Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЦЕННОСТИ» В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР'

СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЦЕННОСТИ» В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
91
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
блага / мораль / воля / долг / нравственные ценности / good / morality / will / duty / moral values

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Наталия Викторовна Омелаенко, Ольга Евгеньевна Яцевич

Рассматривается генезис понятия ценности в европейской философии и доминирующие теории ценностей в немецкой философии. Описывается история понятия начиная с Античных времен и до постиндустриального времени, указывая на содержание ценности в эти периоды. Большое внимание уделяется основоположнику теории ценностей И. Канту и его последователям. Указана сущность ценностей, подробно проана лизированы нравственные ценности и основное предназначение человека, рассмотрены основные ценности, которые присущи человеку, иерархия ценностей. Отмечается научный вклад немецких философов в аксиологию. Делается вывод, что, несмотря на многообразие ценностей, некоторые из них являются универсальными и общечеловеческими, они долговечны, передаются из поколения в поколение и признаны всеми культурами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The origin of the definition of “values” in European Philosophy: an analytical review

It considered the genesis of the concept of value in European philosophy and the dominant theories of value in German philosophy. The author describes the history of the concept from Antiquity to the post-industrial time, indicating the content of value in those periods. Much attention is paid to the founder of the theory of values I. Kant and his followers. The article indicates the essence of values, analyzes in detail the moral values and the main purpose of man, and considers the basic values that are inherent in man, the hierarchy of values. In conclusion, the author noted the scientific contribution of German philosophers to axiology and concluded that, despite the fact that the system of values is different, some values are universal and human ones, as they are durable, inherited from generation to generation and recognized by all cultures.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЦЕННОСТИ» В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР»

ФИЛОСОФИЯ

(шифр научной специальности: 5.7.7)

Научная статья УДК 101

doi: 10.18522/2070-1403-2023-99-4-51-55

СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЦЕННОСТИ» В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ:

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

© Наталия Викторовна Омелаенко1, Ольга Евгеньевна Яцевич2

Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, Россия 'omnv20H@mail.ru 2maru-safronova@rambler.ru

Аннотация. Рассматривается генезис понятия ценности в европейской философии и доминирующие теории ценностей в немецкой философии. Описывается история понятия начиная с Античных времен и до постиндустриального времени, указывая на содержание ценности в эти периоды. Большое внимание уделяется основоположнику теории ценностей И. Канту и его последователям. Указана сущность ценностей, подробно проанализированы нравственные ценности и основное предназначение человека, рассмотрены основные ценности, которые присущи человеку, иерархия ценностей. Отмечается научный вклад немецких философов в аксиологию. Делается вывод, что, несмотря на многообразие ценностей, некоторые из них являются универсальными и общечеловеческими, они долговечны, передаются из поколения в поколение и признаны всеми культурами. Ключевые слова: блага, мораль, воля, долг, нравственные ценности.

Для цитирования: Омелаенко Н.В., Яцевич О.Е. Становление понятия «ценности» в европейской философии: аналитический обзор // Гуманитарные и социальные науки. 2023. Т. 99. № 4. С. 51-55. doi: 10.18522/20701403-2023-99-4-51-55

PHILOSOPHY

(specialty: 5.7.7)

Original article

The origin of the definition of "values" in European Philosophy: an analytical review

© Nataliya V. Omelaenko1, Olga E. Iatsevich2

12Tyumen industrial university, Tyumen, Russian Federation 'omnv2011@mail.ru 2maru-safronova@rambler.ru

Abstract. It considered the genesis of the concept of value in European philosophy and the dominant theories of value in German philosophy. The author describes the history of the concept from Antiquity to the post-industrial time, indicating the content of value in those periods. Much attention is paid to the founder of the theory of values I. Kant and his followers. The article indicates the essence of values, analyzes in detail the moral values and the main purpose of man, and considers the basic values that are inherent in man, the hierarchy of values. In conclusion, the author noted the scientific contribution of German philosophers to axiology and concluded that, despite the fact that the system of values is different, some values are universal and human ones, as they are durable, inherited from generation to generation and recognized by all cultures.

Key words: good, morality, will, duty, moral values.

For citation: Omelaenko N.V., Iatsevich O.E. The origin of the definition of "values" in European Philosophy: an analytical review. The Humanities and Social Sciences. 2023. Vol. 99. No 4. P. 51-55. doi: 10.18522/2070-1403-2023-99-4-51-55

Введение

Ценности определяют жизнь общества и человека. Ценности появлялись, менялись, поэтому ученые разных эпох трактовали их в соответствии с тем временем, в котором они жили. В период Античности не было понятия «ценность». Так, например, вместо слова ценность греческий философ Аристотель употреблял слово «благо», которое он причислял к категории бытия, качества и отношения [2, с. 13].

О благе, ценности наслаждения, писал Эпикур, признавая его началом и концом блаженной жизни [13]. В Средние века, по мнению Августина Аврелия, в иерархии ценностей среди наивысших благ-ценностей на первом месте были Бог, его правда и закон, среди наименьших - материальные блага человека [1]. Понятие «ценность» в те времена включало в себя смирение, истину, справедливость.

В период эпохи Возрождения произошла переоценка ценностей. Высшей ценностью стал человек, его достоинство и творения. Итальянский философ Джованни Пико делла Ми-рандола считал, что Бог создал человека, который достоин восхищения, так как ему «дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, кем хочет». Вся его будущая жизнь зависит от него самого, от того, какой путь он выберет - растительный, рациональный либо интеллектуальный. Но чтобы стать совершенным, ему следует подражать херувимам, заниматься наукой о морали и познанием божественных вещей [9, с. 250].

Наиболее значимыми ценностями той эпохи стали красота, познание, созерцание и исследование, философия морали и теология. В Новое время, в эпоху научно-технической революции, ценностями было то, что приносило наибольшую прибыль - наука, образование, труд, прогресс, и научные открытия [5, с. 9].

Эпоха индустриального и постиндустриального общества принесла с собой старые и новые ценности - технические достижения, повышение роли знания и образования, новые технологии, материальное благосостояние. Научная теория ценностей (аксиология) появилась в 20-50-е гг. в трудах немецких и американских философов, а сам термин «аксиология» был предложен французским философом П. Лапи в 1902 году [11, с. 12]. Значительный вклад в разработку теории ценностей внесли представители немецкой философии.

Цель данной статьи - рассмотреть доминирующие теории ценностей в немецкой философии. Не претендуя на полный охват всех теорий, автор остановил свое внимание лишь на некоторых из них.

Методы исследования

Для анализа объекта исследования - ценностей в историческом контексте, используется диалектический метод, для интерпретации и толкования теорий - герменевтический метод.

Обсуждение

Основоположником современной теории ценностей стал немецкий философ И. Кант, который обосновал основные принципы морали, которые оказывают влияние на внутренний мир человека и его поступки. И. Кант писал о нравственных ценностях, к ним принадлежали мораль, воля и долг [6]. По мнению философа, управление страстями, самообладание и размышление составляют часть внутренней ценности личности, но все эти качества есть у человека с доброй волей, которая «есть сама по себе».

Добрая воля - добра не потому, что она приводит в действие или исполняет желания, а только благодаря тому, что она существует у человека. Но управляет ли разум волей? По мнению И. Канта, разум не приспособлен для удовлетворения всех наших потребностей, но он дан для того, чтобы влиять на волю, не только для того чтобы с её помощью достичь цели, а для существования доброй воли.

Чтобы разобраться в понятии доброй воли, которая должна цениться сама по себе, следует обратиться к понятию долга. Долг, по мнению И. Канта, предполагает выполнение обязанностей, которые не приносят личной выгоды. Так, если, например, лишения и испытания в жизни вызывают желание смерти, то сохранение жизни не из страха, а из чувства долга имеет моральное достоинство. Нравственную ценность имеет поступок, совершенный из чувства долга, бескорыстно, без всякой материальной выгоды. Только из чувства долга начинается высшая ценность характера.

Долг проявляется в поступках, когда человек следует закону вопреки своим склонностям. Представление о законе есть только у разумного существа, и оно определяет волю и составляет то благо, которое называют нравственным. Представление о долге и нравственности есть у человека благодаря разуму, и все моральные законы имеют силу для разумного суще-

ства. Разум определяет волю, а воля - это способность выбирать то, что признается добрым и не зависит от склонности человека. Таким образом, И. Кант сформулировал основные качества (ценности) нравственного человека - добрую волю, чувство долга и разум.

Последователь И. Канта И. Фихте считал, что нравственным можно считать только того человека, который выполняет высшую задачу и стремится к идеалу, который трудно достичь. Индивидуум должен сам познать это назначение, благодаря своему бытию и сознанию. Основная ценность для человека - осуществлять нравственный миропорядок и жить для других, выполняя свое предназначение [3, с. 230].

Но что считать ценностью и ценным? Г. Риккерт, считал, что ценности - блага есть во всех явлениях культуры, которые признаны человечеством, а сущность ценностей в их значимости, а не в их наличии. Они связаны с определенным объектом, который представляет собой благо и актом субъекта, который также становится благом [10, с .92]. Явления культуры следует рассматривать не только по отношению к их ценности, но также и по отношению к оценивающему их человеку, так как ценности оцениваются только психическим существом, а психическое существо следует считать более ценным.

По мнению Н. Гартмана, ценности существуют в высшем смысле «для человека», который чувствует и понимает их, и они соотнесены с человеком, так как именно он оценивает предметы, себя и других. Все ситуации, в которые человек попадает, он воспринимает с точки зрения своих ценностей, в результате чего, ситуации приобретают смысл и значение [4, с. 347]. К основным ценностям, которые есть у человека, Н. Гартман относил ценность жизни, ценность сознания, ценность деятельности, ценность страдания, ценность силы, ценность свободы воли и ценность целенаправленной деятельности.

Самой важной, по мнению философа, является ценность жизни, она требует её признания и ухода. Опасность для жизни несет враждебная духовность и культура, слабость и пессимизм. В обществе с деградированными инстинктами, деградирует народ и его ценности. На втором месте стоит ценность сознания, которое является основой духовного бытия. Сознание формируется в процессе образования, воспитания и самовоспитания и развития представления о себе самом. На третьем месте - ценность деятельности, которая состоит из инициативы и действии, в оценке ситуации сознанием. Другие нравственные ценности -доброта, верность, любовь, которые не сводятся к активности, типичны для нравственной личности. На четвертом месте - ценность страдания, которая предполагает не только такие качества как сострадание и сопереживание, но и способность стойко переносить невзгоды и лишения. У человека, способного к страданию, появляются такие качества, как выносливость, человечность и нравственность, кроме того, он более восприимчив к познанию ценностей. На пятом месте - ценность силы, которая следует за деятельностью. Ценность силы проявляется в воле, в решении и намерениях для осуществления цели. На шестом месте - свобода воли, которая есть в деятельности человека и в признании собственных действий, вины и ответственности. Для свободы воли необходима также выносливость, которая ограничена и присуща не многим людям. На седьмом месте - ценность предвидения будущего. Это качество возвышает человека над действительностью и помогает выбрать возможное поле для деятельности, все предусмотреть и достичь желаемой цели. На восьмом месте - ценность целенаправленной деятельности. Человек - это единственное существо в мире, которое ставит цели, выбирает средства для их достижения и доходит до пункта назначения, привлекая и силы природы.

Многие философы пытались выстроить иерархию ценностей. Так, например, основоположник философской антропологии М. Шелер все ценности разделил на позитивные и негативные. Он предположил, что одна ценность может быть выше другой, и эта оценка постигается в процессе познания, который называется предпочтением. Ценности являются более высокими, если они долговечные и менее обоснованы другими ценностями. Особое отношение у М. Шелера к духовным ценностям, это ценности не материальные, и они могут передаваться неограниченно друг другу, от одного поколения другому, и они неделимы.

Далее М. Шелер выделил личностные ценности, те, которые присущи личности, и предметные - все ценности и ценные вещи, которые имеют блага. К личностным ценностям относятся ценности самой личности и ценности добродетелей. Он писал о собственных и чужих ценностях, коллективных и индивидуальных, символических и др. [12, с. 319].

От чего же зависит предпочтение одних ценностей другим? По мнению М. Шелера, иерархия ценностей построена по принципу приятного - неприятного, исходя из этих качеств, можно вычленить ценность предмета, ценность функции и состояния. В качестве второй ценностной модальности выступает витальное чувство - чувство ценности жизни. Далее следует модальность духовных ценностей, основные виды, которых эстетические ценности, ценности справедливого и несправедливого, ценности познания истины, ценности святого и не святого. Все ценностные модальности тесно взаимосвязаны, однако среди них духовные ценности занимают более высокое место, чем витальные, а ценности святого выше, чем духовные ценности [12, с. 328].

Ценности играют большую роль в жизни человека. Ф. Ницше был убежден, что ни один народ не смог бы выжить, не оценивая добро и зло, однако эта оценка у всех разная. Оценивать, значит - создавать, так как оценка придает ценность всем вещам и смысл существования жизни, без оценки - «пуст орех бытия» [7]. Однако позднее в своем следующем труде «К генеалогии морали», Ф. Ницше выразил сомнение в принятых ценностях, в правильности того, что добро является высшей ценностью, а зло низшей [8]. Он считал, что «добро» и «зло» всегда принимали за данность, добро оценивали выше, чем зло, а если все наоборот? Философ пытался найти ответы на вопрос «Откуда появились суждения о ценности добра и антиценности зла?» Для этого он изучал народы, но ответы становились вопросами. Поэтому Ф. Ницше предложил критически отнестись к моральным ценностям и вначале исследовать условия и обстоятельства их возникновения, и только после этого решать проблему истинных, а не ложных ценностей. Выводы

Немецкие философы внесли большой вклад в развитие теории ценностей. Они определили сущность ценностей, их дифференциацию и иерархию. Ученые-философы обосновали основные принципы морали и нравственные ценности, которые оказывают влияние на поведение человека. Они предположили, что ценности имеют субъективный характер, поэтому они могут быть разными. Несмотря на то что природа ценностей ценности отличается, и их формирование зависит от многих факторов, настоящие ценности долговечны, передаются из поколения в поколения и признаны всеми, независимо от культуры, национальной принадлежности и вероисповедания.

Список источников

1. Августин Аврелий. Исповедь. - URL: https://lib.pravmir.ru/ (дата обращения 17.05.2023).

2. Аристотель. Этика. М.: Эксмо, 2019. 384 с.

3. Виндельбанд В. От Канта до Ницше: История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. М.: КАНОН-пресс, Кучково поле, 1998. 496 с.

4. Гартман Н. Этика. - URL: http://filosof.historic.ru/books/item/fD0/s00/z0000157/st014.shtml (дата обращения 23.05.2023).

5. Дракер П. Постэкономическое общество. - URL: http://scd.centro.ru/rass.htm (дата обращения 18.05.2023).

6. Кант И. Основы метафизики нравственности. - URL: https://librebook.me/ groundwork_of_the_metaphysic_of_morals/vol1/1 (дата обращения 17.05.2023).

7. Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого. - URL: https://nietzsche.ru/ (дата обращения 20.052023).

8. Ницше Ф. К генеалогии морали. - URL: https://nietzsche.ru/ (дата обращения 11.05.2023).

9. Пико-делла-Мирандола. Речь о достоинстве человека. - URL: http://me.hse.ru/wp-content/uploads/sites/28/2020/11/.pdf (дата обращения 17.05.2023).

10. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998. 413 с.

11. Ростовская Т.К. Ценностные ориентиры современной молодежи: особенности и тенденции: монография. М.: РУСАЙНС, 2019. 228 с.

12. Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. 490 с.

13. Эпикур. Письмо к Менекею. - URL: http://andentrome.ru/antlitr/t.htm?a=1358238790#sel =3:90,3:125 (дата обращения 19.05.2023).

References

1. Augustine Aurelius. Confessions. - URL: https://lib.pravmir.ru/ (a^essed 17.05.2023).

2. Aristotle. Ethks. Mos^w: Eksmo, 2019. 384 p.

3. Vindelband W. From Kant to Nietzs^e: The History of New Philosophy in its Relation to General Culture and the Individual Sde^es. Mos^w: CANON Press, Ku^kovo Pole, 1998. 496 p.

4. Hartmann N. Ethks. - URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000157/st014.shtml (a^essed 23.05.2023).

5. Drucker P. Post e^nomk sodety. - URL: http://scd.centro.ru/rass.htm(accessed 18.05.2023).

6. Kant I. Fundamentals of the Metaphysks of Morality. - URL: https://librebook.me/ground-work_of_the_metaphysic_of_morals/vol1/1(accessed 17.05.2023).

7. Nietzsche F. So said Zarathustra: A book for all and none. - URL: https://nietzsche.ru/ (a^ cessed 20.05.2023).

8. Nietzsche F. To the genealogy of morality. - URL: https://nietzsche.ru/ (arcessed 11.05.2023).

9. Pico-della-Mirandola. Spee^ on Human Dignity. - URL: http://me.hse.ru/wp-content/up-loads/sites/28/2020/11/.pdf (a^essed 17.05.2023).

10. Rickert G. Sde^e of Nature and Sde^e of Culture. Mos^w: Republic 1998. 413 p.

11. Rostovskaya T.K. Value orientations of modern youth: features and trends: monograph Mos-row: RUSAINS, 2019. 228 p.

12. Scheler M. Seleded works. Mos^w: Gnosis Publishing House, 1994. 490 p.

13. Epicurus. Letter to Menekei. - URL: http://andentrome.ru/antlitr/t.htm? a=1358238790#sel=3:90,3:125 (a^essed 19.05.2023).

Статья поступила в редакцию 14.05.2023; одобрена после рецензирования 25.05.2023; принята к публикации 05.06.2023.

The article was submitted 14.05.2023; approved after reviewing 25.05.2023; accepted for publication 05.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.