Научная статья на тему 'Становление социального интеллекта в онтогенезе'

Становление социального интеллекта в онтогенезе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2176
377
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПОВЕДЕНИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБЩЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Манина Ксения Евгеньевна

В статье обосновывается актуальность изучения феномена социального интеллекта в контексте изменяющихся условий современного мира. Предметом исследования является не столько выявление структуры социального интеллекта и обоснование его связи с другими видами интеллекта, сколько рассмотрение процесса развития данного вида мыслительных способностей в зависимости от индивидуального развития организма. В статье предложены различные классификации развития социального интеллекта, составленные в зависимости от возрастных особенностей человека, типологии, не принимающие во внимание количественные ступени развития человека. Данная работа, аккумулируя существующие научные данные, касающиеся проблемы развития социального интеллекта в онтогенезе, обосновывает необходимость и важность дальнейшего изучения данного психологического явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление социального интеллекта в онтогенезе»

УДК 159.9

Манина Ксения Евгеньевна

аспирант кафедры социальной и дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов manun4ik71@rambler.ru

Kseniya E. Manina

graduate student at the Department of social and differential psychology, People’s Friendship University of Russia manun4ik71@rambler.ru

Становление социального The formation of social

ИНТЕЛЛЕКТА В ОНТОГЕНЕЗЕ INTELLIGENCE IN ONTOGENESIS

Аннотация. В статье обосновывается актуальность изучения феномена социального интеллекта в контексте изменяющихся условий современного мира. Предметом исследования является не столько выявление структуры социального интеллекта и обоснование его связи с другими видами интеллекта, сколько рассмотрение процесса развития данного вида мыслительных способностей в зависимости от индивидуального развития организма. В статье предложены различные классификации развития социального интеллекта, составленные в зависимости от возрастных особенностей человека, типологии, не принимающие во внимание количественные ступени развития человека. Данная работа, аккумулируя существующие научные данные, касающиеся проблемы развития социального интеллекта в онтогенезе, обосновывает необходимость и важность дальнейшего изучения данного психологического явления.

Ключевые слова: интеллект, социальный интеллект, поведение, межличностные отношения, взаимодействие, общение, личность, развитие, возраст.

Annotation. The article explains the relevance of studying the phenomenon of social intelligence in the context of changing conditions of the modern world. The subject of research is not the identification of the structure of social intelligence and studying of its relationship with other forms of intelligence, it is the consideration of the process of development of this type of thinking abilities, depending on the individual development of the person. The article suggests various classifications of social intelligence, made according to the age characteristics of human typology, and classifications, which do not take into account the quantitative stage of human development. This work accumulates existing scientific data concerning problems of social intelligence in ontogeny, justifies the need and the importance of further study of the psychological phenomenon.

Keywords: intelligence, social intelligence, behavior, interpersonal relationships, interaction, communication, personality, development, age.

В современной действительности проблема обеспечения развития сформированности социального интеллекта, который в самом широком смысле понимается как способность людей понимать друг друга, зависит успешное саморазвитие, взаимодействие, планирование межличностных событий.

В последние годы проблемы формирования социального интеллекта в отечественной и зарубежной психологической науке приобретают все больший интерес. Это связано с тем, что в рамках современной действительности актуальной является проблема развития, а также использования потенциала человека в контексте постоянно изменяющихся условий. К современному человеку предъявляются все более серьезные требования относительно знаний и умений понимания и интерпретации не только происходящих изменений, но также поведения самого человека и других людей. Все вместе данные особенности объединяются понятием «социальный интеллект».

Данный термин первоначально был предложен в психологической науке, в работах Э. Торндайка. Он выделил три вида интеллекта, в частности-социальный, механический, а также абстрактный интеллекты. Собственно социальный интеллект ученый рассматривал как способность к управлению и пониманию других людей, как способность действовать мудро в рамках межличностных отношений [5].

В дальнейшем проблема анализа феномена социального интеллекта нашла свое отражение в работах множества ученых, как отечественных, так и зарубежных (А. Айзенк, Дж. Гилфорд, Н. Кэнтор, Р. Селман, Р. Стернберг, Н.А. Аминов, Е.И. Ишути-на, М.Л. Кубышкина, В.Н. Куницына и др.).

Проблема онтогенеза социального интеллекта, по сравнению с проблемой структуры, соотношения с другими видами интеллекта, а также с иными видами социального познания в меньшей степени являлась предметом исследования ученых. Основной акцент делается на рассмотрение процес-

63

сов развития феномена социального интеллекта.

Проблема онтогенеза социального интеллекта в отечественной психологической науке базируется на необходимости учета закономерностей психического развития человека. Специально не обращаясь к рассмотрению проблемы социального интеллекта, Л.С. Выготский указывал на то, что все психические функции человека выступают как результаты интериоризированных социальных отношений. Рассматривая феномен мышления в качестве сложной формы поведения, Л.С. Выготский говорит о возможностях познания чужой психики, а также возможности существования феномена самопознания как такового. При этом он говорит о том, что средства и методы познания чужой психики и самопознания могут рассматриваться как тождественные [1].

Отечественные исследователи, базируясь на методологии, заложенной Л.С. Выготским и ДБ. Эль-кониным, уделяют особенное внимание начальным этапам онтогенеза, когда ведущим выступает непосредственное эмоциональное общение с близкими людьми.

М.И. Лисина указывает на то, что у детей в период младенчества и в раннем возрасте представление о межличностных отношениях (которые соотносимы с понятием «социальный интеллект»), формируются как аффективный комплекс в процессе ситуативно-личностного общения. Л.Ф. Обухова отмечает появление феномена социальной категоризации на этапе доречевого развития [2].

В работах зарубежных ученых развитие социального интеллекта было связано с попытками разработать периодизацию развития социального интеллекта. Образцом для такой категоризации выступает операциональная модель интеллектуального развития Ж. Пиаже, в рамках которой интеллект рассматривается как возможность гибкого приспособления к социальной или же физической действительности, где основное назначение социального интеллекта - это организация взаимодействия человека со средой. Как отмечал Ж. Пиаже, развитие интеллекта является стихийным процессом, который подчиняется особым законам и выражается в вызревании операциональных структур, которые постепенно вырастают из предметно-житейского опыта ребенка. В соответствии с теорией Д. Пиаже, в развитии интеллекта можно выделить ряд этапов [3], первым из которой выступает стадия сенсомоторного интеллекта (от 8-10 месяцев до 1,5 лет). Вторая стадия - это стадия допонятийного (символического) интеллекта (от 1,5-2 лет до 4 лет). Третьей стадией является стадия наглядно (интуитивного) интеллекта (от 4 до 7-8 лет). Четвертая стадия-стадия конкретных операций (от 7-8 до 11-12 лет). Пятая стадия - это стадия формальных операций, иными словами именуемая как стадия рефлексивного интеллекта (от 11-12 лет до 14-15 лет).

В развитии интеллекта можно выделить, по мнению Ж. Пиаже, две основные линии. Первая ли-

ния предполагает интеграцию операциональных когнитивных структур, тогда как вторая - с ростом объективности индивидуальных представлений относительно действительности.

Еще одна интересная модель онтогенеза социального интеллекта предложена Р. Селманом. В рамках его теории социальных ролей, принятие социальной роли - это развитие способности относиться и к себе, и к другим людям как к субъектам. Ученым выделялись пять основных стадий в развитии социального интеллекта [4]:

Нулевая стадия - это стадия, в рамках которой ребенок еще не различает внутренние психические и внешние физические принципы поведения. Данный этап заканчивается тогда, когда чувства и мысли других людей и свои собственные выделяются как самостоятельная реакция.

Первая стадия. На данном этапе развития социальный интеллект может рассматриваться как характеризующийся дифференцировкой внешнего и внутреннего мира человека.

Вторая стадия. Ребенок пытается занимать позиции других людей и предлагать партнерам по взаимодействию примерить собственную позицию.

Третья стадия. На данной стадии (обычно приходящейся на возраст 10-12 лет) происходит формирование умений понимания взаимозависимости и взаимосвязи разных, зачастую противоположных по характеру целей поведения людей.

Четвертая стадия. На данной стадии предполагается развитие и осознание разных уровней человеческой близости.

П. Эрвин соотносит особенности развития личности ребенка с качественными сдвигами в развитии различных аспектов социального интеллекта и на основании этого предлагает модель развития представлений детей о дружбе, дружеских взаимоотношениях со сверстниками. Он выделяет следующие этапы онтогенеза социального интеллекта:

1. Эгоцентрический этап (до пяти лет). На данном этапе ребенку еще недоступно различение внешних и внутренних состояний, ребенок не всегда способен отделить собственные внутренние представления и переживания от переживаний других людей.

Дружба для ребенка предполагает кратковременные контакты с другими детьми в ходе стихийно возникающей игры.

2. Субъективный уровень (5-9 лет). На данном этапе ребенку доступно разграничение собственных и чужих переживаний, вместе с тем, он еще не понимание особенностей влияния собственных действий и состояний на действия и состояния других людей. Дружба для ребенка обозначает нейтральное или положительное отношение с теми детьми, с которыми он периодически имеет общие виды деятельности.

3. Реципрокный уровень (9-12 лет). На данном

64

этапе ребенок уже способен понимать чувства, а также переживания других людей, он способен устанавливать причинно-следственные связи между различными явлениями и событиями. Дружба для ребенка на данном возрастном этапе - это отношения, которые основываются на взаимных предпочтениях.

4. Взаимный уровень (12-15 лет). На данном этапе развития социального интеллекта ребенок уже способен понимать, что думает о нем и об их отношения другой человек. Ребенок уже способен почувствовать степень удовлетворенности этими отношениями. Дружба рассматривается как взаимный учет долговременных состояний и потребностей.

5. Общественно-символический уровень (более 15 лет), Подростку уже доступно понимание теоретически идей, представлений и ценностей, носителем которых является другой человек. Дружба для лиц, находящихся на данном этапе, рассматривается как отношения, в которых существует взаимопонимание, взаимопомощь, которая базируется на взаимной независимости, признании права на личностные изменения и не требующие частого пространственного и временного единства.

В рамках данного подхода, когда осуществляется соотнесение особенностей развития феномена социального интеллекта, некоторые исследователи пытаются отказаться от возрастных ограничений обозначенных стадий в развитии личности, рассматривая социальное познание в качестве одной из интегративных характеристик развития личности человека.

Таким образом, мы можем говорить о том, что проблема социального интеллекта имеет междисциплинарный характер. Она требует даль-

Литература:

1. Выготский Л.С. Избранные психологические труды. 6 т. М., Академия, 2002. Т. 4. 230 с.

2. Лисина М.И. Общение со взрослыми детей первых семи лет жизни. Хрестоматия по возрастной психологии. М. : Мысль, 1994. 367 с.

3. Пиаже Ж. Теория Пиаже. История зарубежной психологии. 30-е - 60-е годы XX века. М., 1986.

4. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста Спб., Питер, 2000. 624 с. ил. (Серия «Мастера психологии»).

5. Thomdike E.L. Intelligence and its uses. Harper's Magazine, 1920.

нейшей проработки, так как является многоаспектной. Данная проблема может рассматриваться как узловая точка пересечения разного рода подходов в современной науке и практике, новым объяснительным дискурсом, через призму которого происходит интеграция наук о технике и человеке.

Социальный интеллект в настоящее время может рассматриваться как динамическое явление, а его становление происходит в процессе социализации. Для исследователей основными аспектами исследования проблемы социального интеллекта в онтогенезе стали:

1. Способы приобретения ребенком средств ориентировки в ситуациях социального взаимодействия.

2. Особенности развития представлений о межличностных отношениях.

3. Вопросы когнитивных структур, которые определяют формирование тех или иных представлений.

Таким образом, проблема социального интеллекта имеет междисциплинарный, комплексный характер. Данная проблема характеризуется необходимостью дальнейшей разработки, так как является наукоемкой и многоаспектной. Данная проблема выступает как узловая точка пересечения разных подходов в современной науке, а также в практике высоких технологий.

Вместе с тем, на современном этапе проблема развития социального интеллекта остается открытой. Нерешенными вопросами являются вопросы определения наиболее продуктивных условий для развития социального интеллекта на разных этапах развития.

Literature:

1. Vygotskii L.S. Izbrannye psikhologicheskie trudy. 6 t. M., Akademiya, 2002. T. 4. 230 р.

2. Lisina M.I. Obshchenie so vzroslymi detei pervyh semi let zhizni. Khrestomatiya po vozrastnoi psikhologii. M. : Mysl', 1994. 367 р.

3. Piazhe Zh. Teoriya Piazhe. Istoriya zarubezhnoi psihologii. 30-e - 60-e gody XX veka. M., 1986.

4. Rais F. Psihologiya podrostkovogo i yunoshes-kogo vozrasta. Spb. : Piter, 2000. 624 s.: il. (Seriya «Mastera psikhologii»).

5. Thomdike E.L. Intelligence and its uses. Harper's Magazine, 1920.

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.