5 (146) - 2012
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
УДК 331.105.6
СТАНОВЛЕНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕГИОНАХ РОССИИ
В. Г. САДКОВ,
доктор экономических наук, профессор,
научный руководитель кафедры
государственного управления и финансов
ФгОу ВПО «Государственный университет —
учебно-научно-производственный комплекс», г. Орел,
директор научно-консалтингового объединения
«Социальный прогресс страны»
E-mail: guif@ostu. ru
О. Б. КУЗНЕЦОВА,
кандидат экономических наук,
заместитель директора по персоналу ОАО «Камов»
(Холдинг «Вертолеты России»)
E-mail: o. kuznecova@kamov. ru
Л. И. СТАРИКОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры
государственного управления и финансов
E-mail: silstar08@rambler. ru
ФГОУ ВПО «Государственный университет —
учебно-научно-производственный комплекс», г. Орел
В статье показано, что формирование в России справедливого эффективного общества, согласование общенациональных, региональных, корпоративных и личных интересов требуют модернизации института социального партнерства. Развитие социального партнерства в регионах является регулярным и комплексным процессом, требующим его включения в логику и организацию стратегического управления. Авторами рекомендована структура комплексного трехстороннего соглашения «правительство — бизнес — профсоюзы».
Ключевые слова: социальное партнерство, трехстороннее соглашение, правительство, профсоюз, работодатель, развитие региона.
В соответствии с положениями системного подхода интегральный потенциал всей системы определяется не просто суммой потенциалов ее подсистем, но и эффективностью взаимодействия подсистем, что должно обеспечиваться как координирующей ролью центра управления системой, так и эффективностью саморегулирования.
В структуре общества можно выделить ряд взаимодействующих секторов (подсистем):
1) граждане и домохозяйства;
2) бизнес;
3) некоммерческие организации;
4) органы государственной и муниципальной власти.
Так, если четыре подсистемы индифферентны друг к другу, то суммарный потенциал общества эквивалентен потенциалу одной из подсистем, причем самой слабой. Если же подсистемы находятся в состоянии антагонизма друг с другом, то потенциал системы даже меньше потенциала самой слабой из подсистем. А вот в случае, если взаимодействие всех систем обеспечивает новое качество, то потенциал системы много больше суммы потенциалов всех подсистем — это закон сверхаддитивности синергии, когда целое больше суммы его частей.
Исследуя тему межсекторных взаимодействий в России, можно выделить несколько, зачастую противоречивых подходов к определению состава сфер и к обеспечению эффективности взаимодействия. При этом под межсекторными взаимодействиями будем понимать, с одной стороны, процесс многостороннего влияния друг на друга указанных секторов общества, а с другой — систему совместных, скоординированных действий государственных и муниципальных властей, бизнеса, неправительственных коммерческих организаций, всех членов общества, направленных на достижение согласованных целей. Первое, о чем следует упомянуть, это, пожалуй, государственно-частное партнерство. Слово, безусловно, модное, часто упоминаемое и президентом, и правительством страны, и объединениями предпринимателей, и принятое на Западе. Однако в самой трактовке английских слов «Public Private Partnership» нет единства: кто-то переводит его как «государственно-частное партнерство», кто-то — как «общественно-частное», кто-то — буквально как «публично-частное». В то же время его в основном относят к партнерству в сфере экономики и связывают с концессиями, контрактами, арендой. Однако среди сфер государственно-частного партнерства выделяют оказание общественных услуг, общественную безопасность, экологию, образование — это двусторонние контракты бизнеса и власти без участия общественных организаций. В традиционной трактовке общественные и некоммерческие организации относят именно к публичному сектору, т. е., в российском переводе, к государственному.
Еще одна форма межсекторных взаимодействий в России — это сотрудничество государственно-муниципальной власти и общественных некоммерческих организаций, регулируемое нормативно-правовыми актами субъектов РФ, прописывающими основные принципы, цели, формы
и механизмы взаимоотношений. Направлениями такого взаимодействия являются:
1) обеспечение устойчивого роста экономического потенциала;
2) развитие социальной сферы и социальных услуг (социальная поддержка и защита, ЖКХ, образование, здравоохранение, культура);
3) укрепление и развитие демократических институтов и институтов гражданского общества.
Взаимодействие бизнеса и некоммерческих организаций в России развито менее всего, что в основном обусловливается отсутствием доверия этих секторов общества друг другу и пониманием необходимости партнерства. В то же время некоммерческие организации могут реально брать на себя осуществление социальных программ компании в режиме аутсорсинга, что особенно актуально ввиду дискуссии о социальной ответственности бизнеса перед обществом.
Наиболее комплексно межсекторные взаимодействия должны быть представлены в практике социального партнерства как формы регулирования социально-трудовых отношений на трехсторонней основе между работодателями, органами власти, профсоюзами и закреплены в Трудовом кодексе РФ и других федеральных и региональных законодательных актах. Законы о социальном партнерстве приняты в более чем 60 субъектах РФ, а соглашения о социальном партнерстве — в 80. Анализ существующей системы социального партнерства в России на региональном уровне позволил выявить следующие ее недостатки:
• ограничение социального партнерства вопросами социально-трудовой сферы;
• непривлечение к осуществлению социального партнерства других общественных и некоммерческих организаций;
• отсутствие в большинстве законов и соглашений четких критериев эффективности системы социального партнерства;
• нечеткость представления системы финансирования социального партнерства, которая должна отвечать на вопросы: что, как и из каких источников;
• неэффективность механизмов реализации социального партнерства;
• недостаточная мотивация и ответственность в сфере социального партнерства (одна из основных проблем всей системы);
• неполнота системы показателей результативности и эффективности социального партнерства;
• обязательства зачастую носят декларативный характер и не изменяются из соглашения в соглашение.
Перечисленные недостатки, равно как формальность, нежелание сторон, непонимание или неприятие необходимости согласованности взаимодействия, финансовые проблемы власти, бизнеса и профсоюзов, другие субъективные и объективные причины проблем взаимодействия бизнеса, власти и общества во многом обусловливают недостаточную эффективность существующей системы социального партнерства. Решение их в комплексе является вопросом достаточно длительного периода эволюции общественной и государственной системы в стране, формирования полноценного гражданского общества, цивилизованных механизмов взаимодействия, а также воли сторон социального партнерства.
Сравним региональные соглашения с точки зрения соответствия следующим критериям:
• ориентация на развитие человека — повышение качества жизни;
• ориентация на интересы территории — степень отражения в соглашениях вопросов, непосредственно касающихся жизни в регионе, особенностей, обусловленных различиями в географическом положении и уровне развития субъектов РФ;
• приоритеты — наличие и выделение в тексте соглашений приоритетов развития региона по каждому блоку социально-экономической сферы;
• глубина — степень охвата различных вопросов трудовых отношений, социальной сферы и прочих направлений социального партнерства;
• финансирование — степень детализации финансирования соглашения по сторонам участия: бизнес, власть и профсоюзы;
• обязательства и ответственность—степень проработанности обязательств в соглашениях, характеризуемая следующими параметрами: конкретность, измеряемость, реалистичность и своевременность;
• механизмы реализации, мотивация — степень детализации механизмов реализации соглашения и социального партнерства в целом, приближенность данных механизмов к реальной действительности;
• степень закрепления мотивационных механизмов участия в соглашении, в первую очередь для бизнеса;
• критерии эффективности — наличие критериев эффективности и их числовых значений, по которым может быть проведен мониторинг результативности соглашения;
• ответственность — степень детализации ответственности за нарушение соглашения или невыполнение обязательств;
• информационная открытость — отражение в соглашении конкретных мер информационной открытости социального партнерства;
• контроль — степень детализации контроля за реализацией соглашений, возможности мониторинга эффективности.
Соответствие рассматриваемых соглашений субъектов РФ описанным критериям можно измерить по десятибалльной шкале из расчета: 10 баллов — наилучший вариант, 1 балл — наихудший вариант. Итоговая оценка складывается как среднеарифметическая величина оценок по равновесным критериям. Анализ региональных соглашений по критериям, балльной оценки и итоговому рейтингу представлен в таблице.
В составленном рейтинге первые четыре места получили трехсторонние соглашения, заключенные соответственно в Санкт-Петербурге, Томской области, Ленинградской области и Москве.
В результате анализа становится очевидным, что ни одно из рассмотренных соглашений нельзя признать отвечающим всем выбранным критериям, каждое соглашение имеет как сильные, так и слабые стороны:
• трехстороннее соглашение Санкт-Петербурга на 2005—2007 гг. и Ленинградское областное трехстороннее соглашение о проведении социально-экономической политики и развитии социального партнерства на 2007—2009 гг. содержат конструктивный подход к договорному регулированию. Выделение рамочного соглашения позволяет отразить миссию, приоритеты развития, критерии, показатели и контроль эффективности, основные механизмы социального партнерства. Разделение на рамочное соглашение и ежегодные обязательства следует признать оптимальным, гибким, отражающим современную ситуацию и современные потребности развития региона механизмом социального партнерства;
• соглашение о социальном партнерстве между Администрацией Томской области, Федерацией профсоюзных организаций Томской области, работо-
Анализ региональных соглашений по критериям, балльной оценки и итоговому рейтингу
Критерии оценки
1 я ■ Обязательства л
Субъект Российской Федерации Приоритеты Глубина Открытость для обществ« ных организаций Приближенность к интер< сам территории Финансирование Конкретность Измеряемость Реалистичность Своевременность Механизмы реализации Мотивация Критерии эффективности Ответственность ост ы ткрыо о ая н я § аци ам р о нфо Контроль Итоговая оценка
Республика Алтай 2 6 2 4 4 5 6 6 6 3 3 1 2 3 2 3,67
Республика Северная Осетия — Алания 2 4 2 3 3 3 3 4 3 3 3 1 2 3 2 2,73
Краснодарский край 3 5 2 5 3 6 7 7 7 3 4 1 2 3 2 4,00
Приморский край 4 5 2 5 4 5 5 6 7 2 5 2 3 2 4,00
Пермский край 4 4 3 4 3 3 3 4 4 3 4 1 2 2 2 3,07
Ставропольский край 2 3 2 5 4 5 5 6 7 2 4 1 2 4 2 3,60
Хабаровский край 3 2 2 3 3 3 3 4 4 2 3 2 3 2 2,87
Белгородская область 3 4 2 5 3 5 5 4 6 3 4 1 3 2 2 3,47
Вологодская область 2 3 2 4 3 5 5 5 6 2 2 1 2 2 2 3,07
Владимирская область 2 5 2 4 3 5 5 6 7 3 5 1 2 3 2 3,67
Ивановская область 2 3 2 3 3 3 4 4 4 2 5 1 3 3 2 2,93
Курганская область 2 4 4 4 3 3 4 4 4 2 4 1 2 4 2 3,13
Ленинградская область 7 5 3 5 3 5 5 6 6 6 3 3 5 6 4,93
Московская область 2 5 3 5 5 5 6 6 7 3 4 1 2 3 2 3,93
Новосибирская область 2 3 3 3 4 3 4 4 3 2 4 1 2 6 2 3,07
Орловская область 3 3 2 3 4 4 5 5 4 2 3 1 2 3 2 3,07
Томская область 4 5 3 5 4 6 7 7 8 3 4 3 6 5 5,07
Ульяновская область 4 4 2 3 5 3 4 4 3 5 3 1 2 2 2 3,13
Москва 2 5 3 8 5 6 7 7 8 3 4 1 2 7 2 4,67
Санкт-Петербург 7 6 3 5 3 5 6 5 7 6 3 8 3 6 7 5,33
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 5 4 2 2 3 2 3 4 3 3 4 1 5 4 2 3,13
дателями и их объединениями на 2006—2008 гг. сочетает высокую степень конкретности обязательств, продуманную политику финансирования, выделение после каждой главы, содержащей обязательства сторон, критериев эффективности, высокую степень информационной открытости, глубины, принадлежности к интересам территории и может рассматриваться в настоящее время как одно из лучших региональных соглашений, действующих в России; • московское трехстороннее соглашение на 2007 г. следует считать образцом конкретности обяза-
тельств, своевременности и приближенности к интересам и нуждам города. Заложенные суммы обязательств, прежде всего правительства Москвы, отражаются в городском бюджете на текущий год — финансирование прописано довольно четко. Соглашение также обладает достаточной глубиной — затрагиваются вопросы не только социально-трудовой сферы, но и вопросы экономического развития, экологической безопасности, при этом ежегодный характер принятия позволяет быстро реагировать на изменения ситуации в городе и стране;
• региональное соглашение Республики Алтай на 2005—2007 гг. охватывает различные вопросы социально-экономической сферы: экономическое развитие, доходы населения, развитие рынка труда и занятость, улучшение условий и охраны труда, развитие профессионального уровня работников, социальную защиту и социальную сферу, обеспечение трудовых прав граждан, социальное партнерство. Также по критерию глубины следует выделить краснодарское, приморское, владимирское соглашения;
• трехстороннее соглашение Курганской области на 2005—2008 гг. содержит достаточное количество мер развития социального партнерства в регионе. Среди них выделяется тенденция привлечения к решению проблем социального партнерства вузов, ученых и специалистов, тем самым открывается путь расширения сферы соглашений между органами власти, бизнесом и профсоюзами;
• соглашение Ивановской области на 2006— 2008 гг. содержит обязательство администрации о внесении изменений и дополнений в законы области о предоставлении налоговых льгот юридическим лицам, осуществляющим виды деятельности, носящие социальный характер;
• трехстороннее соглашение Ханты-Мансийского автономного округа на 2006—2008 гг. содержит не отсылочные, как в большинстве других документов, а отраженные в соглашении положения об ответственности сторон за его нарушение или невыполнение.
Основываясь на сформировавшейся в России системе регулирования социально-трудовых отношений, можно предложить комплексную инновационную модель межсекторных взаимодействий. Инновационный подход к этому процессу на основе теории социальных технологий выражается в том, что структурированная таким образом комплексная модель внедряется в практику государственного и муниципального управления, бизнес-структур и некоммерческих организаций, позволяя увеличивать эффективность их деятельности и получать синер-гетический эффект от взаимодействия для развития страны, улучшения качества жизни населения.
Стратегия взаимодействия бизнеса, власти и общественных организаций должна носить взаимовыгодный характер для всех сторон-участников. В этой связи стратегией социального партнерства следует считать создание на взаимовыгодной основе
условий и эффективную реализацию мер властью, бизнесом и общественными организациями по развитию человеческого капитала на определенной территории. Декомпозиция стратегии социального партнерства выражается в достижении целей в экономической, социальной, экологической сферах, а также развитии гражданского общества и демократизации процессов управления.
Таким образом, под социальным партнерством понимается философия взаимодействия и механизмы согласования интересов государственно-муниципальной власти, бизнеса и общественных организаций, носящая взаимовыгодный и эффективный характер и направленная на развитие человеческого капитала регионов, повышение качества жизни.
Социальное партнерство как системная модель взаимодействия требует соблюдения следующих основополагающих принципов:
1) взаимовыгодный и добровольный характер социального партнерства, независимость сторон в принятии решений; предотвращение неэквивалентности взаимоотношений и эксплуатации;
2) реальный и прагматичный характер социального партнерства, основанный на четкой системе целей, механизмов, предполагаемых результатов взаимодействия;
3) взаимная ответственность сторон партнерства за выполнение обязательств, возникших в ходе взаимодействия, и соответствие текущей и стратегической деятельности своим основным ролям в обществе;
4) интеграция социального партнерства в основную деятельность сторон;
5) информационная открытость социального партнерства, являющаяся залогом эффективности работы всей системы.
Возможности реализации основных направлений социального партнерства отражаются в социальных технологиях межсекторных взаимодействий, под которыми понимаем комплекс упорядоченных, эффективных методов и процедур организации взаимодействия органов государственной и муниципальной власти, бизнеса и общественных некоммерческих организаций, позволяющий добиваться высокой эффективности для всех сторон партнерства. Классификация таких технологий возможна на основе процессного подхода к реализации социального партнерства, основными этапами и составляющими которого являются следующие.
I. Планирование в сфере социального партнерства (планирование взаимодействий с органами государственной власти, объединениями предпринимателей, коммерческими компаниями, некоммерческими организациями и их объединениями; технология «общественный совет» и др.).
II. Организация и координация деятельности сторон (коммуникационные, образовательные технологии, договорное регулирование социального партнерства, позитивное лоббирование и др.).
III. Финансирование в системе социального партнерства (гранты, ярмарки социальных проектов и программ, фандрайзинг, программы пожертвований клиентов и сотрудников, корпоративные фонды и фонды местных сообществ, консолидированный бюджет, социальные инвестиции и др.);
IV. Социальные технологии реализации проектов и программ, взаимная мотивация их эффективного осуществления. Мотивация в системе социального партнерства (рейтинги социальной ответственности, конкурсы предприятий и общественных организаций, индексы социальной ответственности, законодательное регулирование, стандарты и нормы, субсидии, налоговые и неналоговые льготы и др.).
V. Контроль и мониторинг эффективности, ответственность сторон социального партнерства (критериальный подход к эффективности, мониторинг, технологии оценки проектов и программ, социальная отчетность, социальный аудит, индексы социальных инвестиций, контроль и ответственность за нецелевое использование средств по предоставленным грантам, государственному и муниципальному заказу и др.).
Таким образом, многообразие направлений и технологий социального партнерства граждан, бизнеса, власти и общественных организаций позволяет в каждом конкретном случае в любом регионе (муниципалитете) формировать, основываясь на единых, общих принципах свою систему межсекторных взаимодействий, актуальную для данной конкретной территории, которая отражается в ее базовых стратегических документах.
Комплексная инновационная модель должна быть закреплена в системе стратегических1 и
нормативно-правовых документов территории2, а также в подзаконных актах, стандартах, нормах и правилах.
Основной формой регулирования системы межсекторных взаимодействий в регионе следует считать заключение соглашений между сторонами социального партнерства. При этом наличие комплексного соглашения о социальном партнерстве на территории вовсе не подразумевает его самодостаточности и отсутствия иных форм соглашений по элементам социального партнерства или отраслям.
Региональное соглашение заключается между правительством субъекта РФ, региональной общественной палатой (в составе которой должны действовать профсоюзные объединения) и региональным объединением предпринимателей. Его основная цель — закрепление на правовой основе стратегии, приоритетных направлений, механизмов социального партнерства, а также критериев его эффективности, обязательств сторон по реализации социального партнерства в различных сферах развития региона.
В связи с этим соглашение состоит:
• из рамочного соглашения, определяющего основные приоритеты взаимодействия региональной власти, бизнеса и общественных организаций;
• обязательств сторон, отражающих текущие задачи и работу по реализации стратегии социального партнерства в регионе.
В соглашении отражаются стратегическая цель, тактические цели, видение сторонами перспектив развития региона и комплексной модели социального партнерства на пятилетний период. Реализация социального партнерства в субъекте Федерации предполагает выделение подцелей в сфере повышения качества жизни населения, инновационного экономического развития, экологического благополучия, развития гражданского общества, морально-нравственного климата региона. Приоритеты развития в соответствующих направлениях выде-
1 Раздел «Развитие и повышение эффективности института взаимодействия органов власти субъекта РФ, регионального бизнеса и общественных некоммерческих организаций» в составе: Стратегия развития Региона; Концепция развития социального партнерства в Регионе на период_гг.; Соглашение
о социальном партнерстве в Регионе на_гг.».
12-
2 Закон «О системе социального партнерства»; закон «О социальном партнерстве на территории Региона» (в аспекте регулирования социально-трудовых отношений органами власти, объединениями работодателей и профессиональных союзов); закон «О взаимодействии органов государственной власти Региона и негосударственных некоммерческих организаций». Также возможно принятие отдельных законов или положений «О государственном социальном заказе», «О государственном гранте», закон «Об общественной палате Региона»; законы в сфере государственно-частного партнерства и др.
ляются по соглашению сторон на основе базовых стратегических документов территории и видения регионального развития участниками социального партнерства. Они служат для формирования системы целей социального партнерства, выделяемых на основе принципов конкретности, измеримости, реалистичности, согласованности и непротиворечивости, своевременности, а также максимального приближения целей к интересам развития населения и территории. Тактические цели социального партнерства являются в свою очередь основой для разработки обязательств сторон.
В соглашении закрепляется система механизмов реализации социального партнерства. При этом в каждом конкретном регионе соглашением сторон устанавливается система механизмов, которые наиболее подходят к ситуации на данной территории.
Одним из важнейших аспектов соглашения является закрепление в нем критериев эффективности социального партнерства, которые делятся на общие (в сфере экономики, социальные, экологические, этические и отражающие уровень развития гражданского общества) и специальные (показывающие уровень развития социального партнерства в регионе). Система показателей и индикаторов эффективности разрабатывается исходя из приоритетов развития каждого конкретного региона и содержится в приложении к соглашению. В тексте соглашения приводится таблица, содержащая пороговые значения индикаторов, позволяющие оценивать эффективность социального партнерства в регионе. Функция мониторинга и оценки эффективности возлагается на комиссию по развитию социального партнерства, которая публикует данную информацию в СМИ.
Контроль за реализацией соглашения следует возлагать на общественную палату, включающую комиссию по развитию социального партнерства, а также осуществляется сторонами социального партнерства самостоятельно в пределах их полномочий. Ведущая роль в осуществлении контроля в сфере социального партнерства принадлежит общественным организациям и средствам массовой информации.
Развитие комплексной модели межсекторных взаимодействий на региональном уровне должно пройти через следующие этапы:
1) осознание, в первую очередь представителями органов государственной власти региона, необходимости межсекторных взаимодействий для развития территории;
2) создание институциональной и нормативно-правовой базы развития социального партнерства, закрепление межсекторных взаимодействий в соответствующих стратегиях и концепциях, принятие необходимых региональных законов;
3) координация и привлечение к системе социального партнерства некоммерческих организаций и регионального бизнеса, разработка и подписание соответствующего соглашения;
4) реализация социального партнерства в регионе. Этот этап подразумевает серьезный пересмотр региональной политики органами государственной власти. В частности, целевые социальные программы развития территории могут быть разделены на три вида:
• программы, которые могут быть полностью
отданы в аутсорсинг;
• программы, которые могут реализовываться
совместно;
• программы, полностью реализуемые властью;
5) оценка эффективности и мониторинг развития социального партнерства. Этот этап предполагает не только оценку и отслеживание обратной связи по реализации социального партнерства, но и поиск идей, инновационных технологий, путей развития межсекторных взаимодействий, которые в дальнейшем опять будут закладываться в соответствующие стратегии, прописываться в соглашениях и апробироваться на практике.
Таким образом, развитие социального партнерства в регионах является регулярным и комплексным процессом, требующим его включения в логику и организацию стратегического управления развитием как региона в целом, так и муниципальных образований.
Рекомендуемое содержание комплексного трехстороннего соглашения (на уровне разделов) представлено далее. Разделы должны конкретизироваться в разрезе пунктов и подпунктов в зависимости от особенностей социо-эколого-экономического развития субъекта Федерации. Каждый раздел должен содержать пункты с правами и обязанностями: 1) правительства, 2) работодателей, 3) профсоюзов, 4) указанных сторон совместно.
Структура регионального трехстороннего соглашения
СОГЛАШЕНИЕ
между Федерацией профсоюзов
(субъект Федерации) Региональным объединением работодателей _
и Правительством
(субъект Федерации)
(субъект Федерации) _на 20_— 20_годы
I. Общие положения
1.1. Стороны Соглашения и предмет Соглашения.
1.2. Законодательная и нормативно-правовая основа.
1.3. Достигаемые цели.
1.4. Необходимость заключения отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений и коллективных договоров.
1.5. Действие Соглашения распространяется на (срок и стороны).
1.6. Обеспечение реализации Соглашения.
1.7. Бюджетные средства, направляемые на реализацию намеченных мероприятий.
1.8. Контроль за исполнением Соглашения.
1.9. Внесение изменений или заключение нового Соглашения.
1.10. Процедура разработки и согласования проектов.
II. Развитие экономики
В раздел рекомендуется включать пункты по следующим основным направлениям: анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций, мониторинг социально-экономического развития территории, экономический рост, повышение конкурентоспособности, предупреждение банкротства, поощрение организаций, развитие инфраструктуры, инвестиционный потенциал и проекты, модернизация и освоение новой техники и технологий, муниципальный заказ, развитие сельского хозяйства, развитие реального сектора экономики, регулирование цен и тарифов, целевые программы, потребительский рынок, жилищно-коммунальное хозяйство и др.
III. Оплата труда
В раздел рекомендуется включать пункты по следующим основным направлениям: отчетность по организации труда и заработной плате, средства на увеличение фонда оплаты труда работников, обеспечение и контроль за выплатами заработной платы работникам, выплата просроченной задолженности, компенсации за задержку заработной платы, контроль за уровнем заработной платы, совершенствование системы оплаты
14-
труда и стимулирование работников, компенсаций за работу во вредных и тяжелых (опасных) условиях труда, индексация заработной платы, соблюдение соотношений в оплате труда различных квалификационно-профессиональных групп, контроль за применением норм и нормативов по труду, снижение численности трудоспособного населения с доходами ниже прожиточного минимума, разработка и корректировка ориентиров средней заработной платы, разработка и применение тарифных систем оплаты труда и др.
IV. Занятость населения и развитие рынка труда
В раздел рекомендуется включать пункты по следующим основным направлениям: кадровое обеспечение хозяйственного комплекса, состояние рынка труда, поощрение работодателей, подготовка и поддержка молодых специалистов, повышение квалификации работников, информация о наличии (увеличении / сокращении) рабочих мест, создание условий для отдельных категорий (инвалиды, беременные и др.), консультации и правовая помощь работникам, досрочные пенсии, программа мероприятий по содействию занятости, мотивация труда, критерии массового увольнения работников и др.
V. Охрана труда, окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
В раздел рекомендуется включать пункты по следующим основным направлениям: условия и охрана труда, экологическая безопасность, несчастные случаи, расходы на охрану труда, контроль и экспертиза объектов, аттестация рабочих мест, служба охраны труда, обязательное социальное страхование и дополнительное страхование, выплата пособий, создание и контроль условий труда с учетом особенностей производства, инспекции труда, обучение уполномоченных лиц по охране труда, техническое переоснащение производственных объектов, внедрение новой техники и новых технологий и др.
VI. Социальная защита работников и населения, развитие социальной сферы
В раздел рекомендуется включать пункты по следующим основным направлениям: кадровый потенциал
социальной сферы, диспансеризация, медицинские осмотры, иммунизация населения, профилактика заболеваний и пропаганда здорового образа жизни, денежное поощрение, жилищно-строительные проблемы, социальная поддержка льготных категорий граждан, отдых и оздоровление детей и подростков, возможности финансирования, стипендии учащихся, поддержка работников учреждений образования, здравоохранения, культуры и искусства, государственной системы социальных служб, поддержка молодых специалистов, социальное страхование и др.
VII. Развитие социального партнерства и координация действий сторон
В раздел рекомендуется включать пункты по следующим основным направлениям: организационно-методическое и информационное обеспечение деятельности областной трехсторонней комиссии, городских и районных координационных советов по регулированию социально-трудовых отношений, организация и финансирование подготовки и повышения квалификации специалистов по вопросам социального партнерства, предоставление помещений и льготы по арендной плате помещений профсоюзным организациям, освобождение от налогов и предоставление льгот по налогам профсоюзным организациям, разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического
развития, других актов в сфере социально-трудовых отношений, информирование о принимаемых решениях и нормативных актах по проблемам, включенным в Соглашение, а также другим социально-экономическим вопросам территории и организаций, поощрение организаций (сохраняющих и создающих рабочие места, инвестирующих средства в строительство жилья, участвующих в укреплении материальной базы учреждений профессионального образования, здравоохранения, культуры, развивающих систему дополнительного пенсионного и медицинского страхования, а также учитывающих их участие в системе социального партнерства), заключение отраслевых и территориальных соглашений, мониторинг качества и уровня жизни населения региона, создание профессиональных союзов, заключение коллективных договоров, профсоюзные взносы, условия работникам для профсоюзной учебы и выполнения профсоюзных обязанностей, создание молодежных организаций, создание новых первичных профсоюзных организаций, предотвращение и своевременное разрешение коллективных трудовых споров и др.
VIII. Заключительные положения
8.1. Соглашение заключено на 20 — 20
годы, вступает в силу с «_
»
20
года и действует до заключения нового, но не более _____ лет.
Подписи Сторон:
От Правительства Председатель Правительства
(субъект Федерации) ФИО подпись
От Федерации профсоюзов Председатель Федерации профсоюзов
(субъект Федерации)
МП
ФИО
подпись
МП
От работодателей Руководитель Регионального объединения работодателей
(субъект Федерации) ФИО подпись
МП
Список литературы
1. Садков В. Г. Системные основы формирования общества XXI века и модель основного закона России. М.: ОАО «Издательская группа «Прогресс», 2008.
2. Садков В. Г., Кузнецова О. Б. Инновационное управление системой межсекторных взаимодействий на региональном уровне // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 13. С. 48—55.
3. Садков В. Г., Кузнецова О. Б. О модели социального партнерства в регионах России // Общество и экономика. 2007. № 4. С. 124—132.
4. Садков В. Г., Старикова Л. И., Новикова Е. В. О формировании стратегий развития регионов и повышении эффективности института социального партнерства на основе регулярных расчетов потребительских бюджетов // Региональная экономика. 2011. № 31 (214). С. 2—14.
- 15