Научная статья на тему 'Становление правовой реальности: теоретико-правовые основания, этапы формирования'

Становление правовой реальности: теоретико-правовые основания, этапы формирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
271
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ЮРИДИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / "МЯГКОЕ ПРАВО" / LEGAL REALITY / JURIDICO-TECHNICAL REALITY / "SOFT LAW"

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шапсугов Дамир Юсуфович

В статье исследуются теоретико-правовые основания и этапы формирования правовой реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LEGAL REALITY: THEORETICAL - LEGAL BASIS, STAGES OF DEVELOPMENT

The article examines the theoretical and legal fundamentals and the steps of forming a legal reality.

Текст научной работы на тему «Становление правовой реальности: теоретико-правовые основания, этапы формирования»

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

УДК 340.15

СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ, ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Шапсугов доктор юридических наук, профессор,

Дамир Юсуфович заведующий кафедрой теории и истории права

и государства, директор центра правовых исследований, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: tha@uriu.ranepa.ru

Аннотация

В статье исследуются теоретико-правовые основания и этапы формирования правовой реальности

Ключевые слова: правовая реальность, юридико-техническая реальность, «мягкое право».

20-летие присоединения России к Совету Европы - хороший повод для размышлений о тенденциях правового развития современного мира, вкладе его основных участников -национальных государств и международных организаций - в процессы формирования новой правовой реальности.

Можно сказать, что жить в условиях правовой реальности - историческая мечта человечества, его идеал, но вопрос о том, что такое правовая реальность - остается пока еще проблемным, его решение чаще всего связано с тем или иным пониманием права. Исследователи этой проблемы многое сделали для того, чтобы отойти от позитивизма и нормативизма в понимании права и правовой реальности, но перейти рубикон им пока не удалось. Критикуя позитивистский, нормативный подход, они, в лучшем случае, создают новые, более совершенные, чем прежде, представления о праве и правовой реальности, но все же остаются в целом на позитивистских позициях.

К сожалению, одно из самых глубоких определений права - определение И. Кантом права как совокупности условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого в соответствии с общим законом свободы, оказалось возможным быть истолкованным не с точки зрения свободы, а с точки зрения порядка как определителя содержания свободы.

Исследования последних лет убедительно показали, что то, что принято называть правовой реальностью, имеет чисто позитивистское содержание, составляющее основу юридико-технической реальности. Правовая же реальность - явление более развитого плана, связана с формированием субъекта, обладающего свободой, разумом, нравственностью.

Теоретической предпосылкой для подобного рода размышлений послужила получившая широкую поддержку ученых и имеющая серьезную историко-политическую основу идея разграничения права и закона.

В связи с этим хотелось бы высказать несколько тезисов об объективных причинах живучести позитивизма, о сущности правовой реальности и степени ее укорененности в современном человеческом сознании, правосознании и общественной практике.

Известный тезис: «труд создал человека», долгое время не вызывавший сомнений, при всей его важности сегодня уже не воспринимается как истина, характеризующая весь процесс формирования человека. С таким же успехом можно сказать, что творчество создало человека, и это вряд ли имеет смысл оспаривать.

Сегодня мы коснемся только одного аспекта проблемы труда и творчества: мы попытаемся порассуждать о том, как они связаны с формированием правовой реальности.

Выскажем несколько не бесспорных тезисов:

Труд (деятельность человека по производству материальных благ) стал социальной основой для создания юридико-технической реальности, представляющей систему взаимодействия юридических средств (юридические нормы, правоотношения, нормативные акты и акты применения ... и т. д.), абстрактных моделей - юридических масок, необходимых для регулирования поведения и обслуживающих процесс трудовой деятельности -юридический, отчасти виртуальный мир человеческих отношений.

Это произошло потому, что трудовая деятельность в широком смысле слова требовала детальной регламентации процесса деятельности, без которой она не может создавать желаемый результат.

Кратко резюмируем итог наших рассуждений. Труд человека, его необходимость стали возможными, в том числе, и благодаря созданию обслуживающей его юридико-технической реальности, в которой мы продолжаем жить. Такая зарегулированность жизни человека, вытекающая из его привязанности к трудовой деятельности, необходимая сама по себе на этом этапе развития человека, имеет мало общего со свободой человека и справедливостью, без которых невозможно право. На этой основе и возник позитивизм как направление политико-правовой мысли. Поэтому и реальность, которая создается при этом, не может быть правовой, а остается преимущественно юридико-технической.

Для возникновения правовой реальности необходимо, чтобы творчество стало основой человеческой жизни. Обнадеживающим здесь является то, что зачатки творчества возникают в процессе трудовой деятельности, не играя в нем господствующего положения.

Задача поэтому заключается в том, чтобы творчество превратить в господствующий способ жизнедеятельности человека. Только в условиях реализации такого тезиса можно говорить о формировании правовой реальности как сферы формирования и реализации прав, свобод человека, правовых обязанностей.

Человек не может становиться разумнее, не становясь все более свободным. В современном мире опасность человека разумного, свободного сильно преувеличена. Ожидания от максимальной регламентации поведения человека как единственного основания стабильности общества, никак не оправдываются. Отсюда: приоритет юридико-технической реальности не ведет к правовой реальности, а оковами, препятствующими ее становлению, оказываются рассудочное сознание и поведение.

Человечество сегодня во многом интуитивно ищет выход к правовой реальности. Он проявляется в сосредоточении внимания на поиске права законодателями и в особенности судами, основаны на ограничении масштабов рассудочного юридического регулирования и переходе к регулированию разумно-необходимому, когда разум перестает быть «розой на кресте современности», создавая действительность свободы и нравственности.

Такого рода поиски ведутся как в сфере национальных, так и международных правовых систем. При возможной неоднозначной политико-правовой их оценке нельзя не обратить внимания на позитивную в целом роль организации, юбилей которой мы сегодня отмечаем в названных поисках. Очевидно, что на пути становления правовой реальности неизбежна возрастающая роль принципа «разрешено все, что не запрещено», несмотря на объективные трудности в его реализации. Вряд ли можно переоценить значение традиций

свободы, справедливости и ответственности, их закрепления в сознании индивидов и социальной практике человечества. Ведь речь идет не об искусственном построении правовой реальности, а естественном процессе ее формирования, как последовательном наращивании созданных предпосылок в прошлом.

Далеко идущие прогрессивные правовые последствия может иметь дальнейшая разработка и реализация концепции права как «мягкого права», как способа поиска права, определения направлений формирования правовой реальности. Уже существующая его богатая инфраструктура: многообразие субъектов и актов (односторонние, двусторонние, многосторонние), способов регулирования и преобразования в нормы позитивного внутригосударственного и межгосударственного права, дает основание рассматривать его как вполне приемлемое средство, содействующее становлению правовой реальности.

«Мягкое право» уже сегодня выступает как найденная, может быть главная, форма перехода от внутригосударственных и международных юридико-технических реальностей к правовой реальности - сфере проявления разумной свободы человека в отличие от юри-дико-технической реальности - сферы деятельности человека с рассудочным, ограниченным мышлением.

Вряд ли имеет смысл также сомневаться в сохраняющейся ценности принципов обеспечения единства формирования, формулирования и реализации права, свойственных обычному праву, которое создает современный человек в новых, изменившихся условиях.

И последнее, что необходимо отметить: осознание социальной значимости формирования правовой реальности, опасности и ограниченности юридико-технической реальности невозможно без серьезной модернизации правового сознания, которое сегодня остается позитивистски ориентированным. Переход от труда к творчеству невозможен без коренного изменения правового мышления современного человека, которое сегодня является рассудочным, а значит неспособным осознать сущность права, его социальное назначение - быть выражением творческой сущности человека.

Таким образом, о правовой реальности может идти речь ровно постольку, поскольку его субъектом является разумный, свободный, нравственный, реально действующий человек. Таким же образом зарегулированный и поэтому несвободный, рассудочный человек является субъектом юридико-технической реальности, в которой реальный человек вынужден действовать, «надевая на себя мундир», сшитый законодателем по своей, обусловленной или воображаемой прихоти позитивистской иглой и из позитивистского материала, который по определению совершенно не комфортен для субъекта правовой реальности.

Существующий сегодня реальный разрыв между правовой реальностью и реальностью юридико-технической в большей или меньшей степени присущ любому правовому государству, не говоря уже о государствах сложной юридико-технической реальности.

Исходя из этого, правовая реальность как политико-правовая ценность, как особый целостный мир свободного, разумного, нравственного человека, создается на основе труда, перерастающего в творчество, возвышения роли разума в сознании человека, стремящегося преобразовать юридико-техническую реальность в правовую.

С этой точки зрения нет смысла придавать праву статус субъекта - регулятора общественных отношений, определителя порядка и т. п., каковым оно фактически считается в юридико-технической реальности.

В реальной истории субъектом является только человек, одним из свойств, неотъемлемых качеств которого выступает право. Только человек создает инструменты организации общества и его управления: нормы, правоотношения, нормативные акты и т. п. И то, и другое необходимо в процессе создания правовой реальности. Очевидно, что она не может возникнуть, если в мышлении не различать субстанцию и акциденции, субъекты и инструменты, рассудок и разум. Поэтому вряд ли современная юридико-техническая реальность заслуживает названия правовой. Но становление правовой реальности все же не только необходимо, но судьбоносно для человека. Ведь речь идет об образе жизни, дос-

тойном и адекватном разумному человеку. Выражением такой жизни и является правовая реальность.

Shapsugov Damir Yusufovich, Doctor of law, Professor, the head of the department of the theory and history of law and state, the South-Russian Institute of Management - branch of the Presidential Academy of the National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: tha@uriu.ranepa.ru

FORMATION OF LEGAL REALITY: THEORETICAL - LEGAL BASIS ,

STAGES OF DEVELOPMENT

Abstract

The article examines the theoretical and legal fundamentals and the steps offorming a legal reality

Keywords: legal reality, juridico-technical reality, «soft law».

УДК 340.15

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТОВ ПРАВА КАК УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Шатковская доктор юридических наук, профессор кафедры

Татьяна Владимировна теории и истории права и государства,

Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, д. 70/54)

E-mail: shatkovskaya.tv@gmail.com Аннотация

Данная статья представляет собой комплексное аналитическое исследование проблемы индивидуализации субъектов права в условиях инновационного развития Российской Федерации.

Используя новейшие методы научного познания, автор дает обоснование правового института индивидуализации, а также предлагает широкий спектр средств индивидуализации субъектов инновационной деятельности, в том числе в виртуальном пространстве сети Интернет.

Ключевые слова: субъект права, средства индивидуализации, инновационная экономика, инновации, интеллектуальная собственность, виртуальное пространство Интернет, индивидуализация субъектов права

Вступление

Построение инновационной экономики как одна из стратегических целей государственного развития объединяет большинство стран современного мира, в том числе, Российскую Федерацию (далее РФ). Трудности решения этой задачи обусловлены необходимо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.