СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ЦЕНЗУРЫ В 20-30-е гг. ХХ в.
| В. Л. Гайдук
Аннотация. В статье рассмотрены основные публикации документов по шторми советской политической цензуры. Проанализирован процесс становления главного учреждения театральной цензуры - Главреперткома Особое внимание в исследовании уделено возможностям использования печатных источников по истории органов театральной цензуры.
Ключевые слова: театральная цензура, Главрепертком, репертуарный бюллетень, советский театр.
Summary. The article investigates questions on the main published documents on the soviet political censorship. The author analyses process of the Glavrepertkom's establishment and also pays special attention to the possibilities of usage of the Glavrepertkom's official printed sources.
Keywords: theatrical censorship, Glavrepertkom repertory bulletin, soviet theatre.
В крупнейших толковых словарях русского языка советского времени слово «цензура» определяется через понятие государства: «просмотр произведений (предназначенных к печати, к постановке в театре и т.д.), осуществляемый специальным государственным органом (устар., загр.); государственный орган, ведущий надзор за печатью (устар., загр.)» [1, с. 1213], «просмотр, с целью надзора произведений, предназначенных для печати, для постановки на сцене и т.п.; учреждение, ведающее таким просмотром и надзором» [2, с. 809] и пр. Из каждого определения следует, что цензура - это система государственного контроля, которая осуществляет надзор за печатью и СМИ. Другие сферы культуры и общественной жизни остаются вне цензурного контроля, за исключением просмотра
произведений, «предназначенных к постановке в театре и пр.» [1, с. 1213].
Исследователи истории советской цензуры приходят к другому выводу. Например, Т. М. Горяева утверждает, что советская политическая цензуры была всеобъемлющей системой «партийно-государственного идеологического руководства и контроля за всеми сферами общественной и культурной жизни общества» [3, с. 6]. Цензура существовала не только в печати и СМИ, но также и в театре, кино, музыке и др.
В современной историографии менее всего освещены проблемы театральной цензуры. Главный акцент в исследованиях делается на процессе становления культурного строительства в СССР и на цензуре печати и литературы. Лишь в некоторых работах есть упоминание о вопросах, связан-
279
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
280
ных с театральной цензурой. Среди таких работ можно отметить монографии Т. В. Беловой [4], А. В. Блюма [5], Т. М. Горяевой [3], Т. П. Коржихиной [6] и Т. Ю. Красовицкой [7], в которых рассматриваются либо конкретные случаи запрета пьес к постановке, либо вопросы театральной цензуры в свете формирования общегосударственных органов цензуры.
Перед данным исследованием стоят несколько иные задачи: рассмотреть сборники документов по истории советской цензуры, изучить историю формирования органов государственного контроля в области театра и провести анализ становления основного органа театральной цензуры -Главного управления по контролю за зрелищами и репертуаром.
За последние двадцать лет вышло в свет четыре сборника документов [8-11], непосредственно посвященных истории советской цензуры, составители которых производили отбор документов на основе разных тематических критериев. Рассмотрим их более подробно.
Одним из первых изданий документов по истории советской цензуры стал сборник «Литературный фронт: история политической цензуры 1932-1946». В основе публикации лежит тематический принцип отбора документов. Наиболее важными для составителей были документы, в которых можно найти примеры «вмешательства цензуры в творчество художника» [8, с. 5], а также материалы, которые описывают «взаимоотношение писательской общественности ... с партийным аппаратом и его вождями» [там же]. Все документы были взяты из Российский центра хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ), в настоя-
щее время они находятся в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ).
Следующий сборник документов был призван охватить более обширный корпус источников. В издании представлены документы из Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного военного архива (РГВА), Центрального государственного архива литературы и искусства г. Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб), РЦХИДНИ, Архива Президента РФ и Государственного фонда телевизионных и радиопрограмм РФ (ГТРФ). Целью сборника была «реконструкция документального фонда истории советской цензуры» [9, с. 20]. Издание было разделено на три логические части. В первую часть вошли директивные документы, «определяющие стратегическую линию в области идеологии и культуры» [там же, с. 21]. Второй раздел «представлен документами организационно-распорядительного характера, созданными непосредственно в официальных государственных органах цензуры или учреждениях, выполняющих ее функции» [там же]. В третий раздел помещены источники, в которых показано воздействие контролирующих органов цензуры на культурную, общественную жизнь и непосредственно на деятелей искусства и культуры [там же]. В сборник попало большое количество директивных документов, зато документы по сферам культуры и искусства представлены довольно фрагментарно.
Сборник документов «Власть и художественная интеллигенция», по мнению его составителей, отличается от предыдущих подобных изданий двумя особенностями. Во-первых, здесь пред-
!ЕК
ставлены все наиболее значимые постановления политбюро, оргбюро и секретариата ЦК Коммунистической партии [10, с. 5]. Во-вторых, главный акцент делается «на роли карательных органов в разработке и реализации культурной политики в советском обществе» [там же]. В сборнике представлены документы только официального характера из таких архивов, как архив Президента РФ, РЦХИДНИ, Центральный архив Федеральной службы безопасности РФ (архив ФСБ РФ). Безусловным преимуществом сборника является публикация документов из архивов, получить доступ к которым весьма проблематично (Архив Президента РФ, архив ФСБ РФ). Но, как и в предыдущих сборниках, вопросам цензуры в театре уделяется незначительное внимание.
Последний на данный момент сборник документов по истории советской цензуры «Большая цензура» ставит своей целью «повествование о большевистском заговоре, направленном на установление тотального контроля над . СМИ, культурой и искусством» [11, с. 7]. Документы, которые представлены в издании, взяты из коллекции РГАСПИ. Плюсом этого сборника является публикация большого корпуса источников по истории политической цензуры. Минусом является перепечатка документов, которые уже были опубликованы в сборниках «Литературный фронт» и «История советской политической цензуры».
Таким образом, напрашивается вывод о том, что авторы-составители сборников стремились создать в своих изданиях представление о советской цензуре без конкретных деталей по отдельным сферам культуры и искусства.
В определенной мере подобную ситуацию, например, в области театральной цензуры и публикации документов
по деятельности Главреперткома, можно объяснить малым по объему и информативности комплексом сохранившихся материалов. Фонд Главреперт-кома, который хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), состоит в основном из рукописей пьес, которые присылались для рецензирования. К некоторым экземплярам пьес приложены отзывы политредакторов, но это случается крайне редко. Приказов, распоряжений, протоколов заседаний комиссий Главреперткома в фонде не сохранилось, поэтому проследить процесс становления порядка контроля за репертуаром только по материалам архивного фонда довольно трудно.
Задачи театральной политики, провозглашенной на Всесоюзном партийном совещании по вопросам театра в 1927 г., сводились к укреплению и распространению начинаний театров, направленных на создание произведений искусства, «отвечающих целям пролетариата и его борьбы, и содействующих социалистической перестройке общества» [12, с. 263]. Наиболее важным вопросом являлся вопрос репертуара. В 20-30-е гг. еще не сформировалось качественного корпуса пьес советской тематики, которые не только допускались к постановке государством, но и нравились зрителю. На этом же совещании был поставлен вопрос о классическом репертуаре, который необходимо было пересмотреть с точки зрения критерия социально-политической значимости [там же, с. 264]. Собственно, к 1927 г. этот критерий стал определяющим при оценке качества любой пьесы со стороны Главного управления по контролю за зрелищами и репертуаром.
Однако сначала следует обратиться к истокам театральной политики и
281
282
цензуры в советской России. В 1922 г. было создано Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит), главной целью которого было объединение всех видов цензуры печатных произведений [13, ф. 645, оп. 1, д. 2, л. 222]. Согласно девятому пункту положения о Главлите надзор за зрелищами и театральными представлениями возлагался на «за-ведывающих Губернскими отделами народного образования» [там же, л. 223]. В 1923 г. этот пункт положения претерпевает некоторые изменения: при Главлите было создано главное управление по контролю за зрелищами и репертуаром (Главрепертком) [9, с. 39]. В компетенцию Главрепертко-ма входило, во-первых, «разрешение к постановке драматических, музыкальных и кинематографических произведений» [там же], а во-вторых, «составление и опубликование периодических списков разрешенных и запрещенных к публичному исполнению произведений» [там же].
В 1927 г. с созданием Главного управления по делам литературы и искусства (Главискусства) Главреперт-ком становится одним из отделов Гла-вискусства. В положении о Главискус-стве прописаны следующие задачи в области руководства театрами и театральной цензурой: «идеологический контроль над репертуаром и всеми другими художественными произведениями» [13, ф. 645, оп. 1, д. 1, л. 2] и «общее руководство и планирование работы зрелищных предприятий и их объединений, находящихся в ведении местных ОНО» [там же].
В постановлении о разграничении функций между Главреперткомом и Гла-вискусством Главрепертком должен был осуществлять «политический контроль
за репертуаром зрелищных предприятий как в предварительном, так и в последующем порядке» [13, ф. 645, оп. 1, д. 3, л. 25]. Главискусству же была отведена роль вышестоящей организации, которая должна была контролировать работу Главреперткома в области разрешения спорных вопросов и проверки отчетной документации [там же].
В 1934 г. Главрепертком выходит из состава Главискусства и переходит в непосредственное ведение Народного комиссариата просвещения СССР (НКП СССР). С этого момента Главрепертком официально осуществляет не только предварительный контроль, как это было указано в положении 1923 г. [9, с. 39-40], но и последующий контроль «над всеми видами зрелищ и репертуара на территории РСФСР» [14, с. 23].
После упразднения Главискусства в 1936 г. создается всесоюзный комитет по делам искусств при Совете народных комиссаров союза ССР (КПДИ). Одной из задач КПДИ, прописанной в Положении о комитете, является осуществление государственного контроля над репертуаром всех театров, кинотеатров, цирков, концертных и эстрадных программ [13, ф. 962, оп. 3, д. 20, л. 15]. Следует отметить, что среди управлений и отделов КПДИ Глав-репертком не значится [там же, л. 17]. Главрепертком, согласно этому же положению, состоит при КПДИ «на основании особого положения, утвержденного СНК СССР» [там же, л. 18].
Таким образом, к 30-м гг. ХХ в. складывается четкая структура цензурного контроля за репертуаром зрелищных предприятий. Советская цензура становится всеобъемлющей, она заключает в себе как предварительный, так и последующий контроль за постановками; вырабатываются правила контроля за ре-
1ЕК
пертуаром. Но отсутствие в архивном фонде Главреперткома комплекса документов, необходимого для анализа этого процесса, приводит к необходимости использования печатных источников по истории театральной цензуры. В данном случае обратимся к репертуарным указателям, составленным Главре-перткомом; сборнику положений, инструкций и распоряжений Главреперт-кома и «Репертуарному бюллетеню».
Всего репертуарных указателей вышло четыре: в 1925 г. [15], два тома в 1929 [16] и 1931 гг. [17] и в 1934 г. [18]. В дальнейшем функции репертуарных указателей исполнял «Репертуарный бюллетень», который выходил с 1934 г. сначала раз в два месяца, а потом каждый месяц.
Первый репертуарный указатель носил рекомендательный характер [15, с. 5]. В нем приведен список пьес с краткими аннотациями, призванными ввиду низкого профессионального уровня режиссеров помочь им сориентироваться по репертуару, а также правильно понять пьесу. Например, в описании пьесы А. В. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина» есть следующее указание: «фарс моментами должен переходить в высокую трагедию» [там же, с. 44].
Выход в свет второго репертуарного указателя был связан с решением партийного совещания по театральной политике в 1927 г., как отмечено в предисловии к указателю [16, с. 3], о преобладании критерия социально-политической значимости «в оценке приемлемости того или иного драматического произведения для советской сцены» [там же]. Кроме того, в этом указателе появляется литеровка произведений. Под литерой А значится произведение, «по своей идеологической установке наиболее для нас приемлемое, обладаю-
щее значительными формальными достоинствами и поэтому рекомендуемое Главреперткомом к повсеместной постановке» [там же, с. 4]. Литерой Б обозначается произведение, вполне идеологически приемлемое и допускаемое беспрепятственно к повсеместной постановке [там же]. Литера В ставится на произведении, не вполне выдержанном, но не настолько, чтобы его следовало запрещать [там же]. Литерой Г обозначается пьеса, в которой «содержание, форма и язык произведения в достаточной степени примитивны и не сложны» [там же, с. 5], то есть агитки.
Среди указанной выше литеровки нет литеры, которая бы запрещала пьесу к постановке. Теоретически были разрешены все пьесы, практически же пьеса могла быть снята в процессе работы над ней в целях регулирования репертуара или в случае «неудовлетворительности режиссерской трактовки пьесы по линии выявления ее социальной значимости» [там же, с. 3]. Кроме того, были пьесы, которые были запрещены без указания литеры. Например, пьеса С. Третьякова «Хочу ребенка» была запрещена без указания литеры [там же, с. 144].
В репертуарном указателе, обозначенном как второй том указателя 1929 г., не только опубликованы списки пьес, просмотренных Главреперткомом за прошедшие с 1929 г. два года, но также внесены коррективы в первый том указателя, согласно новому постановлению НКП СССР от 12.10.1930 г. об основах театральной политики. Политика в области репертуара была направлена на борьбу с проникающими в советскую драматургию «буржуазными и антипартийными тенденциями и влияниями . мещанством, приспособленчеством и халтурой» [17, с. 3].
283
284
На практике ужесточение цензуры привело к запрещению во втором томе указателя пьес, которые были разрешены в первом томе. В качестве примера можно привести пьесу-обозрение Р. Акульшина «Окно в деревню» [там же, с. 56], которая в первом томе указателя проходит по литере В [16, с. 13], а во втором томе пьеса значится как запрещенная [17, с. 56].
Репертуарный указатель 1934 г. строится на тех же принципах, что и второй том репертуарного указателя 1931 г. В дальнейшем репертуарные списки публикуются в Репертуарном бюллетене. В списках указывается название, автор пьесы, номер разрешения и литера, которая присвоена произведению. В середине 30-х гг. «Репертуарный бюллетень» становится главным печатным изданием, в котором затрагиваются вопросы сначала театрального репертуара, а с 1936 г. и кинорепертуара. Кроме того, в этом периодическом издании печатаются официальные постановления органов верховной власти СССР в области театра, критические статьи о театральных постановках.
Заключительным этапом систематизации порядка контроля над репертуаром становится сборник положений, инструкций и распоряжений Главреперткома, который выходит в 1935 г. [19]. В этом сборнике четко прописаны этапы контроля за репертуаром. Первоначально автор отдавал свое произведение в трех экземплярах, «напечатанные на машинке или четко переписанные от руки без помарок, исправлений и дополнений, прошнурованные и пронумерованные постранично» [там же, с. 12]. Затем произведение регистрировалось на карточке и потом передавалось на отзыв политре-
дактору. После прочтения политредак-тор заполнял «Отзыв политредактора» [там же, с. 13], в котором он давал заключение о содержании и направлении произведения, указывал о необходимых дополнениях, изменениях или купюрах, и составлял предварительное решение, которое утверждалось начальником местного УРК [там же].
Произведение, направленное в органы управления контроля за репертуаром, могло быть разрешено или запрещено. При запрещении ставилась соответствующая отметка о запрещении с указанием регистрационного номера произведения [там же]. При разрешении произведения на титульную страницу трех экземпляров пьесы ставился штамп, в котором указывался автор, название, литера, срок действия разрешения, наличие купюр и на каких страницах, общее количество страниц, регистрационный номер произведения [там же, с. 17-18]. После попадания рукописи в соответствующее отделение Глав-реперткома каждое действие, которое производилось с рукописью, согласно инструкции должно было быть документально зафиксировано. В инструкции приводились также образцы всех бланков, которые должны были заполняться политредакторами.
К середине 30-х гг. складывается четкая система цензурного контроля. Главрепертком становится практически самостоятельным органом контроля за зрелищами и репертуаром. Это учреждение осуществляет не только предварительный, как это значилось в момент создания Главре-перткома, но и последующий контроль. Главрепертком может запрещать не только пьесы, но и готовые театральные постановки. Кроме того, внутри Главреперткома складывается
ÏEK
четкая система правил порядка рассмотрения пьес.
Исходя из цензурной политики советского государства одним из соавторов пьесы был Главрепертком. Это учреждение оставляло за собой право не только запрещать постановки, но и вносить существенные изменения в тексты пьес. В этом случае возникает проблема авторства театральной постановки. С одной стороны, это драматург, с другой стороны, это режиссер, с третьей стороны, это цензор. Следует отметить, что имена драматурга и режиссера значились на театральных афишах, а вот имена цензоров в большинстве случаев остаются неизвестными не только зрителям, но и исследователям.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. - Т. 4. - М., 1940. -1632 ст.
2. Словарь русского языка / Сост. С. И. Ожегов.; под общ. ред. С. П. Обнорского. - М., 1953. - 1107 с.
3. Горяева Т. М. Политическая цензура в СССР, 1917-1991 гг. - М.: РОССПЭН, 2009. - 405 с.
4. Белова Т. В. Культура и власть. - М.: Фи-лос. о-во СССР, 1991. - 211 с.
5. Блюм А. В. За кулисами «министерства правды»: Тайн. история сов. цензуры, 1917-1929. - СПб.: Гуманит. агентство «Акад. проект»: ТОО «Абрис», 1994. -319 с.
6. Коржихина Т. П. Извольте быть благонадежны! - М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 1997. - 371 с.
7. Красовицкая Т. Ю. Власть и культура: ист. опыт орг. гос. руководства нац.-культ. стр-вом. - М.: Наука, 1992. - 298 с.
8. Литературный фронт: история политической цензуры 1932-1946 гг.: сборник документов / Под ред. Д. Л. Бабиченко. - М.: Энциклопедия российских деревень, 1994. - 272 с.
9. История советской политической цензуры: Док. и коммент. / Отв. сост. и рук. авт. коллектива Т. М. Горяева. - М.: Росспэн, 1997. - 672 с.
10. Власть и художественная интеллигенция: Док. ЦК РКП(б)-ВКП(б), ВЧК-ОГПУ-НКВД о культур. политике, 1917-1953 гг. / Сост.: А. Артизов, О. Наумов. - М.: Междунар. фонд «Демократия», 2002. - 868 с.
11. Большая цензура: писатели и журналисты в Стране Советов, 1917-1956 / Сост. Л. В. Максименков. - М.: Материк: Демократия, 2005. - 750 с.
12. Резолюция I Всесоюзного партийного совещания по вопросам театра. Об очередных задачах театральной политики // Культурное строительство в СССР, 19171927 / Отв. ред. А. П. Ненароков. - М.: Наука, 1989. - С. 262-264.
13. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). - Ф. 645, 962.
14. Об утверждении Положения о Главном управлении по контролю за зрелищами и репертуаром при НКП РСФСР // Репертуарный бюллетень по театру. - 1934. -№ 1. - С. 23.
15. Репертуарный указатель. Сборник отзывов о пьесах для профессионального и самодеятельного театра. - Вып. 1. - М.: Моск. театральное изд-во, 1925. - 175 с.
16. Репертуарный указатель. Список разрешенных и запрещенных к исполнению на сцене произведений. - Т. 1. - М.: ТЕАКИ-НОПЕЧАТЬ, 1929. - 200 с.
17. Репертуарный указатель. Список разрешенных и запрещенных к исполнению на сцене произведений. - Т. 2. - М.: Л.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1931. - 136 с.
18. Репертуарный указатель. Официальный справочник разрешенных и запрещенных драматических, музыкальных, хореографических и эстрадных произведений. -М.: Гос. изд-во худ. лит, 1934. - 312 с.
О контроле за зрелищами и репертуаром. Официальный сборник положений, инструкций и распоряжений главного управления по контролю за зрелищами и репертуаром. Наркомпрос РСФСР. - М.: Учпедгиз, 1935. - 63 с. Ц
285
1EK