Научная статья на тему 'Становление системы преподавания академического рисунка в контексте развития российского художественного образования'

Становление системы преподавания академического рисунка в контексте развития российского художественного образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
770
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСУНОК / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ART EDUCATION / СИСТЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО РИСУНКА / SYSTEM OF TEACHING OF ACADEMIC DRAWING / РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ / PAINTING FROM NATURE / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РИСУНКА / METHODS OF TEACHING OF DRAWING / DRAWING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Савинов Андрей Михайлович

В статье рассматриваются особенности системы преподавания академического рисунка на разных этапах ее развития от возникновения до настоящего времени, показано влияние внешней среды на развитие системы преподавания рисунка. Обосновывается мнение о значении культуры и искусства для развития российского общества. Предлагается совершенствовать методику обучения рисунку с опорой на лучшие традиции отечественной художественной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the features of the teaching of academic drawing at different stages of its development from the beginning to the present time, shows the influence of external environment on the development of a system of teaching of drawing. It is based the importance of culture and art for the progress of Russian society. It is proposed to improve the methodology of teaching of drawing on the basis of the best traditions of national art school.

Текст научной работы на тему «Становление системы преподавания академического рисунка в контексте развития российского художественного образования»

^ Образование в сфере культуры 135

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО РИСУНКА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. М. Савинов

Московский гуманитарно-экономический институт (Кировский филиал)

В статье рассматриваются особенности системы преподавания академического рисунка на разных этапах ее развития от возникновения до настоящего времени, показано влияние внешней среды на развитие системы преподавания рисунка. Обосновывается мнение о значении культуры и искусства для развития российского общества. Предлагается совершенствовать методику обучения рисунку с опорой на лучшие традиции отечественной художественной школы.

Ключевые слова: рисунок, художественное образование, система преподавания академического рисунка, рисование с натуры, методика преподавания рисунка.

The article discusses the features of the teaching of academic drawing at different stages of its development from the beginning to the present time, shows the influence of external environment on the development of a system of teaching of drawing. It is based the importance of culture and art for the progress of Russian society. It is proposed to improve the methodology of teaching of drawing on the basis of the best traditions of national art school.

Keywords: drawing, art education, system of teaching of academic drawing, painting from nature, methods of teaching of drawing.

Художественное образование является важной составляющей человеческой деятельности, необходимой для развития общества. Основой художественной подготовки является академический рисунок. Вопросам обучения рисунку, как к «основе всех художеств», всегда придавалось большое значение. Внимание к этой проблеме характерно для различных периодов развития художественно-педагогической мысли в России. Представляется важным рассмотреть, как развивалась система преподавания академического рисунка, чтобы понять, в каком состоянии она находится в настоящее время.

Система подготовки по рисунку вырабатывалась в процессе многолетней деятельности, как за рубежом, так и в России. До от-

крытия Академии трех знатнейших художеств - живописи, скульптуры и архитектуры в России обучение рисованию происходило в частных мастерских. И только после того, как в 1757 году была основана Академия, начала формироваться новая методика преподавания рисунка.

В этот период велось много споров по разнообразным вопросам теории и творчества. Представляет интерес, как теоретики XVIII века решали вопрос возникновения рисунка. Так, например, немецкая школа провозглашала «началом рисунка» линию, проведенную на границе тени на стене, и утверждала в качестве его основы специфическую условность и независимость от натуры. В России художники в эту теорию вносят по-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (44) ноябрь-декабрь 2011 135-140

правку. С их точки зрения, началом рисунка послужило увиденное человеком случайно возникшее в природе изображение того или иного предмета, вроде знакомой формы цветка, фигурки животного в разводах на камне, отпечатка на песке - того, с чем сталкивается в жизни каждый человек, вдруг увидевший подобие реального предмета, его «образ». И именно увиденный образ, а не просто плоский силуэт, пробудил, по мнению русских художников, в человеке желание его повторить (4). Если источником рисунка является не плоская тень, не линия, а изображение, воспроизводящее реальный предмет, то и методы выполнения рисунка должны основываться не на условной линии, а на натуре, изучая которую рисующий понимает, каким образом ее следует изображать.

Такое понимание происхождения рисунка определило на долгую перспективу и соответствующий характер трактовки его средств и методических подходов к обучению рисунку и в общих чертах сохранилось до настоящего времени.

Имея такую методическую установку, система преподавания академического рисунка в этот период начинает развиваться быстрыми темпами. К концу XVIII века в Академии художеств была сформирована система преподавания рисунка, которая в тот период вышла на лидирующие позиции в ряду художественно-образовательных центров Европы.

В первой половине XIX века начался процесс пересмотра преподавания рисунка и новое осмысление его задач. Подобная тенденция приводит к тому, что подвергается изменению основной принцип обучения того периода - от копирования оригиналов до рисования с натуры. Если раньше учащийся хоть и подчинялся определенной системе правил ведения работы, однако во многом полагался на собственное чувство, развиваемое в процессе копирования. Теперь чувство вытесняется точными правилами ведения рисунка. Это было шагом вперед, но со временем такое штудирование привело к формальному использованию выразительных средств ради

внешнего эффекта. И постепенно во второй половине XIX века в методах обучения рисунку стал проявляться некоторый застой. В этот период академическое художественное образование стали понимать как систему идеального обучения. Методической основой должны были служить античные образцы, имеющие идеальные пропорции, идеальную красоту форм. В рисунках стало прослеживаться пассивное следование образцам старой школы, поверхностное наблюдение натуры. Следствием такого положения дел стали произошедшие в 1883-1884 годах в Академии художеств реформы. После их проведения многое изменилось в методическом плане, кадровой политике и в общих установках, но не решило накопившихся проблем, поэтому уже 1893 году произошла следующая реформа.

Академию той поры связывают с передвижниками. Передвижническая Академия, которая возникла после реформы 1893 года, имела ряд положительных сторон, но вместе с тем она обладала и существенными недостатками. Отвергая академизм, прежде всего за его оторванность от реальной действительности, сторонники реформ упускали из виду, что старая Академия представляла собой всесторонне разработанную систему подготовки художника, которую они сами прошли и которой были обязаны своим умением.

Реформаторы отменили подготовительные рисовальные классы, включая гипсовые, аргументируя это тем, что предварительная подготовка учащимися может быть получена в общеобразовательной школе и специальных училищах. Было сокращено количество и объем учебных курсов. Время для обучения свелось до четырех лет, которые молодые художники должны были проводить во вновь организованных мастерских. Руководитель мастерской оказывался единолично ответственным за весь процесс подготовки художника. Кроме того, упрощалась система оценок, отменялись медали и единая общая тема для выпускной работы.

Утверждалось положение о том, что в

Образование в сфере культуры 137

новой школе необходимо не столько получать начальные сведения по искусству, сколько развиваться и совершенствоваться. На деле оказалось, что новая Академия осталась без четко выстроенной методики становления начинающего художника в настоящего мастера своего дела.

Происходящие изменения в обучении рисунку были следствием глобальных изменений в обществе. К концу XIX века в мире стали происходить перемены, менявшие сам образ и понимание искусства.

Характеризуя внешнюю среду этого периода можно отметить, что в условиях индустриализации производства, в городах - промышленных и коммерческих центрах, создаются и накапливаются огромные богатства. Широкое внедрение методов машинного производства в то время не только привело к появлению рабочего класса, но и создало обилие доступных товаров. Появление телеграфа, поездов и пароходов значительно расширило возможности связи и передвижения. В конце XIX - начале XX века возникает новый стиль, воцарившийся в большинстве стран Европы. Он получил название «модернизм». Модернизм может рассматриваться в конкретных хронологических рамках (условно с 1890 года по 1968 год) или как вневременной феномен в широком историческом контексте неклассического искусства вообще, в русле традиции европейской культуры, выступающей по отношению к социуму как культура отрицания. Главное, что позволяет включить модернизм в эту традицию, - это воинствующий антитрадиционализм, нередко приобретающий бунтарско-эпатирующий характер. Модернизму свойственен принципиальный разрыв с устоявшимся художественным опытом в лице академической культуры. Модернистские направления и течения во всех разновидностях объединяет неприязненное отношение к лучшим образцам искусства прошлого.

Последствия такого положения дел катастрофически повлияли на систему преподавания рисунка, которая пережила ряд тяжелых

десятилетий.

В первые годы после трагических событий 1917 года в художественной школе был столь велик антагонизм ко всему, что ассоциировалось со старым миром, что система преподавания оказалась почти разрушена. Многие передовые люди того времени прониклись убеждением: чтобы построить «новое» - необходимо уничтожить «старое». «Мы предсказали в своих выступлениях свержение всего академического хлама и плюнули на алтарь его святыни ... Мы пришли, чтобы очистить личность от академической утвари, выжечь в мозгу плесень прошлого. » - восклицал Казимир Малевич (2, с. 28). Они требовали закрытия Академии художеств, как учреждения, отжившего свой век. Но, на самом деле, многие из них прошли школу Академии и поэтому творили свое, новое искусство на основах академического мастерства.

12 апреля 1918 года указом Совнаркома Академия художеств была упразднена и только в 1932 году вновь воссоздана.

С восстановления Академии художеств начинается новый период истории развития системы преподавания рисунка, этот период связан со становлением «советской школы рисунка». В процессе преподавания педагоги стали обращать основное внимание на изучение таких узловых вопросов, как особенности восприятия трехмерного пространства предмета и принципы передачи его на плоском листе бумаги, постижение неповторимых индивидуальных образов, явлений предметного мира и природы, развитие эстетического восприятия рисующих. Все это потребовало особого отношения к рисунку с натуры. Рисование с натуры стали рассматривать как наиболее эффективный метод овладения изобразительной грамотой.

Главной заслугой советской художественной школы в данный период ее развития стала постановка заслона против проникновения в ее стены формалистических методов художественного творчества, что позволило приступить к научной разработке теории и методики преподавания, восстановлению луч-

ших традиций отечественной школы рисунка.

Развитие академической школы рисунка шло по восходящей, до конца 80-х годов прошлого века. Затем наступил период преобразований. Произошедшие изменения были обусловлены, прежде всего, социально-экономическими преобразованиями общества. Противоречивые процессы в социально-экономической сфере при депрессивном состоянии производства и недостаточной компетентности руководства привели к финансовому кризису.

Экономический кризис начала 90-х годов ХХ века поставил под угрозу полноценное воспроизводство художественного потенциала общества. Творческие работники оказались среди наименее социально защищенных групп населения (зарплата ниже прожиточного минимума, отсутствие внятного законодательства по защите авторских прав, трудовой кодекс не учитывает специфику творческих профессий, членство в творческих союзах больше не засчитывается как трудовой стаж). А.В. Мешкова считает, что есть достаточно оснований утверждать, что за первую половину 90-х годов ХХ века Россия понесла урон в своем творческом потенциале, сравнимый с тем, который был нанесен революцией и гражданской войной (3).

Реальная практика исполнительной власти в те годы вызвала разочарование в художественной среде. Ее неэффективность определялась следующими причинами: сохранением «остаточного подхода» к образованию и культуре на уровне государственного управления; игнорированием интересов провинциальной интеллигенции; самоизоляцией национальной интеллигенции народов России; недооценкой негативной реакции значительной части населения на ориентацию власти на «проатлантические» духовные ценности; унизительным социально-экономическим положением работников образования; едва ли не абсолютным игнорированием властью проблем творческой молодежи.

Серьезное влияние на систему преподавания рисунка оказали также политические и

социально-культурные факторы внешней среды. В Россию хлынули идеи о так называемом «мировом образовательном пространстве», но, к сожалению, на состояние системы преподавания рисунка сказаться положительно это не могло. Под лозунгом свободы творчества в учебные заведения стали проникать идеи формального подхода к обучению рисунку. Изучение рисунка начинает сводиться только к практическим упражнениям, к приобретению некоторого опыта рисования, без подкрепления этого опыта обобщающим знанием «рисовальной культуры», выработанной великими мастерами прошлого.

Фактом стала деятельность зарубежных фондов, поддерживающих в России науку, художественную культуру. Сначала фонд Сороса, а далее фонд Форда играли и играют заметную роль в поддержке искусства, но не академического, а так называемого актуального. Творчество художников этого направления постоянно находится в центре внимания средств массовой информации.

В этих условиях зарождается новая система, которая, в отличие от модернизма начала прошлого века, не просто отрицает отечественную школу рисунка, но направлена на полное разрушение традиционной художественной подготовки. Эта вторая волна логично вытекает из первой и называется постмодернизм. Постмодернизм характеризуется двумя основными чертами - распадом характерного для модернизма единства и ростом плюрализма. Глобальное «размножение» локальных идентичностей означает разрушение характерной для модернизма культурной вертикали центр - периферия, как в национальном, так и в мировом масштабе. Постмодернизм быстро проник во все сферы социально-гуманитарного знания, начал оказывать влияние на различные сферы общественной жизни.

Признание многообразия и равноценности любых культурных форм, отказ от установления какого бы то ни было иерархического порядка - главный лозунг постмодернизма. Настоящая свобода, по мнению идео-

Образование в сфере культуры 139

логов постмодернизма (Деррида, Фуко, Делез и другие), заключена в сфере желания, а попытки поставить его под контроль - культурно контрпродуктивны.

На этом фоне появляются разные художники: изображающие из себя, например, собаку или сдирающие с трупов кожу и делающие из этого «материала» скульптуры. Появляются люди-собаки, люди-туалеты, люди-предметы и прочее. Перечислять негативные явления, происходящие в недрах потребительского общества, бессмысленно. Чем больше удается эпатировать зрителя, тем выше это ценится. С позиции постмодернизма это искусство есть проявление свободы. В результате, потребительское общество тонет в собственных отходах духовного характера. В этих условиях создание глубоких и сложных, подлинно художественных произведений становится своеобразной интеллектуальной «утраченной территорией». С.С. Комиссаров отмечает, что «в 1990-е годы национальное искусство законодательно отодвинули, освободив место западному масскульту» (1, с. 38).

Обратим особое внимание на то, что современное общество постепенно переходит из непосредственно индустриальной, даже постиндустриальной цивилизации в информационную, виртуальную, где досуг и отдых играют огромную роль. Сфера потребления стала основным источником инвестиций в экономику, а развлечение - разветвленной многоаспектной философией жизни. Россия постепенно приобретает черты общества потребления, связанного с массовым культом удовольствий, с бизнесом, за ним стоящим, с ценностной системой, его обслуживающей. Соответственно, появились идеологи искусства, производители массовой культуры, обслуживающие эту цивилизацию. Они утверждают, что художественная подготовка должна учитывать реальные условия жизни - это «путь к миллионам», а иначе, по их мнению, мы будем каждый раз оправдывать свою неспособность разговаривать с большой аудиторией.

И вот уже крупные музеи в Москве и Пе-

тербурге стали предоставлять заповедные помещения наиболее знаковым, с их точки зрения, фигурам, задействованным как раз в процесс разрушения основ классического искусства. П.П. Чистяков в свое время писал: «Бывают времена, когда общество падает и на все смотрит глазом практика-торгаша, все хочет применить к делу-делишку, которое его в это время занимает, когда является вместо законности произвол. Тогда-то, в эти времена фальшивой свободы, распущенности, когда оценку дает капитал, и появляются чуть ли не каждый год гении во всех родах художеств» (5, с. 302).

Справедливым будет отметить, что в начале нынешнего века в социально-экономическом и политическом развитии страны произошли позитивные перемены. Отношения исполнительной и законодательной властей приобрели конструктивный характер. Это позволило в 2008 году принять «Концепцию развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 20082015 годы» (одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 1244-р). В ней обращается внимание на то, что «решение проблем художественного образования в целом требует согласованных между всеми органами государственной власти и местного самоуправления организационно-управленческих действий», и предлагается «формирование на государственном уровне отношения к художественному образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, крайне необходимой для развития российского общества». О поддержке отечественной художественной культуры, ее восстановлении начинает говориться на самом высоком уровне: «Надо подумать, кто мог бы взяться за организацию этой работы именно в системном плане . Это должна быть заинтересованная работа, с применением и государственного ресурса и, конечно, с использованием возможностей и желания тех, кто привык этим заниматься» (из выступления президента России Д.А.Медведева на заседании президиума Государственного совета,

Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию 22 апреля 2010 года).

Обнадеживает также то, что, наряду с овеществлением жизни, последние годы в значительной степени выявили морально-интеллектуальную усталость людей от погружения в потребительские ценности. Пройдя через этап свободы, понимаемой как вседозволенность, отсутствие нравственных табу, они увидели оборотную сторону иллюзорной яркости и красочности так называемых новых ценностей массовой культуры.

В настоящее время в художественной педагогике утверждается мнение, что стране нужна адекватная жизненным реалиям идеология общественного развития, задающая направление движения, промежуточные и конечные цели. В связи с этим одним из главных направлений деятельности является привнесение в общество знаний, культуры, осмысленности национальных интересов, духовных ориентиров для развития, с опорой на традиции отечественной художественной школы. Для этого необходимо изменить роль культуры, науки, образования в нынешней системе

общегосударственных приоритетов и, соответственно, обеспечить изменение отношения к ним государства. Эта работа должна быть связана не просто с благими намерениями, а с нормативно-правовым обеспечением путем внесения изменений в федеральные законы и нормативные правовые акты в части уточнения специфики образования в сфере культуры и искусства.

Таков в кратком виде анализ развития системы преподавания академического рисунка, который приводит нас к выводу о том, что ее современное состояние требует новых исследований по теории рисунка и методике обучения, поиску путей дальнейшего совершенствования и развития.

Проводимая работа по развитию законодательной базы и научных исследований должна сохранить сложившуюся в России уникальную систему подготовки художников и стабилизировать ситуацию в сфере художественного образования в целом, которое направлено на достижение стратегических целей развития Российской Федерации, в том числе на удовлетворение потребностей граждан в образовании и духовном развитии.

Примечания

1. Комиссаров, С. С. Политика в сфере культуры: вектор духовного возрождения отечественной цивилизации / С. С. Комиссаров // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - М.: МГУКИ, 2011. - № 1(39). - С. 35-40.

2. Малевич, К. С. Ось цвета и объема / К. С. Малевич // Изобразительное искусство: [сб. статей]. - Пг., 1919.

- Вып. 1. - С. 27-30.

3. Мешкова, А. В. Власть и художественная интеллигенция в постсоветский период отечественной истории (1991-2006 гг.) : автореф. дис. ... кан. исторических наук / А. В. Мешкова. - М., 2006. - 42 с.

4. Молева, Н. М. Русская художественная школа первой половины XIX века / Н. М. Молева, Э. М. Белютин.

- М. : Искусство 1963. - 408 с.

5. Чистяков, П. П. Письма, записные книжки, воспоминания. 1832-1919 / [материалы подгот. к печати, примеч. сост. Э. Белютиным и Н. Молевой]. - М. : Искусство, 1953. - 592 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.