Научная статья на тему 'Становление системы школьного образования в Калмыкии во второй половине ХIХ - начале ХХ века'

Становление системы школьного образования в Калмыкии во второй половине ХIХ - начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
709
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЛМЫКИЯ / УЛУСЫ / ХУРУЛЫ / АЙМАКИ / ХОТОНЫ / МИССИОНЕРСКИЕ СТАНЫ / БУДДИЗМ / АДМИНИСТРАЦИЯ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАМОТНОСТЬ / KALMYKIA / ULUS / CHURUL / AIMAK / CHOTON / MISSIONARY SETTLEMENT / BUDDHISM / ADMINISTRATION / SCHOOL EDUCATION / LITERAC

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Команджаев Александр Нармаевич, Абеева Ольга Николаевна, Амаева Даглара Владимировна

В статье рассматривается вопрос о формировании школьного образования в калмыцких улусах в позднеимперский период. Характеризуются причины, повлиявшие на активизацию школьной системы образования, определяются масштабы ее развития в указанный период. Анализ проблемы показал, что существенными причинами динамичного развития школьного образования в Калмыкии явились необходимость в подготовке кадров для местных административных учреждений и выдвижение национальных задач в калмыцком обществе в эпоху социальных потрясений начала ХХ века. Географические рамки исследования авторы ограничивают преимущественно территорией Калмыцкой степи Астраханской губернии и отчасти Больше-дербетовскогоулуса Ставропольской губернии. Содержание статьи базируется на использовании как литературных сведений, так и источников, впервые вводимых в научный оборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF SCHOOL EDUCATION IN KALMYKIA AT THE TURN OF THE XX-th CENTURY

The article highlights the issue of establishing school education in Kalmyk ulus (territory) in the time of Russian empire. The authors describe the purpose of developing this system and its scale. The researchers came to the conclusion that the main reason was the needfor educating staff for local administration system and the solution of national problems in Kalmyk society in the beginning of the XX-th century. The authors investigated the territory of Kalmyk Steppe of the Astrakhan Governorate and Bolshederbetovsky Ulus of the Stavropol Governorate. The article is based on literary sources and some new documents.

Текст научной работы на тему «Становление системы школьного образования в Калмыкии во второй половине ХIХ - начале ХХ века»

УДК 373(470.47)

ББК Ч403(2 Рос.Калм.) 6-4

А.Н. Команджаев, О.Н. Абеева, Д.В. Амаева

Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛМЫКИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ Х1Х - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА*

'Статья подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 17-11-08001 «Опыт социально-экономических и административно-политических реформ в Калмыкии во второй половине XIX — начале XX века»

В статье рассматривается вопрос о формировании школьного образования в калмыцких улусах в позднеимперский период. Характеризуются причины, повлиявшие на активизацию школьной системы образования, определяются масштабы ее развития в указанный период. Анализ проблемы показал, что существенными причинами динамичного развития школьного образования в Калмыкии явились необходимость в подготовке кадров для местных административных учреждений и выдвижение национальных задач в калмыцком обществе в эпоху социальных потрясений начала ХХ века. Географические рамки исследования авторы ограничивают преимущественно территорией Калмыцкой степи Астраханской губернии и отчасти - Больше-дербетовскогоулуса Ставропольской губернии. Содержание статьи базируется на использовании как литературных сведений, так и источников, впервые вводимых в научный оборот.

Ключевые слова: Калмыкия, улусы, хурулы, аймаки, хотоны, миссионерские станы, буддизм, администрация, школьное образование, грамотность.

A.N. Komandjaev, O.N. Abeeva, D. V. Amaeva

Kalmyk State University

THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF SCHOOL EDUCATION IN KALMYKIA AT THE TURN OF THE XX-th CENTURY

The article highlights the issue of establishing school education in Kalmyk ulus (territory) in the time of Russian empire. The authors describe the purpose of developing this system and its scale. The researchers came to the conclusion that the main reason was the needfor educating staff for local administration system and the solution of national problems in Kalmyk society in the beginning of the XX-th century. The authors investigated the territory of Kalmyk Steppe of the Astrakhan Governorate and Bolshederbetovsky Ulus of the Stavropol Governorate. The article is based on literary sources and some new documents.

Key words: Kalmykia, ulus, churul, aimak, choton, missionary settlement, Buddhism, administration, school education, literacy.

В дореволюционный период интерес к школьному образованию в Калмыкии был вызван его особой актуальностью в связи с полным отсутствием «грамотных по-русски» представителей калмыцкого народа, способных служить в местных государственных учреждениях. Не удивительно, что первыми исследователями проблемы являлись чиновники местных ведомств, представители миссионерского ведомства и реже -ученые. Зачастую их исследовательский интерес был связан с нуждами становления системы школьного образования в калмыцких улусах в указанный период и попытками преодоления трудностей в этом деле [1,2,3,4,5,6,7,8,9]. Труды дореволюционных авторов мы классифицируем как ценные свидетельства современников, относящихся к разряду источников.

В советские годы до 1960-х годов указанная проблема оказалась вне поля зрения исследователей по ряду причин: отсутствие научных кадров, чрезмерная актуализация других исследовательских задач, связанных с утверждением марксистской методологии. Особо тяжелый удар был нанесен по еще не сложившейся исторической школе Калмыкии насильственной депортацией калмыков в восточные районы СССР и ликвидацией Калмыцкой АССР. Это предопределило отставание калмыцкой науки, в том числе исторической, на многие десятилетия. Лишь в конце 1960-х годов были опубликованы обобщающие книги Килганова В.У[10] и Ташнинова Н.Ш.[11], в которых история калмыцкой школы в дореволюционный период была затронута лишь фрагментарно во вводных разделах. Можно также отметить кандидатскую диссертацию Ефремовой В.Ф., в которой автор отчасти обратился к указанной нами проблеме [12]. Безусловно, в работах советского периода преобладал скептический взгляд на историю царской школы, и это в известной степени отразилось на содержании указанных трудов. Особняком выглядит опубликованная в 1977 г. статья Корсункиева Ц.К. о школах при буддистских монастырях (хурулах) [13].

В современный период наиболее подробный анализ истории дореволюционной школы Калмыкии представлен в кандидатской диссертации Килганова В.В. [14]. В последние годы в работах Лиджиевой И.В. активно изучается деятельность органов самоуправления в Калмыкии в Х1Х-начале ХХ века, в том числе опубликована интересная статья об инициативах аймачных и хотонных сходов по школьному делу [15].

Целью данной статьи является характеристика процесса становления системы светского школьного образования в калмыцких улусах во второй половине Х1Х-начале ХХ века на основе некоторых новых материалов, еще не введенных в научный оборот.

У калмыков традиционными и весьма распространенными школами являлись школы при буддистских монастырях (хурульные школы), в которых обучение велось по программам начального и среднего образования. Учреждения высшего духовного образования были созданы лишь в начале ХХ века: Малодербетовское и Икицохуровское чоре. Как отмечают исследователи, обучение в хурульных школах велось на тибетском языке и, в ряде случаев, на калмыцком. Русскому языку ученики не обучались, что препятствовало выпускникам хурульных школ продолжать учебу в государственной системе среднего и высшего образования России или трудоустраиваться в регионе.

В связи с этим администрация постоянно держала в поле зрения деятельность миссионерских станов, главной задачей которых было распространение православия у калмыков. Эта сфера деятельности православных миссионеров оказалась малорезультативной: на протяжении второй половины ХХ - начала ХХ века не более 2 тыс. формально крестившихся калмыков (на деле большинство из них продолжало соблюдать буддистские обряды и традиции), по данным ежегодных отчетов Управления калмыцким народом. Поэтому администрация в миссионерских станах в с. Улан-Эрге, пос. Ноин-Шире, Чилгир и Кегульта, находившихся на территории калмыцких улусов, требовала создания церковно-приходских школ, посредством которых планировалось распространение русского языка и повышение грамотности калмыцкого населения. Одновременно с этим для подготовки православных миссионеров в Астраханском духовном училище было введено обучение калмыцкому языку для 80 чел., в том числе для 10 калмыцких детей, принявших православие. Однако этот опыт оказался безрезультатным, и преподавание калмыцкого языка в этом учебном заведении было прекращено. Позднее была учреждена миссионерская школа в Астрахани, затем перенесенная на территорию Калмыкии в пос. Калмыцкий Базар. В пореформенный период активизировалось переселение русских и украинских крестьян в Калмыкию, в связи

с чем было основано большое количество сел на Ставропольско-Царицынском, Киз-лярском и Крымском трактах. В некоторых из них также были созданы церковно-приход-ские школы, как, например, в с. Булгун-Сала (Троицкое) и Амтя-Бургуста (Приютное) [16, с.41, 132].

В середине XIX в. происходило расширение штата местных органов управления, главным образом улусных управлений, нуждавшихся в переводчиках, что требовало привлечения представителей коренной национальности. Для подготовки этих специалистов было открыто калмыцкое училище в г. Астрахани на 50 учащихся. Сразу же были оговорены условия, главным из которых был прием в училище детей «преимущественно из семейств нойонов и зайсангов» и тех лиц, которые находились на военной или гражданской службе и «известны по своей особенной благонамеренности». Таким образом, была ограничена возможность поступления в данную школу детей калмыков-простолюдинов.

Методика обучения учащихся данного заведения оставляла желать лучшего: незначительная программа была рассчитана лишь на то, чтобы выпускники получили элементарные познания, в основном, по русскому языку и арифметике. Между тем необходимость вынуждала администрацию пойти на расширение сети учебных заведений в Калмыкии. Так, при калмыцком училище были открыты два отделения - гимназическое и фельдшерское, призванное готовить кадры учителей и оспопрививателей.

Однако за 30 лет существования выпуск на указанных отделениях составил всего 87 чел. Не случайно в конце XIX в. главный попечитель калмыцкого народа предлагал училище ликвидировать, объясняя это большими расходами на него и наличием более чем достаточного количества толмачей (переводчиков) и писцов. Однако это мнение руководителя калмыцкого управления не было реализовано, и Астраханское калмыцкое училище продолжало быть главной кузницей кадров учителей для улусных и аймачных школ и переводчиков для местных учреждений.

В конце 1860-х годов было открыто первое калмыцкое женское училище в г. Астрахани на 50 чел. по подготовке учительниц для проектировавшихся восьми женских школ в калмыцких улусах Астраханской губернии. Однако, по всей вероятности, из-за трудностей набора учениц в 1880-е годы было решено женские и мужские улусные школы объединить.

Улусные школы в Калмыцкой степи вначале были открыты в пяти улусах в 1854 г., затем и в остальных трех. Обучение неэффективно велось чиновниками местных учреждений и управления калмыцким народом из-за нехватки специалистов. Калмыцкие дети, совершенно не знавшие русского языка, были вынуждены материал заучивать механически, на что обращал внимание и против чего выступил А.М. Позднеев.

Несовершенство учебной программы, нехватка элементарных учебных пособий являлись постоянным бичом местной школы, на что указывали многие, в том числе учительница Т. Юркова [17, с.29]. В качестве учебных пособий для светской школы фигурировали букварь священника В. Дилигенского, пособие бакши Д. Сетенова, по преимуществу рассчитанные на внедрение в сознание калмыцких детей идеи послушания и покорности.

Во 2-й половине XIX в. произошло расширение сети школьного образования в Калмыкии. В значительной мере дело просвещения в калмыцком регионе продвинулось вперед в преддверии и после реформы 1892 г., отменившей личную зависимость простолюдинов от нойонов и зайсангов в калмыцком обществе. Появились программы учебных дисциплин, пособия на калмыцком языке, было введено преподавание родного языка в калмыцких школах. В эти годы в Калмыцкой степи появились первые народные

школы грамоты, созданные по инициативе местной общественности, зачастую без официального разрешения. Подобные школы были образованы в Александровском, Манычском и Малодербетовском улусах. Администрация пыталась контролировать этот процесс, при этом их усилия облегчались тем, что эти школы находились под влиянием местной знати. К тому же учащимися этих школ являлись дети преимущественно состоятельных лиц, имевших возможность оплатить учебу своих детей. Естественно, что на начальном этапе эти народные школы были недолговечны. Даже разработанный довольно половинчатый проект «Положения» о калмыцких народных школах не был утвержден администрацией.

Революционные события 1905-1907 гг. послужили заметным толчком к развитию общественной мысли, оживлению национальных требований, обострению социальных и межнациональных проблем в национальныхрайонах России. Это отразилось и на развитии школьного образования, в чем представители калмыцкого общества видели залог будущего национального развития. В частности, жители Манычского улуса в приговоре аймачного схода прямо заявляли о необходимости увеличения числа школ как «средства к пробуждению народа».

В 1905-1906 гг. были открыты девять народных школ в калмыцких улусах Астраханской губернии. Наиболее активная часть калмыцких учителей основала в регионе донских калмыков в 1907 г. организацию под названием «Знамя калмыцкого народа», одним из руководителей которой являлся Х.Б. Кануков. К числу важнейших задач этого союза относились меры, призванные способствовать повышению культурного и образовательного уровня калмыцкого народа [17, с.13-18].

Попытка создания образовательного общества с сугубо просветительскими задачами была предпринята некоторыми представителями калмыцкого общества в Большедербетовском улусе Ставропольской губернии. Однако администрация отказалась признавать это общество, в связи с чем оно действовало без официального статуса и было утверждено лишь в 1910 г. [18, л.626-629]. В первые столыпинские годы численность народных школ в Калмыкии оставалась без изменений. Немногие проекты инспектора училищ Астраханской губернии А. Сильницкого и заведующего калмыцким народом С. Козина об улучшении школьного дела были оставлены без внимания. Некоторое оживление в школьном деле наметилось с 1909 г. За три года было открыто 10 начальных школ в калмыцких улусах Астраханской губернии.

В Большедербетовском улусе для имевшихся в каждом аймаке школ были построены новые здания, производились попытки открыть в центре улуса школу повышенного типа, однако администрация ограничилась предоставлением целевых мест для местных детей в Воронцовско-Николаевской (Сальской) прогимназии. В некоторых школах были открыты ремесленные отделения, в частности, в Багабуруловском аймаке [19, л.4].

Многое делали для развития школьного образования в калмыцких улусах народные учителя Х.Б.Кануков, Т.Д. Юркова, Ц.П. Петкиев, А.Ч. Чапчаев и другие, которые, высокопрофессионально исполняя свой служебный долг, занимались общественной деятельностью, несмотря на тяжелые условия, в которых находился учитель в Калмыцкой степи.

В годы революции 1905-1907 гг. учителя Калмыкии выступили с требованием созыва съезда учителей, на котором ими предполагалось обсудить широкий круг вопросов. Однако съезд, открытие которого постоянно откладывалось администрацией и программа которого была сужена до рамок учебно-воспитательных вопросов, в конечном итоге не был созван. Учителя Калмыкии ратовали за введение женского образования, расширения числа школ, усовершенствования учебной работы.

Важным успехом просветительских слоев явилось разрешение на изучение родного языка в калмыцких школах. В связи с этим изучение этого предмета было запланировано в Большедербетовском улусе, откуда на учительские курсы на восточном факультете Петербургского университета были направлены 12 чел., однако большинство из них осталось без работы, так как преподавание калмыцкого языка в конечном итоге было введено лишь в Башантинской школе [20, л. 34].

С учительскими кадрами в калмыцких улусах дело обстояло далеко не лучшим образом. До 1910 г. они готовились на учительском отделении Калмыцко-Базаринской миссионерской школы, выпускники которого не могли отвечать всем требованиям. Лишь единицам, в том числе А.Ч. Чапчаеву, удавалось окончить Казанскую инородческую учительскую семинарию. Острая нехватка национальных кадров сказывалась на том, что учителями, как правило, являлись лица, не знавшие калмыцкого языка, и потому обучение калмыцких детей, не знакомых с русским языком, было затруднено. Нередко учителями являлись лица, не имевшие специальной подготовки, как, например, отставной урядник А. Черкасов, фельдшер С. Ширинов, заведующий лесным участком Цуглаев в Малодербетовском улусе.

Некоторые специалисты не отвечали требованиям, предъявляемым к учителям, по морально-нравственным критериям. Так, учитель Башантинской школы В.Василенко «истязал и глумился над учениками». До конца года «от невыносимых побоев... и глумлений» со стороны Василенко покинуло школу более половины учеников [17, с.65].

Расширение сети школ в Калмыцкой степи было не всегда поступательным. Нередко занятия в школах прерывались, отдельные из них закрывались на много лет. Главной причиной этого являлось сокращение расходов на образование. В частности, только в 1913 г. по этой причине были ликвидированы 6 школ.

В начале XX века в калмыцких улусах Астраханской губернии насчитывалось 8 улусных, 2 женские начальные и 31 народная школа [21, с.46], в которых общее количество учащихся было определено инструкцией 1905 г. в 900 чел. Малая часть выпускников могла продолжить учебу в калмыцком училище в г. Астрахани, и лишь единицам удавалось окончить гимназию и поступить в высшие учебные заведения.

В целом в указанный период грамотность населения повысилась незначительно. Заметное увеличение числа школ и учащихся в них в начале XX в. (с 17 чел. в семи школах в 1901 г. до 640 в 28 школах в 1911 г.) не могло решить проблемы. Грамотная часть населения составляла немногим более 3% калмыцкого населения [22, с.5-43]. Следует при этом иметь в виду, что в это число входили только грамотные лица, умевшие читать и писать на русском языке. Число грамотных «по-калмыцки» было безусловно немного выше.

Таким образом, анализ конкретного материала показал, что явления и события позднеимперского периода, в том числе либеральные реформы 1860-х - 1870-х годов, отмена личной зависимости между сословиями калмыцкого общества, утверждение буржуазных отношений, социальные потрясения начала ХХ века и активизация национальной жизни в регионах, - все это сказалось на поступательном развитии школьного образования в Калмыкии. Это сказалось на количественном росте числа школ различного типа и количества обучающихся, на существенном преобладании численности народных школ, открывшихся по инициативе и при финансовой поддержке калмыцких аймачных обществ, на зарождении элементов профессиональной школы, готовившей учителей начальных классов, переводчиков, фельдшеров-оспопрививателей, ремесленников. Следует отметить, что начало ХХ века для Калмыкии также характеризуется как первый этап формирования национальной интеллигенции.

Список литературы

1. Позднеев А.М. Записка о преобразовании учебной части у калмыков Астраханской губернии. СПб.: 1889.

2. Аммосов К.М. Калмыцкие улусные училища в учебно-воспитательном отношении (наблюдения, основанные на осмотре училищ в марте 1893 г.). Астрахань: 1893.

3. Спасский Н.Л. Образование калмыков в Астраханской губернии и меры их улучшения. Астрахань: 1894.

4. Львовский Н. Образование при хурулах // Православный благовестник. - 1898 - №2.

5. Позднеев А.М. Исторический очерк развития русских школ у калмыков. СПб.: 1905.

6. Позднеев А.М. Об образовании инородцев ламаитов. СПб.: 1905.

7. Сильницкий Л.Д. Краткий очерк состояния народного образования в Калмыцкой степи Астраханской губернии в связи с современным бытом калмыков // Журнал Министерства народного образования. - 1905 - №7.

8. Фарфоровский С. Народное образование среди калмыков БольшогоДербета в связи с их бытом и историей // Народное образование. - 1910. - №6.

9. Степной И. Школьное дело Калмыцкой степи Астраханской губернии // Вестник воспитания. - 1911. - №5.

10. Килганов В.У Становление школьного образования в Калмыкии. Элиста: 1968.

11. Ташнинов Н.Ш. Очерки истории просвещения Калмыцкой АССР. Элиста: 1969.

12. Ефремова В.Ф. Очерки по истории школьного образования в Калмыкии. Автореферат диссертации ... канд. пед. наук. Л.: 1970.

13. Корсункиев Ц.К. Программа обучения в школах при калмыцких хурулах. // Ламаизм в Калмыкии. Элиста: 1977.

14. Килганов В.В. Развитие школьного образования калмыцкого народа в Х1Х-начале ХХ века. Диссертация .канд. ист. наук. Элиста: 2003.

15. Лиджиева И.В. Народное образование в деятельности органов местного самоуправления Калмыцкой степи. // Вестник КИГИ РАН. - 2016. - №1.

16. Миссионерский сборник. Астрахань: 1910.

17. Из истории движения за национальную школу в Калмыкии. Сборник документов и материалов. Элиста: 1967.

18. Государственный архив Ставропольского края. Фонд 249. Опись 1. Дело 41.

19. Российский государственный исторический архив. Фонд 1291. Опись 84. Дело 218.

20. Национальный архив Республики Калмыкия. Фонд 21. Опись 1. Дело 1450.

21. Памятная книжка Астраханской губ. на 1904 г. Астрахань, 1904.

22. Первая всеобщая перепись населения Российской империи. II. Астраханская губерния.Тетрадь 1. СПб.: ЦСК МВД, 1899.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.