№ 3 (37), 2010
"Культурная жизнь Юга России" 2^
Z. YA. YEMTYL. MUSLIM SYSTEM OF EDUCATION IN ADYG NATIONAL AUTONOMIES IN THE 20S OF THE ХХCENTURY (Го the history of Muslim intelligentsia)
The article analyzes changes of the educational system in Adyg national autonomies which were caused by the establishment of Soviet power and enlightening activity of progressive Muslim clergy. The process of gradual exclusion of Muslim educational institutions from the educational space is shown.
Key words: Islam, Adyg enlightenment at the end of the XIX - beginning of the XX century, new-method medrese.
л. П.К0ЧЕС0К0ВА
СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ
Автор рассматривает основные пути развития изобразительного искусства Кабардино-Балкарии. Ключевые слова: изобразительное искусство Кабардино-Балкарии, живопись, скульптура, графика.
До 20-х годов прошлого столетия в художественной культуре народов Кабардино-Балкарии отсутствовали стимулы к развитию изобразительного искусства. До недавнего времени эту особенность связывали с исповеданием ислама. На наш взгляд, причины следует искать в художественном мышлении кабардинцев и балкарцев, ведь и в доисламский, христианский периоды искусство бытовало в декоративной форме: были распространены предметы, убранство которых носило декоративно-изобразительный характер (лишь в исключительных случаях возникали произведения чисто изобразительного характера).
В 1897 году в Нальчике поселился выпускник Петербургской академии художеств Митрофан Васильевич Алехин (1857-1935), высланный на Кавказ за антиправительственную деятельность. Его имя сохранилось в истории. Он известен как активный последователь учения Л. Н. Толстого о непротивлении злу насилием. Помимо живописи, Алехин занимался педагогической деятельностью: преподавал рисование в школах Нальчика, а в советский период - в Ленинском учебном городке. В местных музеях - изобразительном и краеведческом - представлена малая часть из неполной сотни его сохранившихся работ: холстов, акварелей, набросков. К сожалению, и могила художника затерялась.
В послереволюционные годы назначение искусства в стране понималось утилитарно и должно было служить политическим целям советской власти. Особенно действенным в политическом аспекте могло стать изобразительное искусство, которое рассматривалось властью как мощное идеологическое оружие в борьбе за укрепление коммунистических идеалов. Руководство Кабардино-Балкарии не скрывало своих намерений относительно идеологизации искусства - об этом свидетельствуют многие документы [1].
24 декабря 1918 года при исполкоме Нальчикского окружного народного совета был создан куль-
турно-просветительный отдел, а в 1920-м - подотдел изобразительных искусств при Нальчикском окружном ревкоме, осуществлявший руководство учреждениями культуры. Чуть позднее по решению президиума Кабардино-Балкарского облисполкома открылись художественная секция и секция по охране памятников искусства и старины. В 1922 году было учреждено Кабардино-Балкарское общество изучения старины, этнографии и естественных богатств местного края. Деятельность всех названных организаций находилась под строгим контролем партийных органов.
В период культурной революции (1920-1930-е гг.) советские и партийные органы КБАО поставили перед собой цель - сформировать художественную среду. При этом не учитывалась реальная обстановка - то, что в регионе отсутствовали художественные учебные заведения и соответствующие творческие организации. К идее поддержать развитие живописи, скульптуры, графики местных чиновников подтолкнуло то, что Кабардино-Балкария не была представлена на общесоюзных и российских художественных выставках и, следовательно, изолирована от общесоюзного культурно-художественного процесса.
В 1920-е годы местная власть впервые предпринимала попытки воспитания профессиональных художников. Однако кабардинцы и балкарцы длительное время оставались равнодушными к этому начинанию. Воспитанные на иных традициях и художественных ценностях, они ни психологически, ни эстетически не были подготовлены к восприятию современного искусства. Поэтому реализация поставленной властью цели растянулась на десятилетия.
В Нальчике формирование художественной среды началось в 1930-е годы, после того как сюда переехали художники Л. В. Брюмер, Н. Н. Гусаченко, М. А. Ваннах, М. Г. Смольянинов, Н. Г. Скрипниченко, Н. З. Трындык, Я. М. Цей-кинский, М. С. Шейблер, Е. А. Гольдштейн, Л. Г.
"Культурная жизнь Юга России"
№ 3 (37), 2010
Молодоженин, И. В. Балицкий, П. И. Рябчиков, Ф. Д. Козырев и др. Их деятельность в значительной мере способствовала оживлению художественной жизни.
В 1939 году была создана первая творческая организация - оргбюро Кабардино-Балкарского отделения Союза советских художников. В том же году прошла первая республиканская выставка профессионального и самодеятельного искусства. Количество представленных на ней работ (до 250) свидетельствовало о высокой творческой активности художников. В дальнейшем подобные выставки проводились регулярно. Однако в те годы ни один представитель местных жителей, особенно коренной национальности, не занимался изобразительным искусством [2]. Поэтому вторым шагом после учреждения оргбюро стало направление группы талантливой молодежи (Н. Третьяков, А. Сундуков, Ю. Скориков и Яхтанигов и др.) на учебу в художественную школу им. И. Э. Грабаря.
В 1941 году Кабардино-Балкария впервые оказалась представлена на центральной выставке творчества молодых художников РСФСР. Намечалось также участие кабардино-балкарских художников в выставке акварели, но этому помешала начавшаяся война. Многие художники ушли на фронт, а республика была временно оккупирована немецко-фашистскими захватчиками.
В послевоенные годы в Нальчик вернулись демобилизованные из армии художники М. А. Ваннах, И. В. Балицкий, Н. З. Трындык и др. Первыми профессионалами из уроженцев региона стали выпускники Саратовского художественного училища 1952 года Ф. Калмыков, М. Акси-ров, А. Жерештиев, В. Темирканов, а спустя несколько лет - Г. Бжеумыхов и М. Тхакумашев. Начался период интенсивного роста: расширялся творческий диапазон республиканских художников, успешно развивались графика и скульптура - новые для Кабардино-Балкарии виды искусства. Значительным событием в культурной жизни стало открытие Музея изобразительных искусств в г. Нальчике (1960). В постоянной экспозиции музея были представлены произведения русских мастеров ХУШ - начала XX века. В экспозиции советского периода видное место занимали работы местных художников.
В 1960-1970-е годы творческая организация художников Кабардино-Балкарии пополнялась выпускниками вузов и училищ из разных городов нашей страны. Среди них - А. Денисенко, А. Сундуков, В. Абаев, Г. Паштов, М. Кипов, З. Бгажноков, В. Захохов, Я. Аккизов, С. Меджи-дова, И. Джаникишиев, З. Индрисов, В. Курданов, А. и С. Азаматовы, Х. Тлупов и др. [3].
В искусстве тех лет на первый план выдвигались остросовременные проблемы, утверждалась героика трудовых будней. В живописи господствовал «суровый стиль». И хотя природа менее всего отражала социальную определенность времени, художники пытались раскрыть тему созидательного труда даже в пейзажных картинах [4].
Характерной особенностью творческой практики названного периода были коллективные поездки художников на горные пастбища, в колхозы, посещение предприятий. В результате появился целый ряд работ, представляющих синтез бытового жанра и пейзажа, сформировалась тема сельского и производственного труда [5]. Авторы стремились запечатлеть одухотворенность городских и сельских тружеников [6].
В 1970-е годы молодые художники пытаются осмыслить духовные процессы эпохи. Главными ориентирами их творчества выступают современный человек, природа, реальный предметный мир. Демократичнее становится язык художественных произведений. Крепнет убеждение, что и самое простое, невыдуманное, обыкновенное явление окружающего мира может быть источником поэтического откровения [7].
Смысл перелома в изобразительном искусстве 1980-х годов можно назвать творческой консолидацией художников в борьбе против модели профессионального искусства, созданной по рецепту «культурной революции» времен, когда художник был вынужден прославлять новое и осуждать старое, дореволюционное [8].
Становление профессионального изобразительного искусства Кабардино-Балкарии происходило как взаимообогащение различных культурных традиций, взаимодействие сложившейся русской и развивающейся национальной школы. В период жестокого администрирования и господства метода социалистического реализма представителям новой школы удалось отразить глубокие изменения в сознании народа, дать современные формы его художественного воплощения.
Литература
1. Хутуев Х. И. Становление и развитие социалистической культуры советской Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1984. С. 88.
2. Там же. С. 89.
3. Шлыков В. А. Изобразительное искусство Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1963. С. 46.
4. Тарасова Л. Д. Этапы развития пейзажной живописи Кабардино-Балкарии в советский период (1930-1980) // Материалы творческой конференции к 50-летию Союза художников Кабардино-Балкарии. Нальчик, 2007. С. 28.
5. Союз искусства и труда: Люди труда в советском изобразительном искусстве. М., 1982. С. 2.
6. Леонтьева Н. Г. Сюжетно-тематическая живопись КБР в коллекции Кабардино-Балкарского музея изобразительного искусства: этапы развития // Материалы творческой конференции ... С. 19.
7. Сысоев В. П. Искусство молодых художников. М., 1980. С. 8.
8. Хутуев Х. И. Из истории развития профессионального искусства народов Кабардино-Балкарии // Современные этнокультурные процессы в Кабардино-Балкарии: исторические и этносоциологические аспекты. Нальчик, 1984. С. 4.
№ 3 (37), 2010
"Культурная жизнь Юга России" 2j-
L. P. KOCHESOKOVA. FORMATION OF PROFESSIONAL FINE ARTS IN KABARDINO-BALKARIA
The author considers main stages of development of fine arts in Kabardino-Balkaria. Key words: fine arts of Kabardino-Balkaria, painting, sculpture, drawing.
т. В. ЛАРИНА
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Автор статьи рассматривает вопросы об инновационной системе контроля в применении к языковым дисциплинам (подготовка компетентного специалиста при обучении иностранному языку).
Ключевые слова: профессиональная подготовка специалиста, система контроля, самооценка учащихся.
В связи с расширением межкультурных отношений возрастает необходимость подготовки компетентных специалистов различного профиля, владеющих иностранными языками. Открытое информационное пространство дает реальную возможность непосредственного контакта с иностранцами, поэтому освоение языков должно соотноситься с современной моделью подготовки специалиста.
Происходящие в нашей стране политические, экономические и социальные изменения закономерно приводят к модернизации системы образования. В Концепции модернизации российского образования сформулирована его основная цель - подготовить квалифицированного, конкурентоспособного, компетентного, ответственного специалиста, свободно владеющего профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту [1]. Это означает переориентацию на личность обучающегося, воспитание в нем качеств, позволяющих адаптироваться к современным социально-экономическим условиям.
В настоящее время перед системой профессионального образования стоит задача подготовить специалистов, большинство из которых способны не только выполнять профессиональные обязанности, но и быть предпринимателями, создавать новые рабочие места.
Существенным шагом на пути модернизации отечественной системы образования стало принятие в декабре 2007 года поправок к федеральному закону «Об образовании». Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены критерии оценки квалификации выпускников. Системообразующей целью современного профессионального образования является комплекс общих и профессиональных компетенций, междисциплинарных системно-ин-тегративных знаний и умений, обеспечивающих успешность деятельности специалиста.
С целью совершенствования обучения иностранному языку преподаватели высшей школы решают задачу эффективного использования ин-
новационных технологий обучения. В этой связи Н. Ф. Талызина пишет: «Не процесс усвоения должен приспосабливаться к техническим возможностям машины, а, наоборот, внутренняя логика этого процесса должна задавать требования к обучающим и контролирующим устройствам <...> построение научно обоснованного учебного процесса в высшей школе и внедрение <...> современных технических средств не должны идти как "независимые линии" <...> Очень важно органически согласовать их между собой, причем ведущей здесь должна быть <...> научная организация обучения» [2].
Необходимость развития системы контроля, в частности по дисциплине «Иностранный язык», обусловлена актуальными требованиями к результатам подготовки специалиста с применением современных педагогических и информационных технологий. Анализ используемых форм контроля показал, что в рамках методики обучения иностранным языкам в высшей школе существует проблема поиска инновационных и эффективных способов оценки работы студентов, создающей условия для наиболее полной реализации познавательного потенциала личности.
Контроль следует понимать как компонент учебно-воспитательного процесса, нацеленный на определение уровня знаний, навыков и умений обучаемого [3]. Система контроля должна быть инновационной, стимулирующей и гибкой.
Эффективность обучения иностранному языку в значительной мере зависит от умения педагога оценить реальное усвоение студентами конкретного программного материала с учетом индивидуальных особенностей каждого. Выявить способности к изучению языков конкретного обучающегося и совместно преодолеть возникшие трудности при опоре на его положительные качества позволяет инновационная система контроля.
Таким образом, процесс вхождения в систему контроля будет более эффективным, если педагог вовлечет в него обучающихся. Сотрудничество возможно при условии кропотливого изучения преподавателем индивидуальных особенностей студентов.