Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ОРГАНОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ'

СТАНОВЛЕНИЕ ОРГАНОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1459
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШИЕ ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ / ПАЛАТА ЛОРДОВ / ЮРИСДИКЦИЯ / ВЕРХОВНЫЙ СУД / АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ / ТАЙНЫЙ СОВЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горшенева Ирина Аркадьевна, Соколова Антонина Борисовна

Современное состояние судебной системы Великобритании является, с одной стороны, итогом хаотического развития в течение многих веков, а с другой, - результатом ряда судебных реформ, последняя из которых, конституционная, инициированная лейбористским правительством в конце XX в., привела к созданию функционирующего с 2009 г. и по сей день нового высшего органа: Верховного суда Великобритании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Горшенева Ирина Аркадьевна, Соколова Антонина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF JUDICIAL BODIES IN THE UNITED KINGDOM

The British court system today is, on the one hand, the result of many century unsystematic development, but on the other one, the product of several judicial reforms. The latest one, initiated by the Labour government in the end of the XX century, brought about the creation of a new highest judicial body - the Supreme Court of the United Kingdom which has been functioning since 2009.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ОРГАНОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ»

УДК 34 DOI 10.24412/2073-0454-2021-1-264-266

ББК 67 © И.А. Горшенева, А.Б. Соколова, 2021

СТАНОВЛЕНИЕ ОРГАНОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Ирина Аркадьевна Горшенева, заведующая кафедрой иностранных языков, кандидат юридических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: office@unity-dana.ru

Антонина Борисовна Соколова, доцент кафедры иностранных языков

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. Современное состояние судебной системы Великобритании является, с одной стороны, итогом хаотического развития в течение многих веков, а с другой, — результатом ряда судебных реформ, последняя из которых, конституционная, инициированная лейбористским правительством в конце XX в., привела к созданию функционирующего с 2009 г. и по сей день нового высшего органа: Верховного суда Великобритании.

Ключевые слова: высшие органы судебной власти, Палата лордов, юрисдикция, Верховный суд, апелляционная инстанция, Тайный Совет.

DEVELOPMENT OF JUDICIAL BODIES IN THE UNITED KINGDOM

Irina A. Gorsheneva, Head of the Department of Foreign Languages, Candidate of Legal Sciences, Professor, Honored Worker of Higher School of the Russian Federation

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: office@unity-dana.ru

Antonina B. Sokolova, Associate Professor of the Department of Foreign Languages

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: office@unity-dana.ru

Abstract. The British court system today is, on the one hand, the result of many century unsystematic development, but on the other one, the product of several judicial reforms. The latest one, initiated by the Labour government in the end of the XX century, brought about the creation of a new highest judicial body — the Supreme Court of the United Kingdom which has been functioning since 2009. Keywords: supreme judicial bodies, House of Lords, jurisdiction, Supreme court, appellate instance, Privy Council.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Горшенева И.А., Соколова А.Б. Становление органов судебной власти в Великобритании. Вестник Московского университета МВД России. 2021 ;(1):264—266.

История английской судебной системы, как и большинства других государственных институтов Великобритании, уходит далеко вглубь веков и носит своеобразный национальный характер. Система начала формироваться после захвата власти в Англии в 1066 г. нормандским герцогом Вильгельмом, получившим в истории Англии прозвище Вильгельм Завоеватель. Учитывая то, что переход власти в стране произошел насильственным путем и представители высших слоев не считали Вильгельма законным монархом, он был вынужден создать органы, которые помогли бы ему легитимизироваться и править на основе законов, общих для всей завоеванной им страны1. Среди образованных им институтов можно выделить органы, осуществлявшие судопроизводство для населения в целом, и отдельные структуры, функционировавшие при особе короля.

Для осуществления судебной практики Вильгельм уже в самом начале своего правления посылал назначенных им судей с объездами страны для ре-

шения гражданских конфликтов и производства по уголовным делам. Протоколы судебных заседаний и запись вынесенных приговоров велись с особой тщательностью и хранились в Лондоне, образуя с течением времени основу для возникновения прецедентного права, которое до сих пор работает в Великобритании и многих бывших британских колониях, включая США2.

А при особе короля существовал совет, который носил латинское название Куриа регис и выполнял различные властные функции — законодательную, исполнительную и судебную3. Можно говорить о том, что из этого совета впоследствии развились такие органы, как суды высшей инстанции и кабинет министров. Кроме того, входящие в этот Совет при-

1 Peter Kellner. Democracy: 1,000 Years in Pursuit of British Liberty, 2009.

2 Светлана Бошно. Теория права и государства, 2017.

3 George Burton Adams. The Origin of the English Constitution, 2012.

ближенные короля стали впоследствии основой созданного парламента4. Некоторые исследователи высказывали даже предположение, что именно от королевского совета Палата лордов английского парламента унаследовала свою судебную функцию.

В стране, помимо королевских, имелись и другие виды судов, например, церковные и общинные. Однако, следует отметить, что развитие судебной системы было достаточно хаотичным, по случаю и бессистемно в нее добавлялись различные учреждения; вплоть до XX в. функционировали разнообразные судебные органы, чьи полномочия не всегда были точно определены, а иерархия не имела четкого выражения. «Судебная система Англии полна неожиданностей. Она не поддается никакой научной классификации»5.

В XIII в. на базе Королевского совета и с добавлением представителей рыцарства и горожан был образован новый орган, получивший законодательные функции — Парламент. Одной из его основных функций на начальном этапе было утверждение или отклонение введения королевской властью новых налогов. Вначале все сословия заседали вместе, а затем разделились на две палаты, при этом судебные функции отошли к Палате лордов, членство в которой было наследственным.

До середины XIX в. в Палате лордов рассматривались в первой инстанции дела, возбужденные против пэров, также в порядке импичмента инициировались дела об индивидуальной ответственности высших должностных лиц государства. Выступая в качестве высшей апелляционной инстанции Соединенного королевства, Палата лордов рассматривала жалобы на решения по уголовным и гражданским делам, поступившие из нижестоящих судов Англии, Уэльса и Ирландии, а по гражданским делам — из судов Шотландии6.

В последней трети XIX в. правительство Дизраэли запланировало лишить Палату лордов судебных полномочий, но затем передумало, и в соответствующем акте 1876 г., принятом в рамках проводимых реформ, эти полномочия были подтверждены в полном объеме7. Однако, при этом законодательно закреплялась уже сложившаяся традиция, гласившая, что рассмотрение судебных дел и апелляций должно происходить при участии не менее трех «судебных лордов», т.е. пэров, занимавшихся вопросами юриспруденции. Таким образом, было положено начало повышению качества рассмотрения судебных дел. Дополнительным средством в этом направлении стало также зафиксированное в указанном законе положение о присвоении сувереном пожизненных титулов баронов высокопрофессиональным юристам, которые выполняли функции лордов по апелляции. Их роль состояла в

консультировании лорд-канцлера по жалобам на решения нижестоящих судов, поступавших в Палату лордов. Таким образом, начиная с 1876 г., в Палате лордов действовал Апелляционный комитет из 12 лордов-судей, имевших опыт работы в юриспруденции.

После принятия Акта об апелляционной юрисдикции стало появляться все больше статутов, регулирующих работу Палаты лордов в области судебной деятельности. Однако, все чаще поднимался вопрос о необходимости радикальной судебной реформы, способной реализовать предложенный еще в XVII в. Джоном Локком и Монтескье принцип разделения властей, с тем, чтобы законодательная и исполнительная власть не находились в одних руках, иначе такой орган может манипулировать законами для своей выгоды, в ущерб благосостоянию граждан8.

И наконец, в 2005 г. по инициативе лейбористского правительства во главе с Тони Блэром, Парламентом был принят Акт о Конституционной реформе, на основании которого был создан новый судебный орган, Верховный суд Соединенного Королевства, получивший все судебные полномочия Палаты лордов британского Парламента. Данная трансформация произошла в рамках процесса реформирования деятельности Палаты лордов, начатого еще в 1999 г. Вообще, тема радикального реформирования Палаты или даже ее ликвидации как учреждения, не отвечающего демократическим принципам и не играющего важной роли в работе парламента, впервые была поднята еще в 1911 г. В течение XIX в. ее полномочия постепенно урезались, и в ХХ в., в отличие от многих других «верхних» палат национальных парламентов, она (за небольшим исключением) уже не обладала правом вето.

После реформы 1999 г. часть наследственных пэров была удалена из палаты в качестве первого шага к переходу к формированию верхней палаты британского парламента путем демократических выборов. Сегодня ее действия в рамках принятия новых законодательных актов сводятся в основном к разного рода консультированию и рекомендациям. И это довольно ответственная функция, потому что пополнение рядов палаты путем наследования места в парламенте более не происходит, а ее члены назначаются по рекомендации нижней палаты, затем кандидатуры

4 URL://https://www.britannica.com/topic/Curia-Regis

5 Арчер П. Английская судебная система. М., 1959.

6 Косых Е.С. Палата лордов: история формирования и эволюция судебных полномочий // Universum: Общественные науки: электрон. научн. журн. 2014. № 6(7).

7 Appellate Jurisdiction Act 1876 // URL://http://www.legislation. gov.uk/ukpga/1876/59/pdfs/ukpga_18760059_en.pdf

8 Князева С.А. «История политических и правовых учений. Шпаргалки», 2012.

№ 1 / 2021

Вестник Московского университета МВД России

265

утверждаются премьер-министром и королевой. Основанием для такого назначения является большой профессиональный опыт и заслуги в какой-либо важной области, что делает Палату лордов важным инструментом экспертизы планирующихся к принятию законопроектов. Работа эта проходит в рамках комитетов Палаты лордов.

Что же касается судебных полномочий Парламента, то, в соответствии с Актом о конституционной реформе 2005 г., вместо апелляционного комитета Палаты лордов, эти функции с 2009 г. выполняет Верховный суд Великобритании (Supreme Court of the United Kingdom), члены которого назначаются королевой по рекомендации премьер-министра. Верховный суд состоит, как и исчезнувший апелляционный комитет, из 12 судей, и в первоначальный его состав вошли 10 из 12 членов апелляционного комитета Палаты лордов. Таким образом, Верховный суд сегодня является высшей судебной инстанцией по гражданским делам для всех составляющих Соединенного Королевства — Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Рассмотрение апелляций на решения судов по уголовным делам в Шотландии в его юрисдикцию не входит. Для этой категории дел высшей инстанцией выступает отдельный Высший уголовный суд (High Court of Justiciary), заседания которого обычно проходят на территории Шотландии, традиционно обладающей некоторой автономией в юридических вопросах.

В юрисдикцию Верховного суда Великобритании входят также частично переданные ему функции Судебного комитета Тайного совета: разрешение конфликтов между центральным правительством и правительствами входящих в Великобританию Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии; рассмотрение вопросов о делегировании некоторых государственных полномочий местным органам власти Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии, прежде всего национальным законодательным органам — национальным ассамблеям, созданным в ходе децентрализации законодательной власти Британии в 1998 г. по инициативе лейбористского правительства. Кроме того, Верховный суд уполномочен контролировать соответствие законов, принимаемых британским Парламентом и вышеуказанными местными законодательными органами законодательству Британии и Европейской конвенции по правам человека. Однако, в отличие от Верховных судов многих других государств, Верховный суд Соединенного Королевства не имеет права отменить закон, принятый парламентом, так как эта функция возложена на сам парламент. Тем не менее, суд вправе вынести решение о несоответствии принятого закона Европейской конвенции по правам

человека, в таком случае парламент или ассамблея будут обязаны внести соответствующие поправки.

К кандидатам в судьи Верховного суда предъявляются высокие требования. Кандидат должен иметь не менее 15 лет стажа работы адвокатом9 и не менее двух лет стажа на высокой судебной должности (работа судьей в Высоком суде (High Court of Justice) Англии, Уэльса или Северной Ирландии, в Апелляционном суде (Court of Appeal) Англии и Уэльса, в Сессионном суде Шотландии ^ourt of Session). В составе суда представители всех частей Великобритании должны иметь пропорциональное представительство.

Судьи назначаются пожизненно, но должны уйти в отставку в возрасте 70 лет. Для участия в заседаниях Верховного суда его председатель может приглашать членов одного из высших судов Англии и Уэльса.

В отличие от Палаты лордов, один высший судебный орган — Судебный комитет Тайного совета, известный как Тайный совет (Privy Council), сохранил свои функции в качестве Верховного апелляционного суда по делам Содружества10, т.е. по решениям, принятым на немногих сохранившихся заморских «территориях», а также в некоторых независимых странах, входящих в Британское содружество.

Исторически Тайный совет был консультативным органом при особе монарха, наделенным и законодательными функциями. Его предшественником при англосаксонских монархах был витенаге-мот, состоявший их самых родовитых аристократов Англии. Когда англосаксонская знать перестала играть важную роль при королевском дворе, его сменил Тайный совет, обладавший большими полномочиями, в том числе и судейскими. Совет мог рассматривать дела и выносить приговоры (кроме смертных), не будучи связан правилами проведения судебной процедуры.

Постепенно, с переходом реальной власти от короля к премьер-министру, значимость Тайного совета как консультативного органа при особе суверена уменьшалась, хотя до сегодняшнего дня он продолжает выполнять некие административные функции, а его Судебный комитет — функции апелляционного суда по делам Содружества (но не судов на территории Великобритании). Поэтому в состав Судебного комитета Тайного совета входят старшие судьи как британские, так и из стран Содружества, назначенные в качестве Тайных советников.

9 На должность судьи обычно приглашаются успешные профессиональные адвокаты-барристеры, получившие звание «королевского советника».

10 Британское Содружество Наций, международная организация, объединяющая сегодня 52 независимые страны и ряд зависимых территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.