5. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОРРУПЦИЯ
5.1. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ
Лянной Гпеб Геннадьевич, кандидат юридических наук.
Аннотация: в статье рассматривается формирование системы государственного регулирования безопасности в России. Автор выделяет несколько этапов (дореволюционный, советский и постперестроечный) и кратко анализирует каждый из них.
Ключевые слова: безопасность, предпринимательская деятельность, предпринимательство, государственная поддержка, контроль, концессионная (разрешительная) система.
FORMATION OF THE SYSTEM OF STATE REGULATION OF ENTREPRENEURSHIP’S SAFETY IN RUSSIA: RETROSPECTIVE ANALYSIS
Lyannoj Gleb Gennadievich, Candidate of Law.
Annotation: in the article the formation of the system of entrepreneurship’s state regulation in Russia is discerned. The author marks out some stages (pre-revolutionary, soviet, postperestroika) and briefly analyses each of them.
Keywords: safety, enterprising activity, entrepreneurship, state support, control, concession (licensing) system.
На разных этапах развития российского общества по-разному решались вопросы обеспечения безопасности предпринимательской деятельности. Между тем, эта проблема уходит своими корнями в глубину веков. Очевидно, что на систему принципов государственного регулирования
предпринимательской деятельности всегда оказывали влияние специфические исторические и национальные условия жизни России, особенности социальных, духовных, экономических и психологических факторов, действия господствующей в обществе политической элиты и т.д.
Условно историческое развитие административного регулирования безопасности предпринимательства в России можно разделить на три этапа: дореволюционный, советский и постперестроечный (современный) периоды.
В дореволюционной России одним из крупнейших кодексов русского феодального права, который регулировал предпринимательскую деятельность, была «Русская правда», нормы которой защищали частную собственность, регламентировали порядок ее передачи по обязательствам и договорам. За
невыполнение обязательств в соответствии с указанным документом должник отвечал имуществом, а иногда и своей свободой. Оформление договоров происходило устно, они заключались при свидетелях или на торгу. В «Русской правде» упоминались купцы, мелкие торговцы и ремесленники, которых можно считать первыми предпринимателями.
Между тем, с XIV века начинает складываться «поощрительная и покровительственная» система, предпринимательство попадает в сильную зависимость от правительства, образуется базис, на котором впоследствии будут построены все виды, сферы и формы предпринимательской деятельности. Главным инициатором развития промышленности и торговли выступает правительство, а не частный капитал.
В 1497 г. издается Судебник, с принятием которого начинается систематизация законодательства единого централизованного государства.
В XV в. казной для укрепления единого централизованного государства, его экономического положения, обороноспособности и стабильности государственного строя создаются предприятия, среди которых можно отметить монетные дворы, мастерские по производству оружия, Пушечный двор, а для управления им - Пушкарский приказ. Государством создаются, а затем передаются в частные руки фабрики, предоставляются льготы и кредиты людям, открывавшим новые предприятия.
Уже в то время в России действовала сложная система правительственной регламентации промышленной деятельности, при которой данная деятельность не допускалась без получения специального указа или получения особой привилегии.
В целях содействия учреждению новых предприятий собственными силами предпринимателей, а также привлечения капитала, в том числе иностранного, в развитие новых для России отраслей промышленности, правительством предусматривался целый комплекс мер государственной поддержки. Это и беспроцентное льготное кредитование, обеспечение рабочими кадрами лиц, устраивавших фабрики собственными средствами на свой страх и риск.
Вместе с тем, несмотря на все многообразие методов государственной поддержки предпринимательства петровского периода, их отличительной чертой является то, что в большинстве случаев они носили сугубо именной характер. Привилегии выдавались особыми именными указами определенным лицам на
определенное производство. Постепенно это положение стало меняться: льготы, дарованные лишь известным людям, распространялись на всех
предпринимателей. Такая ситуация продолжалась на протяжении нескольких веков до XVII вв.
К середине XVII в. в России получила развитие идея меркантилизма, в соответствии с которой
благополучие государства покоится на развитии собственной промышленности и торговли, а значит, государство должно создавать благоприятные условия для деятельности своих купцов и промышленников. В той или иной степени идея меркантилизма нормативно закрепилась в законодательных актах того времени, среди которых Соборное уложение 1649 г., создавшее
Лянной Г. Г.
СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
предпосылки к юридическому оформлению деятельности предпринимателей как особого общественного слоя - купеческого сословия; Таможенный устав 1653 г. и Новоторговый устав 1667 г., который историки права называют вершиной законодательства в сфере торговли.
В результате издания в 1712 г. Указа «Об организации торгово-промышленных компаний» были созданы новые формы организации российского предпринимательства. По инициативе властей, а иногда и по собственному почину купцы объединяли капиталы для их вложения в промышленность, используя традиции старинного «складничества». Оформлялись данные промышленные и торговые объединения договорами товарищества. В 1721 г. принят Регламент Главного магистрата, содержащий предписание купцам сочинять собственные статуты и указывающий на необходимость введения купеческих судов. Однако эти предписания во многом так и остались нереализованными. Больше всего на развитие предпринимательства повлияло введение в 1721 году посессионного права, заключавшегося в дозволении фабрикантам и заводчикам (принадлежавших в основном к купеческому сословию) приобретать деревни с крестьянами для своих предприятий. В условиях крепостничества этот шаг позволил купечеству занять ведущее место в структуре предпринимательского класса и сохранить его до начала XX века.
В 1762 г. было запрещено покупать крепостных крестьян для заводов, приписывать крестьян к предприятиям. Начал складываться рынок вольнонаемного труда, в обществе стали развиваться капиталистические производственные отношения. Мощным импульсом для развития торговли, для дальнейшего становления предпринимательского сословия стало принятие Указов от 20 декабря 1753 г. и от 23 января 1754 г., которыми была введена единая внутренняя пошлина.
При Александре I появились первые профессиональные журналы для предпринимателей «Северная почта» и «Журнал мануфактур и торговли», способствовавшие распространению полезных знаний и опыта предпринимательства, издававшиеся за счет казны. Также в это время были открыты специальные школы, готовившие специалистов в области предпринимательства: Горный кадетский корпус - в 1804 г. и Технологический институт - в 1826 г.
Одной из мер поддержки предпринимательства явилось создание в 1802 г. «мануфактурного капитала», для которого из Государственного казначейства был выделен 1 млн руб. По существу, это был первый российский фонд поддержки предпринимательства, целью которого была выдача ссуд предпринимателям, иногда безвозвратных, в случае если их знания и опыт могли принести пользу, но они не располагали недвижимым имуществом, которое можно было отдать под залог, или у них не было надежных поручителей.
Первым законодательным актом, регламентирующим формы предпринимательской деятельности и устанавливающим правовые нормы организации в России торгово-промышленных фирм, был Манифест 1 января 1807 года «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к расширению и усилению торговых предприятий». Манифест рекомендовал купцам производить
торговлю путем образования купеческих товариществ, создаваемых на основе договора.
Указ от 28 декабря 1818 г. предоставил право открывать заводы и фабрики всем сословиям, включая все категории крестьян. Однако крестьяне обязаны были испрашивать свидетельство для ведения торговли с обязательной уплатой пошлины (Манифест 11 февраля 1811 г. и Указ 29 декабря 1812 г.), необходимо было также получить разрешение Министерства внутренних дел. К 1833 г. была произведена кодификация законодательства, изданы Полное собрание законов и Свод законов Российской империи.
Закон от 6 декабря 1836 г. «О товариществах по участкам или компаниям на акциях» детально урегулировал акционерное предпринимательство и закрепил концессионную (разрешительную) систему учреждения акционерных компаний, а также определил их возможные категории, размер уставного капитала. В 1849 году Николаем I были утверждены правила, согласно которым хозяева фабрик и заводов каждые полгода должны были подавать отчеты о состоянии предприятий, численности рабочих и количестве оборудования. Местные органы власти должны были следить за тем, чтобы фабрики не изменяли условий производства без специального разрешения. Появились ограничения, связанные с загрязнением окружающей среды и вырубкой лесов.
Во второй половине XIX века торгово-промышленная политика российского государства изменяется от адресной поддержки отдельных отраслей промышленности к поощрению индустриального развития вообще.
Как указывает К. Ф. Шацилло, в начале XX века происходит дальнейшее усиление государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность. Правительство, несмотря на сопротивление промышленных кругов, сознательно проводило политику расширения государственного сектора1.
После революции 1917 г. в Советском государстве из-за доминирования политических целей в экономической политике установился контроль над промышленностью и финансами, произошла национализация промышленности.
Отмена в период нэпа декрета о поголовной национализации мелкой и кустарной промышленности на небольшой промежуток времени позволило развиться индивидуально-семейному производству, и по мере насыщения внутреннего рынка продовольствием, рост объемов экспорта изделий кустарных промыслов неожиданно быстро преобразил страну.
Между тем, в 1920-х годах, в период нэпа, берет свое начало «двухсекторная теория». Основоположник этой теории П.И. Стучка считал, что из двух существовавших в нашей экономике секторов -социалистического и частного - первому суждено развиваться и упрочиваться, а второму уготовано скорое отмирание. Данное положение базировалось на известном постулате В.И. Ленина о том, что «мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное». В 1922 г. принимается Гражданский кодекс РСФСР, посвященный акционерным обществам (паевым товариществам), однако в эпоху господства
1 Шацилло К.Ф. Государство и монополии в военной промышленности России, конец XIX в. - 1914 г. - М., 1992. - С. 74.
государственной собственности подобная
юридическая конструкция была отвергнута советским государством.
В конце 1920-х годов начинается сворачивание нэпа и форсирование темпов индустриализации и коллективизации. Усиливается централизованное плановое руководство экономикой страны. В 1930 г. исчезают концессии, предоставленные иностранным предпринимателям. Рыночную экономику заменяет планово-административная система хозяйственноэкономического управления. Законодатель отказывается от регулирования правового статуса частных предприятий, которые в конечном итоге исчезают из экономической жизни государства (исключение составили акционерные общества, которые
функционировали во внешнеэкономических отношениях, такие как Ингосстрах СССР, ВАО «Интурист»).
Однако следует отметить, что в Советском союзе в этот период, несмотря на идеологическое отторжение предпринимательства, действовало законодательство, регулирующее индивидуально-трудовую
деятельность. Так, основным нормативным актом, непосредственно контролирующим основную часть официальной предпринимательской деятельности, являлись «Правила регистрации некооперативных кустарей и ремесленников», утвержденные Постановлением Совета министров от 30 июня 1949 г. с изменениями, внесенными 22 апреля 1958 г. Эти Правила действовали до 1976 г., а 3 мая того же года Совет министров СССР утвердил Положение о кустарно-ремесленных промыслах граждан, которое стало регулировать индивидуально-трудовую деятельность населения, которая не имела базового статуса и играла вспомогательную роль в системе организации и развития социалистического хозяйства.
С началом перестройки в 80-е годы XX в. руководство страны начало разрабатывать политику реформирования существующего строя. В 1988 г. были приняты законы «О кооперации», «Об
индивидуальной трудовой деятельности», указ Президента РФ «О мерах по поддержанию и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур», которые легализовали частную предпринимательскую деятельность в некоторых видах производства и услуг. Также был принят Закон «Об общих началах предпринимательской деятельности в СССР», который должен был содействовать формированию экономических и правовых условий для развития частного предпринимательства. Расширилось привлечение в экономику иностранных инвестиций, создавались совместные с зарубежными фирмами предприятия. Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» установил и урегулировал общие правовые, экономические и социальные основы создания предприятий, установил организационно-правовые формы предприятий и само понятие предпринимательской деятельности. Был
регламентирован порядок регистрации предприятий.
Первой систематизацией гражданского
законодательства явилось принятие 31 мая 1991 г. Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик. Но перемены в государственном устройстве в результате распада СССР, принятие Россией в 1993 г. Конституции привели к тому, что к середине 1990-х гг.
законодательство РФ состояло как из советских, так и уже из российских нормативных актов, часто противоречивших один другому. В таких условиях был необходим единый для всей Российской Федерации уже российский систематизированный гражданско-правовой нормативный акт, которым стал Гражданский кодекс РФ, принятый 21 октября 1994 года.
И, наконец, 12 декабря 1993 г. на всенародном голосовании была принята Конституция Российской Федерации, где в ст. 34 говорится, что: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».
Таким образом, становление системы
государственного регулирования безопасности предпринимательства в России прошло длительный и сложный путь. Условно его можно разделить на три этапа: государственное регулирование безопасности предпринимательства в дореволюционной России, в период существования СССР (период НЭПа) и в постперестроечный период. До революции российское предпринимательство имело очень большое влияние на экономическое благополучие и обороноспособность страны. Наращивание своего собственного богатства связывалось с умножением общественного. После революции 1917 г. рыночную экономику заменяет планово-административная система хозяйственноэкономического управления. Законодатель отказывается от регулирования правового статуса частных предприятий, которые в конечном счете исчезают из экономической жизни государства. И только в результате перестройки стало возможным формирование экономических и правовых условий для развития частного предпринимательства, а также обеспечение его безопасности, чему поспособствовал ряд принятых нормативных актов, закрепивших общие правовые, экономические и социальные основы предпринимательской деятельности.
Список литературы:
1. Шацилло К.Ф. Государство и монополии в военной промышленности России, конец XIX в. - 1914 г. - М., 1992. - С. 74.
Reference list:
1. Shacillo K.F. State and monopolies in Russia's military industry, end of 19-th century - 1914. - М., 1992. - P. 74.