Научная статья на тему 'Становление социологии права в системе высшего образования как одно из направлений правовой социализации студентов'

Становление социологии права в системе высшего образования как одно из направлений правовой социализации студентов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
121
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куликова А. В.

В статье обосновывается необходимость включения социологии права в учебный процесс студентов-юристов и студентов-социологов. Автор рассматривает особенности становления социологии права как учебной дисциплины в российских вузах, делает обзор учебно-методической литературы по социологии права, используя для анализа модель составления учебных пособий по этой дисциплине в Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление социологии права в системе высшего образования как одно из направлений правовой социализации студентов»

Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2007, № 1 (6), с. 40-43

СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ ПРАВА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

© 2007 г. А.В. Куликова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

уе stnik_nngu@mail. га

Поступила в редакцию 25.12.2006

В статье обосновывается необходимость включения социологии права в учебный процесс студентов-юристов и студентов-социологов. Автор рассматривает особенности становления социологии права как учебной дисциплины в российских вузах, делает обзор учебно-методической литературы по социологии права, используя для анализа модель составления учебных пособий по этой дисциплине в Германии.

Усвоение личностью стандартов нормативного, правомерного поведения, усвоение и использование правовых знаний происходит в процессе правовой социализации. Правовая социализация - это не только формирование навыков социального, правового поведения, соответствующих нормам общества, но и интернализация таких норм, возникновение внутренней мотивации, ориентирующей личность на их соблюдение. В процессе правовой социализации происходит постепенная интеграция личности в широкий социальный контекст, переход ее к полноценному участию в функционировании гражданского общества и государства. Однако в ходе социализации могут возникать и деформации, отклонения, которые приводят впоследствии к преступному, асоциальному поведению, правовому нигилизму. Правовая социализация осуществляется в рамках общей социализации, но имеет свои специфические особенности. Можно выделить три вида правовой социализации:

1) социализация через процесс обучения -приобретение общих правовых знаний и усвоение соответствующих норм;

2) социализация путем передачи опыта -происходит в результате осмысления собственных ошибок и событий, а также жизненного опыта окружающих людей;

3) символическая социализация - основывается на собственных абстрактных представлениях человека о праве, правовых феноменах, государстве и т.д.

Нам представляется возможным осуществление целенаправленного влияния на формирование правовой грамотности студентов в рамках первого и третьего вида правовой социализа-

ции. Прежде всего приобретение правовых знаний осуществляется в рамках курса «Правоведение», который предусмотрен в качестве предмета основной образовательной программы подготовки специалиста Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (2000 г.). Здесь студенты приобретают общие и специализированные знания о государстве и праве, нормативно-правовых документах, Конституции Российской Федерации, основных законах, регулирующих трудовые, семейно-брачные отношения, административной и уголовной ответственности и прочее. Помимо знания основных законов Российской Федерации имеет значение развитие у студентов социологического подхода к анализу правовой действительности, где подчеркивается социальная обусловленность права, особое внимание уделяется социальным последствиям принятия правовых норм. Как нам кажется, именно социологическое понимание правовых феноменов, наряду с философским, будет способствовать адекватной символической правовой социализации.

Социология права как самостоятельная научная дисциплина появилась сравнительно недавно. Официальное признание она получила в 1962 году на V Международном социологическом конгрессе. Тем не менее исторически социологический подход к изучению правовых феноменов начал формироваться уже в конце XIX века. Своим возникновением социология права обязана как социологам, интересовавшимся правовыми феноменами (М. Вебер,

Э. Дюркгейм, Ф. Теннис, П. Сорокин и др.), так и правоведам (Е. Эрлих, Р. Иеринг, С.А. Муромцев, Б.А. Кистяковский и др.). В трудах основоположников социологии права подчерки-

вается необходимость социологического изучения правовых феноменов, признания различий между правовыми отношениями, как они закреплены законодательно, и фактическими («живое право» и «право в книге» Е. Эрлиха; различие «эмпирической» и «нормативной» значимости правового порядка М. Вебера). Методологические основы эмпирических исследований в области права были заложены Ф. Теннисом. Первыми сформулировали требование изучать право как социальное явление М.М. Ковалевский, Б.А. Кистяковский.

На современном этапе развития социологии права следует отметить труды как западных, так и отечественных ученых. Американская школа социологии права: идея инструментального характера права, «право в действии» и «книжное право» Р. Паунда [6]; Т. Парсонс - анализ роли и места права в социальной системе и его функции; Л. Мейхью и его понимание права как социального процесса [2]. Европейская школа социологии права: «социальное право» и эмпиризм Ж. Гурвича, системный подход Н. Лумана [4], «право извне» и «право изнутри», социальная роль законодательства Ж. Карбонье [1], методические разработки в области преподавания социологии права Т. Райзера [7], Х. Ротлейтера [8]. Отечественные ученые уделяют особое внимание разработке методологических оснований социологии права, ее особой предметной области в отличие от юриспруденции. В современной российской научной литературе сложились три основных подхода к пониманию места социологии права в системе обществоведения:

1) первый из них характерен для работ в области юриспруденции (С.В. Боботов, Ю.И. Гревцов, В.В. Лапаева, В.М. Сырых, В.А. Туманов), согласно которому социология права есть составная часть юриспруденции;

2) второй подход развивается в рамках социологии; так, В.А. Глазырин, В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко, Э.В. Таде-восян занимают позицию, согласно которой социология права является отраслью социологии;

3) третий подход определяет социологию права как самостоятельную научную дисциплину, подчеркивая ее междисциплинарный характер (В.Н. Кудрявцев, В.П. Казимирчук).

В последние пять лет заметно увеличилось число прикладных социологических исследований в области права, в том числе по проблеме формирования правовой культуры населения. Но, несмотря на повышение интереса социоло-

гов к правовой тематике, в том числе и к вопросам формирования правовой культуры и правовой социализации, еще не сформировался комплексный подход к данной проблеме. Отсутствие комплексного подхода наблюдается и в процессе становления социологии права как учебной дисциплины вузов.

В качестве составной части социологии дисциплина «Социология права» принадлежит к учебным предметам социологических факультетов. Дисциплина «социология права» не входит в Г осударственный стандарт высшего профессионального образования (2000 г.) по специальности «социология». Поэтому преподавание этого предмета ведется как исключение в тех вузах, где социология права пользуется особым интересом у преподавателей. Конечно, отдельные вопросы социологического рассмотрения правовых феноменов находят свое отражение в курсах по общей теоретической социологии и по истории социологии, где эти вопросы разбираются в рамках классических социологических теорий Э. Дюркгейма, М. Вебера, Н. Лумана. Похожая ситуация складывается, например, и в ФРГ.

На юридических факультетах также не уделяется должного внимания социологическому изучению правовых феноменов, это отмечают и юристы [7]. Государственный стандарт высшего юридического образования РФ не предусматривает обязательного изучения студентами юридических вузов и факультетов социологии права. Но, как нам кажется, пробелы социологического образования не восполняются курсами как по общей теории права, так и курсами отраслевых юридических наук. Анализ правовых процессов ограничивается сферой «чистого» права, тогда как социальный аспект механизма правового регулирования остается за пределами учебной программы.

В отличие от России, в Германии социология права как учебная дисциплина вошла в учебные планы с середины 70-х годов как основная и как предмет по выбору. Конечно, введение этой дисциплины в Положение о юридическом образовании ФРГ давало значительные шансы развитию нового учебного предмета, однако на практике из-за консервативно настроенных преподавателей, из-за большой загруженности сту-дентов-юристов социологию права изучало небольшое число учащихся. Положение меняется в лучшую сторону лишь в середине 80-х годов.

Можно воспользоваться зарубежным опытом построения учебных программ по социологии права, где выделяются следующие типы учебных курсов [7, S. 28-31]:

1. Первый тип, где центральное место занимают концепции крупных теоретиков. Курс ориентирован на систематический обзор, форма обучения - традиционные лекции. Учебная цель - объяснить абстрактные теоретические модели различных исторических традиций.

2. Второй тип имеет цель - представить современное положение социологии права в стране и за рубежом. Этот курс ориентирован на социологический эмпиризм, и главное место отводится методам и техникам проведения социологических исследований. Однако догматические правовые проблемы остаются в стороне. По внешней форме - это также систематические обзорные лекции.

3. Противоположный этим двум моделям -интеграционный тип, который ставит рядом темы и исследовательские проекты социологии права и юриспруденции. Это могут быть, например, «Социологические основы и правовые проблемы потребительского кредита», «Иностранец в немецкой правовой среде», «Становление системы регистрации прав на недвижимое имущество и правовая культура населения» и т.д.

4. Четвертый тип, хотя и придерживается основ социологии права, но соотносит содержание курса с теоретическими проблемами юриспруденции и включает эмпирические исследования социологии права в тематическое поле догматической юриспруденции. Целью, как и интеграционного типа, является изучение социальной обусловленности права.

Если попытаться соотнести данную типологию с курсами по социологии права, изложенными в учебных пособиях последних лет, то получится следующая картина.

Первый тип курса по социологии права, предназначенный скорее для студентов-социо-логов, где большее или даже основное внимание уделяется историко-теоретическим проблемам. Данной модели придерживаются авторы следующих учебных пособий:

Агафонов, Ю.А. Русская философия и социология права / Ю.А. Агафонов, В.В. Шалин, Н.А. Зимонина. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 400 с.

Глазырин, В.А. Юридическая социология: Учебник / В.А. Глазырин, Э.Н. Грибакина,

Н.А. Гулина. - М.: Норма - Инфра-М, 2000. -368 с.

Лапаева, В.В. Социология права / В.В. Лапа-ева. - М.: Норма, 2000. - 304 с. (истории социологии права отводится одна треть учебного пособия).

Касьянов, В.В. Социология права / В.В. Касьянов, В.Н. Нечепуренко. - Ростов н/Д, 2001. -480 с.

Примерами второй модели построения курса по социологии права, где внимание уделяется только эмпирической социологии, будут:

Гречин, А.С. Социология правового сознания: Учебн. пособие для вузов / А.С. Гречин. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 256 с.

Шереги, Ф.Э. Социология права: прикладные исследования / Ф.Э. Шереги.- СПб.: Але-тейя, 2002. - 447 с.

Третий интеграционный тип среди отечественных ученых не представлен. Примером может служить учебное пособие Т. Райзера, и то с оговорками: Reiser, T. Rechtssociologie: Ein Lehrbuch / T. Reiser. - Frankfurt am Mein: Metzn-er, 1987. - 364 s. Хотя, на наш взгляд, учебные курсы именно такого типа наиболее эффективны с обучающей точки зрения, подходят как для студентов социологических, так и несоциологических специальностей.

Четвертый тип учебных курсов скорее соответствует дисциплине «Социологическая юриспруденция» и предназначен студентам юридических вузов и факультетов. Примерами в данном случае будут:

Социология права: Учебник / В.М. Сырых. -М.: Юридический дом «Юстицформ», 2004. -464 с.

Лапаева, В.В. Социология права / В.В. Лапа-ева. - М.: Изд-во НОРМА, 2000. - 304 с.

В Германии уже в 1985 г. разработан план общего курса по социологии права, который хотя и не принадлежит ни к одному из выше перечисленных типов учебных программ, но основывается на смежной позиции между вторым и четвертым. Главная задача обучения социологии права - усиление внимания к социально-правовой действительности, чтобы студенты-юристы не приравнивали совершенство и гармонию правовой системы норм к социальной действительности. С другой стороны, план придерживается того, чтобы вводить начальные представления и темы общей социологии права. Как мы видим, дисциплина ориентирована все-таки на юридическое образование. Учебный план выглядел следующим образом [7, s. 30-31]:

1. Социолого-юридическая профессия.

2. Эмпирический образ мышления и методы.

3. Основные понятия социологии права.

4. Право, власть, господство, легитимность и легальность права.

5. Значение социологии права для юридической практики.

6. Функции права.

7. Социология права и правовое поведение.

Особо необходимо отметить роль средств

массовой информации в процессе правовой социализации молодежи. Сегодня сила СМИ, особенно телевидения, не только возросла, но и те, кто освещает общественно-правовые проблемы, несколько «бульваризировались». Как раз для таких тем, как право, криминальность не хватает структурного анализа, социологический и юридический способ мышления не востребованы и вытесняются освещением отдельных сенсационных событий, многочисленными и подробными описаниями сцен насилия, агрессии. И такая ситуация складывается не только в России, социологи ФРГ также отмечают эту особенность современных СМИ [5]. Однако в отличие от России социологи других стран пытаются изменить данную ситуацию. Сегодня в США, Великобритании и ФРГ становится популярной инновационная обучающая концепция «Право в фильме», где сочетаются анализ фильма с социологическим и юридическим способом анализа правовых феноменов. В июне 2001 года на заседании секции «Социология права» Немецкого социологического общества широко обсуждалось это учебное мероприятие. Распространение программы послужило тому, что многие юридические факультеты немецких вузов, а также некоторые социологические факультеты стали предлагать своим слушателям курсы по социологии права.

В связи с тем, что преподаванию социологии права как на социологических, так и юридических факультетах российских вузов не уделяется должного внимания, представляется необходимой разработка методических рекомендаций по спецкурсу «Особенности социологического

изучения правовых феноменов» с учетом опыта преподавания социологии права в европейских странах.

Формирование правовой культуры начинается в юношеском возрасте. Молодежь, в особенности студенты, подготавливая себя к профессиональной деятельности, будут в скором времени играть важную роль в обществе. Поэтому необходимо формировать основы правовой культуры уже в вузе.

Список литературы и примечания

1. Карбонье, Ж. Юридическая социология / Ж. Карбонье. - М.: «Прогресс», 1986. - 258 с.

2. Мейхью, Л. Социология права / Л. Мейхью // Американская социология: перспективы, проблемы, методы / Ред. и вступ. статья Г.В. Осипова. - М., 1972. - С. 220239.

3. Социология права: Учебник / В.М. Сырых [и др.] - М.: Юридический дом «Юстицформ», 2004. - 464 с.

4. Luhman, N. Rechtssoziologie / N. Luhman /

3. Aufl. - Opladen: Westdeutsche Verl., 1987. -385 s.

5. Machura, S. Die Aufgabеn der

Rechtssoziologie. Eine Antwort an Theo Rasehorn / S. Machura // Zeitschrift für

Rechtssoziologie. - 22 (2001). - Heft 2. -

S. 293-297.

6. Роund, R. Social Control through Law/

R. Роund. - New Haven, 1942. - 324 р.

7. Reiser, T. Rechtssociologie: Ein Lehrbuch / T. Reiser. - Frankfurt am Mein: Metzner, 1987. - 364 s.

8. Rottleuther, H. Einfuehrung in die Rechtssoziologie/ H. Rottleuther. - Darmstadt: Wiss. Buchges., 1987. - 178 s.

FORMATION OF SOCIOLOGY OF LAW IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION AS ONE OF THE DIRECTIONS OF THE STUDENTS' LEGAL SOCIALIZATION

A. V. Kulikova

This article explains the necessity of including Sociology of law in an educational process for students studying Law and Sociology. The author depicts the peculiarities of foundation of Sociology of law as an educational discipline in Russian Universities and makes a revue of educational and methodological literature devoted to Sociology of law, using a model of creating educational literature of this discipline in Germany for a survey.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.