Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:
Павленко АР., Юсупов Р.Г. — Становление системы высшего энергетического образования и науки России в отечественной историографии 1990-х - 2010-х гг. // Genesis: исторические исследования. - 2020. - № 6. DOI: 10.25136/2409-868X.2020.6.33163 URL: https://nbpublish.com'library_read_article.ptp?id=33163
Становление системы высшего энергетического образования и науки России в отечественной историографии 1990-х - 2010-х гг.
Павленко Арсен Рустемович
соискатель, кафедра новейшей истории России, Московский государственный областной университет
105005, Россия, Московская область, г. Москва, ул. Радио, 10а
И arcen.pavlenko.@yandex.ru
Юсупов Рахимьян Галимьянович
доктор исторических наук
профессор, кафедра государственного права, Башкирский государственный университет 450076, Россия, республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Вапцци, 32
И yusupovr.g@yandex.ru
Статья из рубрики "Актуальный вопрос"
DOI:
10.25136/2409-868Х.2020.6.33163
Дата направления статьи в редакцию:
10-06-2020
Дата публикации:
12-06-2020
Аннотация.
Статья посвящена новейшей историографии высшей энергетической школы в СССР и Российской Федерации. Предмет исследования составляет процесс формирования современных научных представлений о становлении и развитии отечественной системы подготовки энергетических кадров. Объектом исследования является сложившийся в 1990-е - 2000-е гг. комплекс публикаций исторического и междисциплинарного профиля по новейшей истории высшего энергического образования и вузовской энергетической науки в России. Цель авторов заключается в выявлении основных проблемно-тематических ракурсов и теоретических подходов, сложившихся в процессе научного изучения данной темы, осмыслении результатов и дальнейших перспектив ее
разработки. Методологически работа опирается на представление об объективности содержания и многообразии историко-познавательного процесса. При проведении исследования применялись общеисторические и специальные историографические исследовательские методы. Новизна исследования заключается в выявлении,
систематизации и анализе содержания комплекса историографических источников по истории российской энергетической науки и образования в XX - начале XXI веков. Авторы приходят к выводу о том, что в настоящее время в рамках данного историографического направления создана научная база, позволяющая осуществить переход на новый уровень выявления и теоретического обобщения материалов. Представляется актуальным переход от «юбилейных историй» университетов и кафедр к изучению роли высшей школы, вузовской и академической науки в процессе реализации государственной энергетической политики России и развитии международного энергетического диалога.
Ключевые слова: историография России, историография регионов, наука и техника, история высшей школы, государственная энергетическая политика, Высшее техническое образование, энергетическая наука, энергетический комплекс страны, рыночные реформы, академическая наука
Введение
Актуальность избранной темы обусловлена научно-теоретической и практической значимостью осмысления исторического опыта реализации государственной энергетической политики России в XX - начале XXI веков. Стратегическая роль энергетического комплекса в жизни современной России и активный рост инновационного потенциала мировой энергетики определяют необходимость создания эффективной научно-образовательной системы энергетического профиля как основы для дальнейшего технологического и кадрового развития отечественной энергетики.
Н овизна исследования определяется недостаточной изученностью проблем историографии российского энергетического комплекса, включая тему развития энергетического образования и науки в СССР и Российской Федерации. Между тем, аналитическая оценка историографической ситуации в данной сфере позволит осуществить постановку и решение новых научных задач в области изучения истории российской энергетической науки и образования.
П ри постановке темы учитывалась сложившаяся в исследовательском сообществе России в рамках историографии энергетической высшей школы традиция комплексного изучения научно-образовательных процессов. В значительной степени данная тенденция была обусловлена развитием в СССР и Российской Федерации системы вузовских научных центров энергетического профиля.
Вопросы историографии российского образования и науки энергетического профиля нашли частичное отражение в работах, посвященных изучению советского опыта подготовки инженерно-технических кадров и выполненных, как правило, в рамках тематических исследований по истории отраслевых и региональных образовательных
систем [1; 2]. В историографии новейшего периода истории высшей школы в России основное внимание уделяется трудам в области общих проблем модернизации
образования и педагогики в 1990 - 2000-е гг. В то же время, современной историографической аналитикой были выявлены ключевые аспекты в отражении постсоветского этапа развития отечественной высшей школы. Так, А.В. Идиатуллин
отмечает рост внимания исследователей к таким вопросам, как влияние глобализации и сферы международных отношений на эволюцию образовательной системы России на рубеже XX - XXI, становление системы негосударственного образования,
взаимодействие высшей школы, промышленности и бизнеса В целом, имеющийся объем и тематический спектр научных публикаций по истории высшего технического образования и науки в России приводит авторов историографических обзоров к выводу о недостаточной изученности данной проблемы и актуальности её дальнейшей разработки с-22; 6, с.1561.
Авторами предпринято рассмотрение основного круга отечественных научных исследований 1990-х - 2010-х гг., раскрывающих процесс становления и эволюции научно-образовательного пространства российской энергетики, с целью выявления основных тенденций, результатов и перспектив историографического освоения данной темы в российской исторической литературе. В статье упоминаются также отдельные публикации более ранних лет, оказавшие влияние на последующее развитие историографического процесса.
Отбор историографического материала осуществлялся исходя из понимания энергетики как междисциплинарной научно-исследовательской и образовательной сферы, на которой базируется развитие технологий и подготовка специалистов для электроэнергетики, атомной энергетики, ТЭК и других отраслей энергетического комплекса. Различные аспекты истории отечественной энергетической науки и образования отражены в монографиях, научных статьях, диссертациях, тематических сборниках документов, изданиях историко-биографического жанра, составляющих объект настоящего исследования.
Предметом изучения является развитие тематических направлений, теоретических подходов, научных концепций и методов, формирование информационных комплексов, осуществленное в рамках изучаемого историографического направления.
Методология исследования включает принципы научной объективности, системности и историзма. Работа выполнена на основе представлений об объективном содержании историко-познавательного процесса, его многообразии и обусловленности комплексом в нутре нних и в не шних фа кто ров , с приме не ние м с пе циа льных ис тор ич е с ких и
историографических исследовательских методик 81.
Традиционные и новые направления в современной историографии российской энергетики
К настоящему времени в отечественной научной литературе сложилось несколько исследовательских направлений, связанных в той или иной степени с темой становления энергетической науки и образования: история государственной энергетической и кадровой политики, история науки и техники, высшей и средней специальной технической школы, история энергетического комплекса России, история регионов.
Интерес к ретроспективному изучению развития энергетических наук и государственной энергетической политики, включая проблематику подготовки специалистов для различных отраслей энергетического комплекса страны, проявляется в отечественном научном сообществе в конце 1960-х - 1970-е гг. на фоне достижений СССР в атомной и
гидроэнергетике [9, 101. Несмотря на неизбежный схематизм и замалчивание системных проблем в развитии энергетики и высшей энергетической школы СССР, науч ные статьи и диссертации, выполненные в данном ключе, сыграли важную роль в выявлении
архивных документов и иных источников по истории отечественного энергетического образования и науки. Кроме того, благодаря работам советских авторов были заложены традиции исторического изучения региональных и отраслевых систем подготовки энергетических кадров. Тематические направления, утвердившиеся в советской историографии отечественного энергетического образования и науки, получили дальнейшее развитие в 1990-е - 2000-е гг. в условиях методологического плюрализма и обновления теоретической платформы гуманитарного знания, стимулировавших, в том числе переосмысление уже изучавшихся ранее проблем. Кроме того, в новейший период начал складываться новый круг исследовательских интересов, связанных, с одной стороны, со снятием идеологических запретов и доступом к закрытым ранее архивным данным. Так, выходят в свет научные работы и документальные публикации, посвященные судьбам советских ученых репрессированных в 1920-х - начале 1950-х гг., в том числе энергетиков («Дело Свирьстроя» 1921 года и др.), нефтехимиков, геологов
С другой стороны, существенным фактором в развитии историографии отечественного образования и науки на рубеже XX - XXI веков становится актуализация исторического познания и рост востребованности междисциплинарных исследований, включение в орбиту исторических исследований проблематики и методов социологии, политологии, экономики II2!.
Происходившие в условиях рыночных реформ 1990-х - начала 2000-х гг. изменения социально-экономических и правовых условий деятельности энергетического комплекса страны явились стимулом для изучения новейшего исторического опыта развития энергетического образования и науки в России. Постановка исследовательских задач осуществлялась в контексте таких проблем как формирование энергетической и экологической политики Российской Федерации, акционирование и приватизация
энергетических объектов и предприятий ТЭК и др. [13; 14].
Существенным фактором в становлении междисциплинарных подходов к изучению проблем подготовки энергетических кадров в России 1990-х - 2000-х гг. явился выход в свет многочисленных научных трудов, посвященных развитию отечественной экономики и социальной сферы в период рыночных реформ. Так, тема становления отечественных нефтегазовых и энергетических компаний, вопросы их кадровой и технологической политики рассматривались в монографиях Я.Ш. Паппэ и Я.С. Галухиной^15!, В.Э.
Полетаева [16; 17] и др. Развитие российской энергетики и подготовки энергетических кадров в эпоху реформ непосредственно связано с интеграцией России в глобальное экономическое пространство, включая установление прочных финансовых, торговых, культурно-образовательных связей со странами Евразийского региона и БРИКС. Значение данных факторов во внутренней и внешней политике России 1990-х - 2010-х
гг. отражено в научных исследованиях В.Ф.Ершова [18; 19].
Существенное значение для формирования фактологических и теоретических основ изучения отечественного энергетического образования и науки XX - XXI вв., являются исследования истории и современности государственной энергетической и научно-технической политики, проводящиеся в Российском государственном университете
нефти и газа им. И.М. Губкина Целый ряд публикаций 1990-х - 2010-х гг., в том числе работы Б.А. Алексеева, В.А. Баринова, В.С. Варварского, А.Ф. Дьякова, И.В. Рогожи и др., был посвящен проблемам развития российского энергетического
комплекса, включая вопросы его научно-кадрового обеспечения [21; 22]. Одновременно происходило формирование теоретической базы изучения проблем
развития профессионального образования, вузовской и академической науки в России и
российских регионах В течение 1990-х - 2010-х гг. существенно возросло общее количество, а также разнообразие жанров и форм публикаций, расширились хронологические и географические рамки исследований, посвященных российской энергетике, ее производственным, научным и образовательным структурам, персоналиям ведущих российских энергетиков и деятелей ТЭК.
Публикации по истории высшей энергетической и нефтегазовой школы России: основные тенденции и перспективы исследований
На рубеже XX - XXI веков многие флагманы высшей технической школы России, включая ведущие энергетические и нефтегазовые вузы, обращаются к истории своих корпоративных традиций как к ориентирам на непростом пути преобразований образовательной системы, реализуя, в то же время, задачи гуманизации инженерно-
технического образования -I24!. Одним из ведущих современных центров изучения истории отечественного энергетического образования и науки является Национально-исследовательский университет «МЭИ». С 1996 г. здесь началось проведение гуманитарных студенческих научных конференций - «Лефортовских чтений», ряд которых был приурочен к юбилейным датам МЭИ . Эта инициатива способствовала вовлечению в мир истории российской энергетики и родного вуза специалистов и студентов не только гуманитарных, но и технических кафедр. Так, к Лефортовским чтениям 2000 года, посвященным 70-летию МЭИ, «каждый факультет и институт «Большого МЭИ» с любовью и уважением подготовил доклады о своих отцах-
основателях» [25, с- 90]. В 2010-е годы выходят в свет работы В.А. Кузнецовой, И.И. Дзегеленка и других авторов, посвященные истории структурных подразделений и
персоналиям выдающихся деятелей Московского энергетического института [26; 27; 28]. Аналогичная научно-исследовательская и публикаторская работа была развернута во второй половине 2000-х гг. специалистами Санкт-Петербургского
государственного электротехнического университета «ЛЭТИ»^29!.
В 1990-е - 2000-е гг. наращивание инфраструктуры и финансово-экономической мощи топливно-энергетических компаний создали возможности для укрепления позиций нефтегазовых и геологических вузов в системе высшего образования России. В ряде субъектов Российской Федерации, как, например, в Республике Башкортостан, подготовка кадров ТЭК рассматривалась как существенный компонент образовательной и социально-демографической политики, фактор повышения престижа региона в
общероссийском и международном пространстве -ОШ. Соответственно, росла востребованность публикаций, посвященных историческому пути центров нефтегазового образования и науки, причем большое значение придавалось идее преемственности поколений, формированию у молодых преподавателей и студентов чувства гордости за свой вуз, принадлежности к элитной профессиональной корпорации. Так, в 1997 г. вышли в свет подготовленные А.И. Спиваком два выпуска историко-биографического словаря, посвященные выпускникам и профессорам Уфимского государственного
нефтяного технического университета (УГНТУ) [31; 32]. В 2000-х гг. был выпущен еще ряд научно-информационных изданий и документальных публикаций по истории УГНТУ и его
подразделений ^З3—Значительный вклад в историографию нефтегазового образования был внесен профессором УГНТУ, доктором химических наук Д.Л. Рахманкуловым и научными коллективами, подготовившими под его руководством ряд научных трудов по проблемам становления высшей нефтяной и химико-технологической школы в России и Башкирии —261. Тема взаимодействия вузов и академических
учреждений Башкортостана в сфере технологического и кадрового развития республиканского энергетического комплекса затрагивалась в работах К.К. Каримова,
С.А. Халфина и Р.Г. Юсупова-37—З^. Кроме того, специалистами Башкирского государственного университета была начата разработка проблем новейшей отечественной истории, связанных с переходом Башкортостана к рыночной экономике. Стимулом к освоению данной темы явились, в частности Саммиты ШОС и БРИКС в Уфе в 2015 г., благодаря которым, как отмечают А.А. Сукиасян и Р.Г. Юсупов, активизировались международные инвестиционные связи республики, возрос приток
иностранных студентов, в том числе будущих энергетиков, в вузы Башкортостана i39!.
Книги и статьи об историческом пути вузов, осуществлявших подготовку инженерных кадров для различных отраслей российской энергетики, в 1999-е - 2000-е гг. были также изданы в Тюмени, Якутске и других крупных региональных центрах высшего технического образования. В частности, заслуживают внимания исследования тюменских авторов В.Е. Копылова, И.М. Ковенского, С.В. Скифского, в которых показана роль вузовской и академической науки в становлении нефтегазового комплекса Западной Сибири [40' 41].
В научном сообществе 2000-х гг. прослеживается тенденция комплексного изучения процессов модернизации энергетических комплексов и научно-образовательных систем российских регионов. Примером подобного подхода являются, в частности, труды самарского историка В.Н. Курятникова, сочетающие проблематику становления нефтяной промышленности Урало-Поволжья с изучением вклада в науку и образование системы ТЭК Самарского государственного технического университета (СамГТУ) -И^!.
В работе М.Р. Минкина и И.Ю. Даниловой выявлена логическая взаимосвязь между ускоренным индустриальным ростом Татарстана в 1950-х гг., становлением в регионе нефтегазового образования и этно-демографической динамикой, в совокупности создавших потенциал для последующей социально-экономической и культурной
модернизации республики [43]. Аналогичные процессы в сфере электроэнергетики Чувашии раскрыты в публикациях чебоксарских авторов В.А. Щедрина, Л.А. Ефимова и
Л.А. Харитонова-44' 45]. Тема подготовки кадров для энергетического комплекса CCCP и Российской Федерации 1990-х - 2000-х гг. затрагивается в той или иной степени в исторических исследованиях обобщающего характера по истории высшей школы и
научно-технической интеллигенции, в том числе в трудах Г.А Будник [46], М.Н. Гусаровой
[47], Е.В.Бодровой и В.В.Калинова [48].
Выводы
В течение 1990-х - 2010-х гг. российскими исследователями велось изучение исторического пути ведущих энергетических и нефтегазовых вузов и сложившихся в них научных школ, а также отдельных региональных систем подготовки кадров инженеров и ученых-энергетиков, атомщиков, нефтяников.
В рассматриваемый период отечественной историографией энергетической науки и образования была преодолена идеологизированность, свойственная отечественной гуманитарной литературе советского периода, заполнены многие информационные пробелы, благодаря расширению тематического спектра публикаций и введению в научный оборот новых архивных документов, существенно возрос теоретический уровень исследований.
Одной из главных тенденций в современной научно-исследовательской литературе и публикаторских проектах стала персонификация истории отечественной науки и техники. Так, в новейшей историографии российского энергетического образования прочно утвердился историко-биографический жанр, представленный монографиями, научными статьями и биографическими словарями. Л идерство в подготовке подобных изданий принадлежит старейшим энергетическим и нефтегазовым вузам - МЭИ, УГНТУ и др.
Значительная часть вышеназванных документальных публикаций, историко-биографических и хроникальных изданий выполнена в рамках юбилейной историографии университетов, которая, как отмечает Л.П. Репина, играет важную общественно-культурную роль, «связывая профессуру и студентов разных поколений, предъявляя университет «внешнему миру» и утверждая его высокую миссию и статус в обществе» с—И21. Для данного круга изданий характерно широкое использование вузовских архивов и мемуарных источников, что позволило существенно расширить информационную базу истории отечественной энергетической школы. Однако рамки «юбилейного жанра» не позволяют авторам раскрыть многие проблемные и дискуссионные аспекты ее развития, не предполагают проведения сравнительных исследований работы вузов в рамках отрасли или региона. Особенностью данных публикаций является принадлежность большинства их авторов к кругу специалистов-энергетиков, что определяет их сосредоточенность на проблемах истории технологий как основы энергетического образования, но, как правило, ограничивает привлечение исследователями теоретических подходов и специального инструментария современной исторической науки. При этом историография высшего энергетического образования фактически распадается на множество отдельных историй вузов, главным образом - исторических хроник и сборников биографий.
Среди новейших публикаций, позволяющих получить обобщающие представление об истории и тенденциях развития отрасли высшего энергетического образования в целом, следует выделить фундаментальную статью Г.Ф. Ковалёва, Д.С. Крупенёва и Л.М.Лебедева и труд Д.Л. Рахманкулова ^З6-^
Многие аспекты подготовки квалифицированных кадров для энергетического комплекса России в XX - начале XXI вв. пока что не нашли отражения в научных публикациях исторического профиля. Среди перспективных направлений работы - комплексные исследования государственной политики России в области развития энергетического образования и науки на федеральном и региональном уровнях, а также рамках различных отраслей, включая «зеленую энергетику». Недостаточно изученным остается также исторический опыт международного сотрудничества России в сфере подготовки энергетиков и др. В данном контексте остается актуальным вопрос о расширении источниковой базы по вышеназванным и другим темам конкретно-исторических исследований в рамках рассмотренного в настоящей статье историографического направления.
Таким образом, отражение проблематики энергетического образования и науки России в отечественной историографии 1990-х - 2010-х гг. характеризуется интенсивным накоплением и осмыслением фактологического материала при одновременном расширении сферы теоретического осмысления роли высшей энергетической школы в хозяйственно-экономическом, социальном и научно-технологическом развитии страны, а также в глобальном энергетическом и экологическом диалоге начала XXI века.
Библиография
1. Сорокина С.В. Из истории изучения проблемы подготовки инженерно-технических кадров Среднего Поволжья в годы индустриализации в советской и постсоветской историографии // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. Т.14. № 3. С.176-182.
2. Будник Г.А. Проблемы формирования интеллигенции в высших учебных заведениях России во второй половине XX века. Историографический аспект // Клио. 2003 .№ 1. (20). С.37-42.
3. Мещангина Е.И. Историография высшего образования в условиях становления новой России (1990-2000 гг.) // Теория и практика общественного развития. 2014. № 3. С.205-208.
4. Идиатуллин А.В. Реформа и модернизация высшего образования на рубеже XX-XXI веков в советской и современной Российской историографии // Проблемы современного образования. 2013. № 5. С.82-89.
5. Кузнецов И.С. Становление историографии новосибирского Академгородка // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История. 2013. Т.12. №.8. С.12-22.
6. Арьянов А.Д. Высшее техническое образование в России (1960-1990): к историографии проблемы // Вестник ВСГУТУ. 2014. № 2. С.153-159.
7. Смоленский Н.И. Теория и методология истории / 4-е изд., испр. - М. : Академия, 2012. 270 с.
8. Шебзухова Т.А., Бондаренко Н.Г. Методология исторического познания в историографическом исследовании // Проблемы формирования единого научного пространства: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Челябинск, 3 августа 2016 г. / Отв. ред.: Сукиасян А.А. - Уфа: ООО «Омега Сайнс», 2016. С. 69-75.
9. лет Ивановского энергетического института имени В. И. Ленина. (1918-1968). М. Энергия, 1968. 268 с.
10. Попов В.Ф. Деятельность партийных организаций по развитию электроэнергетики Урала (1956-1965 гг.). Пермь: Книжное издательство, 1973.
11. Маркова Е.В., Родный А.Н Роль репрессированных ученых и инженеров в освоении Печорского угольного бассейна // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1998. № 3. С. 47-60.
12. Савельева И.М., Полетаев A.B. Современное общество и историческая наука: вызовы и ответы // Мир Клио: Сборник статей в честь Лорины Петровны Репиной: в 2 т. T.I / Под общ. ред. А.Г. Суприянович. - М., 2007. С.157-186.
13. Макаров А.Н. Энергетическое образование в России в 1991 - 2008 годах и в условиях мирового экономического кризиса // Академия энергетики. 2009. № 2 (28). С.30-33.
14. Ковалёв Г.Ф., Крупенёв Д.С., Лебедева Л.М. Обеспечение электроэнергетической отрасли квалифицированными кадрами как важнейшая проблема энергетической безопасности России // Энергетическая политика. 2017. Вып.2. С.90-98.
15. Паппэ Я.Ш., Галухина Я.С. Российский крупный бизнес: первые 15 лет. Экономические хроники 1993-2008. М., 2009. 422 с.
16. Полетаев В.Э. Государство и бизнес в России: инновации и перспективы. М.: ИНФРА-М, 2010. 281 с.
17. Полетаев В.Э. Бизнес в России: инновации и модернизационный проект. М.: ИНФРА-
М, 2012. 622 с.
18. Ершов В.Ф. Банковская система России в условиях глобализации // Материалы IV Международного научного конгресса «Глобалистика-2015: глобальное управление и дипломатия в нестабильном мире» / МГУ им. М.В. Ломоносова совместно с Российской ассоциацией содействия ООН, Российским общественным комитетом «ООН - 70», Комиссией Российской Федерацией по делам ЮНЕСКО, МГИМО МИД РФ. Тезисы докладов / Электронное издание. - М.: Фонд Вернадского, 2015.
19. Ershov Vitaly F. Russian banking in the global economic system: historical experience of integration (1991-2017) // ERSJ-European Research Studies Journal Volume XXI 2018, Issue 4, pp. 512-523.
20. Бодрова Е.В., Гусарова М.Н., Калинов В.В., Филатова М.Н Нефтегазовый комплекс в контексте реализации государственной научно-технической и промышленной политики СССР и Российской Федерации: (1945-2013 гг.) / РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. Национальный исследовательский университет. - М., 2013. 980 с.
21. Электроэнергетика России: История и перспективы развития / Алексеев Б. А., Баринов В. А., Варварский В. С. и др.; Под общ. ред. А. Ф. Дьякова.-М. : АО «Информэнерго», 1997. 565 с.
22. Рогожа И.В. Нефтяной комплекс России: государство, бизнес, инновации. М.: ИНФРА-М, 2010. 244 с.
23. Клячко Т.Л., Мау В.А. Тенденции развития высшего профессионального образования в Российской Федерации // Вопросы образования. 2007. № 3. С.46-64.
24. Хайруллин Ф.Г. Гуманизация высшего технического образования как фактор духовно-нравственного воспроизводства инженерных кадров. Уфа: Издательство Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ), 1998. 218 с.
25. Грачева О.В., Краснова Л.И. История и традиции Лефортовских чтений в МЭИ // Вестник МЭИ. 2011. № 1. С. 89-93.
26. Кузнецова В.В. Валерия Алексеевна Голубцова - самый могущественный ректор в истории Московского энергетического института // Всеобщая история. 2013. № 4. С. 51-57.
27. Институт тепловой и атомной энергетики МЭИ: (к 85-летию института: сборник) / Под общ. ред. А.В Дедова. - М.: Издательство МЭИ, 2017. 266 с.
28. Дзегеленок И.И. Московский энергетический институт - кузница кадров в области вычислительной техники (к 60-летнему юбилею института АВТ), (1958-2018). М.: Издательство МЭИ, 2018. 55 с.
29. Выдающиеся выпускники и деятели Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина), 1886-2006: биографический справочник / Под общ. ред. Д. В. Пузанкова. - СПб: Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина), 2006. 349 с.
30. Шаммазов, А.М., Сиднев, А. В. Крупнейший центр подготовки кадров ТЭК на востоке Европейской России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 9. С.58-59.
31. Спивак А.И. Уфимский государственный нефтяной технический университет. Выпускники УГНТУ (УНИ): Научно-биографический сборник. М.: Недра, 1997. 198 с.
32. Спивак А.И. Уфимский государственный нефтяной технический университет. Доктора наук, профессора УГНТУ: Научно-биографический сборник. М.: Недра, 1997. 351 с.
33. Дела и люди Уфимского нефтяного: 60 лет УГНТУ: летопись / Докучаева А.А.,
Насенкова Н.А., Чураева С.Р., Шаммазов А.М. - Уфа: Инеш, 2009. 514 с.
34. Гордимся прошлым, строим будущее. УГАТУ 85 лет / сост. М. А. Филимонов. - Уфа: Издательство УГАТУ, 2017. 379 с.
35. Рахманкулов Д.Л., Аглиуллин А.Х., Имашев Б.У. Деятельность Московского нефтяного института имени академика И.М.Губкина и его филиалов в период Великой Отечественной войны и в последующие годы в Республике Башкортостан. Уфа: Реактив, 2005. 226 с.
36. История возникновения, становления и развития высшего нефтяного образования и науки в России. Т.З.: История высшего химико-технологического образования и науки в Республике Башкортостан (1941-1965) / Рахманкулов Д.Л., Мазитов Р.М., Латыпова Ф.Н. - М.: Интер, 2008. 630 с.
37. Каримов К.К. Наука Башкортостана: от исследователей одиночек до академических центров // Народное образование. 2000. № 6. С. 51-53.
38. Халфин С.А., Юсупов, Р.Г. Академическая наука в Башкортостане: становление и развитие (1951-2001 гг.). Уфа: Издательство Уфимской государственной академии экономики и сервиса, 2006. 220 с.
39. Сукиасян А.А., Юсупов Р.Г. Республика Башкортостан в системе инвестиционного взаимодействия государств ШОС и БРИКС (2001-2017). // Экономика и управление: Научно-практический журнал. 2018. № 6(144).С.17-21.
40. Ковенский И. М., Копылов В. Е., Скифский С.В. К истории взаимоотношений Тюменского государственного нефтегазового университета (индустриального института) и институтов СО РАН // Наука Тюмени на рубеже веков / Тюменский научный центр Сибирского отделения РАН; Отв. ред. В. П. Мельников. - Тюмень: Наука, 1999. С. 182-188.
41. Копылов В.Е. Полвека в горно-нефтяной науке и в подготовке горных инженеров // Известия высших учебных заведений. Нефть и газ. 2007. № 1. С. 20-24.
42. Курятников В.Н. История СамГТУ от эпохи правления Николая II до XXI века. Самара, 2014. 368 с.
43. Минкин М.Р., Данилова И.Ю. Нефтегазовое образование в Татарстане: ретроспективный анализ // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 11 (61). Ч.3. С. 106-108.
44. Щедрин В.А. Полвека кузнице творцов научно-технического прогресса Чувашской Республике // Вестник Чувашского университета. 2011. № 3. С. 7-16.
45. Ефимов Л.А., Харитонов Л.А Становление и развитие энергетики Чувашии в 19571991 гг. Чебоксары: Издательство Чувашского государственного педагогического университета, 2019. 159 с.
46. Будник Г.А. Высшее инженерно-техническое образование России в 1946-1970-е годы: Учебное пособие к спецкурсу. Иваново: Ивановский государственный энергетический университет, 2001. 163 с.
47. Гусарова М.Н. Формирование научно-технической интеллигенции в Российской Федерации: преемственность отечественного опыта и новые тенденции. 1991-2010 годы. М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2010. 474 с.
48. Бодрова Е.В., Калинов В.В. Советский опыт подготовки специалистов в области техники и технологии: достижения и противоречия // Вестник Сургутского государственного педагогического университета 2017. № 4 (49). С.85-93.
49. Репина Л.П. Юбилейные истории университетов как жанр современной российской
историографии // Диалог со временем. 2017. Вып. 60. С.142-152. Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Ещё в середине XVIII в. выдающийся русский учёный М.В. Ломоносов заметил: «Богатство России прирастать будет Сибирью». Действительность подтвердила правоту его слов: на протяжении XX в. на фоне освоения азиатских пространств усилилась зависимость нашей страны от нефтегазовых богатств зауральской части России. Однако российская энергетика сегодня это не только нефть и газ, это и гидроресурсы, и все более активно развивающаяся альтернативная энергетика. Несмотря на что Российская Федерации по праву может быть названа энергетической сверхдержавой, необходимо внимательно относится к возможным внутренним и внешним рискам, в том числе к формированию качественного энергетического образования. Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой является «развитие тематических направлений, теоретических подходов, научных концепций и методов» в рамках историографии энергетического образования в современной России. Автор ставит своими задачами рассмотреть основные отечественные научные исследований 1990-х - 2010-х гг., которые раскрывают «процесс становления и эволюции научно-образовательного пространства российской энергетики», а также выявить «основные тенденции, результаты и перспективы историографического освоения данной темы в российской исторической литературе». Работа основана на принципах объективности, анализа и синтеза, достоверности, методологической базой исследования выступают системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов, а также сравнительный метод. Научная новизна исследования заключается в самой постановке темы: как отмечает сам автор, можно констатировать слабую изученность «проблем историографии российского энергетического комплекса, включая тему развития энергетического образования и науки в СССР и Российской Федерации». Рассматривая библиографический список статьи как позитивный момент следует отметить его масштабность и разносторонность: всего список литературы включает в себя до 50 различных источников и исследований, что уже говорит о той масштабной работе, которую проделал автор. Впрочем, сама объемность библиографии вытекает из сформулированной автором темы: «Становление системы высшего энергетического образования и науки России в отечественной историографии 1990-х - 2010-х гг.» Из многочисленных приводимых в библиографии трудов укажем на работы А.Н. Макарова, А.Д. Арьянова, А.И. Спивака и др., в которых рассматриваются различные аспекты развития энергетического образования в России. П ривлекает автор и методологические работы Н .И . Смоленского и Л .П . Репиной. В целом, на наш взгляд, библиография статьи отвечает требованиям, предъявляемым к подобного рода работам. Стиль написания статьи можно отнести к научному, вместе с тем доступному для понимания не только специалистам, но и широкому кругу читателей, всех, кто интересуется как российской энергетикой, в целом, так и отечественным энергетическим образованием, в частности. Аппеляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой статьи. Структура работы отличается определённой логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение, в котором автор определяет актуальность темы, научную новизну, методологию, основную часть, в которой выделено два раздела, а также заключение, в котором подводятся итоги и
делается общие выводы. В начале статьи автор показывает, что «отбор историографического материала осуществлялся исходя из понимания энергетики как междисциплинарной научно-исследовательской и образовательной сферы, на которой базируется развитие технологий и подготовка специалистов для электроэнергетики, атомной энергетики». В работе справедливо отмечается, что благодаря работам советских авторов были «заложены традиции исторического изучения региональных и отраслевых систем подготовки энергетических кадров». Автор показывает позитивные перемены, произошедшие в постсоветский период (в том числе, преодоление идеологизированности, утверждение историко-биографического жанра), так и выявляет имеющиеся лакуны: в частности, слабо изученным остается исторический опыт международного сотрудничества России в сфере подготовки энергетических кадров. Главным выводом статьи является то, что «отражение проблематики энергетического образования и науки России в отечественной историографии 1990-х - 2010-х гг. характеризуется интенсивным накоплением и осмыслением фактологического материала при одновременном расширении сферы теоретического осмысления роли высшей энергетической школы в хозяйственно-экономическом, социальном и научно-технологическом развитии страны, а также в глобальном энергетическом и экологическом диалоге начала XXI века». Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, вызовет определённый читательский интерес, а ее материалы могут быть использованы как в учебных курсах, так и в рамках формирования новых направлений в изучении энергетического образования в России. В тоже время статья в целом тяготеет к описательности, к ней есть следующие замечания: 1) Автор в большинстве случаев ограничивается перечислением различных трудов, не выделяя имеющиеся позитивные моменты и недостатки. А ведь именно наличие критики является неотъемлемой частью любого серьезного историографического обзора. 2) Желательно было бы выделить несколько определяющих работ по рассматриваемому направлению, что было бы полезно и читателям при дальнейшем знакомстве с темой. 3) В тексте имеются опечатки и пунктуационные ошибки. 4) В библиографии следует скорректировать отображение 9 сноски. При условии исправления указанных замечаний статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Genesis: исторические исследования». Замечания главного редактора от 11.06.2020: "Автор доработал статью в соответствии с замечаниями рецензента"