Становление профессионального образования в области игрушки
Озерова О. В.
Озерова Ольга Викторовна / Ozerova Olga Victorovna - декан, факультет высшего образования, Высшая школа народных искусств (институт), Сергиево-Посадский филиал, г. Сергиев Посад
Аннотация: в данной статье раскрыто развитие игрушки с середины 19 века. Формирование игрушечных мастерских способствовало становлению игрушки, разделяющейся по месту производства, видам, назначению. Психолого-педагогическое осмысление игрушки. Подготовка квалифицированных кадров по производству различных видов игрушки для всей страны.
Ключевые слова: игрушечные мастерские, промысел игрушки, игрушечная промышленность, профессиональные учебные заведения по игрушке, профессиональное образование, современная игрушка.
Исторически сложившиеся центры народных художественных промыслов в России всегда являлись ярким примером традиционного воспроизводства кадров на основе сохранения и передачи художественных, ремесленных и гражданских традиций.
Формирование профессионального образования в области игрушки закладывалось в середине XIX века - начало становления и развития промышленной игрушки и создание первых мастерских по обучению изготовления игрушки.
С середины XIX века формируются центры по изготовлению игрушки в Архангельской, Московской, Нижегородской, Пензенской, Полтавской, Рязанской, Саратовской, Тверской, Тульской, Ярославской, Черниговской губерниях.
Московское губернское земство организовало учебно -игрушечную мастерскую в Сергиевском Посаде, которой руководил В. И. Боруцкий, исследователь кустарно -игрушечного промысла в Московской губернии. В своих трудах В. И. Боруцкий отмечал, что с увеличением потребностей в игрушках, в середине IXX века, стали применять новый материал и технологии при изготовлении игрушек. «Мастерская эта обучает путем учебно-показательной деятельности самой мастерской, а также снабжая кустарей новыми образцами» [3].
Процесс профессионального обучения охватывал кукольное (игрушечное) мастерство (резьбу, лепку, роспись), столярное мастерство, живописное, токарное и др. Как было замечено Н. Н. Мамонтовой, «обучение молодых мастеров было подчинено производственным нуждам мастерских» [9].
В этот период активно организуются производства и учебные мастерские по изготовлению игрушек. Только в одной Московской губернии их было основано более десяти. «В это же время были организованы школы-мастерские в Волгоградской, Владимирской, Нижегородской, Курской губерниях» [2]. «В Звенигородском, Подольском, Верейском уездах сосредоточена выделка токарных игрушек, в Богородском, Бронницком уездах делают игрушки из глины и фарфора» [3].
По наблюдению Н. Н. Мамонтовой, «сюжетные и декоративные начала, оформление игрушки были подчинены занимательности, стремлением к курьезу, к основам ярмарочной фольклорности. Образ игрушки строился на визуальных эффектах (окраска локальными, активными колерами, применение контрастных сочетаний, блеска глянцевой лакированной поверхности), тактильных ощущения, гладкая поверхность или обтяжка мехом, обсыпка шерстью, крупой), динамических свойствах (движение и возможность управлять), восприятии звука» [9].
Н. Д. Бартрамом была организована учебная столярная мастерская в Курской губернии, в которой обучение мастерству начиналось с изготовления игрушек, стремясь развить
творческую инициативу обучающихся, наблюдательность, и умение в художественном образе игрушек воспроизводить и передавать окружающие их предметы.
В. И Боруцкий в своих трудах писал, что «целый ряд учебных мастерских руководит работами кустарей, снабжая их рисунками» [3]. Совместная работа Н. Д. Бартрама с такими художниками, как В. А. Ватагин, И. И. Галкина, Н. Я. Давыдова, М. Д. Езучевский, С. К. Исаков, И. И. Овешков, Е. Г. Шамбинаго и др. помог обновить и возродить народный промысел игрушки. Каждый художник внес свою манеру исполнения и неповторимый авторский почерк при создании игрушки.
В соответствии с педагогическими взглядами дореволюционного общества формировалась и тематика игрушек. В исследованиях В. Сахаровой «Русские дореволюционные куклы в основном были представлены пеленашками, кормилицами, нянюшками, нарядно одетыми барышнями» [12].
Развитие игрушечных производств XIX века было почвой для развития игрушки в начале 20-х годов. Создается Всероссийский Совет промысловой кооперации и Главное управление по делам кустарей и мелкой промышленности и промысловой кооперации, которые решают вопросы, связанные с исследованием и изучением художественных промыслов, с возрождением их путём технического переоборудования, оказания помощи в финансовом и художественном отношении.
В 20-х годах Высшим советом народного хозяйства создается «Московский техникум кустарной промышленности», под руководством Н. Д. Бартрама, «Загорская профтехшкола имени Степана Халтурина», которая набирает обучающиеся по специальностям: «столярное дело», «раскраска игрушек», «токарное дело», «резное дело», «лепное папье-маше». Велась большая работа по обучению изготовлению различных видов игрушки, снабжая учеников и мастеров новыми и передовыми образцами. Создаются игрушки, хранящиеся ныне во «Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства», в Сергиево-Посадском «Историко-художественном музее-заповеднике», в «Музее игрушки». Появляется большой спрос на игрушки, особенно для вновь организованной широкой сети дошкольных учреждений - детских яслей, летних площадок, детских садов и детских домов. Появилась необходимость организации новых производств советской игрушки, в частности производств кукол нового типа, что повлекло за собой необходимость создания профессиональных школ для подготовки технических кадров и художников по игрушке.
В 1932 году решением правительства создается Всесоюзный научно-экспериментальный институт игрушки, целью которого являлась разработка и внедрение в производство новых образцов игрушек для решения стратегической задачи воспитания подрастающего поколения. В 1933 году для подготовки кадров игрушечной промышленности создается Загорский индустриальный техникум игрушки. Этот период ориентирован на социально -политические запросы государства, чувство коллективизма, любовь к своей стране. Появляются первые советские куклы. В педагогической среде шли споры о правомерности существования куклы в прежнем ее виде и назначении. Педагоги решительно восставали против куклы, культивирующей инстинкт материнства. Многие считали, что кукла «суживает интересы девочки, воспитывает чувство собственности, любовь к нарядам и закрепляет отрицательные навыки мещанского быта» [13].
Новым словом в психолого-педагогическом осмыслении игрушки стало изучение воспитательного значения игрушки в формировании личности ребёнка, благодаря научной деятельности Е. А. Флёриной в Научно Исследовательском Институте игрушки. «Игрушка - любимый предмет ребёнка; в своей игре он доверчиво следует её содержанию, поддаётся её воздействию» [13]. С 1935 года в Научно-исследовательском институте игрушки научной деятельностью занималась «педагогическая лаборатория», в которой осуществлялась экспериментальная проверка игрушек, проводилась работа с авторами, редактирование игрушек с учетом педагогических требований и др.
В эти годы к игрушке предъявляются особые требования, касающиеся воспитательного содержания, тематики, назначения игрушки и ее художественной формы. Большое внимание уделяется научно-педагогическим исследованиям в области игрушки.
34
Большое внимание уделяется проблеме игры, ее содержанию, приемам и методам, игре как средству воспитания и форме организации жизни детей [11]. Эти вопросы отражены в трудах Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой, А. Б. Черкова. А. В. Запорожец писал о необходимости формирования художественного воображения, дающего возможность понять, пережить мысли и чувства.
Особое внимание уделялось игрушкам полуфабрикатного типа: конструкторам, наборам-пазлам, наборам строительным, из дерева картона, бумаги, дающим широкий размах творческому отражению действительности [13].
Важной вехой было создание образовательных программ для образовательных учреждений, в которых отражалась необходимость введения в систему воспитания обязательных занятий, берущих на себя функции подготовки детей к школе, сохраняя специфику обучения.
С середины XX века велась активная подготовка квалифицированных кадров по производству различных видов игрушки. Эту задачу выполняли Научно-исследовательский институт художественной промышленности, Загорская профтехшкола имени Степана Халтурина и Загорский художественно -промышленный техникум игрушки.
С 80-х годов учебное заведение расширяет подготовку специалистов в области игрушки по специальностям: художник-оформитель по игрушке, техник-технолог по игрушке, по специализациям: производство игрушек из дерева, из пластмасс, металла и производство мягких игрушек.
Единственное учебное заведение в России конца XX века «Российский художественно -технический колледж игрушки» подготавливал кадры художников и технологов по игрушке для всей страны, необходимые для разработки новых видов игрушки.
Развитию профессионального образования в области игрушки способствуют многочисленные ежегодные Российские и международные выставки: «Выставка детских товаров и игрушек», «Международная ярмарка товаров для детей», «Мир детства», «Мир материнства и детства», которые выполняют важную задачу создания единой платформы работодателя и образовательного учреждения, где на едином пространстве и за ограниченный период времени происходит знакомство с новыми тенденциями игрушек, обмен опытом, выявляются новые технологии и материалы.
Современная игрушка расширилась в своих видах и ассортименте, по отношению к игрушке конца XX столетия. Изменились функции игрушек.
За последние годы изменился образ не только куклы, но и образ кукол-героев современных мультфильмов. Все они имеют характерную внешность, заданность образа поведения, стабильную нравственную характеристику, не зависящую от меняющихся сюжетных линий в игре.
Как неотъемлемая часть жизни ребенка игрушка закладывает широкий круг навыков и понятий, подготавливающих его к дальнейшей созидательной деятельности в жизни общества.
Литература
1. Александрова Н. М. Профессиональная педагогика: методология и теория обучения: учебное пособие для студентов пед. Учеб. заведений и науч. -пед. работников профобразования [Текст] / Н. М. Александрова. Н. Новгород: Волж. гос. инж.-пед. ун-т. СПб.: Любавич, 2010. 188 с.
2. Бартрам Н. Д. Избранные статьи. Воспоминания о художнике. М.: Советский художник, 1979.
3. Боруцкий В. И. Кустарно-игрушечный промысел Московской губернии. Сборник. Игрушка, её история и значение. М., 1912.
4. Дайн Г. Л. Сергиев Посад - столица русской игрушки. Кукольный промысел: из 19 в 20 век. Изд. «Весь Сергиев Посад», 2011. С. 280. С. 87.
5. Максимович В. Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование: Исторический аспект, современное состояние и пути обновления / В. Ф. Максимович. М.: Флинта, 2000. С. 200.
6. Мамонтова Н. Н. Художественные ремесла и промыслы Сергиева Посада (15-20 вв.): к проблеме возникновения и развития русских художественных промыслов. Диссертация на соискание учен. степ. канд. искусствоведения. М., 1998.
7. Некрасова М. А. Народные художественные промыслы. Советское декоративное искусство. Материалы и документы. 1917-1932. М.: «Искусство», 1986.
8. Пряхин В. П. История советской игрушки за 60 лет: автореф. канд. пед. наук: 13.00.01. В. П. Пряхин. М., 1979. 20 с. С. 5.
9. Сахарова В. Детское воспитание. № 2, 1967.
10. Флёрина Е. А. Ст. «Педагогические требования к Советской игрушке» // «За советскую игрушку». Сборник Главного управления.
Контрольно-диагностический материал по разделу «Морфология. Местоимение» Равилова А. Р.
Равилова Аниса Равильевна /Ravilova Anisa Ravilevna - учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей № 121, г. Казань
Аннотация: в статье представлен контрольно-диагностический материал по разделу «Морфология. Местоимение» по русскому языку для 6 класса. Представленный в работе материал соответствует содержанию примерной программы по русскому языку ФГОС ООО и структуре учебников под редакцией Т. А. Ладыженской и М. М. Разумовской. Ключевые слова: контрольно-диагностический материал, морфология, местоимение, регулятивные, познавательные, коммуникативные планируемые результаты.
Стратегическим направлением оптимизации системы основного общего образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих готовность и способность ребенка к овладению компетентностью «уметь учиться».
В этой статье представлены контрольно-диагностические задания на регулятивные, познавательные и коммуникативные планируемые результаты по русскому языку в 6 классе по разделу «Местоимение». В сфере развития регулятивных УУД приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, самостоятельно контролировать свое время и управлять им; принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров [2].
Диагностические задания на познавательные УУД направлены на оценку умений работать с информацией для выполнения учебного задания, на становление логических познавательных УУД (наблюдать, классифицировать, сравнивать, соотносить, обобщить), на основе которых формируется умение учиться [2].
Большинство заданий по диагностике коммуникативных планируемых результатов составлено на основе работы с текстом малого и большого объема, различных стилей и типов, что является важнейшим условием формирования метапредметных планируемых результатов.
Представленный в работе материал соответствует содержанию примерной программы по русскому языку ФГОС ООО и структуре учебников под редакцией Т. А. Ладыженской и М. М. Разумовской. Учитель может использовать этот материал на уроках, в качестве домашних заданий, а также в целях диагностики и оценки сформированности у школьников универсальных учебных действий.