Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ СИНГАПУРА КАК МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО ЦЕНТРА'

СТАНОВЛЕНИЕ СИНГАПУРА КАК МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО ЦЕНТРА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мировой финансовый центр / город-государство / экономическое развитие / world financial center / city-state / economic development

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Егоров Владимир Сергеевич

В статье рассматривается особенности становления города-государства Сингапур, при этом выявляются проблемы, с которыми столкнулся Сингапур при своем становлении. Автором формулируются преимущества Сингапура в качестве мирового финансового центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SINGAPORE’S EMERGENCE AS A GLOBAL FINANCIAL CENTER

The article examines the peculiarities of the formation of the city-state of Singapore, while identifying the problems that Singapore faced during its formation. The author formulates the advantages of Singapore as a global financial center.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ СИНГАПУРА КАК МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО ЦЕНТРА»

УДК 339.97

становление сингапура как мирового финансового центра

Егоров Владимир Сергеевич

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, главный специалист научно-исследовательского отдела; Санкт-Петербургский государственный технологический институт, магистрант 2 курса кафедры менеджмента и маркетинга, e-mail: vs-egorov-spb@yandex.ru

В статье рассматривается особенности становления города-государства Сингапур, при этом выявляются проблемы, с которыми столкнулся Сингапур при своем становлении. Автором формулируются преимущества Сингапура в качестве мирового финансового центра

Ключевые слова: мировой финансовый центр; город-государство; экономическое развитие

singapore's emergence as a global financial center

Egorov Vladimir S.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Chief Specialist of the Research Department; Saint Petersburg State Technological Institute, 2nd year Master's student of the Department of Management and Marketing, e-mail: vs-egorov-spb@yandex.ru

The article examines the peculiarities of the formation of the city-state of Singapore, while identifying the problems that Singapore faced during its formation. The author formulates the advantages of Singapore as a global financial center

Keywords: world financial center; city-state; economic development

o

А

H

и

А

ц

и я

s

у

п А

и л

м H

и

m

А

м

E

m H

H

о

S'

g

M я

H

m л

tr

H

о

с

H СГ

S

Для цитирования: Егоров В.С. Становление Сингапура как мирового финансового центра // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной

академии. 2023. № 3 (87). С. 29-34.

В истории развития множества постколониальных колониальных государств, получивших свою независимость от крупных метрополий в середине XX века, отсутствуют страницы национальной истории, отражающие постепенное развитие государственных и общественных учреждений. Перед вновь появившимися государственными образованиями вставали вопросы, ответы на которые требовалось найти в течение не столетий, а нескольких десятилетий и в условиях имеющегося опыта колониального господства, а также сосуществования разнообразных групп со своими социальными и этническими особенностями и противоречиями.

Одним из таких государств является Сингапур, становление которого в качестве мирового финансового центра является удивительным примером экономического развития. Обстоятельства, при которых происходило становление города-государства Сингапур, не могли быть менее благоприятными. «Расположенный на песчаной полоске суши, лишенный всяких природных ресурсов, Сингапур имел в 50-х годах разноязычное население численностью немногим более одного миллиона жителей, 75,4 % которого составляли китайцы, 13,6 % - малайцы и 8,6 % - индийцы» [1].

Сингапур, начав свой путь как небольшой портовый город-государство, смог превратиться в один из ведущих финансовых центров мира за относительно небольшой промежуток мировой истории. Данный экономический феномен можно объяснить рядом факторов.

Во-первых, это стратегическое географическое положение Сингапура в качестве ключевого узла морских путей между Западом и Востоком, обеспечивающее ему колоссальные торговые и логистические преимущества.

Сингапур на протяжении Х1Х-ХХ вв. являлся военно-морским опорным пунктом Соединенного Королевства в Юго-Восточной Азии. Расположенный на островах Сингапур граничит с южной оконечностью Малаккского полуострова через Джо-хорский пролив (сейчас - границы с малазийским султанатом Джохор и индонезийской провинцией острова Риау).

Сингапуру было уготовано стать государством, которое бы зависело от более мощных соседей (Индонезией и Малайей (позднее - Малайзией) с населением более 100 млн чел. и 6,28 млн чел. (на момент обретения независимости Сингапуром) соответственно), будучи крошечной страной в Юго-Восточной Азии, при условии, что ему удалось бы сохранить свой суверенитет. Однако сегодняшний Сингапур - это один из лидеров в области высоких технологий всего азиатского региона, который еще и оказывает большое влияние на экономическую и политическую ситуацию как в своем регионе, так и далеко за его пределами.

Во-вторых, формирование благоприятного делового окружения, основанного на ориентированной на бизнес и финансы устойчивой политике, пониженных налоговых ставках, стабильной и сильной правовой системе, а также открытости

Рис. 1. Географическое расположение Сингапура

к иностранным инвестициям.

С 50-х гг. XX в. Сингапур являлся самоуправляемым государством в составе Британской империи, в 1963-1965 гг. был в составе Федерации Малайзия, однако после конфликта с руководством Малайзии в августе 1965 г. провозгласил свою независимость [2].

Сингапуру необходимо было смириться с тем, что он не является больше центром единого колониального региона и что ему жизненно необходимо было выживать в условиях, в которых не было британского правления. Правительству приходилось созидать все в абсолютно новой для них экономической реальности, требовалось опробовать новые механизмы, методы работы, которые, прежде всего, нужно было придумать, поскольку ситуации и примеров, в которой оказался только что получивший свою независимость Сингапур,в мировой истории не существовало. В своей судьбе Сингапур больше всего походил на Гонконг, который, являясь островом, был под управлением Великобритании, оставаясь в экономическом влиянии Поднебесной. Существующие реалии требовали принятия экстраординарных мер и усилий, поскольку следование обычным путем не представлялось возможным.

Вплоть до начала 60-х гг. посредническая торговля составляла основу экономики Сингапура того времени - 4/5 ВВП, данная сфера экономики государства давала работу 15 % самодеятельного населения. Промышленность отличалась узостью отраслевой структуры. В 1959 г. 75 % общей стоимости промышленной продукции приходилось на переработку каучука, а доля промышленности в ВВП составляла на тот момент 7,2 % [2].Как во время нахождения Сингапура в составе Малайзии, так и в первые годы после обретения окончательной независимости пе-

ред властями Сингапура постоянно стоял вопрос безработицы. Посредническая торговая политика достигла своего предела, поэтому единственно верный путь видели в проведении индустриализации, для чего, во-первых, было необходимо введение протекционистских мер для защиты собственной продукции, а именно - автомобилей, бытовой техники, мелкой электроники. Во-вторых, поощрялся бизнес, который основывал мелкое производство продуктов и товаров первой необходимости (растительное масло, туалетная бумага). В-третьих, это привлечение инвестиций в собственное производство, которые реализовались в качестве фабрик по производству текстиля и игрушек, построенных инвесторами из Тайваня и Гонконга.

В рамках программы по стимулированию индустриализации Сингапура был принят ряд законодательных актов. «Во-первых, появился закон о «пионерных отраслях» обрабатывающей промышленности, к которым были отнесены те отрасли, продукция которых ранее в Сингапуре не производилась. Предприятия, выпускавшие такую продукцию, получили статус «пионерных». Они освобождались от уплаты подоходного налога на срок до пяти лет, им предоставлялись скидки с налога на амортизацию и т.д. Во-вторых, для защиты местной продукции были введены протекционистские тарифы на ввозимые готовые промышленные товары. Однако эти меры могли повлиять на статус свободного порта и вызвать резкое снижение доходов от реэкспорта. Поэтому правительство, не желая терять поступления от посреднических услуг, приняло решение организовать на территории сингапурского порта зоны «свободной» торговли, в которых сохранялся порядок беспошлинного провоза практически всех товаров. В-третьих, был принят

Рис. 2. Этапы экономического развития Сингапура [3]

закон о «пионерных» предприятиях, в котором конкретно разрабатывались различные налоговые и амортизационные льготы для таких предприятий промышленности, регулировалось их число, режим работы на них, заработная плата рабочих и служащих и т.д.» [2].

На основании принятых законов была разработана программа государственного экономического развития, основной задачей которой не было создание превалирующего государственного сектора в промышленной сфере. Ведущая роль в национальной экономике оставалась за частным сектором, при этом значение государственного регулирования было очень велико, с помощью финансовых и налоговых рычагов оно создавало условия для успешной деятельности частного сектора в промышленной сфере экономики страны.

Сингапуру было крайне необходимо дальнейшее развитие и совершенствование производственной инфраструктуры, без которой было невозможно нормальное функционирование частных предприятий. В связи с этим в государственном секторе оказались такие первостепенно важные отрасли экономики, как транспорт, коммунальное хозяйство и связь.

С уходом британских вооруженных сил военная инфраструктура стала конверсироваться для использования в гражданских целях (военные верфи; острова, размещавшие на себе батальоны солдат, стали туристическими курортами; военный аэродром Селетар стал использоваться для коммерческих и небольших грузовых самолетов; авиабаза после передачи была расширена и превращена в Международный аэропорт Чанги; военный комплекс стал студенческим городком Университета Сингапура).

Вопрос борьбы с коррупцией в Сингапуре остро стоял с момента обретения Сингапуром независимости. Среди первых шагов было и определение самых коррумпированных видов деятельности с целью усиления финансового контроля этих видов деятельности. Правительство было решительно настроено на борьбу с корруп-

цией, предпринимая ряд шагов, направленных на ее искоренение во всех сферах государства и общества:

1. Создание главного органа по борьбе с коррупцией - Бюро по расследованию коррупции, работа которого сосредотачивалась на борьбе с крупным взяточничеством в высших эшелонах власти.

2. Упрощение процедур принятия решений и переработка законов на предмет двусмысленности их содержания, с целью борьбы с повседневными проявлениями коррупции на местах.

3. Изменение устаревшего Закона «О борьбе с коррупцией», принятого в 1937 г. Новая редакция закона расширяла определение взятки так, что оно стало подразумевать под собой любые блага, которые имели ранее какую-либо стоимость. Судебная власть получала возможность определять обстоятельства, жил ли обвиняемый по средствами или нет.

4. Ликвидация анонимности - всем свидетелям, вызываемым Бюро по расследованию коррупции, необходимо было представить себя.

5. Увеличение заработных плат в соответствии с занимаемыми должностями.

Предпринятые меры позволили очистить большую часть общества и государства от проявлений коррупции. Принятые меры не раз показали свою необходимость во времена мировых кризисов, позволяя Сингапуру легче переносить их, в то вре-мя как в других странах региона финансовые кризисы, нанося урон экономики, усугублялись коррупцией и кумовством, которые только ухудшали состояния этих стран [1].

Действующая законодательная база Сингапура не предусматривает какой-либо дискриминации иностранного капитала в зависимости от страны его происхождения. Действующие законы создают льготные условия для осуществления деятельности иностранных предпринимателей. Система налогообложения в Сингапуре схожа с системой налогообложения, применяемой в Гонконге. Налогом облагаются лишь те доходы, которые были получены от источников, расположен-

Рис. 3. Внутреннее территориальное деление Сингапура [2]

ных на территории государства, а не за его пределами. Налог на прибыль многонациональных корпораций также облагает только те доходы, которые были получены от источников, расположенных на территории государства, а также облагает 20 % ставкой доходы, которые были перечислены в Сингапур. Доходы от самого капитала или его прироста налогом не облагаются. Отсутствие установленных требований к размеру уставного капитала упрощает процедуру регистрации новых компаний в Сингапуре. Также следует отметить и отсутствие таможенных пошлин. Все вышеперечисленное позволяет классифицировать Сингапур в качестве единой экспортно-производственной зоны.

Со временем политика сингапурского правительства оформилась в рамках двуединой стратегии, действие которой должно было искоренить недостатки. Первая часть этой стратегии гласила о том, чтобы Сингапур вышел за пределы Юго-Восточной Азии с целью установления и налаживания экономических связей с развитыми странами по всему миру, которые, в свою очередь, создавали бы предприятия на территории Сингапура. Вторая часть стратегии подразумевала создание из Сингапура оазиса первого мира в регионе третьего мира. Другими словами, Сингапур должен был стремиться на принятый в развитых странах уровень стандартов, касающихся общественной и личной безопасности, образования, здравоохранения, транспорта и др. Выход на этот уровень в дальнейшим бы способствовал созданию базы инженеров, предпринимателей и специалистов в других областях, собирающихся развивать бизнес в своей регионе. Од-

нако этот выход зависел еще от профессионального обучения граждан Сингапура и от обеспечения их всем необходимым для достижения принятых в развитых странах стандартов обслуживания.

Правительство Сингапура играло важную роль в привлечении инвестиций в экономику страны, которая выражалась создании необходимой инфраструктуры и четко спланированных промышленных зон и предоставлении финансовых ресурсов для развития промышленного сектора экономики государства и льгот (налоговые и экспортные). Одним из крупных реализованных проектов по развитию необходимой инфраструктуры стало строительство промышленной зоны Джу-ронг, занявшей территорию площадью примерно в 4 га. В этой промышленной зоне было создано все необходимое, а именно - проложены дороги, проведены канализация, дренаж, электричество, водоснабжение и газ. Правительство приняло решение о привлечении американских многонациональных корпораций, которые в итоге принесли с собой высокие технологии, но самое главное -организация множества рабочих мест [3].

В-третьих, уклон на образование и развитие квалифицированных кадров в сфере финансов и бизнеса способствовал формированию профессионального сообщества, способного конкурировать на мировой арене.

На приход в Сингапур многонациональных корпораций из других стран региона повлияла проходившая в то время в Китае культурная революция. Иностранные инвесторы небезосновательно полагали, что на Гонконге и Тайване скажется эта революция, поэтому инвесторы решили переориентироваться на Сингапур.

Правительством Сингапура предлагались области, в которые перспективно было бы вложить средства: сфера услуг, биотехнология, коммуникации, химическая промышленность. Именно правительство взяло на себя ответственность и инициативу по созданию новых отраслей экономики, а именно - авиакомпания «Singapore Airlines», пароходная компания «Neptun Orient Lines» и сталелитейной отрасли. Иностранные инвесторы основали в Сингапуре собственные центры подготовки технических специалистов, обучение в которых проводилось их собственными инструкторами, а финансировалось совместно правительством с иностранными компаниями или полностью правительством. Обучение позволяло сингапурским специалистам в короткие сроки пройти подготовку в близких к производству условиях и познакомиться с другой культурой и внутренним устройством компании. Создание центров в перспективе позволило иностранным корпорациям сравнивать уровень подготовки специалистов из Сингапура со специалистами из других стран, а также повысить стандарты подготовки технических специалистов в Сингапуре. К концу 70-х гг. XX в., когда экономический рост возобновился после кризиса, вызванного арабо-израильским конфликтом в 1973 г., правительство Сингапура уже более выборочно подходило к вопросу привлечения иностранных инвестиций, поскольку встала задача качественного улучшения инвестиций, а вместе с этим и повышения квалификации собственных рабочих [4].

В-четвертых, развитие банковского и биржевого секторов, а также страхования, управления активами и других финансовых услуг сыграло определенную роль в установлении Сингапура в качестве мирового финансового центра.

История создания финансового центра в Сингапуре начинается с работы по укреплению доверия к Сингапуру в качестве места, в котором бизнес ведется честно и справедливо. Еще в первые годы после обретения независимости руководство Сингапура решили, что в нем не будет центрального банка, который бы осуществлял денежную эмиссию. Правительство не хотело допустить обесценивания национальной валюты относительно мировых валют. Консенсусом было следующее: Валютный комитет Сингапура будет выпускать в обращение национальную валюту только в случае обеспечения ее эквивалентной суммой в иностранной валюте. Сингапур географически идеально подходил на роль одного из мировых центров.

Одним из главных этапов в развитии финансового центра Сингапура является создание фондовой биржи Сингапура, известной как Singapore Exchange, которая играет ключевую роль в современной финансовой системе Юго-Восточной Азии. В качестве модели биржи была выбрана Чикагская биржа, на которой торги осуществля-

ются путем выкрикивания котировок брокерами. Чуть позже было достигнуто соглашение с Чикагской биржей о том, чтобы принять систему взаимозачета с Сингапурской биржей. Это соглашение позволило инвесторам открывать позиции в Чикаго, а закрывать их в Сингапуре и наоборот, тем самым обеспечивая круглосуточные торги [5].

Как один из ведущих финансовых центров региона, фондовая биржа Сингапура предоставляет инвесторам доступ к широкому спектру финансовых инструментов, включая акции, облигации, деривативы, товары и валюты, а также играет роль в привлечении международных инвесторов в регион и поддержании ликвидности рынка. Биржа также активно развивает новые финансовые продукты и инновационные технологии, такие как роботизированная торговля и цифровые решения, чтобы оставаться конкурентоспособной в глобальной экономике. Помимо традиционной роли в торговле ценными бумагами, фондовая биржа Сингапура также выступает как основной центр для первичных публичных размещений и капитализации компаний, играя важную роль в развитии корпоративного сектора в Сингапуре и Юго-Восточной Азии в целом.

Сингапурская биржа активно участвует в развитии различных видов деривативных инструментов, таких как фьючерсы, опционы и другие производные продукты, предоставляя инструменты для управления рисками и защиты от во-латильности рынка и привлекая внимание международных инвесторов благодаря своему высокому уровню регулирования и прозрачности, что делает его привлекательным местом для инвестирования средств. Кроме того, биржа активно развивает сотрудничество с другими финансовыми рынками, стремясь к созданию международных парт-нерств и укреплению своего статуса в качестве глобального финансового центра [6].

В целом, фондовая биржа Сингапура играет важную роль в развитии финансовых рынков Юго-Восточной Азии, предоставляя широкий спектр финансовых продуктов, поддерживая ликвидность рынка, привлекая международных инвесторов и способствуя развитию корпоративного сектора в регионе.

Становление Сингапура как мирового финансового центра было долгим процессом, который по-прежнему продолжает свое развитие, укрепляет свои позиции в глобальном финансовом сообществе. Акцент на разнообразии и инклюзивности также сделал Сингапур привлекательным для международных компаний и инвесторов, которые ценят открытость и готовность к сотрудничеству в этом уникальном глобальном финансовом центре.

Таким образом, становление Сингапура как мирового финансового центра представляет собой результат комплексного воздействия ряда факторов, включая стратегическое местоположение, благоприятное деловое окружение, актив-

ную государственную поддержку и развитую инфраструктуру, что позволило городу-государству завоевать свои позиции в мировой финансовой системе.

Библиографический список:

1. Ли Куан Ю. Из третьего мира - в первый. История Сингапура (1965-2000): пер. с англ. Александра Боня / Ли Куан Ю. 4 изд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 576 с.

2. Осипова М.Г. Сингапур: экономическая история / отв. ред. Д.В. Мосяков; Институт востоковедения РАН. М.: ИВ РАН, 2019. 176 с.

3. Каримуллина А.В. Промышленная политика Республики Сингапур: уроки для России // Экономика промышленности. 2012. № 2. С. 23-31.

4. Воловик Н.П., Приходько С.В. Торговая политика Республики Сингапур // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 6. С. 29-39.

5. Стадвелл Д. Азиатская модель управления: удачи и провалы самого динамичного региона в мире / Джо Стадвелл; пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2019. 536 с.

6. Зиманова М.А. Перспективы создания мирового финансового центра в России // // Исследование актуальных проблем экономической теории и практики. Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции, 22 мая 2019 г. Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Россий-скаятаможенная академия»; редколлегия: В. Д. Лукина, Л.В. Горшкова. 2019. С. 32-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.