, комакаллатык!». «Грубое искажение» заключалось в том, что Кецай ^
использовал твёрдый вариант основы пролетар- вместо мягкого варианта проле- ^ тарь-, а при переводе глагола несовершенного вида «соединяйтесь» использовал 8 форму совершенного вида, букв.: «соединитесь».
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. Базанов Л.Г., Казанский Н.Г. Школа на крайнем Севере. Л.: Учпедгиз, 1939. 207 с.
2. Бубнис Г.К., Нефёдова С.П. Социалистические преобразования в Корякском ав -тономном округе. М.: Наука, 1981. 137 с.
3. Гурвич И.С., Кузаков К.Г. Корякский национальный округ (очерки географии, ис -тории, этнографии, экономики). М.: АН СССР, 1960. 303 с.
4. Дедык Е.И. Жизнь прекрасна всегда (Судьба чавчувенки) / сост., предисл. Т.А. Голованевой. Петропавловск - Камчатский: ООО «МС», 2016. 216 с.
5. Зибарев В.А. Советское строительство у малых народностей Севера (1917—1932 гг.). Томск: ТГУ, 1968. 334 с.
6. Кеккетын К. Первая корякская кочевая школа // Инсовец. 1934. 28 нояб. С. 4.
7. Ленин В.И. Второй враг — безграмотность // Ленин В.И. Полное собр. соч. Изд. 5 - е. М.: Госполитиздат, 1970. Т. 44: Июнь 1921 — март 1922. С. 174.
8. Мухачёв Б.И. Советы Северо Востока СССР в период социалистической рекон струкции народного хозяйства (1926—1936 гг.). Магадан: Госиздат, 1987. 190 с.
9. Поправка // Корякский большевик. 1938. 28 янв. С. 4.
10. Севильгаев Г.Ф. Очерки по истории просвещения малых народов Дальнего Вос -тока. Л.: Просвещение, 1972. 423 с.
11. Сергеев М.А. Народное хозяйство Камчатского края. М.; Л.: АН СССР, 1936. 819 с.
12. Сергеев М.А. Некапиталистический путь развития малых народов Севера. Л.: АН СССР, 1955, 569 с.
13. Советы Северо - Востока СССР (1928—1940 гг.): сб. док. и материалов. Магадан: Госиздат, 1979. Ч. 1. 287 с.
14. Соколова М.В. Борьба трудящихся крайнего Северо - Востока под руководством Коммунистической партии за установление и упрочение Советской власти (1917—1923 гг.). М., 1959. 60 с.
15. Стебницкий С.Н. Ка1е]'ь1ць'оп. Перевод на русский язык. М.; Л.: Учпедгиз, 1936. 66 с.
16. Тке К.А. Пропагандист новой жизни // Корякский коммунист. 1979. 6 сент. С. 4.
17. Флеров В.С. Строительство Советской власти и борьба с иностранной экспансией на Камчатке (1922—1926 гг.). Томск: ТГУ, 1964. 288 с.
18. Qeccaj Кекке1ъп. Емць1:о val'an. Рапепа^ьп = Кецай Кеккетын. Эвныто - батрак. Рассказ на корякском языке / ред. С.Н. Стебницкий. Л.: ЦК ВЛКСМ, 1936. 78 с.
19. Qeccaj Кекке1:ьп. Ка1е]'ь1цц'оп = Кецай Кеккетын. Книга для чтения / ред. С.Н. Стеб -ницкий. М.; Л.: Учпедгиз, 1936. 104 с.
20. ГАКК (Гос. арх. Камчатского края).
21. ПМА (Полевые материалы Т.А. Голованевой).
REFERENCES
o
^ 1. Bazanov L.G., Kazanskiy N.G. Shkola na kraynem Severe [The School in the Far
North]. Leningrad, Uchpedgiz Publ., 1939, 207 p. (In Russ.) s 2. Bubnis G.K., Nefedova S.P. Sotsialisticheskiye preobrazovaniya v Koryakskom avto-
0 nomnom okruge [Social Transformations in the Koryak Autonomous Region]. Mos -
1 cow, Nauka Publ., 1981, 137 p. (In Russ.)
94
ТA RwoBaHeBa, l/I.C. nomopa^MM
3. Gurvich I.S., Kuzakov K.G. Koryakskiy natsional'nyy okrug (ocherkigeografii, istorii, etnografii, ekonomiki) [The Koryak Autonomous Region (Geographic Essays, Stories, Ethnography, Economy)]. Moscow, AN SSSR Publ., 1960, 303 p. (In Russ.)
4. Dedyk E.I. Zhizn'prekrasna vsegda (Sud'ba chavchuvenki) [Life is Always Beautiful (The Life of a Chauchuven Girl)]. Comp., introd. by T.A. Golovaneva. Petropavlovsk -Kamchatskiy, OOO "MS" Publ., 2016, 216 p. (In Russ.)
5. Zibarev V.A. Sovetskoye stroitel'stvo u malykh narodnostey Severa (1917—1932 gg.) [Soviet Development among Indigenous Peoples of the North (1917—1932)]. Tomsk, TGU Publ., 1968, 334 p. (In Russ.)
6. Kekketyn K. Pervaya koryakskaya kochevaya shkola [First Koryak Nomad School]. Insovets, 1934, November 28, p. 4. (In Russ.)
7. Lenin V.I. Vtoroy vrag — bezgramotnost' [Second Problem — Illiteracy]. Lenin V.I. Pol-noye sobraniye sochineniy [Complete Works]. The 5th edition. Moscow, Gospolit -izdat Publ., vol. 44: June 1921 — March 1922, p. 174. (In Russ.)
8. Mukhachev B.I. Sovety Severo-Vostoka SSSR vperiod sotsialisticheskoy rekonstruk-tsii narodnogo khozyaystva (1926—1936 gg.) [The Soviets of the North - East of the USSR during the Period of Social Reconstruction of National Economy (1926—1936)]. Magadan, Gosizdat Publ., 1987, 190 p. (In Russ.)
9. Popravka [Amendement]. Koryakskiy bol'shevik, 1938, January 28, p. 4. (In Russ.)
10. Sevil'gayev G.F. Ocherkipo istoriiprosveshcheniya malykh narodovDal'nego Vostoka [Essays onEducation of Indigenous Peoples of the Far East]. Leningrad, Prosvyashe -nie Publ., 1972, 423 p. (In Russ.)
11. Sergeyev M.A. Narodnoye khozyaystvo Kamchatskogo kraya [National Economy of the Kamchatka Region]. Moscow, Leningrad, AN USSR Publ., 1936, 819 p. (In Russ.)
12. Sergeyev M.A. Nekapitalisticheskiy put' razvitiya malykh narodov Severa [Non -capitalistic Way of Development of Indigenous Peoples of the Far East]. Leningrad, AN SSSR Publ., 1955, 569 p. (In Russ.)
13. Sovety Severo - Vostoka SSSR (1928—1940 gg.): sbornik dokumentov i materialov [The Soviets of the North - East of the USSR (1928—1940). Collection of Documents and Materials]. Magadan, Gospolitizdat Publ., 1979, part 1, 287 p. (In Russ.)
14. Sokolova M.V. Bor'ba trudyashchikhsya kraynego Severo - Vostoka pod rukovod-stvom Kommunisticheskoy partii za ustanovleniye i uprocheniye Sovetskoy vlasti (1917—1923 gg.) [Workers Struggle from the Far North - East for Establishment and Consolidation of the Soviet Power Led by the Communist Party (1917—1923)]. Mos -cow, 1959, 60 p. (In Russ.)
15. Stebnitskiy S.N. "Kalejblqbjon". Perevodna russkiy yazyk ["Kalejblqbjon".Translation into Russian language]. Moscow, Leningrad, Uchpedgiz Publ., 1936, 66 p. (In Russ.)
16. Tke K.A. Propagandist novoy zhizni [Propogandist of a New Life]. Koryakskiy com -munist, 1979, August 6, p. 4. (In Russ.)
17. Flerov V.S. Stroitel'stvo Sovetskoy vlasti i bor'ba s inostrannoy ekspansiyey na Kamchatke (1922—1926 gg.) [Formation of the Soviet Power and Struggle against Foreign Expansion in Kamchatka (1922—1926)]. Tomsk, TSU Publ., 1964, 288 p. (In Russ.)
18. Qeccaj Kekketbn. Ewqbto val'an. Panenatvbn [Evnyto - Herdsman. A Story in Ko -ryak Language]. Ed. by S.N. Stebnitskiy. Leningrad, CK VLKSM Publ., 1936, 78 p. (In Koryak)
19. Qeccaj Kekketbn. Kalejblqbjon [Book for Reading]. Ed. by S.N. Stebnitskiy. Leningrad, Uchpedgiz Publ., 1938, 62 p. (In Koryak)