Научная статья на тему 'Становление российского законодательства в сфере борьбы с коррупцией'

Становление российского законодательства в сфере борьбы с коррупцией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
386
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Худойкина Т. В., Шекшаева Е. В.

В данной статье прослеживается история формирования отечественного антикоррупционного законодательства и анализируется современное состояние коррупции в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление российского законодательства в сфере борьбы с коррупцией»

ЙОАГIАЁА Г ЁАВ IЙЙЁЁЙЁI А I

дАЁМ^АОАЁиЙОАА

А ЙОАвА А I виАи N Ё I ВВСТОЁАЁ

О. А. ОоаТеёеГа, А. А. 0аё0аааа

А ааТТТе поаоиа УЭТпёажеаааопу ёпоТЭёу 6Т91ё9ТааТёу Тоа+апоааТТТаТ аТоёёТЭ-Эб'тёТпТаТ даёПТааоаёипоаа ё аТаёёдёЭбаопу пТаЭаТаиТа пТпоТуТёа ёТЭЭоУоёё а поЭаТа.

Коррупция — понятие такое же древнее, как человеческая цивилизация. Менялись эпохи, возникали и исчезали государства, приходили и уходили правители, а коррупция оставалась как негативное по сути, многоликое, чрезвычайно живучее явление реальной жизни. В прошлой и современной России с коррупцией борются со времени образования государства. Коррупция остается одной из самых острых проблем российской действительности, решить которую пока не удается [2, с. 56].

Все попытки справиться с коррупцией оказались неудачными. Еще со времен Древнего Ближнего Востока и Древнего Китая была распространена практика, в средневековой Руси получившая название «кормление». Суть ее заключалась в том, что крупный чиновник, назначаемый наместником какой-либо области, и весь подчиненный ему аппарат не получали казенного жалования и жили так называемыми добровольными подношениями от населения, т. е. легально брали за услуги деньги с просителей. В отчетных ведомостях чиновников того времени часто упоминаются и мед, мясо, рыба, пшено, т. е. не имевшие денег могли рассчитаться продуктами. В середине XVI в. такая практика была официально отменена, но фактически не исчезла, поскольку «кормления» уже прочно вошли в национальный менталитет как элемент культуры управления.

С формированием централизованного аппарата управления (XVI в.) в России постепенно появилась бюрократия — слой чиновников, получавших жалование из казны. Однако живы были еще и традиции системы «кормлений», когда государственные служащие кормились не с подвластной территории, а с собственной должности. Ярым борцом с коррупцией был Петр I, однако именно в годы его правления взяточничество и казнокрадство стали повествовательными [6]. Впервые было осознано, что коррупция подрывает бюджет страны и разлагает общество. Петр I начал вести активную борьбу с ней. Лихоимство (взяточничество) была настолько распространено, что по Указу Петра I

от 25 августа 1713 г. наказывалось смертной казнью, однако это не остановило нарушителей закона. Затем Петр I попытался запретить обмен дарами между чиновниками и просителями и окончательно объявить давнюю традицию отклонением от нормы. В связи с этим в 1715 г. был введен регулярный оклад для служащих, а получение взятки в любой форме стало считаться преступлением. Однако число чиновников при Петре I возросло настолько, что жалование выплачивалось нерегулярно, и взятки, особенно для чиновников низших рангов, вновь стали основным источником дохода.

Вскоре после смерти царя система «кормлений» была восстановлена. К фиксированному жалованию вернулась лишь Екатерина II, но выплачивалось оно бумажными деньгами, которые к началу XIX в. сильно обесценились по сравнению с металлическими. Первоначально императрица пыталась, «входя подробно во все вредности», искоренить зло и найти «справедливейшее и ближайшее средство» для борьбы с коррупцией. Средство, по ее мнению, должно было заключаться в заполнении вакантных должностей «достойными в знании и честными людьми» и в назначении им «к безбедному пропитанию по мере каждого довольного жалованья», а «еси бы же кто... отважился коснуться лихоимству, взяткам и подаркам... такой нечестивый и неблагодарный и яко заразительный член обществу, ни только из числа честных, но всякого роду чиновничьего истреблен будет... » [1, с. 79]. Понимая, что действенных результатов «справедливейшее средство» не дало, Екатерина достаточно быстро смирилась с коррупцией и казнокрадством и предпочитала не менять генерал-губернаторов, полагая, что тот, кто долго занимает должность, уже наворовал и набрал взяток, а любой вновь назначенный начнет все сначала.

Длительная неразработанность российского антикоррупционного законодательства является закономерным итогом довольно продолжительного игнорирования проблемы в советский период. Тогда слово «коррупция» вообще не ис© 0. А. ОбаТёёёТа, А. А. 0аё0аааа, 2009

106

ААЯ0ГЕЁ1 ТЭаТапёТаТоГёааЭпеоаоа | 2009 | 1 4

пользовалось в официальных документах, вместо него употреблялись термины «взяточничество», «злоупотребление служебным положением», «попустительство» и др. Декрет СНК от 8 мая 1918 г. «О взяточничестве» стал первым в Советской России правовым актом, предусматривающим уголовную ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее 5 лет). В дальнейшем ответственность за взятки устанавливалась Уголовными кодексами РСФСР 1922, 1926, 1960 гг. [8, с. 28], где регламентировалась ответственность за получение взятки, ее дачу, посредничество во взяточничестве и провокацию взятки.

С 1991 г. принят ряд подзаконных нормативных правовых актов (прежде всего Указов Президента России). В 1997 г. Президент РФ в третий раз отклонил принятый Г осударственной Думой и одобренный Советом Федерации проект Федерального закона «О борьбе с коррупцией». В 2001 и 2002 гг. проекты Законов «О борьбе с коррупцией» и «О противодействии коррупции» дальше первого чтения в Государственной Думе ФС РФ развития не получили. В 2003 г. был создан национальный антикоррупционный комитет. В 2006 г. Государственная Дума ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, а также Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию [9, с. 34].

Приведенный выше исторический экскурс однозначно свидетельствует о многочисленных безуспешных попытках государства покончить с коррупцией. Это обстоятельство был вынужден признать, будучи в должности Президента РФ, В. В. Путин: «Несмотря на предпринимаемые усилия, нам до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезных препятствий на пути нашего развития — коррупцию» [4, с. 4].

В январских программных тезисах на проводившемся 22—23 января 2008 г. Втором Общероссийском гражданском форуме тогда еще первый вице-премьер Правительства РФ Д. А. Медведев заявил о том, что коррупция имеет сегодня огромные масштабы и борьба с ней должна превратиться в национальную программу [10, с. 2].

Будучи избранным, Д. А. Медведев одним из первых указов образовал Совет, Президиум при Президенте РФ по противодействию коррупции, определил их задачи. Был подготовлен утвержденный Президентом Национальный план противодействия коррупции, согласно которому в Государственную Думу был направлен пакет антикоррупционных законов. «Их главная особенность, — резюмировал Президент в Послании Федеральному Собранию, — в комплексности, системности и адресной направленности, в первоочередном устранении тех при-

чин коррупции, которые порождены несовершенством нашего государственного и хозяйственного механизмов» [5]. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (далее — Закон) содержит нормы, закрепляющие понятия коррупции и противодействия коррупции, правовую основу и принципы противодействия коррупции.

Закон, помимо общих установок о принципах и задействованных органах власти, раскрывает лишь некоторые аспекты антикоррупционной деятельности, которые уже хорошо известны действующему законодательству о государственной службе (прозрачность доходов государственных служащих, информирование о коррупционной практике, конфликт интересов, ограничения в связи с оставлением государственной службы). Это совершенно неоправданно, поскольку без регулирования остаются такие важнейшие направления антикоррупционной работы:

— антикоррупционная экспертиза нормативных актов;

— оживление парламентского и общественного контроля;

— административная юстиция;

— обеспечение независимости СМИ и общественное вещание;

— установление стандартов качества работы органов власти;

— обеспечение независимости судей;

— законодательство о лоббизме;

— другие аспекты антикоррупционной политики, многие из которых перечисляются в ст. 6 и 7 закона, но не имеют в нем, как и в антикоррупционном пакете законов в целом, необходимого нормативного продолжения.

Проблема коррупции в России приобрела за последние годы качественно новый, опасный для безопасности личности, общества и государства уровень. По Индексу восприятия коррупции, рассчитываемому международной организацией «Транспэренси Интернэшнл-Р», в 2008 г. Россия среди 180 стран заняла 147-е место. Международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в Российской Федерации достиг угрожающих масштабов. Взятничество поразило политическую и институциональную, экономическую, судебную и правоохранительную, образовательную и воспитательную сферы, сферу социальной защиты, медицинскую, инвестиционную сферы, сферу международной торговли и серьезно подорвало государственность России. Государство, где власть в высокой степени коррумпирована, не может считаться ни демократическим, ни правовым, ни авторитетным.

Президент РФ Дмитрий Медведев 10 сентября 2009 г. выступил с программной статьей

Йабёу«^бёаё-^пеёаГаоеё»

107

«Россия, вперед!», где к одному из «запущенных социальных недугов» страны он относит «вековую коррупцию, с незапамятных времен истощавшую Россию. И до сих пор разъедающую ее по причине чрезмерного присутствия государства во всех сколько-нибудь заметных сферах экономической и иной общественной деятельности. Но дело не только в избыточности государства. Бизнес тоже не безгрешен. Многие предприниматели озабочены не поиском талантливых изобретателей, не внедрением уникальных технологий, не созданием и выводом на рынок новых продуктов, а подкупом чиновников ради получения «контроля над потоками» перераспределения собственности»

[7].

В свою очередь коррупция, гражданское общество и государство как государственно-правовые явления тесно связаны, т. е. их генезис, существование, функционирование и развитие прямо зависят от «состояния» каждого [9, с. 33]. Для того чтобы стать цивилизованным государством, Россия должна прежде всего стать государством правовым. Правовое же государство базируется на развитом гражданском обществе, а развитое гражданское общество не может сформироваться, если борьба с коррупцией не будет плодотворной. Однако, к сожалению, от

всеобщего обсуждения проблемы коррупции с неизменной констатацией причиняемого ею вреда и многого того, что еще ее сопровождает, общество за это время, по существу, ни на шаг не продвинулось по пути реальной борьбы с ее проявлениями. Более того, специалистами и населением единодушно отмечается, что, не испытывая должного противодействия, коррупция стремительно набирает силу и превращается в самостоятельный и весьма значимый социальный и политический фактор, разрушительно влияющий на дальнейшее развитие государства [3, с. 5].

Подводя итог, можно отметить, что работа по борьбе с коррупцией за последние годы резко активизировалась, но фактически антикоррупционное законодательство не выполняет основную функцию по созданию и закреплению общественных отношений в сфере противодействия взятничеству и недостаточно проработано с точки зрения социальных последствий его принятия. Поэтому проблема борьбы с коррупцией как была, так и остается архиважной общенациональной задачей: от ее исхода зависит развитие России, ее успех в экономической сфере, а главное — внутриполитическая стабильность, без которой немыслим никакой последовательный прогресс.

АЁАЁЁ I АВАОЁхАМЁЁЁМТЁМIЁ

1. АёёТТаа Г.А. ЁТЭЭбГоёу а ВТппёё : ёпоТЗёу ё пТаЭаТаТТТпои / Г. А. АёёИаа // ЁЗёа. 1ёЭ. — 2008. — 1 12. —: N. 78—80.

2. Аобааёаа . 1 . ЁТЭЭбГоёу а атбааЗпоааии а'иаЭаоа ёаё пёпоа! ТТа уаёаТёа. 1ЭТаёа10 УЭТоёаТааёпоаёу / Ё. 1. АбЗааёаа // ЁЗёа. 1ёЗ. — 2008. — 1 12. — N. 56—59.

3. АТабаГиёТа А. Ё. ЁТЗЗбУоёу : пТаЗаТаТТйа 'ТаоТаи ё ёппёааТааТё|э : б+аа. УТпТаёа аёу абдТа / А. Ё. АТаЗаТиёТа, Г. В. Ёт'ЗааТёёТаа. — 1. : Аёааа!. УЗТпУаёо ; Аёи1а 1аоаЗ, 2009. — 207 п.

4. АжааТаТТа УТпёаТёа 1ЗадёааТоа ВО ОаааЗаёитб пТаЗаТё|э ВО // ВТп. аад. — 2005. — 26 аУЗ.

5. ЁТГиёТа N. Г. Т ТаёТоТЗио ат'аёоао аТЗиаи п ёТЗЗбУоёаё а 2008 а. / N. Г. ЁТТиёТа // АадТУапТТпои аёдТапа. — 2009. — 1 2 [УёаёоЗТпйё ЗапбЗп]. — АТпобГ ёд пУЗаа.-УЗааТаТё пёпоаш «ЁТТпбёиоаТо1ё|эп».

6. ЁбапеёТа А. Ё. ЁТЗЗбУоёу : ёпоТЗёу, 'Зё+ёТи, поЗаоааёё аТЗиаи [УёаёоЗТпйё ЗапбЗп] /

А. Ё. ЁЗапёёТа // Габ+. аапоТ. ОЗаё. аёаа. аТп. пёбжаи. — 2008. — 1 1 (2). — Важё! аТпобУа:

http://www.vestnik.uapa. ги/1з$ие/2008/01/05/. — £ааё. п уёЗаТа.

7. 1ааааааа А. А. ВТппёу, аГаЗаа! [УёаёоЗТТТйё ЗапбЗп] / А. А. 1ааааааа. — Важё! аТпобУа: http://www.kremlin.ru/news/5413. — £ааё. п уёЗаТа.

8. ЙоТб-г-ёёТаа Г.А. №аЗа1аиТа ЗТппёёпёТа даёТТТааоаёипоаТ а поаЗа аТЗиаи п ёТЗЗбУоёаё / Г. А. №ТЗ+ёёТаа // ВТп. пёааТааоаёи. — 2009. — 1 8. — N. 28—29.

9. ЙТёТёТаА. Г. ЁТЗЗбУоёу, аЗажаатёТа ТайапоаТ ё УЗааТаТа аТпбааЗпоаТ (пЗааТёоаёиТТ-УЗа-

аТаТё аТаёёд) / А. Г. №ёТёТа // ^бЗТ. ЗТп. УЗааа. — 2008. — 1 8. — N. 32—41.

10. ВТааЗпёёа оадёпи АТёоЗёу 1аааааааа // ВТп. аад. — 2008. — 24 уТа.

I ТЭпооУеёа 30.09.09.

108

ААЯ0ГЕЁ1 ТЭаТапёТаТ6Гёаа5пёоаоа | 2009 | 1 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.