Научная статья на тему 'Становление профессиональной ментальности инженера в процессе обучения в техническом вузе'

Становление профессиональной ментальности инженера в процессе обучения в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ И СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ ИНЖЕНЕРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВУЗЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тонкошкурова И. В.

В статье представлен теоретический анализ понятия «профессиональная ментальность инженера». Рассматривается возможность становления профессиональной ментальности в процессе обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тонкошкурова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление профессиональной ментальности инженера в процессе обучения в техническом вузе»

УДК 378.1

бБк 74.58 И.В. Тонкошкурова

Становление профессиональной ментальности инженера в процессе обучения в техническом вузе

В статье представлен теоретический анализ понятия «профессиональная ментальность инженера». Рассматривается возможность становления профессиональной ментальности в процессе обучения в вузе.

Ключевые слова: профессиональная ментальность, личностно-профессиональный и социально-

профессиональный контексты профессиональной ментальности инженера, образовательный процесс в вузе.

I.V. Tonkoshkurova

The forming of a professional mentality of an engineer during the training at the technical institute

Theoretical analysis of the phenomenon «professional mentality of an engineer» is considered. The possibility of forming of this mentality during the training at the institute is studied.

Key words: professional mentality, person-professional and social-professional contexts of professional mentality of an engineer, educational process at the higher educational Institution.

Профессиональные представления реального целостного мира существенно различаются в зависимости от типа профессии, с которой имеет дело профессионал как субъект деятельности. Ведь для любой профессиональной общности характерно некое уникальное, присущее только ей, мироощущение, мышление, поведение, система ценностей, духовное творчество. В этом проявляется феномен профессиональной ментальности.

Чтобы определить сущность профессиональной ментальности, подойдем к ее изучению с позиции контекстного подхода. Вслед за А.А.Вербицким под контекстом будем понимать систему внутренних и внешних факторов и условий поведения и деятельности человека, влияющих на особенности восприятия, понимания и преобразования конкретной ситуации. Соответственно выделяются внутренний и внешний контексты. Первый - это система уникальных для каждого человека психофизиологических, психологических и личностных особенностей и состояний, его установок, отношений, знаний и опыта. Второй - система предметных, социальных, социокультурных, пространственно-временных и иных характеристик действий и поступков [1].

Основанием для выделения контекстов являются факторы, определяющие существование феномена профессиональной ментальности: социальные и индивидуальные. Поэтому мы выделяем социально-профессиональный и личностно-профессиональный контексты профессиональной ментальности личности. Социально-профессиональный контекст характеризуется наличием у представителей профессионального сообщества определенных знаний, ценностей, норм, правил, традиций, определяющих их принадлежность к определенному профессиональному сообществу, обусловливающих профессиональную специфику представлений образа мира в их сознании и предуготовленность к определенной деятельности в том или ином направлении. Личностно-профессиональный контекст профессиональной ментальности определяется наличием особого социально-психологического типа личности, в структуру которой входят как типичные формы психического отражения действительности, так и специфические системы ценностных ориентаций, отношений, социальных установок, индивидуально раскрывающихся в направленности на профессиональную деятельность.

Профессиональная ментальность - это системное социально-психологическое образование, интегрирующее весь социокультурный опыт личности специалиста, определяющееся объективной и субъективной принадлежностью личности к определенной профессиональной группе. Профессиональная ментальность личности характеризует ее предуготовленность, преднастроенность, предрасположенность к восприятию и оценке явлений и выстраиванию определенной стратегии поведения в социуме с профессиональной позиции.

В научной литературе нами не обнаружено определение профессиональной ментальности инженера. Обращение к научным исследованиям данной проблемы показало, что наиболее разработанными аспектами рассматриваемого явления выступают те проявления профессиональной ментальности инженера, которые объективируются в реальной жизнедеятельности и благодаря которым инженер как представитель данного профессионального сообщества качественно отличается от представителя любого другого профессионального сообщества. Нами установлено, что содержательная сторона понятия «профессиональная ментальность личности» заключается в когнитивной сфере, отражается в эмоциональной сфере и выражается в стереотипах поведения. Поэтому основные проявления профессиональной ментальности инженера мы представляем в виде совокупности трех показателей: познавательно-рефлексивного, эмоционально-ценностного и стратегически-деятельностного.

Познавательно-рефлексивный показатель характеризуется профессиональными знаниями; осведомленностью о сущности и месте собственной профессии в реальном мире; способностью к профессиональной рефлексии.

Одной из характеристик профессиональной ментальности является фактор, обеспечивающий особенное отношение к профессиональным и социальным явлениям. Поэтому далее выделяем эмоционально-ценностный показатель, который отражает интерес к инженерной сфере деятельности; возникновение переживаний и чувств, связанных с осознанием и принятием профессиональных ценностей; эмоциональную активность инженера в познавательно-профессиональной деятельности.

Наиболее отчетливо профессиональная ментальность выражается в стереотипах поведения, выражающаяся в готовности действовать определенным образом. Стратегически-деятельностный показатель отражает то, что инженер ориентирован на актуализацию своих профессиональных потребностей, реализацию профессиональных целей, предрасположен к самореализации как полноправный участник профессионального сообщества; проявляет творческую инициативу, поддерживает «авторитет» профессии.

На основе совокупности выделенных показателей проявляется такое интегральное качество личности инженера, как профессиональная ментальность инженера, характеризующее предуготов-ленность, преднастроенность, предрасположенность инженера к восприятию и оценке профессиональных и социальных явлений и выстраиванию определенной стратегии поведения в социуме с позиции своей профессии.

Опыт профессиональной подготовки специалистов в различных областях инженерии подтверждает, что качества, необходимые для занятий инженерным делом, не обязательно должны быть врожденными. Их можно сформировать и развить в ходе профессиональной подготовки и по мере накопления практических навыков решения инженерно-технических задач [2, с. 59]. С поступлением в технический вуз для молодого человека заканчивается период выбора профессии, наступает период овладения профессией. В этот период необходимо активно содействовать процессу становления профессиональной ментальности. Научить будущих инженеров действовать, мыслить, чувствовать, воспринимать мир под знаком своей профессии.

Вместе с тем это не означает, что выпускнику вуза будет присуща развитая профессиональная ментальность. В процессе обучения в техническом вузе осуществляется определенная «настройка» сознания студента (по Е.Е.Сапоговой) на принятие профессиональной ментальности, достигается только создание прецедента для ее формирования, то есть происходит становление профессиональной ментальности студента - будущего инженера.

Мы рассматриваем становление профессиональной ментальности инженера в образовательном процессе в техническом вузе как динамический процесс изменения личности студента под влиянием педагогического воздействия и собственной активности, направленный на развитие показателей профессиональной ментальности инженера: познавательно-рефлексивного, эмоционально-ценностного, стратегически-деятельностного.

В образовательном процессе в вузе студент включается в целенаправленный процесс «ментали-зации», который создает у него предпосылки к расширению и углублению потребности в профессиональной реализации. Ведь образовательный процесс в вузе - это внутренне связанная совокупность процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт во всей его многогранности и сложности превращается в черты, идеалы и качества становящегося человека, его образованность и идейность, его культуру и нравственный облик, его способности, привычки, характер. В образовательном процессе объективное социальное переходит в субъективное, индивидуально-психическое состояние человека [3]. Как утверждают В. Сучков, В. Иванов, Е.Корчагин, современное высшее образование должно быть ориентировано на формирование личности, адекватной содержанию профессиональной деятельности [4, с. 110]. Это позволяет предположить, что в образовательном процессе в вузе профессиональная ментальность как социально-профессиональное явление становится признаком профессионально-личностного становления будущего инженера. Поэтому в качестве смыслообразующей цели профессионального образования вслед за Е.Е. Сапоговой определяем «формирование особой профессиональной ментальности, овладение способами активного «бытия специалистом», выражающегося в способности переживать и осмыслять реальность с позиции своей профессии» [5, с. 8-13].

Мы рассматриваем образовательный процесс в вузе как фактор, влияющий на становление профессиональной ментальности студента - будущего инженера, так как в нем проявляются выделенные нами контексты профессиональной ментальности: социально-профессиональный и личностнопрофессиональный.

Как известно, цели подготовки специалистов формируются вне системы образования. В целом профессиональное обучение - процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта деятельности и отношений. Исходя из этого социальнопрофессиональный контекст профессиональной ментальности проявляется в совокупном общественно-

историческом и профессиональном опыте, накопленном человечеством, в общепрофессиональных знаниях и способах действий, составляющих ядро содержания профессиональной подготовки. Овладение ведущими элементами этого опыта способствует формированию личности, отвечающей социально -профессиональным требованиям. Согласно концепции профессионального становления индивидуальные качества человека в процессе учебно-профессиональной деятельности не остаются неизменными, а под влиянием требований этой деятельности приходят в движение, приобретая черты оперативности, тонкого приспособления к этим требованиям. В результате включения личности в данную деятельность сама ее позиция по отношению к миру, аттитюды, мышление, поведение становятся конгруэнтными этой деятельности, формируется специфическое профессиональное мировидение [6:15].

Таким образом, задачей образования является создание условий, способствующих переводу объективно-научной картины мира и информационно-синергетического стиля инженерного мышления «из безличной формы всеобщности в личностную форму культуры индивида» (В.С. Библер). Здесь большую роль играют потребности, стремления, мотивы самого студента. Его личные качества определяют избирательность восприятия, отношение к воспринимаемой реальности, обусловливают активность и смысл его учебно-профессиональной деятельности. В этом проявляется личностнопрофессиональный контекст профессиональной ментальности.

Итогом обучения в вузе становятся качества выпускника, обеспечивающие ему успешную профессиональную деятельность по окончании вуза. Абитуриент вуза, пройдя стадию студенчества, становится выпускником вуза, обладающим качествами, которые отсутствовали у него до поступления в вуз. Как показывает С.А. Паничев, в ходе обучения, воспитания и общения у субъекта развивается особая ментальная категориально-понятийная структура, за счет которой конституируется профессиональный мир специалиста. В ходе профессионального обучения и развития специалист приобретает как бы особые дополнительные органы чувств, обеспечивающие иное и более полное восприятие действительности, чем у обычного человека. Наличие этих особых, не данных биологически «органов» и обеспечивающегося ими умения увидеть, выделить в природе нечто «свое» и поэтому нужное и важное является одним из наиболее существенных профессиональных качеств специалиста

[7].

Появлению такого качества в личности выпускника вуза способствует, на наш взгляд, гармоничное сочетание социально-профессионального и личностно-профессионального контекстов профессиональной ментальности инженера. В этом случае образовательный процесс в вузе предстает как движущая сила, основа, в которой сосредоточены разнообразные возможности для осуществления становления профессиональной ментальности студента - будущего инженера.

Литература

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Изд-во МГУ, 1991. 207 с.

2. Габдреев Р.В. Методология, теория, психологические резервы инженерной подготовки. М.: Наука, 2001.167с.

3. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики: учебник для студ. высш. учеб. завед. М.: ВЛОДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с.

4. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2001. 928 с.

5. Сапогова Е.Е. Концепты и ориентиры современного психологического образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2003. №10. С. 8-13.

6. Сонин В. А. Психолого-педагогический анализ профессионального менталитета учителя. Смоленск, 1999. 251 с.

7. Паничев С.А. Дедуктивный подход к структурированию содержания высшего естественнонаучного образования. Тюмень, 2004. 37 с.

Literature

1. Verbitskiy А.А. Active teaching in higher education: context approach. М.: МОИ, 1991. 207 p.

2. Gabdreev R.V. Methodology, theory, psychological reserves of engineering training. М., 2001.167 p.

3. Grebenyuk О^., Rozhkov, M.I. Basic principles of pedagogy: text-book for students. М.: VLADOS-PRESS, 2003. 160 p.

4. Modern pedagogical dictionary. /comp. by Е^. Rapastevich. М., 2001. 928 p.

5. Sapogova E.E. Concepts and directions of modern psychological education. // «Alma mater» («Vestnik vysshei shkoly»). 2003. №10. Р. 8-13

6. Sonin V.A. Psychology-pedagogical analysis of the teacher’s professional mentalityn. Smolensk, 1999. 251p.

7. Panichev S.A. Deductive way to the structure of the contents of higher natural science education. Tyumen’, 2004. 37 p.

Тонкошкурова Ирина Викторовна, ст. преподаватель, кафедра «Иностранные языки», Хакасский технический институт - филиал Сибирского федерального университета.

Tonkoshkurova Irina Victorovna, senior teacher, department of Foreign languages, Khakass technical institute - branch of Siberian Federal University.

г. Абакан, Тел. 8(3902) 246664 (доб. 120), e-mail: tonkir@yandeх. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.