Научная статья на тему 'Становление политического либерализма в Германии от наполеоновских войн до революции 1848 г. Эволюция идейных установок'

Становление политического либерализма в Германии от наполеоновских войн до революции 1848 г. Эволюция идейных установок Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
717
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / РЕАКЦИЯ / ПАУЛЬКИРХЕ / РЕВОЛЮЦИЯ 1848 Г / POLITICAL LIBERALISM / HUMAN RIGHTS / REACTION / REVOLUTION OF 1848 / PAULKIRHE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Левченко Максим Владимирович

В статье рассматриваются исторические условия возникновения и генезиса политических взглядов немецкого либерализма в германских княжествах от наполеоновских войн до революции 1848 г. Автор показывает прогрессивность взглядов немецких либералов, главными целями которых были борьба с реакционным пруссачеством, создание единого немецкого государства и защита конституционных прав личности. Автор не замыкается на развитии либерализма внутри государства и анализирует внешнеполитические факторы, способствовавшие расширению его влияния среди населения. Вместе с тем в статье показаны и недостатки раннего немецкого либерализма. Главной причиной было отсутствие общности политических требований, что являлось главным препятствием при создании единой партии, не позволившей либералам стать в последующий период правящей партией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of political liberalism in Germany from Napoleonic wars before revolution of 1848. Evolution of ideological installations

In article historical conditions of occurrence and genesis of political views of German liberalism in the German princedoms from Napoleonic wars before revolution of 1848 are considered. The author shows progressiveness of sights of the German liberals which overall objectives were struggle with reactionary пруссачеством, creation of the uniform German state and protection of constitutional laws of the person. The author does not become isolated on development of liberalism in the state, and analyzes the foreign policy factors promoting expansion of its influence among the population. At the same time in article lacks of early German liberalism are shown also. Absence of a generality of political requirements that was the main obstacle at creation of the uniform party which have not allowed liberals to become during the subsequent period by party in power was the main reason.

Текст научной работы на тему «Становление политического либерализма в Германии от наполеоновских войн до революции 1848 г. Эволюция идейных установок»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

УДК 329.12(091)(430)"1815/48"

М. В. Левченко

Становление политического либерализма в Германии от наполеоновских войн до революции 1848 г. Эволюция идейных установок

В статье рассматриваются исторические условия возникновения и генезиса политических взглядов немецкого либерализма в германских княжествах от наполеоновских войн до революции 1848 г. Автор показывает прогрессивность взглядов немецких либералов, главными целями которых были борьба с реакционным пруссачеством, создание единого немецкого государства и защита конституционных прав личности. Автор не замыкается на развитии либерализма внутри государства и анализирует внешнеполитические факторы, способствовавшие расширению его влияния среди населения. Вместе с тем в статье показаны и недостатки раннего немецкого либерализма. Главной причиной было отсутствие общности политических требований, что являлось главным препятствием при создании единой партии, не позволившей либералам стать в последующий период правящей партией.

In article historical conditions of occurrence and genesis of political views of German liberalism in the German princedoms from Napoleonic wars before revolution of 1848 are considered. The author shows progressiveness of sights of the German liberals which overall objectives were struggle with reactionary пруссачеством, creation of the uniform German state and protection of constitutional laws of the person. The author does not become isolated on development of liberalism in the state, and analyzes the foreign policy factors promoting expansion of its influence among the population. At the same time in article lacks of early German liberalism are shown also. Absence of a generality of political requirements that was the main obstacle at creation of the uniform party which have not allowed liberals to become during the subsequent period by party in power was the main reason.

Ключевые слова: политический либерализм, права человека, реакция, Паулькирхе, революция 1848 г.

Keywords: Political liberalism, human rights, reaction, Paulkirhe, revolution of 1848.

Становление немецкого политического либерализма представляет особый интерес для истории. Возникнув в Германии, либерализм, по странному стечению обстоятельств, не создал в государстве прочных политических основ. Так, в период кайзеровской Германии и Веймарской республики либералам не удалось создать единой партии, и даже после Второй мировой войны, создав Свободную демократическую партию, либералам ни разу не удалось стать во главе государства. Либералы Германии, несмотря на свою активную роль в истории государства, всегда оставались на вторых ролях. Поэтому целью статьи является рассмотрение истории развития политического либерализма в германских княжествах от наполеоновских войн до революции 1848 г. и становление первых идейных установок.

Острую проблему в немецкой политической науке вызывает вопрос появления политического либерализма в Германии. До недавнего времени среди историков было принято определять появление «раннего либерализма» 1814-1815 годами [1]. В 1992 г. в данном вопросе окончательно была поставлена точка. «Немецкое общество исследования XVIII столетия» пришло к общему мнению, что «о политическом либерализме в Германии до 1789 г. никакой речи быть не может, поскольку ни один немецкий исследователь не предложил бы «его полного политического участия в делах страны» [2]. Именно такое утверждение предполагает наличие либерализма при демократии, поскольку либеральное общество основывается на обширных правах личности и верховенства большинства над меньшинством [3].

© Левченко М. В., 2015 46

Возникновение политического либерализма в германских княжествах связывают с Великой французской революцией и движением за конституционные права, последовавшие позднее. Основой этого послужил наполеоновский Гражданский кодекс, гарантировавший гражданские права населению. После Венского конгресса 1815 г., по статье 13 Союзного Акта некоторым государствам Немецкого союза разрешалось принять свои конституции [4]. В 1816 г. конституции были приняты в княжестве Шаумбург и герцогстве Саксония, в 1818 г. - в герцогстве Баден и королевстве Бавария, королевстве Вюртемберг и Дармштадт в 1820 г.

Область деятельности первых либералов не выходила за пределы парламентской демократической оппозиции в тех немецких национальных государствах, где существовали земельные конституции. Это было характерно для южнонемецких государств, прежде всего Баден. Депутаты разных земельных палат до революции 1848 г. мало контактировали друг с другом, хотя пользовались свободой передвижения. Вместе с тем небольшой круг либералов все же стремился вырваться за пределы своих земель с целью создания общегерманского движения либералов. Среди таких политиков особенно выделялся депутат Баденского городского собрания Адам фон Иц-штайн [5], устраивавший свои собрания в местечке Халлгартен близ Гессена. С ним тесно общались известные политики Роберт Блюм, Давид Хансеманн и Фридрих Даниэль Бассерманн.

Либералы стремились к представительному конституционному государству, в котором правительство было бы привязано к выбранному народом собранию, а отдельные слои граждан были защищены основными правами перед превышением государственной власти. Либералы позиционировали себя как жизненный элемент современного мира, дополненный более универсальными критериями: эмансипацией индивида, свободным участим в делах государства, секуляризацией церковного имущества, борьбой с феодальными порядками, антицерковной концепции культуры, под которыми в первую очередь понималось огосударствление школы и гражданский брак. В области экономики либералы ориентировались на расширение прав буржуазии, отказ от цехового производства, свободу предпринимательства.

До событий 1848 г. немецкий либерализм связывался с идеей национального единства немецких государств. Важную роль в этом сыграло немецкое студенчество. 18 октября 1817 г. в Вартбурге было проведено празднество, поводом к которому послужило обращенное иенских студентов к студентам всех германских университетов, приуроченное к третьему столетию начала Реформации. Главной целью празднества было основание союза студентов всех германских университетов, устранение раздоров между студентами-уроженцами разных германских государств, и введение более нравственных начал в студенческую жизнь. Реакция не упустила случая воспользоваться происходившим. Вскоре после этого на собрании союзного сейма было принято решение перевести все германские университеты под полицейский надзор, а участие в студенческих обществах (Burschenschaften) было запрещено под страхом наказания [6].

Следующим выступлением либерально расстроенной молодежи была демократическая демонстрация, устроенная 27 мая 1832 г., в день годовщины баварской конституции, вождями радикальной партии в Баварии Зибенпфейфером и Виртом (редакторами газеты "Deutsche Tribüne") в виде протеста против репрессивных мер германского союзного сейма. На этот раз к Гамбахскому замку, близ Нейштадта в баварском Пфальце, стеклось до 30 000 человек со всех концов Германии. Водрузив трехцветное германское знамя с надписью «Возрождение Германии», Зибенпфейфер и Вирт провозгласили верховенство народа принципом государственного строя и указали как на конечную цель своих стремлений объединение Германии в виде федеративной республики и конфедерацию европейских республик. Кроме этого выдвигались требования демократических свобод, главным из которых была свобода печати как первое и непременное условие начала демократических преобразований [7].

С середины 1840-х гг. в германских княжествах начался внутриполитический кризис, в немалой степени способствовавший расширению национального самосознания. Этому предшествовало стремление Дании аннексировать земли Шлезвиг-Голштейн, а также расширение Немецкого союза, в состав которого накануне революции вошли Ульм и Ратштадт. С другой стороны, несколько неурожайных лет вызвали голодные бунты. Либерально настроенные деятели искусства, такие как Гейне, Герхардт Гауптман и Кете Кольвиц, выразили симпатию к бунтовщикам, считая их невинными жертвами промышленной революции [8]. По их мнению, разделяемая большинством либералов, начавшаяся индустриализация увеличила социальную и экономическую напряженность в немецком обществе. Поэтому правительство, виновное в обеднении людей, должно было принять меры для сглаживания социального неравенства.

Осенью 1847 г. Собрание в баденском Оффенбурге (Versammlung im badischen Offenburg) выдвинуло правительству Бадена 13 требований, среди которых - свобода печати, совести, собраний и объединений, а также народного представительства в Бундестаге. Всё это способствова-

47

Вестник Вятского государственного гуманитарного университета

ло тому, что среди либералов наметилась тенденция начать сотрудничество с правительством с целью унификации своих требований. Результатом этой работы на совместном заседании в Дур-лахе близ Бадена было создание в 1847 г. общегерманской либеральной газеты "Deutschen Zeitung". Издателем газеты был гельдербергский историк Георг Герфинус. Вместе с ним активное участие принимали Карл Миттермайер и Людвиг Науссер.

В 1847 г. при встрече депутатов баденского ландтага Ицштайна и Хансеманна в квартире соиздателя «Немецкой газеты» Карла Мати, Хассерман предложил идею координации действий оппозиционных депутатов ландтагов Бадена, Вюртемберга, Гессена и Рейнской Пруссии с целью содействия объединения Германии и гражданских прав населения. В результате обсуждения выбор был сделан в пользу местечка Хеппенхаймер, недалеко от Гессена в гостинице «Полумесяц». С сентября 1847 г. началось приглашение депутатов. Хансеманн оповестил депутатов из Рейн-ланда и Гессена, таких как Герман фон Бекерат, Лудольф Кампгаузена, Георг фон Финке и Карл Вильгельм Випперманн. Бассерманн и Мати работали с южнонемецкими парламентариями, такими как Теодор Рех и Генрихом фон Гагерном. Инициаторы не отдавали предпочтение политическим взглядам, поэтому среди приглашенных были и радикальные демократы Франц Буль и Христиан Капп (Hoede R. Die Heppenheimer Versammlung vom 10. Oktober 1847. Frankfurt am Main: W. Kramer, 1997). По непонятным причинам в числе приглашенных не оказались депутаты саксонского парламента, хотя приглашения рассылались и им тоже.

Не все приглашенные депутаты смогли приехать. Так, в заседании парламента не участвовали гессенцы, баварцы и почти все прусские депутаты. Некоторые из отказавшихся, к примеру, Теодор Рех и Август Эммерлинг, обосновывали свое решение страхом перед государственными репрессиями и негодованием собственного электората. В конечном итоге в заседании принимали участие только 18 депутатов, преимущественно баденцы и вюртембергцы.

Основной целью делегаты считали создание немецкого национального государства. Для этого первоначально Хансеманом и Матисом было предложено расширить права немецкого таможенного союза, образованного в 1834 г., поскольку на то время это был единственный общегосударственный орган, представляющий интересы всех немцев. Предполагалось создать общее правительство немецких государств и от экономического союза перейти к политическим вопросам [9]. Также было заявлено, что в союз не следует брать Нидерланды и Данию, поскольку «у них нет интереса в единой Германии» [10].

Следующим важным событием, давшим импульс к развитию либерализма в германских княжествах, была революция во Франции, начавшаяся 22 февраля 1848 г. Известие об этом первые получили в Бадене, где была мощная оппозиция либералов. Изменения во Франции не могли быть незамеченными либералами, поэтому ими5 марта 1848 г. было организовано Гейдельберг-ское собрание, призванное определить дальнейшие демократические преобразования в стране. Организация собрания проводилось в сжатые сроки, поэтому круг приглашённых был ограничен Баденом, Вюртембергом, Гессеном, Баварией и прусской провинцией Рейна. Местом проведения собрания был выбран Гейдельберг как место, удобное для проезда большинства делегатов. Основные требования либералов выражались в предоставлении гражданских прав и свобод, создание либеральных земельных правительств и особенно создании германского национального государства с общей немецкой конституцией и парламентом [11].

Правительство с негодованием узнало из «Deutschen Zeitung» о прошедшем заседании. Прусский король Фридрих Вильгельм IV в своём письме лондонскому посланному Бунсену называл депутатов не иначе как «сектантами» и «Хаппенхаймскими демагогами» [12]. Однако либеральный баденский министр Александр фон Душ был прямо противоположного мнения. Так, в разговоре с вюртембергским посланником он заявил, что это «самое значимое событие в современной Германии, которое нужно рассматривать в качестве попытки объединить отдельные правительства в рамках народного парламента. Если бы это было сделано во Франции, то ни о какой революции не могло быть и речи. Поэтому правительство должно принять меры, чтобы контролировать ситуацию» [13].

Таким образом, либерализм в Германии в рассматриваемый период прошел путь от отдельных либеральных течений до политических партий. Главными его требованиями было создание единого немецкого государства и соблюдение гражданских прав населения. Особенностью либерализма данного периода можно считать то, что он не представлял собой единого течения с четко выраженными программными установками. Либералы также испытывали сильное давление со стороны монархических кругов, что способствовало его развитию на окраинах страны, главным образом в Баден-Вюнтемберге, Гессене и Бадене. Важной особенностью раннего либерализма было то, что его движущей силой являлось студенчество и интеллигенция. В ряде мест его поддерживали правящие круги, что также не способствовало созданию единой партии. 48

Примечания

1. Wilhelm V. Das Staats- und Gesellschaftsverständnis von J. H. G. von Justi: Ein Beitrag zur Entwicklung des Frühliberalismus in Deutschland. Berlin: Der Staat, Bd. 30. H. 3. 1991. S. 416f.

2. Fenske H. Der deutsche Liberalismus bis zum Ausgang des 19. Jahrhunderts: Literatur aus den Jahren 1987-1991// Historisches Jahrbuch. Bd. 112. 1992. S. 458.

4. Ernst R. Deutsche Verfassungsgeschichte. Seit 1789 // Reform und Restauration 1789 bis 1830. Durchgesehener Nachdruck der 2. verbesserten Auflage. Stuttgart: Kohlhammer, 1990. S. 732-734.

5. Roßkopf J., Adam J. Itzstein. Neue Deutsche Biographie (NDB). Berlin: Duncker & Humblot, 1974. Band 10. S. 206.

6. Wehle H-U. Deutsche Gesellschaftsgeschichte. Von der Reformära bis zur industriellen und politischen „Deutschen Doppelrevolution". München: C.H. Beck, 1987. S. 335.

7. Hahn H-W. Helmut B. Handbuch der Deutschen Geschichte. Reformen, Restauration und Revolution 1806-1848/49. Berlin: Klett-Cotta, 2009. Bd. 14. S. 712.

8. Müller J. Deutscher Bund und deutsche Nation 1848-1866. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht. 2005. S. 215.

9. Huber R Dokumente zur deutschen Verfassungsgeschichte. Stuttgart: Deutsche Verfassungsdokumente, 1972. Bd. l. S. 324-326.

10. Mathy in „Deutsche Zeitung" Nr. 107 vom 15. Oktober 1847. Text des Artikels auf germanhistorydocs.

11. Engehausen F. Auf dem Weg zur Paulskirche. Die Heidelberger Versammlung vom 5. März 1848. Heidelberger: Ubstadt-Weiher, 1998. S. 35.

12. Schreiben Friedrich Wilhelm IV. an Christian Carl von Bunsen, datiert Charlottenburg, 8. Dezember 1847, zit. nach Hoede. S. 113.

13. Schreiben des Freiherrn von Wächter an Graf von Beroldingen vom 29. Oktober 1847, zitiert nach Hoede. S. 180ff.

Notes

1. Wilhelm V. Das Staats- und Gesellschaftsverständnis von J. H. G. von Justi: Ein Beitrag zur Entwicklung des Frühliberalismus in Deutschland. Berlin: Der Staat, Bd. 30. H. 3. 1991. S. 416f.

2. Fenske H. Der deutsche Liberalismus bis zum Ausgang des 19. Jahrhunderts: Literatur aus den Jahren 1987-1991//Historisches Jahrbuch. Bd. 112. 1992. S. 458.

4. Ernst R. Deutsche Verfassungsgeschichte. Seit 1789 // Reform und Restauration 1789 bis 1830. Durchgesehener Nachdruck der 2. verbesserten Auflage. Stuttgart: Kohlhammer. 1990. S. 732-734.

5. Roßkopf J., Adam J. Itzstein. Neue Deutsche Biographie (NDB). Berlin: Duncker & Humblot. 1974. Band 10. S. 206.

6. Wehle H-U. Deutsche Gesellschaftsgeschichte. Von der Reformära bis zur industriellen und politischen „Deutschen Doppelrevolution". München: C.H. Beck. 1987. S. 335.

7. Hahn H-W. Helmut B. Handbuch der Deutschen Geschichte. Reformen, Restauration und Revolution 1806-1848/49. Berlin: Klett-Cotta. 2009. Bd. 14. S. 712.

8. Müller J. Deutscher Bund und deutsche Nation 1848-1866. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht. 2005. S. 215.

9. Huber R. Dokumente zur deutschen Verfassungsgeschichte. Stuttgart: Deutsche Verfassungsdokumente. 1972. Bd. l. S. 324-326.

10. Mathy in „Deutsche Zeitung" Nr. 107 vom 15. Oktober 1847. Text des Artikels auf germanhistorydocs.

11. Engehausen F. Auf dem Weg zur Paulskirche. Die Heidelberger Versammlung vom 5. März 1848. Heidelberger: Ubstadt-Weiher. 1998. S.35.

12. Schreiben Friedrich Wilhelm IV. an Christian Carl von Bunsen, datiert Charlottenburg, 8. Dezember 1847, zit. nach Hoede. S. 113.

13. Schreiben des Freiherrn von Wächter an Graf von Beroldingen vom 29. Oktober 1847, zitiert nach Hoede. S. 180ff.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.