1И.В. Бородин
СТАНОВЛЕНИЕ ШПАЛЕРНОГО ТКАЧЕСТВА В БРЮССЕЛЕ (Х1У-ХУ1 вв.)
Цель статьи - изучение начального процесса формирования шпалерного ткачества, одной из блестящих отраслей европейского прикладного искусства, в Южных Нидерландах. Производство фламандских шпалер процветало в течение более чем пяти веков. Но именно в Брюсселе (столице Брабанта и современной Бельгии) уже в конце XV в. это ремесло было поднято на новую ступень и сохраняло превосходство до самого начала Нидерландской революции. Основные объекты анализа - возникновение ткацких мастерских Брюсселя, регламентация всех аспектов их деятельности в рамках гильдии ткачей шпалер на протяжении XV -первой половины XVI в.
Ключевые слова: изготовление шпалер, ткачество, гильдия, Брюссель, Брабант.
Шпалерное ткачество - одно из древних ремесел, распространенных с конца средневековой эпохи. Без его изучения невозможно представить общую картину развития орнаментальных форм и стилей декоративно-прикладного искусства Нового времени. Это относится и к фламандским шпалерам, производство которых процветало в течение более пяти веков в городах Южных Нидерландов (на территории современной Бельгии).
Несмотря на обилие печатных трудов об искусстве фламандских шпалер, вопросы организации ткацких мастерских, цехового устройства гильдии ткачей и регламентации всех аспектов их деятельности исследованы далеко не полностью. Остается немало белых пятен в наших представлениях и о характере взаимоотношений между ткацкими мастерскими, художниками-изготовителями картонов, а также городским магистратом.
© Бородин И.В., 2010
Изучение работ фламандских мастеров ХУ-ХУШ вв. - отдельных произведений и целых шпалерных серий, хранящихся в собраниях крупнейших музеев России1 и частных коллекциях - позволяет дать объективную оценку их вклада в историю шпалерного ткачества.
Выгодное географическое положение Нидерландов - «Низовых земель» (расположенных в бассейне рек Шельда, Маас и Рейн) -уже в IX в. способствовало экономическому подъему региона. Благодаря обилию здесь лугов, местные племена франков занялись разведением овец и производством шерстяных тканей не только для себя, но и на продажу. Их сукна, так называемые фризские, пользовались большой популярностью и составляли значительную часть торговли Нидерландов.
К XI в. производство шерстяных тканей достигло таких размеров, что местной шерсти уже не хватало, и на фламандских ярмарках появились сбытчики шерсти, которая производилась на сопредельных землях2. Торговые отношения, сложившиеся между экономически развитыми областями Англии, Германии и Франции, стимулировали развитие ремесленных производств.
Их основу составляли цеховые (сословные) объединения -гильдии, во главе которых стояли старейшины, выбираемые всеми членами ремесленных и торговых цехов. Эти гильдии играли важную роль в жизни средневековых городов. Наиболее развитые ремесла, в том числе и шерстоткачество, требовали сложных технологических операций многих групп ремесленников - ткачей, валяльщиков, стригалей, красильщиков, шерстобитов, прядильщиков и ряда других. Все они были подчинены жесткому производственному регламенту, определяемому уставом гильдии.
Истоки шпалерного ткачества восходят именно к одному из наиболее развитых ремесел страны - шерстоткачеству. Оно развивалось в соответствии с уставом гильдии и городской экономической политикой. В 1306-1325 гг. проходил процесс объединения брюссельских ткачей, которые вошли в так называемую Малую гильдию, известную также как «Гильдия ткачей холстов»3. Высочайший технический уровень производства сукна, достигнутый к этому времени брабантскими мастерами, обеспечил им практически монопольное положение на рынках. Их товар получил почетное название «королевского сукна»4. Однако протекционистская политика Англии, введенная в середине 30-х гг. XIV в., значительно ослабила позиции брабантских мастеров5. Начиная с 1360-х гг.6 брюссельские ткачи стали изготавливать обивку для кресел и стульев, чехлы для подушек, покрывала и балдахины, а позднее и декоративные настенные ковры - шпалеры. Приемы шпалерного
ткачества, а также его материалы и оборудование были близки к технологии изготовления тканей.
При производстве шпалер применялись ткацкие станки двух типов: готлиссные (от фр. «haute» - высокая и «lisse» - основа) и басслиссные (от фр. «basse» - низкая). На готлиссных станках неокрашенные шерстяные или льняные нити основы натягивались между двумя параллельными валами вертикально, а на басслисс-ных станках - горизонтально. Длина деревянных валов соответствовала ширине изготавливаемой шпалеры. В нидерландских мастерских использовались главным образом басслиссные станки. При изготовлении шпалеры полосы картона7 (эскиза, исполненного художником и увеличенного до размера будущей шпалеры) помещались под нитями основы. Во время ткачества так называемым репсовым (уточным) плетением мастер сквозь нити основы мог видеть контуры рисунка. Так как работа велась с изнаночной стороны, это позволяло ткачу повторять изображенную на картоне композицию, переплетая основу разноцветными нитями утка. Используя окрашенные шерстяные, шелковые, а также металлизированные нити, мастер достигал выразительности образов и тончайшей моделировки всех деталей композиции. В процессе изготовления шпалеры законченный участок ткани накручивался на деревянный вал.
Производительность труда мастера напрямую зависела от его профессионализма и составляла в среднем 0,8 кв. м полотна в месяц. При использовании металлизированных нитей производительность не превышала 0,5 кв. м. Во время изготовления шпалеры размером 350х500 см за станком одновременно работали три ткача, и им требовалось более семи месяцев работы.
В 1416-1417 гг. ткачи шпалер отделились от Малой гильдии, и вошли в состав так называемой Большой гильдии (или «Гильдии ткачей шерсти»)8. В 1430 г. правитель Бургундии Филипп Добрый (1396-1467) перенес в Брюссель свой двор, вокруг которого собрались блестящие художники, литераторы и артисты. Они превратили Бургундский двор в центр культуры и искусства, откуда распространялись новые нормы поведения и моды. Многочисленные торжества и празднества, устраиваемые герцогом, обеспечивали выгодными заказами многочисленные мастерские художников и ремесленников.
Военные действия между Францией и Бургундией, возобновившиеся с середины 1410-х годов, привели к закрытию ткацких мастерских в Аррасе и Турне, что вызвало переселение высококвалифицированных мастеров из этих городов в Брюссель. Постепенно мастеров шпалерного ткачества, состоявших в Большой гиль-
дии, стало значительно больше, чем ткачей шерстяного сукна9. Это стало поводом для их выхода из Большой гильдии и образования в 1447 г. независимой гильдии ткачей шпалер10.
Новая гильдия получила возможность самостоятельно развивать производство и определять свою «маркетинговую политику» на рынке предметов роскоши. Благодаря повысившемуся статусу гильдии, ее старейшины вошли в состав руководства магистрата Брюсселя.
Архивные материалы и исследования последних лет11 показывают, что на протяжении XV-XVШ вв. производство брюссельских шпалер контролировалось несколькими известными владельцами мастерских, из которых выбирались дуайены (старейшины гильдии). Они всячески стремились укрепить свое высокое положение в социальной иерархии, в том числе и посредством родственных связей.
Организационная структура шпалерных мастерских была официально зафиксирована в уставе «Гильдии ткачей шпалер», принятом 7 апреля 1450 г.12 Она сохранялась без радикальных перемен вплоть до конца XVIII в.
Устав гильдии, утвержденный представителем герцога Бургундского и городской администрацией, четко определял иерархию и функции членов гильдии: ученик - подмастерье - владелец мастерской - мастер. Строго определялись права и обязанности каждого из них, устанавливались нормы деловой этики, регламентировался процесс изготовления, проверки качества и продажи шпалер.
Согласно уставу гильдии, владельцем мастерской мог стать только гражданин Брюсселя, владеющий ремеслом (§ 1)13. Для того чтобы прибывший в страну иноземный мастер мог войти в состав гильдии, он должен был сначала получить гражданство Брюсселя, подтвердить свою квалификацию14 и уплатить пошлину в размере четырех золотых райдеров15 и двух бочонков (по 228 л) рейнского вина (§ 2).
Только владельцы мастерских имели право изготавливать и продавать готовые шпалеры (§ 16, 17), а также иметь учеников16. Последние должны были овладевать ремеслом в течение трех лет, причем им запрещалось покидать мастерскую более чем на 14 дней (§ 3, 4, 5, 13).
Примерно четвертую часть устава составляли параграфы, определявшие этические нормы поведения членов гильдии, а также обязанности владельца мастерской и его работников. Правила организации труда, как и продолжительность рабочего времени, также были четко оговорены (§ 6, 21), и это время могло быть увеличено только по взаимному соглашению между владельцами
мастерских и их работниками. В целях расширения производства устав позволял нанимать подмастерьев из числа иностранцев, которые имели право работать в мастерской в течение двух недель без уплаты какой-либо регистрационной пошлины. Если же они хотели остаться в Брюсселе и продолжить свой профессиональный рост, то должны были уплатить пошлину в размере 0,5 райдера и одного бочонка вина (§ 3). Брюссельский подмастерье, устраивающийся на работу в шпалерную мастерскую, никакой пошлины не платил17. Подмастерья могли переходить из одной мастерской в другую только после выполнения всех обязательств по отношению к своему бывшему хозяину (§ 18, 22).
Многие положения устава Гильдии ткачей шпалер повторяли жесткую регламентацию, установленную еще в Гильдии ткачей шерсти18. Так, ткачам шпалер не разрешалось красить шерсть самостоятельно (§ 7), а изготовленные шпалеры маркировались (§ 23). Качество шерсти, используемое при изготовлении шпалер, и количество нитей основы были четко определены уставом (§ 11, 14). Владельцам мастерских было запрещено продавать готовые шпалеры непосредственно в мастерских - это можно было делать только через торговых представителей и в определенных местах (§ 16, 17, 24). Шпалеры, изготовленные в других городах Южных Нидерландов, категорически запрещалось продавать по цене брюссельских (§ 15).
Нарушения положений устава каралось штрафами, которые нужно было оплатить в течение месяца, причем их размеры были также определены уставом. Владельцы мастерских несли ответственность за своих учеников и работников. Сумма штрафа, как правило, делилась на три равные части и выплачивалась герцогу Бургундскому, городской администрации и гильдии.
Несмотря на жесткость положений, устав не вводил ограничений на количество станков в мастерских и объем выпускаемой продукции: эти показатели напрямую зависели от потребностей рынка. Устав гильдии давал возможность квалифицированным ткачам создавать собственные крупные мастерские, в которых изготавливались не только шпалеры, но и покрывала, балдахины, декоративная обивка для парадных кресел и тканые комплекты.
Важную роль в развитии шпалерного ткачества Брюсселя сыграло соглашение между гильдиями живописцев и ткачей, которое было подписано 6 июня 1476 г. при посредничестве брюссельского магистрата19. Это соглашение обязывало ткачей заказывать картоны для шпалер с изображением человеческих фигур только у художников, состоявших в гильдии святого Луки. Владельцы шпалерных мастерских имели право использовать и картоны, подго-
товленные самостоятельно, только если они не имели сложных фигуративных сцен, а представляли собой пейзажные композиции с животными и птицами. Это соглашение окончательно определило роль художников в процессе изготовления шпалер.
Новые ограничения были введены магистратом Брюсселя в 1525 г., а затем - в 1528 г. Под угрозой исключения из гильдии ткачам и торговцам шпалер запрещалось дорисовывать краской головы и лица на готовых изделиях20. Кроме того, им запрещалось удалять из полотна готовых шпалер металлизированные нити, поскольку это могло привести к ухудшению сохранности шпалер и тем самым нанести урон репутации мастерской. Нарушители подвергались штрафу в размере 20 гульденов21, который мог быть заменен добровольным паломничеством в Рим. Штраф в размере 15 гульденов налагался за копирование картона с изменением первоначального замысла художника22.
Интересы покупателей и торговцев шпалер были защищены постановлением, принятым городскими чиновниками 16 мая 1528 г.23 Согласно этому документу, все шпалеры длиной более шести ольхи (6 х 0,695 м) должны были иметь монограмму ткача и марку города - гербовый щит, вытканный красной шерстью, между двумя латинскими буквами «В» - «Брюссель-Брабант». Монограммы ткачей регистрировались гильдией, документы которой, к сожалению, сгорели во время пожара в 1690 г.24 Проверка качества изготовленных шпалер, а также их обмер проводился двумя старейшинами гильдии ткачей - дуайенами25. Именно они давали разрешение на изготовление обеих марок на бордюре шпалеры. Кроме того, необходимо было зарегистрировать произведенную шпалеру в специальной книге, хранившейся в магистрате. Все эти меры были направлены на защиту репутации брюссельских мастерских. Из-за высокой стоимости брюссельских шпалер торговцы и дилеры стремились продавать шпалеры, изготовленные в Ауденарде, Брюгге, Антверпене и других центрах, по цене брюссельских26. Такие случаи вызывали недовольство брюссельских мастеров и явились причиной многочисленных обращений к императору.
16 мая 1544 г. Карл V подписал указ, согласно которому крупнейшие центры шпалерного ткачества Нидерландов должны были утвердить марки своих городов и помечать ими все изготовленные шпалеры27. Однако на практике исполнение этого указа растянулось на долгие годы.
Шпалерные мастерские, как и все ремесленные производства Нидерландов, были ориентированы на запросы рынка. Лишь небольшая часть продукции делалась на заказ. Владельцы мастерских самостоятельно выбирали тематику изготавливаемых шпалер,
ориентируясь на вкусы покупателей ежегодных ярмарок в Брюгге и Антверпене28. Этим объясняется тот факт, что более половины шпалер, созданных в XV - первой половине XVI в. были «вердю-рами» (от фр. «verdure» - зелень, трава), стоимость которых была значительно ниже шпалер с фигуративными сюжетами.
Первое упоминание о рынке художественных изделий в Антверпене относится к 1438 г. и связано с записью в журнале путешествий кастильского дворянина Перо Тафура29. В нем автор упоминает о картинах, выставленных на продажу во Францисканском монастыре, об изделиях из золота и серебра в Доминиканском монастыре, а также о продаже шпалер, выставленных в церкви св. Иоанна30.
Особую роль в распространении фламандских шпалер во второй половине XV в. играл банк Медичи. Это семейство известных меценатов и покровителей искусств приобретало шпалеры не только для себя, но и для дальнейшей перепродажи своим состоятельным клиентам - в Лондоне, Лионе, Ватикане31. Известен факт, что в 1440-е гг. Козимо Медичи давал распоряжение своим торговым агентам приобретать картины и шпалеры на антверпенских ярмарках; после тщательной упаковки в «шерстяные мешки для защиты» их нужно было отправлять во Флоренцию32.
После 1500 г. Антверпен стал одним из крупнейших финансовых и коммерческих центров Европы и начал играть ведущую роль в торговле предметами роскоши; не последнее место среди них принадлежало фламандским шпалерам. На ежегодных ярмарках и в торговых представительствах крупнейших мастерских Брюсселя, работавших круглогодично, торговые агенты (комиссионеры) практически всех дворов Европы приобретали шпалеры и для своих заказчиков, и на перепродажу.
В июле 1554 г. в Антверпене открылся специализированный Шпалерный панд - торговый склад33. На этом рынке, открытом ежедневно, выставлялась продукция мастерских Брюсселя, Эйхей-ма, Ауденарде, Антверпена и других центров производства шпалер. Здесь же комиссионеры могли принимать заказы на изготовление новых шпалер, по моделям34 и картонам, которые экспонировались в торговых павильонах. Известный указ Карла V от 1544 г. определил ведущую роль Антверпена как рынка торговли шпалерами, а также регламентировал условия продажи и размер комиссионного вознаграждения для торговцев шпалерами35.
Масштабы торговли предметами подобной роскоши были весьма впечатляющи. Так, в первый же год открытия Шпалерного панда из Антверпена в Испанию и Португалию было отправлено морским путем четыре тонны картин и приблизительно 70 000 ярдов (1 ярд = 0,994 м) шпалер. Стоимость шпалер, проданных в этот год,
исчислялась 700 000 гульденами, что составило около 4,4% денежных поступлений от экспорта за этот год36. Экспорт шпалер во Францию в этот же год составил более 16% от объема всех экспортных поставок в эту страну. Из Испании, в свою очередь, завозилась шерсть для производства шпалер и сукна. Объем импорта шерсти в 1549 г. составил 50 000 мешков (425 000 арробов)37.
К середине XVI в. значительно выросла популярность шпалер в аристократическом мире Европы - как светском, так и духовном, что предопределило дальнейшее увеличение масштабов их производства. Объемы торговли Панда непрестанно увеличивались вплоть до второй половины 1560-х годов, когда в Нидерландах началось освободительное движение. Однако события 1576 г., вошедшие в историю как «дни испанского бешенства», нанесли большой урон рынку предметов роскоши, в том числе и шпалерному. Как известно, 4 ноября 1576 г. 5 000 испанских наемников подвергли беспощадному разграблению Антверпен, в том числе и Шпалерный панд.
Одна из групп наемников во главе с Франциско де Онтонеда -испанским торговцем из Брюгге - в число своих первостепенных задач включила упаковку наиболее ценных шпалер Панда руками его же работников, чтобы отправить их во Францию и Испанию для перепродажи38.
Эти драматические события привели к многочисленным банкротствам небольших шпалерных мастерских, зависимых от антверпенского рынка, и значительному спаду производства и продаж нидерландских шпалер.
Примечания
1 Наиболее крупные коллекции работ фламандских мастеров представлены в Государственном Эрмитаже, Оружейной палате Московского Кремля, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Саратовском государственном художественном музеи им. А.Н. Радищева, усадьбе Кусково, ГМЗ «Царицыно» и др.
2 Пиренн А. Средневековые города Бельгии: Пер. с фр. СПб.: Евразия, 2001. С. 147.
3 Schneebalg-Perelman S. Les débutes de la tapisserie Bruxelloise au XlVème siècle et son importance durant la première moitié du XVème siècle // Annales de la Société royale d'archéologie de Bruxelles. 1978. 55. P. 27. Первые упоминания о создании гильдий ткачей в Турне относятся к 1295 г., в Париже - к 1303 г., в Аррасе - к 1313 г.
4 Bautier R.-H. La place de la draperie brabançonne et plus particulièrement bruxelloise dans l'industrie textile du Moyen Âge // Annales de la Société royale d'archéologie de Bruxelles. 1956-1966. 51. P. 31-64.
5 О соперничестве двух стран в этой сфере свидетельствует следующий факт. В 1336 г. во Фландрии был произведен арест английских купцов по приказу Людовика Неверского. В ответ на это король Эдуард III запретил вывоз шерсти и ввоз сукна в Англию, лишив сырья фландрское ткачество и закрыв для нее один из главных рынков. Эдуарду III даже удалось особыми привилегиями привлечь в Англию нескольких искусных мастеров из Нидерландов, и примерно через полвека Англия уже стала серьезным конкурентом Фландрии.
6 Schneebalg-Perelman S. Les débutes de la tapisserie Bruxelloise. P. 29.
7 Первоначально «картоны» рисовали акварелью на холсте. Использование бумажных картонов получило широкое распространение лишь в начале XVI в.
8 Delmarcel G. Flemish Tapestry. Harry N. Abrams, 2000. P. 28; Brosens K.A. Contextual Study of Brussels Tapestry, 1670-1770. The Dye Works and Tapestry Workshop of Urbanus Leyniers (1670-1747). KVAB. Brussels, 2004. P. 56.
9 Число мастеров, специализировавшихся на изготовлении шпалер, в составе Гильдии ткачей шерсти в 1418-1446 гг. составляло более 500; многие из них были переселенцами из Арраса и Турне. См.: Schneebalg-Perelman S. Op. cit. P. 46-51.
10 Ibid. P. 45.
11 Brosens K. Op. cit. P. 562; Checa F. Tapisseries Flamandes pour les ducs de Bourgogne, l'empereur Charles Quint et le roi Philippe II. Fonds Mercator, Bruxelles, et l'auteur, 2008. P. 279.
12 Wauters A. Les tapisseries bruxelloises. Éssai historique sur les tapisseries de haute et de basse-lice de Bruxelles. Brussels, 1878. P. 33. Некоторые уточнения и дополнения к уставу принимались в течение 1472-1525 гг. (Ibid. P. 40-49, 134-138).
13 Ibid. P. 35-40. В дальнейшем ссылки даются на параграфы устава Гильдии ткачей шпалер, опубликованного на страницах этого издания.
14 Для получения звания мастера необходимо было пройти обучение в течение трех лет в шпалерной мастерской. Подмастерье вносил плату в размере двух райдеров и одного бочонка рейнского вина в начале своего обучения и такой же взнос - в конце обучения. Отметим, что ряд привилегий имел и ребенок хозяина мастерской (§ 3).
15 Райдер (англ. «rider» - всадник) - золотая монета Шотландии весом в 5,18 г. Согласно принятому уставу, все платежи могли производиться в любой валюте, имевшей хождение на территории Брюсселя.
16 Владелец мастерской мог обучать ремеслу только одного из своих детей (§ 5).
17 Brosens K. Op. cit. P. 57.
18 Органы надзора за соблюдением устава, состоявшие из представителей муниципалитета и гильдии, имели право проверить работу мастерской в любое время. См.: Ainsworth M.W. Bernart van Orley as a Designer of Tapestry. Ph.D. diss. Yale University, 1982 (Ann Arbor, Xerox). P. 17.
19 Соглашение было принято после рассмотрения жалобы представителей гильдии св. Луки, в которой они обвиняли владельцев шпалерных мастерских в изготовлении картонов для шпалер с помощью древесного угля и мела без консультаций с ними, а также в использовании картонов, созданных их подмастерьями, которые не были членами гильдии живописцев. См.: Wauters A. Les tapisseries bruxelloises. P. 48-49, n. 1.
20 На готовые шпалеры разрешалось вносить лишь небольшие поправки - например, румянить щеки персонажей. Художник, отвечавший за эту работу, назывался «afzetters», что в современном фламандском является бранным словом. См.: Delmarcel G. Flemish Tapestry. P. 22.
21 Гульден (нем. «Gulden» от «golden» - золотой) - название золотого флорина, а также золотой монеты, чеканившейся в Германии с середины XIV до конца XV в., весом 2,5-3,5 г.
22 Wauters A. Op. cit. P. 133-134.
23 Ibid. P. 145-150.
24 Delmarcel G. Flemish Tapestry. P. 115.
25 Согласно уставу гильдии (§ 27), за осмотр готовой шпалеры дуайены получали плату в размере двух су. Су - 1/20 часть ливра, золотой монеты, весившей в XVI в. около 3,8 г.
26 Стоимость шпалер, изготовленных в Брюсселе, доходила до 5 ливров за 1 кв. ольху (прибл. 0,5 м2). В то же время стоимость шпалер, изготовленных в других ткацких центрах Нидерландов, не превышала одного ливра: Schneebalg-Perelman S. Importance économique de la tapisserie Bruxelloise au XVI siècle // Annales de la Société royale d'archéologie de Bruxelles. 1981. 58. P. 223-225.
27 Wauters A. Op. cit. P. 150; Delmarcel G. Flemish Tapestry. P. 116.
28 Ewing D. Marketing Art in Antwerp, 1460-1560: Our Lady's Pand // The Art Bulletin. 1990. Vol. 72. No. 4. P. 559.
29 Масиель-СанчесЛ.К. Придворная одиссея одного кастильского идальго в XV в. // Двор монарха в средневековой Европе: явление, модель, среда. М.; СПб.: Але-тейя, 2001. С. 261-273.
30 Ewing D. Marketing Art in Antwerp. P. 560.
31 Schneebalg-Perelman S. Le rôle de la banque de Médicis dans la diffusion des tapisseries Flamandes // Révue belge d'archéologie et d'histoire de l'art. XXXVIII. 1969. P. 39.
32 Gilbert C. Italian Art, 1400-1500: Sources and Documents. Englewood Cliffs, 1991. P. 110.
33 Delmarcel G. Flemish Tapestry. P. 117.
34 В качестве моделей использовались книжные миниатюры, гравюры или живописные картины.
35 Торговцы шпалер, чей комиссионный процент составлял 1/60 от суммы проданного товара, были подотчетны владельцам мастерских. См.: Wauters A. Les tapisseries bruxelloises. P. 152.
36 Ewing D. Marketing Art in Antwerp. P. 579.
38
37 1 арроб = 11,5 кг. См.: Phillips C.R. The Spanish Wool Trade, 1500-1780 // The Journal of Economic History. 1982. Vol. 42. No. 4. 1982. P. 779. Во время грабежа и резни погибли 6 тыс. граждан, пожары уничтожили около восьмисот домов. См.: Campbell T. Disruption and Diaspora: tapestry weaving in Northern Europe, 1570-1600 // Tapestry in the Baroque. Threads of splendor. NYC. The Metropolitan Museum of Art. 2007. P. 20.