Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТАДЖИКИСТАНЕ'

СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТАДЖИКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
190
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКТАБ / МЕДРЕСЕ / РУССКО-ТУЗЕМНАЯ ШКОЛА / СОВЕТСКАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Садиров Устосадир

Статья посвящена актуальной проблеме становления советской системы народного образования в Таджикистане. На основе имеющихся материалов автором дается собственная интерпретация процессов ликвидации прежних (старометодных) школ и учреждения советских школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE SOVIET SYSTEM OF PUBLIC EDUCATION IN TAJIKISTAN

The article is devoted to the actual problem of formation of the soviet system of public education in Tajikistan. Based on the available material is given by the author’s own interpretation processes liquidation old schools and in place of them, the appearance of soviet school.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТАДЖИКИСТАНЕ»

8. ТА МК РТ // ^арори мачлиси хдйати мушовараи Вазорати фархднги Ч,умх,урии

Точикистон дар соли 1999 оид ба рафти Озмуни чумхуриявии китобхонах,ои оммавй

«Чароги хддоят» бахшида ба 1100- солагии Давлати Сомониён дар вилояти Хатлон.- С. 8.

9. Умарова Н., Сирочиддинов М. Китоб^ои нав // Кулябская правда. - 2006. - 14 июл.

СОСТОЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ ГОРОДА КУЛЯБА В 90-Х ГОДАХ XX

СТОЛЕТИЯ

В статье рассматривается деятельность региональной библиотеки города Куляба в 90-х годах XX столетия. Автор широко использует материалы из периодической печати и других источников. Он отмечает, что несмотря на трудности региональная библиотека города Куляба не приостановила свою деятельность. Работники библиотеки активно участвовали в общественной и политической жизни страны.

Ключевые слова: библиотека, книжная выставка, реклама книг, книжный фонд.

SITUATION REGIONAL LIBRARY OF A CITY OF KULYAB IN THE NINETIES XX

CENTURIES

In given to article the regional library of a city of Kulyab in the nineties is considered XX centuries activity. The author extensively uses materials from periodicals and other sources. He notices that despite a difficult situation regional library of a city of Kulyab has not suspended the of activity. Workers of library actively participated in public and political country lives.

Keywords: library, exhibition of book, advertisement of books, collection of books.

Сведения об авторе: Бобоев Шахбоз, соискатель кафедры общей истории Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: sosim-08@mail.ru

About author: Boboev Shahboz, post-graduate of the general history chair of Tajik State Pedagogical University named after S. Aini

СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В

ТАДЖИКИСТАНЕ

Садиров У.

Институт истории, археологии и этнографии имени А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан

До установления советской власти и образования Таджикской советской государственности, как в Туркестане, так и в Бухарском эмирате, существовали два типа учебных заведений — мактабы и медресе. Мактабы являлись начальными образовательными заведениями, где дети обучались грамоте и воспитывались в духе мусульманского благочестия. Они, зачастую, находились при мечетях. По рассказу А. Мустаджира мечети имелись во всех населённых пунктах и при большинстве из них действовали мактабы [1]. Так, например, к 1905 году в Кистакузской волости (ныне Бободжон Гафуровский район) действовали 56 мечетей, из которых 54 имели при себе мактабы [11, а 106]. В Средней Азии государственные органы не выделяли никаких средств на постройку мактабов, на их содержание и обучение. Мактабы строились на средства общественных пожертвований, содержались за счет прихожан или мечетей и редко — благотворителей. Учителем мактаба обычно являлся имам (настоятель) мечети. Основной доход учителей (мулло) составляли подношения родителей. Такие школы существовали во всех городах и в абсолютном большинстве сёл.

Число старометодных школ в первые годы работы Наркомпроса по всей территории Таджикской АССР составляло 1677 школ с 18578 учащихся [4, а 71]. Однако эти школы были небольшими и не совсем пригодными для занятий.

Кроме традиционных мактабов, существовали на территории современного Таджикистана русско-туземные и новометодные школы. Создание так называемых русско-туземных школ в Средней Азии было результатом колониальной политике России в регионе и направлено на обеспечение местного аппарата колониального управления чиновниками, секретарями, переводчиками и обслуживающим персоналом. Срок обучения в этих школах продолжался 6 - 8 лет, в которые принимались учащиеся

в возрасте от 8-и до 20-и лет. Занятия в этих школах начинались 1 августа и продолжались до 1 июня. Русско-туземные школы в отличие от местных мактабов занимались по определенным программам, с учебным планом и четко составленным расписанием [8, с. 30]. К 1911 году на территории нынешнего Таджикистана имелось 10 русско-туземных школь, в которых обучались 369 учеников при большинстве русско-туземных школ действовали вечерние курсы в которых обучалось грамоте взрослое население. По замечанию профессора Расулова К. «Уровень образования русско-туземных школах были не высоко и они мало отличались от образованных позже новометодных школ и в связи с этим не пользовались особой популярностью среди местного населения» [11, с. 106]. Следует особо подчеркнуть, что в таких школах учились в основном дети из состоятельных семей.

Под влиянием «новометодных школ» России в конце XIX века в Средней Азии джадиды ("борцы за новшество") начали создавать на свои средства "новометодные школы", они получили такое названия «новометодными» потому что в них в отличия от традиционных школ обучения велось новыми методами то есть по новой учебной программе, где наряду с богословскими предметами преподавались светские науки. Учёба в новометодных школах длилось от 4-х до 6-и лет.

С самого начала отношение Российского правительства и Бухарского эмирата к новометодным школам было двояким. Так, например, военный губернатор города Ташкента писал, что «новометодные школы, включив в свою учебную программу новые предметы - географию, арифметику, историю, знакомство с русским языком-нарушили старый образ жизни и вступили с ним в конфликт. С одной стороны, мы поддерживаем эти нововведения, которые должны способствовать развитию науки и техники. Но с другой стороны, если не установит жёсткий контроль над деятельностью этих школ то существует опасность распространение идеологии панисламизма [10, с. 386].

Советская власть упразднила старую систему образования (мактабы, русско-туземные и новометодные школы) и ввела новые школы европейского образца.

Совет народного образования в Ходженте был учрежден 28 апреля 1918 года. Первым комиссаром народного образования Ходжентского уезда был назначен известный этнограф, в последствии член-корреспондент Академии наук СССР М.С. Андреев [7, с. 7].

Советские школы и детдома, были открыты Народным комиссариатом просвещения Таджикской АССР и отделами народного образования в вилоятах. В первые дни образования Наркомпроса их было мало и им не хватало учителей, отсутствовали учебники и учебные пособия на таджикском языке, за исключением нескольких букварей. Задача сводилась тогда к сбору средств на которые можно было бы построить эти школы.

В Таджикской ССР организация просвещения была начата с ликвидации массовой безграмотности взрослого населения в школах Ликбеза и создания начальных школ и интернатов для детей.

Другим наиболее важным факторам недоверия населения новым советским школам являлось то что несмотря на принятом постановление Наркомпросом РСФСР «О школах национальных меньшинств», в котором указывалось, что «Все национальности населяющие РСФСР, пользуются правом организации обучение на своём родном языке» [6, с. 31] При этом до 1924 года то ест до образования Таджикской АССР на территории республики не было организовано ни одной таджикской советской школы. В качестве основных национальностей Средней Азии признавались Узбекская, Туркменская и Киргизская. Таджикский народ и таджикский язык на официальном уровне не признавалось, и соответственно никаких советских школ с таджикском уклоном обучения создано не было.

Следует особо отметить, что в традиционных школах преподавания велось на таджикском языке, что и побуждало местное населения отдавать своих детей именно в них.

Воспользовавшись временными затруднениями советской власти, старометодные мактабы в этот период оживили свою деятельность. Баи, муллы основываясь на религиозных и национальных чувствах населения, вели усиленную агитацию против советских школ. В некоторых местах действительно под их влиянием дехкане забирали своих детей из советских школ.

Как писал Баки Рахим-заде между старыми мактабами и новыми советскими школами была всегда конкуренция. Бывали такие случаи, когда какой-нибудь ученик несколько раз переходил из одной школы в другую. Многие родители были под влиянием мулл и поэтому переводили своих детей из новых школ [4].

Что касается поголовной безграмотности населения Таджикистана, то согласно информационному отчёту оргбюро КП(б) Узбекистана в Таджикской АССР, точных данных о количестве грамотных в Таджикистане нет. По приблизительному подсчету процентное отношение грамотных ко всему населению 1-1,5% [5, с. 81].

Однако в различных источниках называются разные показатели процента грамотности населения Таджикистана. Поэтому возникает вопрос, можно ли считать населения неграмотным при наличии традиционной системы образования? По этому вопросу к.и.н М.Алимардони утверждает, что в «действительности грамотных таджиков было больше, однако большая их часть была записана «узбеками». Кроме того, в Средней Азии, особенно в бывшем Бухарском эмирате образование было исключительно религиозным и поэтому всех образованных людей принято было называть «муллой». Иными словами под словом «мулла» понимался не только мусульманский священнослужитель, но и любой образованный мусульманин [2, с. 64]

Этими словами историк М. Алимардони хочет сказать, что считать таджикское населения неграмотным до образования Таджикской АССР не правильно ибо, религиозное образование тоже является образованием. Помимо этого, как нами было выше отмечено, мактабы имелись почти при каждой мечети.

Кроме того Советскими властями всячески игнорировались старометодные школы и образование. Согласно Сообщению «О развитии народного образования в Гармском вилояте» от 1929 года «В былые годы народное образование в Гармском вилояте совершенно отсутствовало. А сейчас здесь уже достигнуты некоторые успехи. Построено 43 школы с 70 классами, где занимается 1612 учащихся. Из них 410 ребят учатся во 2 классе и 70 - в 3. Национальный состав таков: 1488 таджиков и 124 киргиза.

Далее автор этого сообщения противоречит сам себе, так как в продолжении говорится, «все это нанесло большой удар по дореволюционным школам» (имеются в виду старометодные школы, то есть мактабы). В прошлом году их было 205, и там отравляли ум 1804 ребятам. Сейчас старых школ осталось лишь 20, и в них всего 364 ученика» [12, с. 3]. Иначе говоря в этом вилояте старометодные школы всё же существовали.

До революции в Таджикистане, кроме вилоятов Ура-Тюбинского, Пенджикентского и Памира, все школы были конфессиональные. На Памире была одна русско-туземная школа, 1 школа была в Ура-Тюбе.

В кишлаке Урметан ещё в 1870 году функционировало 6 мечетей, при каждой из которой имелись мактабы. Более того, имелась специальный мактаб для девочек, в котором преподавала Бибихалифа [1, с. 32].

После революции в части Таджикистана, входившей прежде в Бухарскую Народную Советскую Республику, делом народного образования ведал Отдел Народного Образования при Восточно-Бухарском ЦИК (Восточный ЦИК). До организации Таджикского Наркомпроса в 4-х вилоятах Таджикистана (Гармский, Гиссарский, Кулябский и Курган-Тюбинский) было всего 7 школ со 152 учащимися и 26 учителями. Учителя в большинстве своём малограмотные. Преподавание в школах до нацразмежевания велось на Узбекском языке.

В Ура-Тюбинском вилояте было 8 школ, из них 1 для русских, 1 для девочек-таджичек с 366 учащимися, и 18 учителями. В волостях Ура-Тюбинского вилоята было также 8 школ с 207 учащимися и 11 учителями. В Пенджикентском вилояте до нацразмежевания было 5 школ с 704 учащимися и 6 учителями [5, с. 81].

Постановки преподавания в школах и снабжение их учебными пособиями все ещё очень плохи. Преподавание велось теперь на таджикском языке. Преподаватели в большинстве случаев были мало подготовлены. За отчетный период был произведен выпуск учителей из душанбинских курсов переподготовки учительства, всего было выпущено 28 учителей. Подготовка этих учителей, правда, очень невелика, но все же они знакомы с более современными методами преподавания. Кроме того, 30 преподавателей из Ура-Тюбе и Пенджикента прошли курсы, открытие для таджиков Узбекистана и Самарканда [5, с. 81-82].

Советским властям в лице Наркомпроса было довольно сложно своими силами внедрят новую систему образования. Поэтому для привлечение местного населения к строительству советских школ Оргбюро КП(б) Узбекистана в Таджикской АССР был принят Циркуляр о проведении двухнедельника и месячника просвещения в республике (от 16-го августа 1926 года).

Согласно указанного документа, планировалось на общих партийных комсомольских и профсоюзных собраниях провести:

1. Доклад о целях и задачах месячника просвещения, где с достаточной ясностью разъяснить каждому члену партии, комсомола и члену профсоюза, каковы его задачи восстановления народного просвещения в Таджикистане, добиться единовременного отчисления от членов партии, комсомола и профсоюза в пользу народного просвещения.

2. Провести широкую разъяснительную компанию среди населения, увязав это с шефработой.

3. Силами членов партии, ЛКСМ, комиссиями культпросветов, профсоюза провести в период месячника спектакли, концерты и т.д., отчислив сборы в пользу народного просвещения.

4. Провести сбор добровольных пожертвований по подписанным листам [5, а 84].

Планировалось, что все сборы и пожертвования должны сдаваться в комиссию по

проведению месячника просвещения при Наркомпросе.

В рамках этого проекта на всей территории Таджикистана местными партийными и советскими органами были проведены соответствующие мероприятия. По данным, приведённым в докладной записке Парторганизатора Курган-Тюбинского вилоята от 11 октября 1926 года на долю вилоята пало построить 13 школ и 1 интернат силами и помощью населения. При этом, авторы записки отмечают, что по средством разъяснения и агитации о значении просвещения было сделано. Были построены и готовы, за исключением побелки и вставления дверей, школы в следующих местностях: В Джилликульском Кенте построено на 60 учеников 4 школы. В кишлаках Гунаш, Пасарык, Актеры и Каратуркмен, из которых 3 для туркмен и 1 школа для казахов. В Кабадиянском тюмене была построена только одна школа для таджиков [5, а 85-86].

В то же время, в другой части Таджикистана, а именно в Гармском вилояте к 1929 году было построено 43 школы с 1612 учащегося [5, а 94]

Иначе говоря существовали огромные экономические и материальные трудности, и правительство республики выделяло значительные бюджетные ассигнования на нужды школ. Постановления Ревкома Таджикской АССР «О льготах и преимуществах семей, в которых дети обучаются в советских школах» (1925г.) способствовало укреплению советской системы образования. Для семей, в которых дети поступали в советскую школу, представлялся ряд льгот: кредитования дехкан, семенная ссуда, отпуск сельскохозяйственного инвентаря, бесплатные завтраки тем, кто посещает школу и пункты ликбеза.

Становление народного образования было связано с преодолением предубеждений дехканских масс против советской школы и борьбой со старой конфессиональной школой. Советская школа сразу не могла вытеснить старую мусульманскую конфессиональную школу, так как последняя в те годы пользовалась поддержкой религиозно настроенного населения. Поэтому ликвидация мактабов и медресе административным путём было несвоевременной.

Партийные и советские организации должны были проявить максимум терпения. Развернуть широкую разъяснительную политическую работу, пока сами местные жители на опыте убедятся в несоответствии старой школы новым условиям. Когда стали очевидными успехи народного образования и большинство населения убедилось в преимуществах советской системы образования перед старометодными школами, последние либо перестали существовать, либо были реорганизованы.

Очень часто новая школа открывалась после торжественного собрания жителей кишлака или махаллы, что сильно влияло на настроение жителей.

В 1929 году число общеобразовательных школ в республике достигло 541. В них обучалось 27 тыс. человек [9, а 167].

Важным достижением в культурном прогрессе республики стало осуществление всеобщего начального обучения детей. Уже в 1932\33 учебном году 70,3% детей в возрасте от 8 до 12 лет обучались в начальной школе.

Всеобщее обязательное обучение в объёме семилетки предусматривалось только в Северном Таджикистане, являвшемся в тот период наиболее развитым в экономическом и культурном отношении. Это задача была успешно решена.

За период с 1928 по 1938 гг. численность учащихся в общеобразовательных школах Таджикской ССР (на 1000 человек населения) возросла с 18 до 170 [3, c. 177].

Таким образом, Советской власти, несмотря на огромные трудности, в 20-е гг. ХХ века удалось заложить основы Советского образования.

Литература:

1. Абдурахмони М. Рузномаи сафари Искандаркул / М. Абдурахмони. -Душанбе, 1989.-176с.

2. Алимардони М. У. Возрождения Таджикской государственности / М. У. Алимардони. -

Душанбе, 2014. - 125 с.

3. Великий Октябрь в исторических судьбах Таджикского народа / Р. М. Масов, Б.А.

Антаненко, А. Я. Вишневский, Н. П. Пак. - Душанбе, 1987. - 253с.

4. Зарифов Н. Борьба новой и старой системы народного образования в Таджикской АССР /

Н. Зарифов // Вест. Тадж. Нац. ун-та. Серия гуманитарных наук. - 2014. - № 3. - С. 112-115.

5. Из истории культурного строительства в Таджикистане (1924 - 1941 гг.). - Душанбе, 1966.

Т.1. - 670с.

6. Кадыров А. Создание социалистической культуры в северном Таджикистане (19171924гг.). / А. Кадыров -Душанбе, 1977. -140с.

7. Ленинабадский Педагогический Институт-50 лет. Юбилейный сборник. -Душанбе, 1982.

8. Назаров Р. Проблемы качества образования трансформирующегося таджикского

общества: социально-философский анализ / Р. Назаров. - Душанбе, 2011.

9. Народное хозяйство Таджикской ССР в 1971 г.: Стат. Ежегодник. - Душанбе, 1972.

10. Рачабов З. Ш. Аз таърихи афкори чамъияти-сиёсии халки точик / З.Ш. Рачабов. -Сталинобод,1959.

11. Расулов К.К. История культуры Таджикского народа в первой четверты ХХ века: автореф. дис. ... д-ра ист. наук / К.К. Расулов. - Душанбе, 2010. - 358 с.

12. Сообщение о развитии народного образования в Гармском вилояте // Газета «Овози точик». - 1929. - 11 марта. - № 321.

СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В

ТАДЖИКИСТАНЕ

Статья посвящена актуальной проблеме становления советской системы народного образования в Таджикистане. На основе имеющихся материалов автором дается собственная интерпретация процессов ликвидации прежних (старометодных) школ и учреждения советских школ.

Ключевые слова: мактаб, медресе, русско-туземная школа, новометодная школа, советская школа, парторганизатор, Наркомпрос, детдом, мулло, джадид.

FORMATION OF THE SOVIET SYSTEM OF PUBLIC EDUCATION IN TAJIKISTAN

The article is devoted to the actual problem of formation of the soviet system of public education in Tajikistan. Based on the available material is given by the author's own interpretation processes liquidation old schools and in place of them, the appearance of soviet school.

Keywords: Maktab, madrasah, Russian-native school, new methodological school, the soviet school, party Organizers, People's Commissariat of Education, mullah, jaded.

Сведения об авторе: Садиров Устосадир, аспирант Института истории, археологии и этнографии имени А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан, е-mail: manuchehr.sadirov@mail.ru

About author: Sadirov Ustosadir, post-graduate student of the Institute of History, Archeology and Ethnography named after A. Donish of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.