Научная статья на тему 'Становление отечественной этноархеологии и участие в нем омских ученых'

Становление отечественной этноархеологии и участие в нем омских ученых Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
74
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление отечественной этноархеологии и участие в нем омских ученых»

становление отечественной этноархеологии и участие в нем омских ученых

В марте 1993 г в Омском государственном университете и Омском филиале Объединенного института истории, филологим и философии Сибирского отделения РАН была создана научная поисковая группа по проведению фундаментальных исследований многокомпонентных этнографо-археологических социокультурных комплексов и формированию в российской науке нового научного направления - этноархеологии. А уже в резолюции Международной научной конференции "Аборигены Сибири: проблемы сохранения исчезающих языков и культур", состоявшейся в Новосибирске в июне 1995 г, было записано: "В Сибири формируется новое фундаментальное направление -этноархеология, интегрирующая на новом качественном уровне методы и достижения этнографической и археологической наук. Этноархеологическое направление, представленное в первую очередь учеными Омского филиала Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН, призвано решать широкий круг проблем, связанных с изучением истории социальных организмов и культуры на разных стадиях развития..."1 .Омские этноархеологи провели пять ежегодных всероссийских научных семинаров "Интеграция археологических и этнографических исследований" в Омске, Новосибирске и Уфе2, занимаются организацией шестого (уже международного уровня) семинара в Санкт-Петербурге в октябре 1998 г. и седьмого - в Москве в июне 1999 г. На этих научных форумах они апробируют результаты своих исследований и обогащаются опытом за счет прямых контактов с учеными разных регионов России и ряда зарубежных стран. Кроме того, в Омске с 1993 г. постоянно действует научный семинар межведомственного характера "Этнографоархеологические комплексы народов Сибири" (научный руководитель академик АГН и ACH, профессор, доктор исторических наук Н.А.То-милов).

Работа нашей группы, а сегодня это уже лаборатория этноархеологии, вообще-то рассчитана на много лет. Участники третьего всероссийского семинара по этноархеологии в Новосибирске в 1995 году высказали мнение, что омичам потребуется еще 2-3 года для завершения экспериментальной работы по разработке и апробации методики конструирования этнографо-археологических комплексов3 , не менее 15-18 лет-для проведения работы по конструированию и изучению ЭАК у тюркских, самодийских и угорских народов и русских Западной Сибири и еще 3 -5 лет - для осуществления обобщающей научной интерпретации всего объемного материала".

И вот, кажется, завершается первый этап по отработке методики. В его ходе создан целый цикл вопросников и программ по этноархеологической полевой работе, намечено опубликовать их отдельной книжкой, предназначенной для вузов и научных институтов. А в поле произведены раскопки значительных по объему массивов поселений XVII-XIX вв. татарско-тюркских групп населения Бергамак III, IX, XI, Алексеевка XIII, русской деревни XVIII в. Бергамак I, могильников

Алексеевка I, Бергамак II в Муромцевском районе Омской области. В раскопках принимали участие и этнографы, а археологи в свою очередь пытались методы своей науки опробовать в этнографическом поле. Так, этнографами по опыту археологов были проведены инструментальные съемки некоторых населенных пунктов аялынских татар и русских (д. Окунево, Берняжка, Чеплярово, Инцисс и др.) и их современных кладбищ. В результате зафиксировано развитие этих объектов и некоторые особенности их функционирования.

На раскопках русского поселения Бергамак I

Фото О. Яковлевой

Другой пример: при опросе местных жителей было выявлено местонахождение могильника тарских татар, а затем проведено его археологическое обследование. Кроме того, был раскопан рыболовный запор, использовавшийся еще 20-30 лет тому назад, проведены разведки по выявлению современных рыболовных сооружений и сняты их инструментальные планы. В археологических экспедициях этнографы участвовали в исследовании жилищных сооружений и могил, фиксируя достаточно специфические моменты, на которые археологи редко обращают внимание.

В области конструирования этнографо-археоло-гических комплексов интересные результаты получены по темам "Погребальн ый обряд", Народные знания", "Поселения", "Землепользование и природопользование", "Керамическое производство" и ряду других. Для исследования указанных тем были созданы рабочие группы, состоящие из 2-6 человек. В связи с тем что наша исследовательская группа состоит всего из 11 человек (помимо авторов этой статьи в ее состав входят М.Бережнова, В.Богомолов, А.Жук, Л.Кадырова, М.Корусенко, С.Корусенко, А.Селезнев, С.Та-

ИНФОРМАЦИЯ

89

тауров и Л.Татаурова), каждый выполняет, как правило, 3-4 темы. Вокруг них образуются группы аспирантов, стажеров и студентов. Всего в данной работе участвуют сегодня до 30 исследователей.

После сбора материалов были проведены их классификация и первичный анализ. Приведем только несколько примеров полученных результатов. Совершенно очевидно, что поселения тарских татар и русских в Х\/11-ХУ111 вв. имели обширную периферию, состоящую из мест хозяйственного освоения (рыболовные, сенокосные, ягодные, охотничьи, земледельческие и прочие угодья), иногда включающую какие-то сооружения и тесно связанную с другими объектами путями сообщения. При обычных археологических работах выявить комплексы, оставленные одной и той же группой населения, почти невозможно. Совместные археолого-этнографические работы позволяют это сделать.

• ^ 1

Инструментальная съемка намогильного сооружения на кладбище татарской деревни Берняжка Омской области. Фото М.А. Корусвнко

Проблема структуры поселений тесно связана с системами землепользования и шире - природопользования. Оказывается, многие элементы этой системы очень устойчивы, их можно проследить на протяжении нескольких сотен лет. Жители многих деревень традиционно считают некоторые угодья своими и не оставляют их даже при перемещении населенных пунктов

в другие места. Также традиционна и устойчива система путей сообщения. Лишь в 1950-1980-е годы были опрямлены некоторые трассы, а часть дорог лишилась своего прежнего значения. Ио'йх все-таки постоянно используют "по привычке" местные жители.

При разработке темы "Народные знания" были выявлены природно-географические особенности мест расселения тарских татар и русских и определены блоки знаний, необходимые для правильного выбора места основания деревни. Некоторые народные знания, например, касающиеся болезней, можно реконструировать. Имеющиеся современные материалы по народной медицине относятся чаще всего к болезням мягких тканей, а археологические данные свидетельствуют больше о болезнях костей (ушибы, переломы, патологические изменения). Удается выяснить, что категория лиц, умевших их лечить, существовала и мниш векив мааад.

Реконструкция накосного украшения (по материалам могильника Бергамак II)

Костяной гребень из могильника Бергамак II

Прослежены основные этапы эволюции погребального обряда татар от захоронений в овальной яме в XVII в. до ям с подбоями и современными сложными надмогильными сооружениями. Менялось значение берестяных и войлочных покрытий и перекрытий. Можно предполагать универсализацию обряда в связи с распространением ислама. Кстати, материалы погребального обряда свидетельствуют, что большая часть татар приняла ислам не в XIV веке, а значительно позже -вХУШ-Х1Хвеках.

Тема "Керамика" позволила нам изучить не только технологию изготовления посуды, но и выявить месторождения глин, понять этнокультурные взаимосвязи групп населения и выяснить эквиваленты при обжиге посуды.

В настоящее время группа этноархеологов завершает этап проведения полевых работ и переходит к собственно конструированию этнографо-археологи-ческих комплексов. Именно здесь, используя закон сопряженности этнокультурных и социокультурных явлений в социокультурных системах, мы надеемся получить новую историческую информацию, которая, как нам представляется, позволит сделать новые открытия в истории народов Сибири.

Кроме разработки общетеоретических, методологических проблем интеграции двух наук изучение этно-графо-археологических комплексов позволяет не только исторически увидеть этногенетические и этно-исторические процессы, но и решать другие задачи:

реконструировать систему землепользования древнего, средневекового и нового времени населения, выявлять закономерности расселения жителей в при-родно-географической зоне в разные исторические периоды, комплекс народных рациональных знаний и др. А все это может дать немало материалов для использования их в решении проблем современности. Кстати, омские этноархеологи за эти годы по результатам исследований подготовили 5 аналитических записок и ряд предложений по практическим вопросам хозяйства и культуры для административных органов Омской области.

Мы планируем продолжать издавать научную серию "Этнографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума" (первый том вышел в Новосибирске в 1996 г.5, два выйдут в этом году) и приглашаем к сотрудничеству коллег, занимающихся сходными проблемами, втом числе и специалистов других научных дисциплин, включая естественные науки.

1 Аборигены Сибири: проблема сохранения исчезающих языков и культур: Резолюция международной конференции 26-30 июня 1995 г.) // Наука в Сибири [Новосибирск]. - 1995. - N 30. - С.9.

2 Интеграция археологических и этнографических исследований: Материалы Всероссийского семинара // Археологические микрорайоны Западной Сибири / Отв. ред. С.С.Тихонов. - Омск, 1994. - 4.2. - С.103-149; Интеграция археологических и этнографических исследований / Отв. ред. А.Г.Селезнев, Н.А.Томилов. - Омск: Издание Омск, филиала Объединен, ин-та истории, филологии и

философии, 1995. - 4.1. - 97 е.; 4.2. - 92 е.; Интеграция археологических и этнографических исследований / Отв. ред. С.Н.Корусенко, В.И.Соболев, Н.А.Томилов. - Новосибирск-Омск, 1996.-4.I. - 114 с.; Ч.И. - 113 с.; Интеграция археологических и этнографических исследований / Отв. ред. Л.М.Кадырова, Н.А.Томилов. - Омск-Уфа: Издание Омск, филиала Объединен, ин-та истории, филологии и философии, 1997. -191 е.; Тихонов С.С., Томилов H.A. I и II всероссийские научные семинары "Интеграция археологических и этнографических исследований" // Этно-графо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума. - Новосибирск, 1996. - С.201-206; Томилов H.A., Селезнев А.Г., Тихонов С.С. Ill всероссийский научный семинар "Интеграция археологических и этнографических исследований" // Этнографическое обозрение. - 1997. -№2.-С.139-142.

3 Подробнее о теории и методике этнографо-архео-логических комплексов см.: Томилов H.A. Проблема этно-графо-археологических комплексов в исследованиях омских этноархеологов //Этнографическое обозрение. -1998.-N 1.-С. 3-14.

' Решение III всероссийского научного семинара "Интеграция археологических и этнографических исследований", посвященного 110-летию со дня рождения С.И.Руденко: 16 ноября 1995 года / Составители С.С.Тихонов, Н.А.Томилов. - Омск: Издание Омск, ун-та, 1995. -С.6.

5 Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума / Гл. ред. серии Н.А.Томилов: Отв. ред. С.С.Тихонов, Н.А.Томилов. - Новосибирск: Наука, 1996. -Т.1. - 220 с.

С. С. Тихонов, H.A. Томилов

всероссийская конференция по истории и проблемам сибирской деревни

26-27 февраля с.г. в Омске прошла Вторая всероссийская научно-практическая конференция "Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития". Ее организовали Омский аграрный университет, Омский филиал Объединенного института истории, филологии и философии (ОИИФФ) СО РАН, Сибирский филиал Российского института культурологии и Администрация Омской области, асоорга-низаторами стали Институт истории СО РАН, Сибирский культурный центр, Омская областная организация общества "Знание".

Первая конференция, состоявшаяся в г. Омске в феврале 1996 г., приняла решение о необходимости регулярного проведения подобных научных форумов с целью более глубокой научной разработки аграрной тематики учеными-гуманитариями и выработки научных рекомендаций для местных и федеральных органов власти по проведению реформ в современных условиях.

К началу конференции был выпущен сборник тезисов 104 докладов. Всего в конференции "приняли участие свыше 130 человек (в 1996 г. их было 70), заслушаны 68 докладов ученых и практиков из 17 городов России, в том числе Барнаула, Ишима, Москвы, Кемерово, Новосибирска, Томска, Тюмени и др.

На первом пленарном заседании его участников приветствовали детский образцовый фольклорный ансамбль "Дивно" Дворца культуры предприятия "Омскшина"(руководитель Т.С. Шиленкова, концертмейстер В.И.Силкин), ректор Омского аграрного университета академик Н.М. Колычев, директор Омского филиала ОИИФФ профессор H.A. Томилов. На двух пленарных заседаниях были заслушаны доклады В.В. Бабашкина (Москва) "Крестьяноведение как особое научно-дисциплинарное направление", А.Д. Колесникова (Омск) "Этапы селообразования и земледельческого освоения Омского Прииртышья", В.А. Каменевой и Д.Я. Резуна (Новосибирск) "Архитектура сельских церквей Томского уезда по материалам "Чертежной книги Сибири" С.У. Ремизова 1701 г.", И.В. Лоткина и H.A. Томилова (Омск) "Беженцы и вынужденные переселенцы в Западной Сибири и региональная миграционная политика", Л.С. Семина и В.А.Лихачева (Омск) "Современные проблемы проведения земельной реформы на селе", А.И.Тарелкина (Омск) "Проблемы занятости сельскохозяйственного населения в условиях экономических реформ".

Работа конференции проходила в следующих четырех секциях:"Историография и источниковедение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.