УДК 378:33
В. А. Скворцова
СТАНОВЛЕНИЕ СЕКТОРА НАУКОЕМКИХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Аннотация. Предпосылкой формирования наукоемкого производства в отраслях промышленности является накопление интеллектуального капитала, который получает широкое использование в промышленном производстве и проникает в массовое производство через применение новых технологий, материалов, оборудования. К наукоемким отраслям принято относить те, для которых характерны повышенные объемы затрат ресурсов на НИОКР по отношению к объему выпуска продукции или основным факторам производства. Наукоемкие отрасли не являются совокупностью гомогенных производств и технологий, поэтому их идентификация затруднена.
Ключевые слова: наукоемкие отрасли промышленности, интеллектуальный капитал, высокие технологии, наукоемкость, информационный сектор.
V. A. Skvortsova FORMATION OF SCIENCE-INTENSIVE INDUSTRIES
Abstract. The premise of the formation of science-intensive industries is the accumulation of intellectual capital which is widely used in industry and penetrates to mass production through application of new technologies, materials, machinery. Science-intensive industries are characterized by increasing level of research-and-development costs regarding the output or key factors of production. The identification of science-intensive industries is difficult because they aren’t the complex of homogeneous productions and technologies.
Key words: science-intensive industries, intellectual capital, high technology, science intensity, information sector.
Признаком современного этапа экономического развития становится изменение структуры общественного производства, оформление в его составе сектора наукоемких отраслей промышленности. Изменяется роль невещественных элементов производства: знаний, умений, навыков работника, научноисследовательских и инновационных разработок. Наукоемкое производство выпускает продукцию с высоким удельным весом затрат интеллекта, а не затрат труда, материалов, сырья. Степень сложности современного производства и управления им требует высоких технологий, технологий распространения знаний [1].
Коренные перемены наблюдаются в разделении общественного труда. В структуру общественного разделения труда вовлечены научные исследования, инженерные, архитекторские разработки и другие виды сугубо творческой деятельности. В качестве сформировавшихся отраслей народного хозяйства развиваются сферы образования, науки, здравоохранения.
Знания являются основой любого производства и рассматриваются чаще как неотъемлемое свойство человеческого фактора производства. В каждый момент времени общество располагает определенной суммой знаний о способах производства товаров. Знания имеют важнейшее значение в процессе экономического роста. Но, как правило, для того, чтобы они
оказали влияние на производство, они должны быть воплощены в капитале. В индустриальную эру знания воплощались в вещественных объектах капитала (станки, оборудование, приборы и т.д.). Во второй половине XX в. знания стали совершать самостоятельное экономическое движение в виде результатов научных исследований и разработок, технологий и методик производства, баз данных, компьютерных программ. Наиболее существенным для характеристики современного этапа развития производства представляется использование научного знания в форме интеллектуального капитала как самостоятельного элемента производительных сил.
Интеллектуальный капитал возникает на основе достижения высокого уровня развития материального производства и духовного творчества на стадии индустриального общества. Этот капитал концентрируется в наукоемком секторе материального производства, в сфере образования и науки, а не только, вопреки распространенным представлениям, в отраслях информационного сектора, который чаще всего ассоциируют с коммуникациями и распространением информации [2-4].
Учитывая структуру занятых по уровню образования, можно сказать, что большая доля интеллектуальных ресурсов концентрируется в таких отраслях, как наука, образование, управление, здравоохранение, средства массовой информации и т.п. В этом перечне наибольшее значение для формирования и использования интеллектуального капитала имеют наука и образование. Можно утверждать, что интеллектуальный капитал функционирует здесь в чистом виде.
Интеллектуальный капитал получает широкое применение и в промышленном производстве. Он используется для производства главным образом нового или усовершенствованного продукта или технологического процесса. Он также проникает в массовое производство через применение новых технологий, материалов, оборудования. В настоящее время эффективность производства материальных благ определяется использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний и технологий [5].
Во второй половине XX в. получила широкое распространение доктрина информационного общества (Ф. Махлуп, Т. Умесао, М. Порат, Й. Масуда, Т. Стоуньер и др.) [6]. Акцент на информационном контексте современного этапа научно-технического прогресса и кодификации теоретического знания как определяющих движущих силах формирования нового общества привел к становлению теории, в которой фактор информации стал системообразующим. Информационное общество рассматривалось как результат информационной революции в составе научно-технической революции. Превращение информации в экономический ресурс и использование ее во всех социально значимых видах человеческой деятельности получило также название информатизации экономики, которая опирается на новые информационные технологии производства, компьютеризацию, телекоммуникации [7].
Однако большинство исследователей подчеркивают роль и значение не столько информации, сколько знаний [8], на наш взгляд более точно характеризуя ведущий фактор современного производства. Процесс производства и потребления знаний предлагают также определять как экономику знаний (knowledge economy, knowledge industries) и выделять в самостоятельную отрасль экономики и экономическую дисциплину. Действительно, про-
изводство и потребление знаний имеют собственную экономику, отличную от экономики материального производства или сферы обслуживания. Кроме того, может быть обособлено производство основанных на знании благ (knowledge based goods).
Во второй половине XX в. возникли отрасли промышленности, базирующиеся на научной основе: электротехническая, электронная, авиаракет-ная, фармацевтическая, химическая промышленность, научное приборостроение, производство компьютеров и т.д. Для этих отраслей промышленности научное знание становится необходимым условием нормального ведения производственного процесса, источником нововведений. В результате новых научных открытий, изобретений, нововведений начинает осуществляться массовое применение знаний и новых технологий в промышленности. Однако техника и соответствующие ей знания эмпирического происхождения в некоторых сферах общественного труда сохраняются и в современную эпоху.
В 1958 г., когда впервые был поставлен вопрос о количественной оценке вклада интеллектуального производства в национальное богатство и выделены тридцать отраслей промышленности, производящих знания, объем этого сектора в экономике США был оценен в 28,6 % ВНП. Согласно современным оценкам, этот показатель составляет уже 50 % ВНП, а по другим данным - не менее 60 % [9-11].
В 40-х гг. XX в. была разработана трехсекторная отраслевая модель экономики:
- первичный сектор объединяет добывающие отрасли промышленности;
- вторичный сектор включает обрабатывающие отрасли промышленности;
- третичный сектор образуется сферой услуг.
Анализ тенденций, проявляющихся в экономике развитых стран на рубеже XX-XXI вв., позволил зафиксировать фактические сдвиги в структуре общественного производства:
- сокращение доли добывающих отраслей промышленности в ВНП и структуре занятых ведущих стран до минимально возможных значений;
- формирование эффективно функционирующей производственной системы в обрабатывающей промышленности, в которой находят применение новейшие технологические достижения, при абсолютном сокращении числа занятых;
- ускоренное развитие третичного сектора, выражающееся как в повышении его доли в общественном продукте (третичный сектор обеспечивает сегодня более 73 % общественного продукта), так и в привлечении новых работников (если в 1900 г. в США в сфере материального производства работало около 13 млн человек, тогда как в сфере услуг не более 5 млн, то к концу 80-х гг. XX столетия эти показатели доходили соответственно до 35 и 65 млн); подобное положение характерно и для других развитых стран: в ЕС на долю третичного сектора приходится около 63 % ВВП и 62 % занятых; для Японии соответственно 59 и 56 % [12].
С точки зрения структурирования производства важно отметить, во-первых, что сфера услуг по мере роста значения знаний и информации становится все менее однородной. Внутри третичной сферы производство
знаний растет очень высокими и ускоряющимися темпами. Производство знаний лишь в той мере можно относить к сфере услуг, в какой сами знания могут быть рассматриваемы в качестве услуг.
Во-вторых, вторичный сектор объединяет как традиционные, так и высокотехнологичные отрасли промышленности, разграничение которых сегодня очень важно. Сама обрабатывающая промышленность насыщается информационными факторами [13].
Кроме того, в составе сферы услуг непосредственно в предоставление услуг их конечным потребителям вовлечено менее половины занятых, а около 40 % занятых в обрабатывающей промышленности экономики представляют управленческий персонал, осуществляют информационное обеспечение работы предприятия или заняты в научно-технических разработках [14]. Наконец, только 55-60 % работников на промышленных предприятиях заняты непосредственно производственными операциями [12].
На основе накопленного эмпирического материала в настоящее время в составе общественного производства выделяют наукоемкие отрасли промышленности (наукоемкий сектор экономики). Как отмечает А. Е. Варшавский, к наукоемким отраслям и производствам принято относить те, для которых характерны повышенные объемы затрат ресурсов на НИОКР по отношению к объему выпуска продукции или основным факторам производства.
Наукоемкость может определяться различными способами: как расходы на НИОКР в расчете на единицу продукции, на одного работающего или единицу основных производственных фондов отрасли и др. [15].
Несмотря на то что понятия «наукоемкие отрасли» и «высокие технологии» стали использоваться около двух десятков лет назад, до настоящего времени еще не разработана единая методология, которая позволяла бы соответствующим образом идентифицировать технологии, отрасли и производства. Классификация или группировка отраслей затруднена из-за того, что они не являются совокупностью гомогенных производств и технологий, а принадлежат к разным отраслям и сферам.
Так, к высокотехнологичным отраслям первой категории статистика относит самые передовые в научно-техническом отношении отрасли, где число занятых исследовательскими, инженерными и конструкторскими работами в полтора раза и более превышает средний уровень по всему народному хозяйству: индустрия обслуживания компьютеров и баз данных для них, автомобильная промышленность, отрасль инженерных и технико-информационных услуг, услуг по управлению и общественным отношениям, обслуживание научных исследований и испытаний, электронная промышленность, производство оборудования для компьютеров и офисов, авиастроение и др. [16].
В настоящее время ОЭСР предложено выделять следующие четыре высокотехнологичные отрасли промышленности, для которых характерно наиболее высокое значение наукоемкости. Это авиакосмическая промышленность, производство компьютеров и офисного оборудования, электронная промышленность и производство коммуникационного оборудования, фармацевтическая промышленность.
В структуре современной экономики выделяют информационный сектор, который включает следующие сферы: производство знаний и нововведе-
ний; научные исследования и разработки; распространение информации и коммуникации; индустрия переработки и передачи информации; реклама; справочное и библиотечное обслуживание; отрасли, связанные со страхованием, предоставлением финансовых и консалтинговых услуг; государственное управление и др. [16]. Данный сектор называют также «новой экономикой», что подчеркивает, с одной стороны, его более высокую динамичность, а с другой - модификацию складывающихся в нем экономических отношений.
В свою очередь в информационной индустрии также выделяется ряд секторов: информационные службы (агентства печати, библиотеки, банки данных); производство носителей информации (книг, газет, фильмов, звуко-и видеозаписей); вспомогательные службы (подготовка данных); информационные технологии (ЭВМ, терминалы, принтеры, графопостроители), интеграционные технологии (устройства сопряжения и преобразователи), средства связи (радио, телефон, телевидение), каналы связи (почта, телеграф, спутниковая связь), каналы массовой коммуникации (радио- и телевизионные сети, системы доступа к базам и банкам данных). Первые три сектора имеют дело преимущественно с содержанием информации, остальные - с информационными технологиями. К числу предприятий, специализирующихся на обработке информации, относятся различные исследовательские центры, институты научно-технической информации, консультативные фирмы, агентства, вычислительные центры и т. д. Таким образом, в составе информационной индустрии выделяются отрасли, создающие содержание информации, распространяющие и обрабатывающие ее.
Список литературы
1. Васин, С. М. Исторические предпосылки трансформационных изменений в промышленности региона / С. М. Васин, Л. И. Крутова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - № 1. -С. 150-157.
2. Булыга, Р. Природа и экономическая сущность интеллектуального капитала / Р. Булыга // Интеллектуальная собственность. - 2006. - № 11. - С. 49-58.
3. Воронин, В. Интеллектуализация хозяйственной деятельности / В. Воронин // Экономист. - 2007. - № 7. - С. 60-61.
4. Салихов, Б. В. Интеллектуальный капитал организации. Сущность, структура и основы управления / Б. В. Салихов. - М., 2008.
5. Васин, С. М. Модель удовлетворения стратегических потребностей территории в трудовых ресурсах / С. М. Васин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2010. - № 1. - С. 134-142.
6. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл ; пер. с англ. В. Л. Иноземцева. - М., 1999.
7. Пещанская, И. Экономика информационного общества / И. Пещанская // Российский экономический журнал. - 1996. - № 5-6. - С. 103.
8. Иноземцев, В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / В. Л. Иноземцев. - М., 2000. - С. 20.
9. Ayres, R. U. Turning Point. An End to the Growth Paradigm / R. U. Ayres. - L.,
1998.
10. Katz, R. The Information Society: An International Perspectives / R. Katz. - N. Y., 1988.
11. Machlup, F. Knowledge: Its Creation, Distribution and Economic Significance / F. Machlup. - Princeton, New Jersey, 1980.
12. Иноземцев, В. Структурирование общественного производства в системе постиндустриальных координат / В. Иноземцев // Российский экономический журнал. - 1997. - № 11-12. - С. 61.
13. Дракер, П. Посткапиталистическое общество / П. Дракер // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. - М., 1999. -
С. 67-100.
14. Gershuny, J. Post-Industrial Society: The Myth of the Service Economy / J. Ger-shuny // Futures. - 1977. - Vol. 9. - № 3. - P. 110.
15. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия. (Социально-экономические аспекты развития) / рук. авт. колл. В. Л. Макаров, А. Е. Варшавский. - М., 2001. - С. 308.
16. Гойло, В. С. Интеллектуальный капитал / В. С. Гойло // Мировая экономика и международные отношения. - 1998. - № 11. - С. 70.
17. Добрынин, А. И. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования / А. И. Добрынин [и др.]. - СПб.,
1999. - С. 16-17.
References
1. Vasin, S. M. Istoricheskie predposylki transformatsionnykh izmeneniy v promysh-lennosti regiona / S. M. Vasin, L. I. Krutova // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki. - 2012. - № 1. - S. 150-157.
2. Bulyga, R. Priroda i ekonomicheskaya sushchnost' intellektual'nogo kapitala / R. Bulyga // Intellektual'naya sobstvennost'. - 2006. - № 11. - S. 49-58.
3. Voronin, V. Intellektualizatsiya khozyaystvennoy deyatel'nosti / V. Voronin // Eko-nomist. - 2007. - № 7. - S. 60-61.
4. Salikhov, B. V. Intellektual'nyy kapital organizatsii. Sushchnost', struktura i osnovy upravleniya / B. V. Salikhov. - M., 2008.
5. Vasin, S. M. Model' udovletvoreniya strategicheskikh potrebnostey territorii v tru-dovykh resursakh / S. M. Vasin // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki. - 2010. - № 1. - S. 134-142.
6. Bell, D. Gryadushchee postindustrial'noe obshchestvo. Opyt sotsial'nogo prognoziro-vaniya / D. Bell ; per. s angl. V. L. Inozemtseva. - M., 1999.
7. Peshchanskaya, I. Ekonomika informatsionnogo obshchestva / I. Peshchanskaya // Rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal. - 1996. - № 5-6. - S. 103.
8. Inozemtsev, V. L. Sovremennoe postindustrial'noe obshchestvo: priroda, protivo-rechiya, perspektivy / V. L. Inozemtsev. - M., 2000. - S. 20.
9. Ayres, R. U. Turning Point. An End to the Growth Paradigm / R. U. Ayres. - L., 1998.
10. Katz, R. The Information Society: An International Perspectives / R. Katz. - N. Y., 1988.
11. Machlup, F. Knowledge: Its Creation, Distribution and Economic Significance / F. Machlup. - Princeton, New Jersey, 1980.
12. Inozemtsev, V. Strukturirovanie obshchestvennogo proizvodstva v sisteme postindu-strial'nykh koordinat / V. Inozemtsev // Rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal. - 1997. -№ 11-12. - S. 61.
13. Draker, P. Postkapitalisticheskoe obshchestvo / P. Draker // Novaya postindustri-al'naya volna na Zapade. Antologiya / pod red. V. L. Inozemtseva. - M., 1999. - S. 67-100.
14. Gershuny, J. Post-Industrial Society: The Myth of the Service Economy / J. Gershuny // Futures. - 1977. - Vol. 9. - № 3. - P. 110.
15. Nauka i vysokie tekhnologii Rossii na rubezhe tret'ego tysyacheletiya. (Sotsial'no-eko-nomicheskie aspekty razvitiya) / ruk. avt. koll. V. L. Makarov, A. E. Varshavskiy. - M., 2001. - S. 308.
16. Goylo, V. S. Intellektual'nyy kapital / V. S. Goylo // Mirovaya ekonomika i mezh-dunarodnye otnosheniya. - 1998. - № 11. - S. 70.
17. Dobrynin, A. I. Chelovecheskiy kapital v tranzitivnoy ekonomike: formirovanie, otsenka, effektivnost' ispol'zovaniya / A. I. Dobrynin [i dr.]. - SPb., 1999. - S. 16-17.
Скворцова Валентина Алексеевна доктор экономических наук, профессор, кафедра экономической теории, истории и политики, Пензенский государственный университет (г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: skvortsovа[email protected]
Skvortsova Valentina Alekseevna Doctor of economic sciences, professor, sub-department of economics, history and politics, Penza State University (Penza, 40 Krasnaya str.)
УДК 378:33 Скворцова, В. А.
Становление сектора наукоемких отраслей промышленности /
В. А. Скворцова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2013. - № 1 (25). - С. 163-169.