Становление отрасли оперативно-розыскного права: исторический аспект Formation of the branch of operational-search law: a historical aspect
Пинчук А.П.
Магистрант 2 курса Юридического института ФГБОУВО «Алтайский государственный университет»,
РФ, г. Барнаул e-mail: [email protected]
Pinchuk А.Р.
Undergraduate student of Law, Altai State University Russia, Barnaul e-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье рассматриваются исторические предпосылки возникновения отрасли оперативно-розыскного права. Не останавливаясь на критериях выделения отрасли, автор уделяет внимание истории возникновения и развития оперативно-розыскной деятельности путём рассмотрения исторических этапов. За основу работы взята классическая периодизация, включающая в себя дореволюционный, советский и современный этапы. В исследовании автор пришёл к выводу о большой продолжительности формирования оперативно розыскного права. Это сопровождалось сменой множества нормативно-правовых актов, функционированием большого количества государственных учреждений, а также развитием научного ответвления в области оперативно -розыскной деятельности.
Annotation.
The article deals with the historical background of the emergence of the field of operational search law. Without dwelling on the criteria for identifying the industry, the author pays attention to the history of the emergence and development of operational investigative activities by considering historical stages. The work is based on the classical periodization, which includes the pre-revolutionary, Soviet and modern stages. In the study, the author came to the conclusion about the long duration of the formation of operational search law. This was accompanied by the change of many normative legal acts, the functioning of a large number of state institutions, as well as the development of a scientific branch in the field of operational investigative activities.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, история оперативно-розыскной деятельности, оперативно-розыскное право, оперативно-розыскные мероприятия, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Key words: operatively-search activity, history of operational-investigative activity, operational-investigative law, investigative measures, the law "About operatively-search activity».
Генезис той или иной правовой категории является неотъемлемой частью многих научных изысканий. Без исследования исторической ретроспективы тяжело проследить закономерность возникновения изучаемого объекта.
Вне историко-правового анализа нельзя объективно познать современное состояние юриспруденции. В частности, по исследованию конкретных исторических этапов можно проследить путь становления отраслей права. Совокупность правовых норм приобретает статус отрасли в процессе их непосредственного функционирования и применения при соблюдении прочих необходимых условий.
Не является исключением и оперативно-розыскная деятельность (далее - ОРД), которая известна издревле. Появление такого вида деятельности обусловило необходимость в её регламентации и изучении. Осуществление ОРД в специфической сфере общественных отношений является одним из условий выделения отраслей. В данной работе мы не будем останавливаться на обосновании существования отрасли оперативно-розыскного права, так как этому вопросу мы посвятили другие публикации [1].
Как и полагается при изучении любого объекта, прежде чем перейти непосредственно к истории, целесообразно определиться с периодизацией. Касательно исторических этапов необходимо отметить, что единого мнения в науке не существует. Вызвано это, вероятно, тем, что на сегодняшний день нет точной даты возникновения оперативно-розыскной деятельности и, вместе с тем, норм, её регулирующих.
Представители оперативно-розыскной науки по-разному подходят к вопросу периодизации и выделению этапов. Е.С. Дубоносов, например, предлагает выделять 4 периода [2], столько же этапов выделяет и А.Г. Маркушин [3, с. 23], а К.К. Горяинов, В.С. Овчинский, А.Ю. Шумилов - 3 [4, с. 60],
Остановимся на классической периодизации правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, согласно которой таковую можно разделить на три этапа: дореволюционное (X - XX вв.), советское (постреволюционное) (1918 - 1991) и современное (1992 - настоящее время).
1) Дореволюционный период.
Одним из первых источников права на Руси, о существовании которого нам известно, и который содержит в себе нормы о необходимости обеспечения безопасности личности и имущества, является договор Руси с Византией 911 г.: «если кто убьет, — русский христианина или христианин русского, — да умрет на месте убийства. Если же убийца убежит, а окажется имущим, то ту часть его имущества, которую полагается по закону, пусть возьмет родственник убитого, но и жена убийцы пусть сохранит то, что полагается ей по закону. Если же окажется неимущим бежавший убийца, то пусть останется под судом, пока не разыщется, а тогда да умрет» [5]. Как видно, в договоре защищается личность потерпевшего, жизнь же виновного считается платой за совершенное преступление. В сравнении с сегодняшним законодательством криминального цикла такое положение ценностей выглядит весьма варварски. К слову, в договоре упоминается и о розыске бежавшего преступника, но, к сожалению, не раскрывается сущность такового. Можно лишь гадать, что представлял из себя розыск. Были ли лица, ответственные за него, либо же, следуя частному характеру существовавшего в Древней Руси обвинения, за розыск было ответственно пострадавшее лицо (его родственник).
Следующим источником, заслуживающим внимания в рассматриваемом нами аспекте, является Русская Правда. «Если вор не будет обнаружен, то пусть ищут по следу; если след будет к селу или к торговому стану, а люди не отведут от себя следа, не поедут вести расследование или силой откажутся, то им платить украденное и штраф князю; а вести расследование с другими людьми и со свидетелями; если след потеряется на большой торговой дороге, а рядом не будет села или будет незаселенная местность, где нет ни села, ни людей, то не оплачивать ни штрафа князю, ни украденного» [6]. В данной ситуации речь идёт о таком розыскном методе, как «гонение следа». Кроме него существовал также и «свод» - розыск похищенного имущества. О субъектах розыскной деятельности не говорится. В пространной редакции Русской правды упоминаются некоторые лица княжеской администрации (вирник, доводчик, тиун), однако не раскрывается их принадлежность к розыскной деятельности, в связи с чем остается под вопросом.
После этого сыскная деятельность (ещё прямо так не называвшаяся) упоминается в ряде нормативно-правовых актов, таких как Псковская судная грамота 1397 (1467) г., Судебник Ивана III, Судебник Ивана IV. Например, в Судебнике 1497 г. упоминается «недельщик» - должностное судебное лицо, в обязанности которого входили арест и пытка обвиняемого, вызов в суд сторон, организация судебного поединка и исполнение решения суда [7, с. 59]. Пытка, безусловно, относилась к полицейской функции, однако о сыскных полномочиях недельщика умалчивается. Как отмечают учёные, одним из основных методов политического сыска являлись слежка и доносительство. Лица, занимающиеся доносительством приносили присягу на имя государя [8, с. 32]. «Сыскное судопроизводство» - такое название существовавшей на тот момент времени государственной деятельности по выявлению и расследованию преступлений можно встретить в современной литературе [9, с.
310]. В этой связи, можно сделать вывод о неразрывности уголовного-процесса и деятельности по раскрытию преступлений на этом этапе.
При принятии Судебника 1550 г. и Соборного уложения 1649 г. были приняты меры по отделению сыскной деятельности от следственной. В этот период впервые в истории отечественного уголовного судопроизводства на законодательном уровне были четко разграничены оперативные опросы и следственные допросы [10, с. 96].
Тем не менее, именно как профильная деятельность, как подотрасль деятельности государственной розыскная деятельность не выделялась и растворялась в правоохранительной сфере.
Одним из важнейших событий в истории оперативно-розыскной деятельности явилось принятие первого печатного свода законов России - Соборного уложения 1649 г. Данный акт закрепляет таких должностных лиц, как «сыщики», в полномочия которых входил розыск лиц (в частности беглых крестьян и холопов), а также обыски: «сыщиком о том приказывать накрепко, и в наказные памяти писать им с великим подкреплением, чтобы они обыскивали вправду, по государеву крестному целованию, другу не дружили, а недругу не мстили, и того бы смотрили и берегли накрепко, чтобы обыскные люди семьями стакався во обыскех не лгали» [11]. Позднее их деятельности будет посвящён отдельный акт «Наказ сыщикам беглых крестьян и холопов» (1683 г.).
Кроме того, принятие Соборного уложения 1649 г. создало предпосылки для создания отдельного органа, в полномочия которого входил бы сыск и другая негласная деятельность - Приказа тайных дел (1655 г.). Создание сыскных органов можно считать отдельным видом исторических предпосылок отрасли оперативно -розыскного права. Однако следует оговориться, что до данного момента Русское государство уже знало орган, занимавшийся сыском. Таковым являлся Разбойный приказ (1539 г.) или, как он назывался позднее, Приказ сыскных дел (1687 г.). Данный орган, кроме всего прочего, занимался розыском беглых людей, а также рассматривал жалобы от лиц разных сословий на притеснения и обиды со стороны сильных людей [12]. Приказ же тайных дел занимался особо важными государственными преступлениями, в частности, по делам, требовавшим особого внимания царя. Это было, по сути, зарождение тайной полиции, так как действовал Приказ как гласными, так и негласными (тайными) методами. Тайные методы были затем перенесены и на борьбу с общеуголовной преступностью [10, с. 96].
Кроме того, учреждение 12 января 1722 года Петром I прокуратуры создало исторические и государственно-правовые предпосылки для обеспечения законности сыскной деятельности посредством прокурорского надзора [13, с. 42].
Не останавливаясь на структуре органов сыска эпохи Петра Великого, продолжим анализировать источники права, являющимися предпосылками становления отрасли оперативно-розыскного права.
Уже в начале XIX в. (1801 г.) было создано Министерство внутренних дел, в ведении которого находился, в частности, сыск. В дальнейшем же царило ведомственное разнообразие. Ликвидировались одни, создавались другие полицейские органы. Нередки были и реорганизации таких ведомств. Тем не менее, несмотря на то, что уже были учреждены и функционировали полицейские органы, ответственные, в том числе, и за розыск преступников, специализированный сыскной полицейский орган ещё не существовал. Дата создания отдельной сыскной службы - отдельный предмет полемики в правовой доктрине.
В литературе имеется точка зрения, что Сыскная полиция была учреждена в 1866 г. Связывают учёные эту дату с запиской Ф.Ф. Трепова к Александру II следующего содержания: «Существенный пробел в учреждении столичной полиции составляло отсутствие особой части со специальной целью производства исследований для раскрытия преступлений, изыскания общих мер к предупреждению и пресечению преступлений. Обязанности эти лежали на чинах наружной полиции, которая, неся на себе всю тяжесть
полицейской службы, не имела ни средств, ни возможности действовать с успехом в указанном отношении. Для устранения этого недостатка и предложено учредить Сыскную полицию» [14, с. 285]. Данная записка была датирована 1866 годом. Эта же позиция подкрепляется и Отчётом о деятельности Санкт-Петербургской Сыскной Полиции за 1903 г., начинающимся фразой: «Существующая в городе Петербурге с 1866 года сыскная полиция...».
И.Ф. Крылов и А.И. Бастрыкин придерживаются иной позиции, отмечая, что Сыскная часть при канцелярии петербургского градоначальника возникла в 1873 году [15, с. 92].
Не вдаваясь в дискуссию по поводу точной даты возникновения Сыскной полиции, отметим, что некий прообраз современного уголовного розыска возник во второй половине XIX века. Однако в общероссийском масштабе Сыскная полиция еще не была создана. Она появляется лишь в 1908 г. по закону «Об организации сыскной части», когда сыскные отделения были учреждены в 89 губернских и наиболее значительных уездных городах.
Однако принятию данного закона предшествовало ещё одно важное событие - принятие Устава уголовного судопроизводства 1864 г. В данном акте, учредившем институты судебного следователя и присяжных заседателей, уже более четко определены методы сыскной деятельности, напоминающие оперативно-розыскные мероприятия (далее - ОРМ) в уже современном и привычном для нас понимании. Так, ст. 254 закрепляла следующее положение: «При производстве дознания полиция все нужные ей сведения собирает посредством розысков, словесными расспросами и негласным наблюдением, не производя ни обысков, ни выемок в домах» [16]. Словесные расспросы и негласное наблюдение - прототипы ныне существующих ОРМ «наблюдения» и «опроса». Что же касается розыска, то можно его ассоциировать с личным сыском. Следующая же статья закрепляет порядок взаимодействия двух видов деятельности - сыскной и следственной: «Произведенное дознание полиция передает судебному следователю, которому впоследствии сообщает и все дополнительные сведения, собранные ею по тому же предмету. Передавая дознание следователю, полиция доносит о том прокурору или его товарищу». Нетрудно заметить большое сходство с существующей сегодня уголовно -процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью в их симбиозе.
Возвращаясь к Закону «Об организации сыскной части» 1908 г., следует добавить, что в данном акте была сделана попытка объединить полицейские (сыскные) и следственные функции сыскной части. Проявлялось это в двойной подчиненности сыщиков, с одной стороны, руководителю органа, и прокуратуре, с другой.
На конец эпохи самодержавия приходится и зарождение науки уголовного сыска. Это означает, что в области развития ОРД был открыт второй фронт, где в дело вступили учёные. При Департаменте полиции в 1903 году были организованы учебные курсы для начальников сыскных отделений. Лекции читал опытный сыщик В.И. Лебедев, издавший в 1909 г. курс своих лекций отдельной книгой [1, с. 17].
2) Советский (постреволюционный) этап
Данный период в жизни государства ознаменован не только ломкой общественных отношений, переходом к иной форме правления и сменой политического курса, но и изменением методов правоохранительной деятельности, способов борьбы с преступностью, а также перестройкой системы правоохранительных органов. Результат многовекового развития оперативно-розыскной деятельности монархической России был практически умножен на ноль. Поскольку ни законодательной, ни практической базы в этой области не было, государственный аппарат был вынужден обратиться к опыту предшественников, чтобы дать старт правовому регулированию отношений криминального характера. Ф.И. Раззаков отмечает: «В 1913 году в Швейцарии на Международном криминалистическом конгрессе Московская сыскная полиция (ее тогда возглавлял Аркадий Францевич Кошко) была признана лучшей в мире. Раскрываемость преступлений в Москве
составляла 52 %. <...> После февраля 17-го убийства в Белокаменной выросли в 10 раз, а раскрываемость их равнялась практически нулю» [17, с. 1]. Всё это требовало скорых, но взвешенных решений руководства страны.
25 октября (8 ноября) 1917 г. после вооруженного восстания в Петрограде государственная власть переходит к Всероссийскому Съезду Советов рабочих и солдатских депутатов, исполнительным органом которого является Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). На основании Декрета II Всероссийского съезда Советов при ВЦИК создается Совет Народных Комиссаров (СНК) РСФСР, объединивший и возглавивший 13 комиссариатов, в числе которых и Народный комиссариат внутренних дел [18]. В ведении комиссариата внутренних дел находилась рабочая милиция.
Актов законодательного уровня, регулирующих сыск, на тот момент ещё не было по причине отсутствия надлежащей законодательной ветви власти. В связи с этим деятельность сыщиков регламентировалась инструкциями и положениями. В соответствии с Положением о Рабоче-Крестьянской Милиции 1920 г. в состав Рабоче-Крестьянской Милиции входила розыскная милиция как подразделение, и агенты розыска как должностные лица. Кроме того, в данном акте упоминается об Уголовном Розыске, Следственно-Розыскных отделах и столах [19]. Как видно, структура Рабоче-Крестьянской Милиции уже схожа с нынешней организацией МВД, где также присутствует уголовный розыск, а также следственные отделы.
В 1917 г. создаётся и Всероссийская чрезвычайная комиссия. Несмотря на её предназначение - борьбу с контрреволюцией, Комиссия занималась и сыском в отношении и общеуголовных преступлений.
Первым актом уголовно-процессуального характера законодательного уровня явился Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1922 г., где в ст. 102 уголовный розыск был закреплен как орган дознания, полномочный проводить негласные проверки [20].
Дальнейшее развитие ОРД было связано с бесконечной реорганизацией оперативно-розыскных органов, как пишут некоторые учёные [1].
В 1930 годы, в относительно короткий исторический промежуток субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, выступали Народный комиссариат внутренних дел (НКВД), Народный комиссариат государственной безопасности (НКГБ), военная контрразведка «Смерш», Министерство государственной безопасности (МГБ), Комитет государственной безопасности (КГБ), Министерство внутренних дел (МВД) и др. [1].
В военные годы продолжал действовать НКВД, а в 50-60 года помимо курса десталинизации отметились и серьезной работой в области противодействия преступности. В 1958 г. были приняты Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. В соответствии со ст.29 данного документа на органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно - розыскных мер в целях обнаружения признаков преступления и лиц, их совершивших [21]. Однако унификации в этом отношении достигнуто не было, поскольку в ст.30 Основ уже говорится о неких «розыскных действиях». Вероятно, они представляют собой то же, что и оперативно-розыскные меры. Но однозначно утверждать об этом будет неправильно. Несмотря на это можно смело утверждать, что в данный период развития российского государства речь шла о той оперативно-розыскной деятельности, которую в большем своём проявлении мы наблюдаем сейчас, с учётом условий современности.
Кроме того, с 1950 годами связано дальнейшее совершенствование оперативно-розыскной науки. В 1956 г. в Высшей школе МВД СССР была образована кафедра оперативной работы органов внутренних дел. В научно-исследовательском институте милиции МВД СССР в эти же годы был создан отдел по научной разработке оперативно-розыскной проблематики. Также начал издаваться бюллетень «Оперативно-розыскная работа», который обобщал использование специальных сил, средств и методов борьбы с преступностью [22, с. 31].
Позднее наука оперативно-розыскной деятельности была признана известным учёным-криминалистом в качестве самостоятельной, выделившейся из криминалистики. Р.С. Белкин оперирует термином «ОРД как отрасль юридической науки» [23]. Об ОРД как самостоятельной отрасли права речь тогда не шла.
УПК РСФСР, просуществовавший до 2002 года, во многом перенял уголовно-процессуальные понятия и их формулировки у Основ, и понятие розыскных мер и действий не исключение. В Основах и УПК закреплялась цель применения оперативно-розыскных мер - обнаружение преступлений и лиц, их совершивших, порядок, основания и методы осуществления оперативно-розыскной деятельности остаются на ведомственном уровне и регулируются внутренними актами, зачастую секретного характера. 8 июня 1973 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об основных правах и обязанностях советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью» к уже существующим была добавлена цель - пресечение преступлений и иных антиобщественных действий.
3) Современный этап
13 марта 1992 г. Верховным Советом РФ был принят первый открытый законодательный акт, регламентирующий ОРД, — Закон РФ № 2506-1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (утратил силу в связи с принятием Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). На данном акте можно завершить рассмотрение исторической ретроспективы оперативно-розыскного права, поскольку дальнейшее исследование оперативно-розыскной деятельности является ничем иным, как изучением её современного состояния, а не истории.
Таким образом, можно сделать вывод, что история не показывает стремления теоретиков и практиков в области оперативно-розыскной деятельности к обоснованию самостоятельности отрасли оперативно-розыскного права. Законодательство об ОРД развивалось с переменным успехом, появлялись новые органы и их подразделения в целях противодействия преступности. Нечто, напоминающее ОРД в современном для нас понимании, стало прослеживаться в актах общего характера: Византийские договоры, Русская правда, Судебники, Соборное уложение. Развитию законодательства об ОРД способствовало и появление специальных учреждений, занимающихся сыском, - Приказа тайных дел, Тайной канцелярии сыскных дел, затем -Министерства внутренних дел и других. Устав уголовного судопроизводства 1864 г. регламентировал, хотя и весьма скупо, родственную уголовно-процессуальной оперативно-розыскную деятельность. Далее уже стали появляться «тематические» законы, затрагивающие узкую сферу ОРД (например, Закон «Об организации сыскной части» 1908 г. и др.). Наиболее стремительно развивалась оперативно-розыскная деятельность, как и законодательство о ней, при Советах, что, наверное, можно объяснить методами ведения политики при приходе их к власти в 1917 г. - расправы с несогласными с новой властью велись при содействии Чрезвычайной комиссии посредством розыска и тайных методов сыска.
Все эти исторические изменения смело можно назвать предпосылками возникновения оперативно -розыскного права, поскольку право традиционно понимается как совокупность правил поведения, регулирующих определенную сферу общественных отношений.
Что же касается оперативно-розыскного права как отрасли, то речь об этом в историческом прошлом (не беря во внимание период существования ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995 г.) идти не могла. По справедливому замечанию А.Ю. Шумилова, в период существования СССР постановка вопроса об оперативно-розыскном праве была бы сочтена кощунственной, так как на официальном уровне отрицалось наличие практики каких-либо ограничений гражданских прав и свобод личности в Советском Союзе вне границ судебной юрисдикции [24, с.44-45].
Список используемой литературы:
1. Напр.: Давыдов С. И., Пинчук А. П. О критериях выделения самостоятельной отрасли оперативно-розыскного права // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 3 (55). С. 10-18.
2. Дубоносов, Е. С. Основы оперативно-розыскной деятельности : учебное пособие для вузов / Е. С. Дубоносов. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2011. — 350 с.
3. Маркушин, А. Г. Оперативно-розыскная деятельность : учебник и практикум для вузов / А. Г. Маркушин. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 301 с.
4. Оперативно-розыскная деятельность: учеб. / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. М., 2001.
5. Русско-византийский договор // 100 главных документов истории [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - 2020. - Режим доступа : http://doc.histrf.ru/10-16/russko-vizantiyskiy-dogovor/ - Загл. с экрана.
6. Русская правда. Пространная редакция // 100 главных документов истории [Электронный ресурс]. -Электр. дан. - 2020. - Режим доступа : http://doc.histrf.ru/10-16/russkaya-pravda-prostrannaya-redaktsiya/ - Загл. с экрана.
7. Буракшаев Е.К. Правовое регулирование института «пошлины» по Судебнику 1497 г. // Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории «Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества: историко-правовые и теоретико-методологические аспекты». 2015. №5.
8. Захарцев С. И., Кирюшкина Н. О., Сальников В. П. История возникновения и развития оперативно-розыскных мероприятий // Юридическая наука: история и современность. 2015. № 12.
9. Стус Н.В. Судебный, сыскной и розыскной процесс в законодательстве России XV-XVШ веков // Общество и право. 2014. № 4 (50). С. 309 - 313.
10. Горюнов В.Е. Становление опроса как оперативно-розыскного мероприятия // Правопорядок: история, теория, практика. 2017. № 4 (15). С. 95-102.
11. Соборное уложение 1649 г. М., Изд -во Моск. ун-та, 1961.
12. Чебанова Н.С. Сыскной приказ (Приказ сыскных дел) Московского государства XVII века (функции, полномочия, делопроизводство) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2013. № 2 (118).
13. Основы теории оперативно-розыскной деятельности и прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности : учебное пособие / Е. Л. Никитин, Г. В. Дытченко. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2018. - 156 с.
14. Высоцкий И.П. Санкт-Петербургская столичная полиция и градоначальство (1703-1903) : Краткий ист. очерк. - СПб. : Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1903. - 326 с.
15. Крылов И.Ф., Бастрыкин А.И. Розыск, дознание, следствие. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1984. - 216 с.
16. Устав уголовного судопроизводства // Сайт Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - 2020. - Режим доступа : https://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/3137/ - Загл. с экрана.
17. Раззаков Ф.И. Бандиты времён социализма / Ф.И. Раззаков. - М. : Эксмо, 1996.
18. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел : учебник / [А. Г. Белый и др.] ; под общ. ред.: Ю. А. Агафонова, Ю. Ф. Кваши ; М-во внутренних дел Российской Федерации, Краснодарский ун-т. - Краснодар : КрУ МВД России, 2008. - 264 с
19. О рабоче-крестьянской милиции от 10 июня 1920 г. (Положение) (фактически утратил силу) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации [Электронный ресурс]. - Электр. дан. -2020. - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/901974513 - Загл. с экрана.
20. Постановление ВЦИК от 25.05.1922 «Об Уголовно-Процессуальном Кодексе» (вместе с «Уголовно-Процессуальным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.») // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». - Электр. дан. - Режим доступа :
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=4006#07978301595794812 - Загл. с экрана.
21. Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик от 25 декабря 1958 г. (с изменениями на 12.06.90) (не действует с 01.07.2002 на основании Федерального Закона РФ от 18.12.2001 N 177-ФЗ) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации [Электронный ресурс]. -Электр. дан. - 2020. - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/9006425 - Загл. с экрана.
22. Климов И.А., Синилов Г.К. Предмет, система, методология, история и перспективы развития теории оперативно-розыскной деятельности. М., 1995.
23. Белкин Р.С. Криминалистика и новые области научных знаний // Труды Омской ВШ МВД СССР. 1973. Вып. 16. С. 3-15.
24. Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскное право: иллюзия и реальность // Правоведение. 1994. № 4. С.
44 - 45.